DOI: 10.7256/2454-0676.2017.1.21707
Received:
15-01-2017
Published:
06-04-2017
Abstract:
The author of the article emphasizes the need to inculde a new academic discipline, education ecology, into the sphere of culture ecology. The crisis in some areas of the social life has caused the need to ecologize corresponding sciences. In particular, the threat to culture preservation has led to the occurrence of culture ecology. Meanwhile, cultural standards are transferred through the social institution of education, therefore, preservation of the overall educational level should become the major part of culture ecology. The author demonstrates that thee modern condition of education as a social institution providing reproduction of the socio-cultural environment is critical. The author suggests to develop education ecology. According to the author, the object of this new discipline should be the influence of the socio-cultural environment on the education system and the object thereof should be conditions of functioning of education as a social institution, standards and norms of its realisation and ways of its preservation. In her article Popkova describes the primary goals of education ecology. In order to achieve these goals it is necessary to analyse, in particular, models of education institutes of various societies considering them as tools of self-preservation of society. As a result, it would be possible to develop measures aimed at society modernisation instead of breaking its valuable bases. Thus, education ecology is represented an obligatory stage of any actions oriented at increasing the efficiency of education.
Keywords:
culture, higher education, ecology, culture ecology, modern epoch, crisis of civilization, education systems, education as a social institution, functioning of educational process, efficiency of education
Культура – это совокупность материальных и духовных
ценностей, а также способов создавать их, использовать и передавать от
поколения к поколению. Это — человеческий способ бытия (в отличие от
биологического бытия животных), средство самореализации человека, мера
овладения миром, реализация человеческой свободы и творчества [13, с.249-260]. Много
определений дано понятию культуры, но исследователи единодушно подчеркивают,
что именно она делает биологического индивида человеком в полном смысле этого
слова. По словам А. А. Гусейнова, «культура состоит из внутренне содержащихся и
внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при
помощи символов»; ее ядро — способы полагания смысла,
«социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и
думать». Содержание культуры – «неосознанно и автоматически воспринятые
установки, общие в целом для эпохи и социальной группы… модели поведения и
стереотипы реакций»: благодаря им поведение членов общества становится
единообразным и предсказуемым. Сами эти нормы могут различаться по степени рациональной
отрефлексированности и по способам закрепления; но существует «общепризнанная
норма… которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор
между возможными поведенческими альтернативами», называясь духовной ценностью.
С помощью ценностей и норм культура (в качестве «социально унаследованной
системы регулирующих механизмов») упорядочивает поведение людей, как бы
накладывая ограничения на возможные пути достижения целей. Она, «во-первых,
информирует о том, на что можно надеяться, как себя вести, чтобы быть
одобренным другими… во-вторых, она побуждает, мотивирует человека к поведению,
одобряемому в данной общности; в-третьих, она налагает ограничения,
контролирует поведение людей», исключая у них «проявления дезорганизующей
стихии, основанной лишь на природных инстинктах» [3, с.39-42].
В современном обществе все чаще говорят о деградации
культуры, о необходимости ее защиты. Так, еще полвека назад Р. Гвардини считал,
что культура — уже «не благополучно-прекрасная безопасность, а отчаянная
схватка не на жизнь, а на смерть». Ей грозит вырождение: ее следует назвать
«некультурной», если бы это выражение было уместно. Современной культуре, считал
мыслитель, недостает органичности и гармонии: обезопасив себя от природы,
человек сталкивается с новой опасностью — идущей изнутри культуры. Современная
культура не знает принципа аскезы, но именно отказ от нее сделал человека беззащитным
перед самим собой: «Через преодоление самого себя и отказ от себя человеку придется
учиться властвовать над самим собою» [2, с.154-156]. Сегодня большинство исследователей
уверено, что культуре угрожает деструкция: снижение роли «высоких образцов» и
рост информационного мусора — вульгарности и пошлости [5, с.151-197]. Поэтому
вопрос о сохранении культурного уровня, о выживании культуры ставится все
настоятельнее.
Там,
где речь идет о сохранении самоорганизующейся системы и ее защите от внешних
дестабилизирующих воздействий, мы переходим в область, изучаемую экологией. Экология,
как известно, это наука, занимающаяся изучением взаимоотношения организмов и их
сообществ между собой и со средой их обитания; она была предложена как особая
научная дисциплина еще в 1869
г. Э. Геккелем. Сначала сформировались многочисленные
направления биологической экологии, изучающие особенности распределения по
Земле различных видов растений и животных, их приспособление к условиям
существования, внутривидовые взаимоотношения и т.п. Затем возникли другие
экологические дисциплины, которые исследуют жизнь и деятельность человека.
Общая цель экологических исследований — обеспечение экологической безопасности,
под которой подразумевается «состояние защищенности жизненно важных интересов
личности, общества, государства, а также окружающей природной среды от угроз,
возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее» [1,
с.28]. Основным принципом обеспечения безопасности признается формирование «в
общепланетарном масштабе целенаправленной когерентной самоорганизующейся
социоприродной системы». Для этого предлагают акцентировать внимание на
опережающих механизмах «созидания желаемого будущего». Среди объектов
безопасности — не только ныне живущие поколения, но и будущие, а также
экосистемы и биосфера в целом; субъект обеспечения безопасности — не только
граждане, общественные организации, государства, но и все человечество как
«планетарный субъект» [1, с.29-32]. Сегодня слово «экология» употребляется в
широком смысле — говорят об экологии социальной, духовной, политической: борьба
за чистоту природной среды соединяется с борьбой за сохранение культурных
традиций или за новые духовные ценности. В общем, сегодня экология — это
«междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых систем в
природе, обществе, их взаимосвязи» [20, с.19]. По мере экологизации науки и
хозяйственной деятельности человека складываются экологизированные направления
различных научных дисциплин. Итак, любая область человеческой деятельности,
достигнув определенного уровня социальной значимости, осуществляет экологически
направленную рефлексию, формулируя общие закономерности своего сохранения и
саморазвития. Неудивительно, что распространение получает и такая научная
дисциплина, как экология культуры (данный термин был предложен Д. С. Лихачевым):
она изучает «пути сохранения и восстановления различных элементов культурной среды,
созданных человечеством на протяжении его истории» [20, с.166-167].
Д. С. Лихачев указывал на то, что культура и природа
часто страдают от одних причин, поэтому «заботы экологов должны
распространяться не только на условия, в которых живет человек в природе, но и
на условия, в которых человек существует в… культуре». И природа, и культура
составляют дом человека, то есть ту среду, в которой он может жить. Культура,
считал Д. С. Лихачев, может быть «более удобной для жизни и менее удобной»; в
ней могут происходить свои экологические катастрофы (например, обеднение
языка). Поэтому «экология культуры, изучающая органическое единство и
равновесие всех сторон человеческой культуры», необходима для нормального
развития человечества [6, с.91-93].
Среди культурных подсистем образованию отводится очень
важное место: именно оно отвечает за воспроизводство общества в смене
поколений, являясь важнейшим инструментом инкультурации. Вместе с воспитанием
образование позволяет человеку освоить разнообразные социальные роли, найти
свое место в социальной структуре и получить необходимые для жизни в конкретной
социальной среде знания и умения. При этом с помощью социального института
образования осуществляется сохранение достигнутого культурного уровня и
создается база для его приумножения. Передавая культурное наследие поколений,
образование участвует в формировании менталитета общества: оно конструирует
социально значимые идеи и тем самым участвует в проектировании будущего,
формируя сознание людей. Благодаря образованию поддерживается характерная для
данного общества социокультурная среда и создается основа для сохранения
социального порядка. Реформирование социального организма для своего
закрепления требует изменения образовательных технологий: новые поколения
должны получить новый духовный облик. Итак, образование участвует в
формировании человека как носителя определенной культуры; поэтому сохранение
культуры неизбежно требует сохранения образовательной подсистемы.
Каждое общество формирует свою социально-культурную
систему образования, направленную на развитие конкретных знаний и умений — тех,
которые необходимы для функционирования социума. Поэтому учебная деятельность
организуется специальным социальным институтом: программы и стандарты,
регламентирующие взаимодействие людей при образовательном процессе, не просто
отражают благие пожелания (необходимость максимального развития творческих
способностей учащихся и т.п.), они направлены на формирование конкретных
качеств. Что же это за качества, необходимые для социализации человека и
дальнейшего функционирования саморазвивающейся системы социума? Одинаковы ли
они для всех социальных организмов современной эпохи или различаются в зависимости
от того, какие задачи стоят перед конкретным обществом и какие
ценностно-нормативные основы имеет конкретная культура? Отвечают на данный
вопрос по-разному [4, с.66-122].
Прежде
всего, меняются цели образования. Если ранее стремились, как показывает
В.М.Розин, получить человека, «обладающего определенным набором навыков и
способностей», то к концу ХХ века стало ясно, что «даже энциклопедически
знающий человек часто не умеет применять свои знания, может быть
безответственным, плохо ориентирующимся в современности с ее сложными
проблемами и вызовами» [18, с.4-5]. Поэтому сегодня призывают к формированию
человека «ответственного, творческого, ориентирующегося в реалиях сложной
современной жизни, готового к жизни в экстремальных условиях глобальных кризисов,
…способствующего сохранению жизни на Земле и безопасному развитию человечества».
А это ведет к сдвигам в содержании образования — к тому, что главным в его
процессе становятся не знания, а «ориентировки в разных реальностях и
ситуациях, способы деятельности и мышления, рефлексивные представления,
способности к обучению, управлению собой, пониманию других и прочее» [18, с.5].
Изменяются все образовательные технологии, что приводит к опасениям: не потеряются
ли в погоне за современностью традиционные ценности, воплощенные в культуре [22]?
Рассмотрение подобных сложностей на примерах преподавания конкретных предметов показывает,
что эти опасения обоснованы [8-12].
Поэтому
все чаще мы читаем о кризисе мировой системы образования, «втянутой в переход к
новой системе ценностей информационной цивилизации» [7, с.27]. Всюду проявляется
«исчерпанность классической педагогической парадигмы», неэффективными становятся
традиционные формы образования, а от них требуют, по словам В.М.Розина, «правильно
сориентироваться в условиях глубокого кризиса культуры». Выдвигаются альтернативные
идеи образования, имеются наработки педагогов-новаторов, но перед их внедрением
встает невозможность адекватно отразить их и интерпретировать на основе традиционных
понятий об образовании: «система сложившихся в педагогической науке представлений
и понятий» требует переработки [19, с.14-16]. При этом даже удачные
педагогические находки подозреваются в возможном нанесении вреда культурному
потенциалу учащихся: отход от привычных способов инкультурации вызывает, кроме
надежд, и опасения [14-17].
Выделяются
различные образовательные системы и проводится сравнение их достоинств и
недостатков. Например, В.М.Розин выявляет, кроме традиционной европейской системы
(ориентированной на формирование человека, способного к трудовой деятельности),
религиозно-эзотерическую систему (направленную на формирование мироощущения),
прагматическую систему (ориентированную на решение практических задач) и
современную (основанную на проектности, корпоративности и т. д.) [19, с.21-22].
С.А.Смирнов называет сложившуюся на базе европейских университетов
образовательную модель «конвейером», выделяя также «проектную модель» и новейшую
«сетевую», в пространстве которой человек «является сам предпринимателем своего
образования, меняя свою профессиональную и культурную идентичность» [21,
с.146-149]. Тем не менее, сосуществование всех этих систем объясняется,
согласно В.М.Розину, потребностями общества: «За каждой из образовательных
систем стоят свои… культурные реалии, которые по-прежнему воспроизводятся и востребованы
определенными слоями общества» [19, с.23]. Как видим, связь между образовательными
технологиями и формированием культурной идентичности не вызывает сомнений:
образованный человек — это прежде всего не носитель профессии, а носитель культуры.
Кроме того, образовательный процесс неизбежно включает
социальный контроль за поведением учащихся, учитывает статусы и роли его участников,
экономическую базу образовательной инфраструктуры и т.д. Все это является
характерным для определенного этапа общественного развития и отличается от
условий образовательного процесса других обществ. Таким образом, образование —
итог культурно-исторического развития социума: отражая его своеобразие (и
выполняя различные задачи — от сохранения национальных особенностей до
идеологического обеспечения очередного исторического этапа), оно является
частью общественного организма и должно поддерживать его в работоспособном
состоянии, а не соответствовать очередным «модным» концепциям. Как известно, в
предшествующие столетия человек не раз самонадеянно пытался «улучшать» природу,
разделяя биологические виды и экосистемы на «полезные» и «вредные», «продуктивные»
и «непродуктивные». Это приводило к печальным последствиям вплоть до
экологических катастроф; поэтому сегодня экология запрещает подобный
волюнтаризм и требует учета всех взаимосвязей в экосистеме. Так и модернизация
образования должна проводиться не на основе произвольно назначенных принципов
(пусть даже они кажутся возвышенными и логичными), а на основе тщательного
изучения сложившихся социальных взаимодействий и с соблюдением обязательного
требования минимизации неизбежных утрат. Экологическая направленность подобных
исследований очевидна: их главный принцип — не навредить. Поскольку угрозы
данному социальному институту очевидны, перспективным выглядит включение и этой
проблемы в экологическую тематику, то есть рассмотрение образовательной
подсистемы социума в качестве объекта исследования особой дисциплины — экологии образования.
Необходимо не только создание и внедрение новых
технологий образования, но и сохранение незаслуженно забываемых традиций и
разработок выдающихся педагогов прошлого. Поэтому разработка экологии
образования представляется обязательным этапом любых действий по повышению его
эффективности. Выявив и отразив с помощью теоретических моделей законы
функционирования реального образовательного процесса и взаимосвязи между его
участниками (вместо часто подменяющих эту работу умозрительных представлений,
опирающихся не на эмпирические данные, а на идеологемы), мы сможем инициировать
именно такие изменения, которые повысят устойчивость культурной среды, а не
исказят ее. Итак, экология образования — направление научных исследований,
изучающее воздействие социокультурной среды на систему образования и условия
функционирования образования как социального института, на закономерности его
реализации и пути его сохранения.
Основные задачи экологи образования рассматривались и
ранее педагогической теорией и практикой; но, соединенные общей идеей
сохранения культурной среды и открытые для использования экологических методов,
они будут рассматриваться в ином ракурсе, что позволит внести свежую струю в их
обсуждение и решение. Эти задачи таковы:
1) выявление содержания образовательного процесса как
саморазвивающейся подсистемы социума, необходимой для функционирования
социального целого, и выделение основных ее компонентов и структурных связей;
2) изучение антропологических, этических и прочих
оснований образовательного процесса, характерных для конкретной социальной
обстановки;
3) осуществление мировоззренческого и
методологического анализа основных идей, понятий и методов, используемых в
образовательном процессе;
4) социологическое обоснование основных направлений
образовательного процесса в качестве орудия инкультурации и воспроизведения
социокультурной среды;
5) выявление ценностных доминант конкретных
образовательных систем;
6) формирование интегративного понятийного и
методологического аппарата, необходимого для создания экологически
ориентированных моделей образовательного процесса и выявления действующей его
методики;
7) систематизация и классификация механизмов
осуществления образовательной деятельности и связей образовательной подсистемы
с другими подсистемами жизни общества (особенно связанными с культурой);
8) выявление связи образования как социального
института с правовыми нормами и политическими ценностями, нахождение их
взаимозависимости при трансформации общества и прогнозирование возможных
конфликтов;
9) разработка комплекса объективных критериев,
отражающих выполнение институтом образования своих социальных функций (особенно
главной из них – гуманистической), и анализ возможностей их несогласованности;
10) исследование возможного конфликта между
формированием профессиональных культур (особенно у технических специалистов) и
приобщением учащихся к общечеловеческому и национальному культурному богатству;
11) определение взаимных корреляций двух функций
образования, между которыми возможен конфликт, — инкультурации и гуманизации
новых поколений, с одной стороны, и воспроизводства профессионально-образовательного
состава населения — с другой;
12) выявление воздействия современных СМИ на творческий
и нравственный потенциал учащихся и разработка мер нейтрализации негативных
аспектов этого воздействия;
13) сравнение существующих моделей образования по
критерию формирования инновационной активности и выявление побочных результатов
стимулирования этой активности (по отношению к сохранению культурной идентичности);
14) определение оптимального уровня образования
(соединенное с анализом критериев его недостаточности и избыточности) для
конкретного общества;
15) выявление оптимального уровня технологизации
процесса образования (с учетом необходимости творческого, неформализуемого его
аспекта);
16) разработка механизма избирательности культурных
инноваций, позволяющего отсеивать те нововведения, которые угрожают
стабильности конкретной социокультурной среды (поскольку еще не
сформировавшееся мировоззрение может получить искажения от контакта с иными
ценностями);
17) систематизация необходимых составляющих процесса
образования, которые позволяют ему выполнять интеллектуальное сопровождение
общественного развития (с учетом неизбежного преобладания консерватизма при
изложении опыта человечества);
18) определение необходимой и достаточной степени
государственного контроля за образованием и допустимой меры идеологизации его
содержания;
19) разработка мер противодействия превращению
образовательного процесса в орудие политической пропаганды и идеологического
контроля;
20) исследование последствий (в том числе
геополитических) глобализации образования и внедрения образовательных моделей,
разработанных для иной социальной среды.
В результате проделанной работы мы получим модели
институтов образования различных обществ, рассматриваемых в качестве
инструментов самосохранения их культурных сред. Только после этого можно будет
аргументировано рассматривать вопросы повышения эффективности образовательного
процесса, не нарушая саморегуляцию социума, а ускоряя его развитие. Образование
— по сути дела, производство человека в качестве носителя конкретной культуры;
поэтому знание законов его функционирования необходимо для осуществления процессов
развития культуры, ведущих к ее расцвету, а не деградации.
References
1. Vvedenie v teoriyu ustoichivogo razvitiya: Kurs lektsii. M.: Stupeni, 2002. 240 s.
2. Gvardini R. Konets Novogo vremeni // Voprosy filosofii. 1990. № 4. S. 127-163.
3. Guseinov A. A. Sotsionormativnaya sfera kul'tury // Voprosy filosofii. 2008. № 8. S. 39-50.
4. Demidenko E. S., Popkova N. V., Shustov A. F. Tekhnogennoe razvitie obshchestva i zhizni na Zemle: V 2 kn. Kn.1. Voskhozhdenie global'nogo tekhnogennogo obshchestva. Bryansk: Izd-vo BGTU, 2007. 244 s.
5. Demidenko E. S., Popkova N. V., Shustov A. F. Tekhnogennoe razvitie obshchestva i zhizni na Zemle: V 2 kn. Kn.2. Osnovnye tendentsii tekhnogennogo razvitiya zhizni. Bryansk: Izd-vo BGTU, 2007. 268 s.
6. Likhachev D. S. Ekologiya kul'tury // Russkaya kul'tura. M.: Iskusstvo, 2000. S. 91–101.
7. Ogurtsov A. P., Platonov V. V. Obrazy obrazovaniya: Zapadnaya filosofiya obrazovaniya. KhKh vek. SPb: RGKhI, 2004. 520 s.
8. Popkova N. V. Vvedenie v metafilosofiyu tekhniki. M.: LENAND, 2014. 336 s.
9. Popkova N. V. Filosofiya v inzhenerno-tekhnicheskom vuze // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2002. № 2. S. 80-82.
10. Popkova N. V.Filosofiya kak uchebnyi predmet v sisteme vysshego obrazovaniya // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). 2015. № 10. S. 14-17.
11. Popkova N. V. Filosofiya, kul'tura i tseli otechestvennoi vysshei shkoly // Uchenyi sovet. 2006. № 2. S. 19-24.
12. Popkova N. V. Filosofskaya kul'tura i tsel' vysshego obrazovaniya // Voprosy kul'turologii. 2015. № 2. S. 51-56.
13. Popkova N. V. Filosofskaya ekologiya. M.: URSS, 2010. 351 s.
14. Rozin V. M. Gumanitarno-antropologicheskii povorot v filosofii obrazovaniya // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). 2007. № 7. S. 25-34.
15. Rozin V. M. Krizis obrazovaniya i novyi opyt prepodavaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 3. S. 117-123.
16. Rozin V. M. Obrazovanie v menyayushchemsya mire // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). 2006. №7. S. 18-27.
17. Rozin V. M. Pedagogika v situatsii perekhoda. Opyt gumanitarnogo issledovaniya i prepodavaniya // Filosofskie nauki. 2006. № 2. S. 95-101.
18. Rozin V. M. Priobshchenie k filosofii: Novyi pedagogicheskii opyt. M.: LIBRO-KOM, 2009. 384 s.
19. Rozin V. M. Filosofiya obrazovaniya: Etyudy-issledovaniya. M.: Izd-vo MPSI, 2007. 576 s.
20. Sitarov V. A., Pustovoitov V. V. Sotsial'naya ekologiya: Uch.posobie. M.: Akademiya, 2000. 280 s.
21. Smirnov S. A. Chelovek perekhoda. Novosibirsk: NGUEU, 2005. 535 s.
22. Ursul A. D., Ursul T. A.Na puti k «ustoichivomu» obrazovaniyu // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). 2010. № 11. S. 20-25.
|