Library
|
Your profile |
Legal Studies
Reference:
Frolov A.N.
Law and legal conscience: the dialectics of reciprocal influence
// Legal Studies.
2017. № 5.
P. 124-132.
DOI: 10.25136/2409-7136.2017.5.22954 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=22954
Law and legal conscience: the dialectics of reciprocal influence
DOI: 10.25136/2409-7136.2017.5.22954Received: 09-05-2017Published: 09-06-2017Abstract: The piece considers the dialectical peculiarities of reciprocal influence of law and legal conscience. The author reveals the categorical characteristics of the notions “law” and “legal conscience”, defines their essence and correlation. Special attention is given to the features of law and the structure of the system of law. The author analyzes the essential characteristics of law and the forming and formalizing rules of behavior helping detect the normative and compulsory character of legal norms, and the formulated legal system of social and legal regulation creates the necessary prerequisites for the formation of legal conscience. The study is based on the methods of axiological, normative and comparative-legal analysis. To study the theoretical background of legal conscience, the author uses the dialectical, system, and logical approaches and other methods, which help define the peculiarities of the phenomena under consideration. The author concludes that legal conscience is a set of subjective legal components: legal attitudes, feelings, emotions, theories and ideas connected with the reflection of legal norms, rights, freedoms and duties. Their purpose is to provide normative behavior of a citizen within a society and in relations with a state. They help reflect the legal reality and evaluate the background of legal practice and law, comprehend the prospects of development of legal life from the position of provision of a decent life for each person and fairness of interpersonal relations. Keywords: changes, reciprocal influence, dialectics, politics, state, rule, society, conscience , legal conscience , lawФормирование высокого уровня правосознания – необходимое условие эффективного процесса реализации права. Право и правосознание выступают в качестве важнейших правовых категорий, которые изучаются и исследуются научным сообществом на протяжении длительного периода времени. Это обусловлено не только их актуальностью и дискуссионностью, но и особой спецификой, которая характерна для рассматриваемых дефиниций, как в теоретическом, так и в прикладном плане. Правосознание и право в юридической науке считают фундаментом государственной и политической жизни. Также их рассматривают в качестве органа внутреннего правопорядка. Рассматривая диалектику взаимовлияния права и правосознания, следует подробно остановиться на рассмотрении данных категорий. В частности, В.Н. Жуков отмечал, что роль данных понятий для страны крайне важна. Связь с ними для государства жизненно необходима. Основываясь на представленном постулате, следует научиться определять их специфические особенности, диалектику взаимовлияния [6]. Право выступает как юридическое понятие. В этом контексте первостепенное значение отводится общим и основным его значениям. Право рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Исходя из этого правовые нормы и правовые полномочия, а также запреты и обязанности, становятся определяющими [12]. Достоинством права выступают его особые качества. Среди них следует выделить нормативность, общеобязательность, формальную определенность, выделенные качества делают его достаточно действенным и социально значимым инструментом регулирования государственно-правовых отношений. Cоциальная значимость права фиксирует нравственный фундамент и ценности как реалии социальной действительности [1]. Право возникает и существует лишь в обществе и, безусловно, испытывает на себя влияние множества факторов общественной среды (экономических, религиозных, национальных), однако наиболее существенным влиянием на право характеризуются общественные убеждения относительно него. И.А. Ильин доказывал, что сущность права заключается, прежде всего, в том, что оно есть объективно значащее правило поведения, создающее в душах людей особые мотивы, апеллирующее к разуму и воле человека. Это не значит, что право всегда обращается с устрашающими, принуждающими средствами социального контроля, возбуждает в душах людей честолюбие и желание выгоды. Автор подчеркивал, что положительное право, базирующееся на подобных принципах, приводит к собственному разложению и одновременно унижает человеческое достоинство. Сущность права не исчерпывается содержанием положительного права; право творится целеполагающим человеком, и тот, кто стремится познать эту основную природу права, должен созерцать не только плохо сложенные в прошлом «ступени», но и верховную цель его восхождения». В современных условиях реформирования правовой сферы и оптимизации государственной политики выводы о неэффективности изменений только в сфере позитивного права, сделанные И.А. Ильиным, приобрели новое «звучание» и особую актуальность. Право есть система закрепленных в официальных источниках общеобязательных норм, устанавливаемых государством и обеспечиваемых его принудительной силой. И этим фактически отождествляем право с законом. Это реалистичный взгляд на право, который позволяет избежать путаницы. Но, с другой стороны, мы также признаем необходимость обязательного учета исторически выработанных правовой наукой и практикой принципов, которые «безликую формулу» закона наполняют определенным содержанием. Можно сказать, что «...теперь, при изменении подхода к сущности самого права, его роли в жизни общества, при коренной переоценке всех ценностей в сфере права, в том числе и категории правосознания, особенно важно возродить, оценить и воплотить в жизнь весь накопленный в этой области научный потенциал. Это позволит надеяться на основательную разработку концепции правосознания на формулирование «интегрального» определения этого понятия в ходе развития и обновления правовых, социально-политических, экономических и других реальностей нашего общества». Таким образом, всеобщее признание права ключевым регулятором общественных отношений позволяет глубже оценить его свойства и роль. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сформулировать авторскую позицию в отношении права как юридической категории, а именно: «Право необходимо определять, как совокупность законодательно закрепленных правил, регулирующих поведение людей в обществе, основанных на справедливости и свободе. Сущностные характеристики права сводятся к формирующимся и закрепляющимся в обществе правилам поведения, что позволяет выделить нормативность и обязательность исполнения норм права. Выработанная правовая система социально-правового регулирования создает необходимые предпосылки для формирования правосознания. Раскрыв суть и роль понятия «право», перейдем к более дискуссионному понятию «правосознание» с дальнейшим выявлением взаимовлияния права на общественные процессы, на сознание и поведение граждан и правосознания на содержание норм права. Под сознанием по традиции подразумевают возможность субъекта отражать объективную реальность или итог такого отражения. Другими словами, речь идет о целостном образе объективной реальности. Сознание – это одно из основных понятий социологии, психологии и философии. Данный термин означает высший уровень психической активности личности как социального существа [9]. На наш взгляд видится необходимым рассмотреть различные подходы к пониманию правосознания и сформулировать авторский подход к пониманию данной дефиниции. Упомянем некоторые работы, чтобы показать состояние понятийного аппарата данной категории. Так, Ю.Г. Ткаченко полагает, что правосознание необходимо анализировать с позиций знания права и отношения к праву [11]. При этом дефиниции правосознания определяются в рамках двойственного подхода: определения уже сложившегося состояния и исследование его правовой социализации. О.Ф. Скакун указывает на то, что понимание личностью ценностей естественного права, свобод и прав – это первостепенный пункт правосознания. Также исследователь отмечает, что человек должен оценивать работающее право с точки зрения его соответствия универсальным ценностям, которые зафиксированы в международной документации о правах человека. Правосознание не только создает отношение личности к правовой реальности. Оно также ориентирует человека на определенные трансформации в правовой области [10]. Согласно точке зрения В.А. Щегорцова правосознание формируется на основе волевых, познавательных и оценочных компонентов, которые оказывают влияние на формирование юридических знаний и определяют отношение к действующему праву и различного рода явлениям правового характера [14]. Д.А. Потопейко наделяет понятие правосознания несколько другим смысловым оттенком. Он изучает его как явление, которое вызвано необходимостью регламентации образа действий личностей в определенных взаимоотношениях общения через определение законных прав и обязанностей участников данных взаимоотношений» [8]. А.С. Гречин в свою очередь указывает на то, что в качестве содержания правового сознания всегда выступают правовые явления и право в обществе. Оно во всех случаях имеет место исключительно в связи с правом и по поводу права [5]. Это подчеркивает характер взаимозависимости исследуемых нами категорий. Характеризуя правосознание, следует принимать во внимание его прагматические и рациональные стороны. Согласно точке зрения В.А. Чефранова под правосознанием понимается «совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правового сознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах» [13]. Представленное определение отражает положение, важное с методологической точки зрения. Оно основано на изучении правосознания в качестве сложно организованной системы со своими особыми внешними и внутренними формами выражения. В связи с вышеизложенными доводами, представляется верным, что характерным для правосознания является не только отражение классовых интересов, но также и общечеловеческих ценностей. Последние выражены в праве. Речь идет о равенстве, социальной справедливости и свободе. В.И. Бегинин подчеркивает такой ценностный подход к пониманию правосознания. Он справедливо наделяет правосознание созидательной силой, которая способна к совершенствованию имеющихся общественных отношений, к их преобразованию. В.И. Бегинин заявляет о том, что правосознание – это система переживаний, оценочных суждений, представлений и взглядов по поводу должного и существующего порядка общественных отношений, основанных на охраняемых и определенных государством обязанностях и правах их участников. Также автор указывает на то, что правосознание – это осознание ответственности за состояние порядка общественных отношений [4]. Не вызывает сомнения, что выработанный подход является верным. Здесь имеется такая сторона общественного сознания, основой которой является единение морального и правового мотива осознания права как обязательства, которое личность принимает внутренне. На первом плане практическая сторона содержания правосознания и его регулятивное качество. Если исходить из этого, становится понятным, что залогом правового прогресса является повышение уровня правового сознания общества в целом, правоприменителей и правотворцев. Как уже было отмечено, в науке вопрос, касающийся нормативности правосознания, является дискуссионным. Авторская позиция состоит в том, что причиной дискуссионности многих вопросов теории правосознания является множество методологических подходов сторонников исторической, социологической школ права, марксистской, позитивистской, естественно-правовой теорий. Также сюда следует отнести сложность самого феномена и множественность процессов, которые им детерминированы. Подавляющее большинство ученых придерживаются следующей точки зрения: характерной для правосознания является нормативная природа, то есть по их мнению правосознание – это, по сути, та часть индивидуального и общественного сознания и морали, которая относится к праву. Анализируя весь спектр различных научных работ, можно утверждать, что очень часто правосознание считают формой общественного сознания, потому что оно является отражением правовой реальности, результат которого находит выражение в формулировке теорий, идей, эмоций, представлений, а также отношение к правовой реальности со стороны субъекта [2]. Структура правосознания – это не просто комплекс компонентов и взаимосвязей, а внутренняя организация целостной системы, компоненты которой располагаются в диалектическом взаимодействии друг с другом. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что правосознание имеет сложное содержание. У этой структуры есть как внешние, так и внутренние формы выражения. Внутреннее строение правового сознания содержит два компонента: правовую идеологию и правовую психологию [3]. Правовая идеология представляет собой систему идей, теорий и концепций, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву, действующему и желаемому, к различным формам юридической деятельности. В свою очередь, правовая психология это комплекс привычек, переживаний, настроений, эмоций, чувств, отражающих отношение людей к юридической деятельности. Основными выводами исследования является предложенное и аргументированное авторское определение правосознания: «Правосознание – представляет сферу сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и субъективных правовых компонентов: правовых установок, чувств, эмоций, теорий и идей, связанных с рефлексией правовых норм, прав, свобод и обязанностей, призванных обеспечивать поведение людей в обществе в юридически значимых ситуациях». Правовая действительность отображается именно с их помощью. Также данные аспекты позволяют давать оценку основам юридической практики и права, осмыслить перспективы развития правовой жизни общества с позиции обеспечения достойной жизни каждого человека, справедливость в рамках межличностных отношений. По нашему убеждению, все представленные положения имеют свое значение для понимания категорий права и правосознания, они раскрывают сущность данных правовых категорий, исходя из этого, видится необходимым рассмотрения в контексте диалектического взаимовлияния права и правосознания. Согласно сути правового сознания, создаются форма и содержание юридических актов, устанавливаются структурные черты отдельных норм права и правового акта в целом. Правовая психология наряду с идеологией выступает в рамках данного процесса в качестве корректирующего начала. Термины, язык правовых актов в той или иной мере соответствуют имеющимся в обществе представлениям о праве, степени развития правовой культуры граждан и законодателей. На наш взгляд, правосознание составляет основу процесса создания нормативного поведения (правового, прежде всего). Также оно является основой для вероятного исправления нормативного поведения (к примеру, если речь идет о мотивационной сфере). С точки зрения деонтической правовой логики (или её ещё часто называют логикой норм), основу оценки поведения личности составляют нормативные суждения (деонтические правовые модальности). На их базе реализуется «проверка» поведения на соответствие правовой норме (обязанность – правомочие, разрешено – запрещено), а также последующая социальная характеристика такого поведения [7]. В соответствии с этим начинают формироваться нормативные суждения о возможном и должном поведении личности в рамках различных правовых ситуаций. Также формируется нормативная самооценка правозначимого поведения самой личности. В конечном итоге эти факторы и определяют развитие поведенческих процессов саморегуляции и самоконтроля. На основе нашего анализа можно придти к выводу о том, что нормы права влияют на развитие правого сознания людей, создание конкретных представлений о нормах и принципах, ответственности, правовых отношениях. Их активная роль может проявляться как к индивидуальному, так и общественному правосознанию. Право на общественное сознание может оказывать влияние следующим образом: правовые акты наделяют обязательным значением те политические и правовые представления и взгляды, которые появились в рамках общественного сознания, однако доминирующими еще в нем не стали. Впрочем, отразившись в правовом акте, данные представления и взгляды наделяются авторитетом воли государства. Это является основой для определения их активной роли в развитии и создании правосознания. Тот факт, что реализация правовых норм существенной частью представителей гражданского общества является сознательной (как внутренние убеждения) показывает, что правосознание имеет регулирующее значение. Таким образом, следует отметить, что право и правосознание это близкие и тесно связанные и взаимовлияющие между собой понятия. По нашему мнению, правосознание должно отражать правовую систему ценностей, основанную на гуманистических принципах и началах. Речь идет о свободе, истине, добре, справедливости, стремлении к порядку, преданности родине. Политика страны должна быть направлена на воспитание ответственной личности с высоким уровнем правосознания. Это видится возможным только при условии уважения человека к себе. Поскольку уважая себя, личность уважает достоинство в окружающих, понимает свой уровень ответственности перед ними. Он почтительно относится к себе как к субъекту и творцу права, ценит правовые нормы и предписания как требуемую форму жизни и ценит его законы. Этим способом правосознание и право будут укреплять государственность, конструктивно и благоприятно сказываться на правовой сфере жизни нашего общества. Взаимосвязь правосознания и права носит сложный характер. По этой же причине обращаем внимание на то, что с одной стороны правосознание выступает как предшественник права, а с другой стороны, правовая система, которая сложилась в обществе, является одним из самых значимых аспектов, оказывающих на правосознание влияние. От правосознания зависят функционирование (действие) права, его соблюдение и применение. Если правосознание развито недостаточно, оно может оказать негативное влияние на осуществлении даже того законодательства, которое является самым совершенным в мире. Правосознание, которое в известном смысле выступает как источник права, выражается в правовых актах, влияет на результаты и процесс правотворчества. В процессе правовой реализации правосознание играет регулирующую роль. Это относится, в том числе к процессу разрешения юридических дел, принятию конкретных юридических решений и правоохранительных актов. Большая часть людей исполняет правовые нормы сознательно. Это еще одно доказательство того, что правосознание отличается регулирующим значением. Представляется справедливым выделить в данном контексте следующее: чем выше уровень правосознания, тем крепче будут правопорядок и законность. В свою очередь, правовые нормы влияют на развитие правового сознания, создание правильных представлений о правовых нормах и принципах, ответственности, правоотношениях. Если правовая норма является так называемой буквой закона, то правосознание – это дух закона. Взаимосвязь правосознания и права также выражается в том, что они являются составными элементами единого механизма. С помощью данного механизма удается реализовывать правовое регулирование отношений, имеющих место в обществе. Принимая во внимание все вышеперечисленное, важным видится отметить, что диалектика показывает, что необходимо установить четкую правовую регламентацию всех правовых отношений. Люди стремятся к краткости и понятности нормативно-правовых актов. А сейчас нормативно-правовые акты излишне массивны и тяжелы для восприятия, а иной раз излишне диспозитивны. В этом заключается диалектическое противоречие. Проведенный анализ диалектики взаимовлияния права и правосознания, позволяет прийти к следующим выводам: – сущностные характеристики права сводятся к формирующимся и закрепляющимся в обществе правилам поведения, что позволяет выделить нормативность и обязательность исполнения норм права. Выработанная правовая система социально-правового регулирования создает необходимые предпосылки для формирования правосознания; – правосознание представляет из себя комплекс субъективных правовых компонентов: правовых установок, чувств, эмоций, теорий и идей, связанных с рефлексией правовых норм, прав, свобод и обязанностей, которая призвана обеспечить нормативное поведение гражданина в обществе и во взаимодействии с государством; – обоснование диалектики взаимовлияния права и правосознания представляет особый интерес с научной точки зрения ввиду важности данных правовых категорий. Выступая в качестве основ, обеспечивающих политико-государственное развитие и правопорядок в обществе, данные категории тесно взаимосвязаны между собой. Анализ различных интерпретаций исследуемых дефиниций достаточно убедительно доказывает данный факт; – диалектика взаимовлияния права и правосознания отображает комплексную сложную систему правой действительности, рассмотрение которой не получило должного внимания в специализированной правовой литературе. Во многом это обусловлено методологической ограниченностью научного поиска; – диалектика взаимовлияния права и правосознания выражается в их взаимообусловленности, что прослеживается в корреляции права и правосознания в теории и практике. Это происходит посредством регулятивной функции права и правосознания. – тезисом нашего диалектического анализа права является утверждение о том, что правосознание индивида и общества в целом должно знать и признавать содержание норм права; антитезис заключается в том, что правосознание может, как подталкивать к нарушению закона, так и к законопослушному поведению; синтезом права и правосознания является мудрое, справедливое законодательство и ответственное рефлектирующее правосознание социума и отдельных индивидуумов. Устранение противоречий, порождающих правонарушения – является целью синтеза права и правосознания, поскольку право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными, а общество – ответственным, сознательным и законопослушным.
References
1. Avrutin Yu.E. Gosudarstvo i pravo: teoriya i pravo. – M.: Yuniti-Dana. 2013. – S. 18.
2. Antonova Zh.D. Pravovoe soznanie v mekhanizme zashchity prav i svobod grazhdan. – Kursk: Yugo-Zapadnyi gosudarstvennyi universitet, 2015. – S. 3-4. 3. Babaev V.K., Baranov V.M. Obshchaya teoriya prava: Kratkaya entsiklopediya. – N.Novgorod: Nizhegorodskii yuridicheskii institut. 1997. – S. 83. 4. Beginin V.I. Obshchestvennoe pravosoznanie i gosudarstvennost'. Saratov: Izd-vo Saratovskogo universiteta, 1993. – S. 33. 5. Grechin A.S. Sotsiologiya pravovogo soznaniya. – M.: YuNITIDANA. 2001. – S. 40. 6. Zhukov V.N. Gosudarstvo. Pravo. Vlast': filosofiya i sotsiologiya. – M.: Mir filosofii. 2015. – S. 56. 7. Knapp V., Gerlokh A. Logika v pravovom soznanii: Avtor, perevod, s cheshek. / Pod obshch. red. I vstup, st. A.B. Vengerova. M., 1987. – S. 172-210. 8. Potopeiko D.A. Pravosoznanie kak osoboe obshchestvennoe yavlenie. – Kiev: Nauk. Dumka. 1970. – S. 11. 9. Prokhorov A.M. Sovetskii entsiklopedicheskii slovar'. – M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1985. – S. 848. 10. Skakun O.F. Teoriya gosudarstva i prava. – Khar'kov. 2000. – S. 501. 11. Tkachenko Yu.G. Metodologicheskie voprosy teorii pravootnoshenii. – M.: Yurid. Lit. 1980. – S. 52. 12. Tolstik V.A., Trusov N.A. Ponyatie soderzhaniya prava // Gosudarstvo i pravo. 2014. № 6. – S. 5-6. 13. Chefranov V.A. Pravovoe soznanie kak raznovidnost' sotsial'nogo otrazheniya (filosofsko-metodologicheskii ocherk). Kiev, 1976. – S. 13. 14. Shchegortsov V.A. Sotsiologiya pravosoznaniya. – M.: Mysl'. 1981. – S. 63. |