Library
|
Your profile |
Urban Studies
Reference:
Kuryleva L.A.
Artificial lighting: aspects of development within the historical urban environment on the example of Saratov
// Urban Studies.
2016. № 4.
P. 94-101.
DOI: 10.7256/2310-8673.2016.4.21028 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=21028
Artificial lighting: aspects of development within the historical urban environment on the example of Saratov
DOI: 10.7256/2310-8673.2016.4.21028Received: 09-11-2016Published: 19-01-2017Abstract: This article reviews the evolution of aspects of the beautification strategy of the evening environment of Saratov as the example of development of the provincial approach towards establishment of the artificial lighting in the historical center of the city, which plays the leading role in intellectual, commercial, and social aspects of the city life. The improvement of city’s historical center that holds the major functions of the city, is necessary for its efficient functionality. Projecting of the artificial lighting system in the historical downtown as the aspect of beautification strategy, requires meticulous examination of the historically established illumination system. Fixation of the geographical and chronological results of the research on the map of Saratov determines the established lighting frame, footings and connections between them, level of intensity of the lighting, as well as serves as the foundation for formulation of the comprehensively substantiated concept of establishment of the favorable evening lighting environment in the historical downtown of the city. Keywords: lighting environment, historical downtown , outdoor lighting, night environment, beautification, lighting, illumination, artificial lighting, urban environment, urban centerВведение Любой город имеет свой исторический центр – ядро, где он зародился, развивался, где находится средоточие его историко-культурного наследия. Центр концентрирует в себе главные архитектурные ансамбли города, памятники архитектуры и истории, которые имели и имеют важное значение для социальной, культурной, экономической жизни города на протяжении всего его развития. Исторический центр города играет ведущую роль в интеллектуальных, коммерческих и социальных аспектах городской жизни. Он является основным связующим звеном для всего города в целом. Средоточие, концентрация функций объектов общенародного значения названы главным признаком центра для многих авторов.[1, с.51] Формирование благоприятного социального климата в историческом центре важно для привлечения материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов с целью развития городской среды, создания инвестиционной привлекательности города, соответственно, его дальнейшего успешного совершенствования. У основных функций центра есть общая социальная программа: предоставить населению высший уровень общественного обслуживания и управления, обеспечить формирование эстетически полноценной и разнообразной городской среды.[1, с.132] Вопрос искусственного освещения исторического центра города в вечернее время суток – один из важнейших аспектов формирования благоприятной городской среды. В настоящее время нет необходимости повторять, насколько важно для нормального функционирования и жизнедеятельности города в вечернее и ночное время наружное освещение. Неоспоримой является и его эстетическая значимость, особенно в историческом центре, где в одном месте проживают, работают, отдыхают люди любого возраста, разных профессий и занимающиеся различной деятельностью. При проектировании световой среды в историческом центре города необходимо учитывать не только утилитарные, функциональные, эстетические аспекты. Важным является не войти в диссонанс с атмосферой этого места, его историей и традицией. Так, при проектировании концепции освещения исторической части Дрездена была проведена большая научно-исследовательская работа. Необходимо было рассмотреть и проанализировать с точки зрения элегантного и исторически правомерного светодизайна все городские постройки, площади и улицы, исследовать важнейшие пространственно-образующие здания, – каждое в отдельности и все вместе в ансамбле.[2] Во многих российских городах так же разработаны концепции улучшения вечерней световой среды. Изучение истории развития искусственного освещения в историческом центре города – один из неотъемлемых этапов проектирования вечерней световой среды. Чтобы не войти в диссонанс со сложившейся исторической средой центра, надлежит тщательно изучить с чего началось, какими средствами и как развивалось в нем вечернее освещение. Цель такого исследования состоит в нахождении опорных точек, эпицентров развития, традиций иллюминации, что позволит проектировать вечернюю среду центра в гармонии с его историческим наследием, подчеркивая уникальные черты и особенности каждого отдельно взятого города. XVIII век Сегодня Саратов известен как «город золотых огней». Однако, как показывает история, таким он стал вследствие долгого и не всегда благополучного развития в нем искусственного освещения. Наиболее раннее упоминание об искусственном освещении, встреченное в ходе исследования, датируется 1775 годом. Зимой того года «последовало Высочайшее повеление об учреждении Саратовской Губернии», в честь чего третьего февраля в Саратове были устроены торжественные гуляния, а «в вечеру город был освещен».[3, с.154] Подробно об этом не рассказано, однако, очевидно, что в памятные дни, когда народ присутствовал на улицах до темноты, город, тогда это были всего несколько кварталов вокруг Соборной площади, был освещен. Такое положение дел продолжалось довольно длительное время. Это подтверждает следующее упоминание о событиях, имевших место спустя 40 лет. «Основание храма положено 1815 года Августа 30 дня. Для сего торжественаго и важнаго случая изъ Пензы прибылъ Преосвященный Аванисiй, и стеклось множество народа. Все призывало православныхъ къ оному: и заветный день Ангела Русскаго Царя, и основание храма историческаго, и присутствiе Архипастыря — явленiе, дотоль въ Саратове редкое. Покойный Протоiерей и кавалеръ Н. Г. Скопинъ сказалъ прекрасную речь на месте основанiя храма. Во весь этоть торжественный для Саратова день продолжался колокольный звонъ, а вечеромъ городъ великолепно былъ иллюминированъ.»[4, с.183] Снова упоминание освещения встречается в контексте большого торжественного события. Но пока подразумевается присутствие населения на улицах в темное время суток в обычные дни. Наружное освещение не рассматривается еще как необходимый аспект городского благоустройства, а используется в качестве эффектного декорирования улиц в честь памятных событий. XIX век Отношение к наружному освещению поменялось всего через 10 лет. В утилитарных, а не декоративных уже целях, в 1825 году было выписано из Москвы 200 фонарей на конопляном масле. Ими освещались подъезды присутственных мест и домов «начальствующих лиц». Стоит отметить, что фонари зажигали только в осенне-зимне-весенний период, с 15 сентября по I мая.[5, с.285] Функциональные преимущества освещения улиц в темное время суток уже начинали осознаваться, однако в то время еще не существовало возможности качественно и круглогодично осветить город. Причиной были не только финансовые трудности, но и отсутствие необходимого оборудования. Фонари на конопляном масле светили тусклым и неровным светом, и служили скорее светящимся ориентиром, чем осветительным прибором. Эффекта освещенных улиц не возникло бы, будь они расставлены даже через каждые 10 метров. Применение же декоративной функции света по-прежнему было характерно только для торжеств и праздников. В эти дни устраивалось дополнительное освещение с помощью глиняных плошек с зажжённым в них маслом или салом, расставленных по краям тротуаров на расстоянии около метра друг от друга. В народе это называлось «гулянием по плошкам».[5, с.286] Улицы оживлялись. Декоративное освещение привлекало население несмотря на сильную копоть и задымленность, исходящие от горящих плошек. Наружное освещение в утилитарных и эстетических его аспектах уже прочно вошло в общественную жизнь города. Следующим шагом к совершенствованию вечерней световой среды стало появление в городе уличных керосиновых фонарей. Саратовский архивист З. Е. Гусакова относит его ко второй половине 1860-х годов. Памятная книжка Саратовской губернии за 1872 год свидетельствует о том, что керосиновое освещение улиц совершенно не удовлетворяло растущим потребностям населения и требовало модернизации системы иллюминации города. «Проведение его (водопровода - прим. автора) связывается с вопросом о газовом освещении, а о том, что последнее должно заменить нынешнее, недостаточное освещение города, вряд ли следует упоминать, так как на все пространство улиц центральной части города – на 43 версты – имеется всего 740 фонарей, в других же местах города их вовсе нет.»[6, с.120] Необходимость освещения качественным светом газовых фонарей остро ощущалась населением города. Видимо, власти эти настроения разделяли, поскольку уже 21 декабря 1873 г. городская дума постановила ввести газовое освещение и дважды «назначала в присутствии своём торг без переторжки на отдачу в подряд устройства газового освещения в г. Саратове», о чём было опубликовано в нескольких газетах, но на торг этот никого не явилось. Эпоха керосинового освещения продлилась еще на несколько лет. С 1 августа 1875 г. освещать Саратов подрядился австрийский подданный Егор Дочар. Городская управа заключила с ним на три года договор, по которому подрядчик обязался обеспечивать сияние на центральных улицах тысячи фонарей, заправлявшихся фотонафтилем (разновидность керосина). Фонари должны были гореть девять месяцев, с 1 августа по 1 мая. Из «осветительного сезона» в целях экономии исключались не только летние месяцы, но и лунные ночи.[5, с.287] Дальнейшее развитие уличного освещения было заторможено несколькими годами споров властей, разделившихся на сторонников газового и электрического освещения. Стоит упомянуть, что тогда ещё ни один город России, в том числе и столицы, не имел электрического освещения. Более того, некоторые крупные города уже были связаны концессиями на газовое освещение, освобождение от которых требовало больших денег. Саратов находился в более выгодном положении, ему ещё только предстояло выбрать вид освещения и условия контракта. Первый эксперимент по освещению улиц Саратова электрическим светом состоялся 19 ноября 1883 года. Осветили участок Большой Кострижной улицы перед зданием Александровского училища и Скобелевской улицы перед домом Санина.[5, с.289] Это событие вызвало большой общественный интерес, в том числе и среди саратовских частных предпринимателей и домовладельцев, которые размещали в своих владениях динамо-машины и помимо освещения внутренних помещений устанавливали и уличные фонари. В 1889 году промышленник и заводчик И. И. Зейфест установил перед входом в свою гостиницу «Россия» электрический фонарь в качестве откупа от иска городских властей. Дело в том, что угловая часть здания была перестроена по проекту архитектора Ф. И. Шустера таким образом, что заняла часть казённой земли, хозяину не принадлежавшей. Таким образом появилось электрическое освещение на углу улицы Горького и проспекта Кирова.[7, с.116] XX век В 1904 году Елена Александровна Аносова, владелица особняка на углу улиц Волжской и Некрасова, получила разрешение на установку динамо-машины с условием «чтобы на углу улиц Гимназической и Армянской, подле дома, был поставлен дуговой фонарь, который должен освещать во все время действия машины». [7, с.335] Купец Д. М. Тихобразов весной 1895 года с помощью московской фирмы «Торговый дом Ф. И. Розенталь» установил динамо-машину системы «Ломайер и компания», 200 ламп накаливания и 5 дуговых фонарей в арендуемых им театре и саду купца Г. В. Очкина. Электрический фонарь уличного освещения возвышался на углу Вольской и Крапивной улиц у дома графа А. А. Уварова, который в 1902 году приобрёл керосиновый двигатель и динамо-машину и осветил и дом и улицу перед ним. [5, с.292] Все эти события подстегнули городскую власть к поискам подрядчика для освещения Саратова электричеством. Напомним, что, за исключением вышеупомянутых редких электрических фонарей, в городе преобладало керосиновое освещение. В течение 1896-1903 годов в думу и управу поступило 28 предложений от фирм и частных лиц о всевозможных способах освещения улиц. Представители «Взаимной компании трамваев» (далее «бельгийское АО» или «АО») обратились к думе с предложением устроить в Саратове электрическое уличное освещение. После двухмесячных раздумий гласные думы решили принять предложение и создали специальную комиссию по подготовке текста договора. Договор был заключен 15 апреля 1905 года сроком до 31 декабря 1945 года. Бельгийское АО получило «исключительное право на срок концессии строить в г. Саратове центральную электрическую станцию, прокладывать от неё по улицам и площадям города воздушные, а равно и подземные проводы для отпуска электрической энергии». Район освещения обусловленный в договоре заключался между берегом Волги от Затона до Шелковичного взвоза, улицами Шелковичной, Астраханской и Большой Горной. АО должно было за свой счёт обеспечивать освещение вдоль всех трамвайных линий, а также установить на металлических столбах 400 дуговых десятиамперных фонарей силой света не менее 1000 свечей каждый и затем обеспечивать горение половины из них в течение 2250 часов в год. Содержание второй половины фонарей возлагалось на городскую управу.[5, с.302-304] Однако, по свидетельству современников, даже в 1909 году, спустя 4 года после заключения договора, город был еще плохо освещен. М. В. Казанский, рассказывая о торжестве открытия Саратовского университета, упоминает об этом: «Город разукрашен и иллюминован, но также главным образом в центральных улицах. Вероятно, ввиду плохого городского уличного освещения, установлены были два электрических прожектора, один на здании театра, другой - на вокзале; но вследствие несколько туманной погоды прожекторы не давали большого освещения. … Иллюминация города была бы несравненно великолепнее, если бы г. Саратов освещался электричеством или хотя бы газом, а не тусклыми керосиновыми фонарями.» [8, с.33] Договор с бельгийским АО был расторгнут в 1917 году с началом революции. Установился новый политический строй и начался новый этап в развитии энергетики. В 1934 году для уличного освещения города было установлено 1708 фонарей суммарной максимальной мощностью 500 кВт при общей протяженности воздушной сети низкого напряжения – 150 км. В 1950 году число установленных светильников города достигло 3000 общей мощностью до 1500 кВт. По планам благоустройства на центральных улицах города проводилась замена металлических решетчатых опор на металлические круглые. Опоры венчались красивыми литыми кронштейнами на два светильника, низ опоры оформлялся литой чугунной тумбой. Позже по некоторым улицам светильники подвешивались на растяжках по оси дороги, с люминесцентными лампами, например, по ул. Вольской, Чернышевской и др. На набережной Волги, в скверах ставились красивые литые чугунные опоры (торшеры) с венчающими светильниками. Подобные фонари были установлены и у здания театра оперы и балета. С начала 1960-х годов в городе Саратове все больше внимания уделяется вопросам благоустройства; особенно бурное развитие и реконструкция сетей уличного освещения ведется в 1970 – 1980 годы. За эти годы все районы города Саратова с привлечением средств и ресурсов промышленных предприятий установили на улицах города тысячи круглых металлических опор с современными консольными светильниками с ртутными и натриевыми лампами. До начала 1970-х годов на сети уличного освещения использовалось около 20 типов светильников различной модификации с лампами накаливания мощностью от 100 до 500 Ватт. С 1 мая 1978 года в городе было установлено 24000 светильников, общая протяженность сети уличного освещения составляла 729 км, в том числе 100 км кабельной сети. [9] В 1986 году на проспекте Кирова была устроена пешеходная зона. Тогда же там появилось мощение плиткой и стеклянные осветительные шары на фонарных столбах. [10, с.117] В советские годы наружное освещение в историческом центре Саратова развивалось в своем утилитарном аспекте, с точки зрения функциональной необходимости. Эстетическая же функция световой среды практически не учитывалась, хотя оборудование (фонарные столбы, плафоны, их конфигурация) представляет несомненный художественный интерес. Выводы Искусственное освещение в Саратове развивалось волнообразно, распространяясь, географически повторяя направление роста центра города. На протяжении двух веков своего развития световая среда совершенствовалась, вместе с постепенным осознанием населением и властями важности тех или иных ее аспектов для формирования благоустроенного комфортного города. Основными сдерживающими факторами развития служили низкая осведомленность в данной отрасли знания, бюрократические процедуры и отстутствие своевременного финансирования. Периоды подъема, как показывает исследование, происходили, когда за организацию качественного освещения отвечали профессиональные специализирующиеся подрядчики. Фиксация географических и хронологических результатов исследования на карте Саратова позволяет наглядно проследить развитие наружного освещения в историческом центре города (рис. 1). Рис. 1. Схема развития наружного освещения в историческом центре города Саратова Представленная схема демонстрирует опорные точки, степени интенсивности освещения и служит фундаментом для разработки концепции формирования благоприятной вечерней световой среды в историческом центре города со световым акцентированием исторических аспектов его развития. Развитие освещения в историческом центре города Саратова носит, в основном, случайный, стихийный характер. Однако, несмотря на это, картина развития выглядит гармонично и обосновано, складывается в закономерную систему центров, периферий и их связей. Дальнейшее развитие должно происходить с опорой на эту систему, вплетая в нее современные приемы и методы, сохраняя исторически сложившийся каркас как основу формирования благоприятной вечерней среды в историческом центре города. References
1. Sokolov L. I. Tsentr goroda – funktsii, struktura, obraz. M.: Stroiizdat, 1992. 352 s.
2. Kontseptsiya osveshcheniya dlya istoricheskogo tsentra g. Drezdena [Elektronnyi resurs] // winkels-concepts.com: inform.-spravochnyi portal. Dortmund. URL: http://www.winkels-concepts.com/site.php?lang=ru&cat=4&proj_nr=44 (data obrashcheniya: 26.10.2016). 3. Leopol'dov A. Statisticheskoe opisanie Saratovskoi gubernii. Sankt-Peterburg: Tipografiya departamenta vneshnei torgovli, 1839. 190 s. 4. Leopol'dov A. Istoricheskii ocherk Saratovskogo kraya. M.: Tipografiya S. Selivanovskogo, 1848. 196 s. 5. Gusakova Z. E. O tekh, kto zhil, o tom, chto bylo. Zametki arkhivista. Saratov, 2012. 352 s. 6. Pamyatnaya knizhka Saratovskoi gubernii na 1872 god. 2 chast'. Saratov, 1872. 277 s. 7. Semenov V. N., Davydov V. I. Saratov istoriko-arkhitekturnyi. Saratov, 2012. 540 s. 8. Kazanskii M.V. O torzhestve otkrytiya Saratovskogo Universiteta 6 dekabrya 1909 goda. Kazan': Tipolitografiya Imperatorskogo Universiteta, 1910. 44 s. 9. Istoriya ulichnogo osveshcheniya Saratova (1934 – 1978) [Elektronnyi resurs] // spges.ru: inform.-spravochnyi portal. URL: http://www.spges.ru/about/istoriya/150-istoriya-ulichnogo-osveshcheniya-saratova-1934-1978 (data obrashcheniya: 16.10.2016). 10. Litso goroda / Makovtseva L., Khutornaya O., Semenov V., Pal'kin N. Saratov: OAO "Vneshtorgizdat", 1996. 119 s. |