Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

Interethnic and Interconfessional marriages in perception of a modern resident of Mari El Republic

Schabykov Vitaliy Ivanovich

PhD in Philosophy

Senior Scientific Associate, Mari El Scientific Research Institute of Language, Literature, and History named after V. M. Vasilyev

424036, Russia, respublika Respublika Marii El, g. Ioshkar-Ola, ul. Krasnoarmeiskaya, 44, kab. 212

sebs9-kud@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2018.2.23018

Received:

15-05-2017


Published:

26-02-2018


Abstract: The subject of this research is the reflection of modern urban population of the Mari El Republic towards the interethnic and Interconfessional marriages. This problem is a part of the circle of relevant questions of monitoring of the current state of interethnic relations in polyethnic regions of the Russian Federation, as well as actualized within the framework of studying the questions regarding the ethnocultural integration in the society. Empirical material is provided by the data acquired in the course of sociological survey among the residents of Mari El Republic, conducted in 2015 by the department of Sociology of the Mari El Scientific Research Institute of Language, Literature, and History named after V. M. Vasilyev on the topic of “Interethnic and Interconfessional Relations in the Mari El Republic”. The applies in the article sociological data is introduced into the scientific discourse in form of the selected target context for the first time. The attitude of the modern residents of the republic towards the interethnic marriages is analyzed with consideration of their gender and age specificity, level of education, and national affiliation; their reflection regarding the Interconfessional marriages is viewed taking into account the nature and level of their religiosity. The article demonstrates that on one hand, the modern urban environment of the Mari El Republic, in general, is a vivid manifestation of the interethnic and Interconfessional tolerance and readiness to ethnic integration and intercultural interaction; while on the other hand, in the context of separate groups of the urban population, there is a high level of concern for the fate of the ethnic identity and national culture. The author substantiates the fact that the majority of residents have neutral attitude towards the Interconfessional marriages, and believes that nationality does not matter in the marriage.


Keywords:

Interethnic tolerance, Interconfessional marriages, Interethnic marriages, Interconfessional relations, Interethnic relations, Urban population, Public consciousness, Mari El Republic, Polyethnic region, Ethnosociology


Введение

Полиэтничность и поликультурность российского государства, неоднородная религиозная ситуация и «сложные этнические структуры на региональных уровнях выступают объективным основанием для образования межнациональных браков» [14], а также межконфессиональных семейных союзов.

Как отмечают исследователи, актуальность изучения межнациональных браков объясняется двумя факторами. Безусловно, «они содействуют укреплению дружественных отношений между народами, способствуют знакомству с инонациональной культурой, помогают снимать межэтническую напряженность» [15]; они напрямую «работают» на желаемую учеными, политиками и государственными деятелями этнокультурную интеграцию, межэтническую толерантность, на улучшение отношений между народами. «Вместе с тем такие браки в отдельных ситуациях могут вызывать опасения за состояние национального самосознания народа» [15]. Многие представители этносов и религий испытывают страх ассимиляции, потери своей самобытности, ярких национальных черт, обычаев и традиций.

Межнациональные и межконфессиональные браки чаще встречаются в среде городского населения. Это характерно и для Республики Марий Эл, являющейся полиэтническим регионом.

Данная тенденция межкультурного взаимодействия как характерная отмечается в исследованиях многих отечественных социологов, посвященных как исследованию ситуации в России в целом, так и в его поликультурных регионах [1; 11; 2; 4; 3; 12; 8; 10; 13; 9; 5; 6; 18]. В этом контексте представляет интерес изучение отношения к таким бракам самого горожанина, что позволит выявить как уровень его интеграционных устремлений, так и состояние его этноориентированных установок.

Статья написана на материале социологического исследования [См.: 7], проведенного отделом социологии Марийского научно-исследовательского института им. В.М. Васильева в 2015 году в Республике Марий Эл [Анализ результатов исследований предыдущих лет см. в работах: 16; 17]. В рамках данного исследования в городе Йошкар-Оле было опрошено 430 человек. Проанализируем отношение этой категории опрошенных к межэтническим бракам с учетом их половозрастной специфики, образовательного уровня и национальной принадлежности; их рефлексию относительно межконфессиональных браков – еще и с учетом их отношения к религии и в зависимости от степени религиозности.

Отношение горожан Республики Марий Эл к межэтническим бракам

В целом, в городе Йошкар-Оле межэтнический брак ближайших родственников (сына, дочери, брата, сестры) одобряют 19 % опрошенных; 47,3 % заняли нейтральную позицию, считая, что национальность в браке не имеет никакого значения. Как видим, в современном городском пространстве большинство населения спокойно смотрит на интеграционные процессы, не видя в них опасных для этноса тенденций.

Нежелательным межэтнический брак считают 10 % горожан; кроме того, 18,6 % ответили, что их отношение будет зависеть от того, с человеком какой национальности будет заключаться брак, – таким образом, более четверти горожан придают важное значение национальности человека, который должен войти в их близкий родственный круг, и опасаются этнической ассимиляции и потери этнической идентичности.

Таблица 1

Отношение респондентов к вступлению в брак ближайшего родственника

(сына, дочери, брата, сестры) с человеком иной национальности

(в % от числа опрошенных)*

Отношение к межэтническому браку

Считаю такой брак нежелательным

Мое отношение будет зависеть от того, с человеком какой национальности будет заключаться брак

Считаю, что национальность в браке не имеет значения

Положительное (одобрительное)

в зависимости от пола

Мужчины

12,1

18,5

46,6

18,1

Женщины

8,3

18,8

47,9

19,8

в зависимости от возраста

15–19 лет

7,7

22,6

46,6

14,7

20–29 лет

5,7

19,6

47,5

20,5

30–39 лет

11,0

17,0

52,0

20,0

40–49 лет

15,0

17,4

42,6

21,8

50–59 лет

8,1

18,8

51,9

19,4

60 лет и старше

10,7

17,9

45,9

15,8

в зависимости от уровня образования

Неполное среднее

12,8

20,3

46,5

20,4

Среднее

10,6

24,0

45,5

15,1

Среднее специальное

10,9

15,0

45,2

22,3

Высшее и незаконченное высшее

8,3

19,3

51,5

17,2

в зависимости от национальной принадлежности

Русские

7,9

18,6

48,8

19,9

Марийцы

12,5

16,7

47,9

17,7

Татары

20,7

31,0

34,5

10,3

*В таблицу не включена колонка с ответом «Затрудняюсь ответить».

Страх за национальную самобытность в наибольшей степени выражен у мужчин (12,1 % опрошенных считают межэтнический брак нежелательным), в возрастной группе 40-49 лет (15 % опрошенных), у респондентов с неполным средним образованием (12,8 %), у татарского населения (20,7 %). Наибольшую терпимость и открытость в плане создания семьи с человеком иной национальности проявляют русские (Табл. 1): почти половина опрошенных (48,8 %) отметили, что национальность в браке не имеет значения и почти пятая часть (19,9 %) положительно относятся к межэтническим бракам близких родственников. Чуть ниже показатели у респондентов-мари – соответственно 47,9 % и 17,7 %; у татар, в большей степени приверженных к этнической самобытности, эти показатели значительно ниже (34,5 % и 10,3 %).

Положительно относится к межэтническим бракам примерно пятая часть городского населения в следующих группах респондентов: с самым низким (неполным средним) и средним специальным образованием, в группах трудоспособного возраста (20–59 лет) и русских.

Заметим, что среди респондентов всех цензовых групп наибольшую часть составляют горожане-«нейтралы», то есть ответившие, что «национальность в браке не имеет значения» (Табл. 1). Наибольшее пороговое значение отмечено у респондентов 30–39 лет (52 %), 50–59 лет (51,9 %) и с высшим и незаконченным высшим образованием (51,5 %).

Респонденты с нейтральной позицией составляют самую многочисленную группу и относительно браков между представителями различных религий (Табл. 2). Больше всего таких респондентов по полу – среди мужчин (61,1 %), по возрасту – среди респондентов 30–39 лет (69,3 %), по уровню образования – среди респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием (61,6 %), по национальной принадлежности – среди русских (60,8 %), по отношению к религии – среди неверующих (70,7 %).

Исследование показывает высокую степень лояльности по отношению к межэтническим бракам у марийской молодежи города. Такая тенденция прослеживается и соседних с Республикой Марий Эл регионах, в финно-угорских субъектах РФ. Ее отмечают, например, удмуртские социологи. Так, Н.Н. Шулакова пишет: «Современная удмуртская молодежь демонстрирует лояльное отношение к смешанным бракам, большую личную готовность к созданию гетерогенного союза и не склонна рассматривать национальность в качестве важного критерия при выборе супруга» [18, с. 217]. Эта тенденция оценивается ею, во-первых, как свидетельство «о благоприятной межэтнической обстановке в регионе, более того, определенный процент национально-смешанных браков, вероятно, необходим для нормального развития современного этноса»; во-вторых, отмечает она, «высокая доля межэтнических браков, представляет собой определенную угрозу, поскольку именно эндогамия обеспечивает преемственность традиционной культуры и языка» [18, с. 217].

Отношение горожан Республики Марий Эл к межконфессиональным бракам

Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что в большей степени положительное отношение к межконфессиональным бракам и соответственно наибольшая межэтническая толерантность свойственны следующим группам горожан:

– верующим и в той или иной мере (строго все и нестрого) соблюдающим религиозные обряды,

– молодежи, в определенной мере уже состоявшейся в жизненной реальности (20–29 лет),

– пожилым людям (60 лет и старше),

– людям с самым низким (неполным средним) уровнем образования.

Чем выше степень религиозности респондентов, тем больше среди них положительно оценивающих межконфессиональных брак и тем меньше среди них занимающих по данному вопросу высказывающих нейтральную позицию (Табл. 2). Самый высокий показатель по положительному восприятию таких браков отмечен в группе верующих респондентов, строго соблюдающих все религиозные обряды (42,2 %).

Таблица 2

Отношение респондентов к бракам между представителями различных религий

(в % от числа опрошенных)*

Отношение к межконфессиональному браку

положительно

отрицательно

нейтрально

в зависимости от пола

Мужчины

26,2

6,5

61,1

Женщины

30,0

9,7

53,5

в зависимости от возраста

15–19 лет

28,6

0,0

55,7

20–29 лет

33,5

6,8

57,3

30–39 лет

21,4

3,2

69,3

40–49 лет

22,4

9,1

61,2

50–59 лет

24,3

13,0

55,9

60 лет и старше

38,0

14,2

43,0

в зависимости от уровня образования

Неполное среднее

37,7

6,8

49,2

Среднее

29,7

10,0

50,8

Среднее специальное

28,3

7,7

57,4

Высшее и незаконченное высшее

24,8

8,5

61,6

в зависимости от отношения к религии

Верующие

28,5

7,6

58,0

Колеблющиеся

33,7

6,5

51,3

Неверующие

19,3

6,9

70,7

в зависимости от степени религиозности

Верую и строго соблюдаю все религиозные обряды

42,2

8,8

40,7

Верую, но религиозные обряды соблюдаю нестрого

32,1

10,3

52,5

Верую, но никаких обрядов не соблюдаю

22,7

4,5

66,3

в зависимости от национальной принадлежности

Русские

26,8

6,9

60,8

Марийцы

28,1

9,4

54,2

Татары

31,0

6,9

51,9

*В таблицу не включены колонки с ответами «Другой ответ» и «Затрудняюсь ответить».

Отрицательно относящихся к межконфессиональным бракам больше всего среди горожан старшего возраста: 50–59 лет – 13 %, 60 лет и старше – 14,2 %. Противников таких браков вообще нет среди респондентов юного возраста (15–19 лет), наименьшее количество – среди респондентов среднего возраста (30–39 лет) и верующих, но не соблюдающих никаких обрядов.

Заключение

Итак, полученные результаты социологического исследования позволяют сделать следующие выводы:

– ярким проявлением межэтнической толерантности и готовности к этноинтеграции в современной городской среде Республики Марий Эл можно считать позитивное восприятие межэтнического брака близких родственников примерно пятой частью жителей трудоспособного возраста (20–59 лет) и русских горожан, составляющих основную часть урбанистического социума, а также положительное отношение к межконфессиональным бракам большой части верующих и в той или иной мере (строго все и нестрого) соблюдающих религиозные обряды состоявшейся в жизненной реальности молодежи и пожилых людей преклонного возраста;

– активно проявляет толерантность через отношение к межэтническим и межконфессиональным бракам население с высшим и незаконченным высшим образованием;

– несмотря на существующее в этническом сознании горожан толерантное отношение к межнациональному и межконфессиональному браку, в их общественном мнении прослеживаются мысли о необходимости учитывать при выборе брачного партнера этническую и конфессиональную принадлежность и сохранить тем самым этническую идентичность и национальную культуру; в наибольшей степени эта тенденция проявляется среди татар и марийцев, мужского населения, горожан среднего возраста, с самым низким уровнем образования;

– среди респондентов всех цензовых групп наибольшую часть составляют горожане, нейтрально относящиеся к межконфессиональным бракам и считающие, что в браке национальность не имеет значения.

References
1. Arutyunyan Yu. V., Drobizheva L. M., Susokolov A. A. Etnosotsiologiya: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Aspekt-Press, 1998. 270 s.
2. Bokova T. L. Osnovnye tendentsii razvitiya mezhnatsional'noi sem'i v rossiiskom obshchestve // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. Inzhiniring georesursov. 2007. T. 311. № 7. S. 103–106.
3. Galieva G. I. Mezhkonfessional'nyi brak v polikul'turnom obshchestve // Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya. XX Mezhdunarodnaya konferentsiya pamyati professora L.N. Kogana, 16–18 marta 2017 g., Ekaterinburg. Ekaterinburg: UrFU, 2017. S. 1326–1331. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/46669/1/klo_2017_147.pdf
4. Zeleneeva G. S. Mezhnatsional'nye i mezhkonfessional'nye otnosheniya v Respublike Marii El na rubezhe KhKh–KhKhІ vv.: avtoref. dis. … kand. ist. nauk. Kazan', 2011. 23 s.
5. Makarova I. A. Mezhnatsional'nye braki v sovremennykh usloviyakh: osobennosti, faktory, motivy formirovaniya: (na primere Zabaikal'skogo kraya): avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Ulan-Ude, 2016. 23 s.
6. Makharova G. S. Natsional'no-smeshannye braki v Respublike Buryatiya na sovremennom etape: dis. … kand. ist. nauk. Ulan-Ude, 2003. 123 s.
7. Mezhkonfessional'nye i mezhnatsional'nye otnosheniya v Respublike Marii El: nauch.-statistich. byulleten' MarNIIYaLI im. V. M. Vasil'eva; avt.-sost. V. I. Shabykov, O. V. Orlova, G. S. Zeleneeva, A. V. Gulyaev. Ioshkar-Ola, 2016. 181 s.
8. Murzabulatov M. V. Odnonatsional'nye i natsional'no-smeshannye braki v gorodakh Respubliki Bashkortostan. Ufa: Print, 1994. 24 s.
9. Popova L. N. Obshchee i osobennoe v natsional'no-smeshannykh brakakh: (na materialakh Respubliki Sakha (Yakutiya)): dis. ... kand. filos. nauk. Yakutsk, 2000. 141 s.
10. Sizonenko Z. L. Mezhnatsional'naya sem'ya na sovremennom etape razvitiya obshchestva: (na materialakh Respubliki Bashkortostan): dis. ... kand. sotsiol. nauk. Ufa, 1999. 156 s.
11. Susokolov A. A. Mezhnatsional'nye braki v SSSR. M.: Mysl', 1987. 142 s.
12. Titova T. A. Etnicheskoe samosoznanie v natsional'no-smeshannykh sem'yakh. Kazan': Fort-Dialog, 1999. 163 s.
13. Trifonova T. L. Sovremennye mezhnatsional'nye sem'i: tsennostnye orientatsii. Ulan-Ude: Izd-vo BGU, 2014. 127 s.
14. Khachatryan L. A., Chadova A. A. Mezhnatsional'naya sem'ya v sovremennom rossiiskom obshchestve. URL: http://philsoc.psu.ru/nauka-na-fsf/nauchnyj-zhurnal-fsf/99-nauka/vypusk-1/sotsiologiya/389-mezhnatsionalnaya-semya-v-sovremennom-rossijskom-obshchestve (data obrashcheniya: 10.05.2017).
15. Shakhbanova M. M. Otnoshenie k mezhnatsional'nym brakam v etnicheskom soznanii dagestantsev // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2008. № 11. S. 72–76. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0379/analit03.php (data obrashcheniya: 10.05.2017).
16. Shabykov V. I. Mezhetnicheskie otnosheniya v Respublike Marii El v kontse KhKh – nachale KhKhI veka. Ioshkar-Ola, 2014. 314 s.
17. Shabykov V. I. Religioznost' v sotsiokul'turnoi zhizni Respubliki Marii El (na materiale sotsiologicheskikh issledovanii 1994–2011 godov) // Sovremennye tendentsii i innovatsii v oblasti gumanitarnykh i sotsial'nykh nauk: sb. materialov I Mezhd. nauch.-prakt. konf. / Mar. gos. un-t; otv. red. M. A. Mokoseeva. Ioshkar-Ola, 2016. C. 342-351.
18. Shulakova N. N. Mezhetnicheskie braki v srede udmurtskoi molodezhi // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2015. № 10 (60): v 3-kh ch. Ch. III. C. 215–217.