Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Politics and Society
Reference:

Modern aspects of the activity of Shanghai Cooperation Organization (SCO) and Eurasian Economic Union (EAEU) in the context of establishment and development of the economic and political space

Zhun Yan'

Post-graduate student, the department of Political Science, M. V. Lomonosov Moscow State University

105077, Russia, Moscow, Verkhnyaya Pervomayskaya Street 65, 2, 51

yanrongrong.ok@163.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0684.2017.3.22416

Received:

21-03-2017


Published:

28-03-2017


Abstract: The subject of this research is the Eurasian economic and political organizations, such as Shanghai Cooperation Organization and Eurasian Economic Union. The object of this research is the modern aspects of their activity in the context of growing importance of the Eurasian economic and political space. The author thoroughly examines the importance of Eurasian integration since it reflects the unity of the Eurasian nations, their interethnic solidarity, and multiculturalism. It is specifically underlined that the similar to SCO and EAEU organizations can be named as innovation cultural-economic and political program, which predicts the future state of social life that actively influence the social sphere they emerge in. The article determines that Shanghai Cooperation Organization and Eurasian Economic Union solve the analogous economic and political tasks, however the composition of the member-state alongside the direct goals of these organization differ in many ways. This work represents a brief comparative analysis of the SCO and EAEU activity within the framework of establishment and development of the Eurasian economic and political space. The conclusion is dame that currently, within SCO and EAEU,  there have been forming the new projects carrying the integration potential. In future, if keeping the same development rate and accepting the new member-states, these organization can move to a new level of geopolitical and economic impact in the multipolar world.


Keywords:

Integration potential, Multipolar world, Multiculturalism, Eurasian choice, Geopolitical union, Eurasian political space, Eurasian economic space, Eurasian integration, Eurasian Economic Union, Shanghai Cooperation Organization


Основы современной структуры ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) были заложены в 1960-е гг., когда Советский Союз и КНР стали решать некоторые важные территориальные вопросы, преимущественно пограничные, путем создания межгосударственного альянса. На современном этапе образовалась структура «три плюс три», включающая в себя Российскую Федерацию, Китай, Казахстан, с одной стороны, и Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, с другой. Сформировался привлекательный в экономическом и политическом отношении альянс, объединяющий усилия центральноазиатских государств, считающих себя государствами евразийскими.

Идея евразийского геополитического союза «три на три» очень важна и для Российской Федерации, и для Китая, и для центральноазиатских государств. В частности, А.А. Акаев, президент Кыргызстана до весны 2005 г., считал, что «в настоящее время в государственной и общественно-политической жизни России и других стран СНГ нет иной более важной заботы, чем способствовать движению к евразийскому единению, в частности, в форме Евразийского Союза» [1, С. 9]. По мнению А.А. Акаева, речь идет о такой форме объединения, которая близка к тому, что происходит сейчас в Европейском Союзе.

Для государств-участников ШОС и других евразийских организаций (таких, например, как ЕАЭС) идея евразийской интеграции очень важна, поскольку является отражением единства народов Евразии, их межэтнической солидарности и мультикультурности. Подобно тому, как существует выражение «европейский выбор», с появлением на исторической и политической сцене ШОС и других евразийских организаций (например, ЕАЭС) вошло в обиход выражение «евразийский выбор». Можно сказать, что евразийский выбор сделали все шесть государств, вошедших в ШОС, и близки к этому выбору государства-наблюдатели, такие, например, как Индия, Пакистан, Иран или Монголия. Есть еще страны, имеющие статус партнеров по диалогу, такие как Белоруссия или Шри-Ланка. К странам и объединениям стран, получавшим приглашение на саммиты глав государств ШОС, относятся Афганистан, СНГ и АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).

Само объединение шести различных как по экономическому, так и по культурному уровню стран в ШОС, следует рассматривать как феномен, совокупность программ будущих, потенциально возможных видов и форм человеческой деятельности. Евразийские организации, подобные ШОС и ЕАЭС, можно назвать инновационной культурно-экономической и политической программой, предвестницей будущих состояний жизни общества, оказывающих активное воздействие на социальную сферу, в которой они возникают.

Евразийский выбор многие исследователи связывают с предпочтением традиционалистского типа культуры западному. В частности, В.С. Стёпин пишет: «Конечно, традиционные культуры Китая, Индии, античности, Европейского Средневековья имеют свою ярко выраженную специфику. И все же в них можно выделить инвариантные черты, характеризующие традиционалистский тип развития. Точно так же можно выделить общие признаки различных цивилизаций техногенного типа» [10, С. 14].

С точки зрения В.С. Стёпина, главная ценность техногенной культуры – суверенная личность. На этой основополагающей ценности и базируется система прав и свобод человека. В традиционалистских культурах, напротив, важна, прежде всего, включенность человека в семейные, клановые и родовые отношения. Человек должен быть частью семьи, клана, касты, сословия, социальной группы, народа. С одной стороны, такая включенность в семейно-родовые отношения позволяет чувствовать себя более защищенным, с другой стороны, - утрачивается суверенность личности. Тем не менее, и у техногенных, и у традиционалистских цивилизаций есть свои, особые достижения. Государства Шанхайской группы сильны ценностями традиционалистского, коллективистского типа.

Некоторые ученые связывают евразийскую интеграцию с главным приоритетом внешней политики России, понимаемым как налаживание отношений с соседними странами - членами Содружества Независимых Государств - на основе общих политических и культурных традиций, культурного фона, экономической модели Советского Союза и т.д. С этой точки зрения можно рассматривать ШОС в качестве нового регионального проекта, который мог бы в будущем играть важную роль в проекте евразийском [11]. С одной стороны, именно ШОС позволяет Российской Федерации остаться в числе мировых лидеров, с другой – защищать национальные интересы России как государства с богатейшей историей и культурными традициями.

Одной из ключевых форм евразийской интеграции является формирование евразийского экономического союза, учрежденного в 2014 г. Евразийский экономический союз – это объединение нескольких государств Евроазиатского региона — России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. ЕАЭС — это открытая структура, как и ШОС. От кандидатов на вступление в эту организацию требуется разделять цели и задачи ее деятельности и проявлять готовность выполнять предусмотренные договорами обязательства. Созданию ЕАЭС предшествовало учреждение Евразийского экономического сообщества и Таможенного Союза, функционирующего как одна из структур ЕАЭС.

Одним из государств, инициировавших создание ЕАЭС, был Казахстан. Идея создания ЕАЭС была высказана президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым еще в 1994 г. Затем концепцию создания ЕАЭС поддержали такие государства, как Российская Федерация, Беларусь, Армения и Киргизия. Одним из важнейших преимуществ вступления в ЕАЭС и нахождения в этой организации является свобода хозяйственной деятельности на территории стран, участвующих в союзе. На базе институтов ЕАЭС должно быть сформировано единое торговое пространство, характеризующееся близостью (или даже общностью) бизнес-стандартов и норм ведения экономической деятельности.

На сегодня ЕАЭС является международной организацией, созданной в целях повышения конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц. В евразийских интеграционных объединениях (таких как ЕАЭС, ШОС и др.) отсутствует политический или экономический в лице какого-либо одного государства (например, КНР, Российской Федерации или Казахстана). ЕАЭС – это объединение суверенных государств, выстраивающих взаимодействие на паритетных принципах экономического и политического сотрудничества.

Основное отличие особенностей деятельности ШОС и ЕАЭС на сегодня состоит в том, что страны, вступившие в Евразийский экономический союз, нацелены не на политическую, а на экономическую интеграцию. Для деятельности ШОС политический аспект, напротив, остается очень важным. Однако при этом следует учитывать, что страны, вступившие в ЕАЭС, не имеют существенных политических разногласий, в виду чего могут сосредоточиться в основном на экономическом сотрудничестве. При существенных политических разногласиях государств, членов ЕАЭС, экономическая интеграция была бы затруднена.

Основные этапы истории ЕАЭС во многом повторяют этапы формирования ШОС. Так, в 1995 г. главы Беларуси, Российской Федерации, Казахстана, а затем – Киргизии и Армении – оформили соглашения, учреждающие Таможенный Союз. На основании Таможенного Союза в 2000 г. было учреждено Евразийское экономическое сообщество, или ЕврАзЭС. В 2010 г. было окончательно объявлено об основании Таможенного Союза. В 2012 г. возникло Единое экономическое пространство (сначала – при участии государств, входящих в Таможенный союз, а затем при участии еще и Армении и Киргизии). В 2014 г. между Российской Федерацией, Белоруссией и Казахстаном был подписан договор о создании ЕАЭС, а затем к этому договору присоединились Армения и Киргизия.

Шанхайская организация сотрудничества была основана в 2001 г. лидерами Китая, Российской Федерации, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В июле 2015 г. было объявлено о вступлении в ШОС Индии и Пакистана. Все входившие в ШОС страны (за исключением Узбекистана) являлись участницами «Шанхайской пятерки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Российской Федерацией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.

Основное структурное различие ШОС и ЕАЭС состоит в том, что в ШОС ключевую роль играют Российская Федерация и КНР, а в ЕАЭС – Российская Федерация и Казахстан. При этом ни ШОС, ни ЕАЭС не позиционируют себя как военный блок или как открытое регулярное совещание по безопасности. Главными задачами деятельности ШОС названы следующие: укрепление стабильности и безопасности на территориях государств – участниц организации, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и наркотрафиком, а также – развитие экономического сотрудничества, сотрудничества в области энергетики, а также научного и культурного взаимодействия.

Основные задачи деятельности ЕАЭС следующие: учреждение зоны свободной торговли, выработка норм, согласно которым товарооборот между странами-участниками ЕАЭС может осуществляться без пошлин, сохранение самостоятельности стран-участниц в области торговли с третьими странами. Наконец, предполагается формирование экономического пространства, в рамках которого будет осуществляться беспрепятственное движение товаров, а также свободный обмен сервисами, капиталом и кадрами.

В рамках ЕАЭС будет сформирован экономический союз, участники которого смогут координировать между собой приоритеты реализации экономической политики. Экономическая интеграция стран – участниц ЕАЭС – связана с созданием некой наднациональной структуры, определяющей приоритеты в выстраивании экономической и социальной политики государств, входящих в это объединение. При этом в непосредственные задачи деятельности союза входит сохранение свободы экономической активности хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в каком-либо государстве ЕАЭС.

Члены ЕАЭС получают возможность пользоваться преимуществами низких цен на товары, а также снижением расходов, связанных с транспортировкой грузов. Для стран-участниц членство в ЕАЭС является важным условием роста ВВП и усиления экономической активности. На сегодня в числе важнейших задач в рамках развития ЕАЭС - создание ряда наднациональных структур, деятельность которых будет направлена на содействие интеграционным хозяйственным процессам.

Президент республики Казахстан, Н. Назарбаев, в своей работе «Стратегия независимости» писал, что ЕАЭС – это «союз равноправных независимых государств, направленный на реализацию национально-государственных интересов каждой страны-участницы и имеющегося совокупного интеграционного потенциала» [8].

Базовыми институтами ЕАЭС являются комиссии: по экономике; сырьевым ресурсам (установление цен, а также квот для товаров и топлива, координация политики в сфере оборота драгоценных металлов); по межгосударственным финансово-промышленным объединениям и предприятиям; по вводу денежной единицы для расчетов; по вопросам экологии. В 2011 году, еще до того, как был подписан договор о создании ЕАЭС, была учреждена Евразийская экономическая комиссия. Эту комиссию основали Российская Федерация, Казахстан и Беларусь. Комиссия создавалась для управления процессами на уровне такой структуры как Таможенный Союз. Комиссия была подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету.

Высший Евразийский Экономический Совет также был создан за несколько лет до подписания государствами-участниками договора о создании ЕАЭС. Совет формировали главы государств-участниц ЕАЭС. Решения принимались в форме консенсуса. Утвержденные положения были обязательными для выполнения в странах-участницах ЕАЭС.

Однако в перспективах деятельности ЕАЭС и ШОС на сегодня существуют и настораживающие факторы. Так, президент Белоруссии А. Лукашенко заявил, что переживает за будущее ЕАЭС. По мнению А. Лукашенко на сегодня необходимо восстанавливать торгово-экономические отношения между странами Евразийского Экономического Союза.

А. Лукашенко заявил также, что товарооборот между Белоруссией и Казахстаном, как и между другими странами ЕАЭС на сегодня падает. И Российская Федерация, и Казахстан переживают, по словам А. Лукашенко, непростые в экономическом отношении времена. Тем не менее, болевые точки ЕАЭС, по словам президента Белоруссии, определены, и работа над их устранением ведется [7].

И в рамках ШОС, и в ЕАЭС Российская Федерация является важнейшим экономическим игроком (в ЕАЭС – ведущим). В то же время не в интересах Российской Федерации настаивать на чрезмерной политизации деятельности ЕАЭС или ШОС. В случае соблюдения баланса между экономической и политической составляющей в деятельности ЕАЭС и ШОС перспективы и того, и другого объединения можно назвать позитивными. В этом случае суммарный ВВП государств-участниц можно будет сопоставить с показателями лидирующих экономик мира. Объемы хозяйственных систем стран-участниц ЕАЭС и ШОС находятся на сегодня в состоянии роста.

И ЕАЭС, и ШОС – это открытые объединения. Так, соглашение о свободной торговле с ЕАЭС подписал Вьетнам. Интерес к активному сотрудничеству с ЕАЭС проявляют Сирия и Египет. На сегодня и ЕАЭС, и ШОС могут стать мощными игроками мирового рынка.

References
1. Akaev A.A. Budushchee Evrazii – v edinenii // Nasledie L.N. Gumileva i sud'by narodov Evrazii: istoriya, sovremennost', perspektivy. Sbornik statei Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, posvyashchennogo 100-letiyu so dnya rozhdeniya L.N. Gumileva. Sankt-Peterburg, 1-3 oktyabrya 2012 g. S. 9.
2. Vasil'eva N.A., Lagutina M.L. K voprosu o formirovanii Evraziiskogo soyuza: teoreticheskii aspekt // Evraziiskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika", № 10, 2011. S. 50-69.
3. Vasil'eva N.A., Lagutina M.L. Formirovanie Evraziiskogo soyuza v kontekste global'noi regionalizatsii // Evraziiskaya ekonomicheskaya integratsiya, № 3 (16), 2012. S. 70-82.
4. Vasil'eva N.A., Lagutina M.L. Global'nyi evraziiskii region: opyt teoreticheskogo osmysleniya sotsial'no-politicheskoi integratsii // Izdatel'stvo Politekhnicheskogo universiteta, 2012, № 3 (16) 2012. 250 s.
5. Zimonin V.P. Shankhaiskaya organizatsiya sotrudnichestva i evraziiskoe izmerenie bezopasnosti // Shankhaiskaya organizatsiya sotrudnichestva: k novym rubezham razvitiya: Materialy krugl. stola.-M.: In-t Dal'n. Vost. RAN, 2008. S. 89-100.
6. Kovalev M.M., Irishev B.K. Budushchee EAES. Slozhnyi poisk ravnovesiya i rosta // Vestnik assotsiatsii belorusskikh bankov, № 31-32, 2014. S. 77-88.
7. Lukashenko podelilsya perezhivaniyami o budushchem EAES. Elektronnyi resurs: http://belarus-mt.ru/blog/43153737231/Lukashenko-podelilsya-perezhivaniyami-o-buduschem-EAES
8. Nazarbaev N. Strategiya nezavisimosti. Kazakhstan, 2003. Elektronnyi resurs: http://presidentlibrary.kz/?p=2449&lang=ru.
9. Semenov Yu. I. Kak vozniklo chelovechestvo. M.: Nauka, 1966. S. 287-289.
10. Stepin V.S. Sovremennye tsivilizatsionnye izmeneniya i dialog kul'tur // Nasledie L.N. Gumileva i sud'by narodov Evrazii: istoriya, sovremennost', perspektivy. Sbornik statei Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, posvyashchennogo 100-letiyu so dnya rozhdeniya L.N. Gumileva. Sankt-Peterburg, 1-3 oktyabrya 2012 g. S. 14.
11. Selbi H. Perspectives on the SCO: Images and Discourses. The China and Eurasia Forum Quarterly.2009//Elektronnyi resurs: http://www.laender-analysen.de/bibliographies/pdf/POCCA-2010-1.pd