Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Kuchumov I.V.
History of the study of Russian population of Bashkortostan in the XX century
// Genesis: Historical research.
2018. № 4.
P. 95-101.
DOI: 10.25136/2409-868X.2018.4.25762 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=25762
History of the study of Russian population of Bashkortostan in the XX century
DOI: 10.25136/2409-868X.2018.4.25762Received: 18-03-2018Published: 18-04-2018Abstract: The subject of this research is history of the study of Russian population of Bashkortostan in the XX century. The object is the set of major publications over the period of 1920’s until the present time. The author analyzes the publications of ethnodemography, literary studies, linguistics, and ethnography that are the key directions for studying the indicated problem over the recent years. The most profound research on the topic were created by the linguists-dialectologists; the rest of the scientific disciplines lag in studying of the topic. The article is based on the critical analysis of historiography of the problem, considering some common development trends with the historiographical situation in the country. The author is first to introduce a brief overview of the main research on the history and culture of the Russian population of Bashkortostan. Historiography of Russian of the Republic is subjected to critical analysis, with emphasis on the positive and weak aspects of the works at hand. It is established that the authentically scientific publications on the topic began to appear only over the recent years. The provided in the article material allow understanding which aspects of the topic require further research. Keywords: Russians, Bashkortostan, historiography, literary study, linguistics, anthropology, history, sociology, demography, history of scienceИсториография русского населения в целом колоссальна, охватывает огромную территорию и большой хронологический отрезок. Гораздо меньшее внимание уделялось изучению русского населения в Башкортостане. Как ни парадоксально, исследование русских Башкортостана в республике длительное время практически не проводилось – ни в этнографическом, ни в социологическом отношениях. Выходивший в 1920-е гг. журнал «Хозяйство Башкирии» не раз обращался к проблемам статистики населения республики. Особую ценность имеют печатавшиеся на страницах этого издания статьи Н. Н. Барсова, отличающиеся высоким научным уровнем и использующие современные для того времени методики анализа. В плане интересующей нас темы следует указать на работу этого автора «Грамотность основных народностей БАССР» [1] и базирующуюся на материалах всесоюзной переписи населения 1926 г. Н. Н. Барсов пришел к выводу о значительном отставании русского населения Башкирии по степени грамотности от русских вообще. Максимальная грамотность у русских Башкирии наблюдалась у возрастных групп 20–24 лет, то есть тех, которые получили хоть какие-то основы образования уже после 1917 г. Мужская часть русского населения (как и у большинства других национальностей) была более грамотная, чем женская. Кроме того, русское население почти полностью (99, 97 %) владело русской грамотой и фактически не знало никакой другой. В дальнейшем этностатистические исследования, касающиеся не только русского населения, были в нашей стране на длительное время прерваны и возобновились только в 60-е гг. В частности, Р. Н. Кутушев [2], проведя конкретно-социологическое исследование отдельно среди русского и нерусского населения, выяснил, что тяга к русскому языку сильнее проявляется у молодого поколения. При этом представители нерусского населения, предпочитая пользоваться средствами массовой информации на русском языке, сохраняли приверженность родному языку при просмотре и прослушивании театрализованных постановок и концертов. Исследователь установил, что стремление родителей обучать своих детей русскому языку превосходило реальные возможности такого обучения. Опрос показал достаточно высокое (в пределах 50%) знание русскими произведений писателей народов СССР. В статье Н. В. Бикбулатова сформулировано несколько положений, показывающих особенности функционирования этнической группы русских в Башкортостане на современном этапе. В частности, он отметил (без ссылок на источники), что «в культуре и языке народов Республики возрастают русские, и вместе с тем общесоветские черты» [3]. Касаясь национально-русского двуязычия, Н. В. Бикбулатов, опираясь на данные Всесоюзной переписи населения 1989 г., показал значительное владение русским языком нерусских народов Башкортостана и отметил, что этот процент выше в городах и районах смешанного с русскими расселения. Все больше и больше лиц нерусской национальности называют русский язык своим родным языком. По мнению исследователя, кстати, разделяемого социологами, в этом процессе «наблюдается совокупное действие многих факторов: степень урбанизации, особенности расселения, давность общения, близость языков, конфессиональная принадлежность. Автором отмечена тенденция роста национально-русских смешанных браков. По данным Н. В. Бикбулатова (на 1989 г.) русские вступают в смешанные браки преимущественно с представителями более близких в культурном отношении этносов: украинцами, белорусами, мордвой. Однако русские в Башкортостане все же более склонны к эндогамным бракам, процент смешанных браков у них ниже, чем у других этносов республики. Исследователь подчеркнул наличие глубоких процессов русской ассимиляции у мордвы, чувашей, а также у татар и башкир, что способствует стабильности численности русского населения в республике, несмотря на миграции, особенно на восток. Н. В. Бикбулатов обратил внимание на еще одну, пока малоизученную сторону этнических процессов в республике – влиянии народов Башкортостана на русское население. Он пришел к выводу, что оно в принципе идет по тем же направлениям, как и русско-национальное, но отличается меньшими масштабами. В первую очередь «русские перенимают прежде всего те элементы культуры, общественные традиции, которые, претерпев определенную трансформацию и утратив в значительной степени национальную специфику, обрели характер региональных, межнациональных явлений» – праздники сабантуй и джиен, традиционные блюда башкирской и татарской кухни баурсак, чак-чак, кулама, бишбармак, кумыс, курут, катык и др. Поскольку в XX в. этнологические исследования в Башкортостане в основном сосредотачивались вокруг изучения титульного этноса республики, фактически первая общая этнокультурная характеристика русских в Башкортостане появилась только в постсоветское время и принадлежит московским этнологам [4]. В. В. Пименов и А. Й. Элез впервые попытались дать определение понятию «русские в Башкирии», поставили вопрос о формировании локального самосознания русского населения региона, отметили, что в истории взаимодействия русских с местным населением наряду с мирными этапами были и периоды «весьма острых» конфликтов. Авторами было установлено, что на протяжении длительного времени основные демографические показатели русских Башкирии сохраняют определенную стабильность. В 1996 г. в Уфе был проведен круглый стол по проблемам межнациональных отношений в Башкортостане. Его материалы опубликованы отдельной книгой в форме коллективной монографии [5]. В этой работе имеются некоторые этнодемографические материалы, которые используются авторами для доказательств той или иной концепции. Интерес представляют впервые опубликованные Р. Г. Галлямовым данные о представительстве русских в высших органах власти Башкортостана. Из них видно, что русские составляют 19% Кабинета министров (второе место после башкир), 15% глав администраций городов и районов РБ (третье место после башкир и татар). Что касается национального состава Государственного Собрания-Курултая республики, то по данным на 1995 г. русские составляли в Палате представителей 23,3% (третье место после башкир и татар), а в Законодательной палате – 20,5% (второе место после башкир). Сравнение с данными по парламенту Башкортостана за 1980, 1985 и 1990 гг. показало, что численность русских в нем постепенно возрастала, но после 1990 г. начала снижаться. Эта динамика объясняется автором изменениями в политической ситуации в регионе. В статьях других авторов имеются отдельные сведения о численности студентов русской национальности. По данным Ф. Г. Сафина, использовавшего материалы социологического опроса населения 1993 г., из всех национальностей русские наиболее положительно относятся к вопросу об обучении лиц небашкирской национальности башкирскому языку, но не согласны с тем, чтобы башкирский язык преподавался как обязательный предмет. Большой интерес представляют и другие статистические данные по этноязыковой политике в РБ в отдельные периоды, извлеченные Ф. Г. Сафиным из архивохранилищ РФ и РБ. В книге также помещен анализ материалов элитного социологического опроса 1996 г. В частности, данные о причинах национального беспокойства у различных этносов г. Уфы свидетельствуют, что у русских на первом месте стоят проблемы экологии. Уфимские русские достаточно обеспокоены учетом их интересов в деятельности местных органов власти. Некоторое внимание этностатистическим проблемам русских уделено в монографии Р. И. Ирназарова «Равенство этносов в Республике Башкортостан», хотя его исследование все же недостаточно раскрывает проблему, заявленную в заглавии: автор большое внимание уделяет теоретическим рассуждениям, а приводимые им цифры носят обще- а не этностатистический характер [6]. В работе использованы данные социологического опроса, проведенного исследователем в 1992 г. В частности, на вопрос «Насколько остро стоят проблемы межнациональных отношений по месту работы?» 3,9% русских ответили, что остро, 15,4% – «проблемы есть, но они незначительные», 71,3% – «проблем нет» (у башкир эти показатели несколько выше, у татар – ниже). На вопрос, с чем связывается понятие нации, 17,4% русских указали на территорию. Автор пытается в ряде случаев не только ввести в научный оборот этностатистические данные, но и детализировать их (например, по полу), что повышает точность и увеличивает глубину исследования. Однако исследователь крайне редко использует сравнительно-хронологический метод, зачастую в статистических данных (как официальных, так и полученных путем социологических опросов) отсутствует хронологическая синхронизация (что важно в условиях стремительных изменений в обществе). Кроме того, приводимые автором цифры экономического, культурного, и др. характера не позволяют применить к реальной ситуации название его монографии. В подготовленной этнологами республики под руководством Р. Г. Кузеева коллективной монографии «Народы Башкортостана» (2002) имелся очерк, посвященный русским, в котором фактически впервые со времени выхода книги В. М. Черемшанского было дано описание традиционной культуры русского населения региона. Ценность этой работы, написанной этносоциологом С. А. Ковязиным и ведущим исследователем башкирской этнографии С. Н. Шитовой, состоит во введении в научный оборот малоизученного материала, который уже утрачен для исследователей. В тоже время общие вопросы, связанные с этнической историей русских, их характеристикой оказались освещены на страницах этого очерка поверхностно в силу их слабой изученности, а ряд сюжетов, получивших освещение в различного рода публикациях, в силу краткости указанного очерка в него не вошли. В фундаментальной монографии Ф. Г. Сафина проделана большая работа по обобщению огромного архивного, опубликованного и полевого материала [7] . Несмотря на то, что основное внимание автор уделяет проблеме взаимодействия башкирского и татарского языков, этнолингвистической ситуации в северо-западном регионе Башкортостана, в работе приведены сведения о функционировании русского языка, его роли в процессе межэтнических контактов. Кроме того, автор часто выходит за рамки темы, обозначенной в названии книги, приводя значительный материал, затрагивающий многие аспекты демографии населения региона, в том числе русских. Крупным проектом последних лет в историографии Башкортостана стала многотомная «История башкирского народа». Несмотря на то, что она посвящена проблемам титульного этноса республики, в книгах содержится значительный объем информации по истории других этнических групп, в том числе русских. Истории XX в. посвящены 5–7 тома этого издания [8]. В них содержатся важные, подкрепленные статистическими данными и экстрастатистическими материалами сведения относительно влияния русской культуры и русских в целом на башкир. Особенно подробными и насыщенными фактами являются соответствующие разделы 6-го тома . В 1960-е гг. в республике происходит становление региональной русистики, в основном филологического профиля. Среди наиболее важных литературоведческих работ следует упомянуть фундаментальную антологию «Башкирия в русской литературе», подготовленную М. Г. Рахимкуловым [9]. Она ввела в научный оборот уникальные, во многом уже забытые материалы, имеющие огромное значение для изучения процесса формирования представлений о регионе и его населении в сознании образованной части русского общества, исторические, этнографические сведения и т.д. В конце 1970-х — конце 1980-х гг. М. Г. Рахимкулов осуществил беспрецедентный в отечественном литературоведении и издательском деле проект под названием «Золотые родники» – публикацию почти трех десятков сборников сочинений русских писателей, где в той или иной мере затрагивается «башкирская тема». Несмотря на то, что на состав этой серии влияли идеологические догмы тех лет, опубликованные в ней тома (снабженные вступительными статьями и частично краткими научными комментариями, а в отдельных случаях подготовленные с учетом требований современной текстологии) содержат огромное количество информации по истории, этнографии, фольклору, межэтническому взаимодействию, менталитету населения рассматриваемого региона, и представляют собой целый корпус уникальных и фактически еще не изученных в должной мере источников. В 1980-е–1990-е гг. М. Г. Рахимкуловым было предпринято новое, переработанное и расширенное издание его антологии «Башкирия в русской литературе», которое было дополнено произведениями, по той или иной причине не вошедшими в предыдущее издание этого многотомника, а также снабжено обновленными вступительными статьями и комментариями. С 1970-х гг. начинают выходить лингвистические исследования, посвященные восточнославянскому населению Башкирии. Здесь в первую очередь надо выделить серию публикаций З. П. Здобновой, имеющих большое значение для истории понимания процессов формирования русского населения региона. Крупным вкладом в русскую диалектологию явился подготовленные ею «Атлас русских говоров Башкирии» (Уфа, 2000), а также монография «Судьба русских переселенческих говоров в Башкирии» (Уфа, 2001). Материалы для этих работ интенсивно собирались исследователем с конца 1940-х гг., содержат уже во многом утраченный пласт культуры, но, к сожалению, пока еще недостаточно оценены историками и этнологами. Между тем диалектологические разыскания могут значительно углубить и уточнить понимание процессов формирования русского населения региона, этнической истории края в целом. Однако, как будет показано ниже, лингвистические материалы требуют проверки с помощью традиционных исторических методов, поскольку взятые изолированно от других, в первую очередь письменных источников, нередко приводят к неточным датировкам тех или иных языковых явлений, что, к сожалению, имеет место в работах З. П. Здобовой. В 1988 г. Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН выпустил сборник статей «Русский язык в Башкирии и его взаимодействие с башкирским языком», в котором содержатся статистические материалы, показывающие сферу применения русского языка в общественной жизни народов республики. В частности, М. Г. Хайруллина привела материалы (в том числе статистические), свидетельствующие о форсировании перехода на русский язык в нерусских школах, однако ограничилась при этом лишь констатацией этих «отрицательных явлений», едва наметив необходимые меры [10]. В этом же сборнике опубликована насыщенная разнообразным материалом статья З. Г. Ураксина. Роль русского языка в качестве средства общения нерусской молодежи прослежена на основе анализа материалов анкетного обследования профтехучилищ Уфы, Стерлитамака, Сибая, Ишимбая. З. Г. Ураксиным были проанализированы материалы анкетного обследования рабочих ряда городов республики по вопросу языка используемых ими средств массовой информации [11]. В последние годы в Башкортостане наблюдается некоторая активизация исследований в области русистики, в какой-то мере связанная с проводимой руководством республики кампании по «развитию национальных культур» и «возрождению национальных традиций». В рамках этих мероприятий властями республики был создан Собор русских РБ, чьи функции ограничиваются в основном соучастием в проведении научных конференций и общественно-культурных форумов по славянской тематике. Под эгидой Собора было проведено несколько научных конференций, впервые в истории Башкортостана специально посвященных рассмотрению проблем истории и культуры русских [12]. Решение президента Российской Федерации провести торжественное празднование юбилея вхождения Башкортостана в состав России (2007) на федеральном уровне способствовало определенному развитию башкирской русистики. Среди новейших работ необходимо указать монографию Ф.Г. Галиевой (Ахатовой), которая впервые в историографии давала комплексное описание русского населения Башкирии, преимущественно его материальной и духовной культуры на протяжении последних более ста лет [13]. В работах автора настоящей статьи рассматривались вопросы заселения региона русскими, проблемы истории их межэтнического и межкультурного взаимодействия с другими народами Башкирии, вопросы самосознания и ряд других сюжетов [14] [15]. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что определенные достижения науки в изучении русского населения Башкортостана имеются. Однако многие аспекты темы пока еще не привлекали внимания исследователей. References
1. Barsov N. N. Gramotnost' osnovnykh narodnostei BASSR [Tekst] / N. N. Barsov // Khozyaistvo Bashkirii. – 1929. – № 4–5. – S. 102-136.
2. Kutushev R. N. K voprosu internatsional'nogo i natsional'nogo v kul'ture narodov Bashkirii (rezul'taty konkretno-sotsiologicheskogo issledovaniya v Bashkirii) [Tekst] / R. N. Kutushev // Materialy Vsesoyuznoi konferentsii po teoreticheskim voprosam sotsialisticheskogo internatsionalizma. – M., 1968. – Vyp. II. 3. Bikbulatov N. V. Novaya etnodemograficheskaya situatsiya v Bashkortostane [Tekst] / N. V. Bikbulatov // Otkrytaya kniga Bashkortostana. – Ufa, 1995. – S. 95. 4. Pimenov V. V., Elez A. I. Russkie v Bashkortostane (Bashkirii): analiticheskii obzor [Tekst] // Rossiiskii etnograf. – 1993. – № 2. – S. 3–40. 5. Resursy mobilizovannoi etnichnosti [Tekst] / otv. red. M. N. Guboglo. – M.; Ufa, 1997. – 377 s. 6. Irnazarov R. I. Ravenstvo etnosov v Respublike Bashkortostan [Tekst] / R. I. Irnazarov. – Ufa, 1997. – S. 72 (tabl. 3). 7. Safin F. G. Etnopoliticheskoe razvitie Bashkortostana v XX v: sotsiolingvisticheskii aspekt [Tekst] / F. G. Safin. – Kazan', 2004. – 543 s. 8. Istoriya bashkirskogo naroda : v 7 t. [Tekst] / gl. red. M.M. Kul'sharipov; In-t istorii, yazyka i literatury UNTs RAN. Ufa : Gilem, 2010. – T. V; M.: Vostochnaya literatura, 2011. – T. VI. 9. Bashkiriya v russkoi literature : v 5 t. [Tekst] / sost. M. G. Rakhimkulov – Ufa, 1961–1968. 10. Khairullina M. G. Russkii yazyk — yazyk izucheniya i obucheniya v natsional'nykh shkolakh BASSR [Tekst] // Russkii yazyk v Bashkirii i ego vzaimodeistvie s bashkirskim yazykom. Ufa, 1988. S. 12–21. 11. Uraksin Z. G. Russkii yazyk v srednespetsial'nykh i vysshikh uchebnykh zavedeniyakh BASSR i kak sredstvo massovoi kommunikatsii i informatsii [Tekst] // Russkii yazyk v Bashkirii i ego vzaimodeistvie s bashkirskim yazykom. – Ufa, 1988. – S. 22–32. 12. Russkie Bashkortostana: istoriya i kul'tura. – Ufa, 2003. – 384 s. 13. Galieva F. G. Russkie Bashkortostana: krest'yanskii byt, obryady i prazdniki [Tekst]. – Ufa: Kitap, 2014. – 260 s. 14. Kuchumov I. V. K problemam identichnosti i mezhkul'turnogo vzaimodeistviya (na primere russkogo naseleniya Bashkortostana) [Tekst]. – Ufa: DizainPoligrafServis, 2010. – 136 s. 15. Kuchumov I. V. Etnodemograficheskoe razvitie russkogo naseleniya v polietnichnom regione v XX veke (na primere Respubliki Bashkortostan) [Tekst]. – Ufa: OOO «Pervaya tipografiya», 2016. – 80 s |