Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

History magazine - researches
Reference:

The Stroganovs and Book Culture in Russia in the 16-19th Centuries (According to Notes on Old-Printed Cyrillic Editions)

Bogdanov Vladimir Pavlovich

PhD in History

Candidate of Historical Sciences, Senior Associate, Laboratory for Cultural History, History Department, Lomonosov Moscow State University

History Department - MSU, Lomonosovsky prospekt 27-4, Moscow 119991 Russia

vpbogdanov@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0609.2018.2.24148

Received:

11-09-2017


Published:

07-05-2018


Abstract: In the presented article the subject of research is the source study of notes on books. The object of this research is the notes on old-printed Cyrillic script books that contain references to representatives of the Stroganov family. This article is a continuation of the author's previous article on the Stroganov family which demonstrated the systemic and completeness of information that book notes contain. In this new article, the author shows the contribution by representatives of the Stroganov family not only to the book culture of Russia in general, but also to the education of their peasants, servants, and so on, in particular. The article's research method consists in the search and analysis of notes on books in the old-printed Cyrillic script mentioning the Stroganovs, as well as their inclusion in the necessary socio-cultural context of the era. To a large extent, the attitude of the Stroganovs towards books set an example to others. Not without reason, the servers of the most active contributors (Nikita and Grigory Stroganov) themselves proved to be active contributors. In the 18th century, the Stroganovs withdrew from the practice of active contribution, but the relay was caught by their "people". The fate of the books that were the contributions of both the Stroganovs and their "people" can be truly considered a historical and cultural "cut".


Keywords:

archaeography, source studies, monasteries, churches, social history, genealogy, book culture, old-printed Cyrillic, notes on books, Stroganovs


Огромная роль, которую сыграли Строгановы в культуре России, очевидна. Фактически нет той области, в которой сами представители фамилии или их окружение, не оставили бы заметный след. Однако отдельные аспекты деятельности Строгановых, их родственников и «людей» (крепостных, работников и т.д.), как представляется, нуждаются в более глубоком осмыслении. В предлагаемой статье речь пойдет о вкладе Строгановых в книжную культуру. Этой теме посвящена недавно вышедшая обширная монография Н.А. Мудровой [17], в которой автор рассматривала период до начала XVIII в. В предлагаемой же статье хронологические рамки доведены до XIX в. Источником исследования стали записи на экземплярах старопечатной кириллицы, выявленные на основе ряда каталогов [1; 4; 5; 6; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 15; 16; 20]. Некоторое время назад была написана статья по генеалогии Строгановых [3], где была доказана системность информации записей: на их основе удалось реконструировать родословную Строгановых (опираясь также на ряд специальных работ [7, 13]), отразив все основные ветви этой обширной семьи и проследив изменения социального статуса их представителей. Статья содержит два приложения: Приложение № 1 –список книг, в записях на которых были выявлены имена Строгановых, Приложение № 2 –родословная роспись. К этим приложениям предстоит обращаться и по ходу предлагаемой новой статьи. Римские цифры после знака «3, №» в квадратных скобках будут означать номер книги по приведенному в Приложении № 1 списку, знак «№» и арабская цифра в круглых –номер персонажа в родословной схеме Приложения № 2 [3]. Кроме того, недавно было выявлено ещё четыре записи с упоминанием Строгановых (см. Приложение к данной статье).

Вопрос о роли Строгановых в книжной культуре России имеет три аспекта. Первый: участие непосредственно самих Строгановых в покупках, вкладах и дарении книг. Второй: роль их «людей» в этом процессе. Третий: репертуар книг, которые были объектами купли-продажи, вкладов, дарений и т.д. со стороны Строгановых и их окружения как самостоятельное явление культуры.

Остановимся пока на первом сюжете. Как известно, Строгановы были инициаторами колонизации Урала и Сибири, строителями, основателями и основными ктиторами многих церквей и монастырей. Соответственно, они были заинтересованы в постоянном пополнении книгохранилищ этих религиозных и культурных центров раннего Нового времени. Их роль в распространении именно старопечатной продукции также велика. Недаром первым выявленным вкладом является пожертвование Аникой Строгановым (ум. в 1570 г.) так называемого «узкошрифтного» Евангелия, выпущенного в Анонимной типографии в Москве примерно за 10 лет до самостоятельной деятельности Ивана Федорова. В записи сказано: «Сия книга домовая соборново храму Благовещения святые Богородицы и пределов ея у Вычегоцкие Соли на посаде положение Аникея Строганова» [3, № I]. Важно отметить и быстроту отдельных вкладов. Так выпущенный в 1594 г. в Москве Октоих, ч. 1-2 [3, № III] был вложен Максимом Яковлевичем Строгановым (№ 9) в монастырь «Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Одегитрия и пределов ея святых апостол Петра и Павла и святых страстотерпцев Бориса и Глеба и святаго праведнаго Прокопия. И святыя великомученицы премудрыя Екатерины и Святая мученицы Параскевей, называемой Пятница» на посаде в Сольвычегодске уже в 1596 г.

Вклады Строгановых настолько многочисленны, что отразили все события истории этого рода. В предыдущей статье это было подробно показано. Но после её написания была найдена запись, которая ещё раз прекрасно иллюстрирует данный тезис. В феврале 1610 г. братья Строгановы получили право именоваться «с вичем» (полным отчеством). И уже в записи от июля этого года Никита Строганов именует себя «Григорьевичем» (Приложение, № 1).

Н.А. Мудрова показала, что Строгановы имели настоящие склады книг, из которых периодически совершались пожертвования. Косвенно об этом свидетельствует наличие нескольких экземпляров одного издания (в том числе и редких) в составленном нами списке [18]:

- Евангелие. – М.: печ. А.М. Радишевский, 29.VI.[1606] –два экземпляра [3, №№ VII, VIII];

- Минея служебная, сентябрь. - М: Печ. двор, 31.12.1607 –три экземпляра: два в предыдущей статье [3, №№ IX, X] и один в Приложении (Приложение, № 4);

- Минея служебная, июнь. - М: Печ. двор, 05.1646 –два экземпляра [3, №№ XXIX, XXX].

Кроме того, интересна формулировка о вкладе книг по душе Никиты Григорьевича Строганова (№ 10) его двоюродными братьями. Так 6 августа 1619 г. Максим Яковлевич и Андрей и Петр Семеновичи (№№ 11, 12) «по брате своем по Никите Григорьевиче Строганове его же Никитинских книг и за то Никиту поминати…» [3, № VII], 1619(?) г. с братьями на помин Н.Г. Строганова Минея служебная, октябрь, Москва, 1609 [3, № XI]. Примечательны слова «его же Никитинских книг». Это прямое доказательство наличия подобного склада, из которого совершались пожертвования. Причем после его смерти часть книг была продана [18], а часть (видимо, еще перед реализацией имущества) оказалась в руках его двоюродных братьев. Видимо, из этой части и совершались вклады «по его душу».

Церкви и монастыри, в которые Строгановы делали вклады –отдельная тема. Упомянутая в записи Аники церковь –известный храм, основанный Строгановыми, чью библиотеку и ризницу они постоянно пополняли [21]. Уже отмечалось, что в 1596 г. М.Я. Строганов вложил книгу в монастырь в Сольвычегодске. Следует отметить, что адресатами вкладов выступали не только церкви и монастыри Урала. Так Дмитрий Андреевич Строганов с семьей совершил вложил Служебник (М.: Печ. двор, 15.05.1658) [3, № XXXIV] в одну из ярославских церквей, откуда она попала в библиотеку Ярославского архиерейского дома. Судя по тому, что он не именуется званием «именитый человек», вклад был сделан до 1650-х гг.

Дети и племянники Аники в записях не выявлены. А представители следующего выступили активными вкладчиками в разные церкви и монастыри.

Жена внучатого племянника Аники, Даниила Григорьева (№ 8), в 1618 г. вложила книгу Евангелие, выпущенное, как считается во многих исследованиях, в 1619 г. [3, № XIV]. Род Григория быстро пресекся.

О внуке Аники, Максиме Яковлевиче (далее будет речь идти о Строгановых по "лествичному" старшинству), уже речь шла выше (о вкладе 1596 г. и вкладах на помин Н.Г. Строганова 1619 г.). В 1612 г. он вместе женой Марией и детьми Иваном и Максимом вложил «Минею служебную, ноябрь» [3, № XIII] в Сольвычегодский Введенский монастырь.

Теперь несколько слов о вкладах самого Никиты Григорьевича. В годы Смуты (в 1608 - ?) он вложил «Минею служебную, сентябрь» (М.: Печ. двор, 31.12.1607) [3, № IX] в домовую церковь «общаго монастыря Корежскаго; великаго чюдотворца Николы и прочих домов на обители Сольвычегодскаго уезда над Вычегдою рекою» на помин родителей. В 1610 г. он совершил вклад в «церковная честныя общия обители Всемилостиваго Спаса Боголепнаго Преображения и Пречистые Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Благовещения и святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Пыскор что над Камою рекою». В этой записи,к ак уже отмечалось, он впервые именует себя полным отчеством (Приложение, № 1). В 1611 г. совершил вклад в церковь в г. Устюге [3, № VIII]. В 1612 г. он вложил «Устав (око церковное)» [3, № XII] «в свою отчину» «домовои церковнои Всемирнаго Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня и пречистые Богородицы чеснаго и славнаго ея похвалы и пределов ея в городе на Устье на Орле ниже Великои Перми, что над Камою рекою на усть Яивы реки». Последний выявленный вклад –первый из целой череды пожалований семьи Строгановых в «Похвальскую» церковь Орла-городка. Дело обеспечения храма книгами продолжит внучатый племянник Н.Г. Строганова –Григорий Дмитриевич.

В 1605 г. Андрей Семенович Строганов вместе с братом Петром вложил книгу Апостол (М.: Печ. двор, 04.07.1597) [3, № II] в «дом Успения пресвятой Богородицы на место на Моркваши». Как уже отмечалось, в 1619 г. принял участие во вкладах книг на помин души Н.Г. Строганова, организованных родственниками; кроме того, его имя фигурируют во вкладах его «людей» (о чем будет сказано ниже).

14 февраля 1631 г. П.С. Строганов вместе с сыном Федором (№ 14) вложил «Минею служебную, август» (М.: Печ. двор, 08.06.1630) «вдом Пречистои Богородице Благовещению соборному каменному храму и с пределом ея пречистои Богородице собору и трем святителем вселенским Василию Великому, Григорию Богослову и Иванну Златаусту и трем святителем московским Петру и Алексею и Ионе и великому святителю Николе Чюдотворцу и преподобному Симиону Столпнику и святым чюдотворцам безсребряником Козме и Дамияну у Соли Вычегодскои на посаде в остроге» [3, № XIX]. Известно, что он был владельцем Минеи Общей (М.: Печ. двор, 14.10.1625) (3, № XVIII), которую затем передал своей дочери Анне (№ 1ж). На этом заканчиваются выявленные вклады 4-го (по нашей родословной схеме) поколения Строгановых.

Следующее поколение представлено детьми Максима, Андрея и Петра Строгановых: Никита Григорьевич наследников не оставил. По этой причине в марте 1620 г. царь Михаил Фёдорович его вотчину (Орёл-городок, Очерский острожек и Новое Усолье с окрестными селами и деревнями) отдал во владение его двоюродным братьям Максиму Яковлевичу, Андрею (деду Григория Дмитриевича) и Петру Семёновичам Строгановым. Огромное книжной собрание оказалось также поделено между братьями, но большей частью было реализовано [18].

Вкладов Ивана Максимовича (№ 13) выявлено несколько. В 1633 г. он вместе с женой Ефимьей Савичной (Савельевной), сыновьями Михаилом и Даниилом Ивановичами, дочерьми Федорой и Марфой (№№ 16, 17, 2ж, 3ж) вложили Апостол (М.: Печ. двор, 18.03.1606) [3, № VI] в «дом пречистой Богородицы честнаго и славнаго пророка и предтечи Крестителя Господня Иванна и святыя великомученицы Парасковии нарицаемыя Пятницы». В 1640 г. тот же вкладчик, уже со второй женой (Ефимья умерла в 1634 г.) Анной Стефановной и сыном Даниилом вложил «Минею служебную, сентябрь» (М.: Печ. двор, 12.1607) [3, № X] в «дом верховным апостолам Петру и Павлу» «на Слудоке» с целью поминания отца и матери, Марфьи Михайловны «во иноцех Марфу», а также самого вкладчика, его жены Ефимьи Савичны, его брата Максима Михайловича (№ 14), сына Михаила и дочери Марфы. Аналогичную запись встречаем и на «Минее служебной, июль» (М.: Печ. двор, 08.02.1629), приведенную в Приложении (Приложение, № 2)

Дмитрий Андреевич Строганов в 1653 г. купил книгу «Минея служебная, декабрь» (М.: Печ. двор, 07.07.1645) [3, № XXV]. Причём продал её –архимандрит Преображенской обители Евфимий. Примечательно, что продажа совершена после начала Никоновских реформ, когда уже вовсю шла правка книг.

В 1683 г. Жена Федора Петровича Строганова, Анна Никитична, вложила книгу «Пролог. Сентябрь –ноябрь» (М.: Печ. двор, 16.12.1642) [3, № XXIV] в церковь Федора Сикеота «для своего здравия и по родителей своих для вечнаго поминания».

Интересно, что в 1645 г. в роли вкладчика выступила и сестра Федора Петровича, Анна, вышедшая замуж за князя А.Ю. Звенигородского. Она вложила книгу Минею общую (М.: Печ. двор, 14.10.1625) [3, № XVIII], ранее принадлежавшую её отцу.

Следующее поколение самостоятельных вкладчиков представлено лишь двумя членами рода Строгановых.

Даниил Иванович Строганов (№ 17) в 1652 г. вложил в дом Рождества Христова и Николая чудотворца с пределами «Минею служебную, июнь» (М.: Печ. двор, 05.1646) [3, № XXX] во здравие свое и «по родителей своих в вечное поминание». В 1661 г. он вложил «Минею служебную, сентябрь» (М.: И.А. Невежин. 31.12.1607) «в вотчину свою на Яйву к церкви к Троице Живоначальной и к Николе чюдотворцу в дом» (Приложение, № 4). Обращает на себя внимание «залеженность» книги (54 года) и то, что книга дониконовской печати была вложена уже после церковной реформы.

В 1680-е гг. Григорий Дмитриевич Строганов (Схема. № 19) объединил владения потомков Аники –прочие ветви пресеклись. Известно, по крайней мере, 24 вклада, совершенных им в церкви Орла-городка. Из них пять (Минеи издания 1640-х гг. [3, № Пермь, 2003. №№ XXVI, XXVII, XXVIII, XXIX, XXXI] в 1674 г. были совершены вместе с матерью, Анной Ивановной. Все записи Г.Д. Строганова довольно однотипны: «Лета 7182го (1674) году февраля в 9 день сия книга глаголемая Миния (!) месяц октябрь всемирного Воздвижения честнаго и животворящаго креста господня и пречистые Богородицы честныя и славныя ея Похвалы и з пределы на Каме реке в вотчине своеи на устье Орле городке положение Анны Ивановны и Григорья Дмитриевича Строганова для телеснаго здравия и заупокоинаго поминания» (Минея служебная, октябрь. М.: Печ. двор, 25.07.1645 [3, № XXVI]). Как мы видим, книги были вложены в церковь Похвалы, куда ранее, как было показано, вкладывал книги Н.Г. Строганов. В 1692 г. по его указу эти пять книг были перенесены в церковь Успения Пресвятой Богородицы в том же в Орле-городке. Записи об этом тоже однотипны: «7200го (1692) 4 день имянитои человек Григореи Дiмитриевич Строганов приложил сию книгу Минею месяц маи в вотчину свою на Орел Городок к соборнои церкви Похвалы пресвятые Богородицы с пределы. Подписал по приказу государя своиво имянитого человека Григория Димитриевича человек иво Сидорко Свиязевъ» (Минея служебная, май М.: Печ. двор, 05.1691 [3, № LVIII]).

Жена Г.Д. Строганова, Мария Яковлевна, после смерти мужа, в 1717 г. вложила книгу Димитрия Ростовского «Книга житий святых (март – май)» (Киев: тип. Печерской лавры, 01.1700) [3, № LXIV] «в Святораспятцки Анзерски скит в церьковь Распятия господня по муже своем Григорие и по сродцех своих в вечное поминовение».

Здесь примечательны две вещи. Во-первых, дети Г.Д. и М.Я. Строгановых –это уже представители дворянства: в 1722 г. дети Г.Д. Строганова, Александр, Николай и Сергей (№№ 20, 21, 22) в ознаменование заслуг отца были возведены в баронское достоинство. Во-вторых, вклад 1717 г. - последний по времени вклад, совершенный самими Строгановыми (судя по записям, выявленным нами); в последующих записях они лишь упоминаются. Впрочем, П.И. Савваитов приводит под 1745 г. пожалование братьев Строгановых Евангелия 1643 г. в церковь Благовещения в Сольвычегодске [21, с. 11]. Однако, судя по тому, что они вкладывают книгу 100-летней давности, это напоминает практику переноса книг, инициированную бароном Н.Г. Строгановым (о чем ещё будет сказано далее).

Прекращение вкладов со стороны Строгановых примечательно. Дело в том, что с начала XVIII в. перестают фиксироваться вклады членов царской семьи и… дворян. Так имеется одно (можно сказать случайное) пожалование великой княгини Екатерины Алексеевны Триоди цветной (М.: Печ. двор, 17.03.1640 [19, № 310]) в церковь Петра и Павла дворцового села Зикенино «что на Луге», Ямбургского уезда. Все предыдущие пожалования отстоят от него на десятилетия. То же и в отношении дворянских вкладов. Они практически прекращаются с начала XVIII в. Можно сказать, что дворяне, наиболее близкая к царской семье социальная группа, копирует её модель поведения.

Возвращаясь к Николаю Григорьевичу Строганову, скажем следующее. Сам он не вкладывал новых книг, но перераспределял уже имеющиеся. Так по его приказу 20 октября 1754 г. шесть книг [3, № XV, XVI, XXXVII, XXXVIII, XLVI, XLVIII] из церкви Похвалы, которая сооружалась стараниями Никиты Строганова, а потом Г.Д. Строганова (отца Николая) были перенесены в Спасский собор в Новом Усолье. И описанное П.И. Савваитовым упомянутое вложение Евангелия 1643 г. выглядит как перенос, а даты (1745 вместо 1754) оказались перепутаны. Как, видимо, и выход книги: в 1643 г. изданий Евангелия на Московском печатном дворе (а издания именно этой типографией закупались и вкладывались Строгановыми) не выходило.

Соответственно, дети, внуки и правнуки Г.Д. и М.Я. Строгановых будут лишь упоминаться в записях, оставленных их «людьми». Однако последние поколения семьи отразили новое явление: коллекционерство. Так экслибрис праправнука Г.Д. Строганова, Сергея Григорьевича (№ 27), создатель знаменитой «Строгановки», имеется на экземпляре Иоганна Якоби фон Вальхаузена «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (М.: Печ. двор, 26.8.1647 [3, № XXXII]). Сын С.Г. Строганова, Григорий Сергеевич (№ 28), известный меценат, передал три книги своего собрания выдающемуся ученому профессору Московского университета Ф.И. Буслаеву [3, № XX, XXIII, XXXVI]. Причём, судя по записям, эти книги не имели бытования в обширных Строгановских владениях. Т.е. речь может идти о сознательном коллекционировании.

Второй сюжет –это участие «людей» Строгановых в книжной культуре. Записи фиксируют по крайней мере 23 служителя и жителя имений Строгановых разного времени.

Первым «человеком» Строгановых, фигурирующим в записях, оказался Наум Игнатьев, «послуживец» Никиты Строганова. Так 1 декабря 1636 г. несколько Миней служебных (известны «на май» и «на декабрь») были вложены «в Колугу на Долу к Преображению Господа нашего Исуса Христа и Рождеству Богородицы и великого святителя Христова чюдотворца Николы и великих страстотерпцев Георгия и Дмитрия и святых чудотворцев Петра и княгини Февронии во иноческом чине у Давыда и Еуфросинии Муромских чудотворцев Никиты Григорьева Строганова послуживец Наум Игнатьев при протопопе Петре Федорове и священнике Иване Иевлеве…» [3, № XVII, XXI]. Видимо, Наум Игнатьев когда-то служил у Н.Г. Строганова и указание на это было самой главной характеристикой.

В 1631 г. «человек» А.С. Строганова, Родион Тихонов вложил книгу Апостол (М.: печ. А.Т. Невежа, 04.07.1597) [3, № V]. К сожалению, запись срезана и замазана, поэтому название церкви установить не удалось.

«Человек» Д.И. Строганова, Васка Алексеев, подписал вклад своего господина 1652 (3, № XXX). Вклады своего господина подписывал и Сидорко Свиязев: именно он оформлял все Г.Д. Строганова 1692 г., а также обозначал акты переноса книг из церкви Похвалы в церковь «Успения пресвятыя Богородицы»).

Вообще «люди» Г.Д. Строганова лидируют в плане покупки, владения и вкладов книг.

На рубеже XVII – XVIII в. житель с. Новое Усолье, принадлежавшего Г.Д. Строганову, Сидор Степанов сын Белоусов был владельцем Евангелия Учительного (М.: Печ. двор, 1681) [3, № XLVII]. В 1731 г. он продал его «вотчин… господ баронов Строгановых» крестьянину Григорию Никифорову сыну Королькову. Запись о покупке на книге сделал сын нового владельца, Николай Корольков. Тот же С.С. Белоусов, обозначенный просто как «Сидор Степанов», был владельцем и книги Димитрия Ростовского «Жития святых. Т. 1-4». Ч. 4 (М.: Печ. двор, 01.1705) [3, № LXV], которую затем (до 1722 г.) подарил «вотчин именитых людей Александра Григорьевича с братьями Строгановыми» «столнику» Семену Ивановичу Дурных.

С Г.Д. Строгановым связан и один факт дарения книги. На Евангелии (М.: Печ. двор, 15.3.1668) [3, № XLI] имеется интересная запись: «Сия книга Евангелие пожалована блаженные памяти именитым человеком Григорием Дмитриевичем Строгановым государем нашему человеку своему Прокопию Матвееву сыну Торопову, а он благословил сыну своему Ивану Прокопьевичу сыну Торопову и ево детям в 1719 году». Мы видим, что Г.Д. Строганов подарил книгу своему «человеку», и тот передал её своему сыну, явно надеясь, что книга будет семейной реликвией. Насколько оправдались его ожидания, сказать трудно. Но семья Тороповых периодически появляется в записях на экземплярах пермского собрания. В упомянутой базе данных, положенной в основу предлагаемой статьи, учтено по крайней мере два представителя этой фамилии.

Несколько слов о вкладах «людей» дворян (баронов и затем графов). В XVIII – XIX вв. Они становятся своего рода «компенсацией» за отсутствие вкладов со стороны самих владельцев.

13 сентября 1718 г. Иван Владимиров сын Дьяконов подписал книгу своего отца, «именитых людей господ Строгановых орловскаго их крестьянина» (т.е. житель Орла-городка), Владимира Иванова сына Дьяконова: Петр Могила «Православное исповедание веры соборныя и апостольския церкви восточныя» (М.: Печ. двор, 03.1696) [3, № LXIII]. Запись сделана ещё до того, как сыновья Г.Д. Строганова Александр, Николай и Сергей Григорьевичи Строгановы, получили баронский титул. Через 10 лет, 25 августа 1728 г., тот же владелец, на книге «Патерик или Отечник печерский» (Киев: тип. Лавры, 1678) [3, № XLIII] свой статус укажет как «вотчины господ баронов (выделение авт. –В.Б.) Александра Григорьевича с братьями Строгановых Орла городка крестьянин». Возможно, в 1705 г. либо отец, либо сын Дьяконовы купил книгу «Поучений» Ефрема Сирина и аввы Дорофея (М.: Печ. двор, 12.1701) [8, № 2] для церкви «Успения пресвятыя Богородицы и николая Чюдотворца».

В 1731 г. поп церкви спаса с. Новое Усолье «госопод баронов Строгановых Александра Григорьевича с братьями» Петр сын Егоров Горбунов благосоловил (?) книгой «Скрижаль» (М.: Печ. двор, 10.1655) [3, № XXXIII] своего младшего сына Степана. Через два года Степан продал книгу жителю того же села Никите Малому, а тот –попу Георгию. Возможно, последним был Георгий Дьяконов Наумовых, который в 1734 г. был попом церкви Спаса с. Новое Усолье, принадлежавшего братьям Строгановым, и оставил запись о принадлежности книги Пролог, ч. 1-2 (М.: Печ. двор, 1718) [3, № LXVI] этой церкви.

22 июля 1742 г. Симеон Шестаковский, диакон «вотчин высокоблагородных господ баронов Строгановых Орла городка Николаевской церкви» оставил на книге Симеона Полоцкого «Вечерня душевная» (М.: Тип. Верхняя, 01.1683) [3, № XLIX] запись о её принадлежности данному храму.

В 1749 г. «человек» Строгановых Григорий Никитин сын Пономарев купил в Москве книгу И. Галятовского «Мессиа Правдивый» (Киев, 1669) [3, № XLII], а через год –книгу Евангелие с толкованием Феофилакта Болгарского (М. Синод. тип., 11.1748) [3, № LXX].

В 1752 г. «чусовских и камских вотчин канцелярист» барона А.Г. Строганова Михаил Иванов сын Лихачев приобрел книгу Симеона Полоцкого «Жезл Правления» (М.: Печ. двор, 1667) [3, № XL].

Во второй половине XVIII в. Василий Иванов сын Лаврюков, работник Добрянского медеплавильного и железоделательного завода, принадлежавшего А.С. Строганову (№ 23), купил книгу Димитрия Ростовского «Розыск о брынской вере» (М.: Синодальная тип., 09.1745) [3, № LXIX].

В конце века (до 1784 г.) пономарь церкви Троицы Филипп оставил неразборчивую запись (о принадлежности книги церкви -?) на книге «Духовный регламент» (М. Синод, 1761 [3, № LXXIII].

В это же время, видимо, в 1790 г. какой-то приказчик (запись частично утрачена) генерал-поручика барона А.Н. Строганова тоже оставил свою владельческую (?) запись на части 1-й книги Димитрия Ростовского «Жития святых» Т. 1-4 (М. Синод, 1782) [3, № LXXV]. Возможно, это был Яков Иванов сын Дьячков, оставивший свои владельческие записи в 1790 г. на других частях того же издания [3, № LXXVI].

На рубеже XVIII – XIX вв. «при вотчине ево запасов ево дворовый служитель» (А.С. Строганова) Алексей Васильевич сын Власов вложил книгу Канонник (втор. пол. 1780-х гг.) [3, № LXXVIII] в неизвестную церковь (запись срезана и установить название не удается).

В это же время, видимо, последовательно (записи стерты и не удается восстановить очередность) владели книгой И. Кроковского «Акафист Св. Варваре» (Киев, 1790) [3, № LXXIX] некто Григорий Воронишов и промысловый мастер Алексей Митриев Панов.

21 июля 1821 г. ремесленник «господина барона Строганова» – имеется в виду Григорий Александрович Строганов (№ 25), единственный в это время носивший данный титул – Михаил Герасимов Костарев вложил книгу «Жезл Правления» (М.: Печ. двор, 10.07.1667) [3, № XXXIX] в «Новоусольскую Николаевскую церковь».

В том же году, 21 сентября, работник завода графини С.В. Строгановой, Алексей Невзоров, вложил во Владимирскую Богородицкую церковь села Нового Усолья вторую часть «Книги Житий святых. [Т. 1–4]. Изд. 7-е» (М., Синодальная тип., 12.1796) [3, № LXXX] Димитрия Ростовского.

В 1847 г. священник Петр Васильев Коровин «поступивший Оханскака уезда графа Строганова из села Григорьевскаго Григория Богослова церкви» сделал запись на книге Служебник (М. Синод. тип., 1751) [3, № LXXII] о принадлежности её церкви Спаса с. Кольчуга Чердынского уезда.

Наконец, третий сюжет: книги, вложенные Строгановыми и их «людьми» в церкви и монастыри, как своеобразное социокультурное явление.

Выявленные экземпляры показывают устойчивый интерес Строгановых к раннепечатной литературе. Недаром, даже дофёдоровское издание оказалось объектом их вклада [3, № I]. Кроме того, среди выявленных книг еще четыре экземпляра XVI в. [3, № II, III, IV, V], а также девять изданий Смутного времени [3, № VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII, XIII], (Приложение № 4). Таким образом, Строгановых можно назвать своего рода пропагандистами такого примера технического новшества как книгопечатание.

Примечательно, что если ветвь Строгановых, которую представляет Даниил Григорьев, сама по себе не очень интересна, то вклад, совершенный его женой [3, № XIV], заслуживает отдельного рассмотрения. Дело в том, что в историографии закрепилась датировка вложенного ею Евангелия как 1619 г. Но вклад датируется 1618 г.! Таким образом, если предлагаемую уральскими археографами датировку издания книги как 1613 г. запись не подтверждает, то однозначно опровергает 1619 г.

Большинство представленных книг –вклады в различные церкви и монастыри. Как сложилась их судьба в дальнейшем? И здесь мы тоже наблюдаем картину, подмеченную ранее: большинство книг дониконовских изданий было изъято из церковных хранилищ и оказались в частных руках [2]. Например, экземпляры 1-го круга Миней, вложенные Г.Д. Строгановым с матерью Анной Ивановной уже в XVIII в. оказались в семье купцов Серебренниковых. Видимо, Даниил Серебренников целенаправленно собирал указанный круг, затем библиотека перешла к его сыну Василию. Причем именно духовенство способствовало данному процессу. Вспомним: ведь именно архимандрит Пыскорского монастыря продал дониконовское издание Д.А. Строганову в 1653 г. (Приложение, № 3).

Примечательна функция книги Устав церковный (Типикон) (М.: Синодальная тип., 03.1749) [3, № LXXI]. Она служила своего рода местом памятных записей. Так в ней указана дата смерти графа А.С. Строганова (№ 24), его двоюродной сестры княгини А.А. Голицыной (№ 5ж), а также дата тезоименитства графии С.В. Строгановой, вдовы графа П.А. Строганова (№ 26).

Мы видим, что Строгановым удалось создать уникальную социокультурную среду. Они, став инициаторами освоения новых российских пространств, были первыми храмосоздателями и на протяжении столетий –основными вкладчиками храмов. В значительной степени они задавали пример своим поведением. Недаром, служители именно самых активных вкладчиков (Никиты и Григория Строгановых) сами оказались наиболее активными вкладчиками, а также читателями книг. В XVIII в. они отошли от практики вкладов, однако эстафета оказалась подхвачена их «людьми». При этом судьбы книг, бывших вкладами, как самих Строгановых, так и их «людей» могут вполне рассматриваться в качестве историко-культурного «среза».

Приложение: Записи на книгах старопечатной кириллицы с упоминанием Строгановых

  • «...118 го [? 1610] году июля в 14 день сия книга домовая церковная честныя общия обители Всемилостиваго Спаса Боголепнаго Преображения и Пречистые Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Благовещения и святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Пыскор что над Камою рекою. Положение Никиты Григорьевича Строганова по своих родителех для поминанья заупокойного по вся дни и по себе»

Минея служебная, октябрь. - М., печ. И. Невежин, 23.09.1609 (ЛАИ УрФУ. № 87п/3204).

  • «...[1640 г.?] … Данило Иванович Строганов [...Иван ] (л. утрачен, по смыслу) Максимовичь Строганов и жена его Анна Стефановна и сын их ... (л. утрачены) в вотчину свою на Чюсовую на Усолку в дом ко Рождеству Христову и к Николе Чюдотворцу, и Клименту папе Римскому, и кь Якову Алфеову, и к Максиму исповеднику, и к Прокопию Чюдотворцу, и Еуфимие Всехвалной для телеснаго рали здравия и душевнаго ради спасения и небеснаго на небесех приимания и родителей наших за упокой поминати Максима Яковлевича и Марью Михайловну во иноцех Марфу и Максима Максимовича Строганова и Еуфимию Савишну, и Михаила Ивановича, и Марфу Ивановну, и протчих наших родителей вкупе поминати, а за нас Бога молити. А подписал сию книгу Данило Ивановичь Строганов свою (sic) рукою многогрешною».

Минея служебная, июль. - М.: Печ. двор, 08.02.1629 (ЛАИ УрФУ. № 62п/2894.)

  • «162 го месяца ноября (1653) в 27 день сию книгу месяц август [продал] тоя же Преображенския обители (далее почерк меняется) архимарит Евфимии имянитому человеку Димитрию Андреевичу Строганову а денги взяты в монастырьскую казну. Книгу подписал я архимарит своею рукою».

Минея служебная, август. - М. : Печатный двор, 25.07.1646 (НБ МГУ. № 2Fa314)

  • «Лета 7169-го году генваря в 30 день (1661 г.) сию книгу Минею месяц сентябрь положил Данило Иванов сын Максимовича Строганов в вотчину свою на Яйву к церкви к Троице Живоначальной и к Николе чюдотворцу в дом, печать Московская, по своих родителех в память вечную».

Минея служебная, сентябрь. – М.: И.А. Невежин. 31.12.1607 (частное собрание; автор благодарит Ю.С. Белянкина за предоставленные сведения)

References
1. Asafov K.M., Protas'eva T.N, Tikhomirov M.N. Zapisi na knigakh staroi pechati XVI-XVII vv. // AE za 1961. M., 1962. S. 276-344
2. Bogdanov V.P. Donikonovskie kirillicheskie izdaniya: iz tserkovnykh bibliotek – v sobraniya staroobryadtsev // Otechestvennye arkhivy. 2017. № 4, s. 35-41.
3. Bogdanov V.P. Rod kuptsov, imenitykh lyudei, baronov, grafov Stroganovykh v zapisyakh staropechatnoi kirillitsy XVI – XIX vv. // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya. 2017 (v pechati).
4. Bulanin D.M. Katalog knig kirillovskoi pechati XVI – XVII vekov muzeya istorii religii i ateizma v Leningrade // Nauchno-ateisticheskie issledovaniya v muzeyakh. Sbornik nauchnykh trudov. L., 1986. S. 17 – 46; 1987. S. 90 – 107; 1988. S. 36 – 70.
5. Emel'yanova E.A. Zapisi chlenov sem'i Stroganovykh na knigakh kirillicheskoi pechati v sobranii rossiiskoi gosudarstvennoi biblioteki // Yazyk, kniga i traditsionnaya kul'tura pozdnego russkogo srednevekov'ya v zhizni svoego vremeni, v nauke, muzeinoi i bibliotechnoi rabote XXI v.: Trudy II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Moskva, 30 – 31 oktyabrya 2009 g.). –M., 2011. s. 220 – 229.
6. Ivanova Zh.N. Zapisi na staropechatnykh knigakh Sinodal'nogo sobraniya GIM // Russkaya knizhnost': Voprosy istochnikovedeniya i paleografii / otv. red. T.V. Dianova.-M., 1998.-(Trudy GIM; Vyp.95).-S. 151-195.
7. Imenitye lyudi, barony i grafy Stroganovy / Avt.-sost. A. N. Onuchin.-2-e izd., ispr. i dop.-Perm': Izd-vo Assots. genealogov-lyubitelei, 1996.-94,[1] s.
8. Kirillicheskie izdaniya XVIII vv. v khranilishchakh Permskoi oblasti: katalog. – Perm': Pushka, 2008.-800 s.
9. Kirillicheskie izdaniya XVI-XVII vv. v khranilishchakh Permskogo kraya. Dopolneniya k Katalogu 2003 g. // Kirillicheskie rukopisi XV-XVII vv. v khranilishchakh Permskogo kraya: katalog. –Perm': Izd-vo «Pushka», 2014. S. 369 – 447.
10. Kirillicheskie izdaniya XVI-XVII vv. v khranilishchakh Permskoi oblasti: katalog. – Perm': Permskoe knizhnoe izd-vo, 2003. – 487 s.
11. Kirillicheskie izdaniya Rostovo-Yaroslavskoi zemli (1653-1700 gg.): Katalog. – Yaroslavl'; Rostov; Rybinsk: Izdatel'stvo OAO "Rybinskii Dom pechati", 2009.--832 s.
12. Korpus zapisei na staropechatnykh knigakh / Sost. L.I. Kiseleva Vyp. 1. SPb., 1992. — 217 s.
13. Kuptsov I. V. Rod Stroganovykh. — Chelyabinsk: Izd-vo «Kamennyi poyas», 2005. — 224 s., il.
14. Moskovskie kirillovskie izdaniya XVI-XVII vv. v sobraniyakh RGADA: Katalog. T. 1. – M.: Arkheograficheskii tsentr, 1996. 240 s.
15. Moskovskie kirillovskie izdaniya XVI-XVII vv. v sobraniyakh RGADA: Katalog. T. 2.-M.: Indrik, 2002.-375 s.
16. Moskovskie kirillovskie izdaniya XVI-XVII vv. v sobraniyakh RGADA: Katalog. T. 3. –M.: Indrik, 2003.-272 s.
17. Mudrova N.A. Biblioteka Stroganovykh (vtoraya polovina XVI – nachalo XVIII v.). –Ekaterinburg: UrO RAN, 2015.-540 s.
18. Opis' biblioteki N.G. Stroganova 1620 g.: preprint /sost. N.A. Mudrova, B.N. Mironov.-Ekaterinburg: UrO AN SSSR, 1991.
19. Pozdeeva I.V., Erofeeva V.I., Shitova G.M. Kirillicheskie izdaniya. XVI vek-1641 g. Nakhodki arkheograficheskikh ekspeditsii 1971-1993 godov, postupivshie v Nauchnuyu biblioteku Moskovskogo universiteta.-M.: Izd-vo MGU, 2000.-416 s.
20. Pozdeeva I.V., Kashkarova I.D., Lerenman M.M. Katalog knig kirillicheskoi pechati XV–XVII vv. Nauchnoi biblioteki Moskovskogo universiteta.-M.: Izd-vo MGU, 1980.-359 s.
21. Savvaitov P. Stroganovskie vklady v Sol'vychegodskii Blagoveshchenskii sobor. — SPb.: tip. i khromolitogr. A. Transhelya, 1886. – 124 s