Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

World Politics
Reference:

National sports policy as an instrument of cultural safety provision: the international component

Maleev Arian

Post-graduate student, the department of Sociology of International Relations, M. V. Lomonosov Moscow State University

119991, Russia, Moscow, Leninskiye Gory 1, office #33

arian6731@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-8671.2017.2.22463

Received:

28-03-2017


Published:

02-05-2017


Abstract: The research object is the policy of Russia’s cultural safety provision. The research subject is the role of the sports sphere in the provision of the country’s cultural safety. Special emphasis is put on the international component of the issue. Soft power is gaining more and more importance in the modern international arena; it consists in the country’s ability to influence international affairs without using military power or threat of it. One of the key components of soft power is cultural influence, and the international prestige in the sports sphere is one of its elements. Cultural influence, in its turn, is an essential component of the national cultural safety provision. In this paper, the author analyzes Russia’s cooperation with other countries during the 2014 Olympic games in Sochi and in Rio de Janeiro in 2016. The author analyzes the doping scandals, associated with these sports events, the work of Media during these sports events, and their political aspects. The author compares the activities of Russia and Brazil, aimed at their international image promotion during the Summer Olympic games. The theoretical base of the work includes the studies of J. Nye, A. Wendt, S. Huntington, V.V. Kochetkov, and A.V. Torkunov. The author applies the methods of sources analysis, comparative analysis, introspection, and content-analysis of the relevant documents. The author concludes that significant expenditures for the country’s sports prestige maintenance are very important for Russia’s cultural influence. The author is the first Russian scholar who considers the aspects of international cooperation in the sports sphere. The author analyzes the current and the latest developments in this sphere. 


Keywords:

Soft power, national prestige, international influence, cultural safety, cultural aspects, international cooperation, sport, national safety, International image, Olympic games


В настоящее время две теории международных отношений, либеральный идеализм и конструктивизм, находятся в центре внимания ученых и публицистов.

Основой либерально-идеалистической парадигмы является развитие международных отношений в рамках общепризнанного порядка, в основе которого лежат универсальные ценности и общечеловеческие интересы. Важной составляющей данной теории являются идеи создания единого мирового правительства или единой наднациональной структуры. В рамках данной теории, прототипами таких организаций считались Лига Наций и ООН. Неотъемлемой частью теории также является концепция «коллективной безопасности». Ярким примером воплощения этих идей являются «Цели устойчивого развития ООН», а также функционирование НАТО.

Мы уточняем, что под либерально-идеалистической теорией мы понимаем, в первую очередь, проект глобальной универсализации и стандартизации международного порядка. В то же время мы отрицаем, что такой миропорядок однозначно будет построен на модели ценностей Западной Цивилизации. Вместо этого, мы сосредотачиваем наше внимание непосредственно на важности наднациональных акторов, являющейся неотъемлемой частью этой теории.

Перейдем к рассмотрению конструктивизма. В отличие от ориентации на структуры и иерархию, присущую либерально-идеалистической теории, конструктивизм сосредотачивается на изучении динамики процессов социального и политического характера. Согласно конструктивизму, в основе политических процессов лежат социальные явления, культурные ценности и обычаи стран. Данный аспект особенно интересен для целей нашей работы.

Мы предпочитаем придерживаться конструктивистской теории международных отношений. Это вызвано тем, что в рамках либерализма слишком большая роль отводится вопросам национальной безопасности и экономики. При этом не уделяется должное внимание вопросам культуры. Конструктивистская теория, в свою очередь, не только позволяет анализировать международные отношения в динамике, но и позволяет проследить взаимосвязь между политикой и социальными явлениями. Эта теория акцентирует внимание не только на материальных, но и на нематериальных явлениях, имеющих важное значение для понимания сложных политических процессов на международной арене.

Конструктивизм позволяет актуализировать социальные и культурные нематериальные факторы, а также обосновать их влияние на обеспечение национальной и международной безопасности. Это осуществляется посредством использования концепта «культурная безопасность».

Культурные явления невозможно отнести к материальным, что также является важным аргументом в пользу выбора нами конструктивистской теории как единственной на данный момент, в рамках которой возможно провести анализ влияния культуры на международные политические отношения. Значимость «мягкой силы» в этом вопросе не вызывает сомнений, что также является важным фактором, согласно которому мы предпочитаем придерживаться конструктивисткой теории международных отношений.

В современном мире наблюдается тенденция к тому, что не только нации, но и международные организации становятся акторами на международной арене. Примерами таким новых актором могут служить МОК и другие спортивные федерации.

Согласно теории конструктивизма, взаимодействие культур и межнациональная культура являются одними из наиболее важных факторов, которые конституируют международные отношения и мировой порядок в целом. Это положение основано на том, что восприятие реальности носит субъективный характер и подвержено изменению. Одним из факторов, которые могут влиять на картину мира индивида, являются спортивные мероприятия как важное проявление культурного и экономического могущества государства, а также его престижа на международной арене.

Успехи нации в сфере спорта поднимают уверенность граждан в том, что ценностные ориентиры их общества являются верными, повышают групповую сплоченность, а также положительно влияют на восприятие нации за рубежом. В связи с этим, сфера спорта обладает крайне высоким значением в вопросе обеспечения культурной безопасности страны.

Сфера спорта является неотъемлемой частью обеспечения национального престижа Российской Федерации. В современных условиях, международное сотрудничество в данной сфере является важным фактором увеличения мягкой силы государства. Мягкая сила, концепция, сформированная американским политологом Дж. Найем, подразумевает «Способность достигать результатов через убеждение и притягательность, а не через принуждение или плату» [10]. Суть мягкой силы, таким образом, состоит в создании благоприятного образа страны в глазах как собственного населения, так и в глазах мирового сообщества. Результатом функционирования мягкой силы является оказание непрямого воздействия как в стране, так и за рубежом. Мягкая сила проявляется в трех базовых элементах – привлекательной культуре, политических ценностях и легитимной внешней политике.

Мягкая сила непосредственно связано с концепцией культурной безопасности. Под культурной безопасностью мы понимаем такую ситуацию, при которой культура нации имеет возможность вступать в свободной взаимодействие с другими культурами и позволяет обществу развиваться в соответствие с требованиями времени, при этом не теряя своих исторически сложившихся отличительных особенностей.

Обеспечение культурной безопасности является приоритетной задачей государства в современном мире. В спортивной сфере этот вид деятельности выполняется Министерством Спорта РФ, которое осуществляет выработку и реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Главными задачами данного ведомства являются подготовка российских спортсменов для участия в международных соревнованиях, пропаганда физической культуры и спорта среди населения, выработка образовательных спортивных программ, поддержка спортивных общественных инициатив, а также создание необходимой спортивной инфраструктуры в России[5].

В 2014 г. в Сочи прошли ХХII Олимпийские зимние игры. К данному мероприятию было возведено 11 спортивных объектов, а также более 380 объектов инфраструктуры [4].

Для данного мероприятия были выработаны эмблема-логотип, талисманы, слоган, визуальный образ, дизайн медалей, а также памятные монеты и банкноты. Интересно отметить явную направленность символики на поднятие международного престижа России. Кроме высокого технического уровня осуществления, необходимо отметить слоган олимпиады. В русской версии он звучал как «Жаркие. Зимние. Твои», в то время как английский перевод звучал как „Hot.Cool. Yours“. В английском переводе второе слово несет дополнительный подтекст („Cool“ означает как «холодный», так и «классный»), понятный в первую очередь носителям английского языка [11].

Даже вне рамок непосредственных спортивных мероприятий организаторы направляли свои усилия на использование олимпиады в целях создания позитивного имиджа страны за рубежом. Особый интерес представляет проект Культурной Олимпиады «Сочи 2014». Данный проект являлся наиболее ярким проявлением государственной деятельности по улучшению международного престижа РФ, а также обеспечению культурной безопасности страны в рамках спортивного сотрудничества. Данный проект проводился с 2010 по 2014 гг. и включал более 3000 мероприятий, среди которых были концерты, фестивали, спектакли, показы фильмов, а также выставки [3]. Масштаб «Культурной Олимпиады «Сочи 2014» позволяет сделать вывод о том, что данный проект был одним из приоритетных аспектов всей олимпиады, а не ее дополнительным элементом.

В целом, можно сделать вывод о том, что ХХII Олимпийские зимние игры в Сочи были успешным мероприятием с точки зрения обеспечения культурной безопасности РФ, хотя имела место критика в отношении использования чрезмерного количества ресурсов для проведения данного мероприятия[12].

Также вызывает интерес критика западных СМИ касательно результатов подготовки к Олимпиаде [13]. Следует отметить, что положительные отзывы атлетов, гостей, а также представителей МОК о мероприятии позволяют говорить о том, что достоинства мероприятия перевешивали его возможные недостатки, т.к. главная цель, т.е. оказание положительного влияния на имидж страны, была достигнута.

Эта цель являлась особенно важной на момент проведения олимпиады, т.к. ее проведение практически совпадало с событиями на Майдане в Украине. В данном информационном контексте, описанное выше освещение олимпиады западными СМИ видится нам попыткой перенести реалии внутреннего украинского конфликта, сопряженного с ангажированным функционированием мировых СМИ, на все события того периода, в которых принимала активное участие Россия.

В свете выше изложенного, представляют интерес те параллели, которые можно провести между украинскими событиями и олимпиадой в Сочи и событиями в Осетии и Грузии в 2008 г. в совокупности с олимпиадой в Китае. В 2008 г., в связи с началом вооруженного конфликта с участием Грузии, РФ, Южной Осетии и Абхазии, наблюдались схожие попытки мировых СМИ политизировать Олимпийские игры [14]. Это еще раз показывает, что в современных реалиях соревнования атлетов вытесняются на второй план культурно-политическим противостоянием наций.

Игры ХХХI Олимпиады, прошедшие в 2016 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия, имели смешанные результаты для международного имиджа России. Это связано с допинговыми скандалами, в которые были вовлечены российские команды по легкой и тяжелой атлетике, а также академической гребле [8]. Данные скандалы являются достаточно опасным явлением, обладающим потенциалом к понижению позитивного отношения к успехам России в спортивной сфере, что, в свою очередь, может делегитимировать руководство страны, в связи с чем важно успешнее противодействие таким явлениям.

Иными словами, результаты спортивных мероприятий, уровень их проведения и их освещение в СМИ оказывают непосредственное влияние на имидж страны на международной арене. Успехи страны повышают имидж, неудачи и скандалы понижают его. В связи с этим, регулирование сферы спорта утверждается в качестве инструмента «мягкой силы».

Допинговый скандал, в центре которого лежал 323-страничый отчет Р. Макларена, заключался в обвинении российских властей в организации массовой подмены допинговых проб и оказании давления на независимые лаборатории в стране. Реакция в мире на данный отчет оказалась весьма противоречивой. С одной стороны, большинство западных СМИ заняло антироссийскую позицию в данном вопросе. В то же время член исполкома МОК Рене Фазель отметил, что не все в докладе базируется на реальных фактах, обвиняя комиссию в их подмене [15]. Таким образом, допинговый скандал стал сложным политизированным вопросом, подтверждая значимость спортивных мероприятий в международной политике.

Важность рассматриваемой проблемы основывается на том, что в современном мире положительный имидж страны превращается в экономический фактор. Россия заинтересована в активном международном сотрудничестве в сфере спорта, т.к. это позволяет наладить связи, которые с течением времени трансформируются в торгово-экономические. Другим важным экономическим фактором положительного имиджа страны является сохранение благоприятного инвестиционного климата. В настоящее время, Россия воспринимается за рубежом как рынок, полный институциональных преград. По этой причине, для ускорения экономического развития должны быть задействованы все доступные рычаги улучшения инвестиционного климата в стране.

Одним из наиболее перспективных рычагов является грамотное использование «мягкой силы». Мы полагаем, что международное сотрудничество, сопряженное с подготовкой к международным спортивным мероприятиям, само по себе улучшает инвестиционный климат страны, т.к. возникает большой объем бизнес- и туристического трафика.

Описанные выше экономические процессы важны не только сами по себе, но и как составная часть успешной культурной политики. Улучшение экономики само по себе может играть роль фактора «мягкой силы» и, таким образом, вносить значимый вклад в культурную безопасность России.

Также необходимо упомянуть значимость получения права на проведение международного спортивного мероприятия. Это право получается на конкурсной основе, и его получение само по себе является победой, т.к. говорит о экономической и политической привлекательности страны. Необходимо говорить о том, что международное сотрудничество в сфере спорта начинает играть важную роль в культурной безопасности страны уже на этом этапе.

Рассмотренные выше события подтверждают существования намеченной нами ранее тенденции: спортивная составляющая спортивных мероприятий постепенно теряет приоритет по сравнению с сопряженными мероприятиями культурного значения, направленными на улучшение международного имиджа страны.

Фактически, спортивные мероприятия становятся удобными международными площадками, на которых государства осуществляют соперничество в сфере культурного влияния.

Анализ активности СМИ, сопряженной со спортивными мероприятиями, подтверждает наше заключение. Так, новостные агентства при освещении спортивных мероприятий отдают предпочтения новостям, лишь косвенно связанным с спортивными мероприятиями, вместо этого сосредотачиваясь на политизированных аспектах этих явлений.

References
1. Vendt A. Chetyre sotsiologii mezhdunarodnoi politiki. M.: Gardarika, 1998. – 262 s.
2. Kochetkov V.V., Maleev A.A. Kul'turnaya bezopasnost' v mezhdunarodnykh otnosheniyakh: problemy kontseptualizatsii // Sotsiologiya, 2015.-№ 2. – s. 9-20.
3. Kul'turnaya Olimpiada 2014 // Sochi 2014 [Ofits. sait]. URL: http://www.olympic.ru/team/olympic-games/sochi-2014/socji-2014-culture/ (data dostupa: 25.04.2017).
4. Lagutina M.D. Olimpizm, olimpiiskoe dvizhenie i Olimpiiskie igry. M.: Litres, 2016.
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF № 607 «O Ministerstve sporta Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, № 26. – 25.06.2012.
6. Torkunov A.V. Obrazovanie kak instrument «myagkoi sily» vo vneshnei politike Rossii // Vestnik MGIMO-Universiteta, 2012.-№ 4. – s. 85-93.
7. Khantington S. Kto my?. M.: AST, 2004. – 640 c.
8. IPC says full findings of McLaren report unprecedented, astonishing // TASS [Official site]. URL: http://tass.com/sport/918130 (date of access: 25.04.2017).
9. Nye J. S. Jr. The Future of Power. N.Y.: Public Affairs, 2011. – 320 p.
10. Nye J. S. Jr. Why China is weak on soft power // The New York Times [official site]. URL: http://www.nytimes.com/2012/01/18/opinion/why-china-is-weak-on-soft-power.html?_r=0 (date of access: 25.04.2017).
11. Petersson B., Vamling K. The Sochi Predicament: Contexts, Characteristics and Challenges of the Olympic Winter Games in 2014. Cambridge: CSP, 2013.
12. Gibson O. Sochi 2014: the costliest Olympics yet but where has all the money gone? // The Guardian [Official site]. URL: https://www.theguardian.com/sport/blog/2013/oct/09/sochi-2014-olympics-money-corruption (date of access: 25.04.2017).
13. Sochi Olmypics 2014: 15 Epic Hotel Fails in the ‘Russian Riviera’ // The Huffington Post Canada [Official site]. URL: http://www.huffingtonpost.ca/2014/02/05/sochi-hotel-fail-photo-tweets_n_4733691.html (date of access: 25.04.2017).
14. Cummings D. Is Russia-Georgia Hostility Carrying Over to the Olympics? // Finding Dulcinea [Official site]. URL: http://www.findingdulcinea.com/news/sports/August-08/Is-Russia-Georgia-Hostility-Carrying-Over-to-the-Olympics.html (date of access: 25.04.2017).
15. Glava IIHF Fazel' ulichil komissiyu WADA v podmene faktov v doklade // Lenta.ru [Ofits. sait]. URL: https://lenta.ru/news/2016/07/25/fazelwada/ (data dostupa: 25.04.2017).