Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Markhanova T.F.
Leading Scientific Associate, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
// Genesis: Historical research.
2018. № 5.
P. 109-124.
DOI: 10.25136/2409-868X.2018.5.23953 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=23953
Leading Scientific Associate, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
DOI: 10.25136/2409-868X.2018.5.23953Received: 21-08-2017Published: 19-05-2018Abstract: The subject of this research is the history of Buddhist temples of East Asia over the period of the V and VII centuries. The article review the layouts of Buddhist temples of China, which were similar to the monasteries of Korea and Japan. The author argues that Buddhist monasteries of Korea were built on the basis of Buddhist monasteries of Imperial China due to the cultural exchange between countries. The Chinese culture, in turn, has disseminated over the Japanese Archipelago. Some archeological materials allow concluding on the presence of the close religious contacts between the representatives of Korean Peninsula and Japanese Islands, among which was Harima Fudoki" (Jap. 風土記, "Description of the customs of lands") that depicts life, activities, and beliefs of the Korean migrants in Japan and their great impact upon the culture of local residents. The author used the principles of objectivity, historicism, determinism, systematic approach, method of quantitative data processing and comparative-historical method. The scientific novelty is define by the fact that the subject of comprehensive research for the first time in historical science become the Buddhist monasteries of China, Korea, and Japan since the V-VII centuries until the present time. A conclusion is made that the Chinese monasteries have become a prototype of the monasteries of Korea and Japan. Thus, the layout of Chinese monasteries "Central Pagoda and with Buddha Hall behind it" were the main type of layout in the Buddhist monasteries of the late V century, continuing until the beginning of the VII century. Such design of monasteries of the northern and southern dynasties with its Chinese peculiarities had a strong influence on the construction of early Buddhist monasteries of the neighboring countries, particularly Korea and Japan. Keywords: Buddhism, monasteries, Imperial China, Korea, Japan, sutras, northern dynasties of China, southern dynasties of China, Sui dynasty, Tang dynastyНесколько десятилетий назад материальных свидетельств о существовании монастырей в Китае в период средневекового буддизма было очень мало, в то время как на Корейском полуострове и на Японском архипелаге сохранилось большое количество раннесредневековых буддийских монастырей. Археологические исследования китайских средневековых монастырей начались сравнительно недавно. За последние несколько десятилетий китайские археологи раскопали останки буддийских монастырей, построенных на рубеже V-VII вв. Эти данные предоставляют нам важные материальные доказательства для исследования планировок монастырей в Китае и их влияние на Корею и Японию. Некоторые китайские исследования указывают на вероятную связь с монастырями Кореи и Японии [4, 13]. В эпоху раннего Средневековья на Корейском полуострове и Японском архипелаге проходил этап социальных реформ и переходов, и все чаще правящая элита использовала более зрелые законы и институты Китая. Буддизм, как часть китайской цивилизации и системы религиозных убеждений, впервые был представлен в Корее в IV веке, а затем в Японии в V веке, и все больше ценился членами королевской семьи обоих государств. После этого многочисленные буддийские монастыри, спонсируемые королевской семьей и сановниками, были построены в соответствие с китайским стилем. Многие из этих монастырей сохранились до сих пор: они предлагают исключительный материал для исследования этимологии и распространения китайских монастырей. С 1960-х годов, и особенно в последние годы, несколько древних монастырских построек были обнаружены и частично раскопаны китайскими археологами. Несмотря на то что большинство из них не были полностью раскопаны, но все же, были обнаружены основные здания, такие как Пагода, Зал Будды и Соединения, что дало возможность сравнить исторические источники с археологическим материалом. В настоящее время ученые не только в состоянии провести исследование эволюции монастырей между V и VII веками, но и рассмотреть ранние буддийские контакты между Китаем, Кореей и Японией путем сравнения архитектурного макета средневековых монастырей. Буддийский монастырь — один из важнейших элементов древнекитайской архитектуры, неоднократно являлся объектом исследований историков искусства и архитектуры. До 1980-х годов по причине отсутствия серьезных исследований по китайским ранним монастырям, уделялось больше внимания некоторым конкретным зданиям, преимущественно пагодам. Эти исследования в основном касались монастырей Японии и Кореи. Еще в 1942 году, исследуя буддизм архитектуры Японии, Сопер осознал огромную разницу в архитектурной форме между индийским камнем stūpa и китайской многоэтажной древесной пагодой [22, 89-93]. С межкультурной точки зрения, Секкель проанализировал эволюцию от stūpa до пагоды как «перевод» иностранной концепции на китайский архитектурный язык [21, 249-259]. Леддерос подчеркнул сильное влияние светской архитектуры, в частности Дворцового города, на монастырскую планировку [18, 238-248]. В середине 20-го века Лян Сычэн 梁思成, основатель современного исследования древней китайской архитектуры, затронул архитектурную планировку буддийских монастырей в своих работах [7, 80-92]. Лью Дуньчжэнь 劉敦楨 продолжил этот же подход, он посвятил целую главу изучению монастырей, пагод и пещерных храмов. Его дискуссия о ранних монастырях была сосредоточена на пещерных храмах и отдельных пагод, тогда как описания, охватывающие структуру и планировку монастырей, были ограничены сохранившимися монастырями главным образом после X века [8, 87-101, 128-155, 202-214]. В этих работах уделялось больше внимания к конкретному анализу строительных конструкций и компонентов, а не к обсуждению религиозных последствий на буддийскую архитектуру. Тем не менее, актуальность их исследований остается в том, что они создали модель для исследований архитектурной планировки ранних буддийских монастырей. В 1970-х годах Фу Синянь 傅 熹 年, ученик и помощник Лян Сычэна и Лью Дуньчжэна, написал серию статей о буддийских монастырях в Средневековом Китае. Фу Синянь тщательно проанализировал методы строительства, материалы, использованные при строительстве буддийских архитектурных сооружений в период Асука и Нары. Он рассмотрел, как японская древняя архитектура отразила китайскую периода Северной и Южной династий, а также династий Суй и Тан, в то же время, подчеркивая незаменимую эталонную ценность японской архитектуры, которая помогла восстановить информацию о китайских буддийских монастырях, погребенных более тысячи лет назад [4, 28-50]. Свои исследования по буддийским монастырям периода Суй-Тан посвятил Сяо Мо 蕭 默, который специализировался на изучении древней архитектуры [13, 35-81]. Ли Юйцюнь 李裕 群 опубликовал статьи, в которых обсуждается характерная планировка монастырей при династиях Суй и Тан, также исследовал влияние культурных элементов Южного Китая на Северный Китай периода поздних Северных династий [6, 287-311]. К концу 6-го века столица династий Суй и Тан — Чанань, снова стал национальным буддийским центром. На основе текстовых источников и новых материальных свидетельств, возникшие при раскопках монастыря Цинлонсы青龍寺 и монастыря Симинсы 西明寺, а также докладах об исследованиях других буддийских мест в Сиане, Гун Гоцян 龔國強 опубликовал свои исследования о буддийских монастырях династий Суй и Тан в Чанане [3]. Он изучил три вопроса: во-первых, расположение буддийских монастырей и их связь с сетчатым планом Чанана; во-вторых, различные планировки монастырей и их периодизация; в-третьих, источник монастырей в Чанане и их связь с Восточной Азией. Буддийские монастыри Китая, Кореи и Японии стали объектом исследования в работах Хэ Лицюня, в них тщательно анализируются несколько буддийских монастырей, которые были раскопаны за последние десятилетия. Хэ Лицюнь рассматривал эволюцию китайских монастырских планировок с V по VII века. Сосредоточив внимание на взаимосвязи между Пагодой, Залом Будды и соединениями, он подтвердил, что процесс развития монастырских планировок изменился с одного сложного акцента на пагоду с несколькими соединениями и залами [19]. В раннее средневековье, буддизм уже стал высокоразвитой религией и культурой на всем Азиатском континенте. Буддийский монастырь, как средство буддийской мысли и практики, несет глубокие и сложные последствия. Другими словами, в буддийском монастыре объединяются различные традиционные элементы китайской цивилизации, что требует междисциплинарного исследования, распространяющегося на археологию, историю, историю искусства, архитектуру, богословие и философию. Буддийские государственные монастыри, во многом копирующие планировку императорского дворца, представляют собой архитектурный стандарт, в то же время эволюция монастырских планировок также отражает происходящие изменения в области религиозного вероучения. Поэтому государственные монастыри являются основным объектом нашего исследования, особый угол, с помощью которого можно исследовать раннюю буддийскую мысль и архитектуру. По разным причинам ни один из ранних буддийских монастырей до 7-го века в Китае не сохранился в своем первоначальном виде. В прошлом, исследования древних монастырей проводились на основе многочисленных письменных записях, временами порождавших противоречия, порожденные различными интерпретациями этих же записей. Учитывая эти обстоятельства, анализ новых археологических и письменных данных, присутствующих в работе принесут незаменимую ценность для восстановления картины по буддийским монастырям V-VII веков. С проникновением буддизма на территорию Китая, которое произошло в I в. н.э., начали появляться и буддийские монастыри, основное место сосредоточения которых считались города Лоян и Пэнчэн – первые местности, где начала развиваться буддийская деятельность. В последующие несколько веков Китай медленно начинает застраиваться буддийскими монастырями вслед за буддизмом. При династии Западная Цзинь (265–316) число буддийских монастырей уже насчитывалось несколько сотен. Рассказы о буддийских монастырях в г. Лоян упоминаются в трактате «Бянь чжэнлунь» («Рассуждения/Шастра об установлении истинного»). В нем говорится о том, что в эпоху Юнцзя (307–313) Западной Цзинь в Лояне существовало сорок два монастыря: «右西晉二京,合寺一百八十所,譯經一十三人七十三部,僧尼三千七百餘人». «В двух столицах Западной Цзинь насчитывалось в общей сложности сто восемьдесят монастырей и семьдесят три сутры были переведены тринадцатью людьми, [насчитывалось] более трех тысяч и семь сотен монахов и монахинь» [23, с. 502]. Самый первый буддийский монастырь появился в период правления императора Мин-ди, так в трактате Моцзы «Лихолунь» (Трактат о разрешении сомнений) записано: «時於洛陽城西雍門外起佛寺,於其壁畫千乘萬騎繞塔三匝». «[После возвращения миссии из Кушана] был построен буддийский монастырь вне ворот Юн на западе Лояна, тысячи повозок и лошадей были нарисованы на стене, которая окружила пагоду тремя кругами» [28, с. 4-5]. Этот монастырь стал прототипом так называемого монастыря Баймасы 白馬 寺, описанного поздней буддийской литературой и легендами. Фактически, начало и ранняя история буддийской архитектуры в Китае остается неясной, но значительная информация, вытекающая из вышеприведенного текста, состоит в том, что пагода считалась особенно важной и являлась центральным строением всего монастыря. Китайский буддизм достигает своего расцвета в V-VI вв. Центральные правительства как Северной, так и Южной династий создают специальное ведомство по управлению религиозными делами, далее официальная система управления духовенством распространилась по всей стране [14, с. 18-29, 51-67]. Количество буддийских монастырей значительно увеличивается и распространяется по всей стране. В то же время архитектурные формы и проекты монастырей стандартизируются. В конце IV века правители Северной Вэй приняли буддийскую религию и по их указу были построены монастыри еще до воссоединения Северного Китая. Для того, чтобы верующие имели возможность заниматься буддийской деятельностью, Император Дао У-ди 道 武帝 (386–409) издал указ, по которому компетентные органы были обязаны устанавливать буддийские изображения и ремонтировать общежития учеников. В 398 г. н. э. в столице был создан буддийский монастырь с пятиэтажной пагодой (храм Сумеру 須彌 山 殿) вместе с лекционным залом и залом для медитации. Это был первый имперский спонсируемый буддийский монастырь, построенный династией Северная Вэй [24, с. 3030]. Начиная с Восточной Хань, Лоян был главным местом буддийской религии. Несмотря на временный упадок во время войн в третьем столетии, Лоян, под сильным имперским патронажем Северной Вэй, в конце V века снова становится политическим и религиозным центром Северного Китая. Согласно записям, буддийских монастырей только в столице и прилегающей территории насчитывалось более тысячи [26, с. 999], а во всей Северной Вэй общее количество буддийских монастырей насчитывалось десятки тысяч: «右元魏君臨一十七帝,一百七十年。國家大寺四十七所。……其王公貴室五 等諸侯寺八百三十九所,百姓造寺三萬餘所。總度僧尼二百萬人,譯經一十九人四十九部». «В общей сложности семнадцать императоров Северной Вэй правили сто семьдесят лет, было сорок семь великих государственных монастырей. [...] Принцы, герцоги, сановники и пять господствующих ванов построили восемьсот тридцать девять монастырей, простые люди построили более тридцати тысяч монастырей. В общей сложности два миллиона монахов и монахинь были пострижены, а девятнадцать человек перевели сорок девять сутр» [23, с. 507]. Эта запись не только содержит подробную информацию о развитии буддийских монастырей во времена Северной Вэй, но она также выдвигает термин «Государственный монастырь». По сравнению с концепцией других официальных и частных монастырей мы можем утверждать, что термин «Государственный монастырь» следует понимать, как относящийся к имперскому обязательству, полностью спонсируемый императорским двором. Поскольку Южные династии в большинство своем не подвергались войнам и различным подавлениям, как в Северных династиях, буддизм в Южном Китае всегда оставался относительно устойчивым и имел непрерывное развитие.
Цзянкан (建康, совр. Нанкин) как столица шести разных династий (У, Восточная Цзинь и Южная династия) всегда был буддийским центром юга Китая. Многочисленные исторические документы показывают, что более 700 буддийских монастырей были распределены по всей столице в период расцвета буддизма и многие из них были построены под эгидой императорской семьи [23, с. 503]; [33, с. 548, 694]. Множество буддийских монастырей было построено императорами южных династий. Название этих имперских монастырей и принадлежность к той или иной династии можно найти в соответствующих записях в трактате «Бянь чжэнлунь» («Трактате о правильном обсуждении» 辯 正 論), Записки Монастырей столицы Лян 梁 京 寺 記, Записки буддийских монастырей Южных Династий 南朝 佛寺 志, Записки Цзянкана 建康 實錄 и История южных династий 南史. Император У-ди династии Сун (420–422): монастырь Лингэнсы 靈 根 寺, монастырь Фавансы 法王 寺. Император Вэнь-ди династии Сун (424–453): монастырь Тяньжусы 天竺 寺, монастырь Бао’энсы 報恩寺, монастырь Каньюнсы 禪 雲 寺. Император Сяо У-ди династии Сун (454–464): монастырь Яовансы 藥王 寺, монастырь Синьаньсы 新安 寺. Император Мин-ди династии Сун (465–472): монастырь Сянгунсы 湘 宮 寺, монастырь Синхуансы 興 皇 寺, монастырь Хунпучжунсы 弘 普 中 寺. Император Гао-ди династии Ци (479–482): монастырь Цзяньюаньсы 建元 寺, монастырь Чжицисы 陟 屺 寺, монастырь Чжэнгуансы 正 觀 寺. Император У-ди династии Ци (483–493): монастырь Циансы 齊 安 寺, монастырь Чанлинсы 禪 靈 寺, монастырь Цзишаньсы 集善 寺, монастырь Чжаосяньсы 招賢 寺, монастырь Юсюаньсы 游 玄 寺. Император У-ди династии Лян (502–549): монастырь Гуанчжайсы 光 宅 寺, монастырь Тунтайсы 同 泰 寺, монастырь Сингоцаньсы 興國 禪寺, монастырь Да'айцзинсы 大 愛敬 寺, монастырь Баолинсы 寶林寺. Император Юань-ди династии Лян (552–554): монастырь Тяньцзюсы 天 居 寺, монастырь Тяньгунсы 天宮 寺. Император Хочжу династии Чэнь (557–560): монастырь Дахуансы 大 皇 寺. К сожалению, не только описание этих монастырей редко регистрировалось в исторических документах, но и китайские археологи не нашли никакой ценной информации о буддийской архитектуре в этот период. Тем не менее, найденные записи, относящиеся к конкретным архитектурным сооружениям некоторых монастырей, несут огромный вклад в исследование современных буддийских монастырей в Южном Китае. После объединения Китая династией Суй, столицей стал город Чанъань, первоначально названный Дасинчэн 大興 城, был перестроен в соответствии со строго симметричным принципом. Пользуясь восстановленным политическим и экономическим статусом, он снова стал религиозным центром Китая. Император династии Суй Вэнь-ди в начале своего правления приступил к возрождению буддизма, который был подвержен сильному преследованию между 574 и 577 годами н. э. Во-первых, он издал указ о восстановлении поврежденных монастырей по всей стране, затем в столице был основан монастырь Дасиншаньсы 大興 善 寺 (Величественный государственный монастырь). В то же время в каждом округе, который посетил император Вэнь-ди, по его приказу был построен монастырь Дасингосы大興國寺. В эпоху Жэньшоу (601–604) император Вэнь-ди приказывал распространять учение Будды по всей стране, а также создавать пагоды. В период династии Суй: 寺有三千九百八十五所,度僧尼二十三萬六千二百人,譯經二十六人八十二 部 «Было три тысячи девятьсот восемьдесят пять буддийских монастырей, двести тридцать шесть тысяч двести монахов и монахинь были пострижены, а двадцать шесть человек перевели восемьдесят две сутры» [23, с. 509]. Хотя буддизм при династии Тан тесно сосуществовал с даосизмом, он все еще сохранял положительную и прямую тенденцию. Государственная система управления духовенством династии Тан преуспела и улучшила систему северных династий, были приняты строгие предписания, ограничивающие частные постриги и строительство монастырей [11, с. 56-60]. Однако исторические данные свидетельствуют о том, что государственных и частных буддийских монастырей все еще насчитывалось чрезвычайно много. Например, У Цзэтянь 武則天 (624–705) выпустила указ о строительстве монастыря Даюньсы大雲寺в каждой провинции после ее коронации в качестве императрицы. Император Тан Чжунцзун 唐中宗 (656–710) построил монастыри Чжунсинсы 中興寺 по всей стране после его интронизации. В 26-м году в эпоху Кайюань (738 г.) император Тан Сюаньцзун 唐玄宗 (685–762) приказал учредить монастыри Лонсинсы 龍興寺 и монастыри Кайюансы 開元 寺 на территории всей страны. Из таблицы, составленной Тан Юнтуном, можно узнать о количестве буддийских монастырей и монахов на разных этапах династий Суй и Тан [11, с. 52].
В процветающей столице могущественной империи Чанъань насчитывалось более ста буддийских монастырей. Как упоминалось в «Записках города Чанъань» (長安志) и «Строение двух столиц династии Тан» (唐 兩 京城 坊 考), буддийские храмы были построены почти через всю городскую сетку и в каждой палате [3, с. 48-88]. Согласно системе управления династии Тан, буддийских монастырей по всей стране насчитывалось определенное количество, а также имелась строго вычерченная иерархия. В «Шести кодах Тан» говорится: «凡天下寺總五千三百五十八所(三千二百四十五所僧,二千一百一十三所尼)。 每寺上座一人,寺主一人,都維那一人,共綱統眾事». «Существует пять тысяч триста пятьдесят восемь буддийских монастырей под небом (три тысячи двести сорок пять для монахов, две тысячи сто тринадцать для монахинь). В каждом монастыре есть одно высшее место, один настоятель монастыря и один главный буддийский дьякон, которые управляют всеми видами дел вместе» [34, с. 125]. В пятый год эпохи Хуэйчан (845 г.) император династии Тан У-цзун武宗 начал третью крупномасштабную кампанию по подавлению буддизма. Он обнародовал серию указов где говорилось, что монахи по всей стране должны снять с себя обеты и вернуться в мирскую жизнь. Сохранилось лишь несколько монастырей и монахов в столице и в некоторых крупных городах. Следовательно, большое количество буддийских монастырей было разрушено, а монахи были возвращены к мирской жизни: «其天下所拆寺四千六百餘所,還俗僧尼二十六萬五百人,收充兩稅戶。拆 招提、蘭若四萬餘所,收膏腴上田數千萬頃,收奴婢為兩稅戶十五萬人». «Было снесено более четырех тысяч шестисот буддийских монастырей по всей стране. Двести шестьдесят тысяч пятьсот монахов и монахинь были возвращены мирянам, чтобы собирать налоги со своей семьи. Более сорока тысяч гостевых комнат было упразднено, несколько десятков тысяч гектаров плодородных земель были конфисковано, и сто пятьдесят тысяч рабов и рабынь были собраны в качестве налогоплательщиков» [35, с. 604-605]. Стоит пояснить, что гостевые комнаты предназначались для странствующих монахов, относились к уединенному месту, подходящему монахам для практики буддизма и их проживания. Их называли «Алажэ» 阿蘭若 и «Чжаоти» 招提. В большом количестве источников подробно рассказывается о мерах императора У-цзуна по упразднению буддизма. Хотя имеются некоторые расхождения в количестве монастырей, ликвидированных в этой кампании [7, с. 46], но развитие буддийских монастырей во времена династии Тан было достаточно подробно описано в вышеупомянутых записях. Следует также выделить и другие известные буддийские монастыри в Китае периода между 5 и 7 веками по данным китайских археологов. Почти все они были расположены в городах, которые являлись столицами последовательных династий в Северном Китае: Пинчэн 平城, Лоян 洛陽, Ечэн 鄴 城 и Чанъань 長安. На основе археологических поисков и раскопках, проведенных за последние полвека, следующие восемь монастырей особо изучаются учеными: 1) Монастырь Юньган 雲岡 佛寺, расположенный в Пинчэне, ранней столицы Северной Вэй. 2) Монастырь Сыюань 思遠 佛寺, расположенный в Пинчэне, построенный вдовой Фэн в 479 году нашей эры. 3) Монастырь Сиян 思 燕 浮圖, также построенный вдовой Фэн в конце 5-го века, он был расположен в родном городе Фэн, Лончэн. 4) Монастырь Юннинсы 永寧 寺 в Лояне, более поздняя столица Северной Вэй, построенный вдовой Ху в 516 году нашей эры. 5) Монастырь Чжаопэнчэн 趙 彭城 佛寺 расположен на юге Ечэн (г. Ечэн состоял из двух смежных частей. Северный Ечэн был столицей Цао Вэй (220–265), позднее Чжао (335–350), Жань Вэй (350–352) и Ранняя Янь (357–370), а также Южный Ечэн был столицей Восточной Вэй (534–550) и Северной династии Ци (550–577)), столица Восточной Вэй и Северной Ци. 6) Монастырь Линганьсы 靈感 寺 в Дасинчэне, столице Суй, построенный императором Вэнь-ди в 582 году или 583 году нашей эры. 7) Монастырь Цинлонсы, построенный рядом с вышеупомянутым монастырем Линганьсы в середине 7 века принцессой Синьчэн. Это был один из самых известных тантрических монастырей в Чанъане. 8) Монастырь Симинсы 西明 寺, также расположенный в Чанъане, построенный в 658 году нашей эры в соответствии с императорским указом Тан Гаочжун. Все эти буддийские монастыри имели имперскую поддержку и принадлежали к категории Государственных монастырей, записанных в древних текстах [23, с. 507-508]: они не только представляют собой классический тип монастырей, но также оказали глубокое влияние на соседние регионы. Вышеупомянутые государственные монастыри Северного Китая оказали сильное влияние на Корейский полуостров, а также на Японский архипелаг, где буддизм был чрезвычайно популярен. История взаимоотношений Кореи и Китая в целом носили мирный характер. Далеко не последнюю роль в этом сыграла характерная черта корейской внешней политики - принцип «садэ», что дословно означает «служение большему», т.е. готовность корейского правительства признать формальное главенство сильнейшего. Такие отношения определялись по формуле «старший брат-младший брат». В первую очередь, этот принцип использовался в отношении Китая, где признавалась его главенствующая роль на корейскую политику. Но это было номинальное подчинение, заключавшееся в символических актах. Например, китайским правителем утверждалась та или иная кандидатура на корейский престол, выдвинутая самими корейцами. Китай был одним из самых развитых в культурном и технологическом смысле государств, следовательно, сотрудничество с ним способствовало развитию самой Кореи. В пятом и шестом столетиях в Азии произошла череда важных событий, которые привели к проникновению буддизма на территории, которые ранее либо вовсе не сталкивались с буддийским учением, либо имели с ним эпизодические контакты (к первой категории относятся Корея и Япония, а к последней – приморские государства Юго-Восточной Азии). Упомянутый выше оживленный буддистский взаимообмен по сети торговых маршрутов между Южной Азией и Китаем пополнился потоком буддистских монахов и купцов из Центральной и Юго-Восточной Азии, а также грузов с культовыми принадлежностями для этих регионов. В седьмом столетии в эти маршрутные сети были также интегрированы Корея и Япония. Проникновение буддизма в Корею через Китай началось еще в IV веке н. э. В те времена, как известно, на полуострове существовали три самостоятельных государства: на севере - Когуре, на юго-западе - Пэкчэ и на юго-востоке - Силла. В 372 году Когуре посетил проповедник буддизма Шуй Тао (по-корейски Сундо), который привез с собой статуэтки Будды и некоторые канонические тексты. Сундо удостоился аудиенции у короля Сосурима (371–383), и монарх отнесся к проповеднику с интересом и доверием. Два года спустя по приказу Сосурима в Пхеньяне, тогдашней столице Когуре, были построены первые буддийские храмы. Еще через 12 лет индийский миссионер Марананда начал проповедовать Дхарму в Пэкчэ, а в Силла буддизм утвердился лишь после того, как в 528 году там мученически погиб буддийский монах Ли Чхан Дон. Повсеместно буддизм утверждался под «патронажем» королей и высшей придворной знати, что и предопределило успех этого процесса. После 670 года, когда три государства были объединены под эгидой Силла, махаянский буддизм стал государственной религией. В эпоху объединенного Силла начался так называемый «золотой век» корейского буддизма, который оказал заметное влияние на местные культуру и искусство, переживавшие в то время эпоху расцвета. Буддизм создавал местные кадры, а также направлял адептов на получение образования в Китай. Были созданы первые учебные заведения, заложены основы так называемого традиционного образования - изучения китайского языка и письменности, а также буддийского писания. Появилось много буддийских произведений на живом корейском языке. Некоторые из этих сочинений приписывают буддийским монахам Вон Хе (617–686) и Ви Сону (625–702), вследствие чего буддийская религия оказала глубокое влияние на развитие различных искусств: зодчества, ваяния, живописи, музыки. Согласно официальным японским хроникам, буддийское учение впервые было принесено в Японию в 552 году корейскими проповедниками из Пэкче, но современные исследователи склоняются к более ранней дате — 538 год. Принц Сётоку (574–622) составил комментарии к трём сутрам и принимал активное участие в распространении буддизма. При его содействии были построены первые буддийские храмы, в том числе знаменитый Хорю-дзи (法隆寺 Храм процветающей дхармы). Рассматривая монастыри Кореи и Японии, следует разобрать планировки монастырских сооружений Китая, которые стали аналогом для монастырей этих стран. В зависимости от расположения Пагоды, Зала Будды и Подворья, планировки государственных монастырей можно разделить на четыре основных типа: «Центральная пагода» (чжунсиньта ши 中心 塔式); «Центральная пагода и один зал позади» (цяньта ходянь ши 前 塔 後殿 式); «Центральная пагода и залы на разных осях» (тадянь фэньли ши 塔 殿 分立 式); «Многокомпонентные и многозальные» (доюань додянь ши 多 院 多 殿 式). Эти четыре планировки монастырей имеют четкие характеристики, которые представляют собой четыре разных этапа развития от середины Северной Вэй до династии Тан. Монастырь с планировкой «Центральная пагода» (середина V века). Это старейшая буддийская монастырская планировка, относящаяся ко временам первых шагов внедрения буддизма в Китай. До сих пор самый ранний монастырь, найденный при раскопках с подобной планировкой, является монастырь Юньган, датированный серединой V века. Типичной особенностью является Пагода, возведенная в центре монастырского строения, и небольшие палаты, установленные вокруг периметра. Нет никаких свидетельств существования Зала Будды или лекционного зала. Предполагается, что такая планировка непосредственно имитирует буддийский монастырь с индийского субконтинента. Монастыри с планировкой «Центральная пагода и один зал позади» (конец V начало VI века). Такая монастырская планировка была распространена в поздней Северной Вэй. Типичный представитель является монастырь Юннинсы и монастырь Сыюань и Сиян. Характерной особенностью этих монастырских планировок является форма прямоугольника, причем основные здания расположены в пределах крупных строений; начиная с юга, Средние ворота, Пагода и Зал Будды, выровнены последовательно вдоль центральной оси. Квадратная деревянная пагода была помещена в центр монастыря, а Зал Будды был построен за Пагодой, недалеко от нее. Планировка монастырей «Центральная пагода и залы на разных осях» (середина и конец VI века). Монастырь Чжаопэнчэн Восточной Вэй и Северной Ци. План монастыря — квадратный, с деревянной пагодой, установленной немного к югу от центра строений. Свидетельства существования Зала Будды за пагодой не были найдены. Однако два отдельных соединения, заключенные портиками, занимали юго-восточные и юго-западные уголки монастыря, каждый из которых состоял из просторного зала в северной части шириной около 35 м. и интерпретируется как лекционный зал. Особенности монастыря Чжаопэнчэн — это пагода, установленная в центре монастыря. Планировка все еще выполнялась с принципом осевой симметрии с севера на юг, в то же время появились характеристики «Многокомпонентные и многокомнатные залы». Монастыри с планировкой «Многокомпонентные и многокомнатные залы» (после середины VII века). Буддийские монастыри, состоящие из нескольких соединений и залов, были очень популярны при династии Тан. Археологические раскопки монастыря Цинлонсы и монастыря Симинсы указывают, что такая планировка имела огромное значение для Государственных монастырей этого периода. Эти два знаменитых монастыря были не полностью раскопаны, поскольку современные здания были построены над их руинами. Несмотря на этот недостаток, были раскрыты некоторые соединения и залы, которые раскрывали планировку всего монастыря. Некоторые настенные росписи Дуньхуана сохранили большое количество представлений буддийских монастырей династии Тан. Характерной особенностью таких монастырей является то, что все монастыри были прямоугольными, вставленными в план городской сети. Главным зданием являлся Зал Будды. Действительно, крупные монастыри состояли из многих соединений, отделенных друг от друга стеной или портиками, и у каждого крупного соединения часто был свой зал. В большинстве случаев пагода больше не занимала центральное место в монастыре, а в некоторых случаях пагоды не было вообще. На основе имеющихся в настоящее время археологических материалах можно проанализировать буддийские монастыри с подобной планировкой в разных регионах Восточной Азии между V и VIII веками. Королевство Пэкче установило тесные отношения с Южным Китаем с IV века. Буддизм пришел в Пэкче из Восточной Цзинь в конце IV века. С тех пор обе страны поддерживали политическую и культурную морскую связь: «義熙十二年,以百濟王餘映 (405–420) 為使持節、都督百濟諸軍事、鎮東 將軍、百濟王». В двенадцатый год эры Иси (416 г. н.э.) (Император Ан Восточной Цзинь) предоставил титул представителю Пэкче Юй Ину «уполномоченный по чрезвычайным делам, командующий во главе военных дел Пэкче, главный генерал-стражник Востока, король Пэкче» [32, с. 2393; 20, с. 422-423]. Последующие императоры китайских южных династий унаследовали эту традицию и поддерживали тесные связи с королевством Пэкче, предоставляя все виды титулов царям Пэкче [32, с. 2393-2394; 29, с. 1020]. Политическое и культурное общение между Пэкче и южным Китаем достиг своего пика во время правления императора династии Лян У-ди 梁武帝 (502–549). Короли Пэкче Мойтай 牟 太 (479–501), Унинван Юйлун 武寧 王餘 隆 (501–552), Шэнван Юймин 聖 王餘明 (523–555) последовательно принимали титулы, предоставленные южными династиями. В течение этого периода в одной из самых значимых записей в Книге Лян упоминается: «中大通六年,大同七年,累遣使獻方物;並請涅盤等經義、毛詩博士,並工匠、 畫師等,敕並給之». В шестой год эпохи Чжундатун (534 г.) и седьмой год эпохи Датун (541 г.), [Пэкче] неоднократно посылал гонцов, чтобы отдать дань в виде домашних товаров. И далее [Пэкче] попросил истинный смысл Нирваны Сутры и других писаний. [Император У-ди] издал указ об удовлетворении им [в их просьбе] [27, с. 805]. Из-за частых культурных обменов, что подразумевало использование одних законов, учреждений, а также практики погребения, на государство Пэкче сильно повлиял южный Китай. В дополнение к письменным документам, большое количество археологических находок подтверждает эти тесные культурные обмены, например, реликвии, обнаруженные у мавзолея короля Мурионга. Надгробная плита и договор купли-продажи участка (майдицуань 買 地 券) следовали обычаю южных династий и были написаны в китайском стиле. Название «Начальник», «Главный страж Востока» в эпитафии был официальным титулом, предоставленным императором Лян У-ди. Многие раскопанные реликвии, такие как монеты с пятью жу, синий фарфор и бронзовые зеркала, несомненно, были импортированы из Южного Китая [25; 5, с. 66-80]. Большинство исследователей сходятся во мнении, что начальники государства Пэкче брали за основу черепичный стиль династии Лян [17]. Сравнивая буддийские археологические памятники и реликвии королевства Пэкче и Южного Китая, ученые нашли большое сходство в планировке монастырей, стиле скульптур и схожих строительных материалов [10]. Буддийские скульптуры, найденные в монастырях королевства Пэкче имеют исключительно схожие черты лица, одежду и украшения с теми, которые были найдены за последние несколько десятилетий в городе Чэнду, считавшимися типичным скульптурным стилем буддизма южных династий [9, с. 9]. На плиточных вывесках монастырей Пэкче обычно изображался цветок лотоса с восемью плоскими широкими лепестками, что полностью отличалось от дизайна лотоса, распространенного в Северном Китае, но очень похожи на те, что были раскопаны в архитектурных руинах и гробницах южных династий в Нанцзине [15]. Нужно отметить то, что скульптуры (включая как буддийские, так и мирские изображения), найденные в монастыре Чынлим 定林寺 (располагался в городе Саби — столица Пэкче с 538–660 гг. н.э., округ Буë на юге провинции Чунчëн, Южная Корея. Дата постройки середина VI века) королевства Пэкче, необычайно схожи во многих отношениях с монастырем Юннинсы永寧寺 (516 г.) г. Лоян Северной Вэй. Большинство ученых полагают, что подобное сходство проистекает из того факта, что статуи обоих мест имели общий источник происхождения, то есть статую в Цзянькане, столица Восточной Цзинь и южных династий [16, с. 661-680]. Тот факт, что планировки буддийских монастырей королевства Пэкче, происходили от Южного Китая, широко признается в академических кругах Китая и Кореи. Как традиционный союзник королевства Ямато на Корейском полуострове, с конца IV века королевство Пэкче установило политические связи и дипломатические браки с японской королевской семьей. Существует большое количество исторических записей о контактах между Пэкче и Ямато в Нихон сëки (Исторические хроники Японии) и Самгук саги (История трех Королевств). С этого времени, культура и технологии материкового Китая начали распространятся в Японию через государство Пэкче. Взамен, Япония оказала военную поддержку Пэкче в его конфронтации с Силлой и Когурё [12, с. 38-41]. Из-за частых контактов, буддизм был введен в японскую императорскую власть через королевство Пэкче в середине V века. Тем временем во многих записях Нихон сëки отмечается, что короли Пэкче отправили в Японию монахов и ремесленников не только распространять буддизм, а также научить методам литья бронзовых изображений и строить буддийские монастыри [30, Т. 19–Т. 22, с. 538, 552, 570, 577, 584, 587, 588, 593, 594, 602]. Одна из наиболее важных записей была сделана в 577 г. н.э., в которой говорится, что в шестой год: король Пэкче подарил [императору Японии Бидатсу敏達天皇 Bidatsu-tennō, 572–585] через официального посланника принца Оваке и его спутников канонические книги, предоставил шесть человек: аскет, практик медитации, монахиня, чтец заклинания Дхарани, создатель буддийских образов и архитектор храма. Впоследствии [они] были размещены в храме принца Оваке в Наниве [30, Т. 20, с. 3]. Вскоре был основан монастырь Shitenōnji (Ситэнно-дзи) (яп. 四天王寺, «храм Четырёх небесных владык») — буддийский храм в Японии, в районе Тэннодзи города Осака. Один из старейших центров буддизма в Японии. На протяжении средних веков и нового времени был центром школы Тэндай. В 1946 году отделился от неё, основав собственную школу Васю (яп. 和宗). Был основан в 593 году принцем-регентом Сëтоку, вскоре после того, как корейские мастера пришли в Японию. Деревянные сооружения Ситэнно-дзи — Большие южные ворота, Средние ворота, Пятиярусная пагода, Золотой зал и Лекционный зал — располагались в своеобразной манере: в одну линию, которая тянулась с юга на север. Кроме них на территории храма существовали четыре служебных сооружения, которые занимались материальной и медицинской помощью прихожанам. Главные строения были расположены вместе, а большой лекционный зал был помещен в задней части монастыря. Ввиду того, что Япония не имела каких-либо существенных контактов с Китаем, разумно предположить, что планировка монастыря Ситэнно-дзи, была основана на монастырях из государства Пэкче. Планировка «Центральная пагода и один зал сзади» была самой распространенной формой монастыря в конце VI начале VII века. Кроме того, буддийский монастырь с планировкой королевства Пэкче повлиял на соседнее государство Силла. Первый буддийский храм Хваннëнса (кор. 황룡사, 皇龍寺), располагавшийся в древности в городе Кёнджу, Южная Корея, самый большой монастырь, построенный королевской семьей Силла в середине VI века, также имел планировку «центральная Пагода и один зал сзади», с лекционным залом в задней части монастыря. Являлся местом хранения наиболее почитаемых буддийских реликвий, многократно посещался правителями Силла. Его название в переводе означает «Храм золотого/жёлтого дракона» или «Храм императорского дракона». Археологические раскопки на территории храма и иные научные исследования начались в апреле 1976 года и продолжаются по сей день. Таким образом, на основе археологических данных, самые ранние буддийские монастыри на территории материкового Китая полностью имитировали планировку монастырей Древней Индии и Центральной Азии, которые обычно состояли из пагоды с рядами небольших палат, установленных по всему периметру стены монастыря. По прошествии времени Зал Будды играл важную роль в монастыре. Под влиянием традиционной китайской технологии строительства, «центральная Пагода с залом Будды позади» — стала основным типом планировки буддийских монастырей во второй половине V века, продолжающаяся до начала VII века. Такая планировка монастырей северных и южных династий с его китайскими особенностями имела огромное влияние на строительство ранних буддийских монастырей соседних стран. Монастыри царства Когуре могли быть построены на основе светской архитектурной формы северного Китая, тогда как монастыри королевства Пэкче были схожи с монастырями южного Китая по причине близкой политической связи. Ранние монастырские планировки королевства Силла и Японии, не имеющие прямого контакта с Китаем, были в основном подвержены влиянию соседних королевств Пэкче и Когурё. Так, до середины VII века, планировки монастырей королевства Пэкче имели аналогичные постройки в Японии, которые, в свою очередь, следовали прямо или косвенно от китайских монастырей с планировкой «Центральная пагода и один зал сзади», которая оставалась самой распространенной монастырской планировкой в течение длительного периода. References
1. Chebunin A.V. Istoriya proniknoveniya i stanovleniya buddizma v Kitae: [monografiya] / A.V. Chebunin. – Ulan-Ude: Izd.-poligr. Kompleks FGOU VPO VSGAKI, 2009. 278 s.
2. Yangutov L.E., Khaltaeva O.R. Religioznye verovaniya v politicheskoi kul'ture imperatorskogo Kitaya / L.E. Yangutov, O.R. Khaltaeva; otv. red. T.B. Tsyrenova. – Ulan-Ude: Izdatel'stvo Buryatskogo gosuniversiteta, 2016. 156 s. na kitaiskom yazyke: 3. Gong Guoqiang 龔國強: Sui Tang Chang’an cheng fosi yangjiu (隋唐長安城佛寺研究) [Issledovaniya buddiiskikh monastyrei goroda Chan''an' dinastii Sui i Tan]. Beijing: Wenwu chubanshe 文物出版社, 2006. 293 p. 4. Fu Xinian 傅熹年: "Riben Feiniao Nailiang shiqi jianzhu zhong suo fanying chu de Zhongguo Nanbeichao Sui Tang jianzhu tedian"(日本飛鳥、奈良時期建築中所反映出的中國南北朝、 隋唐建築特點) [Kitaiskaya kharakteristika severnykh i yuzhnykh dinastii, dinastii Sui i Tan, otrazhennye v arkhitekturu perioda Asuka i Nara Yaponii]. Wenwu 文物, no. 10 (1992): 28-50. 5. Jia Meixian 賈梅仙: "Chaoxian nanbu Wuning wangling jianjie"(朝鮮南部武寧王陵簡介) [Mavzolei Murëng v Yuzhnoi Koree: vvedenie]. V: Kaoguxue cankao ziliao 6(考古學參 考資料 6) [Spravochnyi material arkheologii, t. 6], Institut Arkheologii, Kitaiskaya Akademiya sotsial'nykh nauk, 66-80. Beijing: Wenwu chubanshe 文物出版社, 1983. 6. Li Yuqun 李裕群: "Sui Tang yiqian Zhongguo Fojiao siyuan de kongjian buju jiqi yanbian"(隋 唐以前中國佛教寺院的空間佈局及其演變) [Prostranstvennoe razmeshchenie i evolyutsiya kitaiskikh buddiiskikh khramov do dinastii Sui i Tan]. V: Bianjiang mingzhu kaogu yu mingzhu kaoguxue jikan(邊疆民族考古與民族考古學集刊 一)Pogranichnaya etnicheskaya arkheologiya i etnoarkheologicheskie issledovaniya, T. 1], Otdel antropologii, Universitet Chzhunshan', pogranichnyi arkheologicheskii tsentr Kitaiskoi akademii obshchestvennykh nauk, 287-311. Beijing: Wenwu chubanshe 文物出版社, 2009. 7. Liang Sicheng 梁思成: Zhongguo jianzhu shi(中國建築史) [Istoriya kitaiskoi arkhitektury]. Beijing: Sanlian shudian 三聯書店, 2011. 329 p. 8. Liu Dunzheng 劉敦楨: Zhongguo gudai jianzhu shi di er ban(中國古代建築史 第二版) [Istoriya drevnei kitaiskoi arkhitektury, vtoroe izdanie]. Beijing: Zhongguo jianzhu gongye chubanshe 中國建築工業出版社, 1984. 423 p. 9. Liu Zhiyuan 劉志遠 i Liu Tingbi 刘廷璧: ''Chengdu Wanfosi shike yishu('' 成都萬佛寺石刻藝 術) [Iskusstvo kamennoi rez'by Chendu Vanfosi]. Beijing: Zhongguo gudian yishu chubanshe 中國古 典藝術出版社, 1958. 10. Su Bai 宿白: "Dong Han Wei Jin Nanbeichao fosi buju chutan"(東漢魏晉南北朝佛寺佈局初 探) [Pervichnoe issledovanie raspolozheniya khramov v Vostochnoi Khan', Vei, Tszin', Severnoi i Yuzhnoi dinastiyakh]. V: Qingzhu Deng Guangming jiaoshou jiushi huadan lunwengi (慶祝鄧廣銘教授九 十華誕論文集) [Prodolzhenie prazdnovaniya 90-letiya professora Den Guanminga], Tian Yuqing 田余慶 (ed.), 31-49. Shi Jiazhuang: Hebei jiaoyu chubanshe 河北教育出版社, 1997. 431 p. 11. Tang Yongtong 湯用彤: Sui Tang Fojiao shigao(隋唐佛教史稿) [Rukopis' istorii buddizma Sui i Tan]. Beijing: Zhonghua shuju 中華書局, 1982. 312 p. 12. Wu Tingqiu 吳廷璆: Riben shi(日本史) [Istoriya Yaponii]. Tianjin: Nankai daxue chubanshe 南開大學出版社, 1994. 1256 p. 13. Xiao Mo 蕭默: Dunhuang jianzhu yanjiu(敦煌建築研究) [Izuchenie arkhitektury Dun'khuana]. Beijing: Jixie Gongye chubanshe 機械工業出版社, 2003. 419 p. 14. Xie Chongguang 謝重光: Zhongguo Fojiao sengguan zhidu he shehui shenghuo(中古佛教僧官 制度和社會生活) [Gosudarstvennaya sistema upravleniya dukhovenstvom i sotsial'naya zhizn' v srednevekovom buddizme]. Beijing: Shangwu yinshuguan 商務印書館, 2009. 526 p. 15. Yang Hong 楊泓: ''Zhongguo Nanchao dui Baiji Fojiao wenhua de yingxiang''(中國南朝對百濟 佛教文化的影響) [Vliyanie kitaiskikh yuzhnykh dinastii na buddiiskuyu kul'turu Pekche]. V: Buyeo Wangheungsaji chulto sarigi ui uimi(扶餘王興寺址出土舍利器의意味) [Znachenie śarīra, naidennogo v khrame Buëo Vankhungsa], Buyeo National Institute of Cultural Heritage (ed.), 117-126. Buyeo: International Symposium of Buyeo National Institute of Cultural Heritage, 2008. 16. Yang Hong 楊泓: ''Baiji Dinglingsi yizhi chulun''(百濟定林寺遺址初論) [Pervichnaya razvedka khrama Dzhekhlimma v Pekche]. V: Su Bai xiansheng bayi huadan jinian wengi (xia ce) (宿 白先生八秩華誕紀念文集下冊) [Yubileinyi sbornik prazdnovaniya 80-letiya professora Su Bai (chast' 2)], Redaktsionnaya kollegiya yubileinogo sbornika v chest' 80-letiya professora Su Bai, 661-680. Beijing: Wenwu chubanshe 文物出版社, 2002. 17. Zhao Yinzai 趙胤宰: ''Hanguo Gongzhou Songsanli 6 hao feng mingwenzhuan shidu guankui''(韓國公州宋山里 6 號墳銘文磚釋讀管窺) [Interpretatsiya kirpichnoi nadpisi v Gunchzhou Sunsan'li, Sklep № 6, Koreya]. Dongnan wenhua 東南文化, no. 2 (2011): 115-120 p. na angliiskom yazyke: 18. Ledderose, Lothar: "Chinese Prototypes of the Pagoda". In: The Stūpa-Its Religious, Historical and Architectural Significance, Dallapiccola A. L in Collaboration with S. Zingel-Ave Lallemant (ed.), 238-248. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1980. 19. Liqun He. Buddhist State Monasteries in Early Medieval China and their Impact on East Asia. Universität Heidelberg. Heidelberg. 2014. P. 249. 20. Hucker, Charles O. A Dictionary of Official Titles in Imperial China. Stanford, California: Stanford University Press, 1985. 676 p. 21. Seckel, Dietrich: "Stūpa Elements Surviving in East Asian Pagodas. In: The Stūpa-Its Religious, Historical and Architectural Significance", Dallapiccola A. L. in Collaboration with S. Zingel-Ave Lallemant (ed.), 249-259. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1980. 22. Soper, Alexander Cuborn Ⅲ. The Evolution of Buddhist Architecture in Japan. New York: Hacker Art Books, 1978. 344 p. istochniki: 23. Byan' chzhen lun' 辯正論 [Traktat o pravil'nom obsuzhdenii], Fa Lin 法琳 [din. Tan]. V: Taishō shinshū daizōkyō [Zanovo sostavlennaya Tripitaka perioda Taisë], Takakusu Junjirō i Watanabe Kaikyoku, T. 52, № 2110. Tokio: Taisë Issaikë kankokai 大正一切經刊行會, 1924-1932. 24. Veishu 魏書 [Kniga Vei], Vei Shou 魏收 [Severnaya Tsi]. Beijing: Zhonghua shuju 中華書 局, 1974. 3115 p. 25. Kul'turnoe nasledie sistemy upravleniya Respubliki Koreya: Munyeongwangreun Munëvanren [Mavzolei Murën]. Tōkyō: Sanhwa, 1974. 286 p. 26. Loyan telan tszi 洛陽伽藍記 [Zapiski o buddiiskikh monastyryakh Loyana], Yan Syuanchzhi 楊衒之 [Vostochnaya Vei]. V: Taishō shinshū daizōkyō [Zanovo sostavlennaya Tripitaka perioda Taisë], Takakusu Junjirō i Watanabe Kaikyoku, T. 51, № 2092. Tōkyō: Taishō Issaikyō Kankōkai, 1924–1932. 27. Lyan shu 梁書 [Kniga Lyan], Yao Sylyan' 姚思廉 [Tan]. Beijing: Zhonghua shuju 中華書 局, 1973. 892 p. 28. Motszy Likholun' 牟子理惑論 [Traktat o razreshenii somnenii], Mo-tszy 牟子 [Vostochnaya Khan']. V: Khunmin tszi 弘明集 [Sobranie [sochinenii], svetoch [istiny] rasprostranyayushchikh]. V: Taishō shinshū daizōkyō [Zanovo sostavlennaya Tripitaka perioda Taisë], Takakusu Junjirō i Watanabe Kaikyoku, T. 52, № 2102. Tokio: Taisë Issaikë kankokai 大正一切經刊行會, 1924-1932. 29. Nan' Tsinshu南齊書 [Kniga Yuzhnoi Tsi], Syao Tszysyan' 蕭子顯 [Lyan]. Beijing: Zhonghua shuju 中華書局, 1972. 1053 p. 30. Nikhon sëki日本書紀 [Khroniki Yaponii], Toneri shinnō [period Nara]. Tōkyō: Itsuzon Shobo 佚存書坊, 1885. 31. Samguk Sagi 三國史記 [Istoriya trekh korolevstv], Kim Busik [Kogure]. Seoul: Kyujanggak 奎章閣. 32. Sun Shu 宋書 [Kniga Sun], Shen' Yue 沈約 [Lyan]. Beijing: Zhonghua shuju 中華書局, 1974. 2502 p. 33. Syu gao sen chzhuan' 續高僧傳 [Prodolzhenie biografii vydayushchikhsya monakhov], Dao Syuan' 道宣 [Tan]. V: Taishō shinshū daizōkyō [Zanovo sostavlennaya Tripitaka perioda Taisë], Takakusu Junjirō i Watanabe Kaikyoku, T. 50, № 2060. 6230 p. 34. Tan l'yu dyan' 唐六典 [Shest' kodeksov Tan], Li Lin'fu 李林甫[Tan], Chen' Chzhunfu 陳仲夫. Beijing: Zhonghua shuju中華書局, 1992. 784 p. 35. Tszyu Tanshu 舊唐書 [Kniga Tan], L'yu Syu 劉昫 [Pyat' dinastii]. Beijing: Zhonghua shuju 中華書局, 1975. 5492 p. |