Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

International relations
Reference:

The Consequences of Recognition of Abkhazia's Independence by the Russian Federation for Turkey-Abkhazia Relations

Vardan Ghaplanyan

Post-graduate Student, Department of Turkology, Yerevan State University

0020, Armeniya, g. Yerevan, ul. Nor Nork 8th, RA, Yerevan, Nor Nork 8th massive 8/11

vardanghaplanyan@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0641.2018.2.25993

Received:

10-04-2018


Published:

18-04-2018


Abstract: The Object of study is a comparative analysis of Turkey-Abkhazia relations before and after recognition of the independence of Abkhazia by the Russian Federation. The aim of the article is a study of the influence of the new policy adopted by the Russian Federation in the Abkhazian conflict on Turkey-Abkhazia relations. As a result of these changes, official Ankara faced new reality in the region, although during the Georgian-Abkhaz war and after it Ankara managed to take a decisive position in the life of the new independent Abkhaz state. The analysis will focus mainly on bilateral economic relations and the revision of Turkey's policy towards Abkhazia. To study the above objects the scientific research was based on the principles of historicism and scientific objectivity. In the course of study we used a method of comparative analysis of historical events which influenced the topic of the scientific work. The novelty of the scientific research lies in exposure of the positive and negative changes in Turkey-Abkhazia relations that occurred after the “five-day war” in August and recognition of the independence of Abkhazia and South Ossetia by the Russian Federation. After these events the role of Moscow that became the main guarantor of security, a partner and an ally of the Abkhaz state, sharply increased in bilateral relations between Ankara and Sukhumi.


Keywords:

Abkhazia, Turkey, Russia–Turkey relations, Russian Federation, Abkhazia–Turkey relations, War in Abkhazia, Abkhaz–Georgian conflict, Transcaucasia, Abkhazian diaspora, Georgian–Turkish relations


Российско-грузинская война 2008 года и признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии вызвали как позитивные, так и негативные последствия в турецко-абхазских отношениях. Если раньше Грузия играла важную роль в этих отношениях, то после событий 2008 года роль России резко возросла, которая стала главным гарантом безопасности, партнером и союзником абхазского государства.

В результате этих изменений официальная Анкара столкнулась с новыми реалиями в регионе, хотя во время грузино-абхазских войны и после этого ей удалось занять решающие позиции в жизни нового независимого абхазского государства. Целью статьи является изучение влияния новой политики, принятой Российской Федерацией в абхазском конфликте, на турецко-абхазские отношения. Основной акцент в анализе будет сделан на двусторонних экономических отношениях и пересмотре политики Турции в отношении Абхазии.

Особенности политики Турции во время международной блокады Абхазии

После 1991 года новая геополитическая ситуация на Южном Кавказе привела Турцию к новой реальности, когда Анкаре необходимо было разработать новую политику по отношению трех новых независимых государств (Армении, Грузии, Азербайджана) и региональных конфликтов. В сложившейся ситуации грузино-абхазский конфликт насчет статуса Абхазии сыграл важную роль для турецкой стороны.

Это можно объяснить тем, что турецкие власти не препятствовали проабхазской деятельности абхазских общественных организаций, несмотря на то, что Турция всегда выступала за территориальную целостность Грузии. Во время грузино-абхазской войны 1992-1993 гг с помощью абхазских общественных организаций в Турции была собрана гуманитарная помощь, которое затем должно было перемещено в Абхазию, а также были организованы общественные дискуссии и встречи. Абхазская община в Турции была обеспокоена тем, что нынешняя ситуация может быть повторением событий XIX века, когда многие абхазы должны были покинуть свою историческую родину [1, стр. 11-13 и 5, стр. 85-86]. Можно рассматривать, что такое участие абхазской общины дало возможность организовать новый дискурс в Абхазии, где Турция и абхазская община рассматривались как альтернатива российскому и грузинскому влиянию, а также связывающее звено между Абхазией и Западом. Эта позиция полностью служила региональным интересам Анкары, поэтому и Турция не препятствовала предоставлению помощи со своей территории Абхазии.

Параллельно помощи Абхазии в течение вышеупомянутого периода постепенно возрастал и вес Турции в экономике Абхазии. До 1996 года между портами Сухуми и Трабзона действовала паромная связь, а до начала грузино-абхазской войны в 1992-1993 годах действовала также автобусная линия [1, стр. 78-79]. Для бизнесменов и торговцев, проживающих в районах Трабзон, Самсун и Черноморского региона, Абхазия стала рассматриваться, как выгодная инвестиционная перспектива с учетом минеральных ресурсов страны и пробелов в других областях, которые образовались после грузино-абхазской войны. Одновременно, бизнесмены, живущие в Турции, рассматривали Абхазию как возможный путь к южному российскому рынку. О активной деятельности турецкого бизнес-сообщества гласит тот факт, что до активного участия российской стороны в экономике Абхазии 30% государственного бюджета формировалось из таможенных сборов, взимаемых за турецкие товары [14]. Согласно данным 2000 года, Турция имела довольно серьезное участие в экономике Абхазии. По данным бюджетного офиса парламента Грузии, 60% товаров, ввозимых в Абхазию за год (около 6,780 тыс. долларов США), пришлось на Турцию, а остальное - на Россию. В случае экспорта доля Турции составляет 45% (около 2,5 млн. долларов США) а России (54%)%) [7, стр. 147-148]. В те годы в торговле в основном были одноразовые сделки, из-за отсутствия капитала в банковской системе другие финансовые сделки отсутствовали. Были импортированы мука, пшеница, сахар, масло, картофель и топливо, а экспортированы чай, фрукты, табачное сырье, железо и древесинудревесину [2, стр. 8].

Параллельно с достижениями Турции в экономике следует также обратить внимание на то, что турецким властям приходилось иметь дело с политикой, проводимой властями Грузии над Абхазией. Если принять во внимание экономическое и политическое значение Тбилиси для Анкары, становится ясно, что турецкие власти значительно ограничили деятельность своих граждан в Абхазии, официально выступив с защитой территориальной целостности Грузии. Углубление отношений и стратегическое сотрудничество с Грузией послужили причиной того, что в 1996 году в Турции запретили въезд лиц с советскими паспортами, после чего также была приостановлена паромная связь между Сухумом и Трабзоном [18]. С 1996 года Совет глав государств СНГ ввел экономические санкции в отношении Абхазии, последствиями которых стала блокада со стороны как России, так и Грузии. это привело к тому, что Абхазия была лишена возможности связаться с внешним миром как морским, так и земным путемпутем [21]. Однако вышеупомянутые шаги и жесткая позиция Грузии часто не мешали деятельности турецких торговцев в Абхазии. Доказательством этому является то, что только в 1999-2006 годах Служба береговой охраны Грузии задержала более 60 турецких кораблей по обвинению в «незаконном вторжении в грузинские территориальные воды» [2, стр. 5].

Можно сказать, что Турция имела значительное представительство в Абхазии в условиях блокады Абхазии вплоть до 2000-х годов несмотря на то, что при более глубоком сотрудничестве с Грузией и стратегически важных региональных проектах ей пришлось официально отказаться от связей с властями Абхазии и поддерживать экономическое и культурное сотрудничество на межличностном уровне.

Изменения в турецко-абхазских отношениях после признания независимости Абхазии Россией

Ситуация стала резко меняться, когда Грузия начала постепенно проводить политику, направленную на членство в НАТО и вступление в ЕС, а Россия стала постепенно усиливать свое влияние в Абхазии. В этот период произошли ряд событий, которые имели как положительные, так и отрицательные последствия для Турции. Первое значительное изменение было зафиксировано в 2006 году, когда президент России Владимир Путин разрешил иностранцев пересекать российско-абхазскую границу. Эта новая законодательная поправка позволила турецким гражданам въехать в Абхазию через Россию, в обход грузинским пограничным службам [5, стр. 81].

Война в августе 2008 года и признание независимости Абхазии Россией стали очередной проблемой для Анкары в области внешней политики. Сразу после окончания войны, 13 августа, президент Турции Абдулла Гюль заявил, что «Турция придает важное значение территориальной целостности и суверенитету Грузии» [21], но в то же время следует обратить внимание на то, что турецкая сторона очень осторожно относилась к вопросу своих дальнейших действии.

Это можно объяснить тем, что признание Россией независимости Абхазии, наряду с определенными негативными последствиями, также положительно повлияло на турецкую сторону. Первый крупный сдвиг произошел, когда Россия отменила абхазскую военно-морскую и сухопутную блокаду, которая действовала с 1996 года, а после признания независимости российские военно-морские силы начали патрулировать морские границы Абхазии, не позволяя грузинской стороне контролировать данный участок [25]. Этот шаг позволил турецким торговцам и бизнесменам покинуть из портовты Стамбула, Трабзона и Самсуна без какого-либо риска быть арестованным грузинской стороной отправится в Сухуми. В 2010 году, Россия и Турция подписали безвизовый режим между двумя странами, что позволило турецким гражданам легко въехать в Абхазию через РоссиюРоссию [26].

Признание Абхазии и новые пограничные урегулирования с Россией оказали положительное влияние на турецких бизнесменов, торговцев и абхазскую общину. Последняя имела возможность легко поддерживать контакты с Сухумом, укрепляя как экономические, так и культурные связи. Об этом свидетельствуют официальные данные, представленные абхазскими властями по внешней торговле. Если в 2010 году 31% товаров, вывозимых из Абхазии, поступали в Турцию (около 22 млн. Долл. США), то в 2016 году этот показатель составлял 35% (более 32 млн. Долл. США). Если доля Турции в экспортном секторе растет с каждым годом, в процессе импорта наблюдается обратный процесс. 2012 году товары (Официальные данные по объемам импорта по странам доступны только с 2012 года), ввозимые из Турции, составляли 20% (около 71 млн. долларов США), то в 2016 году этот показатель составлял всего 4% (почти 14 млн. долларов США). Это различие можно объяснить тем, что торговля с Турцией осуществляется в долларах, а широко используемой валютой в Абхазии является российский рубль. Снижение курса рубля по отношению к доллару США в 2014 году привело к тому, что абхазской стороне уже не была выгодна импортировать те товары из Турции, которые можно было приобрести из России рублями.

Несмотря на то, что процентная доля турецких товаров ввозимых и вывозимых из Абхазии уменьшилась, официальные данные показывают, что общий товарооборот между двумя странами в 2016 году составил более 46 миллионов долларов США, что почти на 400% превышает показатель 2000 годагода [28]. Следует также отметить, что официальные цифры не отражают фактический объем товарооборота между двумя странами, поскольку многие суда отходят от турецких портов в Сочи, после чего продолжают свое путешествие в Сухум и наоборот, что не позволяет полностью контролировать объем торговли с Турцией. По словам Хасана Канболата общий товарооборот между двумя странами в 2013 году достиг 600 миллионов долларов США [16]. Эти данные представлены автором на основе товарооборота между Турцией и Россией в порту Сочи.

Конечно, наряду с этими новыми возможностями признание Россией независимости Абхазии также привело к негативным последствиям для Турции. Главная проблема, которую разделяют почти все исследователи, это чрезвычайная зависимость Абхазии от России. Яркая демонстрация этому - соглашение, подписанное 24 ноября 2014 года о союзническом и стратегическом сотрудничестве с Россией, которое «предусматривает скоординированную систематизированную внешнюю политику со стороны властей России и Абхазии» [23]. Договор фактически препятствует установлению турецко-абхазских официальных отношений без согласия Москвы. Об этом свидетельствует и тот факт, что в период напряженности в российско-турецких отношениях в 2016 году Абхазия не избежала конфликта и даже наложила определенные санкции на турецкие компании [24].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если сравнить экономическое и культурное влияние Турции в Абхазии до и после 2008 года, можно сказать, что нынешняя ситуация имела положительные и отрицательные сдвиги для Анкары. Следует отметить, что признание независимости Абхазии Россией открыло новый путь для турецких граждан в Абхазию. Безвизовая система с Россией и наличие российско-абхазской сухопутной границы позволили турецким гражданам легко инвестировать в Абхазию, используя пробелы в экономике страны, образовавшиеся после блокады и грузино-абхазской войны. Деятельность российских компаний в Абхазии и создание новых инфраструктур в стране позволяют им легче управлять своими инвестициями в стране. В контексте двусторонних экономических отношений также важно подчеркнуть более тесное сотрудничество между абхазскими и российскими банками, что способствовало увеличению финансового капитала абхазских банков.

С политической точки зрения благоприятная ситуация складывается и в отношениях с Грузией. Официальный Тбилиси потерял рычаги влияния на Абхазию после войны 2008 года и снятия блокады со стороны России. Эти изменения способствовали чтоб вопрос Абхазии потерял свой серьезность в контексте грузино-турецких отношений, что позволило Турции более свободно действовать в Абхазии. Об этом свидетельствуют также частые визиты турецких официальных лиц в Абхазию.

Но параллельно, Турция вынуждена строить отношения с Абхазией в контексте своих отношений с Россией. С 2008 года Россия приобрела ключевое значение для Абхазии, как с политической, военной, так и с экономической точек зрения. Это связано с тем, что внешняя политика Сухуми согласен скоординировано с Москвой в вопросах внешней политики. Санкции, введенные против Турции в 2016-2017 годах, показали, что иногда шаги, согласованные с Москвой, даже не выгодны для абхазской стороны. Еще одной проблемой для Турции является использование рубля в Абхазии, а ее нестабильная ситуация ведет к тому, что импорт товаров из Турции дорого обходятся для абхазской стороны.

Можно прийти к выводу, что признание независимости Абхазии Россией дало возможность Турции более легко осуществлять экономическую деятельность в Абхазии, а абхазов, живущие в Турции – посещать их историческую родину. В то же время Турция лишилась возможности строить отношения с Абхазией как отдельной стороной. Это связано с тем, что любое развитие между Анкарой и Москвой оставляет свой след в отношениях с Сухуми.

References
1. Gültekin-Punsmann, Burcu, Argun Başkan, and Kemal Tarba. Abkhazia for the Integration of the Black Sea. TEPAV-ORSAM, December, 2009
2. Vindimian M., Evolution of Turkish Foreign Policy towards Georgia, ISPI No 196 Sep., 2010
3. Sergi Kapanadze, Turkish Trade with Abkhazia: An Apple of Discord for Georgia, Turkish Policy Quarterly Fall, Vol. 13 No. 3, 2014
4. Ergun Ozgur, The North Caucasian and Abkhaz Diasporas; Their Lobbying Activities in Turkey, Caucasus Studies: Migration, Society and Language Papers from the conference, Malmö University, November 28-30 2008
5. Burcu Gültekin-Punsmann, “Questioning The Embargo On Abkhazia: Turkey's Role In Integrating Into The Black Sea Region”, Turkish Policy Quarterly Winter, Vol 8 No 4, 2009
6. Bliev M. M., Degoev V. V. Kavkazskaya voina, Moskva, Roset, 1994
7. Diana Klyain, Natal'ya Mirimanova i Fil Shampein, “Ot ekonomiki voiny k ekonomike mira na Yuzhnom Kavkaze”, London, 2004
8. Ivane Chkhikvadze, “Zero Problems with Neighbors: The Case of Georgia,” Turkish Policy Quarterly, Vol.11, No.2 (Summer 2011),
9. David Chkahartishvili, Roman Gotsiridze, Bessarion Kitsmarishvili, “Georgia: conflict regions and economies”, From War Economies to Peace Economies in the South Caucasus, International Alert, London, St Petersburg, 2004
10. G. Winrow, Turkey and the Caucasus: Domestic Interests and Security Concerns, The Royal Institute of International Affairs, London, 2000
11. G. Winrow, “Turkey, Russia and the Caucasus: Common and Diverging Interests”, Chatham House Briefing Paper, November 2009.
12. Kemal Kirisşçi, “The transformation of Turkish foreign policy: The rise of the trading state”, New Perspectives on Turkey, No. 40, 2009
13. Igor Torbakov, The Georgian Crisis and Russia–Turkey Relations, Jamestown Foundation, Washington, DC, 26 November 2008
14. Nick Clayton, “What is Turkey Doing in Abkhazia?,” Heinrich Boell Stiftung, 16 January 2014, https://goo.gl/vY2r5i
15. D. Boden, “The Russian-Abkhaz Treaty: New Tensions in the South Caucasus”, Perspective/Fes South Caucasus, December 2014
16. Hasan Kanbolat, “A new Era in Turkey-Abkhazia Relations,” Today’s Zaman, 1 September 2014, https://goo.gl/Y1t4vb
17. Elizabeth Owen, Abkhazia’s Diaspora:Dreaming of Home, Eurasianet.org https://goo.gl/sRdg8M
18. Abkhazian access to turkey curbed․ The Jamestown foundation, September 24, 1996 https://goo.gl/ZwBrcU
19. Emrullah Uslu, ‘Turkey considers the status of Abkhazia’, Eurasia Daily Monitor (Jamestown Foundation), vol. 6, no. 182, 5 October 2009
20. Amberin Zaman, ‘Crisis in the South Caucasus: Turkey’s Big Moment?’, The German Marshall Fund of the US, On Turkey Series, 25 August 2008
21. Gül urges respect for Georgia’s territorial integrity and sovereignty, Today’s Zaman, 13 August 2008, https://goo.gl/SUaLvG
22. Reshenie Soveta glav gosudarstv SNG "O merakh po uregulirovaniyu konflikta v Abkhazii, Gruziya", 19.01.1996g.
23. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Abkhaziya o soyuznichestve i strategicheskom partnerstve․ 24.11.2014, https://goo.gl/84JPr2
24. Rasporyazhenie Prem'er-ministra Respubliki Abkhaziya Artura Mikvabiya, 11.01.2016, https://goo.gl/WCxVeh
25. Rossiya otmenila sanktsii v otnoshenii Abkhazii, Ria Novosti, 16.05.2008 https://goo.gl/L7omb3
26. Russia and Turkey agree on visa-free travel, Russia Today, 18.10.2010, https://goo.gl/k81Wb4
27. Tovarooborot mezhdu Abkhaziei i Turtsiei prevyshaet 250 mln dollarov․Kharazi, Eurasia Daily, 29.07.2015, https://goo.gl/pt7Koj
28. Otchety Gosudarstvennogo tamozhennogo komiteta Respubliki Abkhaziya https://goo.gl/po6mV2
29. Political Relations between Turkey and Georgia, Official website of MFA of Republic of Turkey https://goo.gl/Hpwr6f
30. Economic Relations between Turkey and Georgia, Official website of MFA of Republic of Turkey https://goo.gl/CuYN1K