Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Man and Culture
Reference:

The evolution of military-formation repertoire of the Russian military orchestras in the Soviet postwar period (1945-1985)

Malyutin Anton Sergeevich

adjunct at Military University

123001, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. B. Sadovaya, 14 VU

antonio-mas@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2018.3.26112

Received:

24-04-2018


Published:

07-05-2018


Abstract: The object of this research is the representatives of the Russian musical art – military wind orchestras. The goal is the examination of the problem of establishment of the military-formation repertoire of Russian military orchestra during the war and postwar periods of USSR (1945-1985) in historical-cultural context. Relevance of the article consists in revelation of common peculiarities and principles of the repertoire selection, as well as its future transformations and development. The author gives evaluation to the role of Soviet composers in evolution of the national march music of the indicated timeframe. Analysis of the problem is conducted through the prism of historical events, quantitative-qualitative characteristics of the compositions of military-formation repertoire. Such analysis is necessary for the more complete understanding of the factors that formed the repertoire of the national military orchestras in the postwar time (1945-1985). Author’s special contribution lies in consideration of the characteristic examples of compositions for the military orchestras that relate to one or another time segment from the artistic and compositional-technical perspectives. In conclusion, the author underlines the broadening of composer work towards expansion and enrichment of the repertoire of military orchestras in postwar time.


Keywords:

repertoire, military music, a massive song, national music, domestic marches, military band, marching creativity, the evolution of the genre, creative heritage, soviet composers


Данная тема статьи выбрана автором неслучайно. В последние годы в нашей стране значительно возрос интерес к отечественной военной духовой музыке1. Особенно важной становится проблема обоснованного подбора репертуара2 для военных оркестров. Целесообразным становится рассмотрение общих черт и принципов его формирования, а также закономерностей его развития. Поиски ответов на данные вопросы предопределил актуальность статьи.

Всенародный патриотический подъем, который выразился в массовом героизме советского народа на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., нашел яркое отражение и в музыкальном творчестве. Произошло массовое обращение советских композиторов к военно-патриотической теме практически во всех музыкальных жанрах, например: оратория Ю. Шапорина «Сказания о битве за русскую землю» (1943–1944 гг.), Седьмая симфония Д. Шостаковича (1941), кантата А. Штогаренко "Украина моя" (1943), кантата Н. Мясковского «Киров с нами» (1942). Эти и другие подобные им произведения можно назвать художественной летописью величайших сражений в истории советского народа и всего человечества. В них запечатлен подлинный героизм советских людей, вставших на защиту своей Родины.

В качестве примера выражения патриотизма в музыке советских композиторов можно назвать их вклад в создание броских и лаконичных произведений массовых жанров, которые были адресованы, в первую очередь, героям-воинам и труженикам тыла. Дальнейшее развитие получил жанр массовой песни, а также военный марш. Выдающийся отечественный музыкант Д. Кабалевский считал, что песня, марш и танец являются «тремя китами» [6], на которых строится музыка. В годы Великой Отечественной войны к жанру военного марша обращаются крупнейшие советские композиторы, такие, как С. Прокофьев, А. Хачатурян, Р. Глиэр, М. Штейнберг, Н. Чемберджи, В. Рунов, З. Компанеец, и др. Значительное влияние на развитие военного марша оказал выдающийся деятель отечественной военной музыки, дирижёр и композитор С. Чернецкий, который считается одним из основоположников советского военного марша. За годы великой отечественной войны им было написано свыше 40 маршей, которые составили большую половину его маршевого наследия.

Популярность и востребованность маршевого жанра соответствовала специфики времени. Кандидат исторических наук А.В. Кулиш в своей диссертации, посвященной историческому исследованию музыкальной культуры Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, отмечает: «Служебно-строевая функция в деятельности военных оркестров традиционно имела первостепенное значение. Она заключалась в музыкальном оформлении мероприятий, предусмотренных армейскими уставами. Военная музыка, звучавшая на плацу и на марше, содействовала дисциплине строя, равняла шаг, физически бодрила и воодушевляла. Многочисленные высказывания русских полководцев и военачальников многократно подтверждают большую роль отечественной военной музыки как средства, обеспечивающего слитное, организованное продвижение войск» [7, с. 87].

Помимо С. Чернецкого свое творческое дарование в области создания музыки для военных оркестров проявили такие композиторы, как В. Мурадели, К. Караев, М. Старокадомский, В. Калафати. Повысившийся интерес к жанру военного марша, а также приток значительных композиторских сил в эту область музыкального творчества не могли не отразиться на развитии данного жанра. И развитие это выразилось не только в количественном, но и в качественном отношении. В предвоенный период самые значительные достижения в сфере маршевого творчества в большей степени относятся к походному и строевому маршу. Попытки создания концертного марша для военного духового оркестра в довоенные годы были эпизодическими и не всегда приводили к высоким результатам. Но в годы Великой Отечественной войны наблюдается появление большого числа высокохудожественных маршей как строевого, так и концертного плана, например, «Капитан Гастелло» и «Народные мстители» Н. Иванова-Радкевича, «Фанфарный марш», «Марш артиллеристов» С. Чернецкого» и многие другие.Они носили в основном героический характер и при этом обладали ярко выраженными свойствами концертного марша и прочно заняли место в репертуаре военных оркестров, вплоть до нашего времени.

Характерной чертой маршей, созданных в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., стало дальнейшее развитие типа марша, основанного на национальном музыкально-тематическом материале. Конечно, такие марши сочинялись композиторами и ранее. Однако, не всегда обращение к национальному музыкальному материалу в процессе сочинения маршей давало положительные высокохудожественные результаты. Об этом пишет исследователь военной музыки В. Тутунов, приводя в пример музыку марша Н. Чемберджи «Красный Кавказ» в котором «переусложнение гармонического языка вступает в противоречие с жанровой природой марша. Не всегда удачным и оправданным был прием объединения в марше нескольких популярных народных мелодий: в иных случаях темы избранные авторами народные темы не обладали достаточным стилистическим единством, не обеспечивали контраста между частями, а обильное «нанизывание» тем, включаемых в марш, превращало его в попурри. Очень слабо в довоенном маршевом творчестве был представлен русский песенный фольклор. «Марш на русские темы» Н. Иванова-Радкевича и марш С. Чернецкого «Краснознаменному ансамблю» едва ли не исчерпывают список довоенных маршей на русские народные темы» [12, c. 295].

Отечественными композиторами военного периода было создано большое число ярких произведений, в основе которых лежал национальный музыкальный материал. Произошло расширение и обогащение композиционных приемов, появились новые «интонационные пласты», которые были включены в сферу маршевой музыки. Заслуживает также внимания более широкое и смелое обращение к песенному творчеству различных национальностей Советского Союза. Еще одной отличительной чертой маршей военного периода можно назвать сильно возросший профессионализм композиторов, приток в этот жанр новых талантливых музыкантов. Появились глубоко эмоциональные сочинения с богатым и разнообразным музыкальным языком, которые сочетали в себе мелодическую пластику и динамичность развития с четкими жанровыми признаками. Важной отличительной чертой маршей, созданных советскими композиторами в годы Великой Отечественной войны, является большее разнообразие содержания и формы. Помимо строевых появляется также множество маршей, предполагающих концертное исполнение.

Военный марш, как и массовая песня, очень живо реагирует на злободневные события: в нем воплотились героические подвиги наших солдат, их мысли и надежды, целеустремленный порыв к победе. Например, марши С. Чернецкого и Н. Иванова-Радкевича посвящены подвигам героям Великой Отечественной войны - Николая Гастелло, Анатолия Крохалева и гвардейцев-панфиловцев. Рождение советской гвардии3 отразилось в маршах Н. Чемберджи, Ю. Хайта, В. Рунова. Создание Н. Ивановым-Радкевичем одного из своих лучших маршей «Родная Москва» связано с разгромом гитлеровских войск под Москвой (1941). Появление подобной музыки, ясно свидетельствует о желании композиторов убедительно отобразить в своем творчестве события военных лет. Следует заметить, что в начальный период Великой Отечественной войны, когда Красная Армия терпела временные неудачи, большинству маршей были свойственны сдержанные и суровые тона. А после исторических побед под Москвой, Сталинградом и битвы на Курской дуге чаще стали появляться оптимистические и светлые произведения, выражающие непоколебимую веру в скорую победу.

Одним из композиторов, который живо откликался своими маршами на конкретные события войны, был С. Чернецкий. Его лучшие марши, созданные в этот период времени, являют собой ценнейший вклад в репертуар военных оркестров, как по высоким «строевым качествам»4, так и по музыкально-художественным достоинствам. Уже более половины века на вооружении наших военных оркестров находятся такие марши, как «Торжественный марш», «Юбилейный встречный марш Красной Армии», «Марш танкистов», «Парад», «Салют Москвы», «Встречный марш танкистов». Эти марши неизменно звучат на парадах войск и на торжественных воинских церемониалах.

Важным творческим завоеванием военного периода 1941-1945 гг. является создание высокопрофессиональных маршей на народно-песенной основе. Высоким достижением в этой области стал марш «Родная Москва» Н. Иванова-Радкевича. Очень привлекателен также «Русский марш» В. Шебалина. Песенный фольклор нашел отражение в марше С. Чернецкого "Родной Донбасс", В. Кручинина «Первый конный корпус», а также в «Украинском марше» и «Марше уральских патриотов» Д. Салиман-Владимирова. А Н. Чемберджи в марше «Советская Башкирия» сумел очень тонко передать народный характер музыки и добиться большой выразительности, основываясь на ладовой пентатонике.

Завершая краткий обзор маршей, которые были созданы советскими композиторами в годы Великой Отечественной Войны, необходимо отметить не только активизацию творчества в данном жанре, но и значительный рост профессионального мастерства авторов. Высокой оценки заслуживает также существенный подъем общего художественного уровня, разнообразие музыкально-выразительных средств и выраженное усиление связей с музыкальным фольклором народов Советского Союза.

Для послевоенного периода было характерно развитие экономической, политической и культурной жизни страны. Именно в эти годы происходит значительный подъем советской музыкальной многонациональной культуры, а также рост международного авторитета советского искусства. Во многом, этот рост авторитета проявил себя еще в военные годы. «Советская победа,— пишет о Сталинградской битве французский историк Х. Мишель, — была победой Красной Армии, а также победой советской экономики и большевистского режима... Благодаря победе, которую он достиг исключительно своими собственными средствами, СССР завоевал огромный престиж во всем мире» [9, c. 468].

В послевоенные годы советскими композиторами создается ряд значительных музыкальных произведений, которые были отмечены Ленинскими и Государственными премиями СССР и союзных республик. Одной из самых главных тем советского искусства, как и в годы войны, по-прежнему остается тема героического прошлого военных подвигов. Но вместе с этим появляется множество произведений, в которых отображается трудовой пафос советских людей, разнообразные достижения, победы и открытия. Следует также отметить, что очень важное значение для развития советского музыкального творчества в это время имели указания Коммунистической партии по вопросам, связанным с литературой и искусством. Одним из событий, которое оказало значительное влияние на развитие музыкального искусства советского государства стало знаменитое постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 г. Важнейшими задачами в постановлении были определены реалистическое направление в музыке, «создание во всех областях музыкального творчества полноценных, высококачественных произведений, достойных советского народа». Данные требования в полной мере отразились и деятельности военных оркестров, военных музыкантов, дирижеров и композиторов.

В послевоенный период проводятся важные мероприятия по укреплению военных оркестров, подготовке военных дирижеров, а также расширению деятельности по изданию нотной литературы для духовых оркестров. Исследователь военной музыки Б. Ноздрунов5 говорит по этому поводу следующее: «Привлечению внимания композиторов к созданию новых строевых маршей способствовали две специальные конференции, сыгравшие положительную роль в теоретическом осмыслении проблем развития советского военного марша. Первая конференция, посвященная советскому строевому маршу, состоялась в Высшем училище военных дирижеров в 1947 году. Вторая конференция была организована военной комиссией, секцией духовой музыки Союза советских композиторов и начальником военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР в 1959 году» [10, c.328]. Данные мероприятия безусловно способствовало росту художественно-исполнительских возможностей оркестров Советской Армии и Военно-Морского Флота, расширению их репертуара, притока новых творческих сил и интенсивной работе композиторов именно в области военно-духовой музыки. После победы советского народа в Великой Отечественной войне появляется большое количество произведений для военных духовых оркестров, ценных в идейно-художественном отношении. Они ознаменовали собой дальнейшее движение по пути реалистического искусства6 и получили признание и любовь широкого слушателя.

Многие советские композиторы в послевоенные годы продолжали работать в области самого массового жанра военной музыки – марша. В основном это были те, кто оставался тесно связан с военно-духовой музыкой. Среди них можно назвать Н. Иванова-Радкевича, С. Чернецкого, Б. Кожевникова, В. Кручинина, В. Рунова, В. Мурадели, Д. Салиман-Владимирова и ряд других. К данному виду творчества обратились также и некоторые молодые композиторы, того времени: Б. Диев и Г. Калинкович.

Создавая марши в послевоенные годы, советские композиторы продолжили поиски новых образов и средств выразительности. Если во многих маршах периода Великой Отечественной войны преобладает героический, сурово-сдержанный колорит, то в маршах послевоенных лет главенствуют светлые и радостные настроения.

Вместе с этим, композиторы стремились развить строевые качества маршей, используя приемы ритмического обострения маршевой мелодики. Здесь нельзя не упомянуть об индивидуальном творческом своеобразии, которым отмечены марши композитора Н. Иванова-Радкевича, одного из признанных мастеров этого жанра. В этот период он создает 12 маршей, отмеченных высокими профессиональными и художественными качествами. В его маршах «Парад победы» (1945) и «Знамя победы» (1945) нашли отражение торжество и радость победы в Великой Отечественной Войне. А «Марш Советской Армии» (1951) носит ярко выраженный характер строевого марша.

Тема торжества победы в Великой Отечественной Войне также нашла свое отражение и в одном из послевоенных маршей С. Чернецкого, который называется «Праздник победы» (1945). А в его же «Русском марше», изданном в послевоенные годы, композитор применил метод цитирования русских песен, в сочетании с приемами ритмического обострения, придавшими песенным мелодиям специфический маршевый характер. Первая тема этого марша и соло басов основаны на авторском материале, а в трио использована тема песни «Не брани меня, родная» (музыка А. Дюбюка, слова А. Разоренова) проходящая у разных инструментов.

Чутко реагируя в своем творчестве на знаменательные события в жизни родной страны, С. Чернецкий в последние годы своей жизни продолжал писать марши, отмеченные оптимизмом и связью с современностью.

Для творчества советских композиторов в послевоенный период была характерна тесная связь с государственными приоритетами страны (послевоенное строительство, восстановление разрушенного хозяйства, «большие» стройки, освоение целины, международное движение – олимпиады, спартакиады и т.д.). И это более чем наглядно проявилось в других маршах, которые были написаны в период с 1945 по 1880-е гг. Например, в ряде «московских» маршей получило отражение празднование 800-летия Москвы, которая символизировала историческую силу и мощь советского государства. В 1949 г. эти марши были изданы отдельным сборником. В него вошли такие произведения как: «Марш на русские народные темы» (1937), «Родная Москва» (1941) и «Московский марш» (1948) Иванова-Радкевича, «Столичный марш» (1947) В. Рунова, «Сердце Родины» (1949) Б. Кожевникова, «Москвичи» (1949) В. Кручинина, «Марш москвичей» (1949) Л. Мальтера, «Москва» (1949) М. Мильмана и другие.

Для советского музыкального творчества послевоенного времени одной из главнейших тем всегда оставалась тема борьбы за мир. Ей также посвящен ряд маршей: «На страже мира» Л. Мальтера, «Борцы за мир» В. Вишневецкого, «Защитники мира» К. Гарбаря, «В защиту Родины» В. Рунова и другие.

Марш в силу своей жанровой специфики обладает рядом повышенных требований к качеству музыкального материала – лаконичной и убедительной интонацией, яркостью мелодии, слаженностью гармонии и ритма, красотою контрапункта, проработкой фактурных элементов и т.д. При всей, казалось бы внешней элементарности марша очень не многим авторам удавалось создать по настоящему интересную маршевую музыку. Тем не менее, ряду композиторов послевоенного периода удалось добиться высокохудожественных результатов в данном виде музыки. В качестве примера можно привести такие марши, как: «Ленинград» В.Рунова; «Советская пехота», «Марш для торжественного прохождения», «Под боевым знаменем» и «Солдатский марш» Б. Кожевникова; марши Д. Перцева, Т. Скворцова, В.Волкова, Б. Диева и ряда других авторов.

В шестидесятые годы ХХ столетия появляются новые встречные марши, имеющие убедительные, ярко выраженные жанровые черты, присущие данному виду маршевой музыки. Авторами популярных и востребованных встречных маршей данного периода являются Ю. Грибоедов, С. Дунаев, В. Кручинин, З. Бинкин, Д. Перцев. Данные композиторы продолжили яркие достоинства написанных ранее встречных маршей Н. Иванова-Радкевича и С. Чернецкого. Встречные марши этих композиторов - «Гвардейский встречный марш» Н. Иванова-Радкевича, «Встречный марш Красной Армии», «Юбилейный встречный марш Красной Армии», «Встречный марш танкистов» С.Чернецкого - написанные в военный период, стали эталоном встречного марша.

В ряде маршей советских авторов, написанных в послевоенное время, получила свое отражение и жизнь советского Военно-Морского Флота. Одними из лучших произведений этой группы являются марши «Аврора» (1946) и «Балтиец» (1947) Н. Иванова-Радкевича, отмеченные оригинальностью и зрелым мастерством.

В маршевом творчестве послевоенных лет значительное место занимают сочинения, основанные на народных темах, прежде всего, русских. Среди маршей на русские народные темы необходимо отметить такие произведения, как «Родная земля» Б. Кожевникова, «Солдатская слава» В. Шпирко, «Родная сторона» и «Однополчане» Б. Диева, «Русский марш» Н. Иванова-Радкевича, «Русский марш» В. Шепелева, и «Народный праздник» С. Дунаева. Помимо цитирования русских песен в маршах советских композиторов данного периода широко используется песенное творчество и других народов СССР. В число таких маршей входят «Абхазский марш» Н. Иванова-Радкевича, два казахских марша С. Туликова, марш на темы Коми АССР Б. Терентьева, узбекский, таджикский, туркменский и якутский марши Д. Салиман-Владимирова, якутский походный марш М. Мильмана, марши на темы современных белорусских, эстонских, молдавских, киргизских и таджикских песен К. Гарбаря, три грузинских марша Г. Марутяна и ряд других.

В пятидесятые и шестидесятые годы ХХ столетия появились молодежные и спортивные марши для духового оркестра. Как и большинству маршей этих лет, для них характерно яркое и жизнерадостное настроение. Таковы «Молодежный марш» Н. Иванова-Радкевича, марши с тем же названием В. Петрова, Ю. Чичкова, Н. Чайкина, марши «Наша молодость» С. Туликова, «Советская молодежь» Д. Салиман-Владимирова, «Фестивальный марш» Л. Мальтера, марш «Юность» Г. Калинковича, «Молодость» В. Шепелева и другие. Та же светлая и жизнеутверждающая энергия характерна и для маршей, написанных в это время Н. Ивановым-Радкевичем, Б. Анисимовым, Ю. Хайтом, В. Волковым, В. Дульским и другими авторами.

Результативным оказалось и обращение советских композиторов к жанрам торжественного и концертного маршей. В качестве примеров можно назвать такие сочинения, как концертный марш «Покорители космоса» Б. Кожевникова, «Героический марш» Е. Макарова, «Концертный марш» С. Баласаняна, марш «Василий Теркин» Г. Сальникова, «Концертный марш» К. Хачатуряна, «Торжественный марш» А. Флярковского и другие.

Несмотря на ограниченные рамки данной статьи, в которой невозможно отразить все творческие достижения советских композиторов в области написания маршевой музыки, тем не менее можно сделать вывод о том, что послевоенный период 1945 – 1980 гг. ознаменовал собой дальнейшее развитие этой области творчества. В лучших сочинениях этих лет мы можем увидеть органичное сочетание ритмической упругости и мелодической выразительности, гармонической свежести, точное ощущение маршевой специфики и зрелый профессионализм. Можно отметить, что в послевоенные годы творчество советских композиторов в области военной духовой музыки стало отличаться стилистическим и жанровым разнообразием, пытливыми поисками новых выразительных средств. Многие произведения, созданные для военно-духовых оркестров, вошли в золотой фонд советской маршевой музыки. Опора советской военной музыки на демократизм и глубокую связь с народно-песенными источниками, любовь к ней широкого слушателя стали основой ее художественной музыкальной ценности. Все эти факторы, в совокупности, определили значимое место военно-духовой музыки в советской музыкальной культуре. Важным качеством военных маршей, является их огромное влияние на воспитание патриотического духа, любви к Родине, радости за выдающиеся достижения советского народа. Организующие качества военной музыки отмечает кандидат философских наук, начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации Т.К. Маякин: «Исторический опыт развития военно-музыкальной культуры России показывает, что музыка становится не только важным фактором в патриотическом и нравственном воспитании воинов, но и является неотъемлемой частью их быта. Помимо этого, являясь мощным средством военно-патриотического, нравственного и эстетического воспитания воинов, военно-музыкальная культура оказала также значительное влияние на развитие музыкальной жизни всей страны» [8, с. 7].

В завершение статьи можно отметить следующие закономерности в изменениях служебно-строевого репертуара военных оркестров. В довоенное время жанр марша в большей степени выполнял прикладную функцию. В послевоенный период продолжилось функциональное развитие военного марша, наметившееся в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Возросла роль марша, он видоизменился, эволюционировал. Усложнилась форма, обогатился музыкальный язык. Большим разнообразием стал отличаться музыкальный материал, укрепилась связь с народной национальной музыкой, что сделало жанр марша еще более близким и доступным для широкого слушателя. Расширились его функциональные границы. Маршевая музыка активно использовалась не только в качестве служебно-строевой, но и для разного рода мероприятий как торжественного, так и траурного характера. Появились марши для различных видов войск: артиллерии, авиации, морской пехоты. Наряду с героической тематикой появилась музыка, отражающая выдающиеся исторические события Советского государства в иных самых различных плоскостях социальной жизни. Расширился круг композиторов и значительно возросло требование к их мастерству и профессионализму. Были созданы концертные марши, которые составили музыкально-художественную конкуренцию многим выдающимся произведениям крупной формы.

1 Военная музыка - музыка, предназначенная для использования при строевом обучении войск, при проведении военных и общественных торжеств, церемоний (парадов и т.п.).

2 Под репертуаром в данном исследовании подразумевается совокупность музыкальных произведений, исполняемых духовым оркестром.

3 18 сентября 1941 года по решению Ставки ВГК приказом Наркома Обороны Союза ССР от 18 сентября 1941 года № 308, четырём стрелковым дивизиям Союза ССР — 100-й, 127-й, 153-й и 161-й — «за боевые подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» были присвоены почётные звания «гвардейские». Они были переименованы и преобразованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские соответственно.

4 Строевой устав Вооруженных Сил Союза ССР определяет два вида шага движения войск: строевой и походный. Сообразно этому, марши также принято подразделять на строевые (для торжественного прохождения) и походные.

5 Ноздрунов Б. М. (р. 12.01.1926, Орёл) – советский и российский музыковед, композитор и дирижёр. Кандидат искусствоведения (1967). С 1947 выступает в печати - св. 200 статей, ряд работ, посвящено истории военной музыки.

6 Реализм в искусстве — правдивое, объективное отображение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Он рассматривается, во-первых, как основное направление исторического развития искусства и, во-вторых, как принцип творчества — особый художественный метод, сложившийся в определенных исторических условиях и прошедший в своем развитии ряд конкретных исторических этапов. Историческими формами реализма как художественного метода являются просветительский реализм XVIII в., критический реализм XIX в. и социалистический реализм XX.

References
1. Aksenov, E.S. Novoe v instrumentovke sovetskogo voennogo marsha // Trudy fakul'teta. – M. : VDF, 1970. – Vyp. 10. – 132 s.
2. Apostolov, P.I. Voennaya muzyka // Muzykal'naya entsiklopediya / pod red. Yu. V. Keldysha. – M., 1973. T.1., – S. 816–822.
3. Vlasova, E.S. 1948 god v sovetskoi muzyke : dokumentirovannoe issledovanie. – M. : Izdatel'skii dom «Klassika–XXI», 2010. – 456 s.
4. Gorodetskaya, Z.I., Magaziner, L.L. Tipichnye cherty zhanra, kompozitsii i muzykal'nogo yazyka marshei. V pomoshch' voennomu dirizheru. – M. : IVD, 1955. – Vyp. 2. – S. 50–109.
5. Diev, B.A., Khakhanyan, Kh.M. Stroevaya sluzhba voennogo orkestra. – M. : IVD, 1960. – 74 s.
6. Kabalevskii, D.B. Pro trekh kitov i pro mnogoe drugoe. – Perm' : Permskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1975. – 184 s.
7. Kulish, A.V. Muzykal'naya kul'tura Krasnoi Armii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny : Istoricheskoe issledovanie. – M., 2004. – 210 s.
8. Mayakin, T.K. Voenno-muzykal'naya kul'tura Rossii : istoriko-kul'turologicheskii analiz. – M., 2010. –149 s.
9. Mishel' Kh. Vtoraya mirovaya voina. – Parizh, 1968. – 469 s.
10. Nozdrunov, B.M. Tvorchestvo v poslevoennyi period. Sovetskaya voennaya muzyka / pod. red. B.T. Kozhevnikova. – M. : VDF, 1977. – S. 327–371.
11. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka. – M. : OOO A Temp, 2006. – 944 s.
12. Tutunov, V.I. Istoriya voennoi muzyki Rossii. – M. : Muzyka, 2005. – 496 s.