Library
|
Your profile |
Architecture and design
Reference:
Ukraintceva A.V.
Modern trends in the architecture of Orthodox churches in Irkutsk
// Architecture and design.
2017. № 4.
P. 13-21.
DOI: 10.7256/2585-7789.2017.4.27009 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=27009
Modern trends in the architecture of Orthodox churches in Irkutsk
DOI: 10.7256/2585-7789.2017.4.27009Received: 30-07-2018Published: 15-10-2018Abstract: The goal of the work is to identify the leading trends and prospects for the development of modern Orthodox temple architecture in the city of Irkutsk. The object of this study is modern projects of temples and temple complexes. The subject of the research is the specificity of the characteristics of modern religious buildings in the territory of the city of Irkutsk. The tasks facing the author of the article are to identify problems and distinctive features, as well as to highlight the main trends currently observed in the modern Orthodox religious architecture of Irkutsk. The research is based on the analysis of functional, architectural, artistic and stylistic features of a number of projects of iconic architecture executed by Irkutsk architects at the turn of the 20th and 21st centuries. The novelty of the work lies in the fact that for the first time an attempt is made to analyze and systematize the directions of the development of the architecture of the modern church in the selected geographical area. The main trends, problems and regional peculiarities of the Orthodox Church building of the newest time in the territory of the city of Irkutsk are revealed. The conclusion addresses the diversity of trends in the development of the cult architecture observed in modern Irkutsk. Keywords: architecture of Irkutsk, orthodox temple, temple architecture, religious buildings, siberian temples, regional architecture, modern construction, Irkutsk, design practice, temple complexВведение Процесс возрождения Русской Православной Церкви, начавшийся в современной России в конце 80-х годов XX столетия, ведёт к стремительному увеличению темпов строительства новых православных храмов как в России в целом, так и в городе Иркутске. Архитектура современных православных храмов на территории города Иркутска является неизученной. Это обуславливает актуальность выбранной темы, требующей выявления региональных особенностей, условий возведения, особенностей посещения прихожанами, новых функциональных потребностей. Результаты исследования, стилистическая и типологическая оценка проектов храмов и храмовых комплексов могут быть востребованы с позиции практического проектирования и строительства. Общие вопросы состояния современного храмостроительства России конца XX – начала XXI века рассматривались в различных исследованиях российских авторов. Проблемам современной архитектуры православных храмов посвящены кандидатские диссертации Е. Р. Возняк[2] (на примере С-Петербурга, 1996 г.), Ю. Э. Саратовской[7] (на примере Москвы и Московской области, 2000 г.), а также И. П. Канаева[4] (на примере Москвы и Подмосковья, 2002 г.). В данных работах рассматриваются исторические предпосылки становления современной церковной архитектуры, принципы размещения православных храмов в современном городе, композиционная роль церковных комплексов в структуре города, особенности типологии культовых сооружений и другие вопросы. Актуальные проблемы соотношения традиций и новаторства рассмотрены в статье С. В. Борисова[1]. В публикации Н. В. Лайтарь проводится классификация стилевых направлений в современной архитектуре православной церкви и утверждается, что стилистические признаки еще не приобрели достаточную устойчивость[5].
Предмет исследования В настоящей статье рассматривается современное состояние православной храмовой архитектуры города Иркутска на рубеже XX – XXI веков. Целью работы является определение ведущих тенденций и перспектив развития современной архитектуры православной церкви. Основные задачи, стоящие перед автором - обозначить проблемы и специфику, а также выделить направления, наблюдаемые в настоящее время в православной культовой архитектуре города Иркутска. Методы исследования Методы исследования включают изучение исторического опыта, обобщение данных научно-методической литературы, анализ основных проектов культовой архитектуры в выбранных географических и хронологических границах исследования.
Основная часть В настоящее время в городе Иркутске существуют объекты храмовой архитектуры различных типов: 2 собора, 26 приходских храмов, 4 прихода в учреждениях ГУФСИН, 4 молельных комнаты и 8 часовен (Рис.1). Эти объекты входят в состав Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) [11]. Большая часть существующих в городе храмов была построена в дореволюционный период, в то же время можно выделить ряд объектов, запроектированных современными мастерами и имеющих отношение к новейшей истории культовой архитектуры страны. Рис. 1. Расположение православных храмов в г. Иркутске. Схема автора.
Одной из особенностей современного храмостроительства является строительство быстровозводмых храмов малой вместимости с использованием наиболее доступных материалов. На территории Восточной Сибири при ограниченных материальных средствах, зачастую прибегают к возведению малых храмов из дерева. В 1997 году в городе Иркутске на ул. Советская, 57, была построена Церковь Ксении Петербургской (рис. 2), которая представляет собой современный деревянный малый храм, вместимостью около 300 прихожан. Авторами проекта являются скульптор Е. Н. Дружинина и архитектор И. В. Черепанов[6]. Деревянное здание с каменным крыльцом в плане представляет форму креста. Новаторские замыслы архитектора воплощены необычным для традиционного храма строением крыши. Каждая часть храма имеет отдельную скатную крышу. Разные её уровни, объединенные общей композицией, представляют собой необычную интерпретацию образа традиционного русского терема, передающего дух многовековой народной культуры. Церковь, помимо своей богослужебной роли имеет дополнительное функциональное назначение – здесь, на базе близрасположенной больницы, организована медицинская служба для ухода за больными детьми, инвалидами, одинокими людьми пенсионного возраста. Рис. 2. Церковь Ксении Петербургской и Иоанна Кронштадтского при Ивано-Матренинской детской клинической больнице, г. Иркутск, ул. Советская, 57. 1997 г. Авторы проекта архитекторы Е. Н. Дружинина, И. В. Черепанов. Источник: http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=131437
В 1998 году, в жилом микрорайоне Иркутска по адресу ул. Мира 122а, на месте крушения самолёта «Руслан» в память о погибших по проекту архитектора А. В. Яковлева возведена церковь Рождества Христова (рис. 3). Этот объект представляет собой церковь-памятник (или мемориальный храм) – подобные постройки характеризуют особое направление в истории культового зодчества. Храм выполнен в традициях православной культовой архитектуры времен Древней Руси. Для Сибири сооружения данной стилистики можно считать необычным и редким явлением. На примере церкви Рождества Христова также можно заметить ещё одну тенденцию, имеющую своё развитие в настоящее время, – расположение храмов в шаговой доступности относительно жилой застройки. Рис. 3. Церковь Рождества Христова, г. Иркутск, ул. Мира 122а. 1999 г. Автор проекта архитектор А. В. Яковлев. Источник: http://irkipedia.ru/content/hram_rozhdestva_hristova_v_irkutske_ii
В Иркутске, как и в других городах России, наблюдается ежегодное увеличение числа прихожан. Безусловно, это приводит к перегруженности существующих храмов. Для решения этой проблемы помимо восстановления имеющихся храмов требуется строительство новых. Помимо возведения новых построек, по инициативе прихожан существует практика адаптации объектов гражданской архитектуры для выполнения функций храма. Примером может служить Храм Александра Невского, расположенный по адресу ул. Якоби 3, который, при помощи архитектора В. В. Семёнова, с 1997 года находится в приспособленном для исполнения богослужебной функции здании ранее светского назначения. Решение о приспособлении деревянного старого помещения для проведения литургии было принято вследствие необходимости православного храма в социально неблагоприятном районе, а также отсутствии средств на строительство нового здания. Вместо колоколов на звоннице первоначально были размещены части кислородных баллонов. Позже их заменили полноценные купола. Необходимо отметить, что это явление временное и вынужденное. Следует учитывать, что вместе с потребностью верующих в религиозном просвещении растет их социальная активность в различных видах деятельности церкви, таких как работа с детьми, молодежью, социальная помощь нуждающимся, благотворительность. В связи с этим, актуальным является строительство храмовых сооружений и комплексов, представляющих собой совокупность помещений для осуществления благотворительной, просветительской, научно-богословской деятельности в соответствии с основными социальными функциями церкви. Одним из примеров современного церковного сооружения, осуществляющего просветительскую деятельность, является Приход Преподобного Сергия Радонежского, который находится по адресу ул. Игошина 8а. Приход основан в 2001 году по инициативе ректора одного из иркутских университетов на территории студенческого городка. Активная работа с молодежью привела к возникновению на базе прихода Центра духовно-нравственного развития, деятельность которого насчитывает около двадцати различных направлений. Центр занимается организацией культурных событий различной направленности и является одним из популярных общественных пространств города. Храм святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии (рис. 4) – это наиболее характерный образец современной православной архитектуры в г. Иркутске. Объемно-планировочное решение является примером храма с развитой инфраструктурой, представляет своеобразное место общения, культурный центр. Ведущим архитектор проекта А. Г. Красильников. Здание имеет три этажа. На первом этаже – трапезная, на втором – воскресная школа, классы, библиотека. На третьем – непосредственно храм. Церковь не имеет ограждения, она стала органичной частью парка. Строительство было завершено в 2007 году. Обращаясь к этому примеру стоит также заметить, что общие тенденции формообразования в Иркутске соответственны общим тенденциям России: геометризация объемов, эклектизм, минимализм, отказ от мелкоподробных элементов.
Рис. 4. Храм Святых Мучениц Надежды, Любови и Софии, г. Иркутск, ул. Байкальская 165в. 2008 г. Автор проекта архитектор А. Г. Красильников. Источник: http://www.a-irk.com/gallery/_id:1116/
Ещё одним примером храма-комплекса, включающего в себя помещения богослужебного, хозяйственного, просветительского назначения является проект (на данный момент не реализованный) храма Александра Невского (рис. 5), выполненный авторским коллективом в составе архитекторов В. А. Андреева и П. Н. Посохова в 2012 г. Здание церкви по проекту – на стилобате, внутри которого располагаются помещения служебного, бытового и просветительского назначения: учебные классы воскресной школы, видео зал, библиотека на 4000 томов (с использованием современных технологических приемов хранения литературы), читальный и экспозиционный залы, гостевые кельи, музей, квартира настоятеля храма, помещения для прихожан. Также в объеме стилобата расположен храм для повседневной литургии, в нем находится крещальня и купель. Рассматриваемый проект является примером гармоничного сочетания традиций православного храма и современных веяний в архитектуре и строительстве. Расположение выбранной территории под строительство церкви можно считать благоприятным с точки зрения формирования силуэта городской застройки. Новый храм может стать одним из доминирующих акцентов левого берега Иркутска[12]. Рис. 5. Проект комплекса храма-памятника Святого благоверного князя Александра Невского, г. Иркутск. 2012 г. Авторы проекта архитекторы В. А. Андреев, П. Н. Посохов. Источник: http://www.stb-irk.ru/prochie-obekty/pravoslavnyy-khram/ Для дальнейшего развития современных традиций храмовой архитектуры города Иркутска необходимо прибегать не к копированию уже существующих форм, а к их переосмыслению и разумному применению в архитектурной практике. К примеру, современный опыт строительства христианских храмов католической конфессии свидетельствует о том, что сложившиеся вековые традиции не должны препятствовать современным мастерам реализовать на практике собственное видение культовой архитектуры XXI века, они должны являться вектором дальнейшего развития. Обращаясь к вопросу воссоздания утраченных культовых объектов на территории Иркутска, необходимо упомянуть о проекте восстановления Казанского кафедрального собора. В 2009 году была впервые выдвинута идея воссоздания в Иркутске кафедрального собора. Проект сразу вызвал активный общественный отклик. Утраченный в первой половине XX века Иркутский кафедральный собор, выполненный по проекту архитектора В. А. Кудесникова, был одним из крупнейших сооружений православной храмовой архитектуры России. Доминирующий над окружающей застройкой и объединяющий в единый пейзаж приходские храмы, здание достигало 60 метров в высоту и могло уместить одновременно до 5000 прихожан. Современники говорили о том, что собор был «четвертый провинциальный по величине и красоте внутри и снаружи». В ходе октябрьской революции, в условиях гонения и террора против церкви, собор был закрыт. Также известно, что все попытки разобрать конструкцию сооружения с целью сохранения строительного материала не были успешными, поэтому было принято решение произвести взрыв собора[3]. Вероятно, в будущем будет найдена возможность реализовать данный проект на своей исторической площадке, лтбо будет найдена новая территория для строительства. Подобное событие для Иркутска может стать знаменательным в истории развития города и региона в целом.
Выводы На основании рассмотренных выше объектов можно выделить следующие направления, в настоящее время наблюдаемые в православной культовой архитектуре города Иркутска: стремление к новаторству и поиску новых объемно-планировочных и архитектурно-стилистических решений православного храма; стремление к стилизации – направлению, обусловленному поиском идей, проектированием и строительством на основе переосмысления опыта прошлого (направление движется по пути упрощения традиционных православных архитектурных композиций и отказом от деталей, что связано с требованиями технологичности)[9]; строительство церквей-памятников (или мемориальных храмов), функцией которых, помимо средоточия духовной жизни, является сохранение памяти о значимых современных событиях, лицах; адаптация объектов гражданской архитектуры для выполнения функций объектов культового назначения; восстановление ранее утраченных объектов (как правило, происходит на исторических площадках, реже производится поиск нового местоположения), воссоздание первоначального облика храма в максимальном соответствии с его объемно-планировочными, художественными и интерьерными решениями; Также, согласно проведенному анализу, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в городе Иркутске наблюдается тенденция поиска новаторских идей и новых направлений, соответствующих духу современной архитектуры XXI века. В ходе изучения современной культовой архитектуры в городе Иркутске выявлены следующие проблемы и особенности: отсутствие резерва территорий для будущего возведения проектируемых объектов культовой архитектуры; необходимость обеспечения шаговой доступности храмов относительно жилой застройки; проектирование не отдельных храмов, выполняющих только богослужебную функцию, а храмовых комплексов, включающих также хозяйственные и просветительские постройки; строительство новых объектов культовой архитектуры за счет средств прихожан и меценатов.
Заключение
Сегодня в городе Иркутске можно наблюдать разнообразие тенденций развития культовой архитектуры, включающее в себя большое количество различных направлений. В большинстве реализованных проектов объемно-планировочные и архитектурно-художественные решения современных храмов соответствуют традиционным принципам, но наблюдаются и яркие попытки изменить сложившиеся представления о православном храме. Профессионализм современного архитектора, работающего в области проектирования культовых объектов, складывается из накопленного багажа знаний, православных архитектурных традиций, канона, а также процессов, происхожящих в стенах храма. Поэтому, несмотря на появление в городе новаторских проектов, преемственность остается одной из ведущих тенденций современной храмовой архитектуры Иркутска. References
1. Borisov S. V. Traditsii i novatorstvo v sovremennom khramostroitel'stve // Privolzhskii nauchnyi vestnik. 2013. № 10 (26). S. 92–97
2. Voznyak E. R. Arkhitektura sovremennoi pravoslavnoi prikhodskoi tserkvi: na primere Sankt-Peterburga: dis. ... kand. arkhitektury. SPb., 1996. 205 s. 3. Kalinina I. V. Pravoslavnye khramy Irkutskoi eparkhii XVII – nachala XX veka. M.: Galart, 2000. 496 s. 4. Kanaev I. P. Arkhitektura sovremennykh pravoslavnykh malykh khramov i chasoven: na primere Moskvy i Podmoskov'ya: dis. ... kand. arkhitektury. M., 2002. 157 s. 5. Laitar' N. V. Problema stilya v sovremennoi khramovoi arkhitekture Rossii // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2008. №77. S. 120–125 6. Pravoslavnye khramy Irkutska // Elektronnaya entsiklopediya Irkutskoi Oblasti [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://irkipedia.ru/content/pravoslavnye_hramy_irkutska 7. Saratovskaya Yu. I. Razmeshchenie i kompozitsionnaya rol' tserkovnykh kompleksov v sovremennykh gradostroitel'nykh usloviyakh: na primere Moskvy i gorodov Moskovskoi oblasti: dis. ... kand. arkhitektury. M., 2000. 159 s. 8. Tumanik A. G. Krupneishie pravoslavnye khramy Sibiri. M., 1998. 206 s. 9. Fedorova, N. Yu. Sovremennye tendentsii vozvedeniya pravoslavnykh khramov Rossii (tezisy) [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz14_pril/9/template_article-ar=K01-20-k13.htm 10. Khramy Irkutskoi eparkhii // Irkutskaya eparkhiya. Regional'nyi pravoslavnyi portal [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://iemp.ru/uprav/hram/hram.php 11. Shchenkov A. S. Problemy traditsionnoi formy v sovremennom khramostroenii Rossii // Khramostroitel'stvo v Rossii. Traditsii i sovremennost'. M., 1996. S. 19–24 12. Eskiznyi proekt kompleksa khrama-pamyatnika Svyatogo blagovernogo knyazya Aleksandra Nevskogo v Irkutske // Zolotaya kapitel' [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.zkapitel.ru/work/show/23 |