Library
|
Your profile |
Philosophy and Culture
Reference:
Pryadko I.P., Burtseva Y.A.
The formation of multicultural architectural environment of a city: problems and possible solutions
// Philosophy and Culture.
2017. № 10.
P. 76-86.
DOI: 10.7256/2454-0757.2017.10.22264 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=22264
The formation of multicultural architectural environment of a city: problems and possible solutions
DOI: 10.7256/2454-0757.2017.10.22264Received: 10-03-2017Published: 30-10-2017Abstract: This article turns to the problem of implementation of the principles of multiculturalism in organizing the architectural layout of the European metropolises. The authors raise a question of the mission of architecture and design in establishment of the comfortable multicultural environment of a contemporary city. As an example, the article analyzes the project of a city park “Superkilen” located in one of the districts of Copenhagen, as well as reviews the projects of accommodation of refugees in the countries of European Union. In conclusion, the experience of organizing space in the European Union is compared with the similar experience of USSR; the directions for further examination of multicultural urban space are outlined. Alongside the retrospective analysis of literature on this matter, the authors refer to the general scientific method of analogy, which allows comparing the individual cases of application of ethnocultural symbolic in architectural projects. The work also considers the principle of social project planning and “green architecture”, discusses the separate methods of contemporary design, conversion approach applied in reorganization of the urban environment. The scientific novelty is defined by the fact that the problem of unregulated and poorly regulated due to its scale migration is relatively new for the core countries of the global system, and it most likely would not be resolved in the nearest future. At the same time, the impact of migration that is directed primarily to large cities, upon the architectural and design solutions, changes in housing development, recreational zones within the urbanized territories, has not previously become a subject of research. The exceptions are the development within the project Ersamus + Jean Monnet: Multicultural Europe: City Planning Based On The Principles of Social Integration”. This article is written in the context of this project. Keywords: Multiculturalism, intercultural dialogue, architectural space, urban space, urban planning, city, urban management, migration, migrants, refugees
1.Введение В настоящей работе авторами анализируются проблемы ассимиляции этнических групп в Европейское мультикультурное пространство через создание комфортной архитектурно-планировочной среды. Объектом исследования является архитектурно-планировочное пространство европейских мегаполисов, предметом — мультикультурные модели его организации. Будучи ограничены форматом статьи, авторы рассматривают архитектурные решения, рассчитанные на приезжающих в Европу трудовых мигрантов, а также градостроительные проекты adhoc, вызванные появлением в странах ЕС большого числа беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока. Авторы ставят задачу проанализировать примеры выстраивания мультикультурного архитектурно-планировочного пространства в крупных мегаполисах Европы. Кроме того в завершающей части статьи сопоставляется практика создания мультикультурного пространства в ЕС и советский опыт воплощения принципов интернационализма в архитектуре и монументальной пропаганде. Правда, последняя цель заявлена как возможное направление будущих культурологических изысканий. Перечисленные задачи определили структуру настоящей работы. Вначале на примере парка отдыха Superkilen в датской столице показано, как удовлетворяется потребность в мультикультурной среде и отчасти компенсируются ностальгические чувства граждан, вновь прибывших в эту северную европейскую страну (о некоторых аспектах данной проблемы см. [1, c.138-143]. Далее рассматриваются паллиативные меры, которые предпринимаются для удовлетворения потребностей в жилье беженцев, прибывавших в Европу в 2013 — 2016 гг. Выводы и рекомендации представлены в заключительной части настоящей статьи.
2.Мультикультурализм как реальность, данная в ощущениях Сегодня большая часть государств глобального мира, в том числе страны Европейского Союза, заинтересованы в выстраивании более или менее полноценного диалога между представителями различных народов, оказавшихся в силу исторических обстоятельств вне своего культурного ареала. В этих целях используются разного рода культурные ассимиляторы, предназначенные для упрощения коммуникации между представителями различных этносов и культур. Методология мультикультурализма во всеоружии данных культурных ассимиляторов, претендует на роль универсальной модели разрешения межкультурных противоречий [2]. Но что означают термины «мультикультурализм», «мультикультурность», «мультикультурное пространство»? Как всякое идеологически нагруженное понятие, термин «мультикультурализм», объем которого довольно сильно размыт, а содержание не всегда определено и публицистически окрашено, имеет множество толкований. Идеологема мультикультурности сегодня уже получила широкое распространение в религиозном, политическом, социальном и даже экономическом контекстах. Всем известная «арабская весна» - серия государственных переворотов на Ближнем Востоке и в Северной Африке - привела к изменению привычной конфессиональной панорамы Европейского континента. Это даже в среднесрочной перспективе таит угрозу потери социокультурной идентичности старейшего очага мировой цивилизации: только в течение 2015 г. в Европейский союз прибыли до 1,5 млн. беженцев, а уже сегодня во Франции до 10 % населения относят себя к приверженцам ислама [3] [4]. Отметим еще одну сторону проблемы. Создание мультикультурного пространства давно стало делом, на котором многие в Европе зарабатывают деньги. Мы не говорим уже о суммах, затрачиваемых на пропаганду толерантности в СМИ и социальных сетях: они во истину огромны. Поиск новых решений в дизайне городов также становится неплохим вложением средств, причем тоже немалых [5]. Авторы настоящей работы под мультикультурализмом понимают, с одной стороны, политику, связанную с сохранением и развитием в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и, а с другой стороны, обосновывающую такую политику теорию или идеологию. Мультикультурализм, таким образом, есть одна из сторон толерантности, заключающаяся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом направлении. Установка, лежащая в основе мультикультурализма, — культурный релятивизм. Нередко мультикультурализм позиционируется как альтернатива традиционализма и этноцентризма, бывших господствующими мировоззренческими парадигмами прошлого времени. Идея мультикультурализма прежде всего выдвигается в экономически развитых странах Запада, где, как уже отмечалось, наблюдается значительный приток иммигрантов. Сегодня масса беженцев хлынула в Европу из охваченного гражданской войной Ближнего Востока, из раздираемой ИГ (запрещенным в нашей стране) Сирии, что накладывает свой этнический, культурный и даже криминальный отпечаток на Старый континент. Именно опасение проникновения в страну ближневосточного криминалитета стало причиной так называемого «Брексита». Беспокойство сторонников выхода из ЕС оказалось довольно весомым фактором при голосовании прежде всего потому, «что значительная часть беженцев, прибывающих в регион, может в конечном итоге осесть в Британии» [6]. На деле идея равенства культур в старом континенте заменяется в лучшем случае включением элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» в гетерогенное им культурное поле смыслов христианской Европы, а в худшем - капитуляцией перед агрессивными идеологиями, возникшими вне Старого Света. Стоит ли говорить, что такие идеологии не имеют ничего общего ни с подлинной традицией, ни с религией. Стремлению сделать нас всех одинаковыми противостоит попытка манифестировать свою уникальность, идентичность, на что делают ставку и европейские «новые правые», и экстремистские группы переселенцев. Первые утверждают, что из-за неконтролируемой миграции переворачивается образ жизни «старушки Европы», а вторые возмущены тем культурным укладом, который по их убеждению является неправильным, аномальным. В этих условиях символом негативной мультикультурности, чреватой новыми конфликтами, становится лагерь беженцев с Ближнего Востока неподалеку от древних стен Кельнского собора. Вскоре облик городов Европы, как облик Кельна, окажется неузнаваем. Справедливым нам представляется вывод одного российского политика: «Интеграция возможна только в сильную доминирующую культуру, культуру живую, а не в “толерантную” и “безликую” среду» [7]. Отметим также, что мультикультурализм уже претендует на роль идеологии глобального мира, в котором связи экономические, политические, социальные образуют сложный и запутанный клубок антагонизмов и противоречий. Благодаря глобализации повсеместно достигается экономия на издержках производства, ширится ассортимент и повышается качество услуг и товаров на национальных рынках. Обычные люди получают доступ к достижениям передовой науки, техники и культуры [8, с.675-678.]. Провозглашается толерантное отношение к культурным различиям [9]. На этом фоне усиливается отставание бедных стран от стран богатых, растет социальное напряжение. Отмеченный нами выше клубок противоречий предстоит распутать не только политикам, но и градостроителям. Как же соотносятся проблемы глобального мира и вопросы создания комфортной архитектурно-планировочной среды? В мультикультурном пространстве большого города человек неизбежно сталкивается с проблемой социального самочувствия, а это в свою очередь вызывает необходимость его обращения к этнокультурным отличиям. В данном случае национальная идентичность может сыграть роль инструмента поиска социального комфорта. При этом она приобретает следующие формы: • Фрагментарную: происходит постепенная ассимиляция с доминирующей культурой при потере ценностей собственной культуры; • Приспособленческую, предполагающую полное принятие ценностей доминирующей культуры и частичный отказ от своих; • Конфронтационную, связанную с демонстрацией собственных ценностей при отрицании ценностей доминантной культуры; • Самодостаточную, т.е. сохранение собственной культурно-этнической принадлежности при толерантном отношении к другой культуре. [10]. Организаторы городского пространства сегодня исходят из следующего убеждения: для того, чтобы позволить различным национальностям комфортно существовать параллельно с другими, избежать эксцессов на этой почве, необходимо принимать такие решения по организации пространства, которые помогут каждой из них проявить свою индивидуальность, сохраняя при этом общую многонациональную идентичность городов и стран.
Именно поэтому важно будет определить, насколько важна роль архитектора в усилении мультикультурных качеств городской среды. И для того, чтобы национальная идентичность проявлялась в самодостаточной форме, необходимо благоустроить городскую архитектурную среду так, чтобы она стала местом притяжения всех жителей, вне зависимости от национальной принадлежности.
3.Мультикультурная среда в Датском королевстве Примером того, как архитектура и дизайн решают социальные проблемы, служит планировка «Superkilen» – нового городского парка в Нёрребро, самом полиоэтническом и мультикультурном округе Копенгагена. В этом округе проживают представители более 60 национальностей (см. Рисунок1). [11] Именно в этом районе датское бюро BIG (совместно с архитекторами из организации «Topotek 1» и дизайнерами фирмы «Superflex») воплотили несколько оригинальных архитектурных, ландшафтных и художественных решений. Можно сказать, что в проекте парка «Superkilen» архитекторам удалось использовать хорошо подготовленную конъюнктуру: мультикультурализм, как уже было сказано, сегодня неплохо «продается», а потому дизайнерский проект был обречен на коммерческий успех, он стал активно рекламироваться в СМИ. Концепцию парка можно выразить через модный сегодня слоган: «многообразие в единстве». «Superkilen» устроен как «глобальный сад», где в миниатюре представлено разнообразие десятков стран и культур. При участии жителей округа, будущих посетителей парка, авторы проекта создали своего рода коллекцию национальных символов со всего мира: от марокканского фонтана и бразильских лавочек до американских спортивных тренажеров и неоновой пятиконечной звезды, стилизованной под звезды Московского Кремля, (она выглядит антитезой восьмиконечного фонтана в «мусульманской» части парка) (Рисунок 1). Кроме того установлено свыше 100 объектов «городской мебели». Правда, непредубежденным посетителем парк может быть воспринят как антикварная лавка ушедших с исторической сцены идеологий, где вместо ценностей выставлены муляжи ценностей, — именно таким, возможно, хотели бы видеть современный мир архитекторы глобализации и мультикультурализма. Рисунок 1. «Русские» мотивы в парке Superkilen. Рисунок 2. В «красной» зоне парка. Обращает на себя внимание колористическое решение, используемое в проекте. Территория протяженностью 750 метров поделена на три цветовые зоны. Красная предназначена для активного отдыха и занятий физкультурой (Рисунок 2). Она начинается неподалеку от входа в местный спорткомплекс, оформленный как часть общей композиции. «Холмистая» центральная площадь с белыми линиями, обтекающими элементы парка, выступает в качестве центра парковой зоны (см. Рисунок 3). Эти линии напоминают или барханы, или линии ручьев, а их задача — уйти от строгой городской геометрии.
Рисунок 3. Центральная площадь парка. Зеленая зона предназначена для игр, прогулок и семейного отдыха. Даже деревья соответствуют цветовому оформлению парка. При этом разрушена прямоугольная планировка территории для пешеходов, характерная для европейских городских скверов и зеленых зон (см. Рисунок 4). Аналогичный опыт создания инокультурных рекреационных территорий имеется и в российской столице. Приведем в данной связи один пример. В Останкинском районе Москвы в скорое время планируется строительство первого китайского парка. Здесь будут установлены фонари, беседки в «китайском» стиле, планируется вырыть пруд, будет построено здание для чайных церемоний. Новый сад должен расположиться на территории делового центра «Парк Хуамин».
4.Беженцы? Пожалуйте на крышу… Парки, подобные тому, который разбит в одном из районов Копенгагена, ориентированы на мигрантов, получивших официальный статус и рассчитывающих на встраивание в европейский социум. Потенциально они суть лояльные граждане ЕС. На фоне таких проектов мы в праве рассмотреть предпринимаемые попытки расселения в Европе именно тех беженцев, которые рассматривают свое пребывание на континенте как вынужденное. Такое расселение — задача для Европы центральная и будет таковой оставаться, видимо, не одно десятилетие. Сейчас не столько интеграция мигрантов, сколько создание для них более или менее нормальных условий проживания – проблема чрезвычайно важная, требующая незамедлительного решения. Немалое число прибывших в Европу беженцев останутся здесь надолго. Некоторые, быть может, даже навсегда. Наблюдатели в Европе вместе с тем убеждены, что миграция есть прежде всего социальная проблема. Например, считается, что серьезное препятствие для интеграции перемещенных лиц - дефицит подходящего жилья. Ежедневно прибывающих в Германию мигрантов сегодня размещают в палатках, контейнерах, спортивных залах. Стремясь решить данную проблему, молодые немецкие архитекторы разрабатывают модели жилья для нуждающихся. Пока это только проекты, но в будущем некоторые из них, возможно, будут реализованы. Студенты Ганноверского университета имени Лейбница предлагают поселить беженцев в жилье, возведенном на плоских крышах зданий города, и, в частности, на крыше родного университета (как на Рисунке 4). Отрицательная сторона данного проекта - соседство со студенческими аудиториями.
Рисунок 4. Жилье для беженцев на территории кампуса. Заодно с решением проблемы размещения мигрантов стремятся решить другие проблемы городского планирования, в частности, продвинуть идеи «зеленого строительства», расширить практику конверсии заброшенных промышленных предприятий. Будущие архитекторы предлагают переоборудовать бесцельно простаивающие баржи в дома для беженцев, провести в жилищные комплексы профильтрованную речную воду, а также использовать энергию солнца и ветра для получения электричества. Также студенты предлагают превратить пустующий в Ганновере Голландский павильон, оставшийся после проведения в 2000 году Всемирной выставки EXPO, в общежитие для беженцев: открытый этаж с парковой зоной между жилыми этажами здания станет прекрасным местом отдыха. Некоторые гаражи в немецких мегаполисах используются лишь частично. На это обстоятельство обратили внимание авторы еще одного проекта: они предлагают надстроить над гаражами квартиры. Причем нижние этажи можно и дальше использовать в их первоначальной функции.
По пути, намеченному немецкими и отчасти датскими градостроителями, идут их голландские коллеги. В прошлом году в Нидерланды прибыли около 60000 мигрантов и беженцев, нуждающихся в крыше над головой. Сначала было решено переоборудовать пустующие тюрьмы и расселить там мигрантов. Общественности проект показался одиозным, и потому позже был организован конкурс на лучшую разработку жилого комплекса для беженцев. Данное мероприятие получило название «Дом вдали от дома». На конкурс было представлено множество проектов легковозводимых и энергоэффективных домов (Рисунок 5). Рисунок 5. Победитель конкурса «Дом вдали от дома» 5.Выводы. Новое как хорошо забытое старое. В ходе представленного в настоящей статье анализа авторы пришли к выводу, что, несмотря на существующие сложности этнокультурного развития, в современном мегаполисе имеются широкие возможности организовать окружающее пространство таким образом, чтобы оно удовлетворяло всех – как коренных жителей, так и мигрантов. Архитектура должна обеспечивать позитивную динамику развития этничностей, и последнее может и должно стать гарантом сохранения социокультурной стабильности. Подводя итог, также отметим, что новое в организации городского пространства может рассматриваться как хорошо забытое старое. Ведь именно мультикультурным пространством мыслилась для своего времени территория Выставки достижений народного хозяйства, открытая в 1939 году в северо-восточной части Москвы. ВДНХ и стала «витриной» хозяйственной жизни всего многонационального советского общества. Этот архитектурный комплекс как символ «дружбы народов» был воспет кинематографом («Свинарка и пастух»). В оформлении павильонов предполагалось объединение орнаментальных, визуально-графических мотивов, в которых узнавались бы этносы, населявшие тогдашний Советский Союз. Ярким памятником эпохи стал украшавший площадь перед павильонами фонтан «Дружбы народов», каждая из шестнадцати фигур которого символизировала одну из союзных республик (на момент создания фонтана к пятнадцати республикам присоединилась Карело-Финская, преобразованная затем в автономную) (Рисунок 6). В национальном стиле были решены сами павильоны. Авторам представляется, что на новом витке истории Европейский союз воспроизводит архитектурный и идеологический опыт Страны Советов (ср. [12]). Однако осмысление этого опыта может стать темой отдельного исследования. Рисунок 6. Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ. Статья подготовлена в рамках работы над проектом Эразмус+ Жан Монне «Мультикультурная Европа: градоустройство на принципах социальной интеграции».
References
1. Burtseva Yu.A., Pryadko I.P. Formirovanie mul'tikul'turnoi arkhitekturno-planirovochnoi sredy v gorode: evropeiskii opyt // Integratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitel'noi nauke i obrazovanii. Sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. M.: Izd. NIU MGSU, 2017. S. 138-143.
2. Burganova I.N. Perspektivy mul'tikul'turnoi politiki v kontekste kul'turnykh protivorechii v Evropeiskom Soyuze // Innovatsii v nauke. № 1(38). – Novosib.: SibAK, 2015. 3. Quel est le poids de l’islam en France? [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://geo-politica.info/skolko-islama-vo-frantsii-le-monde-frantsiya.html (data obrashcheniya: 15.06.2016). 4. Eliseev I. Mechet' Parizhskoi bogomateri // Rossiiskaya gazeta. 2016. 10 fevralya [Elektronnyi resurs]. URL: https://rg.ru/2016/02/10/nemeckie-uchenye-predskazali-gospodstvo-islama-v-germanii-k-2050-godu.html (data obrashcheniya: 11.06.2016). 5. Bugaev A. Lektsiya pro evropeiskii mul'tikul'turalizm. URL: http://a-bugaev.livejournal.com/953676.html (data obrashcheniya: 05.10.2016). 6. Belyaev D. Chem grozit Evrope vykhod Velikobritanii iz Soyuza // Metro. 2016. № 24. S.9. 7. Rogozin D.O. Russkie khotyat ne privilegii, a ravnopraviya i spravedlivosti [Elektronnyi resurs]. URL: http://argumenti.ru/society/n306/124792 (data obrashcheniya: 15.06.2016). 8. Ishkov A.D., Il'ina N.V., Andreev M.I. Podgotovka sub''ektov innovatsionnoi deyatel'nosti // Integratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitel'noi nauke i obrazovanii. Nauchnoe izdanie. – M.: MGSU, 2012. 9. Pryadko I.P. (sost.) Geopolitika i mirovoi poryadok. Metodicheskie ukazaniya k vypolneniyu prakticheskikh rabot dlya studentov bakalavriata ochnoi i zaochnoi formy obucheniya napravleniya podgotovki 38.03.06-Torgovoe delo. – M.: Izd. NIU MGSU, 2015. – 47 s. 10. Revina E.V. Mul'tikul'turnyi gorod kak prostranstvo natsional'noi identichnosti. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi st. kand. fil. nauk. Stavropol', 2009. 184s. 11. Park Superkilen v Kopengagene. Archspeech: internet-izd. ob arkhitekture, gradostroitel'stve i dizaine [Elektronnyi resurs]. [2016]. URL: http://archspeech.com/object/park-superkilen-v-kopengagene (Data obrashcheniya: 22.09.2016). 12. Vlasenko L.V. K voprosu o rekonstruktsii zastroiki 1950-60-kh gg. // Problemy i napravleniya razvitiya gradostroitel'stva materialy. Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. M.: Izd. NIU MGSU, 2013. S. 45-47. |