Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Pedagogy and education
Reference:

Teaching the Virtue of Chastity: Patristic Tradition and Modern Age

Kameneva Ol'ga Leonidovna

PhD in Pedagogy

leading editor at Pokrov Journal of Spiritual and Moral Culture

109028, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Solyanka, 9, of. A

olkameneva@bk.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2017.4.24545

Received:

26-10-2017


Published:

16-01-2018


Abstract: The subject of this research is the teaching potential of patristic tradition to teach the virtue of chastity and application of this tradition by modern families. The rationale of the topic is caused by the acute need to fortify the institution of the family against the background of Russia's demographic crisis, adoption of The Character Education Development Strategy in the Russian Federation 2015, and enduring values of Christian virtues that was often identified with morality. Today the system of Christian values may become the ground for spiritual and moral education of the younger generation in Russia. The methodology of the research is based on theoretical analysis of patristic, pedagogical and philosophical literature, and summary of the practical experience and interviews prepared by a group of journalists guided by the author of the research and published in the Pokrov Journal. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author analyzes 20 major interviews when respondents speak of pedagogical methods of family moral education in this day and age. The conclusions of the research are the following: families that use patristic traditions of teaching virtues are stable, full, with many children (4.3 children per family at average). Just to compare, the total birth-rate is approximately 1.7 children per one child-bearing aged woman in Russia. 85% of these women have a successful career despite the fact that they have many children. It is not surprising though. John of the Ladder says that chastity is not only the purity of one's soul and body but also holistic view on the world. 


Keywords:

virtue of chastity, purity, spiritual and moral culture, orthodox family, patristic tradition, upbringing, wisdom, popular pedagogy, modern education, holistic view


Введение

В последние годы в тезаурус современной отечественной педагогической науки и практики уверенно входит термин «духовно-нравственное воспитание». Официальные документы определяют: содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в традициях (религиозных, этнических, профессиональных, семейных, социальных) и передаваемые от поколения к поколению, — базовые национальные ценности.

29 мая 2015 г. Дмитрием Медведевым подписана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. [18], которая предусматривает «соответствие процесса развития личности национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей». На вопрос — что такое национальный воспитательный идеал — ответил К.Д. Ушинский в работе «О народности в общественном воспитании». По его мнению, «есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности: это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено в Божественном учении, и воспитанию остается только прежде всего и в основу всего вкоренить вечные истины христианства» [14, с. 342].

В другой своей работе основатель русской педагогики отмечает: «Истинная, добросовестная наука, каковы бы даже ни были личные верования самого ученого, не только найдет возможность построить народное образование на прочной основе нашей народной религии, но, как величайшим сокровищем, как неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития, будет дорожить этой исторической основой, столь же христианской, человеческой и художественной, сколько и народной» [13, с. 425].

Целомудрие — одна из ключевых христианских добродетелей — в святоотеческой литературе трактуется как «чистота души и тела, всеобъемлющее название всех добродетелей» [2, с. 225] (прп. Иоанн Лествичник, VI в.). В широком смысле слова добродетель есть искусство жить праведно. «Целомудрие — калька-перевод греческого слова σωφροσυνη (совершенство + разум). И в греческом, и в русском варианте эти слова соединяются с указанием на разум, мудрость» [16, с. 46], — поясняет профессор Московской духовной академии архимандрит Платон (Игумнов).

Всеобъемлющая добродетель целомудрия, воспетая в Античности, возвеличенная и вознесенная к Образу Божьему в Средние века, не была забыта в атеистическое советское время. Советский педагог А.С.Макаренко полагал, что «умение владеть своим чувством, воображением, возникающими желаниями – это важнейшее умение, общественное значение которого недостаточно оценено» [10, с. 185].

«Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным…» [10, с. 185], – писал Макаренко, будто предвидя, что в конце века понятие целомудрия, интуитивно сохраняемое семьей и советской школой, вытеснит беспардонное половое просвещение.

В новейшей истории этнопедагогический подход оказался забыт, о чем писал наш современник, в недавнем прошлом профессор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) В.А. Сластенин (1930-2010): «К настоящему времени остро обнажилось противоречие между большими воспитательными возможностями национальных культур, в частности, народной педагогики, и их недостаточным использованием вследствие научно обоснованных рекомендаций» [12, с. 246].

Забвение моральных норм, хранимых традиционными религиями, классической русской культурой и семейным укладом, обернулось тяжелым демографическим кризисом. «Если не предпринять срочных мер население России через 50 лет сократится вдвое – примерно до 70 млн человек» [3, с. 72], – заявил 27 января 2017 года в рамках секции Международных Рождественских образовательных чтений (МРОЧ) «Большая семья в современном обществе» А.И. Антонов, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета Московского государственного университета им. Ломоносова. По данным социологов МГУ, сегодня 32% всех детей в России рождаются вне брака. Семья – некогда величайшая ценность человеческой жизни – ныне, по словам Антонова, превращается в «ночлежку, куда люди возвращаются после работы, выполняя санитарно-гигиенические функции, а утром разбегаются по разным местам» [3, с. 72].

Демографическая проблема «Русского креста», возникшая в нашей стране в начале 90-х годов прошлого века (когда естественный прирост населения страны стал ниже естественной смертности), сегодня далека от разрешения: внешнее благополучие зиждется на том, что вымирающее коренное население России замещается мигрантами. По данным Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 августа 2017 г. составила 146,8 млн. человек. «В целом по стране в январе-июле 2017 г. число умерших превысило число родившихся на 11,8% (в январе-июле 2016 г. - на 1,3%), в 20 субъектах Российской Федерации это превышение составило 1,5-1,9 раза» [20], - говорится в официальном отчете Росстата.

Красноречива статистика по абортам в возрастном разрезе (2014 г.) — из 929 963 абортов 354 сделали российские девочки до 14 лет, а 9992 — подростки от 15 до 17 лет [20]. При этом от хирургических абортов (по числу которых Россия имеет печальной мировое лидерство) современная медицина переходит к химическим — при помощи абортивных лекарственных средств, такие аборты вообще не поддаются исчислению.

Добродетель целомудрия по учению святых отцов

Священное Писание Ветхого и Нового Завета придает огромное значение добродетели целомудрия. Достаточно сказать, что пророк Божий Иоанн Креститель пострадал до смерти за обличение в нецеломудрии царя Ирода, сожительствующего с Иродиадой, супругой своего брата.

В древности Закон Моисея предписывал смертную казнь совершившим грех прелюбодеяния. Аналогичная участь ожидала новобрачных женщин, не сохранивших девства до замужества. В свою очередь мужчина, завладевший насильно девицей, должен был жениться на ней, заплатив штраф отцу (см.: Втор. 22:20–28). В Ветхом Завете предусматривалась также смертная казнь лиц, совершивших содомские грехи. «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них» (Лев. 20:13). Об отношении к блудным противоестественных грехам в Библии говорится неоднократно: Быт. 19:1–29; Лев. 18:22; Рим. 1:26–27; 1 Кор. 6:9; 1 Тим. 1:10 и др.

Апостол Павел пишет, что «непотребства» стали наказанием за отступление от Бога. Это прямое следствие нецеломудренного воззрения на мир: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1:28).

В Новом Завете отношение к закону претерпевает изменения. Когда Спасителю привели женщину, уличенную в прелюбодеянии, Он сказал: «Кто из вас без греха, первым брось в нее камень!» (Ин. 8:3–11). В то же время Спаситель повелевает женщине оставить грех. Более того, Он устанавливает планку добродетели еще выше, говорит о чистоте сердечной, а также о нерасторжимости брака — кроме вины любодеяния: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй (Исх. 20:14; Втор. 5:18). А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.» (Мф. 5:27).

Как и любая другая страсть, блуд зарождается в сознании человека. Древний Патерик описывает случай: юная монахиня, сохранившая девство, после смерти оказалась в аду, т.к. предавалась блудным мечтаниям [5, 243]. В христианской аскетике подробно разработано учение о трезвении, контроле над своими помыслами, которые бывают, по учению святых отцов, трех видов: от Бога, от дьявола и от человека. Вступивший на духовный путь должен учиться распознавать мысли, отбрасывая те, которые внушает дьявол (смущают, наводят страх, тоску и уныние, склоняют ко греху; напротив, помыслы от Бога — тихие, мирные и радостные). Прп. Фаддей Витовницкий пишет: «Мысли, настроения, желания управляют жизнью нашей. Какие мысли нас занимают — такова и жизнь наша. Если наши мысли мирные, тихие, полные любви, добра, благородства, чистоты — тогда и в нас мир, так как все мирные мысли дают внутренний мир, который лучится из нас» [17, с. 54]. По слову св. Паисия Святогорца, человек должен буквально превратиться в «фабрику добрых помыслов».

Мать целомудрия, начало всех добродетелей, по учению святых отцов, — это воздержание. Без умеренности в пище и питье невозможно стяжать целомудрие, побороть гнев, зависть, любое зло в своей душе. Страсть блуда попускается также за осуждение других и за гордость.

Внешние признаки целомудрия — скромность поведения и одежды, стыдливость, спокойное, радостное расположение духа, некая защищенность Божией Благодатью — описаны у св. Амвросия Медиоланского. [2, с. 312]

В современной школе сложно найти девочку, которая носит платье или юбку. Но Священное Писание называет мерзкими женщин в мужской одежде и мужчин в женской. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий, делающий сие» (Втор. 22:5). Опытные духовники свидетельствуют: мужская одежда на девочках развивает в них худшие мужские качества — привычку командовать, нетерпимость, гневливость. А женская одежда на мужчинах формирует в последних худшие женские качества — излишнюю эмоциональность, чувствительность, слабохарактерность, привычку осуждать и сплетничать.

Косметика — пятна на образе Божием, — полагает старец Паисий Святогорец. «Помню одну женщину, — рассказывает св. Паисий, — она пришла ко мне с красными ногтями — длиннющими, как у ястреба, и начала просить: «Мой ребенок тяжело болен. Помолись, отче. Я тоже молюсь, но…» — «Что ты там молишься! — перебил я ее. — Такими когтищами ты наносишь раны Христу! Чтобы ребенок выздоровел, постриги сперва свои ногти. Ради здоровья своего ребенка сделай, по крайней мере, это: обрежь ногти и смой с них краску». [15, с. 324].

При этом апостол Павел предупреждает христиан: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Необходимо избегать мест и товарищей, которые могут сеять соблазны. Чувства христианские подвижники называют «скорыми окрадывателями». «Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не общайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется», [1, с. 325] — советует авва Дорофей. Дружеские поцелуи и объятия, распространенные сегодня среди старшеклассников, могут распалить костер страсти.

Заведующий Педагогическим кабинетом Московской духовной академии игумен Киприан (Ященко) отмечает: «Если кто-то где-то грешил блудной страстью или помыслами, святые отцы запрещают даже оказываться в этих местах. Это может всколыхнуть воспоминания и быть причиной того, что страсть воспламенится. Я уже не говорю про разглядывание своих «возлюбленных», школьные, юношеские увлечения. Всем молодоженам я рассказываю о важном духовном семейном правиле. Редко кто сейчас минует блудные пороки в своей жизни. Если человек впал в блуд, но все-таки пришел к созданию семьи, малой церкви, венчается — надо забыть все, перечеркнуть, больше никогда не вспоминать. Как будто этого ничего не было». [7, с. 103]

Классики педагогической мысли о цели воспитания

Вплоть до XX века классическая педагогика – отечественная и европейская – в целом носит сотериологический характер, основываясь на идее вечного спасении души человека. При этом систему добродетелей классики педагогической мысли (Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, И.Ф. Гербарт и др.) отождествляют с нравственностью.

Так, Ян Амос Коменский в своем знаменитом труде «Великая дидактика» говорит о высшей — вечной — цели человеческой жизни: «Последняя цель человека есть вечное блаженство с Богом» [14, с. 60]. Три требования, по мнению Коменского, следует предъявлять к человеку, который должен быть: «1) знающим все вещи; 2) владыкою вещей и самого себя; 3) чтобы он себя и все возводил к Богу, источнику всех вещей. Если эти требования мы выразим тремя хорошо известными словами, то получим:

I. Образование.

II. Добродетель, или нравственность.

III. Религиозность, или благочестие.

Под образованием нужно понимать познание всех вещей, искусств и языков; под добродетелью — не только внешнюю воспитанность, но и всю внутреннюю и внешнюю основу побуждений, а под религиозностью — то внутреннее богопочитание, которым дух человека связывается и соединяется с высшим чувством». [14, с. 61] Золотое правило нравственности по Коменскому — «ничего сверх меры, то есть никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения» [14, с. 71].

С Коменским согласен английский философ и педагог Джон Локк: «Великий принцип и основа всякой добродетели и достоинства заключаются в том, чтобы человек был способен отказываться от своих желаний, поступать вопреки своим наклонностям и следовать исключительно тому, что указывает разум…» [9, с. 145].

«В качестве основы добродетели в душе ребенка следует очень рано запечатлеть истинное понятие о Боге как о независимом Высшем Существе, Творце и Создателе всех вещей, от Которого мы получаем все блага, Который любит нас и дарует нам все» [9, с. 146], — пишет Джон Локк.

Схожие мысли находим у Иоганна Генриха Песталоцци, выдающегося швейцарского педагога, посвятившего всю свою жизнь сиротам. В своем духовном завещании «Лебединая песня» автор объясняет смысл природосообразности, которая «…требует полностью подчинить притязания нашей животной природы более высоким притязаниям внутренней, Божественной сущности задатков и сил нашего сердца, нашего ума и наших умений, то есть по существу подчинить нашу плоть и кровь нашему духу» [14, с. 268].

«Термин «добродетель» выражает всю цель воспитания» [14, с. 346], — таково мнение выдающегося немецкого философа, психолога и педагога Иоганна Фридриха Гербарта, автора понятия «воспитывающее обучение». Образование формирует круг мысли, воспитание — характер, когда человек способен выбирать добро и отвергать зло, — считает Гербарт.

Теория ценностей как новый этический принцип

В новых западных системах философии И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля категория добродетели постепенно вытесняется понятием «ценность». Наконец, Вильгельм Виндельбанд (1848–1915), основатель баденской школы неокантианства, превратил мир ценностей в фундамент современной культуры, создав учение о ценностях — аксиологию. Но идеалы, добродетели вечны и абсолютны, ценности субъективны и релятивны, они всего лишь указание на значимость объекта или явления, часто — их полезность для индивида.

В книге «Философия истории», адресованной студенческой молодежи, выдающийся советский и российский философ А.С. Панарин (1940-2003) пишет о современном состоянии теории ценностей: «Сегодня поднимается волна нового нигилизма, связанного с постмодернистской дискредитацией всех норм. Утверждается, что человеческая культура не содержит никаких достоверных процедур, позволяющих отличить порок от добродетели, истину от лжи, прекрасное от безобразного. В «открытой» истории все события практически равновесны, и потому нельзя налагать запреты на что бы то ни было» [19].

Однако во второй половине XX века мировая философская мысль вновь обращается к этике добродетели. Так называемый аретический подход связан с именами исследователей новейшего времени: Г.Э. Энском, А. Макинтайра, Ф. Фут, Б. Уильямса, П. Гича, Р. Херстхаус, М. Слоута, К. Свонтон.

В современной России исследованием природы добродетелей на основе святоотеческого опыта занимается игумен Киприан (Ященко), руководитель Педагогического кабинета Московской духовной академии («Воспитание добродетелей», «Православное воспитание»). «Святые отцы писали о становлении добродетелей на основе своего личного опыта, побед, которые они одержали над своей плотью, страстями. Не имея средств коммуникации — телефонов и научных журналов, независимо друг от друга множество отцов пришли к одним и тем же выводам, выявив одни и те же закономерности. Они обнаружены чисто эмпирически, через исследования реальных людей. Эти сливки, снятые со всего огромного многовекового труда, мы можем использовать в педагогике, воспитывая подрастающее поколение России» [7, с. 302], — полагает игумен Киприан.

Покров над семьей

В 2013–2016 гг. в разделе «Благодатный дом» журнала духовно-нравственной культуры «Покров» были опубликованы 20 интервью православных родителей, посвященные святоотеческой традиции воспитания в наши дни. Среди семей были шесть священнических и 14 светских, в том числе: протоиерея Валериана Кречетова и матушки Наталии Константиновны (они родители семерых взрослых детей, дедушка и бабушка 35 внуков); протоиерея Андрея Юревича и матушки — писательницы Ольги Юревич (семеро детей); иерея Игоря Блинова и матушки Виктории (четверо детей); протоиерея Игоря Смертина и матушки Елены (девять детей); протоиерея Вячеслава Куликова и матушки Татьяны (шестеро детей и двое внуков). Среди светских семей на вопросы журнала отвечали Иван и Валентина Деревенко (основатели и руководители православного этноклуба и фольклорного ансамбля «Дикое поле», родители четверых детей); офицер запаса Александр Путилин и его супруга Елена, выпускница Литературного института (шестеро детей) и другие. Принцип отбора семей – следование в практической жизни Евангелию, желание воспитать своих детей в православной традиции на основе святоотеческого опыта. Непосредственно на вопросы журнала отвечали 18 женщин и двое мужчин.

Проведенное исследование показало, что опрошенные семьи — как правило, многодетные, полнокровные. Только одна из женщин была ранее разведена, для всех остальных респондентов нынешний брак – первый. Число детей в опрошенных семьях составляет от двух до девяти, в среднем – 4,3 ребенка на одну женщину (для сравнения: по России реальный суммарный коэффициент рождаемости приближается к 1,7 ребенка на одну женщину детородного возраста). Рассматривая семью как малую церковь, опрошенные считают недопустимым аборт, полагая, что дети — дар Божий, и Господь, дарующий ребенка, посылает и средства на его пропитание. На вопрос, как устраивается семейный бюджет, многодетный отец (пятеро детей) священник Антоний Соловьев из Екатеринбурга отвечает: «Все управляется по воле Божией. Порой посчитаешь все средства, которые потратил, и удивляешься: где столько взял? Бабушкины огороды, конечно, помогают. Голодными не были, а роскошь и не полезна. Есть один планшет или ноутбук на семью — и слава Богу, благодарите Господа, что у вас это есть, говорю я детям» [11, с. 31].

Многодетная семья Соловьевых, несмотря на скромность доходов, участвует в годовом круге благих дел «Раскрой свое сердце» — взрослые и дети выступают с концертами в госпитале для ветеранов, пекут пирожки для одиноких стариков, вместе с инвалидами водят хороводы вокруг Рождественской елки, посещают детские дома.

Опрошенные родители, включая многодетных мам, часто ведут активную общественную, трудовую деятельность (вопреки распространенному мнению, что многодетная мама непременно «сидит» дома), правда, так или иначе связанную с воспитанием детей и не требующую постоянного присутствия в офисе. Например, матушка Виктория Блинова преподает в православной школе «Ладанка» труд для девочек — там, где учатся ее дети. Матушка Елена Смертина — регент в храме Покрова Богородицы с. Акулово — где служит ее муж. Матушка Ольга Юревич — писатель, наибольшую известность получила ее книга «Матушкины цветочки» — о воспитании собственных детей. Елена Силантьева — кандидат экономических наук, доцент Московского финансового университета, основатель Школы будущих мам, а также группы раннего развития детей. Кроме того, она выпустила несколько книг, в том числе о воспитании детей по трудам свт. Феофана Затворника. Матушка Екатерина Соловьева из Екатеринбурга — швея, ее «Игрушки от Катюшки» не раз выставлялись в Центральном доме художника в Москве, на праздниках ее дети блистают в костюмах, сшитых руками мамы.

В общей сложности лишь 15% женщин из опрошенных православных семей занимаются исключительно собственными детьми и ведением домашнего хозяйства. 85% респондентов находят возможность вести профессиональную деятельность, как правило, связанную с творчеством, образованием и воспитанием, консультациями, проектированием и т.д. Активная деятельность матушек и многодетных мам, на наш взгляд, свидетельствует о том, что добродетель целомудрия не только охраняет семьи, но дает мудрость и силы для профессиональной деятельности и творчества – в самых разных сферах.

Все 100% опрошенных отметили такие средства воспитания добродетели целомудрия, как добрый пример родителей, участие семьи в Церковных таинствах, молитву родителей о своих детях. Довольно часто родители берут на себя особые молитвенные подвиги за своих подрастающих детей – ежедневное чтение нескольких глав Евангелия, Псалтири, канона или акафиста Матери Божией или святым, делают земные и поясные поклоны, отказываются в определенные дни или же полностью – от вкушения мяса, употребления спиртных напитков. «Для спасения нужен подвиг, а без подвига не спастись», – говорит протоиерей Валериан Кречетов.

95% респондентов говорили о любви, отметили необходимость теплых, доверительных отношений родителей и детей, при одновременном цензурировании всего того, что смотрят и читают дети. Важным средством воспитания добродетели родители (50%) считают чтение Священного Писания, житийной литературы, классической русской литературы и поэзии – у детей должны быть положительные образы для подражания.

О благочестивом окружении ребенка и делах милосердия упомянули соответственно 19 (95%) и 10 (50%) опрошенных, о необходимости соблюдения православных постов в семье сказали 16 респондентов (80%).

Церковь предъявляет высокие требования к целомудрию своих служителей, которые должны быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). По каноническим правилам Православной Церкви и священник, и его будущая матушка перед вступлением в брак должны быть девственниками. Это ли причина относительного благополучия современных священнических семей? На вопрос отвечает протоиерей Валериан Кречетов: «Вообще все люди перед заключением брака должны быть девственниками, а священник — обязательно. Кто стал родителями Матери Божией, пророка Иоанна Крестителя? Праведные Иоаким и Анна, Захария и Елисавета — «непорочные в пути, ходящии в законе Господнем» (Пс. 118:1). У нас гуляк, пьяниц на работу не берут. А в служение Богу кого попало, что ли, можно брать? Нет, это не просто так. Крепкие семьи — прежде всего, конечно, потому что Господь, когда Его просят, укрепляет, помогает. Истинная Божественная Благодать, «немощная врачующая, оскудевающая восполняющая», действует. Когда мы с матушкой Наталией Константиновной праздновали золотую свадьбу, дети встали и сказали: «Мы не помним, чтобы папа с мамой ссорились или спорили». А матушка добавила: «Батюшка никогда ничего от меня не требовал». Видишь, что человек ответственный, — ну что сделала, что успела, смогла — то сделала. Так что все просто» [8, с. 25].

Заключение

Английский философ Фрэнсис Бэкон отмечал, что атеизм — «это тонкий лед, по которому один человек, может быть, и пройдет, а целый народ рухнет в бездну». Величайшие педагоги всех времен и народов — К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Джон Локк — писали о непревзойденном значении религиозного воспитания и связанного с ним нравственного, которое часто понималось как формирование добродетелей. Святоотеческое учение о становлении добродетели целомудрия остается актуальным по сей день — об этом свидетельствует обобщение практического опыта и 20 интервью православных родителей журналу духовно-нравственной культуры «Покров». Семьи, которые возрождают святоотеческую традицию воспитания, оказались многодетными, полнокровными и крепкими.

Социально-педагогические условия становления добродетели целомудрия, воспитательные средства, на наш взгляд, требуют дальнейшего исследования и внедрения в практику на базе научно обоснованных рекомендаций.

References
1. Avva Dorofei, prp. Dushepoleznye poucheniya / prp. Avva Dorofei. — Moskva : Pravilo very, 1995. — 342 s.
2. Amvrosii Mediolanskii, svt. Tvoreniya po voprosu o devstve i brake / svt. Amvrosii Mediolanskii. — Kazan', 1901. — 364 s.
3. Antonov A.I. Ne budet sem'i — ne budet chelovechestva // Pokrov. 2017. №2. — s. 72 — 74
4. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. — Moskva : Rossiiskoe Bibleiskoe obshchestvo, 2011. — 1338 s.
5. Drevnii Paterik. — Moskva : Pravilo very, 2006. — 382 s.
6. Ioann Lestvichnik, prp. Lestvitsa / prp. Ioann Lestvichnik. — M.: Sibirskaya Blagozvonnitsa, 2010. — 698 s.
7. Kiprian (Yashchenko), igum. Vospitanie dobrodetelei: lektsii i interv'yu / igum. Kiprian (Yashchenko). — M. : Blagotvoritel'nyi fond «Pokrov''», 2013. — 368 s.
8. Krechetov Valerian, prot. Na podvig Otchizna zovet // Pokrov. 2016. №4. — s. 25 — 29
9. Lokk, Dzh. Sochineniya. V 3 t. T. 3 / Dzhon Lokk. — M. : Mysl', 1988. — 764 s.
10. Makarenko, A.S. Kniga dlya roditelei / A.S. Makarenko – M. : ITRK, 2014. — 288 s.
11. Sitnikova M. Gde naiti schast'e, ili Pochemu v mnogodetnoi sem'e zhit' khorosho? // Pokrov. 2015. №2. — s. 31— 34
12. Slastenin, V.A., Isaev, I.F., Shiyanov, E.N. Pedagogika pod red. V.A.Slastenina / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. – M. : Akademiya, 2002. — 576 s.
13. Ushinskii, K.D. O nravstvennom elemente v russkom vospitanii. V 11 t. T. 2 / K.D. Ushinskii. — M. : APN RSFSR, 1948. — 488 s.
14. Khrestomatiya po istorii pedagogiki. T. 2 / sost. A.V. Ovchinnikov, L.N. Belenchuk, E.N. Nikulina. — M. : Fond sokhraneniya dukhovno-nravstvennoi kul'tury «Pokrov», 2016. — 720 s.
15. Paisii Svyatogorets. Slova. V 6 t. T. 1. S bol'yu i lyubov'yu o sovremennom cheloveke. — Moskva : Svyataya Gora, 2010. — 432 s.
16. Platon (Igumnov), arkhim. Tselomudrie — tsennost' dlya vsekh // Parfenon. 2013. №3. — s. 46 — 48
17. Faddei Vitovnitskii, arkhim. Kakovy tvoi mysli, takova i zhizn' tvoya. O tseli zhizni / arkhim. Faddei Vitovnitskii. — Minsk : Izd-vo Dimitriya Kharchenko, 2012 . — 189 s.
18. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii do 2025 g. [Elektronnyi resurs]. — URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (data obrashcheniya: 01.07.2016).
19. Aleksandr Panarin. Filosofiya istorii. [Elektronnyi resurs]. — URL: http://gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Panarin/08.php (data obrashcheniya: 01.08.2017)
20. Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. Naselenie. [Elektronnyi resurs]. — URL: http://gks.ru (data obrashcheniya 08.10.2017)