Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Urban Studies
Reference:

Monochromatic model of urban coloristics

Griber Yuliya Alexandrovna

Doctor of Cultural Studies

Professor, Director of Color Laboratory at Smolensk State University

214000, Russia, Smolensk region, Smolensk, Przhevalskogo str., 4

y.griber@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2017.2.22749

Received:

21-04-2017


Published:

30-07-2017


Abstract: The object of this research is the architectural coloristics as a historical and cultural phenomenon. The subject of this research is the monochromatic color pallet of the building facades common for certain urban areas of the world. The goal of this article consists in identification of the mechanism of formation of the monochromatic model of urban coloristics and systematization of its sociocultural specificities. The author thoroughly examines the key principle of the model that defines the correlation between the color and shape in urban space, as well as analyzes the strategies of spreading the monochromatic coloristics and mechanism of inheriting the color tradition by the culture. Special attention is given to the expert evaluation of the areas with monochromatic color pallet of the building facades. For resolution of the research problem, the author uses the method of classification aimed at the well-ordered description and explanation of the diverse variants of monochromatic model of the urban coloristics. Author’s special contribution lies in formulation of the historical and cultural grounds for structuring the typology of monochrome within the architectural coloristics. The scientific novelty consists in determination and description of the three major versions of monochromatic model: evolutionary, artificial, and mixed, which noticeably differ from the perspective of mechanisms of formation and sociocultural properties. Evolutionary versions represents a product of natural development of coloristics of the area; artificial is the result of target color design; and the mixed combines the artificial mechanism of introducing the new coloristics with natural way of future development of the new color traditions in urban fabrics.


Keywords:

color, city, urban coloristics, urban design, color design, model, color tradition, cultural norm, color plan, tradition


Введение

Для большинства городов мира характерна довольно разнообразная палитра, образованная различными природными и неприродными материалами, которые вместе составляют сложное по своей структуре и динамике цветовое поле (см., напр.: [1; 2; 3]). Однако внимательный анализ комплекса документов, закрепляющих и разрабатывающих принципы городской колористики [4], показывает, что у этого правила есть исключения: в истории цветового проектирования существуют поселения, колористика которых является монохромной и строится на одном единственном оттенке.

С точки зрения градостроительной живописи, для монохромной модели городской колористики характерен необычный принцип, определяющий связь между цветом и формой в современном городском пространстве. Здесь отсутствует традиционное противопоставление фигуры и фона, которое обычно составляет основу композиции в цветовом проектировании городского пространства, а главная идея модели заключается в перекраске как можно большего числа построек в единый цвет для создания яркого и запоминающегося образа.

Экспертиза существующих поселений с монохромной колористикой показывает, что они заметно различаются по возрасту и свойствам, а сама модель существует не в одном, а в нескольких различных вариантах, которые и стали предметом нашего исследования. Задача статьи заключается в выявлении механизмов формирования монохромной модели городской колористики и систематизации их социокультурных особенностей. Для решения исследовательской задачи используется метод типологизации, направленный на упорядоченное описание и объяснение разнородных вариантов модели.

«Эволюционный» вариант модели

Исторически первый вариант модели представляет собой продукт естественного развития колористики поселения. Распространение единого цвета в этом случае, как правило, происходит под сильным влиянием экономического фактора (см., напр.: [2; 5; 6; 7], а сам доминирующий оттенок является природным цветом наиболее дешевого и доступного строительного камня или пигмента. Например, город Джайсалмер в Индии (осн. в 1156 году), который за его цвет называют Золотым городом, построен из песчаника, и его колористика складывается из повторяющихся оттенков желто-коричневой части спектра. Длительное использование при возведении и декоре построек одного и того же материала приводит к тому, что пространство целого города, несмотря на разнообразие составляющих его архитектурных форм, постепенно заполняется единым характерным цветом и выглядит очень гармонично. Географический детерминизм сформировавшейся таким способом хроматической индивидуальности подчеркивается особенностями терминологии, которую предлагают использовать современные исследователи городской колористики для характеристики подобных городов и регионов: Ф. Сакко и Ф. Родолико называют отмеченное явление «геологией цвета» [цит. по: 6, c. 35], Ж.-Ф. Ланкло, Дж. Прайзман, М. Ланкастер – «географией цвета» [2], К. Вейхерт – «цветовым климатом» [5, c. 192].

В таком «эволюционном» варианте монохромной модели хроматическая основа может формироваться также под влиянием не географических, а культурных факторов. Однако при этом повторяется главный принцип «геологического» механизма модели: единый доминирующий оттенок в этом случае тоже представляет собой продукт естественного развития колористики поселения, за время которой цвет настолько прочно «срастается» с образом города, что чаще всего закрепляется в качестве его синонимичного топонима. Яркими примерами подобного рода являются Желтый город Исамаль в Мексике (осн. в 550-х годах до н.э.), Голубой город Джохпур в Индии (осн. в 1459 году) или Синий город Шавен в Марокко (осн. в 1471 году).

В этом случае монохромная колористика обязательно имеет отчетливую идеологическую подоснову, а выбор определенного оттенка, который закрепляется в палитре города в качестве главного и единственного, традиционно сопровождается большим количеством легенд и мифологических связей. Например, выбор заполнившего пространство Джодхпура голубого оттенка имеет религиозное объяснение, согласно которому основавший город махараджа Рао Джодха принадлежал к касте брахманов и считал, что дома представителей высшей касты должны отличаться от других, а потому окрасил свое жилище в голубой цвет. С этого времени дома брахманов здесь по традиции красили только в этот оттенок. С каждым годом цветных домов в Джодхпуре становилось все больше, и когда в 1950 году в Индии упразднили касты, город уже прочно ассоциировался с единым голубым цветом его зданий. Постройки города Исамаль, по легенде, окрасили в цвет желтой охры несколько веков назад, когда в нем разразилась эпидемия чумы, чтобы предупредить блуждающих путников о карантине. Существует и другое объяснение, символически связывающее этот цвет с солнцем, которому поклоняются жители города.

«Искусственный» вариант модели

Наряду с эволюционным, естественным и поступательным, путем формирования монохромной колористики в истории развития городских поселений существует достаточно много примеров другого варианта модели, когда город становится одноцветным практически мгновенно, в результате целенаправленного цветового проектирования.

В большинстве подобных случаев монохромная колористика рождается вместе с идеей города и составляет важную часть его проекта. Наиболее отчетливо такая стратегия выразилась в проектировании белых городов и поселков в первой трети ХХ века: В. Гропиусом в Дессау (1925–1926), Ле Корбюзье в Пессаке (1926–1927), Л. Мис ван дер Рое и др. в Штутгарте (1927), О.Р. Сальвисбергом на севере Берлина (1929–1931), Х. Шароуном в Шпандау (1929–1934) и др.

Упомянутые полностью белые населенные пункты появились после Первой мировой войны, когда страны Европы старались преодолеть период экономической и политической неустойчивости, связанной с тяжелыми последствиями войны, революциями в ряде стран, обострением социальных противоречий и ростом рабочего движения [7, с. 236–239]. Символическая связь белого цвета с «чистотой» и «порядком», которую подчеркивали в своих манифестах этого времени Т. ван Дуисбург [8], Ле Корбюзье [9; 10], А. Лоос [11], позволяет рассматривать выбор этой модели городской колористики как своеобразную «попытку спасти культуру», навязывая «окружающему хаосу свой порядок» [12, c. 19.].

Существует и другой вариант развития модели, при котором колористика уже сложившегося города намеренно и резко меняется на монохромную. Именно так, стремительно и неожиданно, преобразился цвет сразу нескольких десятков поселений в Испании (среди них – Ольвера, Грасалема, Эспера, Альгар, Алькала-дель-Валье, Саара-де-ла-Сьерра и др.), которые сейчас все чаще называют Белыми городами Андалусии (Pueblos Blancos). Эти города и поселки с многовековой историей до 1923 года были застроены преимущественно желтыми и красными жилыми домами, а потом в одночасье изменились по решению диктатора М. Примо де Риверо, который распорядился перекрасить все здания в единый белый цвет. Такую же мгновенную смену колористики пережил и еще один испанский муниципалитет – поселок Хускар, сегодня больше известный как Деревня Смурфов [13]. До 2011 года Хускар был незаметным маленьким населенным пунктом с населением менее 300 жителей. За живописный ландшафт компания «Sony Pictures» выбрала его для презентации мультфильма о голубых гномах и предложила жителям принять участие в коммерческом проекте, согласно которому все здания поселка должны были перекрасить на несколько недель в голубой вид, выплатив жителям денежное вознаграждение за их согласие, а затем, через две недели после премьеры, вернуть поселению первоначальный цвет. Однако новый цветовой образ настолько повысил туристическую привлекательность поселка, что жители решили сохранить уникальный оттенок и почти единогласно отказались от возвращения исходной колористики.

«Смешанный» вариант модели

Кроме «естественного» и «искусственного» вариантов монохромной модели, истории цветового проектирования городского пространства известен еще один тип, который представляет собой своего рода гибрид описанных стратегий. Как и в «искусственной» модели, в этом случае монохромная колористика тоже не появляется сама, а «вживляется» в уже существующее цветовое поле города, однако при этом она не заполняет его все целиком, а присутствует в нем лишь в виде небольших вкраплений. Единый тон охватывает не все городское пространство, а только отдельные постройки в расчете на то, что дальше включится естественный механизм развития цветовой традиции, и новая колористика сама распространится на большое количество жилых объектов, до неузнаваемости изменяя сложившийся цвет поселения.

Интересный пример такой стратегии распространения монохромной колористики представляет собой город Титизее-Нойштадт (Германия), образованный в 1970-е годы из двух самостоятельных поселений, совершенно разных как по своему характеру, так и по туристической привлекательности. Несмотря на объединение, части города, так и не сложились в единое пространство, и Нойштадт заметно отставал от Титизее в своем развитии. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в 2005 году по инициативе жителей Нойштадта был разработан проект цветовой джентрификации этого городского района [4, c. 300]. Инициатор акции колорист А. Майер применил в предложенном цветовом плане те же принципы, что обычно использовал в своих картинах: он сократил и сконцентрировал цветовые оттенки, чтобы уйти от «нервной колористики», и сделал желтый главным и единственным цветом в городской палитре.

Заключение

Экспертиза известных истории цветового проектирования поселений с монохромной колористикой, позволяет выделить три основных варианта монохромной модели: «эволюционный», «искусственный» и «смешанный», которые заметно различаются с точки зрения механизмов формирования и социокультурных свойств. «Эволюционный» вариант монохромной модели представляет собой продукт естественного развития колористики поселения, хроматическая основа которого поступательно развивается под влиянием географических или культурных факторов. «Искусственный» вариант является результатом целенаправленного цветового планирования, при котором колористика города изначально проектируется одноцветной или намеренно и резко заменяется на монохромную. «Смешанный» вариант совмещает в себе «искусственный» механизм «вживления» новой колористики с естественным способом дальнейшего развития новой цветовой традиции в городской ткани.

Во всех зафиксированных случаях цветовая инертность монохромных поселений представляет собой интересный факт наследования культурой цветовой традиции, который во многом объясняется тем, что архитектурное творчество испытывает длительное влияние имеющихся сооружений. Одним из главных качеств архитектуры является большая продолжительность жизни ее продуктов. По справедливому замечанию Р. Де Фуско [15, c. 22], в действительности архитектурный продукт используется, но не потребляется, и такое «долголетие» архитектуры приводит к тому, что новые постройки вынуждены постоянно учитывать прошлое, «предзаданную среду» и приспосабливаться к ней, перенося в сферу социального механизмы мимикрии и цветового конформизма.

Разработанные историко-культурные основания для построения типологии монохромности в архитектурной колористике и проведенная систематизация вариантов монохромной модели расширяют сложившиеся границы традиционного анализа цвета города и имеют значительный прикладной потенциал в практике принятия решений, связанных с планированием и регулированием городской колористики.

References
1. Swirnoff L. The Color of Cities. An International Perspective. New York: McGraw-Hill, 2003. 225 p.
2. Lenclos J.-Ph., Lenclos D. Colors of the world: the geography of color; preface by F. Barré ; translated by G. Bruhn. New York: Norton, 2004. 288 p.
3. Griber Yu. A., Maina G. Gradostroitel'naya zhivopis': analiz amerikanskoi i evropeiskoi traditsii. Smolensk: Izd-vo SmolGU, 2014. 132 s.
4. Griber Yu. A. Istoriya tsvetovogo proektirovaniya gorodskogo prostranstva: sbornik dokumentov i materialov. Smolensk: Izd-vo SmolGU, 2015. 350 s.
5. Wejchert K. Elemente der städtebaulichen Komposition / Bearb. d. dt.-sprachigen Ausg. W. Rietdorf; Übers. aus d. Poln. H.-J. Grimm. Berlin: Verlag für Bauwesen, 1978. 251 S.
6. Brino G. Introduction to a dictionary of colours of Italian cities // Colore. Quaderni di Cultura e Progetto del Colore. Notebooks of Culture and Colour Design. 2010. No. 68. P. 32–46.
7. Griber Yu. A. Tsvetovye reprezentatsii sotsial'nogo prostranstva evropeiskogo goroda. M.: Soglasie, 2013. 480 s.
8. Van Duisburg T. Tsvet v prostranstve / per. M. D. Kancheli // Mastera arkhitektury ob arkhitekture / pod obshch. red. A. V. Ikonnikova i dr. M.: Iskusstvo, 1972. S. 283–287. Stat'ya vpervye byla opublikovana v zhurnale «De Stijl» (1924, XII, № 6–7).
9. Le Korbyuz'e. Dekorativnoe iskusstvo segodnya. 1925 // Le Korbyuz'e. Arkhitektura XX veka. Moskva: Progress, 1977. S. 53–57.
10. Le Corbusier. L’art decoratif d’aujourd’hui. Paris: G. Crès, 1925. 218 p.
11. Loos A. Ornament und Verbrechen // Sämtliche Schriften in zwei Bänden. Bd. 1 / Hg. von F. Glück. Wien; München: Herold, 1962. S. 278.
12. Batchelor D. Chromophobie: Angst vor der Farbe / Aus dem Engl. von M. Huter. Wien : WUV-Univ.-Verl., 2002. 121 S.
13. Ofitsial'nyi sait munitsipaliteta Khuskar [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.juzcar.es (data obrashcheniya: 21.04.2017).
14. Wigley M. White Walls, Designer Dresses: The Fashioning of Modern Architecture. Cambridge: The MIT Press, 2001. 452 p.
15. DeFusco R. Architektur als Massenmedium: Anmerkungen zu einer Semiotik der gebauten Formen. Guetersloh: Bertelsmann Fachverlag, 1972. 178 S.