DOI: 10.7256/2454-0641.2018.2.26634
Received:
18-06-2018
Published:
26-06-2018
Abstract:
The subject of the study is public diplomacy of China. Public diplomacy as one of diplomacy forms is increasingly attracting China's attention. This form of diplomacy refers to various methods of external communication (with the exception of government diplomacy) including bilateral exchanges between the government and the people. The aim of public diplomacy is to promote a better understanding of the values and institutions of the home country, as well as to enhance its image in the eyes of the international public opinion, which in turn has an influence over the policy pursued by foreign governments towards this state. The author discussed the relations between the Confucius Institute and public diplomacy of China using the methods of analysis, observation and description. The main conclusion of the study is that the Confucius Institute is directly related to public diplomacy of the PRC, moreover, it can be considered its important component. The Confucius Institute and the Chinese language teaching abroad are an important element for the access of Chinese culture to the world, as well as a powerful platform for public diplomacy.
Keywords:
Public diplomacy, Confucius Institute, PRC, Chinese language, Chinese language education, public diplomacy of China, promote Chinese language, Chinese culture spreading, humanitarian exchange, Going out strategy
В последние годы публичная дипломатия, как один из способов влияния на мнение и поведение населения других стран, становится одним из главных инструментов Китая для ведения внешнеполитической деятельности. Так в июле 2009 года занимавший в то время пост председателя КНР Ху Цзиньтао выступил с важной речью на одиннадцатом собрании китайских дипломатических представителей за границей, предложив Китаю провести публичную дипломатию. Его речь «первый раз подняла публичную дипломатию на уровень общей дипломатии, и имела важное руководящее значение для продвижения публичной дипломатии в новой обстановке»[32]. В марте 2010 года Подкомитет по иностранным делам Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая создал первое специальное издание по публичной дипломатии «Публичная дипломатия ежеквартально». Чжао Цичжэн является главным редактором вышедшей публикации, главная цель которой - «оказать помощь публичной дипломатии КНР». В марте 2011 года господин Чжао Цичжэн опубликовал книгу «Публичная дипломатия и межкультурная коммуникация». Вслед за этим в 2011 году Ян Цзечи, занимавший в то время пост министра иностранных дел КНР, в четвертом номере журнала «Цюши» опубликовал статью «Усилия по развитию публичной дипломатии в новой обстановке с китайской спецификой».
Чжао Цичжэн подчеркнул важность публичной дипломатии следующими словами: «Именно публичная и правительственная дипломатия в совокупности составляют общую дипломатию страны». Публичная дипломатия относится к различным методам внешней связи за исключением правительственной дипломатии, включая и двусторонние обмены между правительством и народом. Стороны, участвующие в публичной дипломатии, по-разному просвещают мировое сообщество о положении, идеологических взглядах и ценностях своей страны. Используя различные подходы они объясняют политику своего государства, рекомендуют свою культуру, привлекают интерес иностранцев к своей стране, стараются рассеять их непонимания, и тем самым, а именно в процессе этой международной коммуникации, знакомятся и узнают друг о друге. Благодаря публичной дипломатии у государства появляется возможность более непосредственно и широко общаться с международной общественностью, что позволяет намного эффективнее повысить в ее создании свою культурную привлекательность и политическое влияние. Вследствие чего государство не только регулирует общие представления мирового сообщества о стране, но и защищает свои интересы. Можно сказать, что целью публичной дипломатии является повышение имиджа страны в сознании иностранных граждан, что в свою очередь влияет на политику проводимую иностранными правительствами по отношению к этому государству. К основной силе публичной дипломатии относятся: правительство, неправительственные организации, общественные организации, социальные элиты и широкая общественность.[29]
Ян Цзечи считает, что «публичная дипломатия, которую можно считать наследием и следующей формой развития традиционной дипломатии, ведомая руководством правительства использует различные средства коммуникации и обмена, чтобы осветить политические концепции страны внешней общественности, завоевать понимание, признание и поддержку как отечественной, так и зарубежной аудитории, установить хороший имидж государства и правительства, создать полезную среду для произрастания позитивного общественного мнения, а также защитить фундаментальные интересы страны»[32].
Несмотря на то, что китайские политики по-разному пытаются описать и выявить сущность публичной дипломатии Китая, мы все-таки имеем возможность выявить некие общие особенности, которые бы ее характеризовали.
Во-первых, участие общественности. Это одно из фундаментальных различий между публичной и правительственной дипломатией. Естественно, в публичной дипломатии участвует правительство, но в то же время более важно привлекать общественность всех социальных слоев, включая обмены между правительством и общественностью, а также обмены между самой общественностью. Ху Цзиньтао, занимавший в то время пост председателя КНР, посетив среднюю школу Пейтон в Чикаго (21 января 2011 года) и ее Институт Конфуция (Институт Конфуция в Чикаго - единственный Институт Конфуция в средней школе в Соединенных Штатах, созданный Чикагскими государственными школами (Chicago Public Schools) в сотрудничестве с Восточно-Китайским педагогическим университетом), пригласил учителей и учеников из этой школы посетить Чжуннаньхай (15 июля 2011 года). Это событие и Всемирную выставку (2010) в Шанхае можно назвать примерами публичной дипломатии Китая. Визит занимавшего в то время пост президента США Барака Обамы в Китай и диалог со студентами Шанхая (16 ноября 2009 года) - это также публичная дипломатия.
Во-вторых, разнообразие способов. Публичная дипломатия использует различные средства коммуникации и обмена, чтобы помочь миру понять свою страну и общество. Каналы и методы публичной дипломатии многообразны. Например, с 2006 года Китай и Россия провели в своих странах «Национальные годы Китая и России», «Годы языков», «Годы туризма», «Годы молодежи», а 2016 и 2017 года были объявлены как «Год СМИ Китая и России». «Культурные обмены между Китаем и Россией начались с распространения их языков, а затем охватили и различные сферы. Культурные обмены стали важным импульсом развития отношений между двумя странами»[16]. «Китайско-российские отношения стратегического взаимодействия и партнерства взяли новый старт и развиваются на новой высоте, сотрудничество между двумя странами в различных областях непрерывно расширяется и углубляется»[16]. «Институт Конфуция активно проводил обучение китайскому языку и мероприятия в области культурного обмена. Он сыграл важную роль в содействии обмену цивилизацией между странами мира и укреплении взаимопонимания и дружбы между китайским народом и народами разных стран»[17]. Следовательно, можно отметить тот факт, что Институт Конфуция является значимой платформой среди различных форм публичной дипломатии.
В-третьих, двустороннее взаимодействие. Публичная дипломатия - это не жесткая односторонняя пропаганда или проповедь, а гибкое двустороннее взаимодействие. При проведении публичной дипломатии необходимо не только стремиться к тому, чтобы зарубежная аудитория включая и правительство других стран знали об истории государства и реальности общества через свои «рассказы», но также следует прислушиваться к их мнению, отвечать на их вопросы и завоевать понимание и уважение с истинным и искренним взаимодействием.
В-четвертых, ясная цель. Цель публичной дипломатии очень конкретна: помочь международной общественности и правительству других стран действительно понять определенную страну (включая ее позиции и взгляды) посредством обмена и диалога, а также устранить недоразумения и неправильные представления об этой стране тем самым улучшив ее имидж. Ее основная задача – способствовать пониманию Китая среди иностранцев и рассказать миру о Китае, включая его культурные традиции, достижения общественного развития, экономические успехи, условности политической системы, внутренней и внешней политики и так далее»[29]. Институт Конфуция и обучение китайскому языку за рубежом являются важным элементом для выхода китайской культуры в мир, а также мощной платформой для публичной дипломатии.
Отчет Канцелярии Государственной руководящей группы по продвижению китайского языка за рубежом и Штаб-квартиры сети Институтов Конфуция 2017 года показывает, что с момента создания первого в мире Института Конфуция в Сеуле (Южная Корея) в ноябре 2004 года, по состоянию на конец 2017 года в 146 странах и регионах было создано 525 Институтов Конфуция и 1113 Классов Конфуция[31].
Миссия Института Конфуция определяется повышением понимания китайского языка и культуры, укреплением сотрудничества в области образования и культуры между Китаем и другими странами, развитием дружеских отношений, стимулированием развития мультикультурализма и строительством гармоничного мира. Институт Конфуция, в качестве некоммерческой структуры, обучает китайскому языку за рубежом, организует обмены в области образования и культуры между зарубежными странами на основе принципа взаимного уважения, дружеских консультаций, равенства и взаимной выгоды[21]. Он является своеобразным окном и площадкой, которая способствует взаимному общению, обучению, пониманию и диалогу между общественностью в разных странах посредством продвижения китайского языка и распространения китайской культуры. Институт Конфуция имеет характеристику публичной дипломатии. Поэтому с уверенностью можно сказать, что он является составной частью или одной из форм публичной дипломатии.
Ян Цзечи отметил, что «публичная дипломатия КНР нацелена на то, чтобы приблизить Китай к миру, показать внешней общественности настоящий Китай, приверженный к поддержанию и сохранению прочного мира и общему процветанию всех стран, и устранить предубеждения, недоразумения и сомнения о Китае. В то же время она нацелена на продвижение позитивного сотрудничества, взаимопонимания и доверия между народами всех стран, межнациональных обменов и обучения между китайской цивилизацией и другими цивилизациями мира. Это также характеризует публичной дипломатию»[29]. Эта концепция согласуется с целью Института Конфуция.
«Устав Института Конфуция» определяет три модели создания заграничных подразделений Институтов Конфуция: модель прямых инвестиций Штаб-квартиры, официальный франчайзинг и сотрудничество с заявителями. Сотрудничество между Штаб-квартирой и заявителями предусматривает совместные инвестиции двух сторон и формирование коллективного подхода в функционировании подразделения.[21] В настоящее время именно эта модель пользуется большей популярностью. Исходя из коллективного метода управления Штаб-квартира и иностранные учреждения совместно контролируют деятельность Институтов и разделяют риски. В то же время Штаб-квартира инструктирует филиалы по вопросам управления и подбора персонала на начальных этапах создания Института. Институты Конфуция владеют правом собственности, ведут независимый учет и берут на себя исключительную ответственность за свой доход. В условиях ограниченности средств принятие этой модели на ранних этапах развития сети Институтов Конфуция не только позволяет устранить нехватку опыта, капитала и места, но также более грамотно использовать ресурсы стран и регионов. В сочетании с потребностями учреждения-заявителя это помогает быстрее достигать процветания Институтов в дальнейшем расширяя их влияние и распространение.
Хорошим примером в контексте публичной дипломатии является Школа Конфуция в г. Санкт-Петербурге. Она была открыта в 2003 году в г. Санкт-Петербурге при поддержке генерального консульства КНР, профильных министерств КНР и администрации Санкт-Петербурга. Возглавляет школу Конфуция госпожа Хань Даньсин – автор идеи и разработки проекта и профессиональный переводчик. Финансирование проекта осуществляет китайский бизнесмен, господин Сюй Чао. В декабре 2007 года школа Конфуция Санкт-Петербургского китайского центра вошла в состав системы Институтов Конфуция.[1]
Мягкая сила является важной частью национальной силы государства, в основном ссылаясь на воздействие его системы, идеологий, ценностей, культуру, привлечения государства и его народа, влияние, признание и идентичность. Это серьезно влияет на взгляды других зарубежных правительств и общественности на эту страну, ее людей и вытекающие из этого международные отношения. Международное распространение китайского языка и культуры не только принесет Китаю огромные прямые и косвенные экономические выгоды, в том числе в областях образования, культуры, издательства, туризма, внешней торговли и так далее, но и повысит мягкую силу Китая. Крупномасштабный проект продвижения китайского языка может способствовать развитию китайско-американской торговли и повышению признания Китая среди американского народа. Целью продвижения китайского языка и культуры «является увеличение понимания среди народов мира китайского языка и культуры, и развитие дружественных отношений между Китаем и другими странами. Это также может создать благоприятные условия на международной арене для мирного развития Китая. Дипломатическая функция языка и культуры может помочь Китаю завоевать право голоса и уверенность в себе в международном сообществе, чтобы раскрыть еще большие просторы для своего развития.»[22]
Государственные деятели многих стран позитивно относятся к Институту Конфуция. Канцлер Германии Ангела Меркель выступила с речью на церемонии открытия Института Конфуция в Штральзунде в 2016 году, заявив, что Институт имеет право выступать в качестве инструмента для нахождения взаимопонимания между китайской культурой и культурами других стран. С её точки зрения, Институт Конфуция свидетельствует о беспристрастных отношениях между двумя странами.[33] Спикер Мозамбика Вероника Макамо, приняв участие в «2018 Совместной конференции Институтов Конфуция в Африке», заявила, что обучение китайскому языку имеет большое значение для активизации экономического и социального развития в Мозамбике, а Институт Конфуция в свою очередь сыграл важную роль в продвижении китайского языка. Она надеется, что эта конференция проиллюстрирует другим странам некий успешный опыт в развитии и распространении обучения китайскому языку.[34]
Однако Сенатор США Марко Рубио высказался против Институтов Конфуция, заявив: «Я думаю, что каждый вуз должен знать, с какой целью функционируют эти институты, и что они на самом деле являются лишь средством иностранного правительства которое стремится отменить академическую свободу в университетском городке. Я бы поощрил каждый колледж в Америке, который бы закрыл Институт Конфуция. В этих программах нет никакой необходимости».[36]
Институт Конфуция, который выступает в качестве неотъемлемого звена во внешнеполитическом общении между Китаем и мировым сообществом, разработал новый подход публичной дипломатии КНР, который может быть принят многими странами и вузами, что само по себе является большим успехом для публичной дипломатии. Если мы ближе присмотримся к стратегии публичной дипломатии, то сможем отметить, что роль Института Конфуция заключается не только в обучение китайскому языку и распространение китайской культуры, но также и в том, что он должен взять на себя большую ответственность за публичную дипломатию и содействовать взаимному обмену и обучению между китайской цивилизацией и другими цивилизациями мира, показать иностранцам подлинный Китай, помочь им «больше узнать об истории и культуре, пути развития, концепции управления страной, внутренней и внешней политике Китая»[32]. Посредством обучения китайскому языку и распространению китайской культуры Институт должен создать позитивный, всеобъемлющий и объективный образ Китая, содействовать развитию многокультурного мира, преодолеть односторонность и способствовать созданию гармоничного мира. Даже в распространении китайской культуры через язык (будь то на китайском или родном языке учащихся) следует обратить внимание на более глубокие уровни.
Институт Конфуция должен стать отправной точкой для публичной дипломатии и играть большую роль в международных обменах и развитии мультикультурализма. Необходимо использовать эту платформу, чтобы дать возможность иностранцам изучать китайский язык, понимать Китай вместе с его традициями и ценностями, а также свободно выражать и делится своим мнением. В довершении чего, после изучения китайского языка и знакомства с китайской культурой и устоями, используя уже свой родной язык, они могут ознакомить своих соотечественников с «рассказами» о Китае.
References
1. Bel'chenko A.S. Deyatel'nost' Institutov Konfutsiya v Rossiiskoi federatsii // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Vseobshchaya istoriya. 2010. № 1. S. 65-74
2. Boyarkina A.V. "Myagkaya sila" kak politicheskii instrument realizatsii vneshnei politiki KNR na rubezhe XX-XXI vv. Diss. … kand. polit. nauk. Vladivostok, 2015. S. 234
3. Gao Tszin'pin, Go Chzhien'. Institut Konfutsiya i publichnaya diplomatiya // Issledovanie kitaiskoi kul'tury. 2003. №4. S. 189-196
4. Glagolev V.S. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya v usloviyakh globalizatsii. M., 2016. S. 231
5. Dolinskii A.V. Evolyutsiya teoreticheskikh osnovanii publichnoi diplomatii // Vestnik MGIMO Universiteta. 2011. №2. S. 275-280
6. Zav'yalova A.A. Instituty Konfutsiya: integratsiya ili ekspansiya? // Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. №9. S. 54-59
7. Krivokhizh S.V. Publichnaya diplomatiya Kitaiskoi Narodnoi Respubliki: stanovlenie i razvitie. Diss. ... kand. polit. nauk. SPb., 2014. S. 165
8. Lebedeva M.M. Publichnaya diplomatiya: teoriya i praktika. M., 2017. S. 272
9. Lekontseva K.V. Instituty Konfutsiya kak instrument «gibkoi vlasti» Kitaya // Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. №7. S. 27-31
10. Leont'eva E.O., Belokopytova M.S. Instituty Konfutsiya kak instrument vneshnei politiki KNR // Regionalistika. Tom 3. 2016. №5. S. 51-59
11. Li Tszyui. Novaya forma mnogostoronnei kul'turnoi diplomatii Kitaya-Institut Konfutsiya. // Nablyudenie teorii. 2008. №2. S. 46-47
12. Lomanov A.V., Kobelev E.V. «Myagkaya sila» v otnosheniyakh Kitaya s vneshnim mirom. M., 2015. S. 224
13. Lukin A.V. Publichnaya diplomatiya // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2013. №3. S. 69-87
14. Lyu Tintin. K voprosu funktsii publichnoi diplomatii Instituta Konfutsiya // Reform i otkrytie. 2017. №22. S. 139-140
15. Mikhnevich S.V. Mudrets pomogaet podnebesnoi: razvitie seti Institutov Konfutsiya kak instrument realizatsii politiki «myagkoi sily» KNR v Bol'shoi vostochnoi Azii // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika. Tom 10. 2015. №1. S. 80-117
16. Si Tszin'pin. Vystuplenie na tseremonii otkrytiya goda kitaiskogo yazyka v Rossii. [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://russian.china.org.cn/international/txt/2010-03/24/content_19677596.htm
17. Si Tszin'pin. Pis'mo-pozdravlenie s desyatiletnei godovshchinoi sozdaniya Instituta Konfutsiya v mire. [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.xinhuanet.com/politics/2014-09/27/c_1112652079.htm
18. Syui Lin'. Uskorennyi vykhod kitaiskogo yazyka v mir // Primenenie yazyka i pis'ma. 2006. №6. S. 9-13
19. Syui Sin'. Praktika publichnoi diplomatii Kitaya – na primere Instituta Konfutsiya // Sovremennye praktiki obrazovaniya i issledovaniya obucheniya. 2016. №10. S. 267
20. Tarabarko K.A. Myagkaya sila kul'tury Kitaya: kontseptual'noe soderzhanie i praktiki realizatsii. Diss. ... kand. filos. nauk. Chita, 2017. S. 216
21. Ustav Instituta Konfutsiya. [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.hanban.org/confuciousinstitutes/node_7537.htm
22. Fan In. Vzaimovygodnoe napravlenie prodvizheniya kitaiskogo yazyka za rubezhom – na analize politiki obucheniya kitaiskomu yazyku v KNR i SShA i ee osushchestvleniya: Dis. … d-ra fil. nauk. Shankhai., 2011. S. 214
23. Fan' Din. Instituta Konfutsiya kak instrument vdokhnoveniya publichnoi diplomatii // Vestnik Chzhetszyanskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya sotsial'nye nauki. 2013. №6. S. 120-124
24. Fokin V.I. Formirovanie soderzhaniya ponyatii «Vneshnyaya kul'turnaya politika» i «Kul'turnaya diplomatiya» v mezhdunarodnoi deyatel'nosti sovremennykh gosudarstv // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6. 2003. №2. S. 125-130
25. Fu Tszinsyan. Rasprostranenie Instituta Konfutsiya i ego rol' v kul'turnoi diplomatii // Vestnik Kitaiskogo universiteta kommunikatsii. 2013. №9. S. 143-144
26. Tsui Syao, Pen Tszin. Kul'turnaya diplomatiya Kitaya s tochki zreniya Instituta Konfutsiya // Vestnik Syan'ninskogo instituta. 2008. №1. S. 7-8
27. Chzhan Tsinmin'. Kul'turnaya diplomatiya Kitaya v globalizatsii // Vestnik Diplomaticheskogo institut Kitaya. 2006. №1. S. 36-43
28. Chzhan Chzhichzhou. Kul'turnaya diplomatiya i dvigatel', problemy i kontrmery "vykhoda za rubezh" kitaiskoi kul'tury // Sovremennyi mir i sotsializm. 2012. №3. S. 12-16
29. Chzhao Tsichzhen. Publichnaya diplomatiya i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. Pekin, 2011. S. 222
30. Shvedova I.A. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya v Kitae // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2013. №1. S. 132-138
31. Shtab-kvartira seti Institutov Konfutsiya. Godovoi otchet po razvitiyu Instituta Konfutsiya 2017. Pekin, 2017. S. 82
32. Yan Tszechi. Usiliya po razvitiyu publichnoi diplomatii v novoi obstanovke s kitaiskoi spetsifikoi // Tsyushi. 2011. №4. S. 44-46
33. Confucius Institute Headquarters (Hanban). German Chancellor Angela Merkel inaugurates Confucius Institute in Stralsund. [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://english.hanban.org/article/2016-09/09/content_655728.htm
34. Confucius Institute Headquarters (Hanban). 2018 Joint Conference of Confucius Institutes in Africa Li Zhanshu Attends and Addresses Opening Ceremony. [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://english.hanban.org/article/2018-05/18/content_732546.htm
35. Hartig F. Chinese Public Diplomacy: The Rise of the Confucius Institute. NY., 2016. 203 pp.
36. South China Morning Post. Spy risk or cultural asset? The divide over China’s Confucius Institutes on US campuses. [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.scmp.com/news/china/diplomacy-defence/article/2149592/spy-risk-or-cultural-asset-divide-over-chinas-confucius
|