Library
|
Your profile |
Pedagogy and education
Reference:
Saltykova M.V.
Formation of "Natural" Patriotism of High School Students as an Actual Pedagogical Technology of Personal Security Under Conditions of Global Instability
// Pedagogy and education.
2019. № 1.
P. 44-53.
DOI: 10.7256/2454-0676.2019.1.23761 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=23761
Formation of "Natural" Patriotism of High School Students as an Actual Pedagogical Technology of Personal Security Under Conditions of Global Instability
DOI: 10.7256/2454-0676.2019.1.23761Received: 01-08-2017Published: 16-02-2019Abstract: The author considers modern development trends: hybrid wars, the VUKA model, information and network impact, etc. destroying the mental sphere, the people's self-awareness, their national and cultural identity. Technologies and perspective directions of formation of educational process in educational institutions of the Ministry of Emergency Measures of Russia are defined. Requirements are formulated for the modernization of the process of education of patriotism in students. Examples of variants of diagnostic works and methodological developments for conducting educational work in the university on revealing and formation of ethnocultural and ideological values fixed by mentality as a means of national consciousness and a way of creating a traditional picture of the world in categories and forms of the Russian language are given. The research methodology is based on the fact that the phenomenon of patriotism, on the whole, has a polyparadigmal and interdisciplinary character. However, the author adheres to the ethno-functional (cross-cultural) approach, which is the modern operationalization of the humanistic paradigm in domestic pedagogy. The main conclusions of the study are the actualization of the concept of "natural" patriotism - a feeling that is not inculcated, but originates by itself, therefore, it is required to build the process of patriotic education, based on the identification of the individual with the culture and language of their homeland, which is the basis for updating the educational process. The author considers the education of patriotism not as a socio-historical phenomenon, but, mainly, as a natural feeling of love for the Motherland. Keywords: natural patriotism, mentality, diagnostic and methodical developments, methodology of education, Russian language, strategy of education, values, identity, ethnofunctional approach, education
В Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1] (далее - Стратегия) говорится, что современный мир существует в условиях глобальной и региональной нестабильности. А одной из целей обеспечения национальной безопасности в области культуры и образования является "сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов РФ, единого культурного пространста страны". Конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития. Мы неоднократно отмечали этот факт в своих научных работах [8-10], однако создание и внедрение системы духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся встречает ряд препятствий на своем пути. Так, например, до сих пор многие руководители, особенно в области военного образования, считают, что патриотизм можно и нужно формировать прямолинейно, жестко, дерективно, сверху. Однако мир изменился, современные политические технологии направлены на перенос агрессии из военно-географического пространства в информационно-сетевое, где объектом разрушения становится менталитет, самосознание языковой личности, ее идентичность. Особенностью развития последнего 6 поколения военных технологий являются так называемые гибридные войны. «Гибридная война – новое понятие в политической жизни планеты. Впервые появилось в военных документах США и Великобритании в начале ХХI века. Означает подчинение определённой территории с помощью информационных, электронных, кибернетических операций, в сочетании с действиями вооруженных сил, специальных служб и интенсивным экономическим давлением» [2, с.71]. «Современные политические технологии разрушения государств направлены на перенос агрессии из военно-географического пространства в информационно-сетевое. Теперь уже полем битвы становится ментальная сфера, самосознание народа, его национальная и культурная идентичность (выделено автором). Первым шагом в этом направлении является дискредитация, а затем и уничтожение традиционных ценностей нации. А для того чтобы внешняя информационная агрессия воспринималось массовым сознанием безболезненно, это представляется как движение по пути прогресса» [2, с.72]. «Укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления…. Конкуренция между государствами всё в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы» (выделено автором) [2, с.20]. Древние китайцы давно заметили, что модели военного искусства хорошо работают и в мирное время (Сунь Цзы «Искусство войны» ). Американский полковник Стефан Гаррос, PhD поведенческих наук, в 90-е годы 20 века создал современную военную модель V.U.C.A. [3]. Перед ним стояла задача — ответить на вопрос: как необходимо действовать военным, когда боевая обстановка постоянно меняется. Полковник предложил концепцию V.U.C.A, которая представляет собой модель боевых действий в современных условиях, имеющих следующие характеристики: изменчивость или быстрая скорость перемещения армий (наличие реактивных истребителей и атомных подлодок); неопределенность или недостаток предсказуемости (возможность вмешательства сторонних сил, которые могут поменять ход событий); сложность, связанная с необходимостью эффективного управления большим количеством боевых единиц; двусмысленность – это постоянный риск получить дезинформацию. Итак, что же представляет собой модель V.U.C.A., экстраполированная в современный глобальный мир электронных технологий и межличностных отношений. Volatility (изменчивость, нестабильность, неустойчивость, волатильность) — ситуация меняется быстро и непредсказуемо (на основе данных изменений нельзя предсказывать будущую ситуацию или планировать действия); стремительный прогресс в вычислительной мощности будет катализировать био-, нанотехнологии, робототехнику и рост информационных технологий до рекордных уровней. Мгновенный доступ к знаниям и информации, круглосуточные новости, вирусы, которые постоянно распространяются в социальных сетях и медиа; Uncertainty (неопределенность) — то «место», где основные разрушительные изменения случаются. И прошлое в данном месте не является предсказателем будущего: определение того, что грядет является крайне затруднительным; Complexity (сложность) — «место», где множество сложных для понимания фактов, причин и факторов складываются в проблемы; Ambiguity (неясность, двусмысленность) — «место», где сложно ответить на вопросы «кто, что, когда и почему». Однако на вызов V.U.C.A мира есть наш гуманитарный ответ V.U.C.A. VALUES (ценности). UNDERSTANDING (понимание). CONFIDENCE (уверенность). ACTION (действие). Как же можно описать актуальный этап развития современного мира? Во-первых, несомненно то, что коммуникационные технологии перестали быть лимитированными с точки зрения стоимости и доступности. Во-вторых, «…в 2015 году произошел переход из информационной эры в цифровую», т.к. раньше технологии предоставляли информацию для принятия решений, а теперь они сами умеют обрабатывать сырые данные и принимать решения, основываясь на частоте повторения тех или иных показателей, то есть на высокой доле вероятности. Эти выводы были сделаны 29 июня 2017 г. в Екатеринобурге в Ельцин центре, в котором Герман Греф прочитал лекцию «Новые технологические тренды и модели эффективного менеджмента» [4]. Автор уверяет, что скоро не останется ни одной отрасли, которую не затронули бы инновации в обработке данных. Сейчас уже дистанционно можно анализировать саму человеческую сущность и определять тип личности человека, фиксируя в нем такие характеристики, как экстраверсия, нервозность, уживчивость, добросовестность и открытость к познанию: тип личности легко описывается на основе лайков в «Фейсбуке». 11-12 лайков достаточно, чтобы предсказания модели совпали с мнением ваших коллег. 230 лайков характеризуют вас на уровне вашего мужа или жены. Г. Греф заявил, что когда мы рассчитывались карточкой 5 лет назад, то банк мог идентифицировать только нас и остатки средств на счете. Теперь после идентификации начинается антифродмониторинг: идентифицируют вас, место, где вы платите, кому вы платите, что вы покупаете, ваши традиционные покупки. Этот процесс умещается в секунды. Если есть некие отклонения, то система анализирует, покупали ли вы билеты, можете ли оказаться в той или иной точке мира. Система принимает решение, на основании которого подключается ручное управление, если что -то происходит не так (в 4-6 процентах операций), все остальные обрабатываются в автоматическом режиме. В-третьих, несомненная актуальная тенденция – демократизация информации – ничего невозможно будет спрятать ни в личной жизни, ни в политике, ни в бизнесе. При переходе в новый век транспарентности (от transparens «прозрачный» – отсутствие секретности, ясность, прозрачность, основанная на доступности информации) нам понадобиться мудрость, с точки зрения Г. Грефа. В-четвертых, следующий технологический тренд – искусственный интеллект (ИИ). Благодаря ему многие специальности будут уходить в историю, как, кстати, уже не раз бывало в истории человечества. Итак, кратко проанализировав актуальные тенденции, зададимся вопросом: какие же изменения необходимы человечеству в сфере образования, а главное, на наш взгляд, в сфере воспитания, чтобы достойно существовать в новом, хаотически меняющемся цифровом мире? Президент Школы «Сколково» Андрей Шаронов в мае 2017г. выступил в БФУ им. И.Канта с докладом, который назывался «Я: 2.0» и был посвящен теме обучения в течение всей жизни (life-long leaning), а также работе с собой и внешним миром, т.е. личной эффективности. Лектор привел следующие статистические данные: 90 процентов информации в мире появилось за последние 2 года; ожидается, что средняя продолжительность жизни детей, родившихся в 2007 году в США, Италии, Франции и Канаде, будет 104 года; стоимость хранения 1 Гб информации с 1980 года снизилась в 1 миллиард раз; 75 процентов населения планеты имеет доступ к мобильной связи, но не все из них имеют доступ к чистой воде; еще 10 лет назад не существовало как минимум 10 профессий, которые сегодня входят в число самых востребованных и высокооплачиваемых (специалист по BIG DATA, АРР-разработчик, оператор дрона и т.д.). Нетрудно заметить, что мир V.U.C.A. связан с четвертой промышленной революцией. «Он затрагивает каждого из нас, а не только экономику или национальные интересы, следовательно, нужно меняться» [5]. Возникает вопрос: а до какой степени? Какие ценности должны быть незыблемыми. Что делает человека человекам: важно ли определить границы человечности в отношениях с искусственным интеллектом (ИИ). Ведь ИИ уже используется для обучения детей: недорогие развивающие игрушки, подключенные к облачному ИИ и общающиеся с детьми. Одна из ключевых компетенций ближайшего будущего – терпимость к роботам, чувственность и чувство границ, для того чтобы остаться людьми в мире роботов, по мнению Дмитрия Пескова (гуру цифровой экономики, директора направления «Молодые профессионалы»), прочитавшего публичную лекцию «Социальные лифты цифровой экономики» в июле 2017 г. в Екатеринобурге [6]. Итак, что же нам позволит, в ближайшем будущем, остаться людьми в мире искусственного интеллекта? На наш взгляд, это самоидентификация личности как важнейшее условие социализации, чувство этнической принадлежности как форма культурной защищенности на основе российских традиционных духовных ценностей. Культура подобна языку, она всегда выражается в конкретных формах, следовательно общечеловеческая культура – это скорее абстракция (наше 30-летнее преподавание русского языка иностранцам в вузах Москвы достаточно объективно подтверждает этот тезис). Таким образом, речь может идти и о национальной безопасности. «Национальная безопасность Российской Федерации (далее ‒ национальная безопасность) – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую и безопасность личности» [2, с.21]. Автор современных бестселлеров «Черный лебедь» и «Антихрупкость» Насим Талеб обратил внимание на такое свойство живых систем, как способность становиться сильнее и выносливее, проходя через испытания. Достигается антихрупкость за счет осознанности, т.е. пристального внимания к происходящему, оперативной обратной связи и эффективному взаимодействию с окружающим миром. На наш взгляд, к этому «спасительному» списку в современных условиях неопределенности необходимо прибавить в качестве надежного ориентира традиционные духовные ценности. Русская народная пословица, взятая в качестве эпиграфа «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, – береги честь смолоду, а платье снову – четко обозначила ту ценность, на основе которой главные герои прошли через все «благие потрясения». Кстати, эта повесть является художественно-философским завещанием нашего национального гения, она была опубликована в последнем прижизненном четвертом номере журнала «Современник» за 1836 год: название журнала звучит неслучайно в этом контексте. Ещё одним важным условием в рамках определения «понятия информационно-психологического оружия является информационное воздействие. Известно, что информационные воздействия ‒ необходимые предпосылка и условия формирования и существования общественного и индивидуального сознания любого человека (общества) со дня его появления. Информационные воздействия достигают эффекта, когда они изменяют психологические свойства, состояния и модели поведения и деятельности человека в нужном направлении…» [2, с.80]. В качестве одной из основ информационной защиты личности мы можем предложить формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к родному языку, культуре, истории, традициям, обычаем (то, что можно назвать патриотизмом в целом), выступающего мерилом зрелости национального самосознания – ментальности, а также духовной жизни общества в целом. Мы подробно дефиницировали этот термин в ряде статей, остановившись на определении петербургского профессора В.В. Колесова: «Ментальность есть средство национального самосознания и способ создания традиционной картины мира, коренящиеся в категориях и формах родного языка» [7]. Язык воплощает и национальный характер, и национальную идею, и национальные идеалы [8, с.106]. Подводя итоги, необходимо заметить, что в отечественной педагогический науке накоплен значительный практический опыт патриотического воспитания молодежи. Однако, как мы проанализировали выше, мир изменился, следовательно, этот опыт может быть использован лишь частично. Необходимы новые подходы к организации патриотического воспитания подрастающего поколения [9-11]. Отечественные ученые выявили «…технологические параметры патриотического воспитания в условиях модернизации образования. Под технологией воспитания понимается совокупность психолого- педагогических установок, которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных приёмов и средств. К основным параметрам педагогических технологий патриотического воспитания в системе образования следует отнести такие, как: · образно-эмоциональная (переживание); · образно-ситуативная (воодушевление); · образно-событийная (представления); · образно-императивная (суггестивная); · образно-ценностная (вдохновения); · образно-креативная (откровения)» [11, с.150]. Мы также видим решение данной проблемы в принятии положения о том, что патриотизм – это чувство, которое не прививается, а зарождается само собой, т.е. положения о «естественных» основах патриотизма. Также мы предлагаем выстраивать процесс патриотического воспитания, основываясь на идентификации личности с культурой и языком своей Родины, что, по нашему мнению, является основой подлинного патриотизма. Мы рассматриваем воспитание патриотизма не как общественно-исторического явления, но, главным образом, как естественного чувства любви к Родине, основываясь на этнофункциональной методологии в области воспитания, национальной безопасности и психотерапии в целом [9, c. 104]. Для этого необходимо: изменение профессиональной позиции педагога в отношении понимания значимости воспитания патриотизма в контексте духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения; в новой Стратегии национальной безопасности четко обозначен приоритет духовного над материальным в современном цифровом пространсте V.U.C.A. мира; тщательное изучение государственных правовых документов последнего времени: Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", новой государственной Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г. от 29 мая 2015г., Постановления Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" и др.[8]; согласно пункту 109 Стратегии положения Указа являются обязательными для выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления; ориентация на продолжительный процесс воспитания «естественного» патриотизма, начиная с ранних лет; формирование у молодежи собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, имеющих патриотическую направленность, ни в коем случае не навязывание их сверху; учитывать изменения, которые произошли в ценностных ориентациях молодежи, следовательно, тщательно отбирать примеры и образцы патриотической деятельности; решительно отказаться от идей космополитизма (сер. - конец 80 – х годов ХХ в. - социальной демократии, подвергшей остракизму и забвению сложившиеся модели образования и воспитания, - способствующей обострению противоречий) [11]; в качестве основного средства формирования патриотического самосознания должна выступать языковая и культурно-историческая актуализация образов (концептов, архетипов, константов культуры) служения Отечеству, формирующих тезаурус языковой личности [9, c. 100]; модель формирования "естественного" патриотизма языковой личности на основе этнофункциональной методологии разработана нами и представлена в ряде научных статей [8,9]; патриотизм имеет функцию социокультурной идентификации, национальной идентичности. «Национальная идентичность является единственным фактором, позволяющим народу данной страны сохранить свою целостность и культуру в рамках государства, так как в период всеобщей глобализации физические границы государств не имеют принципиального значения. Только идентификация с определенной нацией, народом может являться тем критерием, который поможет сохранить самобытные культурные, эстетические, моральные и другие ценности, а это является одним из составляющих такой ценностной установки как патриотизм» [11, с.41-42]. Варианты методических разработок для проведения учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях МЧС России [10, 11]. 1). Диагностические методики:
«При проектировании… патриотического воспитания педагогу следует определить ключевое событие (кульминацию), определяющее проблему (коллизию, противоречие, антагонизм, кризис, перелом) в формировании опыта служения Отечеству как стержня, вокруг которого будут выстраиваться все воспитательные ситуации…Важным условием является то, что вся композиция воспитательных практик должна быть ориентирована на какую-либо одну доминирующую ценность, отражающую смыслообразие служения Отечеству. Композиция технологических линий предполагает чередование периодов интенсивной смыслотворческой деятельности с периодами со- зерцания, которые позволяют воспитаннику отрефлексировать свои переживания и результаты собственной деятельности» [11, с.161-162]. 2). Проектирование методических мероприятий: педагогический семинар «Пути повышения качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях МЧС России»; подготовка предложений в проект требований к минимуму содержания вопросов патриотического воспитания, обязательных для изучения в образовательных учреждениях МЧС; научно-практическая конференция «Отечественный и зарубежный опыт формирования патриотизма: традиции и инновации»; педагогический семинар «Как превратить процедуры диагностирования качества патриотического воспитания в процесс развития обучающегося и саморазвития педагога?»; методическое объединение кураторов студенческих групп «Является ли качество патриотического воспитания проблемой современного общества?» (форма проведения – дискуссия); педагогический семинар «Как измерить качество патриотического воспитания?»; семинар – практикум для педагогов «Портрет современного студента-патриота»; тренинг «Овладение педагогами оценочными методиками при проведении мониторинговых исследований качества патриотического воспитания»; педагогический семинар – дискуссия «Возможны ли не только приобретения, но и потери на пути совершенствования качества патриотического воспитании?»; определение роли и места изучаемых учебных дисциплин (исследование учебников, лекций и т.д.), а также научных изысканий (исследование диссертаций, монографий, дипломных и конкурсных работ и т.д.) в патриотическом воспитании обучаемых в системе МЧС России; подготовка предложений о модернизации и совершенствовании процесса переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в целях усиления патриотической составляющей воспитательного процесса в АГЗ МЧС России, а также обеспечения более высокой эффективности патриотического воспитания обучающихся. «Сегодня теория и практика патриотического воспитания подрастающего поколения находится на переломном этапе развития, но все более очевидны в этом процессе недостаточность традиционных представлений о задачах и функциях патриотической работы, а также формализм, проявляющийся прежде всего в увлечении парадными оборонно- массовыми мероприятиями и др. Требуется новое, более глубокое методологическое, психолого- педагогическое осмысление природы патриотизма граждан России ХХI века» [11, с.170]. Для того, чтобы справляться с нарастающей сложностью, неоднозначностью, хаотичностью и непредсказуемостью современного мира, необходимо иметь в основе картины мира незыблемые традиционные духовные ценности, одной из которых, на наш взгляд, является любовь к Родине, которая не позволит переформатировать сознание подрастающего поколения. В современных гибридных войнах «…эффективность информационно-сетевого воздействия на население и органы государственного управления обусловлена следующими факторами: развитие средств вычислительной техники и социальных сетей в глобальных коммуникациях сделало их движущей силой трансформации общества; успехи психологии в области изучения поведения людей и управления их мотивациями позволили оказывать не только заданное воздействие на большие социальные группы, но переформатировать сознание целых народов. ...Отличительной особенностью такой войны является комплексное взаимосвязанное использование вооруженных и невооруженных форм борьбы – политической, экономической, психологической, информационно-сетевого противоборства и др. … Противоборство идеологическое – «…использование клеветы, искажения информации, подмена понятий, внесение ментальных вирусов и мифологем в сознание населения противника. Государство, не подготовленное к ведению войн нового поколения, обрекает себя на неминуемое поражение" [2, с.72,74]. В своих научных статьях мы неоднократно отмечали, что в новой Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г. от 29 мая 2015г. определены государственные приоритеты в воспитательной работе, одним из которых является «…формирование уважения к русскому языку как к государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального определения» [8, с.109]. Однако важно и необходимо констатировать, что перестройка профиля корпоративной культуры с рыночного, бюрократического, адхократического и др. на патриотический встречает на своем пути много препятствий. Несомненно, что у подрастающего поколения есть ярко выраженный запрос на идеи патриотизма, что имеет подтверждение в анонимном анкетировании, имевшем место в Академии МЧС России. Педагогам и воспитателям необходимо разработать инструментерий формирования "естественного" патриотизма, с целью сохранения социокультурной идентичности обучающихся в вузах, школах и др. Язык, формирующий менталитет, способствует идентификации личности. Духовные и нравственные ценности, ценностные коды и скрепы - это сфера жесткой конкуренции и объект информационного воздействия в современном глобальном мире. В данный момент Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий готовит проект федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации», мы очень надеемся, что наши разработки могут быть своевременны, полезны и с научной, и с методической точки зрения.
2. References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 «O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii».
2. Grazhdanskaya oborona / Izdanie 2-e, pererabotannoe. Pod obshch. red. V.A. Puchkova; MChS Rossii. — M.: 2017. — 407 s. 3. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https:// www. https://en.wikipedia.org/wiki/International_Standard_Book_Numbero (data obrashcheniya 23.07.2017). 4. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.yeltsin.ru (data obrashcheniya 23.07.2017). 5. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.kantiana.ru (data obrashcheniya 23.07.2017). 6. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.energoatlas.ru (data obrashcheniya 23.07.2017). 7. Kolesov V.V. Zhizn' proiskhodit ot slova. SPb. 1999.-S.148-149. 8. Saltykova M.V. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda kak osnova dlya obnovleniya tselostnogo pedagogicheskogo protsessa: etnofunktsional'nyi podkhod./ M.V. Saltykova // Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoi zashchity. 2016, № 1.-S. 103-109. 9. Saltykova M.V. Patrioticheskoe vospitanie v usloviyakh globalizatsii protsessov mirovogo razvitiya: etnofunktsional'nyi podkhod. / M.V. Saltykova // Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoi zashchity. 2016, № 3.-S. 97-104. 10. Saltykova M.V. Formirovanie "estestvennogo" patriotizma obuchayushchikhsya kak aktual'naya forma informatsionnoi zashchity lichnosti./ M.V. Saltykova // Obrazovanie i nauka v Rossii i za rubezhom. 2017, № 3(32), S.65-68. 11. Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossiiskom obshchestve. Monografiya. – Volgograd, 2006.-172 s. |