Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Culture and Art
Reference:

Saviour in Powers: Interpretation of Iconography. Remarks on Sources and Parallels in the East and West

Khlebnikov Denis Vladimirovich

Lecturer of Theological Disciplines at the Sunday School of the Krutitsky Patriarch Estate

143907, Russia, Moskovskaya oblast', g. Balashikha, ul. Zhivopisnaya, 8

alphoisto@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2018.9.26697

Received:

26-06-2018


Published:

28-09-2018


Abstract: The objective of this research is to analyze the ideas in the literature regarding the origin and content of the Russian iconography of Saviour in Glory; the subject is its relation to the western and eastern counterparts and images of the vision of the prophet Ezekiel. In the iconography of Saviour in Glory, there are features that gave the researchers reason to see the iconography as the direct source of the Book of Ezekiel, and to understand it as an image of the Vision; its appearance is associated with the introduction of readings from Ezekiel into Russian worship. The methodological basis of the article is an interdisciplinary and integrated approach, in particular, attraction of liturgical manuscripts, church inventories and images: icons, frescoes, book miniatures, etc. The novelty of the research is caused by the fact that the researcher analyzes a large number of sources of  including unpublished ones. The author of the article shows that the emergence of iconography is not synchronous with the introduction of readings from Ezekiel to Russian worship. The author concludes that most of the Western and Eastern Vision images are not similar to the iconography under study and cannot be considered as its source; direct link with the text of Ezekiel is questioned.


Keywords:

Saviour in Powers, Saviour in Glory, Majestas Domini, Deesis, high iconostasis, iconography, symbols of evangelists, the Paroimian Book, Book of Ezekiel, Russian icon painting


*  *  *

Особенность образа Спаса в Силах, центрировавшего деисусный чин русского высокого иконостаса, состоит в том, что традиционное изображение тронного Христа-Пантократора здесь дополнено заполненной ангелами мандорлой и красными четвероконечными «звёздчатыми» объектами с «животными», — символами Евангелий и Евангелистов, — в лучах; а возле подножия, — многоочитыми крылатыми колёсами.

В настоящей статье рассмотрены некоторые аргументы и положения И. А. Кочеткова [18], посвятившего этой иконографии одну из первых специальных работ и пришедшего к выводу: «в основе этого иконографического типа лежит... Maiestas Domini и толкования на пророчество Иезекииля западных богословов…» [18, с. 63]; «“Спас в силах”, основанный на тексте первой главы пророка Иезекииля, появляется в русской иконографии одновременно со введением чтений из этой главы в русское богослужение» при переходе на Иерусалимский богослужебный устав (а до этого текст первой главы на Руси был якобы неизвестен [18, с. 48, 49–50]).

Рассмотрим ведущие к этому выводу положения и приведём самые решительные возражения.

I. Чтения из первой главы Иезекииля не вводили в богослужение при переходе на Иерусалимский устав; они были положены и по Студийско-Алексиевскому, бывшему в употреблении на Руси до этого. Вопреки сведениям И. А. Кочеткова, — «ничего не известно о наличии чтений из пророка Иезекииля в церквах, пользующихся [! — Авт.] Студийским уставом» [18, c. 50, 54], — чтения Иез. 1 : 1 20 (21); 1 : 21 2 : 1 в Великие понедельник и вторник появляются впервые именно в Константинополе и в Иерусалим приходят именно отсюда [21, c. 18–19]; [13, c. 62]; они есть и в Типике Великой Церкви [10, с. 128, 132]; [69, p. 223], и в греческих профетологах [79, p. 359–361, 368–369], и в славянских паримейниках [21, с. 12–14, 21]; [22, с. XCI] (см. ткж.: [32, c. 239–249]; [34, c. 311–315]); с начала XIII в. — в южнославянских триодях. См. в триодях XIII в., представляющих Студийский устав: НБКМ 933, л. 15 об.16, 2020 об.; РНБ, F. п. I. 102, л. 158 в159 а, 161 г162 а;  РНБ, F. п. I. 92, л. 40 г41 б, 45 а45 б; ГИМ,  Хлуд.  133, л. 8686 об., 89 об.90;  ткж.  триодь  перв. пол. XIV в.  РНБ, Погод. 40, л. 167 в168 а, 171 аб.

Привязать иконографию ко введению Иерусалимского устава в данном контексте, т. о., невозможно.

Чем снято одно из оснований прямо связать иконографию с этим текстом.

Добавим, что в XIIIXIV вв., до появления иконографии Спаса в Силах, эти паримьи у славян читались даже чаще: их могли читать ещё в дни, посвящённые Бесплотным Силам: 8 ноября и 6 сентября. Указания на это есть в русских паримейниках: РНБ. Q. п. I. 13 (1271 г.), л. 230 в, 248 в [21, c. 32, 38]; [22, c. XCV–XCVI]; РГАДА, ф. 381. № 61 (1313 г.), л. 139; РГАДА, ф. 381, № 52 (1348 г.), л. 95 [22, c. CIV]; РГАДА, ф. 381, № 56 (XIVXV вв.), л. 101 [32, c. 243, ил. 1]; то же — РНБ, Q. I. 179 (XV в.), л. 124 об.; ГИМ, Чуд. 72 (перв. пол. XVI в.), л. 197 об.200 об. [*] Эти чтения под 8 ноября известны и в южнославянских минеях, напр.: Ath. Zogr. 54 (I. e. 9), кон. XIII в.; САНУ 58, 13201330 гг. [14, c. 42, 43, 46, 47]; РНБ, F. п. I. 72, перв. пол.–сер. XIV в., л. 48 об.–49 об. То же — в Триоди с дополнениями кон. XIII в. ГИМ, Хлуд. 133, л. 188188 об.

II. Не имеющая известных аналогов формула описи Благовещенского собора Сольвычегодска «да в том же деисусе икона Спасов образ, видение Иезекеилево» (РНБ, ф. Росс. Археол. об-ва. № 26; изд.: [25, c. 19–104]), которую И. А. Кочетков приводит как указание на текст, «через который воспринималась эта композиция» [18, c. 45], вопроса не решает.

а) То, как воспринимали уже готовую иконографию спустя 200 лет со времени её создания, — относящаяся к иконостасу часть Описи датируется 15921601 гг. [27, c. 145], — не обязательно указывает на изначально заложенную семантику; со временем иконография могла быть перетолкована и связана с Видением уже вторично.

б) Неизвестно, как выглядело называемое Описью изображение: был ли то классический «Спас в Силах» или иной вариант изображения Спаса во Славе: см. в той же описи — «Господь Саваоф в Силах» в праотеческом ряду [25, c. 24] безо всякого упоминания имени Иезекииля; ср.: для средника деисуса эпитет «в Силах» не применяется, но акцентировано видение Иезекииля. А в описи, напр., Кириллова Белозерского монастыря 1601 г., — «на передней стене от дверей на правой стороне... образ Видение пророка Иезекиля» [9, c. 91]; и по той же самой описи о сохранившейся иконе Спаса в Силах в деисусе Успенского собора 1497 г. (КБМЗ, ДЖ 331): «над царьскыми дверми в деисусе образ Спасов Вседержителя на престоле» [9, c. 55, 240–241, И 18].

Кроме икон Спаса в Силах, деисусы могли центрировать и другие изображения  Спаса  во  Славе с  символами  Евангелистов,  например,  наподобие   «новгородского  извода».  См.  напр.  чины  из  собр. С. П. Рябушинского,   ГТГ,   Инв.  14421–14422,  14671–14674,  14676  [2, кат. 55];  [15,  ил. 105, 111–116]  и Н. П. Лихачёва, ГРМ, ДРЖ 1887, 1862, 1864, 1860, 1861, 1863 [20, c. 5–6, № 173, 175–179]; ткж. фрагмент чина из с. Шеменичи Подпорожского р-на Ленинградской обл. ГРМ, инв. 1940, 1905, 1906 (частично расчищенная и не изданная икона Спаса из этого чина неверно названа «Спасом в Силах» в: [28, c. 167]).

Подразумеваться сольвычегодской описью мог и извод, близкий к представленному в Сийском подлиннике РНБ, ОЛДП, F. 88, л. 181 (211) [16, c. 90, лит. табл. 10]. Отличие — в отсутствии престола, подножия, кодекса и звёздчатых объектов. Обратим внимание: здесь, как и в иконах Спаса в Силах, налицо характерная деталь Иезекиилева видения: колёса. Замечательно и то, что почти точно так же дано именно Видение Иезекииля в Евангелии Антониева Сийского монастыря посл. четв. XVII в. БАН, Арх. ком. 339, л. 11 об. [24, т. IX, ил. на с. 69]; изображение сопровождается фигурой пророка с надписанным именем плюс текстом с аллюзиями к Иез. 1 и толкованием. Для нас же существенно, что вариант этого извода (колёса снова есть) центрирует ростовой деисусный чин XVII в. из ц. Ильи Пророка г. Белозерска в КБМЗ (Спас — Инв. № ДЖ 1006).

Ранние примеры другой близкой (и тоже отличной от собственно Спаса в Силах) иконографии в центре деисуса дают костяные миниатюры втор. пол.–кон. XV в. на запрестольном кресте из Троице-Сергиевой лавры СПМЗ, инв. 2389 [3, c. 431, ил. 360], где Спас показан сидящим на престоле без спинки, нет колёс и «звёзд», а также на кресте 1578 г. из Спасского монастыря в Ярославле ЯМЗ, инв. 51358, Д-1280 [6, с. 180–182], где отличие от Спаса в Силах состоит лишь в отсутствии «звёзд» (колёса есть).

Наконец, изображение в среднике оклада Евангелия 1531 г. письма инока Исаака Бирева РГБ, ф. 304/III, № 15 (М. 8659) отличается ото всех названных вариантов расположением «животных» внутри мандорлы (по сторонам средника со Спасом — дробницы с Богоматерью и Предтечею в деисусных позах) [12, ил. 1, 6].

К названным памятникам можно добавить ещё целый ряд; стоит отметить заметно отличающуюся по иконографии от названных произведений миниатюру рукописи XVI в. РГБ, ф. 98 (Егор.), № 1051, л. 18 [24, т. 4, ил. на с. 271], где сидящего на радуге Спаса окружают четыре четвероликих, прямо по тексту Иезекииля (Иез. 1 : 6), Существа.

Итак, русских вариантов изображений Спаса во Славе с символами Евангелистов, которые можно истолковать как изображение видения Иезекииля, к кон. XVI–нач. XVII вв. вполне хватало, и часть их центрирует ростовые деисусы. Прямая связь формулы Описи с собственно самою иконографией Спаса в Силах, т. о., не очевидна.

III. И. А. Кочетков полагает, что изображения Христа во Славе с символами (в западной традиции — «Majestas Domini») «представляют собой иллюстрацию пророчества [! — Авт.] Иезекииля» и утверждает, что на Западе  «в XIVXV веках произведения на этот сюжет появляются уже  крайне  редко. В искусстве стран византийского мира Maiestas Domini почти полностью исчезает с VII и вплоть до XVI века», находя поэтому «появление этого сюжета на Руси на рубеже XIVXV веков» совершенно неожиданным.

«От композиции Maiestas Domini “Спас в силах” отличается сложной формой сияния вокруг фигуры Христа, а также наличием колёс, которые встречаются только в ранних изображениях видения Иезекииля» [18, c. 48].

Отсутствие последней детали в Majestas И. А. Кочетков объясняет влиянием Апокалипсиса, где, как и у Иезекииля, есть видение «животных», но не упомянуты колёса: «на Западе... стали воспринимать Maiestas Domini как иллюстрацию Апокалипсиса... как только это произошло, колёса... перестали изображаться...». Утверждается, что колёс нет и в аналогичных восточных изображениях, что объясняется «западными истоками византийских произведений» на том основании, что «отсутствие колёс в византийских памятниках не может быть объяснено влиянием Апокалипсиса, который долгое время не признавался в Византии канонической книгой». Из невозможности заимствования колёс из западных и восточных памятников, где их якобы нет, делается вывод: «создатель композиции... обращался непосредственно к тексту пророка Иезекииля» [18, c. 49–50].

Факты говорят о совершенно другом (западные памятники и связанные с ними вопросы были также рассмотрены мною в: [33]).

А) Ни Majestas Domini, ни изображения Видения на Западе никуда не исчезали, их полно; неясно, откуда бы могли быть получены сведения об обратном**.

Б) Первое видение Иезекииля (Иез. 1 : 4 – 2 : 1), конечно, было рано связано с Откровением. Так, Иероним Стридонский († 420) цитирует и первую главу Иезекииля, и Апокалипсис, — упоминая и колёса, — в Предисловии к Комментарию к Евангелию от Матфея (PL 26, col. 19–20); этот текст в латинских рукописях нередко идёт вместе с Majestas и считается их источником [65, p. 36–42]. Возможно, именно упоминание здесь колёс стало причиной их присутствия в ряде Majestas.

См. напр. миниатюры таких известных рукописей как «Евангелие Хитды», ок. 1020 г. (Darmstadt, Hessische Landesbibliothek, MS 1640, f. 7 r) [74, S. 240–241]; [56, № 25, S. 96–100]; [48, № V, S. 44–53, Taf. 116–117], где колёса попарно расположены по сторонам фигуры Христа (Ил. 1 а), и «Моралии» свт. Григория Двоеслова сер. X в. (Biblioteca Nacional de España, MS 80, f. 2 r) [68, S. 270–272], где покрытые глазами колёса в виде закрученных розеток соединены с полуфигурами «животных».

 а б

Ил. 1. Колёса в западных «Majestas Domini».

а) «Евангелие Хитды». Darmstadt, Hessische Landesbibliothek, MS 1640, f. 7 r. Ок. 1020 г.

б) «Падерборнское Евангелие». Aschaffenburg, Hofbibliothek, MS 21, f. 89 r. Втор. пол. ΧΙΙ в.

Колёса в Majestas есть в миниатюрах Евангелий:  Staatsbibliothek Berlin,  MS lat. qu. 700,  f. 5 v, ΧΙ в. [84, S. 161]; Aschaffenburg, Hofbibliothek, MS 21, f. 89 r, втор. пол. ΧΙΙ в. (Ил. 1 б) [62, S. 62–64]; «Бревиария из Чертси» (Chertsey) XIV в. Bodl., Lat. liturg. d. 42, f. 19 r (Ил. 2), «Псалтири Робера Лилльского» перв. четв. XIV в. Brit. Lib. Arundel 83-II, f. 129 v [83] и т. д.

 а б

Ил. 2. Колёса в западных «Maiestas Domini».

Миниатюра «Бревиария из Чертси». Oxford, Bodleian Library, Lat. liturg. d. 42, f. 19 r. Перв. четв. XIV в.

а) общий вид;  б) фрагмент: ангел (символ Еванг. Матфея), стоящий на крылатых колёсах.

Интересно, что в миниатюре с Majestas Domini Евангелия XII в. Chantilly, Bibliothèque du château, Ms 17 (1347), [70, p. 5–6, pl. III b] колёса даны в виде окружающих фигуру Христа концентрических колец и идентифицируются только по надписям на них. При отсутствии же надписей в аналогичных композициях колёса могут быть и не опознаны как таковые. Именно ими, однако, могут быть окружающие Христа концентрические круги («rota in medio rotae», Ez. 1 : 16) в ряде Majestas, особенно в случаях, когда они заполнены «глазами» (Ez. 1 : 18): кружками или точками, как, напр., в Апокалипсисе перв. четв. IX в. Valenciennes, BM, ms. 99, f. 10. В принципе, окружающие «животных» круги или кольца в ряде Majestas тоже можно интерпретировать как колёса; так  делает, напр., Т. Добженецкий в отношении миниатюры «Библии из Ставело» кон. XI в. Brit. lib. Add. 28107, f. 136 r [54, s. 78, il. 45]; особенно, если они также покрыты кружками, см. напр. в псалтири перв. пол. XIII в.  Universitätsbibliothek Freiburg,  Hs 24, f. 16 v [61, S. 23–26]. Можно трактовать как стилизованные колёса и закрученные розетки в ряде Majestas, напр., в «Прюмском Евангелии» IX в. Berlin, Staatsbibliothek, MS. theol. lat. F 733, f. 17 v.

В) Колёса систематически содержатся в западных изображениях Видения; несмотря на разнообразие их иконографии, здесь практически невозможно отыскать что-либо напоминающее Majestas.

 а б

Ил. 3. Колёса в западных изображениях видения Иезекииля. Миниатюры в начале Книги пророка Иезекииля в каталонских Библиях.

а) Библия из монастыря Roda. X–XI вв. Par. lat. 6 (3), f. 45 r.

б) Библия из монастыря S. Maria de Ripoll («Farfa Bible»). XI в. Vat. lat. 5729, f. 208 v.

Они есть в иллюстрациях к Иезекиилю в Библиях XXI вв.  Par. lat. 6 (3), f. 45 r  и  Vat. lat. 5729, f. 208 v [75, S. 87–89, Fig. 94, 95] (Ил. 3),  в  «Адмонтской»  Библии  (Vindobon. ser. nov.  2701,  f. 206 r), ок. 1130 г. [86, S. 75, Abb. 96, Taf. XXVIII]; [49, fig. 118, p. 160] и Библии из Сен-Бенинь втор. четв. XII в. (Dijon, Bibliothèque municipale, Ms. 2, f. 195 r) (Ил. 4); в «Bible moralisée» 12301240 гг. Par. lat. 11560, f. 186 r, 187 v и Псалтири нач. XIV в. из мон. Engelberg (Brit. Lib., Add. 22279, f. 20 r) (Ил. 5); в «Исторической Библии» Гийяра де Мулена (Guyart des Moulins), —  напр.,  в  списках XIV в. Par. fr. 152, f. 300 r [47, p. 12]; Par. fr. 20090, f. 375 v [78, p. 6]; РНБ, Fr. F. v. I, 1/2, f. 84 r (Ил. 6) или XV в. — Paris, Bibliotheque de l’Arsenal 5058, f. 386 v; Brit. Lib. Harley 4382, f. 88; в иллюстрациях комментария Николая Лиранского (†1340), — напр., в списках Engelberg, Stiftsbibliothek, Cod. 249, f. 3 r [55, S. 175, Fig. 118]; Nürnberg, Stadtbibliothek, Cent. I 34, f. 71 v [85, S. 34–35, Abb. 11].

 а б

Ил. 4.  Колёса в западных изображениях видения Иезекииля. Миниатюры в начале Книги пророка Иезекииля.

а) «Адмонтская Библия». Ок. 1130 г. Vindobon. ser. nov. 2701, f. 206 r.

б) «Библия из Saint Bénigne».  Втор. четв. XII в. Dijon, Bibliothèque municipale, ms. 2, f. 195 r.

Есть колёса даже во включающих Видение инициалах в Книге Иезекииля в Библиях: Tournai, Bibliothèque du Séminaire,  MS 1,  f. 225 r (1084 г.);  Winchester  cathedral,  MS 17, f. 172 r  (третья четв. XII в.); Troyes,  Bibliothèque municipale, MS 28, T. I, f. 220 r (втор. пол. XII в.); Brit. Lib., Burney 3, f. 649 r (ок. 1245 г.); P. Morgan Library, MS M. 969, f. 305 r (посл. четв. XIII в.); Par. français 1, f. 262 r (XIV в.) (Ил. 7 а-е).

 а б

Ил. 5.  Колёса в западных изображениях видения пророка Иезекииля.

а) «Bible moralisée» Paris, Bibliothèque national de France, Par. lat. 11560, f. 186 r.  Ок. 1230–1240 гг. Фрагменты.

б) Псалтирь из монастыря Engelberg. London, British Library, Add. 22279, f. 20 r. Нач. XIV в.

Как видим, связь с Majestas здесь нигде не прослеживается; не менее далеки от Majestas и иллюстрации специально посвящённого Видению и колёсам трактата еп. Энрико дель Карретто († 1323) «Sex libri visionis Ezechielis et rotarum ejus» (Par. lat. 12018б fols. 114 r, 115 r, 116 r, 117 r, 118 r, 123 r, 124 r, 125 r, 126 r и дрр.), где находим целый ряд сложных символических картин. Все названные неоспоримые и иначе не трактуемые изображения Видения включают колёса.

 а б

 в г

Ил. 6. Колёса в западных изображениях видения пророка Иезекииля.

Иллюстрации в «Bible historiale» Гийяра де Мулена.

а) РНБ, Fr. F. v. I, 1/2, f. 84 r. XIV в. б) Par. français 20090, f. 375 v. XIV в.

в) Par. français 152, f. 300 r. XIV в. г) Paris, Bibliotheque de l’Arsenal 5058, f. 386 v. XV в.

 а г

 б д

 в е

Ил. 7. Колёса в западных изображениях видения Иезекииля.

Инициал Е [t factum est…] в начале Книги Иезекииля.

а) «Лоббская» Библия. 1084 г. Tournai, Bibliothèque du Séminaire épiscopal, MS 1, f. 225 r.

б) «Уинчестерская Библия». Третья четв. XII в. Winchester cathedral, MS 17, f. 172 r.

Reproduced by kind permission of The Dean and Chapter, Winchester Cathedral.

в) «Библия из Montiéramey». Втор. пол. XII в. Troyes, Bibliothèque Municipale, MS 28, t. I, f. 220 r.

г) «Библия Робера де Белло». Ок. 1245 г. London, British Library, Burney 3, f. 649 r.

д) Библия XIV в. Par. français 1, f. 262 r.

е) Библия посл. четв. XIII в. Pierpont Morgan Library, MS M. 969, f. 305 r.

Следует обратить внимание и на фреску (ок. 1161) коллегиаты в Туме (близ Ленчицы (Tum, Łęczyca), Польша). Не являясь изображением Видения собственно, композиция имеет его, однако, среди своих источников: Спас в мандорле сопровождается многоочитыми четвероликими четверокрылами, стоящими на колёсах. А также — Богоматерью, Предтечей и святыми. Видение соединено здесь, т. о., с деисусом [54, il. 67, 79, s. 103–104, 139, 142–143].

Г) Конечно, в большинстве Majestas явных изображений колёс нет; однако, одно влияние Апокалипсиса невозможно считать здесь определяющим.

α) Не только имеющий апокалиптическую окраску, но и прямо апокалиптический образ может содержать колёса; см. напр. иллюстрации к Апокалипсису с толком Беата из Лиебаны († ок. 798), где апокалиптическое видение связывается с видением Иезекииля (напр.: In Apoc., Lib. III, c. 5 [79, p. 268, 273–279]); в иллюстрациях здесь колёса есть всегда; см. напр. рукописи Par. lat. 8878, f. 199 r., XI в., и XII в. — J. Rylands Library, Lat. MS 8, f. 89 r (Ил. 8).

      Ил. 8. Колёса в изображениях Спаса во Славе в иллюстрациях Апокалипсиса с комментарием Беата Лиебанского.

а) Par. lat. 8878, f. 199 r. XI в. б) The John Rylands Library, Lat. 8, f. 89 r. XII в. Reproduced by courtesy of the University Librarian and Director

К образу колёс при толковании Апокалипсиса обращался ещё Иоахим Флорский († 1202) [63, p. 10–11]; [90, p. 95–98]; [51, p. 78, 81, 87].

Не редкость они и в русских лицевых Апокалипсисах; см. напр. в списках XVI в. РГБ, ф. 98 (Егор.), № 1844, л. 19 [24, т. VIII, ил. на с. 435] или РНБ, Сол. 58/58, л. 36 (Ил. 9).

 а б

Ил. 9. Колёса в изображениях Спаса во Славе в русских лицевых Апокалипсисах XVI в.

а) РГБ, ф. 98, № 1844, л. 19; б) РНБ, Сол. 58/58, л. 36.

β) Насчёт «долгого непризнания»: а) нельзя сказать, что Апокалипсиса на Востоке не принимал вообще никто (BP I, p. 537–544; BP II, p. 449–465; BP III, p. 466–469; BP IV, p. 326–327; BP V, p. 409); разногласия на этот счёт, никогда не бывшие повсеместными, были завершены ещё до появления самых ранних известных изображений Спаса во Славе с символами; полные комментарии к этой книге появляются на Востоке уже в VI и VII вв. (комментарии Икумения [76] и Андрея Кесарийского (PG 106, col. 215–458);  схолия  на  Апокалипсис  есть  уже  у  Оригена (CPG 1468)); б) неканоничность источника не препятствует появлению самой иконографии или каких-либо её деталей; не считаются каноническими, напр., источники иконографий Успения, Сошествия во ад и мн. др.; в) нельзя отрицать возможности влияния некоего источника на уже имеющиеся иконографии.

γ) Появление на Западе в XIIXIV вв. новых толкований иезекиилевых колёс (в т. ч. толкований их самих по себе, независимо от Видения в целом, или в связи с другими сюжетами), со всё усложняющейся символикой, едва ли позволяло включать эти образы в символические композиции типа Majestas (хотя они сохранились в иллюстрациях к Иезекиилю, более нарративных). Скорее напротив: требовало их выведения.

Наглядный пример дают изображения колёс в «Liber Figurarum» Иоахима Флорского († 1202) [80, p. 224–231, pl. 28] или иллюстрации трактата Дель Карретто, преизобилующие символикой, деталями и поясняющими надписями (Ил. 10 а-в).

Простое, но также несовместимое с Majestas толкование колёс (взятых отдельно от Видения), дают иллюстрации Комментария к Песни песней Гонория Августодунского († ок. 1156) с «колесницей Аминадава» и «животными», показанными в её колёсах или рядом [74, S. 115 (Anm. 7), 135, 243–245].

Изображения колесницы Христовой распространились на латинском Западе (см. напр. в рукописях XV в.: Par. fr. 594, f. 376 r; Brit. Lib. Yates Thompson 36, f. 129 r), что тоже должно было вытеснять просто колёса;  именно  колесница  налицо и в изображениях Видения (см.  MSS  Par.  fr. 164, f. 271 v  и  Par. fr.  152, f. 300 r (Ил. 6 в),  обе  XIV в.;  Valenciennes,  BM, Ms. 7, f. 124,  втор. пол. XVI в.).

И в самих западных комментариях к собственно книге Иезекииля появляется новый взгляд на колёса: их видят вставленными друг в друга и образующими сферическую фигуру, как, напр. в иллюстрациях комментария Николая Лиранского. Особенно наглядно — в иллюстрациях печатных Библий, см.  Biblia  cum  postillis  Nicolai  de  Lyra  et  additionibus  et  replicis. Nürnberg, 3. XII. 1487. Т. 3. F. 152 r; 12. IV. 1493. T. 3. F. 138 r; Biblia cum glossa ordinaria Walafridi Strabonis aliorumque et interlineari Anselmi Laudunensis et cum postillis Nicolai de Lyra expositionibusque Guillelmi Britonis in omnes prologos S. Hieronymi. Venetiis, 18. IV. 1495. T. 3. F. 151 v; Basel, 01. XII. 1498. T. 4. F. 212 r; Biblia cum glosis ordinarijs: et interlinearibus: excerptis ex omnibus ferme Ecclesie sancte doctoribus: simulque cum expositione Nicolai  de  Lyra:  et  cum  concordantijs  in  margine.  Venetia, 18. IV. 1495.  T. 2.  F. 395 v (Ил. 10 г). Подобные конструкции, также, едва ли могли быть включены в Majestas.

Есть и другие возможные причины отсутствия колёс в Majestas.

Д) Наличие или отсутствие колёс в западных Majestas для нас даже не столь критично, так как они известны и в восточных их аналогах, и в восточных изображениях Видения (далее); говорить о западных истоках византийских произведений нет никакого повода. Слабое место здесь и в том, что нет западных  памятников,  превосходящих  древностию  ранние восточные  (напр.,  знаменитую мозаику VVI вв.  в  Хосиос Давид).

Проблему колёс в Majestas вообще можно снять, если отбросить тот тезис, что они обязательно представляют именно Видение как такое, не больше и не меньше. Действительно: они обычно не несут никаких явных признаков (напр., комплекс безусловных деталей Видения, присутствие визионера, соответствующие надписи***), указывающих именно и только на Видение и позволяющих безусловно их отождествить. Тогда как отсылки к Апокалипсису видны систематически (литеры A и Ω, семь звёзд, исходящий из уст меч и т. п.).

 а б

 в г

Ил. 10. Западные изображения Иезекиилевых колёс.

а-б) Henricus de Carreto, «Liber super visione rotarum Ezechielis». Par. lat. 12018, f. 118 r, 123 r. XIV в.

в) Колёса, связанные с четырьмя «животными» (см. надписи), странами света  и другими категориями. Вверхутекст Иез. 1:15–17. Из «Liber Figurarum» Иоахима Флорского. Expositio magni prophete Abbatis Joachim in Apocalipsim. Venetiis: Bindoni, 1527. F. 226 v

г) Иллюстрация в «Postilla super Ezechielem» Николая Лиранского. Biblia cum postillis Nicolai de Lyra et additionibus et replicis. Nürnberg, Anton Koberger, 12.4.1493. 2°. T. 3. F. 138 r

И наоборот: неоспоримые изображения Видения, — напр., в Книге Иезекииля в латинских Библиях, — имеют вид Majestas в виде редчайшего исключения: в английской «Библии из Бёри-Сент-Эдмендс» (Bury St Edmunds), ок. 1135 г. (Cambridge, Corpus Christi College, MS 2ΙΙΙ, f. 281 v) [64, p. 71, 76, pl. 18]. Заметим: хотя в западных изображениях Видения колёса, как правило, есть, — именно в этом случае их нет: тут взят уже готовый апокалиптический образ (что подчёркивают аллегории «четырёх ветров»: Откр. 7 : 1). Не исключено, что в вышеназванной миниатюре русского «Сийского Евангелия» точно так же взят апокалиптический образ и уже вторично связан с Иезекиилем.

Изображениями самого прор. Иезекииля Majestas тоже обычно не сопровождаются. Правда, здесь иногда показаны четыре пророка, обычно — Великие, в т. ч. Иезекииль****, что заставляет видеть здесь в лучшем случае «собирательный» теофанический образ (отчётливо-апокалиптических деталей в этих случаях нет), но и тогда присутствие Иезекииля не является строго обязательным, см. так наз. «Штаммхаймский миссал» ок. 1170 г. Getty Museum, MS 64, f. 86 [87, p. 61, 82, fig. 46 a].

Е) Восточные изображения Спаса во Славе с символами «с VII и вплоть до XVI века» ничуть не выходили из употребления; они представлены почти всеми видами изобразительности и распространены повсеместно. Кроме рукописей, они в большом числе есть во фресках Малой Азии, Египта, Эфиопии и Нубии; они есть в новгородских Аркажах и болгарском Бачкове, на Южном Кавказе и в Таврии [11, c. 74–77]; [17, c. 83] (литературу даю лишь по менее известным памятникам; памятники называю лишь заведомо более ранние, чем время возникновения иконографии Спаса в Силах).

Ил. 11. Колёса в восточных изображениях Спаса во Славе с символами Евангелистов.

Ветхий Деньми. Плафон крипты св. Власия (San Biagio), Бриндизи (Апулия). Ок. 1196 г.

Это иконы в монастыре св. Екатерины на Синае и двусторонняя икона «Чудо в Латоме» из Погановского  монастыря  в  Софийской  галерее  (Инв. № 2057);  это  шитый  «Ватиканский далматик» и эмалевый медальон в афонском Ватопеде [57, p. 625–632, pl. 1–2]; [89, № 48, p. 157–158]; серебряные оклады армянских Евангелий  («Бардзбердское Евангелие», оклад 1254 г.  Антелиас,  Киликийский католикосат, MS 1 [52, p. 162, fig. 120]; Евангелие 1356 г. Paris, Arménien 17 [66, col. 23–26]) и деревянная резная дверь церкви Сурб Аракелоц на оз. Севан [52, fig. 180]. Погрудные изображения Спаса с символами есть во фресках XI в. в византийских церквах  св. Меркурия [88, p. 153–154, figs. 4–5]  и  Архангела Михаила [92] на о. Корфу,  в церкви Преображения в Κορωπί (Восточная Аттика) [93, σελ. 84, εικ. 5];  XII в. — в крипте св. Власия в Бриндизи (Апулия) (Ил. 11) [53, p. 451–452, pl. IX]; XIII в. — на «Золотых» дверях Рождественского собора в Суздале и в капелле св. Николая а Аккуарика дель Капо (Acquarica del Capo, Апулия) (Ил. 12) [40]; кон. XIV в. — в церкви Георгия в Убиси (Имерети), в сербской Новой Павлице [35, c. 31, ил. с. 30] и в «Кралевой» церкви в Студенице; XIV и XV вв. — в нескольких церквах и криптах южной Италии [39].

 а

      б  

Ил. 12. Колёса в восточных изображениях Спаса во Славе с символами Евангелистов.

Фреска капеллы св. Николая в  Аккуарика  дель  Капо  (Апулия). 1283 г.

Фрагменты: а) Ветхий Деньми, символы Евангелистов б) колёса.

Наконец, в росписи собора псковского Снетогорского монастыря 1313 г. Евангелистов в парусах сопровождают «животные», символы написанных ими Евангелий, что вместе с «Вознесением» в куполе даёт классическую композицию Спаса во Славе с символами.

Конечно, в целом восточные изображения Спаса с символами безнадёжно отстают от западных по числу и даются тоже чаще без колёс. Но прецеденты есть; и если даже ограничиться одним только Константинополем и учитывать лишь изображения с колёсами, — остаются миниатюра Евангелия кон. XI–нач. XII в. Parmа, Pal. 5, f. 5 r [59, fig. 50]; [73, frontisp.]; [23, ил. 369, 379] (NB: наличие здесь колёс специально отмечено, в частности, издавшими миниатюру Г. Галаварисом и Р. Нельсоном [59, p. 75, 78]; [73, p. 56]; И. А. Кочетков приводит в библиографии первое издание, но отрицает колёса в византийских изображениях) и икона со Спасом с «животными» и апостолами на полях сер. XIV в. в музее Греческого института в Венеции [50, fig. 2].

Ил. 13. Колёса в восточных изображениях Спаса во Славе с символами Евангелистов.

  Византийский саккос из ризницы собора св. Петра в Риме (лицевая сторона). Фрагмент (центральная часть). Шитьё. Константинополь (?), XIV в.

Ещё больший интерес представляет так наз. «Ватиканский далматик» (Ил. 13): византийский саккос XIV в. в ризнице собора св. Петра в Риме. В центре его лицевой стороны — Еммануил во Славе с символами и колёсами [1, c. 159–161, табл. VII] (NB: И. А. Кочетков дважды ссылается [18, c. 65 (прим. 14), 66 (прим. 17)] на специально посвящённую «Ватиканскому далматику» книгу Г. Милле, где наличие колёс отмечено на первой же странице [71, р. 1], но не догадывается (?) об их присутствии в данном памятнике), с Богоматерью, Предтечею, архангелами и разными чинами святых в рост; последнее даёт прямую аналогию ростовому деисусу, средником которого и является Спас в Силах (о византийских изображениях Спаса во Славе с деисусом см. ещё: [91]).

Ил. 14. Окружающие Спаса звёздчатые фигуры и колёса.

Пресв. Троица. Сводовая фреска ц. свв. Константина и Елены в Охриде. Кон. XIV – нач. XV в.

Ж) «Форма сияния» является, по И. А. Кочеткову, одним из отличий Спаса в Силах от Majestas.

Добавим, что близкие звёздчатые формы встречаются и в других восточных (исключительно!) изображениях Спаса во Славе с символами. См. напр. фреску на юго-восточном столпе ц. Николая в Куртя-де-Арджеш (Валахия), сер. XIV в. (колёса есть; как и на иконах Спаса в Силах, они имеют вид продетых одно в другое крылатых колец) [72, sch. II.80, il]; македонские  сводовые  фрески: ц. Спаса в Штипе, ок. 1381 г. [5, c. 97–115]; охридских церквей Константина и Елены (колёса есть) (Ил. 14) и Больничской Богородицы, кон. XIV– нач. XV в., ц. Вознесения в с. Лесковец 1426 г., Всехсвятского Лешанского монастыря, ц. Георгия в с. Годивjе, ц. Ильи в с. Долгаец втор. пол XV в. [31]; [7, cл. 190, 205]; также: [30, cл. 29, 45, 52, 76, 116].

Искажённая, но всё та же восьмилучевая форма окружает Спаса во Славе с символами (с Богородицей и Предтечей в рост, с жестами адорации, с ангелами и колёсами) на своде замковой часовни Троицы в г. Люблин (Польша); фреска ок. 1418 г. (Ил. 15) выполнена русским мастером [81, tabl. 1, il. 6, 23].

З) Как и на Западе, видение Иезекииля как таковое обычно не даётся в образе Спаса во Славе с окружающими мандорлу «животными».

Заметим, что имеющие такую структуру мозаика в Хосиос Давид, бачковская фреска [38, p. 81–82, il. 75], икона из Погановского монастыря [19, табл. 555] и миниатюра Евангелия Venezia, Biblioteca Marciana, Gr. Z 540, f. 11 v [19, табл. 258], обычно называемые «Видением Иезекииля», не дают Видения в чистом виде, содержа фигуры двух пророков каждая.

Ил. 15. Окружающие Спаса звёздчатые фигуры и колёса.

Спас  во  Славе  с  деисусом  и  Небесными  Cилами.  Фреска на своде замковой часовни Св. Троицы в Люблине (Польша). Ок. 1418 г.

То же относится к упомянутой фреске XII в. в крипте св. Власия в Бриндизи, миниатюре «Псалтири Томича», ок. 1360 г. (ГИМ, Муз. 2752, л. 129) [8, c. 102–103, № 37] и фрескам церкви Успения в монастыре Трескавец (Прилеп, фрески 13341346 гг. и кон. XV в.) и свв. Апостолов в Кастории (Греция) XVI в. [94, c. 537–547].

Ещё нагляднее — миниатюра Гомилий свт. Григория Назианзина XII в. Sinait. gr. 339, f. 9 v, где перед Спасом во Славе с символами представлены пророк Аввакум и свт. Григорий [58, il. 379], а в Евангелии München, Bayerische Staatsbibliothek, cod. graec. 381, f. 199 A v символы окружают пишущего Еванг. Иоанна [59, fig. 69].

Ил. 16. Колёса в восточных изображениях видения Иезекииля.

Миниатюра «Христианской топографии» Космы Индикоплова Vat. gr. 699, f. 74 r. Втор. пол. – кон. IX в.

В прямых же изображениях Видения колёса, как и на Западе, обычно показаны. Так, они есть в подробном изображении Видения (Ил. 16) в «Христианской топографии» IX в. Vat. gr. 699, f. 74 r [60, p. 78, tav. CXLIX]; [67, p. 303, CT 42, pl. 21]; почти та же композиционная схема лежит в основе ряда западных изображений; есть реплики и у славян, причём в XIV в.: близко по времени к появлению иконографии Спаса в Силах.

Таковы фрески македонских церквей Архангелов в Лесново (Ил. 17) (надпись: ) [77, p. 242–243, pl. XXXIII, XXXIX.2]; [4, сл. 96]; [95, сл. 6] и Николы Топличского монастыря (сопровождается текстом Иез. 1 : 20 – 22 с описанием колёс) [36, cл. 1–3, 10]; в обеих колёса показаны. Видимо, были и русские; так, в соборе Снетогорского монастыря на своде вимы было изображение Христа в мандорле, на склонах — херувимы, под одним — сдвоенные кольца с крыльями [26, c. 230].

Ил. 17. Колёса в восточных изображениях видения Иезекииля.

Фреска церкви Архангела Михаила в Лесново (Македония). Ок. 1349 г.

Колёса  есть  и  в  изображениях  Видения,  построенных  иначе;  напр.,  в  миниатюре Библии 1269 г. (Ил. 18) в библиотеке Иерусалимского Армянского патриархата MS 1925, f. 414 v [52, p. 218–219, fig. 166]; в дьяконнике церкви Димитрия Солунского в Мистре (Лакония), фреска XIV в.; в западном куполе церкви Николы в Псаче (Македония), ок. 1360 г. [37, c. 13–28]. Возможно, колёса были и в купольном изображении Видения в ц. Γεωργίου Ομορφοκκλησιάς в Кастории [95, c. 356–362, cл. 3–4.]; фреска руинирована.

Ил. 17. Колёса в восточных изображениях видения Иезекииля.

Миниатюра «Эрзинджанской Библии» Jerus. arm. MS 1925, f. 414 v. 1269 г.

Показательно, что в русской реплике погановской иконы – изображающей Видение (см. надпись на окладе) иконе кон. XVI в. из Соловецкого монастыря (ГММК, инв. № Ж–806/1-2) [29, кат. 17], старая схема Спаса во Славе с символами изменена, а изображение приближено к тексту Иезекииля: вместо окружающих мандорлу «животных» — четырёхликие херувимы под нею; добавлены колёса и другие детали.

* * *

Итак, ни одно из рассмотренных положений, выдвинутых И. А. Кочетковым, не только не подтверждается, но картина буквально везде просто диаметрально противоположная.

Чтения из первой главы Иезекииля, содержащей, в частности, некоторые параллели иконографии Спаса в Силах, не вводились в русское богослужение одновременно с появлением этой иконографии; этот текст входил в русское богослужение искони. Тем самым, снимается одно из оснований связывать иконографию с этим текстом и предполагать в нём её прямой источник. Не даёт этих оснований и формула описи Сольвычегодского Благовещенского собора, описывающая средник деисуса этого собора как видение Иезекииля. Нет никаких гарантий, что формула эта, будучи достаточно поздней, обязательно отражает изначальную семантику образа;  при  этом  на Руси в XVI–XVII вв. существовал, кроме Спаса в Силах, целый ряд различных вариантов изображения Спаса во Славе в окружении «животных» и описанных у Иезекииля колёс; известно, что некоторые из них использовались как средник деисуса, а также — как изображения видения Иезекииля с присутствующим визионером и соответствующими надписями (в то время как подобные изображения со Спасом в Силах неизвестны).

Присутствие «животных» позволяет связывать иконографию не только с текстом Иезекииля, но и с Апокалипсисом; несмотря на отсутствие в тексте Откровения колёс, они встречаются в иллюстрациях к нему. Соответственно, изображения Спаса с «животными» могут рассматриваться как апокалиптический образ даже в случае присутствия в них колёс.

Ни изображения Спаса во Славе с символами, ни изображения видения Иезекииля никогда не исчезали ни на Западе, ни на Востоке. При этом изображения Спаса с символами, как восточные так и западные, как правило не являются прямым и непосредственным изображением видения Иезекииля (но могут быть представлены как сводный образ, содержащий признаки нескольких видений, апокалиптического в том числе).

И изображения Спаса во Славе, и изображения Видения Иезекииля, как латинские, так и византийские, могут включать колёса, так же как и иконография Спаса в Силах. В которой они изображаются совершенно так же, как в восточных памятниках (что ясно указывает на заимствование и его направление): в виде многоочитых крылатых колец, нередко — продетых одно в другое.

Иконографические отличия западных Majestas Domini (особенно — при неизменном их различии между собой) от Спаса в Силах (с единством композиции русских икон) настолько значительны, что связь их графических форм исключена. Чего нельзя сказать об их восточных аналогах, часть которых имеет со Спасом в Силах общие черты, например, — специфические звёздчатые формы или колёса в виде сцепленных крылатых колец.

Сохранившиеся памятники изобразительности не дают оснований искать истоки иконографии Спаса в Силах на латинском Западе, а также уверенно связывать её с иллюстрациями к первой главе Иезекииля, как восточными, так и западными.

СОКРАЩЕНИЯ

BP – Biblia Patristica. Index des citations et allusions bibliques dans la littérature patristique. Paris: Editions du Centre Nationale de la Recherche Scientifique, 1986–1991. 5 vols.

CPG – Clavis patrum græcorum / Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1974–1998. 5 vols.

PG – Patrologiæ Cursus Completus. Series Graeca / Acc. J. P. Migne. Parisiis, 1857–1866. 161 vols.

PL – Patrologiæ Cursus Completus. Series Latina / Acc. J. P. Migne. Parisiis, 1844–1864. 221 vols.

БАН      Библиотека Российской Академии наук

ГИМ      Государственный Исторический Музей

ГММК   Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

ГРМ      Государственный Русский музей

ГТГ       Государственная Третьяковская галерея

КБМЗ    Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

НБКМ   Народна библиотека «Св. св. Кирил и Методий», София

РГАДА  Российский Государственный Архив древних актов

РГБ       Российская Государственная библиотека

РНБ       Российская Национальная библиотека

САНУ    Српска академиjа наука и уметности, Београд

СПМЗ   Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

ЯМЗ      Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

[*] В русском паримейнике XVI в. ГИМ, Чуд. № 72 чтения Иез. 1 : 1 – 20; 1 : 21 – 2 : 1 выписаны в Великие понедельник и вторник (лл. 129 об. –131 об., 135–135 об.) и полностью (в паримейниках обычно — только ссылка) — 6 сентября (лл. 197 об.–200 об.). Наличие здесь этих паримей, конечно, не является доказательством сохранения местной практики их чтения 6 сентября и по введении Иерусалимского устава, — но, видимо, может свидетельствовать о её существовании в московском Чудовом монастыре в более раннее время (и возможно — попытке консервации древней традиции).

** Приведу нисколь не претендующий на полноту список Majestas XIV–XV вв., ограничась одной лишь монументальной живописью одной лишь современной нам Франции: 1) Церковь Сен-Дидье в Корморанш-сюр-Сон, департамент Эн (Cormoranche-sur-Saône, Ain). 2) Ц. Сен-Жюльен в Сольсе, деп. Алье (Saulcet, Allier). 3) Ц. в Бьоза, деп. Алье (Biozat, Allier). 4) Часовня Сен-Венсан в Пюи-Сен-Венсан, деп. Верхние Альпы (Puy-Saint-Vincent, Hautes-Alpes). 5) Ч. Сен-Жак-de-Prelles в Сен-Мартен-де-Керьер (Saint-Martin-de-Queyrières), деп. Верхние Альпы. 6) Ч. Сент-Ипполит du Bouchier в Сен-Мартен-де-Керьер, деп. Верхние Альпы. 7) Ц. Сен-Жиль в Жюжаль-Назарет, деп. Коррез (Jugeals-Nazareth, Corrèze). 8) Ч. Сен-Мадлен-de-Chalet в Масьяке, деп. Канталь (Massiac, Cantal). 9) Ц. Сент-Эньян в Торсаке, деп. Шаранта (Torsac, Charente). 10) Ц. Сен-Этьен в Помье-Мулон, деп. Приморская Шаранта (Pommiers-Moulons, Charente-Maritime). 11) Ц. Сен-Мартиаль в Жуйя, деп. Крёз (Jouillat, Creuse). 12) Собор в Сен-Поль-Труа-Шато, деп. Дром (Saint-Paul-Trois-Châteaux, Drôme). 13) Ч. Saint-Thomas-de-Pastoreccia в Кастелло-ди-Ростино, деп. Корсика Верхняя (Castello-di-Rostino, Haute-Corse). 14) Ч. San-Michele в Кастирле, деп. Корсика Верхняя (Castirla, Haute-Corse). 15) Ц. Sainte-Christine de Valle-di-Campoloro в Червионе (Cervione), деп. Корсика Верхняя. 16) Ч. Saint-Antonin в монастыре якобинцев в Тулузе, деп. Верхняя Гаронна (Toulouse, Haute-Garonne). 17) Ч. Сен-Жан Батист в Безен-Гарро (Bezins-Garraux), деп. Верхняя Гаронна. 18) Ц. Сент-Ан в Казо-де-Ларбуст (Cazeaux-de-Larboust), деп. Верхняя Гаронна. 19) Ц. Сен-Лу в Сен-Креак, деп. Жер (Saint-Créac, Gers). 20) Ц. Сен-Клод в Родоне, деп. Луар и Шер (Rhodon, Loir-et-Cher). 21) Ц. Сен-Мартэн в Сарже-сюр-Брей, деп. Луар и Шер, (Sargé-sur-Braye, Loir-et-Cher). 22) Ц. Сен-Пьер-де-Лонпре в Сент-Аман-Лонпре (Saint-Amand-Longpré), деп. Луар и Шер. 23) Ц. Сен-Женест в Лавардэн (Lavardin), деп. Луар и Шер. 24) Ц. Сен-Пьер-де-Liversou в Франкуле, деп. Ло (Francoulès, Lot). 25) Chapelle de Soussigné в Мартинье-Бриан, деп. Мен и Луара (Martigné-Briand, Maine-et-Loire). 26) Ц. Saint-Jean-Baptiste в Денезе-Су-ле-Люд (Dénezé-sous-le-Lude), деп. Мен и Луара. 27) Ц. Сен-Бартелеми во Вьель-Ор, деп. Верхние Пиренеи (Vielle-Aure, Hautes-Pyrénées). 28) Ц. Сен-Пьер в Монтене, деп. Рона (Montanay, Rhône). 29) Ц. в Севре, деп. Сона и Луара (Sevrey, Saône-et-Loire). 30) Ч. командорства в Шательро, деп. Вьенна (Châtellerault, Vienne). 31) Баптистерий Сен-Жан в Пуатье (Poitiers), деп. Вьенна. 32) Ц. Сен-Морис в Сен-Морис-ла-Клуэр, деп. Вьенна (Saint-Maurice-la-Clouère). 33) Ц. de la Blorin в Терсане, деп. Верхняя Вьенна (Tersannes, Haute-Vienne).

*** Ср. с миниатюрой «Христианской топографии» Vat. gr. 699, f. 74 r, где есть и пророк, и подписана каждая деталь Видения: ΕΙΔΟΣ ΣΤΕΡΕΩΜΑΤΟΣ, ΕΙΔΟΣ ΠΥΡΟΣ и т. д. [58, p. 78, tav. CXLIX; 66, p. 303, CT 42, pl. 21].

**** Напр.: «Грандвальская» Библия 834–843 гг. (Brit. lib. Add. 10546, f. 352 v); «Библия Вивиана» 845–846 гг. (Par. lat. 1, f. 329 v); «Codex Aureus» из св. Эммерама, ок. 879 г. (Mon. Clm 14000, f. 6 v); «Библия S. Paolo Fuori le Mura» IX в. (Roma, Abbazia di San Paolo fuori le mura, f. 259 v) [63, fig. 49, 50, 85]; «Codex aureus» из Эхтернаха, XI в. (Nürnberg, Germanisches Nationalmuseum, Hs. 156142, f. 2 v); Библия Par. Nouvelle acquisition latine 2196, f. 1 v, XI в.; «Санкт-Гереонское Евангелие» кон. X в. (Köln, Historisches Archiv, Cod. W 312, f. 12 v); Евангелие из ц. St. Maria ad Gradus, ок. 1030 г. (Köln, Erzbischöfliches Priesterseminar, Hs. 1-a, f. 1 v); «Бамбергское Евангелие» (Bamberg, Staatliche Bibliothek, Msc. Bibl. 94, fol. 9 v) [46, № II, S. 25–31, Taf. 10; № X, S. 69–75, Farbtaf. 15; № XII, S. 80–86, Taf. 310] и дрр.

References
1. Ainalov D. Vizantiiskaya zhivopis' XIV stoletiya // Zapiski Klassicheskogo otdeleniya Russkogo Arkheologicheskogo obshchestva. T. IX. Petrograd: Tip. Ya. Bashmakov i K°, 1917. S. 62–230.
2. Antonova V. I., Mneva N. E. Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya: Katalog drevnerusskoi zhivopisi XI– nachala XVIII veka. T. I. M.: Iskusstvo, 1963. 394 s., 116 l. il.
3. Baldin V. I., Manushina T. N. Troitse-Sergieva lavra. Arkhitekturnyi ansambl' i khudozhestvennye kollektsii drevnerusskogo iskusstva XIV–XVII vv. M.: Nauka, 1996. 549 s.
4. Gabeliћ S. Manastir Lesnovo. Istoriјa i slikarstvo. Beograd: Stubovi kulture, 1998. 305 s., 116 tabl.
5. Gabeliћ S. Slikarstvo XIV veka u Sv. Spasu (tsrkvi Vazneseњa) u Shtipu // Patrimonium.MK. Spisanie za kulturnoto nasledstvo. Spomenitsi, restavratsija, muzei. № 3–4 (2008–2009). Skopje: KALAMUS, 2009. S. 115–124.
6. Gorbacheva N. I., Kharlamova I. G. Proizvedeniya drevnerusskoi melkoi plastiki XI–XVII vekov v sobranii Yaroslavskogo gosudarstvennogo istoriko-arkhitekturnogo i khudozhestvennogo muzeya-zapovednika. Katalog. Yaroslavl': ZAO «2K», 2011. 293, [2] s.
7. Grozdanov Ts. Okhridskoto sidno slikarstvo od XIV vek. Beograd: Institut za istoriju umetnosti, Filozofski fakultet, 1980. 227 s.
8. Dzhurova A. Tomichov Psaltir. T. I–II. Sofiya: Univers. izd. «Kliment Okhridski», 1990. 247 s.
9. Dmitrieva Z. V., Sharomazov M. N. (sost.) Opis' stroenii i imushchestva Kirillo-Belozerskogo monastyrya 1601 goda: Kommentirovannoe izdanie. SPb.: Peterb. vostokovedenie, 1998.
10. Dmitrievskii A. A. Opisanie liturgicheskikh rukopisei, khranyashchikhsya v bibliotekakh Pravoslavnogo Vostoka. T. I. Τυπικὰ. Pamyatniki patriarshikh ustavov i ktitorskie monastyrskie tipikony. Kiev: Tip. G. T. Korchak-Novitskogo, 1895. [1084] s.
11. Dombrovskii O. I. Freski srednevekovogo Kryma. Kiev: Naukova dumka, 1966. 110 s.
12. Igoshev V. V. K istorii serebryanogo dela v Moskovskom Kremle: dva neizvestnykh oklada Evangelii XVI veka // Gosudarstvennyi istoriko-kul'turnyi muzei-zapovednik «Moskovskii Kreml'». Materialy i issledovaniya. Vyp. 21. M., 2012. S. 265–278.
13. Karabinov I. A. Postnaya triod'. SPb.: Tip. V. D. Smirnova, 1910. X, 294 s.
14. Kniga na prorok Iezekiil s t''lkovaniya / Izdanieto e podgotveno ot L. Taseva, M. Iovcheva. Sofiya: KMNTs, 2003. 454 c.
15. Kondakov N. P. Ikony / Pod red. O. A. Dydykinoi. M.: ZAO «BMM», 2009. 256 s.
16. Kondakov N. P. Litsevoi ikonopisnyi podlinnik. T. I. Ikonografiya Gospoda Boga i Spasa nashego Iisusa Khrista. SPb.: Tov. R. Golike i A. Vil'borg, 1905. [2], 97 s., 143 l. il.
17. Korkhmazyan E.M. Armyanskaya miniatyura Kryma. Erevan: Izd. AN ArmSSR, 1978. 131, [2] s.
18. Kochetkov I. A. Spas v silakh. Razvitie ikonografii i smysl // Iskusstvo drevnei Rusi. Problemy ikonografii. Red.-sost. A. V. Ryndina, A. L. Batalov. M.: NII teorii i istorii izobraz. iskusstv, 1994. S. 45–69.
19. Lazarev V. N. Istoriya vizantiiskoi zhivopisi. T. II. M.: Iskusstvo, 1986. 597 tabl.
20. Likhachev N. P. Materialy dlya istorii russkogo ikonopisaniya. Atlas. Ch. I. SPb.: Eksped. zagot. gos. bumag, 1906. 420 s.
21. Mikhailov A. V. Grecheskie i drevneslavyanskie parimeiniki. Varshava: Tip. Varshav. uchebn. okruga, 1908. [2], 42 s.
22. Mikhailov A. V. Opyt izucheniya teksta knigi Bytiya proroka Moiseya v drevneslavyanskom perevode. Varshava: Tip. Varshav. uchebn. Okruga, 1912. 22, CCCXLII, 460 s.
23. Popova O. S., Zakharova A. V., Oretskaya I. A. Vizantiiskaya miniatyura vtoroi poloviny X– nachala XII veka. M.: Gamma-Press, 2012. 468 s.
24. Russkaya Bibliya. Bibliya 1499 goda i Bibliya v sinodal'nom perevode. T. 8. M.: Novospasskii m-r', 1992. 511 s. T. 9. M.: Novospasskii m-r', 1998. 512 s.
25. Savvaitov P. Stroganovskie vklady v Sol'vychegodskii Blagoveshchenskii sobor po nadpisyam na nikh. SPb.: Tip. i Khromolitogr. A. Transhel', 1886. 119, [1] s.
26. Sarab'yanov V. D. Ikonograficheskaya programma rospisei sobora Snetogorskogo monastyrya // Drevnerusskoe iskusstvo. Vizantiya i Drevnyaya Rus'. SPb.: Dmitrii Bulanin, 1999. S. 229–259.
27. Silkin A. V. Stroganovskoe dvustoronnee litsevoe shit'e. M.: Progress-Traditsiya, 2002. 397, [2] s.
28. Smirnova E. S. Zhivopis' Obonezh'ya XIV–XVI vv. M.: Nauka, 1967. 188 s.
29. Sokhranennye svyatyni Solovetskogo monastyrya. Katalog vystavki. M.: Belyi bereg, 2001. 300 s.
30. Subotiќ G. Okhridskata slikarskata shkola od XV vek. Okhrid: Institut za istoriju umetnosti, Filozofski fakultet, 1980. 237 s.
31. Subotiћ G. Sveti Konstantin i Jelena u Okhridu. Beograd: Institut za istoriju umetnosti, Filozofski fakultet, 1971. 144 s.
32. Khlebnikov D. V. Ikonografiya Spasa «v Silakh» i chteniya iz proroka Iezekiilya po Studiiskomu i Ierusalimskomu bogosluzhebnym ustavam // Voprosy gumanitarnykh nauk. № 5 (2007). S. 239–249.
33. Khlebnikov D. V. «Spas v Silakh» i Zapad: «Majestas Domini», videnie proroka Iezekiilya, kolesa // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8. Istoriya. 2018. № 1. S. 104–129.
34. Khlebnikov D. V. «Spas v Silakh» i kniga proroka Iezekiilya. Teksty i kommentarii: Vostok ili Zapad? // Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. № 5 (2007). S. 310–332.
35. Tsvetkoviћ B., Gavriћ G. Manastir Nova Pavlitsa. Kraљevo: Laser, 2014. 63 s.
36. Tsvetkovski S. Viziјa proroka Јezekiљa (Toplichki manastir) // Zbornik Matitse srpske za likovne umetnosti. 34–35 (2003). S. 261–266.
37. Tsvetkovski S. Vizijata na prorokot Ezekij od tsrkvata Sveti Nikola vo Psacha // Spektar. 25/26 (1995). S. 13–28.
38. Bakalova E., Kolarova V., Popov P., Todorov V. The Ossuary of the Bachkovo Monastery. Plovdiv: Pygmalion, 2003. 183 p.
39. Berger M. La représentation byzantine de la «Vision de Dieu» dans quelques églises du Salento médiéval // Histoire et culture dans l’Italie byzantine: acquis et nouvelles recherches. Sous la direction de André Jakob, Jean-Marie Martin et Ghislaine Noyé (Collection de l’École français de Rome 363). Rome: École français de Rome, 2006. P. 179–203.
40. Berger M., Jacob A. Un nouveau monument byzantin de Terre d’Otrante: La chapelle Saint-Nicolas de Celsorizzo, près d’Acquarica del Capo, et ses fresques (an. 1283) // Rivista Studi Bizantini e Neoellenici. NS. Vol. 27 (1990). P. 211–257
41. Biblia cum glossa ordinaria Walafridi Strabonis aliorumque et interlineari Anselmi Laudunensis et cum postillis Nicolai de Lyra expositionibusque Guillelmi Britonis in omnes prologos S. Hieronymi. Venetiis, 18.IV.1495. T. 3.
42. Biblia cum glossa ordinaria Walafridi Strabonis aliorumque et interlineari Anselmi Laudunensis et cum postillis Nicolai de Lyra expositionibusque Guillelmi Britonis in omnes prologos S. Hieronymi. Basel, 01.XII.1498. T. 4.
43. Biblia cum glosis ordinarijs: et interlinearibus: excerptis ex omnibus ferme Ecclesie sancte doctoribus: simulque cum expositione Nicolai de Lyra: et cum concordantijs in margine. Venetia, 18.IV.1495. T. 2.
44. Biblia cum postillis Hugonis de Sancto Charo. Basel, Johann Amerbach für Anton Koberger d.Ä., 1501/1502. 2°. T. 5.
45. Biblia cum postillis Nicolai de Lyra et additionibus et replicis. Nürnberg, Anton Koberger, 3.12.1487. 2°. T. 3.
46. Biblia cum postillis Nicolai de Lyra et additionibus et replicis. Nürnberg, 12.4.1493. T. 3.
47. Bibliothèque impériale, départements des manuscrits. Catalogue des manuscrits français. Ancien fonds. T. I. Paris: Librairie de Firmin Didot, 1868.
48. Bloch P., Schnitzler N. Die ottonische Kölner Malerschule. Bd. 1. Düsseldorf: Verlag L. Schwann, 1967. 128, 504 S.
49. Cahn W. Romanesque Bible Illustration. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1982. 304 p.
50. Chatzidakis M. Icônes de Saint-Georges des Grecs et de collection de l’Institut. Venise: Neri Pozza, s. d., 1962. 221 p.
51. Daniel E. R. Joachim of Fiore: Patterns of History in the Apocalypse // The Apocalypse in the Middle Ages. Ed. R. K. Emmerson, B. McGinn. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1993. P. 72–88.
52. Der Nersessian S. L’Art arménien. Paris: Éd. Arts et métiers graphiques, 1977. 271 p.
53. Diehl C. Les grottes érémitiques de la région de Brindisi / Peintures byzantines de l’Italie meridionale (1) // Bulletin de Correspondance Hellénique. Vol. 12. 1888. P. 441–459.
54. Dobrzeniecki T. Maiestas Domini w zabytkach polskich i obcych z Polską związanych. Część trzecia // Muzeum Narodowe w Warszawie: Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie 19 (1975). S. 5–263.
55. Durrer R. Die Maler-und Schreiberschule von Engelberg // Anzeiger für schweizerische Altertumskunde. NF. Band 3 (1901). № 2–3. Zürich: Verlag des Schw. Landesmuseum, 1901. S. 122–182.
56. Eizenhöfer L., Knaus H. Die liturgischen Handschriften / Die Handschriften der Heßischen Landes-und Hochschulbibliothek Darmstadt. Bd. 2. Wiesbaden: Harrassowitz, 1968. 382 S.
57. Frolow A. Un bijou byzantin inédit // Mélanges offerts à René Crozet. T. I. Poitiers: Société d’études médiévales, 1966. P. 625–632.
58. Galavaris G. The Illustrations of the Liturgical Homilies of Gregory Nazianzenus. Prinseton, New Jersey: Prinseton University Press, 1969. XIII, 269 p.
59. Galavaris G. The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1979. 170 p.
60. Garrucci R. Storia dell’ arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. Vol. III. Prato: G. Guasti, 1876. IV, 145, XII p.
61. Hagenmaier W. Die lateinischen mittelalterlichen Handschriften der Universitätsbibliothek Freiburg im Breisgau (Hs. 1–230) / Kataloge der Universitätsbibliothek Freiburg im Breisgau. Bd. 1, Teil 1. Wiesbaden: Harrassowitz, 1974. XXIII, 229 S.
62. Hofmann J., Thurn H. Die Handschriften der Hofbibliothek Aschaffenburg (Veröffentlichtungen des Geshichts-und Kunstvereins Aschaffenburg e. V. 15). Aschaffenburg: Geschichts-und Kunstverein e. V., 1978. XVI, 196 S.
63. Joachim of Fiore. Enchiridion super Apocalypsim / Ed. E. K. Burger (Studies and texts, 78.). Toronto: Pontifical Institute of Medieval Studies, 1986. X, 114 p.
64. Kauffmann C. M. The Bury Bible (Cambridge, Corpus Christi College, MS. 2) // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 29 (1966). P. 60–81.
65. Kessler H. L. The Illustrated Bibles from Tours. Princeton (NJ): Princeton University Press, 1977. XVII, 157 p., 213 pls.
66. Kévorkian R. H., Ter-Stépanian A. Manuscrits arméniens de la Bibliothèque nationale de France. Catalogue. Paris: Bibliothèque nationale de France: Fondation Calouste Gulbenkian, 1998. XXXVI p.
67. Kominko M. The World of Kosmas: Illustrated Byzantine Codices of the Christian Topography. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 381 p.
68. Loewe H., Hartel W. Bibliotheca Patrum latinorum Hispaniensis. Bd. I. Wien: Carl Gerold’s sohn, 1887. 542 p.
69. Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise. Vol. 2 (Orientalia christiana analecta 166). Roma: Pontificium Institutum Studiorum Orientalium / Pontificio Istituto Orientale, 1963. 334 p.
70. Meurgey J. Les principaux manuscrits à peintures du Musée Condé à Chantilly, Paris: Société française de reproductions de manuscrits à peintures, 1930. [4], XX, 229, [3] p., 137 pls.
71. Millet G. La Dalmatique du Vatican. Paris: Presses univers. de France, 1945. iv, 116 p.
72. Musicescu M.-A., Ionescu G. Biserica Domnească din Curtea de Argeç. Bucureçti: Meridiane, 1976. 52, [1] p.
73. Nelson R. S. The Iconography of Preface and Miniature in the Byzantine Gospel Book. NY: New York University Press, 1980. XVI, 162 p.
74. Neuß W. Das Buch Ezechiel in Theologie und Kunst bis zum Ende des XII. Jahrhunderts. Münster in Westf.: Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung, 1912. 410 S.
75. Neuß W. Die katalanische Bibelillustration um die Wende des ersten Jahrtausends und die altspanische Buchmalerei. Bonn: K. Schroeder, 1922. VIII, 156 S.
76. Oecumenius. Commentary on the Apocalypse / The Fathers of the Church, a new thanslation 112. Washington: Catholic University of America Press, 2006. 228 p.
77. Okunev N. L. Lesnovo // L’art byzantin chez les Slaves. Les Balkans I / Orient et Byzance IV. Paris: Librairie Orientaliste Paul Geuthner, 1930. P. 222–263.
78. Omont H. Bibliothèque nationale. Catalogue général des manuscrits français. Anciens petits fonds français. I. № 20065–22884 du fonds français. Paris: Leroux, 1898. 561 p.
79. Prophetologium. Pars prima, lectiones anni mobilis. Ed. C. Høeg, G. Zuntz. Fasciculus Quartus. Lectiones Hebdomadæ 5ae Quadragesimæ et Hebdomadæ in Palmis et Maioris / Monumenta Musicae Byzantinae. Série Lectionaria. Vol. I. Copenhagen: Ejnar Munksgaards Forlag, 1960.
80. Reeves M., Hirsch-Reich B. The “Figurae” of Joachim of Fiore. Oxford: Clarendon Press, 1972. 376 p.
81. Rόżycka-Bryzek A. Byzantińsko-ruskie malowidła w kaplicy zamku lubelskiego. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1983. 176 s.
82. Sancti Beati presbyteri hispani Liebanensis in Apocalypsin, ac plurimas utriusque foederis paginas commentaria,… / opera et studio… Henrici Florez… Madriti: Joachim Ibarra, 1770.
83. Sandler L. F. The Psalter of Robert de Lisle in the British Library. London and Oxford: Harvey Miller and Oxford University Press. 142 p., 82 pls.
84. Schillmann F. Verzeichnis der Lateinischen Handschriften der Preußischen Staatsbibliothek zu Berlin, Dritter Band: Die Görreshandschriften. Berlin: Behrend, 1919. 262 S.
85. Schneider K. Die lateinischen mittelalterlichen Handschriften. Teil I. Theologische Handschriften / Die Handschriften der Stadtbibliothek Nürnberg. Bd. 2. T. I. Wiesbaden: Harrassowitz, 1967. XVI, 436, [12] S.
86. Swarzenski G. Die Salzburger Malerei von den ersten Anfängen bis zur Blütezeit des romanischen Stils. Studien zur Geschichte der deutschen Malerei und Handschriftenkunde des Mittelalters. Textband. Tafelband. Leipzig: Verlag v. K. W. Hiersemann, 1908–1913. 219 S.
87. Teviotdale E. C. The Stammheim Missal / Getty Museum Studies on Art. Los Angeles: Getty Trust Publications, 2001. 100 p.
88. Vocotopoulos P. L. Fresques datées du XIe siècle à Corfu // Cahiers Archéologiques 21 (1971). P. 151–180.
89. Wessel K. Byzantine Enamels from the 5th to the 13th Century. Shannon: Irish University Press, 1969. 211 r.
90. West D. C., Zimdars-Swartz S. L. Joachim of Fiore: A Study in Spiritual Perception and History. Bloomington: Indiana University Press, 1983. XV, 136 pp.
91. Woodfin W. T. A Majestas Domini in Middle-Byzantine Constantinople // Cahiers Archeologiques 51 (2003–2004). R. 45–53.
92. Βοκοτόπουλος Π. Οι βυζαντινές τοιχογραφίες του Αϊ-Μιχαήλη στο Βουνό στην Άνω Κορακιάνα Κέρκυρας. Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας 34 (2013). Σ. 91–106.
93. Πανσελήνου Ν. Τα σύμβολα των ευαγγελιστών στη βυζαντινή μνημειακή τέχνη. Μορφή και περιεχόμενο // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. 17 (1993–1994). Σ. 79–86.
94. Σίσιου Ι. Ο Παλαιός των Ημερών ως ξεχωριστή σύλληψη του ζωγράφου Ονουφρίου // Zbornik radova Vizantoloshkog instituta SANU. 44 (2007). S. 537–547.
95. Σίσιου Ι. Το πρόγραμμα στον εξωνάρθηκα του Αγίου Γεωργίου Ομορφοκκλησιάς // Nish i Vizantiјa, X. Simpozium, Nish 3–5. Јun 2011. Zbornik Radova. Ur.: Miša Rakotsiјa. Nish, 2012. S. 353–373