Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Politics and Society
Reference:

Reasons for the emergence of terrorism in Nigeria on the example of terrorist group Boko Haram

Santos Rodrigues Pitra Dias Dos Dush

Postgraduate student, the department of Philosophy, Culturology and Political Science, Moscow University for the Humanities

111395, Russia, g. Moscow, ul. Yunosti, 5s6

kristall-deluxe@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0684.2019.6.26821

Received:

10-07-2018


Published:

03-01-2020


Abstract: This article explores the problem of terrorism as the utter evil of modernity; determines and substantiates the reasons for the emergence of terrorism in Africa overall, and Nigeria in particular. The author reveals the establishment of one of the most sanguinary terrorist organizations Boko Haram and its initial goal; describes the personality of its leader Mohammed Yusuf, his impact upon people and becoming a politician, key events that influenced the creation of terrorist group, as well as taking the leadership over by Abubakar. The conclusion is made on the essential measures for counteracting terrorism: in order to overcome the utter evil of modernity, the Nigerian authorities, first and foremost must invest into social structure from the perspective of overcoming imbalance of interests between the elites and mainstream of society. Moreover, it is necessary to conduct policy aimed at achievement of social equality, at least with regards to majority of population. And finally, there should be the uniform law for preventing the incidences of corruption. Only then, the country would be able to reach high level of economic and social development, and government could efficiently counteract terrorism on the level of international organizations, as well as in bilateral relations.


Keywords:

terrorism, terrorism in Africa, Nigeria, «Boko Haram», Mohammed Yusuf, terrorism in Nigeria, conflicts in Africa, Abubakar, conflicts in Nigeria, terrorist group


Родригеш Питра Диаш Душ САНТУШ

Сегодня мы говорим о терроризме - феномене, оккупировавшем газетные заголовки в течение нескольких десятилетий и представляющемся едва ли не самым современным. Каждый год мы слышим о множестве случаев террористических атак на мирное население, и создаётся впечатление, что любой человек в любом месте может стать жертвой террора. Всё это порождает ощущение всеобщей небезопасности, сеющей страх. Однако о проблемах терроризма на Африканском континенте в мировом сообществе говорят очень мало. Во всяком случае гораздо меньше, чем об актах терроризма, совершаемых в Европе или Соединённых Штатах Америки.

Вспомним террористический акт в отношении редакции французского издательства Charlie Hebdo, произошедший 7 января 2015 года в Париже, в котором погибли 12 человек [1],[2]. В тот период в социальных сетях, на телевидении, радио было множество информации о случившемся и миллионы людей со всего мира выражали свои соболезнования, выходя на улицы с флагами Франции. Ответственность за случившееся взяла группировка "Аль Каида". В этот же период с 3 по 7 января 2015 года в Нигерии, в городе Бага на северо-востоке страны, происходили массовые убийства, совершённые гриппировкой "Боко Харам", в которых были зарезаны не меньше 100 человек. Однако общественность всего мира эти события не обсуждала, и лишь единицы знали о случившемся. В нашем понимании происходит смещение акцентов в ценностях человеческой жизни и допускается явная несправедливость: почему один случай вызывает шквал негодования и общественной поддержки, а в отношении другого, более масштабного, демонстрируется всеобщее равнодушие.

В этой статье нам хотелось бы разобраться в причинах появления терроризма в Африке в целом, и в частности в Нигерии, где орудует одна из самых жесточайших террористических группировок в мире - "Боко Харам". О масштабах преступлений этой группировки свидетельствуют данные Глобального индекса терроризма, согласно которым в 2016 году в Нигерии произошли 466 террористических атак, в которых погибли 1832 человека [3].

По словам бразильского политолога Режиналду Насера, терроризм - это «психологический метод», который провоцирует многократные насильственные действия, применяемые отдельными людьми, подпольными группами или государствами «по политическим соображениям». И именно эти политические соображения и являются первоочередными целями насилия. Жертвы обычно выбираются случайным образом или выборочно, причём исключительно символически, для получения наибольшего общественного резонанса. При этом жертвы используются для манипулирования в интересах достижения главной цели - выставления требований и запугивания.

Исходя из этого концептуального определения, мы можем утверждать, что одним из важнейших факторов развития конфликтов в целом на Африканском континенте является дробление его на более чем 3000 языков. Сравнивая Африканский континент с Южной Америкой, мы видим, что здесь находятся всего 14 стран, говорящих чуть больше чем на 200 языках. При этом здесь господствуют 2 официальных языка, португальский и испанский, которые, пусть символически, но объединяют страны и народы. А потому на этом континенте практически нет масштабных конфликтов.

Еще один фактор, влияющий на конфликтные ситуации в странах Африканского континента - постоянные поправки в конституции. В одном из своих интервью ангольский политик Альсидеш Сакалаш сказал: «(Надо) хорошо помнить, что одной из структурных причин возникновений конфликтов в Африке, являются поправки и изменения в Конституции. Многие правительства после достижения власти хотят увековечить себя и изменить конституцию, чтобы защитить свои собственные интересы. В Африке это привычная ситуация. Мы имеем пример Бурунди, где президент изменил Конституцию и страна вступила в кризис конфликтов. Аналогичные случаи также произошли в Руанде и Конго Браззавиль. Элиты играют большую роль. Когда вы думаете больше о личном, чем о государственном управлении, всегда будут возникать кризисы и конфликты".

В вопросе причин возникновения конфликтов в Африке необходимо разобраться более глубоко и подробно. Многие из этих причин коренятся в истории континента. Со времён рабства здесь установилось доминирование европейских стран над соответствующими частями Африканского континента, где навязывались европейские языки и насильственно внедрялась европейская культура. При этом внушалась мысль, что диалекты народностей не являются ни современными, ни цивилизованными языками. В то же время европейцам важно было знать и понимать, о чем говорят африканцы, чтобы контролировать их. Преимущественное доминирование итальянцев прослеживалось в Ливии, Эфиопии и Сомали, испанцев - в Сахаре, бельгийцев - в Конго, португальцев - в Анголе, Мозамбике, Гвинее Бисау, Сантоме и Кабо Верде. Но при этом не следует исключать и общее доминирование англичан и французов на Африканском континенте.

Африканский континент начал освобождаться от европейской колонизации после Второй мировой войны. В этом была своя логика, ибо весь мир боролся против фашистской диктатуры за свободу, а диктатура европейцев на Африканском континенте противоречила всеобщим убеждениям и желаниям свободы. Но освобождение Африки осуществлялось весьма специфическим способом. Уходя, европейцы создавали свои группы интересов, и их специалисты делили территории на дробные части. Если мы обратим внимание на географическую карту, то увидим, что границы многих африканских стран представляют собой неестественно чёткие и прямые линии. Европейцы лишь условно освободили континент, оставив фактическую власть в своих руках при посредстве национальных лидеров, которые им подчинялись. Даже в Нигерии и Судане, где не угасают внутренние конфликты, они лишь по видимости происходят без прямого участия европейцев. Да, в этих странах есть этнические племена, ненавидящие друг друга, и европейцы делают вид, что являются сторонними наблюдателями. В то же время они периодически подбрасывают дрова в огонь, исходя из своих политических и экономических интересов.

Что касается непосредственно Нигерии, в 1960 году, после предоставления ей независимости, британцы оставили разрозненную, страну, погружённую в конфликты между этносами. Взаимоотношения христиан и мусульман обострились, особенно в регионах их компактного проживания [4]. Природа конфликтности была заложена и в религиозном, и этническом разделении в Нигерии. В стране проживали более 250 этнических групп, наиболее выраженные из них хауса (29%), йоруба (21%) и игбо (18%). Они вели негласную, но упорную борьбу за лидерство между собой. Эти три группы доминировали в стране, насиловали и убивали представителей остальных этносов. При этом выжившие из-за отсутствия выбора присоединялись к захватившей их группировке.

В 1999 году в Нигерии была провозглашена демократия. Народ надеялся и верил, что страна будет двигаться в сторону улучшения качества жизни, по пути преодоления бедности и коррупции. Однако новая власть не оправдала всеобщих надежд. И на волне народных разочарований в 2002 году на северо-востоке страны, в штате Борно, в городе Майдугури, появилась "Боко Харам" [5].

"Боко Харам" - это фундаментальная террористическая группировка, базирующаяся на собственной ортодоксальной идеологии, отвергающей всё западное. Одной из предшественниц "Боко Харам" была мусульманская молодежная организация, действовавшая под названием Shabaab, во главе ее стоял Маллам Лаваль (Mallam Lawal) [6]. "Боко Харам" на языке хауса, который используется в Нигерии в межэтническом общении, в особенности среди мусульман, означает следующее: "боко" - западная цивилизация, западное образование, "харам" - грех [7].Изначальная цель ее создания была сугубо образовательной, сводившейся к обучению мусульман в Нигерии и в соседних странах. Здесь важно указать, что на севере страны мусульмане (50,5% от всех этносов Нигерии) [8], жили и продолжают жить в нищете и лишены даже минимума европейского образования. В сельской местности, например, в Майдугури, лишь 5% детей имеют доступ к обучению. На юге страны, где находятся большие залежи нефти, и сегодня проживают в основном крестьяне, составляющие 48,2% от всех этносов Нигерии [8]. Всё их обучение не выходило за рамки колониальной системы образования, стремившейся давать населению предельно необходимый минимум знаний.

Мохаммед Юсуф, основатель и лидер группировки, привлёк к себе внимание своими фундаменталистскими убеждениями. Он имел хорошие ораторские способности и обладал умением влиять на людей, благодаря чему быстро нашел союзников. Люди ему доверяли не столько из-за религиозных убеждений, сколько потому, что нищий народ разделял его недовольство существовавшими порядками. Он критиковал политиков, акцентировал внимание на слабости системы, считал, что шариат должен быть главнее конституции. Многим эта идея нравилась. Все думали, что он будет защищать интересы мусульман и всего народа. Одной из главных проблем системы, которые он критиковал, была коррупция. Он хотел создать другую систему с социальной справедливостью, взамен рухнувших социализма и коммунизма. Подобно многим учёным, безуспешно пытавшимся найти альтернативные модели социального устройства, он, потерпев фиаско, решил обратиться к религии.

Мохаммед Юсуф считал западное образование одним из способов увековечения и укрепления колониальной власти на Африканском континенте. Нигерия - третья потенциальная экономика в Африке, но, тем не менее, большая часть населения живет за чертой бедности. Элитарная коррупция и плохая административная система управления разрушили страну, и народ потерял доверие к власти. Воспользовавшись этим, "Боко Харам" сосредоточило внимание на завоевание симпатий молодёжи. Под влиянием идеологов религиозно-политического радикализма многие молодые люди, закончившие образование, публично уничтожали свои дипломы, чтобы следовать за группировкой.

Мохаммед Юсуф получил поддержку из штата Борно от губернатора Али Моду Шерифа, который был из очень богатой семьи и являлся влиятельным местным политиком. Губернатор предложил альянс основателю Боко Харам. Чтобы выиграть голоса на выборах в штате Борно, он пообещал избирателям расширить действие шариата. В качестве компенсации за этот акт Юсуф должен был обеспечить Шерифу поддержку своих последователей. Компромисс был обоюдно выгодным: в интересах Шерифа было остаться у власти и укрепить её, а Юсуфу были необходимы финансовые вливания, чтобы расплатиться с правительством. Но по некоторым причинам Шериф не выполнил условия соглашения, и глава группировки "Боко Харам" воспринял это как личное оскорбление. В одном из своих выступлений на публике он сказал, что Али Моду Шериф - враг ислама. "Они, - подчеркнул он, - делают всё возможное, чтобы достичь власти. Говорят о мире и дают много обещаний, но на самом деле они неумолимы. Им нельзя верить, поскольку они не выполняют своих обещаний." Правительство арестовало Мохаммеда за его антиправительственные высказывания, но после освобождения он стал уже не только религиозным лидером, но и влиятельной политической фигурой.

В июне 2009 года произошёл случай, который существенно повлиял на взаимоотношения "Боко Харам" с официальными властями. Полиция штурмовала улицы с целью поймать одного из членов организации. Был открыт огонь по всем проезжающим мотоциклистам. Мохаммед Юсуф сказал тогда руководителям государства: «Вы атаковали наших членов, в следующий раз, когда захотите атаковать будьте готовы к ответной атаке». Однако дело не ограничилось одними заявлениями Юсуфа. Его правая рука Абубакар потребовал быстрой и жестокой мести, и многие члены организации его в этом поддержали. В качестве мести "Боко Харам" осуществила акты вандализма в Майдугури: в публичных местах, христианских церквях и даже в мусульманских храмах. С этого момента началась жесткая борьба между государством и "Боко Харам", превратившейся в жестокую террористическую группировку.

В 2009 году Мохаммеда Юсуфа вновь арестовали и должны были судить по законам демократического государства. Но власти предпочли застрелить его без всякого суда. После смерти лидера группировку возглавил Абубакар, славившийся невероятной жестокостью и жаждой безграничной власти. К концу 2010 года организация стала откровенно насильственной и осуществила сотни атак и акций с многочисленными жертвами. В 2014 году Советом Безопасности ООН группировка внесена в список террористичских организаций [9]. Сегодня "Боко Харам" действует уже не только в Нигерии, но имеет ячейки в других странах континента, что серьёзно затрудняет работу правительственных структур, осуществляющих противодействие террористам.

Сложность борьбы с этим негативным явлением заключается также в том, что террористы используют бедность населения в Африке для активизации своей деятельности на континенте и для массовой вербовки своих радикальных приверженцев. Кроме того, наблюдается расширяющееся сотрудничество между радикальными исламскими вооруженными группами, возрастает и организационное укрепление этой связи. И всё это идеологически пропитывается экстремистскими лозунгами джихада, представляющими реальную угрозу для правительственных органов и мирного населения [10].

Подводя итоги, важно отметить, что сегодня терроризм умело приспосабливается к реальным обстоятельствам и в соответствии с этим трансформирует свой внешний облик и видоизменяет образ действий. Это явление нельзя недооценивать, а, наоборот, необходимо принимать во внимание, детально изучать и вести серьёзную профилактическую, контрпропагандистскую и разъяснительную работу.

Сегодня это не только высокоорганизованные группы (макротерроризм), но также изолированные ячейки (микротерроризм) и просто люди, которые не только кажутся обычными гражданами, но нередко и бывают таковыми. Эти группы, ячейки и люди зачастую не связаны напрямую с исламом, но поддаются идеологической обработке и постепенно втягиваются в сферу влияния террористических организаций. Раз вступив на тропу экстремизма, они впоследствии уже активно участвуют в крупных террористических атаках, оказывающих негативное влияние на общество. Террористы только прикрываются исламом в своих подрывных действиях. На самом деле они всего лишь служат персонифицированным отображением уродливых социально-политических явлений, не имеющих к религии никакого отношения. Здесь можно привести слова президента России Владимира Путина о том, что террористы являются «наемниками подрядчиков", причём подрядчиков политико-экономического толка.

По нашему мнению, для победы над главным злом современности власти Нигерии, как и любой другой страны, прежде всего, должны работать на социальную структуру с точки зрения преодоления дисбаланса интересов элит и основной массы населения. Важно также обратить внимание на обеспечение социально-экономического развития как базовой основы безопасности и обороны страны. Кроме того, необходимо осуществлять политику, направленную на достижение социального равенства, по крайней мере, для основной массы населения. И, наконец, надо гарантировать торжество всеобщего для всех Закона, пресекающего явления коррупции. Только когда страна достигнет высокого уровня не только экономического развития, но и в социальной сфере, правительство сможет спокойно работать и эффективно бороться с терроризмом, как на уровне международных организаций, так и в двусторонних отношениях.

References
1. Vo vremya rezni v redaktsii gazety, kotoraya opublikovala karikaturu na Mukhammeda, umerlo ne menee 12 chelovek. [Elektronnyi resurs] // EXPRESSO.SAPO.PT.-2015.-7 yanv.-URL: http://expresso.sapo.pt/internacional/massacre-na-sede-de-jornal-que-publicou-caricaturas-de-maome-faz-pelo-menos-12-mortos=f905151(data obrashcheniya 23.12.2017)
2. Vooruzhennoe napadenie na redaktsiyu satiricheskogo zhurnala ostavilo po men'shei mere 12 pogibshikh v Parizhe. [Elektronnyi resurs] // ACTUALIDAD.RT.COM.-2015.-7 yanv.-URL: https://actualidad.rt.com/actualidad/162560-tiroteo-paris-victimas-francia-sede-revista-satirica(data obrashcheniya 23.12.2017)
3. Global'nyi Indeks Terrorizma. [Elektronnyi resurs] // globalterrorismindex.org-URL: http://globalterrorismindex.org (data obrashcheniya10.02.2018)
4. Yashlavskii A. Ekstremistskaya gruppirovka "Boko Kharam" v Nigerii: Ugroza mestnogo ili global'nogo urovnya? / A.Yashlavskii // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya.-2015-№1-S. 20.
5. Reish K. Afrika: terrorizm ot poberezh'ya do poberezh'ya. [Elektronnyi resurs] // Alem-mar : elektron.versiya zhurnala.-2012.-№ 11.-URL: http://www.alem-mar.org/cgi-bin/quickregister/scripts/redirect.cgi?redirect=EFVElZkFkyvWbWZYQX(data obrashcheniya 17.01.2018)
6. Rybina M.V.Religii i politika v Nigerii: puti vzaimodeistviya. / M.V.Rybina // Nauchnyi zhurnal Aziya i Afrika segodnya.-2012.-№3 (656).-S.42.
7. Nigeriiskaya islamistskaya gruppirovka Boko Kharam, kto ona? [Elektronnyi resurs] // BBC.COM.-2016.-24 noyab.-URL: http://www.bbc.com/news/world-africa-13809501(data obrashcheniya 19.01.2018).
8. Po dannym na 2003 g. http://www.prb.org/Articles/2006/ IntheNewsTheNigerianCensus.aspx. V obshchenatsional'noi perepisi 2006 g. voprosy ob etnicheskoi i religioznoi prinadlezhnosti byli opushcheny kak sposobnye porodit' stolknoveniya i sorvat' provedenie perepisi. Perepis' prokhodila kraine slozhno, ee rezul'taty byli obnarodovany tol'ko v 2007 g.
9. Sovbez OON ob''yavil gruppirovku "Boko kharam" terroristicheskoi. [Elektronnyi resurs] // VESTI.RU.-2014.-URL:http://www.vesti.ru/doc.html?id=1609377(data obrashcheniya 15.01.2018)
10. Terrorizm v Afrike-chast' 1-«Boko Kharam»: islamskie fundamentalisty rasprostranili terror v severnoi chasti Nigerii. [Elektronnyi resurs] // DW.COM.-2001.-URL:http://www.dw.com/pt-002/terrorismo-em-áfrica-parte-1-boko-haram-fundamentalistas-islâmicos-espalham-o-terror-no-norte-da-nigéria/a-6604463(data obrashcheniya 18.01.2018)