Library
|
Your profile |
Culture and Art
Reference:
Sokolova A.N.
How the World is Changing! And How I am Changing myself! A Review of Zaur Tutov's Book "Melody of My Destiny". - M., 2016. - 224 p.
// Culture and Art.
2017. № 4.
P. 142-148.
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.4.22321 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=22321
How the World is Changing! And How I am Changing myself! A Review of Zaur Tutov's Book "Melody of My Destiny". - M., 2016. - 224 p.
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.4.22321Received: 15-03-2017Published: 11-06-2017Abstract: The subject of the study is Zaur Tutov's book "Melodies of My Destiny" published in the author's edition in Moscow in 2016. It has 7 sections (Childhood, Adolescence, Youth, Becoming, Hopes for Restructuring, Troubled Nineties, Work in the Government of the CBD, Friends in Life and Afterword). The book is supplemented with dozens of photos, reprints of interviews and speeches of the famous singer, reviews of people who know him, Internet links to sites where you can listen to music in his performance. The reviewer has used the method of analytical dissection of the author's text through the prism of his creative and public-state work. She gives an assessment of his attitude towards friends and colleagues, characterizes the civic position of the artist, his attitude to titles and awards, the role of the singer in the development of Soviet and Russian pop music. One of the first responses to the book of Zaur Tutov can make others be interested in the book and at the same time make the reader think about the history of the Russian stage which is not limited to a small number of names constantly "flashing" on the blue screens. Zaur Tutov's book is a confession of his soul, an indicator of the fate of an ordinary rural boy who rose to the musical Olympus because of his talent and diligence. At the same time, the book reveals the nature of the Adygeyan man, proud, fair, for whom ethnic values are in the forefront, but patriotic moods are also strong. He is Adyg and citizen of Russia, and he is proud of this as an artist and as a person. Keywords: Zaur Tutov, monography, music, Russian stage music, baritone, Biographical book, patriotism, Kabardian, Ethnic values, Russian artКак мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной,- Не я один. Нас много. Я - живой Чтоб кровь моя остынуть не успела, Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел Я отделил от собственного тела!
Н. Заболоцкий
Певцы берутся за перо по самым разным причинам. Одни переполнены жизненными впечатлениями и хотят поделиться ими с читателями, другие четко осознают свое место в истории и предлагают собственную версию объяснения «этого явления», третьи хотят письменно сохранить воспоминания как достоверные факты истории культуры, четвертые делают это для самых родных и близких и т.п. Заур Тутов стал писать книгу под нажимом друга, поэта и прозаика Руслана Ацканова, который считал, что книга важна адыгам (черкесам) всего мира, ибо ее автор и герой – один из лучших представителей черкесского народа. Говоря о себе, Заур Тутов представляет всех адыгов и одновременно говорит от лица художников, воспитанных в СССР, пропитанных непоказными чувствами патриотизма и интернационализма. Заур Нажидович не прибегал к услугам профессиональных журналистов и представил читателю очень честный и доверительный монолог, в котором рассказал о самых важных событиях в своей жизни, назвал близких друзей и тех, кто повлиял на его профессиональное становление, поведал о своей семье и представил десятки фотографий, визуализирующих его творческую жизнь. Человек, наделенный многочисленными званиями и наградами (Заур Тутов – народный артист России, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Республики Адыгея и Республики Дагестан), прошел путь от простого крестьянского паренька, затем солдата Советской армии до высокого чиновника – Министра культуры Кабардино-Балкарии и обремененного многомиллионной известностью артиста. Книга читается легко, на одном дыхании, и каждому слову артиста веришь и понимаешь, что ее автор – обладатель большого сердца. Как обычно начинаются воспоминания? С истории своей родословной, с подробной характеристикой тех родственников, от кого унаследован певческий дар. Заур Тутов начинает книгу с размышлений о родном языке. Более сорока лет прожив в Москве, он сохранил адыгский язык, передал его своим двум сыновьям и дочери и убедительно рассуждает о том, что судьба родного языка во многом зависит и от семьи, и от государственных установок. До 5-го класса Заур говорил только на родном языке, учился в национальной школе. С 5-го класса его перевели в русскую школу, и уже через год он свободно овладел русским языком – окружение, среда, учителя активно способствовали этому. Но родной язык был впитан с молоком матери, его глубина и красота помогали и помогают воспринимать мир и передавать собственные эмоции. Сравнивая состояние развития кабардинского и балкарского языков в пользу последнего, Заур Нажидович пытается понять этот феномен через численность тюркоязычных народов и консолидацию тюркоязычных стан, делающих ставку на культурное единение. Абхазо-адыгская языковая семья сравнительно малочисленна. Именно поэтому, считает Заур Тутов, в каждом адыгском доме необходимо культивировать родной язык, и он благодарен своей жене Мадине, которая повседневно прививала детям любовь к родной речи. Москву и Нальчик Заур считает родными городами, хотя в его гастрольной карте пребывание в них по времени порой проигрывало в сравнении с городами, где он выступал. СССР и Россию он проехал вдоль и поперек вместе с другими знаменитостями, гастролировал в Бельгии, Германии, Израиле, Индии, Иордании, Италии, Польше, Словакии, Словении, США, Турции – и везде старался петь не только русскую и итальянскую классику, советские эстрадные песни, но и родные адыгские мелодии. В один момент, прочитав стихи И. Машбаша, сам сочинил песню «Живут адыги на земле моей». Теперь она стала визитной карточкой певца, и ее с удовольствием исполняют другие музыканты, в том числе и молодежь. Вокалист, обладающий красивым баритоном, узнаваемым тембром голоса, в богато оформленной книге размышляет не столько о технике вокального мастерства, рассказывает не о методах работы с голосом, вокальной технологии или особенностях репертуарной политики, а больше говорит о гражданственной позиции артиста, анализирует причины трансформации коммуникативных связей внутри артистической среды, дает характеристику людям, ставшим нравственными ориентирами для современного поколения музыкантов. Почти всякий раз, заканчивая рассказывать о том или ином артисте, он обращается непосредственно к нему с пожеланиями доброго здоровья и процветания. Трогательным выглядит его рассказ о дружбе с Муслимом Магомаевым. Всемирно известный артист подарил Зауру сделанную им аранжировку песни Д. Тухманова «Вечная весна» и отдал минусовку, под которую Тутов неоднократно выступал на концертах. М. Магомаев искренне радовался успехам Заура, а Тутов на всю жизнь сохранил восхищение его талантом и человеческими качествами. Умение быть благодарным «читается» во всей книге З. Тутова. Он называет десятки фамилий тех, с кем дружил, кто повлиял на него в профессиональном и человеческом отношении, кто хотя бы раз помог ему как человеку. Поэтому мы видим его на фото вместе с Юрием Лужковым, Рамазаном Абдулатиповым и Геннадием Зюгановым, рядом с Поладом Бюль-Быль-оглы и в обществе советских и российских знаменитостей – Александры Пахмутовой, Николая Добронравова, Валентины Толкуновой, Тамары Гвердцители, Олега Газманова и др. Заур много раз подчеркивает, как важно для него было получить поддержку от Юрия Васильевича Силантьева, главного дирижера Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио и Александра Георгиевича Михайлова, главного дирижера и музыкального руководителя мюзик-холла, с легкой руки которого он выбрал песню «Вечная весна» для выступления на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске и получил звание Лауреата (1973). Заур доверительно рассказывает о том, как пытался заниматься бизнесом, но чувствовал себя при этом не в своей тарелке. Он видел, что у других эстрадных певцов получается и этот вид деятельности. При этом артисты-бизнесмены могли использовал свой капитал и для творчества. Однако большинство певцов оставались успешными только в своей профессии, хотя некоторые «счастливчики» умело пользовались спонсорской помощью или находили другие каналы для продвижения на TV. Интересно, что З. Тутов порой называет фамилии этих «счастливчиков», но делает это весьма деликатно, без иронии, без тени зависти или осуждения. В его тексте звучит фатальное: под этим небом все происходит по-разному, но не ему искать причину таких различий. Как мужчина, он использовал свой шанс. Не получилось, не по душе – и не о чем жалеть. Самое главное – у него есть МУЗЫКА, есть профессия, которая является смыслом его существования в этом мире. Неуемная натура подвигала З. Тутова взяться и за ношу чиновника, стать руководителем общественной организации. Сохранив и во взрослой жизни романтические настроения, он мечтал сделать много полезного, хотел свершить благое быстро и сразу, верил посулам и обещаниям матерых чиновников, но, сталкиваясь с реальностью, где-то разочаровывался в своих надеждах, где-то осознавал тщетность сломать хоть что-либо в сложившейся бюрократической системе. Поработав на той или иной должности, певец глубже осознавал прочитанные строки классиков. В книге приводится афоризм Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку жалуйте», комментируя который Заур Тутов пишет: «Борьба добра и зла будет всегда. Звучит банально, но это так, ведь парадокс заключается в том, что разные страны и народы по-своему интерпретируют эти два понятия». Какой же выход? По мнению З. Тутова – это образование: «Чем больше будет людей образованных, просвещенных, перманентно работающих над обогащением своего внутреннего мира, тем больше будет шансов доминирования светлой стороны жизни». Оптимистический настрой звучит со всех разделов книги, даже с тех, где рассказывается о сложной и неблагодарной работе в должности Министра культуры Кабардино-Балкарии (2005-2008) (самого скандального, как в шутку называл его З. Тутов), о проблемах с жильем, бытовыми трудностями печально известных 90-х годов или общественной работе в статусе Председателя Московского общества черкесской культуры (1999-2001). Спасательным выходом из всех сложных ситуаций оказывалось творчество. Получив прекрасную вокальную школу в стенах Нальчикского музыкального училища и Музыкальной академии им. Гнесиных, Заур Нажидович продолжает репетировать, бесконечно распеваться, разучивать новые произведения, экспериментировать с оркестрами, искать новые аранжировки для известных песен и новые краски для каждого следующего выступления. Заур Тутов много сотрудничал с фирмой «Мелодия», создал десятки фондовых записей на Всесоюзном и Всероссийском радио, исполнял арии из опер, народные песни, романсы, эстрадные произведения. Много работал с Алексеем Мажуковым и Юрием Саульским. С некоторым сожалением Заур отмечает, что многие шлягерные песни известные авторы отдавали не ему («провинциальному мальчику»), а уже популярным и опытным артистам. Как бы «оправдывая» композиторов, З. Тутов говорит, что «им нужна была гарантированная «раскрутка» произведения». Тем не менее, в концертах Заур Нажидович пел все на самых разных языках, и его интерпретация популярной музыки всегда нравилась публике, которая, как правило, голосует покупкой билетов на сольные концерты певца, теплым приемом и громом аплодисментов. Выступления Заура Тутова проходили на сценах лучших концертных залов России – сольный концерт в зале им. П. Чайковского в Москве (2000), сольный концерт на сцене театра оперы и балета им. Л. Гатова в Краснодаре (2013), многократные выступления в гала-концертах в Кремлевском Дворце съездов, Колонном зале Дома Союзов и др. Певец очень самокритичен и строг в выборе музыкальных и вербальных текстов песен. Отношение к стихам – особая страница его биографии. Не случайно в книгу вошли десятки стихов, в том числе строки из Пушкина, Лермонтова, Р. Гамзатова, А. Кешокова, Н. Добронравова, К. Ваншенкина и др. Резюмируя свое отношение к вокальному искусству, З. Тутов пишет: «… в искусстве надо искать свой почерк, свою индивидуальность – музыкальную, вокальную, актерскую, а не пытаться привлекать к себе внимание эпатажными атрибутами. Нужно всегда самообразовываться и перманентно работать над своей формой». Именно этими принципами артист руководствовался всю жизнь. В результате – отлично сохраненная вокальная и физическая форма в его 66 лет, честная гражданская характеристика, высокая человеческая репутация, прекрасная и надежная семья. Заур «по-старинке» строит художественный образ своим голосом, не прибегая к шоу-приемам, только озвучивая музыкальную интонацию и донося смысл каждого слова. Заура Тутова ждут с концертами в любом городе России, но особенно – на Северном Кавказе. И он откликается на все предложения, готов петь бескорыстно, благотворительно. Однажды он устроил благотворительный концерт, чтобы заработать деньги на автобусы для филармонии Кабардино-Балкарии. Артист с удовольствием откликается на приглашения ректора Адыгейского государственного университета Р.Д. Хунагова выступить перед студентами, ибо видит в этом не только эстетическую, но и воспитательную задачу. А слушатели дарят ему свою любовь и аплодисменты, посылая одновременно положительную энергию в виде благопожеланий и восторженных откликов. Вокалист не однажды становился педагогом, работал старшим преподавателем класса вокала Российской академии театрального искусства (1989 – 1992), заведующим кафедрой эстрадно-джазового пения Московского государственного университета культуры и искусств (2009 – 2013). Он говорит об этом времени в приподнятом тоне, указывая, как приятно находиться в молодежной творческой среде. Молодежь учится у мэтров, а учителя учатся у своих подопечных. Судя по этим высказываниям, Заур Нажидович готов делиться с молодыми вокалистами своими знаниями, и ему есть что передавать молодежи. Светлое мировосприятие, поразительное для человека с непростой творческой судьбой, очень четко прочитывается в книге, наполненной благопожелательными репликами в сторону десятков людей, с которыми пересекалась судьба Заура Тутова. Если собрать все фамилии, названные в книге, то получится солидный список из сотен имен, где будут известные политики, государственные деятели, композиторы, поэты, оперные и эстрадные певцы, дирижеры, а также мэры периферийных городов, директора филармоний, звукорежиссеры, журналисты – все те, чьи жизненные дороги каким-либо образом пересекались с творчеством певца. Для каждого из них Заур находит теплые слова, по-свойски желает им здоровья и благополучия. Все это придает книге эпистолярный налет, хотя, уверена, одновременно «разжигает» интерес тех, чьи имена названы. Быть благодарным людям, тебя окружающим – это особый дар, не каждому данный. В придачу к прекрасному голосу природа подарила артисту и этот дар. И вместе с песней Заур Тутов озаряет жизнь всех тех, кто приходит на его концерты и слушает его неподражаемый, яркий, звонкий и сильный баритон. По признанию З. Тутова, ему важны все звания и награды, полученные в течение жизни. Они приносят ему моральное и психологическое удовлетворение, стимулируют на дальнейшее творчество. И новая книга Заура Тутова, изданная в Москве в 2016 году, также будет способствовать его творчеству. Она выпущена небольшим тиражом (500 экземпляров), не выставлена в интернет-пространстве и вряд ли будет доступна широкому читателю. Тем не менее, те, кто любит творчество З. Тутова, найдет возможность прочитать исповедь его души, а для истории советского и российского эстрадного искусства этот материал станет важным и достоверным документом эпохи. References
1. Tutov Zaur. Melodii moei sud'by.-M., 2016.-224 s.
|