Library
|
Your profile |
Psychologist
Reference:
Skleynis V.A.
Nonlinear Dynamics of Interpersonal Forms of Meanings
// Psychologist.
2018. № 2.
P. 30-37.
DOI: 10.25136/2409-8701.2018.2.24839 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=24839
Nonlinear Dynamics of Interpersonal Forms of Meanings
DOI: 10.25136/2409-8701.2018.2.24839Received: 26-11-2017Published: 19-05-2018Abstract: The subject of the research is the models of interpersonal dynamics of meaning structures. The author of the article analyzes the concepts of nonlinear dynamics of meaning constructs in cognitively synergetic researches, psychology of meaning, psychology of subjective semantics and psychosemantics. Based on the activity theory, the author compares the models of the self-organization of the concept described in cognitive linguistics and cognitive linguo synergetics to the processes of mutual transfer of intrapersonal and interpersonal senses in the psychology of meaning as well as the procedural model of the world view image. The goal of the research is to conduct a comparative anlaysis of activity models of meaning dynamics used in the psychology of subjective semantics and cognitive linguistic models. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author combines cognitive linguistic models of the self-organization of the concept and activity models of the dynamics of meaning structures that are defined within the framework of the psychology of subjective semantics and psychology of meaning. The author of the article offers a scheme that views the formation of consciousness and discourse determined by external and internal factors as nonlinear dynamic processes of the world image functioning at the levels of internal and communication activity. Keywords: psychology of subjective semantics, psychology of meaning, meaning, image of the world, lifestyle, discourse, cognitive linguistics, cognitive linguistic synergy, consciousness, activity theoryАктуальность данного исследования обусловлена необходимостью взаимодополнения психосемантического и когнитивно-лингвистического подхода к описанию смысловых структур. В когнитивно лингвистических исследованиях накоплен обширный багаж знаний, касающийся рассмотрения процесса взаимодействия внеличностных и внутриличностных смысловых структур. Особое место среди данных работ занимают исследования в сфере когнитивной синергетики, рассматривающие данное взаимодействие как нелинейный динамический процесс. В рамках лингвистических [1,5,10] и социологических [4] исследований психологическая переменная всё чаще рассматривается как один из факторов динамики социальных процессов или процессов функционирования языка, таких, как его порождение и восприятие реципиентом [5] Однако, когнитивно-лингвистическое направление объединяет в основном теоретические исследования или исследования, основанные на анализе документации. В психологических дисциплинах, изучающих смысловые структуры, таких, как, психология субъективной семантики и психология смысла, накоплен богатый материал эмпирических данных, полученных в результате опроса испытуемых. Кроме того, в рамках данных направлений выработаны в значительной степени операционализированные модели формирования и взаимодействия семантических структур в деятельности, однако не акцентируется внимание на синергетических аспектах данного процесса. Объединение данных моделей позволит, на наш взгляд, экстраполировать принципы функционирования нелинейных динамических систем на семантические структуры и дополнить систему когнитивно-лингвистических знаний инструментарием психологии субъективной семантики Одним из перспективных направлений моделирования систем значений является рассмотрение образа мира, представляющего собой интегральную систему значений, как процесса, включённого в деятельность субъекта как надсистему [15,16]. При этом структуры образа мира рассматриваются как состояния, представляющие собой срезы эволюционного процесса. Сходным образом развитие систем значений интерпретируется в рамках психосинергетического подхода [2], рассматривающего данный процесс как семиосинергетическую развёртку. Рассматривая данный процесс как самоорганизацию развивающейся структуры, Глотова [2,3] выделяет в нём следующие стадии. Изначальное пребывание на стадии относительной закрытости сменяется состоянием открытости, сопровождающимся взаимодействием с окружающей средой. Затем на стадии нелинейности ассимиляция системой внешних структур приводит систему в состояние нелинейности, допускающее многовариантность развития. Под влиянием нелинейности и неравновесности возникает детерминированный хаос, предполагающий возможность возникновения и разрушения входящих в структуру компонентов; возникающие при этом структуры обеспечивают возможность стохастических процессов развития, далее через неустойчивое состояние и катастрофу, сопровождающуюся кризисом развития, система движется по направлению к новому аттрактору. Аналогичным образом [3] в рамках данного подхода понимается процесс взаимодействия субъекта с художественным произведением, рассматриваемый в психологии смысла [6] как один из механизмов смыслостроительства. В.Ф. Петренко и А.П. Супрун [12,13] выделяют два уровня картины мира, различающихся по принципам функционирования. Уровню поверхностных структур поставлена в соответствие классическая физическая картина мира и четырёхмерный (три пространственных координаты и одна временная) пространственно-временной континуум, в то время как глубинным структурам соответствует Гильбертово пространство, допускающее бесконечную размерность. Соответственно, процесс перехода глубинных структур в поверхностные в процессе категоризации может, по мнению авторов, быть описан как Фурье-преобразование. В наших предыдущих работах [18] образ мира, представляющий собой систему значений субъекта, рассматривается как нелинейная динамическая система, взаимодействие которой с окружающей средой опосредовано системой деятельностей субъекта. Логичным продолжением изучения динамики смысловых структур является рассмотрение процессов их экстериоризации, представляющих собой воплощение образа мира в межличностных формах смысла. Поскольку образ мира находится в процессе динамического взаимодействия с образом жизни, логичным продолжением моделирования систем значений является описание процесса взаимодействия и взаимного перетекания внутри- и внеличностных форм существования смысла. Процесс взаимного перехода смысловых структур описан Д.А. Леонтьевым. В психологии смысла [6] внутриличностные смысловые структуры, такие, как личностный смысл, рассматриваются как превращённая форма формами жизненных отношений субъекта, а культура, в свою очередь - как превращённая форма внутриличностных смысловых образований. Понимая культуру как внеличностную форму существования смысла, Д.А. Леонтьев выделяет в ней три формы бытия смысла. Артефакты представляют собой совокупность вещей как форм воплощения смысла. Следующей формой существования смысла является семиосфера – совокупность знаковых систем, наконец, третья форма внеличностного существования смысла - поведенческие модели – включает в себя поступки как идеальные формы, в соответствии с которыми субъект выстраивает свои действия. Рассматривая внеличностные формы смысловых образований и динамику их взаимодействия со смысловой сферой личности, следует упомянуть концепцию О.В. Митиной, рассматривающей дискурс как нелинейный процесс. В качестве одной из проблем изучения дискурса Митина [9] рассматривает недостаточное акцентирование внимания на его процессуальной стороне: дискурс может быть рассмотрен как текст или как процесс, однако большинство исследователей акцентирует внимание на исследовании текста, в то время как исследование процесса остаётся в стороне. Устраняя данный дисбаланс, Митина предлагает модель дискурса, соотносимую с деятельностным подходом, в рамках которой дискурс понимается как «речь, погружённая в действие». Рассматривая дискурс как процесс,Митина выделяет в нём три этапа. Этап формулировки, представляющий собой динамический процесс, ориентируемый в ходе деятельности, развивается от признания проблемы через её осмысление к пониманию места идеи в деятельности. Этап рефлексии предполагает многократное повторение и переосмысления знания. На данном этапе происходит отражение знания и его интерпретация исходя из накопленных представлений, при этом процесс отражения изменяет само знание. Наконец, содержанием этапа усвоения является повторный дискурс на основании отрефлексированных формулировок, приспособленных для нового контекста целей и задач. Данный подход к пониманию дискурса представляется нам релевантным концепции художественного произведения, представленной в рамках психологии смысла. Рассматривая художественное произведение как превращённую форму смысловых структур автора, Д.А. Леонтьев описывает процесс создания художественного произведения как полагание смысла в культуру, а процесс художественного восприятия как одну из форм смыслостроительства, при которой осуществляется взаимное проникновение смысловых структур автора и реципиента, итогом которого является переосмысление реципиентом изначально заложенного смысла исходя из собственных смысловых образований. Аналогичным образом дискурс рассматривается в концепции Л.О. Чернейко [22]. Понимая дискурс как коммуникативную ситуацию, в которую включён субъект, Чернейко выделяет два его составляющих. В основе дискурса объекта, понимаемого как культурный код, лежит совокупность коннотаций – закреплённых в культуре интерсубъективных представлений об объекте, направляющих его оречевление. В свою очередь, дискурс субъекта направляется образом мыслей, или пси-фактором, включающим в себя мировоззрение, мироощущение, а также актуальное психическое состояние субъекта. В лингвосинергетических [20] исследованиях конструирование смыслов при помощи языка рассматривается как нелинейный динамический процесс. Исходя из таких фундаментальных свойств естественного языка, как саморегулируемость и самовоспроизводимость, Тхакушинова говорит о возможности синергетической интерпретации языковых структур. При этом конструирование текста рассматривается как динамический процесс, аттракторами которого являются личность автора и коллективное культурное знание. Текст, понимаемый как негэнтропийный самоорганизующийся объект, становится собственно текстом после совершения над ним серии паралингвистических операций. [5] Процесс экстериоризации семантических структур в культурном пространстве рассматривается также в когнитивной лингвистике. [4]. В рамках данного подхода мышление рассматривается как процесс, осуществляемый при помощи универсального предметного кода, представленного совокупностью мыслительных единиц - концептов. В структуре концепта авторы выделяют следующие компоненты. Образ включает в себя модальные признаки объекта, доступные в чувственном восприятии или формирующие метафорическое содержание. Информационное содержание включает в себя набор существенных признаков, характеризующих объект. Наконец, интерпретационное поле включает в себя совокупность когнитивных признаков, интерпретирующих содержание объекта. Всего авторами выделяется шесть типов концептов. К ним относятся представление – чувственно наглядный образ предмета; схема – обобщённая графическая схема; понятие – концепт, содержащий существенные признаки предмета; фрейм – многокомпонентный концепт, включающий совокупность стандартных знаний о предмете; сценарий, или скрипт – последовательность разворачивающихся во времени эпизодов, и, наконец, гештальт – упорядоченную совокупность предметов в пространстве. Таким образом, понятие концепта включает в себя совокупность разноплановых смысловых образований, которые могут быть отнесены как к поверхностным, так и у глубинным структурам образа мира. При этом концепт может быть вербализован, выражен невербальным способом или же не воплощён при помощи значений. Значение в рамках данного подхода рассматривается как часть концепта, закреплённая языковым знаком в целях коммуникации. Сопоставляя вышеизложенную теорию концептов с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского, мы можем поставить в соответствие концепту как средству мышления феномен интериоризированной внутренней речи, а процессу воплощения концепта в коммуникативной деятельности – его экстериоризацию. Н.В. Бронник [1], рассматривая когнитивную лингвосинергетику как область научного знания, изучающую возникновение, взаимодействие и развитие сложных языковых систем, рассматривает концепт как динамическую систему, находящуюся в процессе взаимодействия с дискурсивной средой. При этом процесс динамики концепта представляет собой движение по направлению к аттрактору – относительно устойчивому состоянию динамического равновесия с контекстом. Сложность динамики концепта проявляется, согласно Бронник, в многообразии неоднородных циклических состояний, которые проходят концепты в дискурсе, целей динамики концепта в дискурсе, а также причин, влияющих на его динамику. Процесс самоорганизации концепта, согласно Бронник, обусловлен внешним дискурсом и внутренними когнициями. Данный тезис сходен, на наш взгляд, с синергетической моделью сознания Г. В. Паршиковой [11]. В рамках данной модели сознание рассматривается как аутопоэтический самовоспроизводящийся паттерн, развивающийся по квазифрактальному принципу. При этом влияние предшествующего опыта на процессы динамики сознания интерпретируется как проявление эффекта гиперезиса – влияния эффектов памяти на его функционирование. Предшествующий опыт, запечатлённый в автоматизированных бессознательных навыках, осуществляет перераспределение вероятностей движения по тем или иным линиям развития, позволяя процессу развития сознания возобновляться по следам прошлых структур. В психологии субъективной семантики образ мира, представляющий собой интегральную систему значений субъекта, находится в отношениях взаимной детерминации с образом жизни, представляющим собой систему деятельностей, в которые включён субъект. Образ жизни как система деятельностей протекает на трёх уровнях, различимых по способу организации временного континуума [16]. Уровень внутренней деятельности характеризуется субъективностью пространства и времени; уровень коммуникативной деятельности предполагает синхронизация пространства и времени с партнёром по коммуникативному акту; на уровне практической деятельности осуществляется синхронизация субъективного пространства и времени с окружающим миром. В процессуальной модели структуры образа мира планы деятельности (внутренней, коммуникативной, практической) рассматриваются как направления функционирования образа мира, и, следовательно, механизмы его развития. При этом деятельность выступает в качестве фактора, обеспечивающего процессы взаимного перехода внутриличностных и внеличностных смысловых образований. Рассматривая образ мира как интегральную систему значений, В.П. Серкин [16,17] отмечает, что глубинные структуры образамира оказывают влияние н апротекание психических процессов. Данный механизм можно поставить в соответствие описанному выше эффекту гиперезиса [11], следовательно, при сопоставлении с процессуальной моделью структуры образа мира схема Паршиковой соответствует уровню внутренней деятельности. Вместе с тем, выделяемые в когнитивной лингвистике схему функционирования концепта [1] как результата синхронизации внешнего дискурса и когнитивных структур субъекта, описывают коммуникативный процесс и, как следствие, соответствуют уровню коммуникативной деятельности. Сопоставляя вышеизложенные модели нелинейной динамики смысловых образований и направления функционирования образа мира в процессуальной модели, мы можем поставить в соответствие уровню внутренней деятельности процессы функционирования сознания [11], в то время как уровню коммуникативной деятельности соответствуют процессы формирования концепта, детерминированные внешним дискурсом с одной стороны и когнитивными структурами с другой [1,4,20,22]. При этом семантические структуры, представленные на каждом из уровней, рассматриваются нами как продукт нелинейной детерминации, объединяющей внутренние и внешние воздействия. Схема соответствия моделей нелинейной динамики смысловых образований и уровней функционирования образа мира как интегральной системы значений представлена на рисунке.
Таким образом, нелинейные динамические процессы, протекающие внутри сознания, могут быть рассмотрены в рамках психологии субъективной семантики как внутренняя динамика образа мира, в то время как проявляющиеся в его взаимодействии с внешними структурами, такими, как дискурс или концептосфера его взаимодействие с межличностными формами смысла. References
1. Bronnik, L. V. Kognitivno-sinergeticheskii podkhod k yazyku: filosofsko-metodologicheskii analiz: dissertatsiya ... doktora filosofskikh nauk: 09.00.08 / Bronnik Larisa Vasil'evna; [Mesto zashchity: Yuzh. feder. un-t].-Rostov-na-Donu, 2013.-348 s.
2. Glotova G. A. Psikhosinergetika razvitiya i funktsionirovaniya cheloveka / G. A. Glotova // Psikhologicheskii vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. 4. — Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2003. — S. 250-266. 3. Glotova, G.A., Bochkarev, L.L. «Sinergeticheskaya metafora» v psikhologii khudozhestvennogo razvitiya. Chelovek i obrazovanie. 2015. № 4 (45). – s. 59-63 4. Kolesin I.D. Printsipy modelirovaniya sotsial'noi samoorganizatsii SPb.: Lan', 2013. – 288 s. 5. Kubryakova E. S. Yazyk i znanie: Na puti polucheniya znanii o yazyke: Chasti rechi s kognitivnoi tochki zreniya. Rol' yazyka v poznanii mira / Ros. akademiya nauk. In-t yazykoznaniya. — M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2004. — 560 c. 6. Leont'ev, D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real'nosti.-3-e izd., dop.-M.: Smysl, 2007.-511 s. 7. Mazilov V.A. Perspektivy paradigmal'nogo sinteza v sovremennoi psikhologii//Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2013, №3 – tom 2 (Psikhologo-pedagogicheskie nauki. – s. 186-194 8. Mashevskii, B.M. Perspektivy kognitivno-sinergeticheskoi metodologii v postneklassicheskoi nauke//Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva – 2014, №3. – s. 24-27 9. Mitina, O.F. Matematicheskie metody issledovaniya lichnosti kak dinamicheskoi samoreguliruyushcheisya sistemy//Lichnostnyi potentsial – struktura i dinamika. M.: Smysl, 2001. – s. 424-453 10. Mitina, O.F. Diskurs kak protsess: sinergeticheskii podkhod// Sbornik: Vserossiiskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem «Ot istokov k sovremennosti», posvyashchennaya 130-letiyu organizatsii Psikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete. Moskva, 29 sentyabrya – 1 oktyabrya 2015 g/-c. 90-93 11. Parshikova G.V. Kognitivno-sinergeticheskii podkhod k osmysleniyu prirody soznaniya. Diss. kand. filos. nauk. Bryansk, BGTU, 2015. – 147 s. 12. Petrenko, V.F., Mitina O.V. Nelineinaya model' v psikhosemantike motivatsii: nelineinaya paradigma// Sinergeticheskie issledovaniya v oblasti gumanitarnykh i estestvennykh nauk// Nauch. Red. N.V. Poddubnyi. Belgorod, 2003. – s.291-314 13. Petrenko V.F., Suprun A.P. Metodologicheskii manifest psikhosemantiki / Psikhologicheskii zhurnal, 2016, tom 37, №3, s. 5 – 14 14. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika. M.: ACT: Vostok-Zapad, 2010. — 314, [6] s. 15. Serkin V. P. Deyatel'nostnaya teoriya soznaniya (soznanie kak atribut sistemy deyatel'nostei sub''ekta) // Psikhologiya. Zhurnal Vysshei Shkoly ekonomiki. — 2015. — T. 12, № 2. — S. 93–111 16. Serkin, V. P. Struktura i funktsii obraza mira v prakticheskoi deyatel'nosti. Diss. ... dokt. psikhol. nauk. Na pravakh rukopisi. M.: MGU, 2005 – 356 s. 17. Serkin, V.P. Psikhosemantika: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury. M.: Yurait, 2016. – 318 s. 18. Skleinis V.A. Vzaimodeistvie semanticheskikh struktur kak nelineinyi dinamicheskii protsess // Psikholog. — 2017.-№ 2.-S.1-8. DOI: 10.7256/2409-8701.2017.2.22313. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_22313.html 19. Suprun A.P., Yanova N.G., Nosov K.A. Metapsikhologiya: Relyativistskaya psikhologiya. Kvantovaya psikhologiya. Psikhologiya kreativnosti. Izd. 3-e-M.: LENAND. 2010.-512 s. 20. Tkhakushinova Zh.B. Statika i dinamika teksta i diskursa. v sbornike Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov "Zhanry i tipy teksta v nauchnom i mediinom diskurse". Otv. redaktor A.G. Pastukhov. – Orel, OOO «Gorizont», 2016, s. 9-17 21. Ulanovskii A.M. Sinergeticheskaya metafora soznaniya//Vestnik Mosk. Gos. Un-ta. Ser.14. Psikhologiya. 2005, №1. – c.17-29 22. Cherneiko, N.O. Bazovye ponyatiya kognitivnoi lingvistiki v ikh vzaimosvyazi. Yazyk, soznanie, kommunikatsiya: Sb. statei / Otv. red. V. V. Krasnykh, A. I. Izotov – M.: MAKS Press, 2005. – vyp. 30. S. 43-73. 23. Chernikova, I.V. Tipologiya nauki v kontekste sovremennoi filosofii nauki// Voprosy filosofii. 2011 6 №11. – s. 71-78 24. Friedenberg, Jay Dynamical psychology: Complexity, self-organization and mind. Litchfield Park, AZ: ISCE Publishing Dynamical psychology: Complexity, self-organization and mind. (2009). xiii 305 pp. 25. Vallacher, R. R. & Nowak, A. (1997). Dynamical social psychology: The next iteration. Psychological Inquiry, 8, 152-160. |