Library
|
Your profile |
Litera
Reference:
Krylova M.N.
Modern Literature for Teenagers: Early Adulthood
// Litera.
2019. № 1.
P. 234-242.
DOI: 10.25136/2409-8698.2019.1.23535 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=23535
Modern Literature for Teenagers: Early Adulthood
DOI: 10.25136/2409-8698.2019.1.23535Received: 07-07-2017Published: 01-04-2019Abstract: The article raises the problem of propaganda of early adulthood in the modern sentimental novel – the books about love for girls. There are three groups of novels. The first group – it's an ordinary Teenager book of good quality, raises relevant problems of formation of character, relationships with adults, peers and teachers, fight injustice, that is "disguised" a novel about love for the acquisition of a stable position in the book market. The second – high-quality Teenager book that combines actual problems with a strong line of love and thus working on early adulthood. The third (unfortunately, the most numerous) – the book of poor quality in which the main theme is love, the characters are sketchy, problems are not worked out, artistic merit are questionable. Such book teaches teenage girl willing to love, to seek relationships with boys and thus serves as an early maturing of readers Keywords: young-adult fiction, novel, adulthood, children's literature, love, girl, reading, teenager, writer, Russian literatureПроблема снижения активности чтения художественной литературы современными подростками общеизвестна; уменьшение интереса к чтению, вытеснение чтения другими видами проведения досуга (компьютерными играми, общением в социальных сетях) постоянно обсуждаются педагогами, психологами, филологами. Отметим, к примеру, статьи Н. Е. Кутейниковой [8], С. В. Тихоновой [12], Н. А. Черных [17], а также кандидатские исследования О. В. Виноградовой [2], М. И. Гриневой [4], Е. А. Колосовой [6] и другие работы. Важно также то, что именно читают современные девочки-подростки, какие произведения может предложить им сегодня издательская индустрия. По мнению О. А. Уткиной, для девочек начала XXI века характерен выбор более «лёгкой» литературы, а такая современная «литература формирует гендерные стереотипы: девочки – модницы, вокруг них должно быть всё красиво, девочки пассивны, их удел – любовь, забота, девочка должна быть миролюбивой и мягкой, проявлять сочувствие и поддержку» [14, с. 330-331]. Интересный сегмент современной подростковой литературы представляют собой книги жанра «любовный роман для девочек». Цель статьи – рассмотреть современные книги о любви для девочек с точки зрения проблемы раннего взросления подростков; выявить и проанализировать элементы, провоцирующие раннее взросление. Феномен раннего взросления активно обсуждается современными социологами, психологами и педагогами: К. С. Есиной и Р. К. Зариповой [5], А. В. Кочеровой [7], С. Н. Майоровой-Щегловой [9] и др. Изменение динамики процесса взросления современной молодёжи несомненно для исследователей, а вот факторы данного процесса оцениваются по-разному, и мы хотим рассмотреть такой из них, как качество и проблематика любимых подростками (девочками) романов о любви. Как известно, современные девочки-подростки любят читать больше мальчишек [14], и на удовлетворение их потребности в любовном чтиве активно работают сегодня ряд авторов. Книги о любви для девочек, создаваемые современными писателями, по нашему мнению, можно разделить на три группы. К первой относятся произведения, в которых под маской любовного романа прячется обычная подростковая книга. Современный любовный роман для девочек – это ещё и способ преподнести читательнице под маской популярного жанра обычную подростковую повесть. Так получается у Марии Чепуриной. Внешне её книга «В подарок – чудо!» [16] является любовным романом: у произведения соответствующее название, оно опубликовано в серии книг «Только для девчонок», снабжено обложкой с изображением влюблённой красавицы, да и в содержании любовная линия присутствует. На самом деле перед нами простая повесть, рассказывающая о Любе Багрянцевой, семья которой переехала в новый город, Елизаветинск, и девочке пришлось поступить в новую школу и налаживать отношения с одноклассниками из 8 «Б». Люба заинтересовалась историей своей семьи, точнее дальней родственницы, сбежавшей когда-то в Елизаветинск со своим женихом, и начала настоящее расследование – с чтением архивных документов, встречами с людьми, интернет-перепиской, изучением исторической литературы и даже путешествием по подземному ходу, где нашла – ни много ни мало – труп столетней давности. Попутно автор даёт обзор современных девчоночьих и мальчишечьих характеров, и показывает, как Люба учится быть индивидуальностью и понимать других. Девочке удалось к концу восьмого класса закончить расследование (эта линия в повести главная), найти родственников во Франции и победить в областном конкурсе краеведов, а также освоиться в классе и обрести настоящую подругу. Любовная линия заключается в том, что Саша Яблоков Любе просто весь этот год нравится, а в конце восьмого класса Саша, увидев, какая Люба умница, предлагает ей дружить. Что ж, скрыть такую повесть под обложкой любовного романа – это неплохой способ «доставить» её читателю. К сожалению, книг такого типа в корпусе современных произведений о любви для девочек немного. Вторая группа книг о любви для девочек-подростков – неплохие по качеству повести, авторы которых умело сочетают активную любовную линию с хорошим сюжетом и проблематикой. Такие книги оказывают на читателя противоречивое впечатление: хорошее качество книги, разнообразие её проблематики способствуют укреплению любовной линии. Рассмотрим данный эффект на примере повести «Медовый вечер» Анны Вороновой [3]. Любовная основа сюжета развивается на фоне повествования о деятельности подросткового театра, руководимого подлинным энтузиастом своего дела Вероникой Николаевной по прозвищу Шеф, создавшей вокруг себя не просто театр, а настоящий клуб увлечённых театром подростков. Тема погружения ребят в искусство сочетается с темами взаимоотношений с хулиганами, отношений с родителями. Повесть ненавязчиво учит смелости перед лицом опасности, взаимовыручке, настоящей дружбе. Вот только любовная линия подаётся слишком по-взрослому. Автор изображает исключительно сильное чувство: «Любовь бушевала с такой силой, что, пожалуй, преврати её в воду, могла бы, как цунами, затопить весь город». Нюта мечтает не просто об абстрактной любви, а о конкретном парне, и мечты её вполне конкретны: «Смутно виделось, как они, взявшись за руки, говорят друг другу какие-то важные слова. Как он тихо касается губами её губ. Как они идут навстречу ветру и торжественно гудящему озеру. Как сидят в темноте, и дыхание их смешивается…». О том, что будет после поцелуя, представления девушки довольно расплывчаты, и от этих мыслей замирает сердце: «Дальше Нюте становилось жарко и тревожно». В целом в описании любовных отношений героини с парнями нет ничего слишком откровенного, они просто выстроены по-взрослому и поэтому служат формированию в представлении девушки-подростка взрослых устремлений и желаний, служат её раннему взрослению. В контексте хорошего по качеству литературного произведения эта направленность книги особенно опасна. Однако книг такого плана среди любовных произведений для девочек тоже немного. Третья группа любовных романов для девочек, – книги низкого качества. К сожалению, их значительно больше, чем произведений первых двух групп, и поэтому они являются основным предметом нашего рассмотрения. О любви здесь рассказывается с обилием банальностей, избитыми фразами: «В восьмом классе Никита Веригин всем сердцем полюбил Сашу Чехову <…> он влюбился так, словно кто-то свыше дал ему возможность за всю свою жизнь полюбить только один раз и только одну-единственную девушку. Отдавая всего себя, он пытался добиться расположения гордой красавицы. Глядя в её серые глаза, Никита чувствовал, что пропал» (Ю. Фомина. Наряд для красотки) [15], конфликты неестественны, проблемы надуманны, сюжет примитивен, язык изобилует разного рода ошибками. В описании любовных коллизий нет правдоподобия, к примеру, мальчик, только что без ума влюблённый, может просто перестать любить: «Но в один из пасмурных дней Никита отказался от своих чувств» (Там же). Первые чувства подростков высокопарно называются словом «любовь», парень, который нравится героине, – «любимым», да и признаться в своих чувствах, сказать парню «Я тебя люблю» девушке ничего не стоит. Неотлаженность современного издательского бизнеса служит причиной того, что произведения подобного рода проникают на прилавки книжных магазинов и попадают в руки юных читательниц, не способных оценить их «по достоинству» и просто не читать. Одна из писательниц, создающих подобные произведения, – Елена Усачёва, перу которой принадлежит не менее двух десятков книг этого жанра. Конечно, писать книги о любви для подростков – задача не такая уж и простая. Как найти ту грань между невинностью и распущенностью, установить которую обязательно, чтобы книга не получилась пошлой? Сложная задача Е. Усачёвой, в общем-то, удаётся: её влюблённые девчонки – это не маленькие взрослые, а девчонки, которые мечтают о свиданиях, гадают на картах, боятся привидений. Вот только они уже в тринадцатилетнем возрасте хотят замуж и удивляются, если кто-то этого не хочет: «Если бы Катюша была такой красивой, она бы непременно уже была замужем. А Татуся какой год сидела в их магазине и семьей, судя по всему, обзаводиться не собиралась» (Е. Усачёва. Лето моих надежд) [13]. В цитируемой повести у героини-девочки есть старшая и более опытная подружка, которая даёт наполненные женским житейским опытом советы, касающиеся, например, одежды: «Если на тебя сразу обратят внимание, значит, запомнят. Если запомнят, то будут замечать и дальше. А от заинтересованности до любви один шаг» (Там же). Получается, что повесть учит маленьких читательниц быть взрослыми, открывает перед ними тайны любви, готовит к реальным отношениям, одним словом – подталкивает раньше взрослеть. Ещё один писатель, создающий популярные у современных девочек подростковые любовные романы, – Вадим Селин. Обращает на себя внимание не только упор писателя на любовную линию, его нацеленность на формирование у девчонок представления о подростковой любви как копии любовных отношений взрослых, но и его художественная несостоятельность. Например, при описании драки писатель считает нужным (самым важным) сообщить: «Из-за драки у него даже порвалась футболка. Это была новая майка голубого цвета, которую он надел в честь практики и которая великолепно оттеняла его загар и светлые волосы» (В. Селин. Любовь со второй попытки) [11], демонстрируя неумение подбирать детали для описания, выделять основное, а также склонность к банальностям в описаниях. Да, во время драки замечание о футболке, оттеняющей загар парня, – это, конечно, самое главное… Внимание на выражение лиц, движения, речь дерущихся, обращать не надо. Вот футболка… Для героини повести В. Селина «Любовь со второй попытки» основное во внешности молодого человека – его красота: «Он был просто модельной внешности!». Любовь затягивает героиню, как омут: «Мне хотелось слышать его голос постоянно, я была просто опьянена этим парнем». Девочка серьёзно относится к свиданию: «Собиралась несколько часов – делала укладку, красила ресницы, тщательно подбирала одежду» и по-взрослому принимает разрыв: «Такого в моей жизни ещё никогда не было. Именно поэтому я была настолько потрясена. Но прошло время, а оно, как известно, лечит». Это – действия взрослой женщины. Глупыми и примитивными выглядят одноклассники героини. Их образы схематичны: пресмыкаются перед дочкой завуча, зовут «лохушкой» ту одноклассницу, которую дочка завуча приказала так звать. Это «озлобленная толпа» без личностей, без собственного мнения, получающая удовольствие от унижения «лохушки». Для героинь подростковых любовных романов притягательна любовь «как у взрослых», а её основным признаком, как ни крути, является секс. Мы не хотим сказать, что девочки-подростки в романах занимаются сексом, нет, но они мечтают… Из арсенала сексуальных атрибутов героине-подростку доступны объятия: «А Жека стоял – столб столбом! – молчал, смотрел, а потом неловко притянул её к себе, так что она ткнулась носом в его тяжёлую кожаную куртку. В области груди» (А. Воронова. Медовый вечер), горячие взгляды: «Дианка весь день не отводила глаз от Яблокова!» (М. Чепурина. В подарок – чудо!) и, конечно, поцелуи: «Потом его губы, обжигая кожу горячим дыханием, осторожно покрыли поцелуями веки, щёки и добрались до губ. Саша не успела даже начать переживать, как они поцеловались» (Ю. Фомина. Наряд для королевы). И эта атрибутика исключительно привлекательна: «Саша широко распахнула глаза и уставилась на Никиту. Ей захотелось кинуться ему на шею, обнять от всей души и целовать, целовать, целовать!!!» (Ю. Фомина. Наряд для королевы). Да и подаётся нередко в совершенно взрослых описаниях, так что даже сложно определить, откуда это отрывок – из книги для взрослых женщин или для девочек-подростков. Сексуальная линия очень сильна и, несомненно, оказывает значительное воздействие на юных читательниц, начинающих мечтать о том же – взглядах, объятиях, поцелуях… Описания отношений с парнями может быть очень красивым: «Рэд перестал играть, глянул на Юльку и поцеловал ей ладонь. Это был жест рыцаря. Но в то же время – мужчины. Влюбленного. Любящего. И любимого» (А. Воронова. Медовый вечер). Такие описания формируют представление девочек о любви, о том, какой она должна быть. В анализируемом сегменте подростковой литературы также весьма слабый воспитательный компонент. Иногда воспитываются даже отрицательные качества, например, мещанство: «Если Люба явится в школу в этой турецкой ерунде, её тут же поднимут на смех. Тогда уж про Сережу точно можно позабыть!» (М. Чепурина. В подарок – чудо!) или негативное отношение к учителям: «Ну так там у нас директриса была дура, – откровенно высказалась Аля. – Она бы и в форму нас с удовольствием одела!» (А. Антонова. Звезда новогодней ночи). Темы же, поднимаемые в детской книге, могут просто шокировать, как, например, тема детской мастурбации: «Мама заметила, что я трогаю себя между ног. Отвела к врачу. Ты же знаешь её. Чуть что…» (Н. Васина. Глинвейн для Снежной королевы) [1]. Шокирует и трактовка таких сложных, «спорных», странных в детской книге тем. Взрослая героиня, с которой пятилетняя Лера поделилась своей проблемой, просто отвечает: «Всё это ерунда, пока ты не занимаешься такими вещами при посторонних. Почаще мой руки, вот и всё» (Там же). Возможно, иначе произведение, задуманное как любовная история, и не могло быть написано, и установка даётся самим жанром, нацеленным на подражание любовным романам, которые читает мама… Скорее всего, мы имеем дело с привлечением читателя любой ценой. Говоря о книгах жанра подросткового любовного романа, нельзя не затронуть проблемы их низкого художественного уровня, являющегося, как нам кажется одним из классификационных признаков данного жанра и заимствованного вместе с самим жанром из литературы для взрослых. Что является истинной причиной того, что язык и стиль любовных романов далеки от совершенства и, самое главное, к этому совершенству не стремятся, можно предположить. Во-первых, дело в самих авторах: берутся за книги данного жанра не самые искусные писатели. Во-вторых, идейное и тематическое однообразие влекут за собой однообразие художественное. В-третьих, скорость создания данных произведений не предполагает вдумчивую работу над словом. В результате – однообразная лексика, минимум средств выразительности, сухой язык, банальности, вульгаризмы, канцеляризмы, художественный примитивизм, грамматическое однообразие, даже речевые и грамматические ошибки. Среди лексических ошибок преобладают связанные с употреблением паронимов, например, прочить и пророчить: «Многие пророчили ей светлое будущее. Да и до сих пор пророчат» (Ю. Фомина. Наряд для королевы). Грамматическая ошибка может заключаться в неверном употреблении деепричастного оборота: «Казалось, глядя на него, что голубь постоянно улыбается, а глазки у него милые и будто стеснительные» (В. Селин. Любовь со второй попытки), а также в неправильном употреблении отрицательной частицы не: «С тех пор Саша зареклась туда даже ногой не ступать» (Ю. Фомина. Наряд для королевы»), неверном порядке слов в предложении: «А ещё ждала художественная школа два раза в неделю, которую Нюта очень любила и старалась не пропускать» (А. Воронова. Медовый вечер). Есть также логические ошибки: «У него была подбита бровь и царапины на щеках» и даже орфографические: «Сегодня, в первый день школьных каникул, все отмучившиеся дети просто обезумили от счастья и рванули развлекаться» (Ю. Фомина. Наряд для королевы»). Для подростков, чтение которых формирует их художественные вкусы на всю жизнь, общение с такой книгой опасно: может привести к дальнейшему неприятию, непониманию настоящей литературы, написанной другим языком, более художественной, поднимающей реальные, а не надуманные проблемы. Жанр подросткового любовного романа – достаточно новый в русской литературе, появился он уже в постперестроечный период, когда детская литература переживала кризис и начался процесс её уподобления взрослой. В советской литературе для подростков жанра любовного романа не было. Обязательная и естественная линия первой любви никогда не была единственной в произведении, сопровождала линии другие: главным был рассказ о становлении характера, борьбе с несправедливостью, дружбе, предательстве, вражде и отношениях – со сверстниками, родителями, учителями. Вспомним хотя бы такие произведения классической подростковой литературы советского периода, как повесть «Оля пишет Коле, Коля пишет Оле» Анатолия Алексина или «Мы в пятом классе» Людмилы Матвеевой. В жанре же любовного романа для девочек тема любви и отношений с мальчиками стала основной, а иногда (как у В. Селина, Е. Усачёвой, Ю. Фоминой и др.) даже единственной. Получается, что сам жанр изначально настроен на «взрослую» тему и на то, чтобы ускорить взросление современной девочки-подростка, показать ей, что любовные отношения – главное в её жизни. У читательницы формируется представление, что, если у неё нет парня, если она не встречается с мальчиками, то она неполноценна. Ни о каком целомудрии в произведениях данного жанра вообще не может идти речь, в этом суть жанра: «Я, дурочка, слишком много ему сразу позволила, вот он и бросил меня через неделю» (И. Молчанова. Виртуальный ангел) [10]. Любовь естественна, любовь – это цель. Мы ни в коем случае не хотим утверждать, что именно появление и широкое распространение в последние два десятилетия книг жанра любовного романа для девочек привели к наблюдаемому сегодня падению нравов в подростковой среде, к тому, что девочки рано начинают вести половую жизнь. Однако некоторую роль они в этом процессе, несомненно, сыграли. Как видим, жанр любовного романа, войдя в подростковую литературу из литературы для взрослых, не изменился по своей сути. Книги данного жанра представляют собой истории, в которых основной, а иногда и единственной линией повествования является любовная. Отсутствие тематического разнообразия подкрепляется, кроме того, традиционно низким художественным качеством книг данного жанра. В современной российской литературе для подростков распространены любовные романы, которые в очень незначительной степени адаптированы для чтения девочек. В результате сформировался целый массив книг, нацеливающих девочек-подростков на раннее взросление. Читая литературу такого плана, девочка утверждается во мнении, что главное в её жизни – это общение с мальчиками, и не просто дружба, а любовь, причём желательно, настоящая, как у взрослых, – со страстями, изменами, коварными соперницами, поцелуями и прочее. Кстати, авторы и сами понимают силу своего влияния на подростка: «Но, если вы прочли тысячу и одну книгу о любви, вам непременно захочется пережить сие воспетое поэтами чувство» (А. Воронова. Медовый вечер). Чтение подростка формирует его личность. Если для взрослой женщины любовный роман – средство развлечения, способ ненадолго уйти в красивый мир любви от житейского однообразия и бытовых хлопот, то для девочки это учебник, книга жизни, руководство, во многом определяющее и её раннее взросление, и поведение на всю жизнь. Именно низкокачественные любовные романы для девочек, выделенные нами здесь в особую и наиболее многочисленную группу произведений, наибольшим образом ориентированы на раннее взросление читательниц-подростков. Ведь героиня здесь мечтает ни много ни мало «найти свою вторую половинку», она «без памяти влюблена» и «должна бороться за своё счастье» (Ю. Фомина. Наряд для королевы). Внешние проявления любви весьма откровенны: «Веригин шагнул к ней, и, не сказав ни слова, нежно обнял», «И правда – что ещё нужно? Дорогой и любимый человек, который лежит рядом и умиротворенно сопит тебе в шею…» (Там же). Героине – 14 лет! А ведь наибольшей популярностью у девочек будет пользоваться именно такая, полная волнующих подробностей повесть… При этом образы девушек, создаваемые авторами, весьма привлекательны. Например, в книге Ю. Фоминой «Наряд для королевы» героиня-подросток самостоятельна, инициативна, любит животных, занимается музыкой, ведёт здоровый образ жизни. Вот только в этом образе нет абсолютно ничего подросткового. Это взрослая женщина по взгляду на мир, по ощущениям, по поступкам, по желанию и умению любить. Автору, по всей видимости, вообще не знакомо такое понятие, как подростковая психология, а, может быть, и психология вообще. К сожалению, неправдоподобие описываемых ситуаций и надуманность чувств героев вряд ли помогут юным читательницам преодолеть возрастные кризисы и подготовиться к отношениям с мальчишками-сверстниками. А низкое качество книги не послужит средством формирования квалифицированного читателя. На фоне падения у современных подростков интереса к чтению всё более распространённой становится точка зрения, согласно которой неважно, что читают наши дети, лишь бы читали. Отчасти это правильно. Если привычка к чтению будет сформирована, то постепенно в круг чтения подростка могут войти и более серьёзные и качественные произведения. Однако есть книги, и романы для любви третьего рассмотренного нами типа в их числе, переход от которых к чтению достойной литературы может быть весьма затруднителен. Юная читательница не будет готова к восприятию ни языка, ни сюжетного плана качественного произведения, ни описываемых в нём чувств и психологии героев. Итак, современная подростковая книга о любви для девочек (так называемые романы о любви) представляет собой комплекс неоднородных по качеству и проблемному наполнению произведений. К чести авторов, не все они следуют жёстким канонам любовного романа, когда пишут произведение для подростка. Встречаются книги, в которых под маской любовного романа скрыта обычная подростковая повесть, поднимающая классические для данного жанра проблемы – отношений со сверстниками, учителями и родителями, становления характера, социализации и под. Если к данным проблемам добавляется сильная, «взрослая» любовная линия, то мы имеем дело с жанровым образованием, способным оказать на юную читательницу сложное впечатление и ускорить её взросление. Большая же часть подростковых произведений о любви – книги низкого качества, в которых культивируется желание девочки любить по-настоящему, по-взрослому. И именно данная литература вносит особенно значительный вклад в процесс раннего взросления нашей современницы, девочки-подростка. References
1. Vasina N. Glintvein dlya Snezhnoi korolevy: roman. M.: Eksmo, 2004. 352 s.
2. Vinogradova O. V. Pedagogicheskie usloviya povysheniya effektivnosti chteniya podrostkami literatury fentezi: Avtoreferat dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01. M., 2002. 22 s. 3. Voronova A. Medovyi vecher. M.: Eksmo, 2007. 192 s. 4. Grineva M. I. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya kul'tury chteniya podrostkov v obshcheobrazovatel'nom protsesse: Avtoreferat dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01. SPb., 2015. 23 s. 5. Esina K. S., Zaripova R. K. Prichiny rannego vzrosleniya molodezhi // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki: Sb. nauchn. tr. po mat. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Tambov: Yukom, 2014. S. 55-56. 6. Kolosova E. A. Detskoe chtenie v sovremennoi Rossii: sotsial'nye funktsii, struktura i praktiki: Avtoreferat dis. … kand. sotsiol. nauk: 22.00.04. M., 2011. 23 s. 7. Kocherova A. V. Dinamika izmeneniya skorosti vzrosleniya nesovershennoletnikh v russkoi kul'ture vtoroi poloviny XX veka – nachala XXI veka // Sotsiodinamika. 2016. № 1. S. 190-212. 8. Kuteinikova N. E. Razvitie lichnosti podrostka i formirovanie interesa k chteniyu v protsesse izucheniya sovremennoi detsko-podrostkovoi literatury // Na putyakh k novoi shkole. 2015. № 3. S. 84-86. 9. Maiorova-Shcheglova S. N. Fenomen rannego vzrosleniya detei v sovremennoi Rossii // Sotsiologiya v sisteme nauchnogo upravleniya obshchestvom: Mat. IV Vseros. sotsiologich. kongressa. M.: In-t sotsiologii RAN, 2012. S. 2379-2380. 10. Molchanova I. Virtual'nyi angel. M.: Eksmo, 2010. 192 s. 11. Selin V. Lyubov' so vtoroi popytki. M.: Eksmo, 2011. 192 s. 12. Tikhonova S. V. «Portret» sovremennogo chitatelya-podrostka // Privolzhskii nauchnyi vestnik. 2014. № 8-2 (36). S. 39-43. 13. Usacheva E. Leto moikh nadezhd. M.: Eksmo, 2007. 160 s. 14. Utkina O. A. Gendernyi aspekt v detskoi literature: chto chitayut devochki // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2012. № 2. S. 328-331. 15. Fomina Yu. Naryad dlya krasotki. M.:. Eksmo, 2007. 160 s. 16. Chepurina, M. V podarok – chudo! M.: Eksmo, 2008. 160 s. 17. Chernykh N. A. Interes k chteniyu u sovremennykh podrostkov-shkol'nikov i ego razvitie // Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovatsii: Mat. nauch.-prakt. konf. (zaochnoi) s mezhdunar. uchast. / Otv. red. A. Yu. Nagornova. Ul'yanovsk: Zebra, 2015. S. 240-243. |