Library
|
Your profile |
Culture and Art
Reference:
Zolotukhina N.A.
Artistic and Empiric Content of Pavel Greyser's Artwork in Terms of Developing the Crimean Mentality of Culture
// Culture and Art.
2018. № 5.
P. 6-18.
DOI: 10.7256/2454-0625.2018.5.26321 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=26321
Artistic and Empiric Content of Pavel Greyser's Artwork in Terms of Developing the Crimean Mentality of Culture
DOI: 10.7256/2454-0625.2018.5.26321Received: 17-05-2018Published: 24-05-2018Abstract: The object of the research is the artistic and empiric content of the Crimean mentality of culture. The subject of the research is the applied and decorative arts and monumental artwork of a modern artist Pavel Greyser. Mentality represented by his artwork influences the development of the aesthetical image of Crimea. In her research Zolotukhina defines Greyser's artwork as a representation of the basic beliefs of Crimea of the mid - late 20th century and may be of interest to those researchers who study the modern state of an artistic life of a region. The research is based on one of the applied methods of cultural research, philosophical art analysis allowing to objectively define features of the artist's creativity in general by studying particular pieces of his artwork. This method has demonstrated that hidden invariant images of the artist determined his typical concept of the fixation on natural landscapes and mixture of techniques. In addition, the researcher has used the semiotic method as well as the methods of artwork description and analysis. Pavel Greyser's creative works have never been studied before which makes the novelty of the present research. Zolotukhina analyzes stylistic peculiarities of Greyser's artwork as artistic texts that carry a semiotic meaning. Taking into account that in her article Zolotukhina describes only part of Greyser's creative legacy, there is a need in further researches of visual arts created by Pavel Greyser: fine arts, graphic arts and wall painting. Keywords: Pavel Greyser, aesthetic concept, mindset, form, creation, romanticism, artistic text, analysis, the form, artistХудожественная ментальность содержит глубинный уровень субъективного сознания, творческого метода. Любовь к природе - является одной из граней национального характера, отличающегося лиризмом и романтической задушевностью. Именно пейзажная графика явилась воплощением определенной национальной модели мира, художественного образа малой родины — колыбели национальной культуры. Один из классиков крымской культуры М. А. Волошин отмечал: «В нынешнем — русском — Крыму не осталось от прежних культур ничего, кроме пейзажа, но в нем можно прочесть его прошлое» [6]. К плеяде выдающихся крымских художников принадлежит Павел Павлович Грейсер - яркий представитель изобразительных интеграций, раскрывших культурное наследие Крыма, создавший ценные памятники второй половины ХХ – начала XXI века. В своем творчестве П. Грейсер объединил стилистическое решение образа современного Крыма. Художественный фонд автора составляют работы, выполненные в техниках графики, живописи, декоративно-прикладного и монументального искусства, а также новаторские приемы в материале металлопластики. В данной статье мы рассмотрим некоторые из них. На тему творчества художника Павла Грейсера не было издано научных материалов, упоминаются лишь обзорные статьи в художественных каталогах и газетах. Методология Характерной чертой современности является проявление духа универсальной культуры, которая синтезирует накопленный опыт. Рассуждая о культуре изобразительных произведений в частности, необходимо отметить метод философско-искусствоведческого анализа, позволяющий проследить развитие феномена художника – творца, направленного на поиск истинного смысла. Данный метод нашёл своё отражение в книге выдающегося акварелиста Я. Басова: «Я пришёл в мир с широко раскрытыми глазами. Всё, что я видел, было… глубоким удивлением перед чудом всего живого. Творчество-это судьба» [4, с. 164]. Культура искусства автора — есть свободный, активный, творческий путь. Учитывая уникальность и различие между индивидуальной культурой созидателя и его философией, можно определить духовность каждого художника, поскольку развиваясь, он создает пространство своего творчества. Следовательно, искусство культуры художника, индивидуально, и носит абстрактное понятие. В определении менталитета творчества, работы П. П. Грейсера, мы применили метод исследования экзистенциальной системогенетики и теорию циклов, разработанную доктором философских наук Н. Н. Александровым. Затрагивая последний вековой цикл культуры (1920-2020), автор определяет проблемы различных позиций искусства и в центре внимания — цикличность, с ее проявлением рационального и иррационального в формировании менталитета [1, 2]. В свою очередь изучение поэтически эмоционального языка природы, в работах П.П. Грейсера мы связываем с ментальностью художественно-стилевых тенденций. Основу ментальности составляют совокупность рационального (общественного, национального характера искусства), и иррационального (в субъективном переживании «жизненного мира» эмоционально выражена суть образа композиции). В рассмотрении репрезентативная функция символа был использован формально-семиотический подход. Символ демонстрирует нечто, что не есть он сам, при этом являясь участником заложенного действия в искусстве. В данном исследовании, использовали фундаментальные труды отечественных исследователей Ю. М. Лотмана и А. Ф. Лосева широко раскрывших проблему символа и его функционирования. Ю. М. Лотман рассматривал в своих работах культуру как сложное и многоуровневое явление, имеющее символическую природу, занимался разработкой проблем знака и символа в искусстве, рассматривал культуру как семиотическую систему — «семиосферу», многозначный и многослойный континуум текстов. В своих исследованиях он определил культуру, в том числе и искусство, как текст, в основе которого своеобразный символический образный язык. Язык искусства — это язык художественных образов. «Читать» этот текст — значит анализировать образную систему того или иного произведения искусства [7]. Ю. Лотман рассматривал культуру в диахронном и синхронном срезах, а именно в переплетении исторических и современных связей, которые образуют живую ткань культуры, её своеобразный текст. Чтобы «прочесть» этот текст, необходимо воспроизведение этих связей. Творческий путь Павла Грейсера Художник П.П. Грейсер родом из Сибири, окончил в 1956 году среднюю и художественную школы, а затем Иркутское художественное училище в 1960 году. Он был воспитан в традициях академической школы, формировал своё мироощущение прекрасного эмоциональными чувствами восторга увиденной, светящейся, изменчивой красотой природы России. Чувства восторга пробудили в нем желание усложнять композиционные задачи, восхищение переросло в стремление, как можно тоньше научиться передавать полутона цветовой палитры и тональные нюансы. Художник использовал метод копирования и анализировал классические произведения И. И. Шишкина, К. А. Коровина, В. И. Сурикова и д. р. Окончив три курса Иркутского училища в 1963 году, Павел переезжает в Крым и переводится в Симферопольское художественное училище имени Самокиша. В 1960-1980-е годы в училище формировались новые методики преподавания занятий, активно развивалось художественно-оформительское отделение. Одним из наставников и идейных вдохновителей студента, стал А.Н. Шипов, работы которого теперь хранятся в Институте русского реалистического искусства, Галереи искусств СССР а также ряде других ведущих галерей. Особый вклад на дальнейшее осмысление образной сути студенческих работ Павла имел преподаватель В. И. Григорьев, в основе которого были пластические формы символов декоративного искусства. Приоритетными смыслами стали метафорические и символические характеры, применяемые в живописном и графическом языках. Отдельное внимание преподаватели уделяли трём, на их взгляд серьёзным задачам, которые входили в основу осмысления образной сути трактовки пейзажа. В первую задачу входило создание технической вариативности в композиции — необходимо было на одну определённую заданную тему представить не менее пятнадцати различных рисунков. Вторая заключалась в выстраивании многочисленных полутонов, которые необходимо Павлу подобрать таким образом, чтобы передать материальное сходство с натурой. В третьей задаче требовалось изобразить натурный пейзаж, каждое состояние которого носило свойственный лишь ему, символический характер. Таким образом, Павлу Грейсеру в студенческие годы удалось плодотворно работать и понять основные требования, которые являются базовыми в композициях и передают выразительную точность рисунка и характерную прозрачность в этюдах. Ключевым направлением являлась возможность не имитировать зрительный мир, а создать внутреннее переосмысление трактовки двойственного характера: с одной стороны, это каждое состояние имеет свой символ, свой «знак выражения» и с другой, увидеть в природе тончайшие оттенки в творческом восприятии жизни. Исследуя данный этап творческого развития Павла, мы можем сделать вывод, что художественный образ находит смысловую и семиотическую нагрузку, в том содержательном значении, если происходит взаимопонимание между педагогами и желанием учится у студента. Именно приобретённые знания и стремление воплотить в своих творческих работах зримый мир, эмоционального переосмыслить реальную картину природных форм, является ключевым в формировании крымского менталитета автора того периода. Как истинный романтик, в дальнейшем творчестве П. Грейсер выработал свой стиль, узнаваемую манеру письма, но основным смыслом и композиционным кредо, стало применение своеобразной «недосказанности» в произведениях. Ею стала не мистическая таинственность, а «правильная» недосказанность, которая пробуждает в зрителе способность «домысливать». Что делает произведения художника близкой публике и даёт возможность понять символическое переосмысление в монументально-декоративных формах эмпирического содержания. Сущность авторской позиции обусловила развитие стилистическую разноплановость в композициях, а также формированию синтетического подхода к созданию художественно-декоративного образа. Творческие искания не могли не отразиться на поиске новых путей развития. В 1969 году Павел поступает в Московское высшее художественно-промышленном училище. Становится студентом факультета «художественное проектные средства», кафедры «транспорт и промышленное оборудование», по профилю художественный металл. Грейсер изучал виды и свойства гальванопластики, ковки, металлопластики и т.д. Изучая законы и закономерности применяемые в различных пластических формах, а также сопротивление металлических материалов и их правильное применение в архитектуре, помогло найти новые приёмы в трактовке образной формы. Объёмно-пространственное решение композиции автора напрямую связанно с применением ассоциативного и соразмерного искусства. На протяжении всего обучения Павел продолжал выполнять в небольшом формате, ритмические поиски построение пятен и линий, учитывал цветовое решение, колорит металлических конструкций. Он научился корректировать масштабный формат под изображаемый объект, что позволило разработать собственный стиль гармонии, возникшей из контрастных задач, но не противоречащих друг другу. Стараясь создать новый, яркий и одновременно с этим выразительный образ, он объединяет свои полученные знания с практическим опытом рисовальщика таким образом, что находит новый технический расчёт металлических форм, которые в сою очередь, облегчали любую техническую конструкцию. Применение данного изобретения мы можем видеть, на многих реальных объектах Крымского полуострова. Концепция художника заключалась в идее создания целостного решения из символов и образов. На дипломном проекте, ему удаётся совместить графические линии с ярким алым цветом эмали и предложить новую конструкцию кузова грузового автомобиля. К сожалению, предложенный проект не вошел в серийное производство машиностроения. В период своего обучения, художник исследовал принципы яркого, абстрактного искусства, применение которых возможно в декоративно-прикладном искусстве. В середине XX века, большое внимание было уделено развитию творческого потенциала молодого поколения в области декоративного искусства. Оно давало возможность интегрировать масштабные, социальные заказы. Объекты в виде мозаичных панно, памятников, стел, росписи и оформление фасадов преображали кинотеатры, детские сады, города, сёла, колхозы и т. д. Поэтому декоративное искусство выступало в роли создателя единой школы Советских республик. Которое формировало целостное восприятие красоты пластической формы цвета, было проникновенно лирично, поэтично и одухотворёно. Данный период времени послужил новому этапу осознания, что нравственная сущность искусства «фокусирует» духовность художника. Размышления на данную тему привели к выводу, что ему близок мир романтизма. П. Грейсер в своих работах осознано сопоставляет менталитет культуры разных регионов России. Старается отобразить суровое изменчивое перевоплощение образа Сибирской и солнечной Крымской природы. После окончания Симферопольского училища Павел проявляет свою гражданскую позицию и едет в Сибирскую область на «всесоюзную ударную комсомольскую стройку» Байкало-Амурской магистрали (БАМ) [10]. Увиденный масштаб грандиозного проекта, вдохновил на поиск новых композиционных решений. П. Грейсер записывается в бригаду и начинает работать строителем. Но в свободное время не выпускает из рук художественные материалы: уголь, сепию (рис. 1 «В горах», рис. 2 «Восточный портал Байкальского тоннеля», рис. 3 «БАМ»).
Рисунок 1. «В горах», 1985 г.
Рисунок 2. «Восточный портал Байкальского тоннеля», 1985 г.
Рисунок 3. «БАМ», 1985 г.
Постоянно отображает трудовые будни различных бригад: монтажников, слесарей, трубоукладчиков и д.р. Отдельное внимание уделяет монохромной палитре, используя охристые или оливковые по цвету листы бумаги. С их помощью ему удаётся передать динамическое движение различных пород деревьев данного региона. Тональная бумага помогает выразить его мироощущение, так как данный цвет представляет символическое значение. Сюжетные композиции с позиции автора должны олицетворять ощущение жизни и духовную красоту. Человек и природа, воплощаются своеобразным философским единством формы и содержанием в ряде работ выполненные мягким материалом в виде чёрного угля. В композициях он выстраивает масштаб таким образом, чтобы на первом плане мы ощущали образ чистоты неба, освещённую светом землю, а на втором быт и работу бригад, а также воздушные самолёты, машинную технику. Анализируя данный период времени, мы наблюдаем явное прочтение второго цикла формирования менталитета культуры, объединённое с лирико-романтичным содержанием. Своеобразное философское мышление автора в настоящее время находит новые композиционные решения, но творческий почерк не изменяет своим принципам. В каждой работе он находит субъективное начало, которое заключается в духовности и стремлении обогатить менталитет культуры. Она раздвигает рамки формата эскизного листа и приглашает зрителя войти внутрь пейзажного пространства. П. Грейср акцентирует внимание на передаче цветовой динамики и возможности соблюдения при этом верности натуре, организации живописного пространства пейзажа. Репрезентация образов Павла Грейсера Рассмотрим концепцию «менталитета культуры» как способ особого регионального сознания в творческих работах П. П. Грейсера. 1) Романтическое воплощение. В монографии «Романтизм. Большая линия» (2012) Н. Н. Александров выделяет в последнем культурном цикле XX века стиль низменного романтизма, характерной чертой которого, становится воспевание природной стихии, довлеющей над человеком [2]. Разнообразие природы Крыма является прообразом романтического восприятия, для дальнейшей индивидуальной, самобытной художественной реализации. Истоки крымского романтизма возникают в литографских листах XIX века и несут в себе своеобразие менталитета, отождествляют изображение поэтического восприятия действительности полуострова. Традиция изображения многоликой природы Крыма в ее поэтической образности, прослеживается еще К. Ф. Богаевским в авторском стиле «неоромантизма». Свобода творческого воображения романтизма в сочетании с верностью натуре реализма, стали ключевыми в формировании неореализма. Стремление умело трактовать характерные для романтиков камерные сюжеты, материальность форм, стало воплощением специальных технических приёмов, эффектных композиционных вариантов различных уголков полуострова. Примером такой художественной выразительности является «Хоровод деревьев» (1985) Грейсера, выполненный в технике мозаики с выраженной стилизацией стволов деревьев и цветов.
Рисунок 4. «Хоровод деревьев» , 1985 г.
Художник в своём творчестве опирается на чистоту цветового спектра и широкую манеру мозаичного штриха не зависимо от выбранного материала, которая определяет индивидуальное пленэрное своеобразие. Произведения Грейсера создают неповторимый колорит красоты народного единства Крыма и его природы. Работы 1980-х годов связанны с модернизацией и трансформацией классических образцов на современный стилистический язык. Нами выявлены основные закономерные черты, которые легли в основу единства образа и ментальности культуры в мозаичном триптихе «Дыхание космоса. Тепло земли. Энергия воды» (1988).
Рисунок 5. «Дыхание космоса. Тепло земли. Энергия воды», 1988 г.
Художник воплощает идею искренности пленэра, обращается к крупному монументальному решению, что находит воплощение в сочетании локальных цветовых пятен, выражающих мощь земли, величие гор и моря. Архитектоника видимого, ритмы природных явлений — в центре его внимания. В работах П. Грейсера — различные мотивы, места крымского полуострова, состояния природы, художественно-стилевые средства. Меняется настроение — иными становятся цвет и свет, которые влияют на восприятие художественного образа. Данные работы объединены пересечением вертикальных винтовых форм, которые фокусируют динамическое движение светлых пятен с круглыми и в тоже время треугольными элементами, заключенными в основу центральной композиции. Работы выражают аллегорию единства цветения природы и морской глади. Образная выразительность в творчестве Павла Павловича занимает основное значение и выстраивает многоплановость в восприятии философской сути натуры, минуя прямолинейные решения в авторской концепции работ. Так, эстетика пространства культуры и мягкость, монолитность рисунка соединяется в единое гармоничное целостное произведение. Правильное отображение формы является основной задачей художника, но не единственным средством выражения художественного образа. Исследуя данный феномен, необходимо отметить «картину мира» и «стиль культуры» в создании взаимодействия смысла увиденной формы и психологического характера мысли [8]. Совокупность эмоциональных переживаний, проекции представлений, формирует картину крымского менталитета. Таким образом, присутствие единого пластического решения формирует конечное восприятие фактуры и значимость соподчинённости композиционного центра. Основной задачей автора является выявление материальных деталей пластической натуры, передача изменчивой красоты природы в ее целостном видении. 2)Специфика объемных форм. Процессы современного технологического прогресса повлияли на желание художника отразить эпоху своего времени, внедряя технологии современности. Особый интерес в монументально-декоративных композициях представляют авторские разработки объемно – металлических форм архитектурных ансамблей различного профиля, плакеток, рельефных вставок. Следование за менталитетом культуры в соответствующий мировоззренческий период своего времени, привело к символическому мышлению личности и взаимосвязи отечественной и западной культурами ХХ века. Экспозиционные объекты 1975 – 1990 г., представляют особый интерес, так как являются первыми и единственными экспериментами в технике металлопластики в Крыму. Влияние фантастических образов на последние два поколения имело положительный окрас к изучению новых форм, заложенных в исследования космоса и пространству Вселенной.
Рисунок 6. «Энергия атома» , 1986 г.
Рисунок 7. «Телеорбита», 1987 г.
Погружение в космические, музыкальные ритмы характерны для работ «Энергия атома» (1986), «Телеорбита» (1987). Эстетическая концепция формы определяет естественный уровень визуального мироощущения, гибкие границы мировосприятия художника, которые непосредственно влияют на смысловую основу сюжета. Исследуя культуру, художник делает выводы об ирреальном мире, сущность которого заключена в сконцентрированном внимании на одну цель — формировании символического образа — основу художественной формы. В сочетании эмоционального и рационального в органичности пластики мыслей и чувств Павел Грейсер фокусируется на знаковом анализе закономерностей линейного пространства композиции. Данная стилистика положена в основу формирования идеи пространства, субстанции. Данные объекты в своем оригинальном и уникальном решении имеют сложную, практическую работу плавления, чеканок, шлифовок и обработок фактур материалов. Художник решил проблему синтеза технических материалов, внедрения современных технологий в художественном, природном пространстве. Поверхность объекта металлопластики обработана покрытием, которое сохраняет изначальное состояние объекта, и не нуждается в дальнейшей реставрации. Автор является новатором, создателем своих рецептов в технологии, тем самым обогащая развитие монументально-декоративного искусства Крымского полуострова. Художник обусловил синтез историко- культурной ценности в таких работах как: «Источник жизни», «Энергия атома» в городе Алуште, «Встреча», «Прощание», «Магистраль» в Евпатории, «Паруса над морем», «Телеорбита» в Симферополе. Будучи профессором кафедры книжной графики и дизайна печатной продукции, автор передает инновационные техники и приемы будущим специалистам в области искусства. Отметим, что данные работы стали неотъемлемой частью многих архитектурных памятников, сооружений Крыма, которые следуют стратегии зависимости от в нехудожественных контекстов (социального, политического, религиозного). 3) Сакральные образы. Основным методом в изучении религиозного образа является применение семиотического анализа, поскольку семиотика предоставляет установления различных знаковых концептов. Акцентируя внимание на символику изображаемой композиции, Лосев отмечает противопоставление изображаемого объекта с изображением символа вещи [9]. Гармоничное сочетание благородства формы и утончённого духовного строя относится и к созданию каноничных художественных образов П. П. Грейсера. Характерным определением низменного, по мнению Н. Н. Александрова есть тенденция к «возрождению» архаичности культуры, поглощение будущего менталитетом прошлого [3]. Павел Грейсер в своем творчестве формирует развитие языка образа и степень интерпретации аллегории в символической трактовке восприятия декоративных произведений. Следует отметить работу «Памятник Адаму и Еве» (1985), в которой автор использует синтез сложных материалов дюрали и эмали в технике сварки. П. Грейсером заложены три составляющих задачи (психологическая, смысловая, визуальная), формирующие смысл произведения.
Рисунок 8. «Памятник Адаму и Еве» 1985 г.
Рассуждая о культуре творческих произведений, художник использует при этом мысль, что духовный потенциал, воображение, фантазия — постоянно находится в созидании, создавая иную природу — пространство культуры. Находясь в природном окружении, П. Грейсер создает мир, используя ресурсы природы и производства. Цвет как материальная субстанция проникает в сознание художника и становится фактором, участвующим в творческом процессе, как бы строительным материалом для создания неповторимого образа. Символы и знаки, которыми апеллирует автор — это зрительный образ, который предавался определенными сведениями и представлениями людей о мире. В них, наделенных, не только формально, но и цветом, люди фиксировали жизненно важную информацию, а их функцию заключали в передачу поколениям актуальных для человека знаний [5]. Символика в данной работе автора состоит из общечеловеческого синтеза символов использующих с древнейших времен религией. Такие философы, как О. Шпенглер, В. Виндельбанд, систематизировали знания различных святынь и символов графической культуры. Историю человеческого творчества О.Шпенглер характеризовал как: «…Каждой великой культуре присущ тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре» [11, с. 344]. В Библейской мифологии раскрывается соотношение земной и небесной судьбы человечества, а категория образа в данном случае выражена в противопоставлении масштаба дерева и памятников-монументов. Стилистическая архаизация выражена в прямоугольном построении композиции, где центральное место отведено мощной кроне древа. В свою очередь психологическая наполненность произведения рассматривает системное мышление, двойственного значения сюжетного изображения: центральная композиция не выражает смысловое строение графической композиции. Автор сознательно кодирует силуэт изображения, заставляя длительно переосмысливать детали контрастные по тону. Системы сверх эмпирических смыслов, представляют собой ряд возможных закономерностей влияющих на систематизацию культурно-эмпирического влияния: 1. создана фронтальная, ритмичная структура перспективы, выявлен масштаб природных и неприродных закономерных формообразований; 2. раскрыта объёмно-пространственная форма изображения с учетом конструктивного свойства вариаций материалов; 3. трактована свобода творческого воображения, создано переплетение жизненной реальности с субъективным «миром создателя». Таким образом, в ходе исследования можно сделать вывод, что определённую роль играет символ, который является неотъемлемой частью художественно-эмпирического содержания. Выводы. Широкий спектр художественных направлений, в которых работает Павел Грейсер, позволяет охарактеризовать его как универсального художника современной крымской школы искусств. Современные задачи изучения композиционной целостности, связаны с развитием культурного потенциала, формы воплощения ментальности, поля человека, содержанием «духа культуры», субъективным видением мира. Анализ творческих работ Павла Грейсера показал, что в работах автора присутствует социальный и гуманистический настрой, новаторские взгляды на искусство, природные формы воплощения пространства культуры. Значительная часть работ, сконцентрирована на мышлении о символах и их роли в культуре искусства, и исходя из этих наблюдений, можно оценить значимою роль личности художника в искусстве Крыма. При исследовании, мы видим духовность, которая охватывает мир пространства, гармонию развития искусства, философию мышления и является сущностью творчества П. Грейсера. Символом романтического восприятия личности, является разнообразие природы Крыма и индивидуальные, самобытные, творческие, художественные разработки стиля и манеры исполнения. Следовательно, искусство культуры созидателя - художника, индивидуально, и носит абстрактное понятие. References
1. Aleksandrov N. N. Art-stil'. Monografiya. Nauchnoe izdanie. M. : Akademiya trinitarizma, 2015. 162 s.
2. Aleksandrov N. N. Romantizm. Bol'shaya liniya. M. : Akademiya Trinitarizma. 2012. 370 s. 3. Aleksandrov N. N. Global'nye mental'nye tsikly i modeli vremeni v istorii. // V sb. «Sistemogenetika i uchenie o tsiklichnosti razvitiya». Kn. 1. Ch. 1. Pod red. N. N. Aleksandrova i A.I. Subetto. – Tol'yatti: Izd-vo MAB i BD, 1994. S. 8-33. 4. Basov Ya.A. Tvorchestvo – eto sud'ba / Yakov Aleksandrovich Basov. K.: KMU «Poeziya», 1998. 244 s. 5. Berestovskaya D.S., Shevchuk V.G. Sintez iskusstv v khudozhestvennoi kul'ture. Simferopol': IT «ARIAL», 2010. 230 s. 6. Voloshin M. Koktebel'skie berega: Stikhi, risunki, akvareli, stat'i. Simferopol': Tavriya, 1990. 248 s. 7. Lotman Yu. M. Semiosfera. SPb. : Iskusstvo, 2000. 704 s. 8. Likhachev D. S. Russkaya kul'tura. M. : Iskusstvo, 2000. 440 s. 9. Losev A. F. Dialektika mifa. M. : Pravda, 1990. 647 s. 10. Racheva E. Posle BAMa // Novaya gazeta. 2018. № 8. S. 11—14. 11. Shpengler O. Zakat Evropy: v 2 t. T. 1. M. : Mysl', 1993. 344 s. |