Library
|
Your profile |
Pedagogy and education
Reference:
Pshenichnaya V.V.
Developing the Sense of Personal Responsibility as the Factor of Fighting Pernicious Habits
// Pedagogy and education.
2017. № 1.
P. 86-94.
DOI: 10.7256/2454-0676.2017.1.21392 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=21392
Developing the Sense of Personal Responsibility as the Factor of Fighting Pernicious Habits
DOI: 10.7256/2454-0676.2017.1.21392Received: 12-12-2016Published: 06-04-2017Abstract: The subject of the research is the theoretical understanding of the modern society's attitude to pernicious habits. In her article Pshenichnaya presents the results of her theoretical analysis of some Russian and foreign researches regarding interpretation and definition of such terms as 'habit' and 'addiction'. The author makes an emphasis on similarities and differences between these two terms. She also covers how bad habits originate and develop, what causes them, and what the role of one's personal responsibility in the process of fighting pernicious habits is. The author also outlines the main directions of preventing bad habits in the process of education and teaching. The research is based on the synergetic principle of studying an object and the author has also used the method of systems analysis of psychological phemonena. The main conclusions include the need to undertake measures aimed at educating contemporary young people about causes of pernicious habits, mechanisms and stages of their development, conditions and methods of changing and fighting them. It is also necessary to conduct a certain monitoring process in this sphere. An important practical conclusion for psychological and pedagogical services is that in order to fight pernicious habits, one needs to make a solid decision to change his or her life and to understand that it is his or her personal responsibility. Keywords: pernicious habits, addiction, responsibility, learning, educate children, mental health, student, young people, teenager, pedagogical processИзучение вредных привычек, причин их формирования, методов коррекции - важная и актуальная проблема современной психологической науки. Однако профессионалы не уделяют ей достаточного внимания. Вероятно, это можно объяснить тем, что большинство психологических теорий рассматривают вредные привычки как симптом более глубокой проблемы: зависимости, депрессии, страхов или расстройства личности. В современной психологической науке и литературе популярно изучение разного рода зависимостей. Чаще всего внимание исследователей направлено на такие виды зависимостей как табакокурение, алкоголизм, наркотическая зависимость, игромания, пищевая зависимость. Следует отметить, что понятие зависимости имеет ряд синонимов. Так, В.Д. Менделеевич отмечает, что наряду с понятием «зависимость» часто используют близкий по значению термин «привязанность», который буквально означает «неразрывную связь», «неотделимость». Также в качестве синонима нередко используется термин «привычка», понимаемый как «образ действий, склонность, ставшая обычной и постоянной» [3]. Под привычкой В.Д. Менделеевич понимает «образ действий, склонность, ставшая обычной и постоянной». Патологичность же привычек автор обосновывает на социальной неодобряемости выбранной склонности, так, например, табакокурение или алкоголизм нередко обозначают «вредной привычкой» [3]. Однако, на наш взгляд, в современной психологической науке следует разделить понятия «зависимость» и «привычка». Необходимо особо отметить, что человеку присуще рассудочное поведение. Это значит, что его действия и поступки обусловливаются, в первую очередь в целом, интеллектуальным «высвечиванием» имеющихся между объектами взаимосвязей и взаимоотношений. Но некоторые наши действия и характерные черты поведения со временем могут становиться привычками, т. е. автоматическими действиями. Таким образом, привычка сокращает степень сознательного внимания, с которым происходит то либо иное поведение. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, формирование привычки означает возникновение не столько нового умения, сколько нового мотива или установки к автоматически исполняемым действиям [9]. Можно сказать, привычка - это процесс, осуществление которого становится необходимостью. В формировании привычки большое значение имеет смещение мотива действия. Так, если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с появлением привычки мотивом становится именно сама потребность в выполнении этого действия. Несомненно, что привычка развивается в результате многократного исполнения одного и того же действия. О сложившейся привычке можно говорить, если при исполнении действия уже не возникает каких-либо проблем волевого или познавательного характера. Как правило, при этом возникает физиологическое и психическое состояние, окрашенное позитивным эмоциональным тоном «приятного удовольствия», которое возбуждается самим действием. И, наоборот, в ситуации неосуществимости проявления привычного действия возникают негативные переживания. С позиции физиологии привычки представляют собой появление в мозговых структурах стабильных нервных связей, которые отличаются высокой готовностью к функционированию. Концепцию таких нервных связей И.П. Павлов именовал динамическими стереотипами. [6] В коре головного мозга осуществляется систематизированное распределение возбуждения и торможения, которые в обстоятельствах повторения закрепляются все проще и автоматичнее. В данном случае и появляется динамический стереотип, осуществление которого требует все меньшей траты нервного труда. [6] Уже выработанный динамический стереотип довольно сложно изменить, так как он проявляет тенденцию к прочной фиксации и возникает в процессе ежедневной адаптации организма к среде. Стереотипы в известной степени составляют основу человеческой личности, зачастую весьма устойчивую и по форме, и по содержанию. Когда динамический стереотип в достаточной мере устойчиво зафиксирован, то он выступает в роли весьма консервативной системы, его ликвидация и формирование нового стереотипа и поведения - весьма сложная для нервной системы миссия, которая даже может послужить причиной временного нарушения высшей нервной деятельности. Согласно И.П. Павлову, «… часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового». [6, 179] В комплекс нервных структур, которые обеспечивают обычный образ действий, как правило, включаются и механизмы чувственного реагирования. При этом, зачастую вредные привычки, которые очевидно причиняют урон здоровью человека, со временем принимаются им как стандартное явление, как что-то необходимое и приятное. Рассматривая вопросы освобождения от вредных привычек, необходимо принимать во внимание существенное свойство нервной системы создавать и закреплять их. Можно отметить, что процесс сознательного управления привычками, по сути, представляет собой процедуру управления поведением. Сущность управления поведением основывается на том, чтобы своевременно заметить склонность к формированию вредной привычки и ликвидировать ее. Существенное значение имеет тот факт, что привычки могут появляться в совершенно любой области деятельности и охватывать самые различные стороны поведения. Полезные для человека, жизненно необходимые, социально важные привычки способствуют развитию позитивных качеств личности, негативные и вредные привычки - дезорганизуют поведение и формируют отрицательные индивидуальные качества. Развитие полезных привычек и борьба с вредными считаются важными задачами современного процесса обучения и воспитания. Рассмотрим подходы к пониманию такого явления как зависимость. В.Д. Менделеевич определяет зависимость как навязчивую потребность в повторении определённых действий, которая сопровождается, в случае нарушения привычного для пациента графика, явно выраженными физиологическими и психологическими отклонениями, нетривиальным поведением и прочими нарушениями психики [3]. Автор в структуре зависимости выделяет два компонента: привычку и эмоциональную зависимость. В его представлении привычка означает типичную деятельность по реализации зависимого поведения. Она как бы гарантирует техническую сторону зависимости. Это ритуал, конкретная очередность операций, для реализации взаимодействия с предметом зависимости. Преобразование любой привычки в неконтролируемое пристрастие, одержимость или зависимость, как правило, наступает тогда, когда она начинает подавлять, а после и целиком уничтожать естественные привычки. Второй компонент - эмоциональная привязанность проявляется в одушевлении объекта зависимости. Эмоциональный компонент обеспечивает субъект-субъектные отношения, придает им личностный характер [3]. Важно, что главным диагностическим критерием всех видов зависимости В.Д. Mенделеевич определяет наличие измененных состояний сознания в период реализации патологического влечения. Подобные состояния сопоставимы с «особыми состояниями сознания» и «сумеречным расстройством»[3]. Характеристики поведенческих зависимостей согласно Grüsser и Thalemann включают в себя: 1. Поведение проявляется в течение длительного периода времени (по крайней мере, 12 месяцев) в избыточной форме, отклоняясь от нормы (например, в отношении интенсивности и частоты); 2. Потеря контроля над проявлением поведением (длительность, частота, интенсивность, рискованность); 3. Эффект поощрения (зависимое поведение очень быстро начинает казаться полезным); 4. Развитие толерантности (зависимое поведение со временем осуществляется дольше, чаще и интенсивнее, для того, чтобы достичь желаемого эффекта, в однообразном проявлении, интенсивности и частоты желаемого эффекта не появляется); 5. Поведение, которое первоначально было воспринято как приятное, позитивное все чаще считается неприятным; 6. Непреодолимое желание или тяга осуществить зависимое поведение 7. Функциональность (зависимое поведение в основном используется в качестве способа регулировать эмоции или настроение); 8. Продолжительность эффекта (продолжительность приятных или положительных эффектов при осуществлении зависимого поведения); 9. Ограниченная модель поведения (также применяется для закрепления поведения и последующей подобной деятельности); 10. Когнитивная деятельность по созданию реализации и выполнению зависимого поведения и возможное предвидение последствий такого поведения; 11. Нерациональное, искаженное восприятие различных аспектов зависимого поведения; 12. Симптом отмены (психологические и физические); 13. Продолжение выполнения зависимого поведения, несмотря на негативные последствия (связанные со здоровьем, профессиональной, социальной деятельностью); 14. Обусловленные или усвоенные реакции (в результате конфронтации с внутренними и внешними стимулами, которые связанны с зависимым поведением); 15. Страдание (желание уменьшить ощущение страдания) [12]. Изучение этих критериев позволяет сделать вывод о том, что зависимость имеет более сложный характер и труднее поддается коррекции. В структуре зависимости обязательно находится «душевная привязанность», некоторое чувство эмоциональной тяги, желания, всепоглощающей страсти к субъекту или объекту, невозможности комфортно жить без него. Привычка же более напоминает некую обязанность, которая заставляет повторять единожды ставший привлекательным метод достижения удовлетворения, который зачастую превращается в ритуал. Следует обозначить, что многие, в большинстве случаев, вредные привычки содержат в себе и качества зависимого поведения, а также могут быть преобразованы в зависимости, когда возникает такой аспект как измененное состояние сознания в период осуществлении привычки. При этом почти все привычки формируются в детстве и молодом возрасте. В этой связи особое внимание в осуществлении процесса обучения и воспитания необходимо уделить проблеме построения такого психологического сопровождения, которое бы позволило уменьшить риск появления вредных привычек у молодого поколения, тем самым не допустить перерастания привычки в зависимость. Зачастую вредная привычка начинается с неполезного действия, которое появляется из-за неуравновешенности нервной системы. Чаще всего индивид приобретает вредные привычки в период подростничества и юности. Этот обстоятельство объясняется неустойчивостью нервной системы в юном возрасте, желанием испытать себя и свои силы, доказать что-то себе либо другим. Привычки всегда способствуют формированию и нравственного облика человека, так как, закрепившись, они приводят к возникновению у него определенных качеств характера. Рочев В. П. в своем исследовании взаимозависимости между уровнем успеваемости и частотой распространения вредных привычек у студентов, установил, что «…среди испытуемых с высоким уровнем успеваемости частота распространения вредных привычек наименьшая. По мере снижения уровня успеваемости и частота распространения курение табака и эпизоотического потребления алкоголя среди студентов повышается» [8, 62]. В исследовании К.А. Меньшиковой, Е.Ю.Муц, М.А. Ермашевой приводятся данные, которые доказывают, что подростки, имеющие вредные привычки, имеют сниженный уровень контроля своего поведения [4]. В своих работах Червоненко Д.В., Шелудько А.Н., Ермолаева Е.В. к причинам появления вредных привычек относят «…недостаток чувства ответственности и внутренней дисциплины, отсутствие четкой жизненной цели, так и тревога, скука, ощущение себя несчастным, возникающие при общении трудности, желание уйти от проблем, склонность к экспериментам» [11, 81]. Ответственность как личностное качество представлено в психологической науке довольно обширно, это только подчеркивает значимость этого феномена. При этом возможность для исследования ответственности не исчерпана и на сегодняшний день. На наш взгляд, исследование личной ответственности в контексте избавления от вредных привычек в образовательном пространстве имеет выраженную обоснованность и значимость. К. Муздыбаев в труде «Психология ответственности» определяет ответственность как качество личности и подчеркивает ее социальность, зависимость от эталонов и требований социума [5]. Основой самого существования человека считал ответственность В. Франкла. Главная его идея заключается в том, что индивид свободен в способности создавать свой характер и должен нести ответственность за то, что он создал из самого себя. Подобная точка зрения характерна в целом для экзистенциального подхода в психологии. Важно подчеркнуть, что подлинная ответственность всегда содержит элемент свободного выбора, без этого невозможно говорить об ответственности. Сущность ответственности А. Лэнгле представляет как ответ на ситуацию, который резонирует с высшей ценностью человека. Автор особенно выделяет тот обстоятельство, что ответственность – это не просто выполнение некоторых обязательств, которого требуют другие. Ответственность зиждиться на свободе человеческой личности и ее нельзя свести только лишь к осуществлению предписаний, законов и инструкций [2]. В гуманистической психологии ответственность определяется как цель и средство проявления психологического здоровья человека. Вся педагогическая практическая деятельность К. Роджерса выстраивалась на формировании условий, фасилитации для проявления личностью собственной ответственности. [7] Можно сделать заключение о том, что без принятия ответственности невозможно ни руководство собственной жизнью, ни поведением. В работах С.Л. Рубинштейна развивается понимание о том, что ответственность выражается, прежде всего, посредством действия лица, а не только через принятие ценностей общества и следование им. «Люди часто поступают так или иначе, потому что так делают «все» (так принято, так общепринято, так поступают). В этом случае я сам как внутренняя контрольная инстанция и моя собственная ответственность отпадают» [9, с. 380]. В работах Д.А. Леонтьева представлена проблема ответственности. Ученый определяеь выбор, свободу и ответственность как особые человеческие феномены. Именно они, считает он, «занимают (или не занимают) центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не становятся) стержнем его жизнедеятельности...» [12, с. 34]. Ответственность понимается Д.А. Леонтьевым как «сознавание человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью» [1, с.35]. Значимым постулатом является тот факт, что ответственный человек понимает, что он создает, и предвидит результаты собственных действий и согласен дать отчет за собственные поступки пред окружением и самим собой. При этом ответственность – это не безусловная гарантия успешного результата в избавлении от вредной привычки. Задача образовательных институтов как раз и состоит в том, чтобы научить человека выдерживать непредсказуемый результат, не чувствовать панического страха перед этим фактом, принять его как свойство, присущее данной ситуации. Определенно человек не может регулярно разрушать себя: все-таки любое подобное действие имеет свои отправные механизмы и мотивацию, что подразумевает наличие определенного контроля. В ходе освобождения от вредной привычки человеку необходимо брать на себя ответственность за свое выздоровление, и при этом желательно не попасть в ловушку самообвинений. В образовательном учреждении следует сформировать такую среду, чтобы учащиеся имели возможность узнать все, что возможно, о собственном состоянии и вредных привычках и сделать все возможное, чтобы брать их под контроль и, в конечном счете, освободиться от них. Безусловно, любой психически здоровый человек способен добиться большего контроля над собственными самыми самодеструктивными привычками поведения и ощутить, как сознательная и вдумчивая часть его персоны берет на себя ответственность за его состояние и настроение. Часто молодые люди уверены, что в небольших порциях либо в редких случаях деструктивные привычки ущерба не несут, а, начав употреблять что-то, у человека достаточно силы воли бросить вредную привычку. Однако, при этом происходит постепенное развитие динамического стереотипа и отказаться от такого поведения становится все труднее. Таким образом, можно сделать вывод, для того чтобы справиться с вредными привычками, важно осознать, что это необходимо, принять твердое решение изменить свою жизнь, осознать свою ответственность. В условиях образовательного учреждения необходимо проводить работу по просвещению молодых людей о причинах формирования вредных привычек, механизмах и стадиях их появления, условиях и способах их изменения и коррекции, проводить мониторинг в этой сфере. Психолого-педагогическую службу современного учебного заведения следует вооружить комплексом методик выявления развития вредных привычек, создать базу методических материалов по способам коррекции саморазрушающего поведения. Сегодня актуальной задачей отечественной педагогической системы является своевременное выявление зарождающихся вредных привычек и их последующее устранение, необходимо предоставить учащимся средства для избавления от деструктивных привычек, которые они могли бы использовать и самостоятельно. Все эти вопросы требуют пристального изучения психологов образования и внедрение приемов и методов коррекции вредных привычек в качестве здоровьесберегающих образовательных технологий. References
1. Leont'ev D.A. Psikhologiya smysla [Tekst] / D.A. Leont'ev. M.: Smysl, 2007. 511 s.
2. Lengle A. Emotsii i ekzistentsiya [Tekst] / A. Lengle. M.: Gumanitarnyi tsentr, 2011. 332 s. 3. Mendelevich V.D. Rukovodstvo po addiktologii [Tekst] / V.D. Mendeleevich. SPb.: «Rech'», 2007. 786 s. 4. Men'shikova K.A., Muts E.Yu., Ermasheva M.A. Karta interesov yunoshei, imevshikh vrednye privychki, i ikh sposobnost' kontrolirovat' svoe povedenie [Tekst] / K.A. Men'shikova, E.Yu. Muts, M.A. Ermasheva // Smolenskii meditsinskii al'manakh. 2015. № 1. S. 91-91. 5. Muzdybaev K. Psikhologiya otvetstvennosti [Tekst] / K. Muzdybaev. L.: Nauka, 2010. 240 s. 6. Pavlov I.P. Uslovnyi refleks [Tekst] / I.P. Pavlov. SPb.: «Lenizdat», 2014. 224 s. 7. Rodzhers K.P. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka [Tekst] / K.P. Rodzhers. M.: Progress, 1994. 478 s. 8. Rochev V.P. Vzaimosvyaz' mezhdu urovnyami uspevaemosti i chastotoi rasprostraneniya vrednykh privychek sredi studentov vuza [Tekst] / V.P. Rochev // Nauka i sovremennost'. 2013. № 25-1. S. 58-62. 9. Rubinshtein S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Tekst] / S.L. Rubinshtein. SPb.: Piter, 2003. 512 s. 10. From E. Chelovek dlya sebya [Tekst] / E. From. M.: Astrel', 2012. 320 s. 11. Chervonenko D.V., Shelud'ko A.N., Ermolaeva E.V. Vrednye privychki [Tekst] / D.V. Chervonenko, A.N. Shelud'ko, E.V. Ermolaeva // BMIK. 2016. № 1. S. 81-81. 12. Grüsser SM, Thalemann CN. Verhaltenssucht-Diagnostik, Therapie, Forschung. Bern: Huber; 2006. 13. Lipinskii D.A. Social Bases of Positive Responsibility // SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 3. C. 41-69. DOI: 10.7256/1339-3057.2015.3.16009. URL: http://www.e-notabene.ru/psen/article_16009.html |