Library
|
Your profile |
Politics and Society
Reference:
Dikikh A.A.
Genesis and evolution of the Indian National Congress Party
// Politics and Society.
2017. № 9.
P. 23-41.
DOI: 10.7256/2454-0684.2017.9.22322 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=22322
Genesis and evolution of the Indian National Congress Party
DOI: 10.7256/2454-0684.2017.9.22322Received: 16-03-2017Published: 09-10-2017Abstract: The article presents the role of the Indian National Congress Party in development of India's foreign and domestic policy. The subject of the study is the principles of establishment of the party, examined within the framework of two periods of development and peculiarities of establishment of the political organization. The first period (1877-1946) lasts from origination of the party and activation of the national liberation movement of India until the declaration of independence; the second period (1947-2014) isa period of party’s dominance in the political life of India. The author conducted a comparative analysis of activity of the most influential party leaders: Mahatma Gandhi, Jawaharlal Nehru, Lal Bahadur Shastri, Indira Gandhi, Narasimh Rao, Kesri Singh, S. Gandhi, M. Singh, and Rajiv Gandhi. The scientific novelty consists in determination of the factors that contributed to consolidation of the leading positions of the party, as well as its subsequent shift to opposition. Special attention is given to examination of the results of elections, since the first elections in 1951, when the Indian National Congress started gaining its reputation in the parliament, all the way until 2014, when the party lost in the elections, yielding its position to the Bharatiya Janata Party. Keywords: India, Indians, party, national liberation movement, British rule, elections, Lok Sabha, Gandhi, Indian National Congress, Bharatiya Janata PartyИндийский национальный конгресс (ИНК) — одна из старейших политических организаций в Индии, которая на протяжении долгого периода была доминирующей партией в стране, а также возглавляла национально-освободительное движение. Членами ИНК было более 15 млн. человек, а в борьбе против британского правления в Индии, партии удалось объединить свыше 70 млн. участников. Учитывая значимость партии Индийский национальный конгресс, актуальным будет изучение деятельности этой политической организации с момента ее зарождения. Развитие Индийского национального конгресса можно поделить на два периода: Первый период (1877−1946) — с момента основания партии до обретения Индией независимости. В этот период партия вышла на первый план на политической арене и объединила внутри себя различные политические силы в процессе борьбы за независимость Индии. Второй период (1947-2014) — после обретения Индией независимости, когда ИНК занимал важное место в политической жизни страны и в течение 48 из 67 лет являлся правящей партией. При изучении первого периода были проанализированы труды отечественных и зарубежных исследователей. Формированию ИНК посвящены работы Е. И. Гневушевой, Л. Д. Машьянова, М. Брайтона, С. Джинскани, Дж. Р. МакЛейна, А. Мишры, П. Робба, М. Шантарама [4, 10, 16, 26, 28, 29, 32]; роли Индийского национального конгресса в национально-освободительной борьбе Индии — К. А. Антонова, Г. М. Бонгард-Левина, М. М. Кутиной, А. В. Райкова, И. М. Рейснера, Р. А. Улановского, К. Датта, В.Рана, П. Робба, Р. С. Шармы [1, 7, 8, 13, 18, 32, 35]; политике партии во время и после Второй мировой войны — К. А. Антонова, Г. М. Бонгард-Левина, А. М. Дьякова, В. К. Поддубного, П. Ситарамайи [1, 6, 12, 36]; деятельности лидеров Конгресса — О. В. Мартышина, Р. А. Улановского, М. Ганди, К. Гошала, Дж. Неру [3, 9, 11, 14, 21] и др. Также были изучены основные законодательные документы, касающиеся данного периода и имеющие отношение к деятельности ИНК — Акты о правительстве Индии 1915, 1919, 1924 и 1935 гг. [23]. При исследовании второго периода (после обретения Индией независимости) были изучены труды следующих исследователей: Т. Ф. Девяткиной, А. М. Дьякова, Б. Чандры, С. Хилнани, М. Мукерджи, А. Мукерджи, П. Робба [5, 6, 17, 27, 32] (принципы построения партии ИНК после провозглашения независимости в 1947 году); Н. Б. Шлыковой, Б. Чандры, М. Мукерджи, А. Мукерджи, Т. Сада Шивама [15, 17, 33] (всеобщие выборы в парламент Индии, начиная с 1951 года); Р.А. Улановского, И. Ганди, Дж. Неру [2, 11, 14] (деятельность лидеров партии) и др. Кроме того, были проанализированы официальные документы, имеющие отношение к исследуемому периоду: Акт о независимости Индии 1947 года, Конституция Индии 1949 года и др. [23]. Методология изучения выбранной темы основана на использовании исторического и сравнительного анализа. Цель исследования – выявить особенности генезиса и эволюции партии ИНК с 1877 по 2014 гг. Главной задачей исследования является анализ эволюции партии Индийский национальный конгресс с начала ее формирования по 2014 г., когда партия проиграла на выборах. Для этого требуется изучить два выделенных периода, проанализировать исторические обстоятельства, при которых партия занимала ведущее место в политической жизни Индии или, наоборот, теряла власть, переходя в оппозицию. Рассмотрим первый период (1877-1946) деятельности партии Индийский национальный конгресс — до обретения Индией независимости. Фундамент для создания партии подготовили провинциальные политические организации, созданные в разных регионах Индии. Политически образованные индийцы все больше понимали необходимость объединиться и организовать Всеиндийский форум, деятельность которого была бы направлена на подготовку реформы народного образования, а также на организацию борьбы за свободу от британских колоний. Правительство Британии предпринимало меры по распространению английского языка в системе образования Индии. Введение западного образования было направлено на примирение народа Индии и Британии и на прославление британского правления. Однако, западное образование повлияло на индийское общество совершенно иным образом. Теории таких философов, как Дж. Локк, Дж. Бентам, А. Смит и Вольтер, вложили в индийские умы идеи о свободе, равенстве и демократии. В итоге индийцы из разных регионов, говорящие на разных языках, смогли общаться между собой посредством английского языка, стали создавать свои политические организации. Понимание прошлых традиций и культуры, которыми были пронизаны древнеиндийские произведения, помогли индийцам осознать значимость своего народа и привели к возникновению духа национализма. Образование проложило путь к обретению независимости народа Индии от британских колоний. Эти и другие тенденции привели в итоге к созданию Индийского национального конгресса. Считается, что отцом Индийского национального конгресса [29] был А. О. Юм - английский чиновник. Один из учредителей Индийского национального конгресса. Впоследствии стал генеральным секретарем Конгресса. Служил в правительстве Индии с 1846 по 1879 годы. Его главной целью было обеспечить Британской империи так называемый «предохранительный клапан» [29] против растущего общественного недовольства. Для осуществления данной цели А. О. Юм полагал решить три задачи: во-первых, слияние в единую нацию всех народов, которые составляют население Индии; во-вторых, постепенное духовное, моральное, социальное и политическое восстановление Индии, способствующее ее дальнейшему национальному развитию; в-третьих, укрепление союза между Англией и Индией, устранение несправедливости в их взаимоотношениях [34]. Свой план Юм обсуждал с лордом Даффином (3-й генерал-губернатор Канады с 1872 по 1878 год и вице-король Индии с 1884 по 1888 год), который стремился держать общественное мнение в Индии под контролем, и Даффин предварительно одобрил идею «предохранительного клапана», в основном ради безопасности британского правления. Юм обратился с открытым письмом к выпускникам университета Калькутты 1 марта 1883 года (Калькуттский университет — один из старейших и крупнейших университетов Индии), в котором призвал их создать постоянную организацию для духовного, нравственного, социального и политического возрождения индийского народа [34]. Организация получила название Индийский национальный союз, сформировалась к концу 1884 г. и стала своего рода прообразом Индийского национального конгресса. Считается что, так называемая теория «предохранительного клапана», была поставлена под сомнение историками в период после обретения страной независимости. Они предполагали, что индийское восстание сипаев (солдат) 1857 года в конечном итоге положило начало формированию партии. Период 1857−1859 годов можно рассматривать как первый этап Индийской войны за независимость. Исходя из этого, роль Юма в формировании партии ИНК ставится под сомнение. Говоря о причинах возникновения Индийского национального конгресса, исследователь Б. П. Ситарамайи [36] полагает, что: 1. Индийский национальный конгресс был основан в Делийском дарбаре (королевский двор в Дели) в 1877 году. 2. Национальная выставка в здании муниципалитета Калькутты в 1883 году создала условия для роста Конгресса. 3. В 1884 году на съезде Теософского общества в Адьяре (пригород Мадраса, Индия) был обсужден проект и заложен основной фундамент всей Индийской политической организации. Первой причиной, выделенной Б. П. Ситарамайи, был Делийский дарбар в 1877 году, представлявший собой массовое собрание в честь коронации королей и королев Британской империи. В этом году королева Виктория была представлена в качестве императрицы Индии. Считается, что данное событие стало кульминацией в передаче управления большей части Индии от Британской Ост-Индской компании к короне. До восстания сипаев в 1857 году компания представляла собой акционерное общество по торговле с Индией и Китаем. После восстания компания превратилась из коммерческого торгового предприятия в ту, которая фактически управляла Индией. Скорее всего это послужило росту недовольств среди народа Индии. Второй причиной возникновения Конгресса, по мнению Ситарамайи, послужила Национальная выставка в г. Калькутте в 1883 году. В течении XIX нач. XX вв. Англия устраивала множество выставок на Индийском субконтиненте. На этих международных встречах Индия часто бывала в центре внимания. Данная выставка еще раз показала богатство и величие народа Индии, сыграв определенную роль в развитии национализма и националистических движений. Ведь, несмотря на всё богатство сырья представленного на выставке, оно экспортировалось по завышенным ценам, делая товары неконкурентоспособными, увеличивая таким образом бедность населения Индии. Импорт иностранных товаров и сырья осуществлялся также по завышенным ценам. Выставка показала богатство индийского народа и его зависимость от британского правления. Высокий уровень налогообложения в стране привел к задолженности у большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, экономическому застою и, в связи с этим, росту социальной напряженности. Третьей причиной формирования Конгресса послужил ежегодный съезд Теософского общества (организация, созданная в 1875 году для продвижения духовных принципов и поиска истины, известной как теософия) в Мадрасе (после 1996 г. Адьяр) в 1884 году, А. О. Юм представил свой план организации Индийского национального конгресса. Исходя из третьей причины, мы не можем отрицать роль Юма в формировании Конгресса и будем полагать, что именно его действия привели к созыву первой сессии Индийского национального конгресса, в работе которой приняли участие представители всех административно-территориальных единиц Индии. Первое заседание было проведено 28−31 декабря 1885 г. в Бомбее, на нем присутствовало 72 делегата. Председателем стал Вомеш Чандра Банерджи, он же был избран руководителем организации. Данный съезд состоял из людей, недовольных британским правлением. Среди таких людей был Дадабхаи Наораджи, который предложил переименовать Индийский национальный союз в Индийский национальный конгресс [31]. На первой сессии были сформулированы следующие задачи Индийского национального конгресса [26]: 1. стремиться к сотрудничеству всех индийцев; 2. ликвидировать понятие расы, вероисповедания и провинциальных предрассудков, а также сформировать национальное единство; 3. обсудить и решить социальные проблемы страны; 4. обеспечить значительное представительство индийцев в административных структурах. Конечной целью деятельности Индийского национального конгресса было формирование платформы для гражданского и политического диалога образованных индийцев с британской властью. ИНК изначально не был настроен против британского правления. Впоследствии в программу Конгресса было заложено требование национального равноправия англичан и индийцев, выполнение которого предполагалось достигнуть законными и мирными средствами. Со временем это требование стало вызывать недовольство со стороны британских властей, особенно, когда речь заходила о равенстве европейцев и индийцев при назначении на руководящие посты. Требования ИНК постепенно становились всё более радикальными в условиях противодействия со стороны британского правительства, партия все активнее принимала участие в движении за независимость. На основе целей и задач, принятых Индийским национальным конгрессом, формирующееся национальное движение в Индии можно разделить на три фазы: 1. Умеренная фаза (1885-1905); 2. Экстремистская и революционная фаза (1906-1918) и 3. Фаза Ганди (1919-1947) [31]. Рассмотрим первую фазу (1885-1905). В течение первых двадцати лет со дня своего формирования Конгресс был полностью под контролем либеральных лидеров, известных как умеренные: Тилак Балгангадхар, Сурендранатх Банерджи, Анни Безант, Гопал Кришна Гокхале, Читтаранджан Дас, Мухаммад Али Джинна, Дадабхай Наороджи, Бипин Чандра Пал,Лала Ладжпат Рай, Мотилал Неру. Они внесли огромный вклад в движение к общей цели — за индийскую независимость. В начале своей деятельности Конгресс пользовался доверием и симпатией со стороны британской власти, проводил лишь бумажные резолюции, не содержащие недовольства существующей властью. Такое отношение британского правительства к ИНК длилось не более 3-4 лет, сменившись подозрительностью и враждебностью к работе Конгресса. Программа ИНК содержала следующие реформы [30]: 1. Конституционные реформы. Умеренные лидеры требовали выделить большую долю индийцам в управлении страной. В данном случае не предполагалась полная независимость от британского правления, а лишь повышение их полномочий и включение представителей в Законодательные советы. Правительство не согласилось с предложенными реформами, и к 1887 году начинается агитация против различных действий и бездействий британского правления. Выражалось это, в основном, в различных брошюрах и листовках. Существенным был вклад Анни Безант, основателя Всеиндийской лиги гоумруля (The Indian Home Rule League) и лидера Индийского национального конгресса. Всеиндийская лига гомруля - организация, основанная Анни Безант совместно с Тилаком Балгангадхаром в 1916 г. Сторонники данной организации возглавили движение (гомруля) за самоуправление (автономию) народа Индии от британского правления. Результатом стали репрессивные меры, принятые правительством Британии. В 1895 г. А. Безант разработала проект Конституции Индии, гарантирующей каждому гражданину свободу слова, неприкосновенность личности, право на собственность, равенство перед законом, в том числе - допуск к государственной службе; право предъявлять коллективные иски, ходатайства и жалобы, а также - право на частную собственность [22]. Следует отметить, что в этот период Конгресс потребовал от британских властей сокращение военных расходов, защиту торговли путем импортных и экспортных пошлин, разделение судебной и исполнительной власти, свободу прессы и гласности, расширение законодательного совета путем представления индийцев в законодательном органе, назначение индийцев на более высокие руководящие посты, открытие технических и профессиональных колледжей и т.д. Требования предполагали то, что Конгресс выступал в качестве представителя интересов каждого жителя Индии. Все перечисленные заявления были умеренными. Лидеры полагали, что постепенно смогут убедить правительство Британии в правомерности своих требований. Несмотря на то, что многие требования были не реализованы, умеренные заложили основу национального движения в Индии. В 1904 г. Конгресс потребовал представления индийцев в Британской палате общин, но и это требование не было исполнено. Правительство Великобритании всё больше проявляло апатию в направлении дальнейших реформ ИНК. Один из лидеров Конгресса Гопал К. Гокхале потребовал в 1905 г. предоставить Индии самоуправление по образцу самоуправляющихся колоний, какие были в то время в Канаде и Австралии. 2. Экономические реформы. Еще со времени образования ИНК было известно о бедственном экономическом положении Индии. В утечке финансов из страны и экономической эксплуатации умеренные (лидеры ИНК) обвиняли несправедливое британское правление. Они обратились к правительству Британии с требованиями установить торговый баланс, снизить земельный налог, отменить соляной налог, снизить военные расходы и др. В итоге экономическая эксплуатация выросла ещё больше. Умеренные вынуждены были осознать всю полноту несправедливости британского правления. 3. Административные реформы. Конгресс принимал различные резолюции в знак протеста против британского правления, призывая провести реформы в различных административно-территориальных единицах Индии. Требования о разделении исполнительной и судебной власти выдвигались ИНК не менее десяти раз между 1886 и 1906 гг. Умеренные требовали также предоставления права на суд присяжных и право народа на ношение оружия. Однако, самым главным элементом административной реформы - была индианизация административного аппарата. Индианизация как процесс был введен в нач. XX в. Его целью было продвижение индийского народа на более высокие посты в государственной службе. 4. Защита гражданских прав. Первые лидеры Конгресса признавали ценность свободы слова и печати, право на объединение в общественно-политические организации. Ни одно из этих требований не было удовлетворено. У лидеров ИНК в этот период не было возможности убедить британское правление исполнить их требования. К тому же часть лидеров партии полагала, что продолжение политической связи между Великобританией и Индией было выгодно на данном этапе. После 1905 года часть лидеров Конгресса осознала бесперспективность идей и методов умеренных и сформировала отдельную группу, назвав себя экстремистами. Расколу внутри партии способствовали митинги протеста после 16 октября 1905 года, которые были направлены против раздела Бенгалии. Данная группа людей не отделялась от Конгресса, а пыталась захватить его изнутри. Лидерами экстремистов стали: Б. Тилак в Махараштре, Б. Чандра Пал в Бенгалии и Лала Л. Рай в Пенджабе. Возникает вторая фаза - экстремистская (1906-1918). Умеренные не были согласны со взглядами экстремистов и, выйдя из состава Конгресса, сформировали свою партию - Индийскую либеральную федерацию. Однако партия умеренных оставалась неэффективной и не занимала особого места в политике страны. Экстремисты отвергли методы умеренных, полагая их утопическими. Лидеры экстремистов (преимущественно Тилак) стали проводить политику пассивного сопротивления, считая ее единственным эффективным методом в достижении независимости Индии. Суть политики пассивного сопротивления была опубликована в газете «Банде Матарам» в 1907 г. Такая политика не предполагала насильственных и агрессивных методов сопротивления, а наоборот, была направлена на прямое или косвенное сотрудничество народа с властью. Проведение подобного курса породило националистическое движение Свадеши и подкрепилось затем борьбой за Сварадж. Свадеши - движение за независимость Индии. Его целью было проведение экономической стратегии, направленной на улучшение экономических условий путем возрождения национальной продукции и производства. Сварадж - лозунг, который призывал к борьбе за самоуправление и делал акцент на построении политической децентрализации власти. Идеи Сварадж заложили основу демократии в Индии. Тилак попытался убедить других членов Конгресса принять его курс, но столкнулся с сопротивлениями умеренных - на очередной сессии Конгресса в 1907 г. Правительство Британии воспользовалось расколом между умеренными и экстремистами и привлекло лидера партии к ответственности по обвинению в подрывной деятельности и разжигании терроризма. Результатом стало лишение Тилака свободы сроком на 6 лет. В 1908 г. британские власти арестовали ряд националистических активистов. После 1908 г. митинги протеста были временно прекращены. Очередной Делийский дарбар состоялся в 1911 году в честь коронации короля Георга V. В этом же году был временно прекращен раздел Бенгалии, который длился с 1905 по 1911 гг. В 1912 г. британское правительство перенесло резиденцию вице-короля из Калькутты в Дели. В 1914 г. Великобритания была погружена в проблемы мировой войны (28 июля 1914 г. — 11 ноября 1918 г.),поглотившей к тому времени всю Европу. В этом же году был освобожден лидер экстремистов – Тилак, после 6 лет лишения свободы. С 1915 по 1916 гг. он совместно с А. Безант организовал Всеиндийскую лигу гомруля, и вновь началось движение за самоуправление (ранее оно называлось Свадеши и Сварадж). В 1915 г. для партии начался новый этап - с приездом Мохандаса Камарчанда Ганди (более известен как Махатма Ганди) в Бомбей из Южной Африки, где он служил юрисконсультом в гуджаратской торговой фирме. М. Ганди примкнул к группе умеренных, т.к. был против идей экстремистов во главе с Тилаком. Считается, что именно М. Ганди призвал большое количество индийцев на помощь Великобритании в Первой мировой войне и способствовал присоединению индийской армии к британской в 1916-1917 гг. В 1916 г. произошло воссоединение двух ранее враждующих групп Конгресса - умеренных и экстремистов, однако управление Конгрессом находилось в руках экстремистов. Следует отметить, что основной причиной роста экстремистских идей среди лидеров ИНК было разочарование в изменении и восстановлении экономики Индии правительством Великобритании. Недовольство экономической политикой привело к осознанию построения идеала экстремистов, целью которого было достижение полной автономии Индии. Во многом формированию идеала способствовало влияние Великой Октябрьской революции в России 1917 г., целями которой было построение более справедливого общества, искоренение эксплуатации человека человеком и равенство людей в правах и обязанностях. В 1918 г. к концу Первой мировой войны, благодаря усилиям М. Ганди, численность индийцев в рядах Британской индийской армии насчитывала около 600000 человек, что в какой-то степени предопределило дальнейшие взаимоотношения британских властей и индийского народа. Британское правительство в ответ на помощь индийцев в Первой мировой войне в 1919 г. издает закон Роулэтта. Закон Роулэтта (Rowlatt act) – закон, названный в честь Сидни Артура Тейлора Роулэтта, английского адвоката и судьи, представлял собой закон об анархических и революционных преступлениях. В 1919 году начинается следующая фаза, называемая эпохой М. Ганди. В Индии возникают массовые протесты в связи с изданием закона Роулэтта. Этот закон позволял сажать в тюрьму любого человека, подозреваемого в терроризме и действиях революционного характера, предусматривал более строгий контроль прессы. Было запрещено принимать участие в какой-либо политической, религиозной и образовательной деятельности. Целью законодательного акта было снижение националистического подъёма в стране. М. Ганди, среди других индийских лидеров, критически относился к данному закону и организовал акцию протеста в Дели, более известную как Роулэтт Сатьяграха, где рабочие оставили свои рабочие места в знак гражданского неповиновения. Сатьяграха — новый ненасильственный путь, а точнее ненасильственная борьба за независимость Индии. Превращение противника (врага) в союзника (единомышленника). В итоге это привело к беспорядкам в Пенжабе и других территориях Индии. Закон Роулэтта вступил в силу в марте 1919 г. В апреле 1919 г. тысячи людей собрались для мирного протеста против этого закона, в итоге - большинство было расстреляно британскими войсками. События в Пенжабе положили начало следующей волне национального движения, инициированного М. Ганди против английского правления в 1920 г. В 1920 г. от рук экстремистов погибает руководитель ИНК - Тилак, незадолго до своей смерти объявивший М. Ганди своим преемником. После назначения М. Ганди руководителем ИНК в 1921 году им была проведена реорганизации партии. Во-первых, была увеличена численность членов партии за счет индийцев, проживающих в удаленных уголках страны - с целью искоренения элитарного статуса ИНК. М. Ганди заявлял, что сельские районы Индии должны стать основой страны как в экономическом, так и в материально-техническом плане [20]. Руководитель ИНК провозглашал принципы и идеалы Сатьяграхи, ненасильственной борьбы за независимость Индии, и в партии появилось много верных его последователей. С ростом популярности М. Ганди Индийский национальный конгресс постепенно принимает и его политику, и его философский подход. В данный период не было сомнений, что партия будет и дальше развиваться, и доминировать во властных структурах Индии. Демократической партия еще не была, но и диктаторской ее назвать тоже было сложно. Скорее стиль руководства М. Ганди можно было назвать автократическим, т.к. его идеи легли в основу устава партии. Ганди полагал, что ни один режим, применяющий вооруженную борьбу, не сделает Индию свободной от Британской империи, и предлагал политику ненасильственного сопротивления в отношении английских колонизаторов. В феврале 1922 г. Ганди отправляет британским властям прошение окончательно отменить закон Роулэтта, а также контроль над прессой. В марте 1922 года М. Ганди был арестован и до 1924 года находился в тюрьме. Поводом для ареста послужил ряд статей, опубликованных им в газете «Молодая Индия», в которых правительство Британии увидело попытки разжигания ненависти и организации мятежа против английского правления. Возможно из-за опасения перед предполагаемой организацией мятежа индийского народа, британские власти в марте 1922 г. отменили закон Роулэтта, а также - закон о контроле над прессой и ряд других законов. Во время отсутствия М. Ганди ИНК переживал непростые времена и в итоге разделился на две фракции. Одна фракция сформировалась под руководством Ч. Дас, руководителем другой стал М. Раджагопалачари. Конгресс находился на грани распада. В декабре 1922 г., на выборах нового руководителя партии, ИНК попытался возглавить лидер фракции Ч. Дас, но его программу поддержала всего треть голосовавших, а 2/3 - ее отклонили, в результате - он снял свою кандидатуру. Совместно с А. Безант (лидер движения гомруля и сторонник умеренных) и М. Неру (сторонник умеренных и лидер Сатьяграхи), Ч. Дас основал в 1923 году партию Свараджа, завоевав на парламентских выборах в Индии 45 мест из 105. Освободившись из заключения в 1924 году, М. Ганди начинает вести активную работу по сглаживанию сложившихся разногласий и предпринимает попытки воссоединения двух сформировавшихся направлений. Сделать это было не просто, т.к. партия Сварадж отступила от политики ИНК и гандизма, двинулась в сторону новой политики буржуазного национализма и, в дальнейшем, изменила свое направление в сторону либерализма. На следующих парламентских выборах в 1926 году партия Сварадж потеряла много голосов и вновь слилась с ИНК, таким образом, М. Ганди удалось воссоединить два направления и вернуть, отсоединившихся от нее лидеров партии. В 1928 году М. Ганди, находясь под влиянием энтузиазма молодых конгрессменов Джавахарлала Неру (сын М. Неру, по взглядам ближе к умеренным) и Субхаса Чандра Бос (более известный как Нетаджи, по взглядам ближе к экстремистам.), объявил, что за один год сделает Индию независимой [20]. Правительство Британии проигнорировало заявление М. Ганди о том, что он добьется полной независимости Индии от британских властей. В 1929 г. в г. Лахор Конгресс выдвинул правительству Британии требование о предоставлении Индии полной независимости. Члены ИНК, заранее ощутив себя свободными, объявили по всей стране день независимости от 26 января 1930 года, сопроводив это мероприятие митингами. 1930-е гг. XX в. были особенно важным и значительным десятилетием в развитии Индийского национального конгресса. Роль М. Ганди стала центральной в определении курса действий партии в этот период. В 1931 году, как представитель Индийского национального конгресса, он принял участие во второй конференции за круглым столом в Англии, где выступил с речью, обнажавшей все зверства британского правления в Индии. Итогом таких действий, впоследствии, стало приведение Конгресса к решительным революционным действиям против насилия Британии, что и углубило разногласия между различными вероисповеданиями, наполнявшими индусские общины, состоящими из различных каст. Лидеры этих общин были враждебно настроены к идеалам Сатьяграха, проповедуемые М. Ганди. Кульминацией движения стало сообщение 20 сентября 1932 года о том, что состояние М. Ганди ухудшилось. Вскоре враждующие группировки были вынуждены прийти к всеобщему соглашению. Британская политика «разделяй и властвуй» потерпела неудачу. В дальнейшем, прошедшие парламентские выборы в Индии в 1934 г., на которых ИНК набрал 42 из 105 мест показали, что для М. Ганди и Индийского национального конгресса это был большой успех. Вторая мировая война (1 сентября 1939 — 2 сентября 1945 гг.), охватившая всю Европу, поставила новую задачу для Индийского национального конгресса. Члены Конгресса сомневались и не были уверены - какую сторону им принять. Во-первых, Индийский национальный конгресс находился под сильным влиянием европейских идей, но Ганди предпочитал держаться подальше от того, какие идеи они предлагали, считая исключительно европейской проблемой борьбу между империализмом и фашизмом. С точки зрения М. Ганди, обе стороны были одинаково губительны для власти Индийского национального конгресса. Разногласия в ИНК постепенно нарастали, и М. Ганди было всё тяжелее удерживать власть. Британское правительство пообещало предоставить Индии самоуправление в обмен на то, что она поддержит британские силы во Второй мировой войне. Конгресс поддержал английские власти, но те не торопились сдержать свое обещание. После этого М. Ганди через газету «Хариджана», потребовал от британских властей покинуть Индию. Хариджана (Harijan) – еженедельная газета, издаваемая Ганди в Пуне с 1933 г. В 1942 году им был выдвинут лозунг «Вон из Индии» (Quit India). В итоге - в страну пришла «августовская» революция, которая привела к общему распаду индийской социальной структуры. Для Ганди — это было тяжелое время, т.к. его цель — достижение полной свободы Индии, была совсем близко, но ее можно было достигнуть только разделением: на Индию и Пакистан. М. Ганди на это решение британских властей о разделении Индии, никак не мог согласиться, во многом за счет его предпочтения светской идеологии. Однако разделение Индии на два независимых государства Индию и Пакистан всё же произошло в августе 1947 г. Махатма Ганди и Индийский национальный конгресс открыли один из самых важных периодов индийского национального движения. На протяжении рассматриваемого периода члены партии ИНК и М. Ганди, успешно направляли Индию к своей заветной мечте — достижению полной свободы, которая в конечном итоге была реализована в 1947 году. Второй рассматриваемый нами период (1947-2014), при изучении партии Индийский национальный конгресс, с момента обретения страной независимости в 1947 году. В этом же году британским парламентом был принят Закон о независимости Индии. Наиболее важными моментами в законе были [24]: разделение британской Индии на два новых и полностью суверенных доминиона — Индия и Пакистан, раздел провинций Бенгалия и Пенджаб между двумя новыми странами; учреждение должности генерал-губернатора в каждой из двух новых стран, в качестве представителя Короны; наделение полномочиями законодательного органа на соответствующие учредительные собрания для двух новых стран; прекращение британского суверенитета над княжествами, и признанием прав за государствами присоединиться к любому из доминионов. Существует версия, что Махатма Ганди и Сардар Валлаббхай Патель (лидер ИНК в Гуджарате, сторонник движения «Вон из Индии») придерживались мнения, будто ИНК был сформирован только для достижения независимости и должен был быть распущен в 1947 году [25]. Однако этого не случилось. После убийства М. Ганди в 1948 году и смерти Сардар Пателя в 1950 году, Джавахарлал Неру (сын М. Неру) стал единственным оставшимся знаковым национальным лидером и ключевой фигурой в определении будущего Конгресса. Дж. Неру начал придерживаться атеистических взглядов, а направление на социалистическую экономическую политику и внешнюю политику, стало основой его идей и отличительной чертой современной партии ИНК. Политика Неру бросила вызов аристократии, улучшила положение религиозных меньшинств и низших каст индусов. Поколение лидеров борьбы за свободу вскоре сменилось поколением людей, выросших в тени Неру. Дж. Неру во главе партии Конгресса, набирал большинство голосов на всеобщих выборах в Лок Сабха (нижняя палата парламента Индии) в 1951, 1957 и 1962 гг. После смерти Дж. Неру в 1964 году будущее партии было поставлено под сомнение. Ни один лидер не был достаточно конкурентоспособным, чтобы противостоять культу, сформированному Неру, так что руководством был выбран компромиссный кандидат, «с нежным и мягким голосом» — Лал Бахадур Шастри. Шастри оставался премьер-министром до своей смерти в 1966 году. После него на всеобщих выборах 1967 г. в Лок Сабха выбрали Индиру Ганди. Она была представлена после смерти Шастри как лидер партии со стороны центристского и левого крыла в 1966 г., дочь Джавахарлала Неру. От правого крыла в 1967 г. выступил консервативный Морарджи Десаи, сформировавший в дальнейшем свою партию — Джаната парти. Первый серьезный вызов, сложившейся гегемонии Конгресса, пришелся на 1967 год на всеобщих выборах, когда коалиция партий, состоящая из: Бхаратия кранти дал (BKD), Самьюкта социалистической партии (Объединенная социалистическая партия, SSP), Праджа социалистической партии (PSP) и Бхаратия Джана Сангх (BJS), получила контроль над некоторыми территориями «пояса хинди» (территория Северной Индии). Большинство партийного руководства, под главенством Индиры Ганди, было поставлено под сомнение, что в итоге привело к расколу. И. Ганди сформировала новую партию ИНК, первоначально эта партия именовалась Конгресс (R), но вскоре стала широко известна как новый Конгресс. Официально партия стала известна как Индийский национальный конгресс (О) («О» — организация) во главе с К. Камарадж. К Камарадж принимал участие в борьбе за независимость, был близок Дж. Неру, сыграл не последнюю роль в привлечении в ИНК Л.Б. Шастри в 1964 г. и И. Ганди в 1966 г. Организация, возглавляемая им, была неофициально названа старый Конгресс. Т.к. Индира имела контроль над государственным аппаратом, ее фракция была признана избирательной комиссией Индии в качестве «реальной» ИНК. Данный раскол на старую и новую ИНК можно рассматривать, в некотором смысле, как раскол на левых и правых. Индира Ганди хотела использовать популистскую программу с целью мобилизации общественной поддержки партии. Ею был поднят такой лозунг как: «Гариби Хатао» (Долой бедность), также она старалась наладить тесные контакты с Советским Союзом. К. Камарадж, который сформировал ИНК (О), выступал за консервативные программы в руководстве страной, тоже полагаясь на поддержку со стороны советской власти. Впоследствии ИНК (О) слилась с партией Джаната парти. Постепенно Индира Ганди становилась всё более авторитетным лидером. Однако, после того как были выявлены масштабные фальсификации в ходе всеобщих выборов 1971 года в Лок Сабха, решением суда победа Индиры Ганди в Парламентском округе была отменена. Пред лицом растущей оппозиции она провозгласила в 1975 году чрезвычайное положение в стране, ограничила полномочия судов, фактически создав полицейское государство с собой во главе, в качестве верховного лидера («исполняющий обязанности премьер-министра»). После того, как Индира Ганди ввела чрезвычайную положение в стране, в 1977 году было сформировано еще несколько фракций Конгресса, одна из которых оставалась верной Индире Ганди, широко известная как Конгресс (I) («I» (Я) — для Индиры или точнее за Индиру). Конгресс (I) принимал участие на всеобщих выборах 1977 г. в Лок Сабха, в которых победила партия Джаната парти. Партия ИНК (I) смогла вернуться к власти на выборах 1980 года в Лок Сабха. В 1984 году Индира Ганди была убита двумя своими телохранителями сикхами - народ Индии. При переводе с языка хинди «сикх» означает — «ученик», «последователь», отомстившими ей за операцию Blue Star (Голубая звезда — военная операция, организованная 3−8 июня 1984 года по приказу Индиры Ганди с целью уничтожения сикхских сепаратистов в Золотом храме в Амритсаре). В последующие дни, в этом же году, тысячи сикхов были убиты активистами и лидерами партии Конгресса во время беспорядков в Дели. Упоминая о беспорядках, Раджив Ганди - новый премьер и сын Индиры, произнес: «Когда большое дерево падает, земля обязана трястись» [25]. После того, как такого яркого лидера партии как Индира Ганди не стало, Раджив Ганди взял на себя руководство в качестве лидера Конгресса и привел партию к победе с большим преимуществом на выборах в Лок Сабха в 1984 году. Партия правила в течение 5 лет, пока в 1989 году на очередных выборах в Лок Сабха не потеряла большинство мест в парламенте Индии. В ходе избирательной кампании в мае 1991 года Р. Ганди был убит представительницей организации «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТоТИ). После убийства Раджива Ганди, П. В. Нарасимха Рао (борец за независимость Индии, член ИНК после 1947 г. в Андхра-Прадеш) стал его преемником в качестве лидера Конгресса и, в дальнейшем, стал премьер-министром на выборах в Лок Сабха в июне 1991 г. 1990-е годы стали периодом затяжного кризиса для Индийского национального конгресса. Партия постепенно начала терять политическое влияние. Вдову Раджива Ганди Соню в 1991 г., попросили принять должность председателя Конгресса. Соня Ганди отказалась от должности, и Конгресс остался под руководством Нарасимхи Рао. Н. Рао резко изменил традиционно сложившуюся социалистическую политику партии, провел серьезные экономические реформы, с помощью министра финансов (и будущего премьер-министра) Манмохан Сингха. Тем не менее его участие в подкупе членов парламента оставалось главным вопросом, который привел к падению Конгресса на выборах в Лок Сабха 1996 году, а затем и его собственному уходу из политики. У власти с 1996 по 2004 годы находилась организация Бхаратия джаната парти, которая продолжила неолиберальный курс политики, введенный Конгрессом в 1991 году. В 1996-1998 гг. бывший казначей партии Ситарам Кесри взял на себя руководство ИНК, заручившись поддержкой со стороны коалиции Объединенного Фронта. Объединенный фронт создан, чтобы составить конкуренцию ИНК. Основными партиями, входящими в коалицию, были: Джаната Дал, Делугу Десам парти, Самаджвади парти. Во время его пребывания в должности несколько ключевых лидеров вышли из партии, и серьезная борьба вспыхнула среди тех, кто остался. В 1998 году Соня Ганди, наконец-то, приняла пост председателя Конгресса, чем помогла спасти партию от распада. После ее избрания на пост лидера партии, часть членов Конгресса, которые возражали против ее кандидатуры, вышли из организации и сформировали Партию националистического конгресса (NCP). Со времени руководства С. Ганди партией ИНК, возникали неоднократные попытки индийских националистических групп (например, Бхаратией Джаната партии — BDP, которая запрещала иностранным лицам избираться на должности) по дискредитации руководства Сони Ганди ввиду ее иностранного (она — итальянка) происхождения. Правительство Национально-демократического альянса (NDA) ускорило падение Конгресса, и его положение в 1999 году ухудшилось. Последовали новые выборы в 1999 г., и прошел худший когда-либо съезд партии в нижней палате парламента (Лок Сабха). С. Ганди проанализировала период создания Альянсов и провела контроль за изменениями состояний ИНК, чтобы вновь возродить партию и ослабить влияние различных националистических групп. Это во многом помогло и привело партию к успеху на выборах в Лок Сабха, сформировав правительство под руководством Конгресса, в 2004 году. Получив большинство мест, партия заручилась гарантированной поддержкой со стороны Левого фронта. Изначально победу прогнозировали Национально-демократическому альянсу, поэтому победа Конгресса на выборах не могла не огорчить А. Б. Ваджпаи — лидера NDA и бывшего премьер-министра. Соня Ганди была выдвинута Конгрессом, под руководством Объединенного прогрессивного альянса на пост премьер-министра. Она отказалась занять предлагаемый пост в пользу Манмохана Сингха (на протяжении 1970-1980-х гг. занимал ряд ключевых постов в правительстве Индии, в 1990-е гг. советник премьер-министра по экономическим вопросам), он принял присягу в качестве премьер-министра 22 мая 2004 года. М. Сингх стал первым в Индии сикхом в правительстве. С 2004 года, находясь у власти, ИНК начинает активно сотрудничать с Соединенными штатами Америки. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх посетил в июле 2005 года США и провел переговоры о ядерном соглашении между Индией и США. На тот момент, президент США Джордж Буш посетил Индию в марте 2006 года; в ходе этого визита было предложено ядерное соглашение, которое дало бы Индии доступ в сферу американских атомных технологий в обмен на инспекции Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) их гражданских ядерных реакторов. В апреле 2006 года в Нью-Дели состоялся саммит Индия-Африка, в котором приняли участие руководители 15 африканских государств. Политика Конгресса также состоит в том, чтобы улучшить отношения с другими развивающимися странами, в частности, Бразилией и Южной Африкой. В течение двух следующих лет шли переговоры, с последующим одобрением со стороны МАГАТЭ, группы ядерных поставщиков и Конгресса США. Соглашение было подписано 10 октября 2008 года. ИНК активно развивает дружественные отношения с Японией и странами Европейского союза, включая Великобританию, Францию и Германию, поддерживаются дипломатические отношения с Ираном. Несмотря на сильное противодействие со стороны партий: Бхаратия Джаната (BDP), Раштрия джаната дал (RJD), Всеиндийской федерации дравидского прогресса имени Аннадураи (AIADMK), Самадвади парти (SP), Лок джан шакти партии (LJP), Телугу десам партии (TDP), Коммунистической партии Индии, Коммунистической партии Индии (марксистской) и Бахуджан самадж парти (BSP), Индийский национальный конгресс вновь одержал победу на выборах в Лок Сабха 2009 году. ИНК стала единственной партией, получившей 206 мест в парламенте за последние 18 лет, и возглавила коалицию политических партий под названием Объединенный прогрессивный альянс. Очень много молодежи, под руководством Рахула Ганди (сын С. Ганди и Р. Ганди), в тот момент поддержало данную партию. Популярность Конгресса на период выборов значительно увеличилась. Но, несмотря на победу на выборах, привлекательность партии стала омрачаться обвинениями в коррупции. Получая обвинения в свой адрес, ИНК также распускал слухи о жульничестве на выборах другими конкурирующими партиями. Главной оппозиционной партией ИНК была Бхаратия Джаната парти, лидеры которой, на момент проведения следующих выборов в Лок Сабха в 2009 году, не смогли извлечь выгоду из обвинений ИНК в коррупции, росте цен и экономическом кризисе. В дальнейшем, коррупционные скандалы вокруг политики ИНК стали происходить всё чаще. Считается, что избиратели отвернулись от Конгресса из-за массовых коррупционных скандалов, растущей инфляции и резкого замедления экономического роста в течение последних двух лет. Несмотря на десятилетие экономического роста, который составил в среднем 7,6% в год, резкий спад с 2012 года сильно отразился на имидже партии, также из-за введения членов династии Неру-Ганди в политику Индии, которые доминировали после обретения страной независимости. Рахул Ганди, последний член знаменитой династии, стал вести свою первую национальную кампанию, отрицая, что партию ждет неминуемое поражение. Оппозиционная партия Бхаратия джаната парти также представила нового кандидата Нарендру Моди более яркого и харизматичного, нежели Рахул Ганди. Прошедшие всеобщие выборы в Лок Сабха в 2014 году произвели огромный сдвиг в политике Индии. Впервые с момента обретения страной независимости во власть были избраны правые с абсолютным большинством голосов. Партия ИНК на выборах проиграла, заняв всего 44 места в парламенте. Бхаратия Джаната парти (БДП) стала доминирующей силой индийской политики. Нарендра Моди, представитель партии БДП, привел свою партию к победе. Одной из важных особенностей этих выборов явилась успешная консолидация партией БДП индуистского голосования в целом ряде округов, особенно в северной и северо-западной Индии. На протяжении всего предвыборного периода члены БДП активно проводили свою простую и прямую стратегию в социальных сетях. Партия ИНК, также вслед за БДП, стала проводить свою политику через СМИ. Однако, и в этом на тот момент, ИНК отставала от своих конкурентов по количеству сторонников. Считается что, если бы партия ИНК представила на выборах другого кандидата, она с большей вероятностью также бы проиграла, т.к. увеличились всеобщие недовольства политикой, проводимой партией. Конгрессу необходимо обновление и четкий, выверенный курс. Следует отметить, что партия Индийский национальный конгресс сделала выводы из прошедших выборов. Она поменяла направление своих интересов. Ранее она выступала в поддержку фермеров, рабочих, этнических и религиозных меньшинств, против нерегулируемого бизнеса и финансов, за прогрессивные налоги на прибыль, теперь - она приобрела центристский, экономический и социально-демократический характер. ИНК стала выступать за неолиберальную политику, которая включает в себя популизм, социальный либерализм, секуляризм и систему свободного предпринимательства с государственным вмешательством (например, государственно-частное партнерство). От прежних партийных идей осталась вера в искоренение нищеты, неграмотности и решительная поддержка более слабых частей общества — социальная политика ИНК, в которой уделяется особое внимание благосостоянию экономически и социально незащищенных слоев общества, с уклоном на образование и создание рабочих мест для сельского населения. В экономической политике ИНК подчеркивается особая важность государственного сектора, направленного на создание социалистического образа общества, где человек и его права являются высшей ценностью. Либерализация экономики, инициированная еще в 1990-е г. М. Сингхом, и сейчас представляет собой политику свободного рынка. Роль государства в данном случае должна сводиться только к защите прав собственности. Во внешней политике традиционно поддерживается неприсоединение, как основа позиций ИНК. Цель такой политики — неприсоединение к каким-либо блокам или альянсам на международном уровне, а также ненасилие и международное сотрудничество, в качестве средства разрешения международных споров. Реорганизация во внутренней политике, разработанная еще Мохандасом Ганди в 1918−1920 годах (он перестроил структуру партии, открыв новые отделения в ряде провинций и княжеств), сохранилась и по настоящее время. Сейчас Индия состоит не из княжеств, как это было во времена британского правления, а из провинций и штатов. В каждой провинции Индии, согласно идеям Ганди, должен существовать комитет от Конгресса, который отвечал бы за выполнение политической программы организации. Руководитель Индийского национального конгресса действует, в данном случае, как национальный лидер партии, руководитель организации, руководитель рабочего комитета и всех главных комитетов Конгресса. До 2014 года Конгресс находился в штатах: Андхра-Прадеш, Тамил Наду, Гуджарат, Мадхья-Прадеш, Раджастхан, Пенджаб и Гоа. По данным на 2017 год, Конгресс находится у власти в штатах: Химачал-Прадеш, Карнатака, Манипур, Мегхалая и Мизорам, где партия имеет поддержку большинства. В Уттаракханд ИНК разделяет власть с партнерами по Альянсу. В Объединенный прогрессивный альянс входят следующие партии: Националистическая партия конгресса, Раштрия лок дал, Национальная конференция, Индийская союзная мусульманская лига, Конгресс Кералы, Сиккимский демократический фронт, Всеиндийский объединенный демократический фронт, Джаркханд мукти морча. References
1. Antonov, K.A. Istoriya Indii (kratkii ocherk) / K.A. Antonov, G.M. Bongard-Levin, G.G. Kotorvskii. M.: Mysl', 1973. – 558 s.
2. Gandi, I. Mir, sotrudnichestvo, neprisoedinenie. Izbrannye stat'i, rechi, interv'yu o vneshnei politike Indii i sovetsko-indiiskikh otnosheniyakh 1982−1984 / Per. s anl. i khindi A.M. Kadakin, A.M. Gulyaev. M.: Progress, 1985. – 437 s. 3. Gandi, M.K. Moya vera v nenasilie / Gandi M.K. // Voprosy filosofii. 1992. № 3. S. 65−66. 4. Gnevusheva, E.I. Uchreditel'naya konferentsiya Indiiskogo natsional'nogo kongressa / E.I. Gnevusheva // Narody Azii i Afriki. 1979. № 3. 5. Devyatkina, T.F. Indiiskii natsional'nyi kongress (1947−1964) / T.F. Devyatkina. M.: Nauka, 1970. – 200 s. 6. D'yakov, A.M. Indiya vovremya i posle vtoroi mirovoi voiny (1939−1949) / A.M. D'yakov. M.: Akademiya nauk SSSR, 1952. – 261 s. 7. D'yakov, A.M. Rol' Gandi v natsional'no-osvoboditel'noi bor'be narodov Indii / A.M. D'yakov, I.M. Reisner // Sovetskoe vostokovedenie. 1956. № 5. S.76-82. 8. Kutina, M.M. Iz istorii natsional'no-osvoboditel'nogo dvizheniya v Indii v XIX veke: obrazovanie partii Indiiskii natsional'nyi kongress / M.M. Kutina. Tashkent: Nauka Uzbekskoi SSR, 1965. – 154 s. 9. Martyshin, O.V. Politicheskie vzglyady Mokhandasa Karamchanda Gandi / O.V. Martyshin. M.: Nauka, 1970. – 300 s. 10. Mash'yanova, L.D. Bor'ba indiiskoi diaspory Britanskoi Vostochnoi Afriki za svoi prava (konets XIX v.-nach. XX v.) / L.D. Mash'yanova.-dep. v INION RAN. 2006, № 59967. 11. Neru, Dzh. Otkrytie Indii / Dzh. Neru. Perevod s angliiskogo. M.: Izdatel'stvo inostrannoi literatury, 1955. – 652 s. 12. Poddubnyi, V.K. Ideologiya i politika Indiiskogo natsional'nogo kongressa v 1917 – 1947 gg.: Uchebnoe posobie po spetskursu / V.K. Poddubnyi; AN SSSR, Institut vostokovedeniya, Tsentr indiiskikh issledovanii, Ryazanskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut im. S.A. Esenina.-Ryazan': RGPI, 1989. – 81 s. 13. Raikov, A.V. Natsional'no-revolyutsionnye organizatsii Indii v bor'be za svobodu, 1905−1930 gg. / A.V. Raikov. M.: Nauka, 1979. – 270 s. 14. Ulanovskii, R.A. Tri lidera velikogo indiiskogo naroda: Mokhandas Karamchand Gandi; Dzhavakharlal Neru; Indira Gandi / R.A. Ulanovskii. M.: Politizdat, 1986. – 230 s. 15. Shlykova, N.B. Politicheskie partii Indii: istoriya razvitiya i pravovoe polozhenie / N.B. Shlykova // Zhurnal rossiiskogo prava. 2011. № 11. S. 85−91. 16. Briton, M. New India, 1885; British Official Policy and the Emergence of the Indian National Congress / M. Briton. Berkeley: University of California Press, 1969. – 365 p. 17. Chandra, B. India Since Independence / B. Chandra, M. Mukherjee, A. Mukherjee. New Deli: Penguin Books, 2008. 18. Dutt, C. India Nationalism and the Elections / C. Dutt // Labour Monthly. 1926. Vol. 8. No 12. P. 733−744. 19. Essay on the Formation of Indian National Congress // Preserve articles [Site]. URL: http://www.preservearticles.com/2012010920207/essay-on-the-formation-of-indian-national-congress.html (accessed: 28.12.2016). 20. Gandhi and the Indian National Congress // Maps of India [Site]. URL: http://www.mapsofindia.com/personalities/gandhi/role-in-indian-national-congress.html (accessed: 05.12.2016). 21. Goshal, K. The People of India / K. Goshal. New York: Sheridan house, 1944. – 375 p. 22. IGNOU’s Indian Society – India: Democracy and Development / Unit 1 Legacy of national movement with reference to development, rights and participation // Doc Slide [Site]. URL: http://docslide.us/documents/ignou-indian-society-india-democracy-and-development-567ff6ed98c40.html (accessed: 28.12.2016). 23. Indian Government and Politics. Core Course for BA Political Science. III semester (2011 Admission) / Prepared by Sri. G. Neelakantan Namboothiry. University of Calicut, School of Distance Education. 2011. URL: http://www.universityofcalicut.info/syl/IndianGovtAndPolitics.pdf (accessed: 05.12.2016). 24. Indian Independence Act, 1947. 10 & 11 GEO. 6. CH. 30. URL: https://ru.scribd.com/doc/72936488/Indian-Independence-Act-14-AUG-1947 (accessed: 05.12.2016). 25. Indian National Congress // New World Encyclopedia [Site]. URL: http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Indian_National_Congress (accessed: 05.12.2016). 26. Jiskani, S. Formation of all India Muslim League / S. Jiskani. Shaheed Zulfiqar Ali Bhutto Institute of Science and Technology. 2013. URL: http://www.slideshare.net/ambermemon0011/report-of-aim (accessed: 15.12.2016). 27. Khilnani, S. India as a Bridging Power / S. Khilnani // India as a New Global Leader. London: The Foreign Policy Centre, 2005. P. 1–15. URL: http://fpc.org.uk/fsblob/377.pdf (accessed: 05.12.2016). 28. McLane, J.R. Indian Nationalism and the Early Congress / J.R. McLane. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1977. – 418 p. 29. Mishra, A. History of Indian National Congress / A. Mishra // ImportantIndia [Site]. 21.02.2014. URL: http://www.importantindia.com/11336/history-of-indian-national-congress/ (accessed: 05.12.2016). 30. Notes on the First Phase of the Congress Movement (1885 to 1905 A.D.) // Preserve articles. [Site]. URL: http://www.preservearticles.com/2011091613474/notes-on-the-first-phase-of-the-congress-movement-1885-to-1905-ad.html (accessed: 29.12.2016). 31. Rana, V. Essay on the Formation of Indian National Congress / V. Rana // History discussion [Site]. URL: http://www.historydiscussion.net/essay/essay-on-indian-national-congress/2105 (accessed: 28.12.2016). 32. Robb, P. A History of India / P. Robb. Houndmills; Basingstoke; Hampshire; New York: Palgrave Macmillan, 2002. – 344 p. 33. Sada, S.T. What Is There in the Election Manifestoes of Political Parties in the 16 th Lok Sabha Election / S.T. Sada // Asian Journal of Social Science Review (AJSSR). 2014. No 5 (2). P. 64−71. 34. Shantaram, M. Indian National Congress: Genesis, Aims and Attitude / M. Shantaram // HistoryDiscussion.Net [Site]. URL: http://www.historydiscussion.net/history-of-india/indian-national-congress/indian-national-congress-genesis-aims-and-attitude/5952 (accessed: 05.12.2016). 35. Sharma, R.S. Stages in Ancient Indian Economy / R.S. Sharma. Light on Early Indian Society and Economy. Bombay, 1966. pp. 52-89. 36. Sitaramayya, B.P. The History of the Indian National Congress / B.P. Sitaramayya. Bombay: Padma Publications, 1947. Vol. II (1935−1947). |