Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

Interethnic harmony between major ethnic groups in the Republic of Buryatia

Goncharov Vitalii Viktorovich

PhD in Law

Associate Professor, Dean of the Faculty of Higher Education, Polytechnic Institute (branch), Don State Technical University in Taganrog

347900, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109a

niipgergo2009@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Chimitova Irina Zorigtoevna

PhD in Sociology

Senior Educator, the department of Public Relations, Sociology and Political Science, Buryat State Academy of Agriculture named after V. R. Philippov

670034, Russia, respublika Buryatiya, g. Ulan-Ude, ul. Pushkina, 8

niipgergo2009@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2018.7.25388

Received:

07-02-2018


Published:

24-07-2018


Abstract:   The Republic of Buryatia is referred to a number of subjects of the Russian Federation, in which the interethnic relations are characterized by stability, moderation, and mutual tolerance. This article examines the certain prerequisites for establishment and strengthening of the interethnic tolerance and its typical manifestations in the relationship of the two most numerous ethnic groups of the region – the Buryats and the Russians. Such variety of interethnic tolerance, inherent to the territories with the long and neighborly interethnic contacts, can be signified by the concept “an interethnic harmony”. The experts note the dominance of a positive trend in such communications. During the initial period, a role has played the positive perception by Buryats, as the representatives of Mongolian world, of the ambassadors of the Russian monarch – the principal of one of the suburbs of the erstwhile Golden Horde. One of the prerequisites of interethnic harmony is the regional climatic peculiarities, which encouraged the cooperation and mutual help between people regardless of their ethnic affiliation. Another factor is the key character traits of the communicating ethnic groups – peaceful disposition, relativity, Buryats’ willingness to compromise, and large communitarity of the Russian people in comparison with the West, the fact that the Russian idea is the idea of brotherhood and nations. Interethnic harmony is accompanies by the tolerant interaction of Buddhism and Orthodoxy. The specificity of the Republic of Buryatia lies in a substantial number of mixed families, kindred relations between the Buryats and the Russians. The strength of family values for the title nation of the Republic is also a prerequisite for interethnic harmony, because namely family forms the foundations for personal value orientations, including the sphere of interethnic communications.  


Keywords:

Buryats, Russians, interethnic tolerance, stability, long-term contacts, good neighborly contacts, interethnic harmony, Russia, globalization, development


Введение

Современное общество характеризуется возрастанием интенсивности взаимодействия между социальными субъектами, в том числе между представителями разных народов и культур, что обусловливает актуальность проблемы межэтнического согласия.

Объектом исследования является межэтническое взаимодействие на территории одного из субъектов Российской Федерации Республики Бурятия.

Предмет исследования межэтническое согласие самых больших по численности этносов Республики Бурятия: бурят и русских.

Целью исследования является определение сущности и причин межэтнического согласия этих этносов.

Достижения цели предполагало решение следующих задач:

- уточнить содержание понятия «межэтническое согласие»;

- выявить основные предпосылки формирования и укрепления межэтнического согласия бурят и русских на территории Бурятии;

- рассмотреть некоторые проявления межэтнического согласия основных этносов Бурятии.

Реализация поставленных цели и задач основывалась на идее исторической обусловленности социальных явлений. Использовались этносоциологический, культурологический, системный подходы, диалектический, исторический и сравнительно-исторический методы, объяснение на основе теоретических обобщений и научных доказательств, вторичный анализ результатов социологических опросов других исследователей.

Понятие «межэтническое согласие»

Термин «согласие» вошел в научный обиход в контексте проблематики межэтнической толерантности, но стал активно использоваться после публикации статьи Президента РФ В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» и принятия «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Не останавливаясь на соотношении понятий «нация» и «этнос», требующем специального рассмотрения, и следуя примеру Л.М. Дробижевой, использующей термин «межнациональное согласие» для обозначения «согласия между людьми в поликультурном пространстве» [1, с.93], логично для обозначения взаимодействия представителей разных этнических культур применять понятие «межэтническое согласие», синонимичное в данном контексте понятию «межнациональное согласие».

Одно из наиболее развернутых определений межэтнического согласия сформулировано Л.М. Дробижевой, которая пишет, что это «понятие более широкое, чем «позитивные межнациональные отношения» и «толерантность». Оно включает в себя не только благоприятные межнациональные установки, готовность иметь дело с людьми иных национальностей в профессиональной и неформальной сферах общения, но также и ценность диалогового урегулирования противоречивых ситуаций, межличностное и межгрупповое доверие, согласованные ценностные ориентации, общее видение образа мира. Все это проявляется в способности людей жить в сложном, многообразном мире, взаимодействовать друг с другом на принципах доверия, равенства и справедливости» [2, с. 81].

Ниже предлагается интерпретация данного понятия, как и к приводимого определения межэтнического согласия Л.М. Дробижевой.

Обеспечение межэтнического согласия как одна из целей государственной национальной политики России на ближайшую перспективу, при всей своей сложности, выглядит достижимой, тем более что в стране есть регионы, уже сегодня характеризующиеся достаточно высоким уровнем межэтнического согласия, к числу которых относится Республика Бурятия.

Характер межэтнического взаимодействия в Республике Бурятия, его предпосылки и проявления

Республика Бурятия – одиниз тех сибирских регионов, которые в течение всего постсоветского периода, не говоря уже о временах, сохранившихся в памяти самых пожилых старожилов, всегда отличались стабильностью и спокойствием межэтнических отношений. Более того, здесь такие отношения являются традиционными, и население разного этнического происхождения веками сосуществует в согласии и добрососедстве. Причины этого феномена вызывают закономерный исследовательский интерес, они изучались и изучаются представителями разных отраслей социально-гуманитарного знания. Поскольку проанализировать весь комплекс этих причин в рамках одной статьи невозможно, остановимся лишь на рассмотрении ключевого термина, некоторых предпосылок и типичных проявлений межэтнического согласия двух самых больших по численности контактирующих этносов данного региона, которые в силу этого обстоятельства далее будем называть основными, бурят и русских, по данным переписи 2010 г. в совокупности составляющих свыше 94% его населения [3, с. 276].

Начало взаимодействия между аборигенными этносами земель, являющихся ныне территорией Республики Бурятия, и осваивавшими Сибирь представителями имперского центра, по преимуществу русскими, относят к 20-м гг. ХVII в. По своему характеру эти контакты бывали разными, но ряд специалистов отмечает доминирование в коммуникациях между аборигенами и пришлыми первопроходцами позитивного тренда. Так, Л.Н Гумилев пишет: «Конфликты с русскими, если они и возникали, на первых порах, например, у бурят и якутов быстро улаживались и не имели тяжелых последствий в виде национальной розни» [4, с. 334-335].

А.Д. Карнышев и М.А. Винокуров отмечают значение в первоначальных контактах пришельцев и бурят как представителей монгольского мира психологического фактора: «положительного отношения монгольского мира к полпредам Белого царя хозяина одной из окраин когда-то существовавшей империи Золотой орды» [5, с. 101].

Обобщая основные типы межэтнического взаимодействия в Прибайкалье и Забайкалье, эти авторы отмечают, что из двух основных типов взаимодействия народов интеграции и конформизма для большинства современных русских, бурят, эвенков, тофаларов и сойотов «по духу и сознанию ближе тип интеграции, что он стал доминирующим в межэтнических контактах» [5, с 102].

Характер отношений основных этносов Бурятии в некоторой степени обусловлен особенностями сурового климата этого региона, который выступает одним из мотивов сотрудничества, взаимопомощи между людьми, независимо от их этнической принадлежности. Несмотря на огромные достижения научно-технического прогресса, влияние климата на жизнь современного человечества по-прежнему очень значительно, не говоря уже о более ранних периодах его истории. Это подтверждается приоритетностью в направленности миграционных потоков с севера на юг, низким уровнем приживаемости мигрантов в северных регионах, слабой освоенностью Сибири, севера Канады и т.д.

Немаловажное значение в формировании межэтнического взаимопонимания принадлежит ключевым чертам характера контактирующих этносов. В числе черт национального характера бурятского народа отмечаются, в частности, миролюбие, соприродность, стремление к компромиссу [6, с. 213, 223]. Значительно более основательно изучен национальный характер русского народа и особенности русской культуры. Напомним лишь мысли Н.А. Бердяева о необъятности души русского народа, преобладании в России нравственного элемента над интеллектуальным, моральном характере русской литературы, склонности русских к философствованию, большей, сравнению с народами Запада коммунитарности русского народа, об идее братства людей и народов как русской идее [7, с. 78, 86, 90, 102, 103, 144], Д.С Лихачева об универсальности русской культуры и ее терпимости к культурам других народов, стремлении русской литературы к социальной справедливости, стремлении русских к воле [8, с 3-6].

Одной из особенностей Бурятии является поликонфессиональность: здесь давно мирно сосуществуют шаманизм, буддизм и православие, как в форме Русской православной церкви, так и форме старообрядчества. Основой вероучения как буддизма, так и православия являются общечеловеческие ценности добра, любви и сострадания. Буддизм особенно акцентирует принцип толерантности не только по отношению к людям, но и ко всем живым существам, демонстрируя терпимость к иным воззрениям, учениям, конфессиям и т.д. Современный буддизм призывает расширять границы любви и сострадания.

Специфика Бурятии проявляется и в том, что православие исповедуют не только русские, но и буряты, а буддистами являются не только буряты, но и русские.

Общеизвестны достижения СССР в решении этнонациональных вопросов. В рассматриваемом регионе была создана автономная республика, проводилась политика «коренизации», был осуществлен рывок в просвещении, культуре, на государственном уровне осуществлялась поддержка малочисленных народов и т.д.

Следует согласиться с мнением Г. Абдулкаримова о том, что и в советское время сохранилась направленность дореволюционной политики государства на сохранение, с некоторыми изменениями, на периферии исторически сложившихся этнокультурных комплексов, на предоставление ей «относительной автономии в реализации этнокультурных интенций» [9, с. 277, 274]. Вместе с тем репрессии 1930-1950-х гг. нанесли урон и населению, и культуре народов региона. В эти же годы произошло изменение территориальной структуры Бурятии, под воздействием индустриализации трансформировалась традиционное аграрное общество, имел место значительных приток некоренного населения из центра и других регионов страны, а ареал этничности аборигенных народов стал ограничиваться, главным образом, сферой культуры.

«Этнический ренессанс» времен перестройки и события всех последующих лет не изменили характера межэтнического взаимодействия на территории республики.

Одна из предпосылок и вместе с тем проявление межэтнического согласия основных этносов Республики Бурятия наличие значительного числа национально-смешанных семей. Вследствие длительного межэтнического взаимодействия, в том числе смешения населения, начавшегося с середины ХVII в. [10, с. 113], многих представителей основных этносов связывают родственные отношения, многие русские имеют предков-бурят и наоборот.

Другая предпосылка и одновременно проявление межэтнического согласия близка к первой, она связана с такой чертой национального характера титульного народа республики, как весомость ценностей семьи, детей, сообщества родственников, семейных и родственных связей, которые входят в метафизическое ядро нормативно-ценностной системы бурят; отсюда типичным стилем поведения являются уважение к предкам, старшим членам семьи, вообще старшим по возрасту, заботливое отношение к детям. Очевидно, что основы ценностных ориентаций личности, в том числе в сфере отношений между этносами, закладываются в семье, поэтому межэтническое согласие подкреплено авторитетом семьи.

Важное проявление межэтнического согласия распространенность дружеских и приятельских отношений между представителями разных этносов. Согласно данным этносоциологических исследований, число респондентов, имеющих друзей-представителей иных этносов, колеблется в разные годы и в разных социальных группах в пределах 80% (11, с. 14-16).

Как видим, в Республике Бурятия длительное время реально существует на началах согласия тот тип общества, понятие которого предлагает ввести в теорию и практику Ж.Т. Тощенко. По его мнению, двух(трех)общинное общество есть «признание того, что исторически сложилось одинаковое (или близкое к этому) состояние жизни двух народов, где в одинаковой мере и с одинаковой степенью ответственности имеют право на существование два или несколько народов, а также их языки, их культура, что законодательно обеспечивается государством» [12, с. 190].

Относительно перспектив сохранения благоприятных отношений между ныне контактирующими этносами Бурятии, в первую очередь основными, участники одного из экспертных опросов уверены в этом [13, с. 63].

Обсуждение

Вновь обратимся к процитированному выше определению Л.М. Дробижевой [2, с. 81]. Солидаризуясь с ним в целом, считаем необходимым уточнить, что указанные Л.М. Дробижевой параметры особенно характерны для регионов, где практика благоприятных межэтнических отношений имеет долговременный характер, в том числе для Бурятии. Ведь соответствующие установки, согласованные ценностные ориентации и общее видение образа мира могут быть и являются результатом именно долговременного характера межэтнических контактов.

Л.М. Дробижева отмечает в других публикациях важность длительности межэтнических контактов для снятия предубеждений [напр.: 14, с.32], однако в случае с Бурятией речь идет о принципиальном отсутствии предубеждений, о таком характере межэтнических контактов, которые являются не только долговременными, но и многовековыми, добрососедскими, приобретшими значение традиции.

В ряде публикаций при характеристике межэтнических отношений в этом субъекте РФ используется, в частности, термин «межнациональное/межэтническое согласие» [15, с. 237-239; 11, с. 29-34; 16, с. 64-70].

Наличие межэтнического согласия основных этносов Бурятии подтверждается результатами массовых опросов населения, проведенных в постсоветский период, в том числе в последние 10-15 лет. Так, участники упомянутого выше экспертного опроса оценили межэтнические отношения в Бурятии как «спокойные, ровные»; констатировали, что «очень дружно живут представители разных национальностей», «у нас очень большой задел прочности в области межнациональной стабильности», «я не видел межнациональную рознь между русскими и бурятами, потому что все время живем вместе» [13, с. 58]

Об отсутствии у большинства представителей коренных этносов взаимной предубежденности свидетельствуют многолетние наблюдения. В неформальном общении приходилось слышать такие фразы: «Мы все тут сроднились» или «В другом регионе мне не хватало привычных восточных лиц», и эти утверждения довольно точно обозначают общность, максимальную близость людей, независимо от их этнической принадлежности.

Заключение

Полагаем, что понятием «межэтническое согласие» можно довольно точно обозначить характер межэтнического взаимодействия, присущий территориям долговременных межэтнических контактов, характеризующимся абсолютным преобладанием неконфликтных, по преимуществу добрососедских отношений, ставших традиционными, между этносами и их представителями над иными формами такого взаимодействия, а также общим позитивным контекстом межэтнического взаимодействия.

К числу предпосылок межэтнического согласия основных этносов Республики Бурятия относятся долговременный добрососедский характер межэтнического взаимодействия, приобретший в силу этого значение традиции, особенности климата, ключевые черты характера бурят и русских, мирное сосуществование буддизма и православия. Предпосылками и одновременно проявлением межэтнического согласия являются распространенность национально-смешанных семей и дружба между представителями разных народов.

Дальнейшее развитие традиций межэтнического согласия предшествующих поколений жителей Бурятии актуально в условиях, когда подрастающее поколение знает о них меньше, чем граждане старших возрастов, кроме того, в республике все больше становится приезжих из других регионов.

References
1. Drobizheva L.M. Resurs mezhnatsional'nogo soglasiya i balans neterpimosti v sovremennom rossiiskom obshchestve // Mir Rossii. – 2012. – № 4. – S. 91-110.
2. Drobizheva L.M. Potentsial mezhnatsional'nogo soglasiya: osmyslenie ponyatiya i sotsial'naya praktika v Moskve // Sotsiologicheskie issledovaniya. – 2015. – №11. – S. 80-90.
3. Naselenie Respubliki Buryatiya v zerkale statistiki: ot perepisi k perepisi: statisticheskii sbornik. – Ulan-Ude: Buryatstat, 2015. – 298 s.
4. Gumilev L.N. Ot Rusi k Rossii: ocherki etnicheskoi istorii. – M.: AST, 2004. – 400 c.
5. Karnyshev A.D., Vinokurov M.A. Chelovek i etnos na svoei zemle (ekonomika i psikhologiya samobytnosti i sotrudnichestva narodov Baikal'skoi Sibiri). – Irkutsk: Izd-vo Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava, 2011. – 348 s.
6. Kurguzov V.L. Vostok-Rossiya-Zapad: teoriya i praktika mezhkul'turnoi kommunikatsii: ocherki lektsionnogo kursa. – Ulan-Ude: Izdat-ko-poligraf. kompleks Vostochno-Sibirskoi akademii kul'tury i iskusstv, 2003. – 351 s.
7. Berdyaev N.A. Russkaya ideya // Voprosy filosofii. – 1990. – № 1. – S. 77-144.
8. Likhachev D.S. O natsional'nom kharaktere russkikh // Voprosy filosofii. – 1990. – № 4. – S.3-6.
9. Abdulkarimov G. Teoreticheskie problemy aktual'noi etnopolitiki v Rossii: etnosotsiologiya modernizatsii sovremennoi Rossii. – M.: Ves' Mir, 2008. – 336 s.
10. Istoriya Buryatii. V 3 t. T.II. KhVII – nachalo KhKh v. – Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk, 2011. – 624 s.
11. Voprosy sokhraneniya i razvitiya tolerantnosti, problemy grazhdanskoi aktivnosti naseleniya Respubliki Buryatiya / D.Ts. Budaeva, Z.R. Merdygeev, N.Ts. Khanturgaeva, L.M. Itigilova. – Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010. – 140 s.
12. Toshchenko Zh.T. Etnokratiya: istoriya i sovremennost'. Sotsiologicheskie ocherki. – M.: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2003. – 432 s.
13. Mezhnatsional'nye, religioznye, etnopsikhologicheskie realii Buryatii i voprosy grazhdanskoi aktivnosti naseleniya / otv. red. Ts. B. Budaeva. – Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013. – 168 s.
14. Drobizheva L.M. Obshcherossiiskaya identichnost' i uroven' mezhnatsional'nogo soglasiya kak otrazhenie vektora konsolidatsionnykh protsessov // Sotsiologicheskie issledovaniya. – 2017. – №1. – S. 26-36.
15. Chimitova I.Z. K probleme polietnichnosti sovremennogo rossiiskogo goroda // Sovremennoe razvitie regionov Rossii: ekonomicheskie, sotsial'nye i politicheskie aspekty (k 350-letiyu vkhozhdeniya Buryatii v sostav Rossii): materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf. – Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010. – S.237-239.
16. Chimitova I.Z. Mezhetnicheskaya tolerantnost': sushchnost', kharakter i osobennosti proyavleniya v Respublike Buryatiya. – Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii im. V.R. Filippova, 2011. – 138 s.