Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Psychologist
Reference:

Socio-Personal Interest as a Professionally Important Quality of a Psychologist

Tulitbaeva Galina Fanilevna

ORCID: 0000-0002-3754-9473

PhD in Psychology

Associate Professor, Department of Psychological Support and Clinical Psychology, Ufa University of Science and Technology

3/4 Karl Marx str., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450000, Russia

tulitbaevagf@rambler.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-8701.2016.6.21484

Received:

19-12-2016


Published:

24-01-2017


Abstract: This article is devoted to personality patterns of psychologists. The article contains a definition of the socio-personal interest of a psychologist which involves not just expressions of interest in the experiences of clients, their wishes and needs, and providing them with effective assistance as actors of socially and personally meaningful activities. Social and personal interest of the psychologist is defined as the integral quality of a psychologist's personality reflected in the cognitive orientation of the personality of other people and active-active attitude towards them, consisting in the creation of the psychological conditions for their development and self-realization in their activities. As a methodological base was made by the subject-activity approach in psychology (B. G. Ananiev, L. S. Vygotsky, S. L. Rubinstein, A. N. Leontiev, etc.). Conducted correlation and factor analysis identified four components of social and personal interest to students of psychology: emotional regulatory, cognitive, motivational-valuable, communicative-behavioral, which served as the basis for the purposeful formation of social and personal interest to students of psychologists at the stage of University studies and diagnostics of their dynamics.


Keywords:

personal-social interest, interest, social interest, professionally important qualities, psychologist, altruism, empathy, educational standard, structure of personality, client


Профессиональная деятельность практического психолога направлена, как известно, на оказание населению психологической помощи, выражающейся в поддержке, профилактической, консультативной, развивающей и коррекционной работе. Осуществление данных видов деятельности предполагает владение специалистом не только определенными трудовыми действиями, умениями и знаниями, но и специфичными профессионально важными качествами личности, в числе которых различными авторами называются: эмпатия, позитивное отношение и принятие окружающих, коммуникативные способности, ориентированность на совместную деятельность и поддержание отношений при любых условиях и др.

Также особое значение в личностной структуре психолога придается социальному интересу, который согласно А. Адлеру понимается как способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого» [1] и рассматривается им как один из критериев психического здоровья человека. В ряде исследований социальный интерес рассматривается как профессионально значимое качество психолога (Р. Кочунас [2], М.Б. Молоканов [3], А.С. Кривцова [4] и др.), как составной элемент культуры отношения психолога к клиенту (Т.Д. Дубовицкая, Р.Р. Газизова [5]). Близким к данному термину является понятие «эмпатия», которое широко отражено в различных исследованиях и рассматривается, в свою очередь, как сопереживание, готовность эмоциональному отклику (К. Роджерс [6], В. Бойко [7], Ю.Б. Гиппенрейтер [8] и др.) и также признается профессионально важным качеством психолога.

Таким образом, в большинстве исследований профессионально важных качеств психолога признается необходимость положительного, позитивного, доброжелательного, соучастного, сочувствующего характера помогающих отношений, опосредованных определенными личностными качествами профессионала. При чем формирование названных качеств происходит традиционно без связи с деятельностью клиента, что ограничивает помогающую деятельность психолога. В то же время, исходя из ведущей идеи отечественной психологии о том, что личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, и что именно в деятельности осуществляется стремление человека к самоутверждению и самореализации, а также происходит его личностный рост, то можно с уверенностью утверждать, что именно особенности деятельности клиентов и условия ее оптимизации должны находиться в познавательном поле практических психологов, особенно тех, кто работает с персоналом и субъектами различных организаций. Например, в образовательных организациях это преподавательский состав и обучающиеся, в медицинских организациях это весь медицинский персонал и т.д.

Помимо специфики, структуры и базового содержания деятельности клиентов практическому психологу необходимо владеть условиями ее оптимизации, что предполагает владение коммуникативными технологиями актуализации и развития личностного потенциала человека, реализующегося в осуществляемой им деятельности. В этой связи, на наш взгляд, особо важным в личностной структуре психологов является социально-личностный интерес, предполагающий не просто проявления интереса к переживаниям клиентов, их желаниям и потребностям, а оказание им активной действенной помощи как субъектам социально и личностно значимых видов деятельности.

То есть главенствующим в работе практического психолога должно является активное деятельностное отношение к клиентам, поскольку последние включены в реальную социально и личностно значимую деятельность и нуждаются в помощи в самореализации в ней. Данное обстоятельство, в частности, нашло выражение в компетенциях, формируемых во время обучения у студентов-психологов.

Например, современный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению «Психолого-педагогическое образование» предусматривает формирование у обучающихся следующих компетенций: «способность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности» (ОПК-2), «умения организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность участников образовательных отношений» (ОПК-3), «способности оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности» (ПК-8), «способности создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающегося…» (ПК-12), «способность разрабатывать и представлять обоснованный перспективный план научно-исследовательской деятельности и т.п.» (ПК-31).

ФГОС по направлению «Психология» содержит следующие компетенции: «способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры» (ОПК-1), «способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности» (ПК-6), «способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека» (ПК-11) и т.д.

Как видим, сформированность указанных компетенций предполагает знание психологом специфики деятельности своих клиентов (это, в частности, образовательная деятельность, психолого-педагогическая деятельность, научно-исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, деятельность профессионала в рамках определенной сферы, преподавательская деятельность самого психолога, совместная деятельность и др.). В этой связи объектом познавательного интереса практического психолога должны быть качества личности клиента, необходимые ему для успешного осуществления своей профессиональной деятельности, т.е. имеющие социально значимый характер.

В этой связи на первый план выступает социально-личностный интерес психолога, какинтегральное качество личности психолога, выражающееся в познавательной направленности на личность других людей и активно-деятельностном отношении к ним, заключающемся в создании психологических условий для их развития и самореализации в осуществляемой ими деятельности.

Хотя вопросы социально-личностного интереса личности в современных психологических исследованиях не раскрыты, однако в ряде работ принято говорить о социально-личностном развитии (Е. А. Петрова, Г. Г. Козлов [9]), социально-личностном инфантилизме / зрелости (О. В. Корчагина [10]), социально-личностной компетенции (Е. М. Сартакова [11]) различных категорий обучающихся. Опираясь на данные исследования, можно выделить следующие психологические составляющие социально-личностного интереса как интегративного качества личности психолога:

1) в мотивационно-ценностной сфере – совокупность мотивов и ценностей, обусловливающих активный интерес к другим людям как субъектам деятельности и помощь им в решении профессионально-значимых проблем;

2) в когнитивной сфере – совокупность знаний и особенностей познавательной деятельности, обусловливающих целостное восприятие другого человека в совокупности его связей и отношений, способность к анализу его внутренней и внешней активности;

3) в эмоциональной сфере – совокупность качеств и свойств, обусловливающих способность к идентификации с чувствами клиентами, к саморегуляции и регуляции поведения и деятельности клиента;

4) в коммуникативной сфере – совокупность коммуникативных способностей, включающих вербальные и невербальные выражение интереса к личности и профессиональной деятельности клиента, готовность к продуктивному коммуникативному взаимодействию.

При этом психолог исходит из того, что клиент либо знает предъявляемые ему профессией требования и вместе с психологом определяет, что ему необходимо для того, чтобы соответствовать им и тем самым улучшить результаты своей деятельности; либо в ходе взаимодействия с психологом осознает эти требования и необходимые от него действия и определяет направления своего дальнейшего профессионального развития. При этом сам психолог должен обладать вышеуказанным набором личностных качеств.

С целью эмпирического наполнения предложенных составляющих социально-личностного интереса психолога нами был подобран комплекс диагностических методик: «Шкала социального интереса» (Дж. Кренделл), «Мотивация помощи» (С. К. Нартова-Бочавер), диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкин), «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко), «Методика диагностики направленности профессиональной деятельности психолога-консультанта» (Т. Д. Дубовицкая, Р. Р. Газизова), «Методика исследования социально-перцептивной установки личности по отношению к другим людям» (Т. Д. Дубовицкая, Г. Ф. Тулитбаева), «Методика диагностики уровня развития рефлексивности» (А. В. Карпов), «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, Н. Эпштейн, адаптация Ю. М. Орлов, Ю. Н. Емельянов), «Диагностика принятия других» (В. Фей), диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко), «Тест коммуникативных умений» (Л. Михельсон,адаптация Ю. З. Гильбух), «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (В. В. Бойко); «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновский).

Экспериментальная работа проводилась на базе факультета психологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (г. Уфа), факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан). В исследовании приняли участие студенты будущие психологи второго курса в количестве 170 человек, обучающиеся по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование» и «Социальная психология».

Применение корреляционного анализа по методу Ч. Спирмена показало наличие множественных взаимных значимых положительных корреляционных связей следующих шкал: социальный интерес, социально-перцептивная установка личности по отношению к другим людям, мотивация помощи, принятие других, рефлексивность, активность, связанная с бескорыстной заботой о других, проникающая способностью в эмпатии, идентификация, коммуникативная компетентность, направленность на развитие личности клиента, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, эмоциональный отклик. В то же время обнаружены отрицательные корреляции ряда выделенных показателей со шкалами: неумение управлять эмоциями, завуалированная жестокость в отношении к людям, обоснованный негативизм в суждениях о людях, межличностная отчужденность личности.

Для выявления структурных компонентов социально-личностного интереса и их психологического содержания был применен факторный анализ, в результате которого выделены 4 основных фактора, объясняющих 72,2 % дисперсии (табл. 1).

Первый фактор имеет самый высокий уровень дисперсии (46,5 %) и представлен пятью показателями социально-личностного интереса с различной индивидуальной факторной нагрузкой, что свидетельствует о разной степени влияния заявленных показателей на развитие изучаемого феномена. Фактор включает следующие шкалы: «эмоциональный отклик» (0,831), «способность к принятию других» (0,674), «эмоциональный канал эмпатии» (0,617), «идентификация» (0,635), «неумение управлять эмоциями» (– 0,619). Данный фактор отражает способность человека к эмоциональному отклику, к оперативной эмоциональной реакции на текущие изменения, принятию, эмпатии, а также отождествлять себя с другим человеком. Фактор обозначен эмоционально-регулятивным компонентом социального интереса.

Следующий фактор объясняет 13,3 % дисперсии и образован взаимосвязанными показателями: «социальный интерес» (0,714), «рефлексивность личности» (0,645), «социально-перцептивная установка личности по отношению к другим» (0,602), имеющих близкие факторные нагрузки. Данный фактор отражает выраженную познавательную активность к личности другого, интерес к другому, готовность личности доверять, помогать, умение видеть позитивный потенциал, веру в способности людей развиваться и достигать более высоких результатов, способность к самоанализу. Фактор был назван когнитивный компонент социального интереса.

Третий фактор объясняет 7,2 % дисперсии и в него вошли конструкты «мотивация помощи» (0,650), «направленность на развитие личности клиента» (0,644), «активность, связанная с бескорыстной заботой о других» (0,642), «рациональный канал эмпатии» (0,411). Фактор содержательно отражает направленность личности на оказание помощи другим людям, альтруизм, внимание к личности другого человека, ориентированность на развитие личности клиента. Фактор определен как мотивационно-ценностный.

Таблица 1

Результаты факторного анализа

компонентов социально-личностного интереса у студентов-психологов

п/п

Компоненты

Факторная нагрузка

1

2

3

4

1

Социально-перцептивная установка личности по отношению к другим людям

0,312

0,602

0,312

0,041

2

Мотивация помощи

0,121

0,164

0,650

–0,304

3

Активность, связанная с бескорыстной заботой о других

0,312

0,272

0,642

0,007

4

Эмоциональный отклик

0,831

0,265

0,077

–0,136

5

Способность к принятию других

0,674

–0,191

0,405

0,213

6

Рациональный канал эмпатии

0,156

0,052

0,411

–0,150

7

Эмоциональный канал эмпатии

0,617

0,265

0,123

0,029

8

Идентификация

0,635

0,236

0,235

–0,158

9

Неумение управлять эмоциями

–0,619

–0,014

0,322

–0,063

10

Проникающая способность в эмпатии

0,320

0,385

0,180

0,521

11

Коммуникативная компетентность

0,189

0,226

0,296

0,401

12

Интуитивный канал эмпатии

0,191

–0,078

0,064

0,526

13

Направленность на развитие личности клиента

0,405

0,077

0,644

0,140

14

Рефлексивность

0,186

0,645

0,288

0,145

15

Межличностная отчужденность

0,324

–0,354

0,212

–0,406

16

Социальный интерес

0,316

0,714

0,218

0,512

Примечание: статистически значимые факторные нагрузки выделены жирным шрифтом.

Последний фактор образован шкалами «интуитивный канал эмпатии» (0,526), «проникающая способность в эмпатии» (0,521), «межличностная отчужденность» (– 0,406), «коммуникативная компетентность» (0,401), объясняя 5,2 % дисперсии. Показатели данного фактора свидетельствуют о способности создавать доверительные, открытые отношения, проявлять компетентность в общении с другими людьми, отсутствие отстраненности от них. Анализ полученных пунктов позволяет интерпретировать данный фактор коммуникативно-поведенческим.

Знание перечисленных качеств необходимо для диагностического обеспечения целенаправленного формирования социально-личностного интереса у студентов психологов на этапе обучения в вузе и его последующей динамики.

Итак, социально-личностный интерес мы рассматриваем как профессионально важное качества психолога, представляющее собой комплекс взаимосвязанных свойств личности, которые проявляются не только в эмпатийном, доброжелательном, соучастном, доверительном, заботливым отношением к клиенту, но и предполагают активную деятельностную позицию психолога по отношению к клиенту, направленную на создание психологических условий для его личностного развития и самореализации в осуществляемой им социально и личностно значимой деятельности.

References
1. Ansbacher H.L., Ansbacher R.R. Alfred Adlers Individualpsychologie. – München: Ernst Reinhardt, 1972.
2. Kochunas R. Osnovy psikhologicheskogo konsul'tirovaniya [Tekst] / R. Kochunas. M.: Akademicheskii proekt, 1999. 240 s.
3. Molokanov M.B. Dvukhmernoe prostranstvo modelei kommunikativnogo vzaimodeistviya [Tekst] / M.B. Molokanov // Voprosy psikhologii. 1995. № 5. S. 51–60.
4. Krivtsova A.S. Stanovlenie lichnosti psikhologa v sisteme mnogourovnego vysshego professional'nogo obrazovaniya [Tekst]: dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.01 / Krivtsova Anna Sergeevna. M., 2008. 261 s.
5. Dubovitskaya T.D., Gazizova R.R. Kul'tura otnosheniya psikhologa k klientu: ponyatie, diagnostika, struktura [Tekst] / T.D. Dubovitskaya, R.R. Gazizova // Psikhologiya. Ekonomika. Pravo. 2014. № 4. S. 6-17.
6. Rodzhers K. Klient-tsentrirovannaya psikhoterapiya [Tekst] / K. Rodzhers. M.: Eksmo-Press, 2002. 507 s.
7. Boiko V.V. Energiya emotsii v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh [Tekst] / V.V. Boiko. M.: Inform.-izd. dom «Filin''», 1996. 472 s.
8. Gippenreiter Yu.B. Fenomen kongruentnoi empatii [Tekst] / Yu.B. Gippenreitor // Voprosy psikhologii. 1993. № 4. S. 61–73.
9. Petrova E.A., Kozlova G.G. Pedagogicheskaya diagnostika sotsial'no-lichnostnogo razvitiya doshkol'nikov v usloviyakh FGOS DO [Tekst]: metodicheskoe posobie. SPb.: TsDK prof. L.B. Baryaevoi, 2015. 64 s.
10. Korchagina O.V. Sotsial'no-lichnostnyi infantilizm podrostkov s umstvennoi otstalost'yu kak faktor sotsial'noi adaptatsii [Elektronnyi resurs] // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». 2016. T. 20. S. 39–42. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56323.htm (data obrashcheniya: 12.12.2016).
11. Sartakova E.M. Formirovanie sotsial'no-lichnostnykh kompetentsii studentov vuza [Tekst]: dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 / Sartakova E.M. Ekaterinburg, 2009. 198 s.