Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Markhanova T.F.
Reforms in the area of local self-governance during the ruling of Sui dynasty (581-618)
// Genesis: Historical research.
2016. № 5.
P. 38-43.
DOI: 10.7256/2409-868X.2016.5.20938 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=20938
Reforms in the area of local self-governance during the ruling of Sui dynasty (581-618)
DOI: 10.7256/2409-868X.2016.5.20938Received: 31-10-2016Published: 07-11-2016Abstract: This article examines the reforms carried out by the local self-governance during the ruling period of the emperors Wen of Sui and Yang of Sui. The three departments system of administration was replaced by the two departments system, which significantly lower the number of the local officials. The established by the emperors of Sui dynasty central ministries Li Bu 吏部(the Ministry of Personnel) and Yushi Tai 御史臺 (Censorate) were one of the forms of supervision over the local officials. Li Bu was responsible for appointing all of the officials, which stroke the interests of the local aristocracy. The inspectors (controllers) of the Censorate performed visits to the local authorities and reported about the work of the local officials to the emperor. The scientific novelty consists in the fact that the author comprehensively examined the reform in the area of the local self-governance during the ruling period of the two emperors of Sui dynasty. The main conclusion lies in the thesis that these reforms become one of the crucial steps towards the revival of the united empire with the strong centralized power, the political and economic administration of which was carried out from the single center. Keywords: Yushi Tai, Li Bu, Keju (imperial exam), Censorate, Judicial Ministry, Ministry of Personnel, local self-governance, Yang of Sui, Wen of Sui, Sui dynastyКогда основатель династии Суй Вэнь-ди 文帝 пришел к власти, он унаследовал устаревшую и неэффективную систему местного управления. По мнению некоторых ученых, часть проблемы уходит корнями в 106 г. до н. э., когда династия Хань изменила существующую централизованную систему местного самоуправления, унаследованную от Цинь, в которой имелось два уровня (цзюнь и сянь, район и уезды), и оба непосредственно подчинялись столице. По мнению Артура Райта, серьезных трудностей можно было избежать, если бы правительство Восточной Хань и его государства-преемники сохранили сильную центральную власть. Но слабость центра в совокупности с эндемичными тенденциями передачи власти в регионах привели к созданию третьего уровня (область чжоу) как формального административного уровня [6, p. 87]. До правления династии Суй система местного самоуправления чжоу-цзюнь-сянь (область — район — уезд) была громоздкой и коррумпированной. При этой трехступенчатой структуре увеличивалось количество местных чиновников. Северная Чжоу в начале своего правления после завоевания Северной Ци насчитывала 508 районов и 211 областей. В начале правления династии Суй, основываясь на записях Тундянь, насчитывалось 310 чжоу州областей и 508 цзюнь郡районов [5, p. 113]. Эти записи доказывают, что количество районов в начале правления династии Суй осталось прежним, а число областей увеличилось почти на треть. В 583 г. чиновник Ян Шан-си 楊尚希 в своем докладе проанализировал административный хаос, который был унаследован новым императором Суй: расширение местных органов власти и, как следствие, рост числа чиновников, жалкие налоговые доходы от подразделений, угнетение крестьян. Он отметил, что количество должностных лиц по отношению к населению было 9:10 [5, p. 281; 11, p. 907]. И в этом же году Вэнь-ди вместо дробной системы административно-территориального деления на области (чжоу), районы (цзюнь) и уезды (сянь) ввел систему областей и уездов, упразднив районы и значительно упростив структуру местной власти [1, с. 180]. Таким образом, он перешел к восстановлению двухуровневой системы администрирования империи, которая происходила от династии Цинь. После завоевания южных районов была проведена эта же реформа. Вэнь-ди учредил 56 областей на севере и 61 область на юге, а затем вновь упразднил 13 из них на севере и 3 на юге, таким образом оставалась всего 101 область [12, p. 54]. Точное число уездов при Вэнь-ди не задокументировано. Но Сюн, согласно Суйшу, суммирует количество уездов при Чэнь — 438 и Северной Чжоу после 577 г. — 1124 и получает в общем 1562 уезда [6, p. 113; 9, p. 807]. Рассмотрим меры, предпринятые правителями династии Суй по унификации местного управления. На недавно реформированное центральное правительство возложили обязательство строго контролировать местное чиновничество, которое ранее обладало широкими полномочиями и пользовалось ими без каких-либо ограничений. Для контроля местных чиновников новая государственная организация Суй использовала несколько методов. Так, Артур Райт отмечает что, правители Суй отстранили прежних местных чиновников, а право производить назначения отдали Ведомству гражданского управления (Ведомство Чинов, Ли-бу 吏部) [6, p. 84]. Это ведомство отвечало за подбор чиновников на все без исключения должности в центре и на местах. Это было важной особенностью централизованной административно-бюрократической системы Китая, которая придала ей определенную силу и устойчивость. Смысл подобной практики состоял в том, что руководитель должен являться посланником Верховной власти, то есть человеком, не имеющим ни связей, ни знакомств на подвластной ему территории. Это, по мнению высших властей, предотвращало коррупцию и возможные заговоры с целью свержения существующего строя. Далее Райт описывает, что одной из мер по централизации власти было «правление во избегании» [6, p. 84], которое означало, что областные и уездные чиновники не могут служить в местах их происхождения. Это было дополнено двумя указами: один запрещает чиновникам занимать какую-либо должность в местном правительстве, которую они уже занимали ранее, а другой устанавливает срок службы главных должностных лиц местного самоуправления в три (позже четыре) года. Каждые три года провинциальным чиновникам предписывалось менять место службы. Также применяются и другие меры. В 594 г. лицам, назначенным на местные должности, было запрещено жить вместе с семьей, чтобы родственники не оказывали чрезмерного влияния на его работу. Также было добавлено требование, чтобы в конце года рассматривалась производительность труда местных чиновников с последующим продвижением или понижением в должности, а также награды и наказания, вынесенные в соответствии с результатами анализа. Еще одним инструментом контроля был Цензорат или Терраса державных наблюдателей (Юйши тай 御史臺), который имел полномочия узнавать о противоправных действиях в служебных делах, а также использовать в обвинении сведения из частной жизни чиновников. Существовал также обвинительный доклад (цзоутань 奏彈), когда кто-либо из державных наблюдателей (юйши 御史) обличал и обвинял в противозаконных деяниях кого-либо из должностных лиц [3, с. 118]. Райт приводит комментарий из Суйшу [10, p. 1562], где про полномочия Цензоров Суй говорилось, что они должны «проводить наблюдения и рекомендации без страха или пользы, их обвинения должны быть без изгиба или содрогания» [6, p. 85]. Этот инструмент также назывался императорским странствием, в ходе которого Вэнь-ди изучал эффективность работы местных чиновников: в одном случае, руководствуясь отрицательными докладами державных наблюдателей он увольнял областных судей, в другом случае, использовал практику назначения странствующих инспекторов (ревизоров) в местные органы власти областей и уездов — это были мужчины, которые служили в качестве «глаз и ушей императора в отдаленных местах» и составляли рейтинги местных чиновников [6, p. 85]. А высшие провинциальные чиновники обязаны были в конце каждого года являться на придворные сборы «чаоцзи» (朝集), где представляли свои доклады о деятельности. Также, еще одним инструментом, ограничивавшим прерогативы местных властей, стала обязанность направлять в ведомство по уголовным делам (син-бу 刑部) для повторного рассмотрения все дела, по которым вынесены смертные приговоры [1, с. 180]. Второй император династии Суй Ян-ди 杨帝 вносит ряд изменений в реформу местного управления после своего отца. В 607 г. Ян-ди номинально изменил все области чжоу на районы цзюнь, сохраняя при этом двухуровневую систему. А.А. Бокщанин отмечает: «деление на области (чжоу) существовало в империи Суй лишь в начале (при первом правлении). Затем основой административного деления становится район цзюнь. Именно из описания районов (т. е. более мелких административных единиц, чем области) состоит географическое описание империи в Суй шу» [2, с. 216]. Тем не менее, это было не просто номинальное изменение структуры. В 609 г., после упразднения администрации областей, насчитывалось 190 районов [5, p. 113]. Как пишет Цэнь Чжунмянь: «Ян-ди уменьшил общее количество уездов почти на 20 % — с 1562 до 255» [12, p. 5]. Новая система Ян-ди имела большое количество районов в соотношении с уездами (1:6,6) в течение длительного времени, что само по себе было показателем более эффективной организации центральной власти. Ян-ди также создает определенную систему контроля во главе с двумя инспекторами бецзя别驾, отвечающими за две столичные области, и четырнадцатью районными инспекторами цыши刺史, контролирующими другие районы и уезды. Они регулярно выезжали для наблюдения за деятельностью местных чиновников и представляли свои доклады императору [5, p. 114]. При династии Суй все еще применялась система девяти рангов «цзюпинь чжунчжэн» (九品中正), где высшим был девятый ранг, который занимал чиновник, непосредственно подчинявшийся императору. Ранги, в свою очередь, делились на более мелкие подразделения – разряды, ступени. В 604 году Ян-ди принял меры, чтобы понизить местных чиновников по рангу. Так, когда командующие районов занимали ранг 3a при Вэнь-ди, при Ян-ди этот же чиновник занимал ранг 3b. Между тем чиновники четырех уездов столицы были повышены с ранга 5b в ранг 5a [5, p. 114]. Эти действия указывают на то, что Ян-ди хотел улучшить работу центральных органов власти за счет деятельности местной администрации. Впоследствии Ян-ди вводит систему государственных экзаменов «кэцзюй» (科举), которая обусловила долгое процветание централизованной империи. Официальное применение «кэцзюй» произошло в 605 году, Гао Миньши определяет 587 г. датой возможного создания этой системы [7, p. 55]. А мероприятия по восстановлению экзаменационной системы стали осуществляться в суйском Китае еще с 582 года, когда Вэнь-ди утвердил систему двухступенчатых экзаменов, провинциальных и столичных [1, с. 180]. Раньше местным правителям предписывалось рекомендовать кандидатов на посты в правительстве и, соответственно, только богатые и знатные члены общин могли стать чиновниками, теперь же стала регулярно проводиться аттестация чиновников по девяти рангам. При введении централизованной экзаменационной системы ослабилось влияние местных аристократических кланов. На раннем этапе развития система стала важным фактором социальной мобильности: теоретически, к экзаменам допускался каждый взрослый мужчина, независимо от финансового состояния и социального статуса. После успешного прохождения последнего этапа экзаменов кандидата в чиновники лично рассматривал император, и затем следовало его одобрение или отказ. Провинциальные храмы также возглавлялись чиновниками из центра. Сюн комментирует Суйшу [8, p. 802]: «…расширяя свой административный контроль в религиозной сфере, Ян-ди приказал, чтобы руководитель цзянь监и заместитель руководителя чэн丞назначались к каждому местному буддийскому храму сы寺, ныне переименованному в даочан道场, и к каждому местному даосскому храму гуань觀, ныне переименованному в сюаньтань玄壇» [5, p. 114]. Итак, можно выделить следующие особенности местных реформ династии Суй. Во-первых, правители всех административных единиц назначались из центра. Занималось этим назначением Ведомство чинов Ли-бу, которое являлось одним из шести центральных органов исполнительной власти Лю-бу 六部. Во-вторых, происходит восстановление двухуровневой системы местной администрации и устанавливаются стандарты, по которым центральное правительство определяет размер и характер региональных подразделений. В-третьих, назначение местных должностных лиц центральным правительством и введение экзаменационной системы «кэцзюй» было серьезным ударом по интересам укоренившихся аристократических семей, которые привыкли к управлению в своей местности; отмена системы «рекомендованных представителей» и устранение генеалогических критериев в выборе должностных лиц способствовали укреплению власти центрального правительства. Миядзаки говорит об этих реформах как о «революционных», продуктивных, встретивших враждебность со стороны укоренившихся интересов [4, p. 542]. Императоры династии Суй настойчиво добивались укрепления власти центра и жестко обходились с местной знатью. References
1. Istoriya Kitaya s drevneishikh vremen do nachala XXI veka: v 10 t. / Gl. red. S.L. Tikhvinskii: T. III: Troetsarstvie, Yuzhnye i Severnye dinastii, Sui i Tan (220–907) / otv. red. I.F. Popova, M.E. Kravtsova. – Moskva: Vostochnaya literatura, 2014. 991 s.
2. Materialy po ekonomicheskoi istorii Kitaya v rannee srednevekov'e / per. s kit. A. A. Bokshchanina, Lin Kyun''i. M.: Nauka, 1980. 256 s. 3. Rybakov V. M. Tanskaya byurokratiya. Ch. 2. Pravovoe samoregulirovanie. SPb.: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2013. 496 s. 4. Miyazaki Ichisada. Kyūhin kanjinhō no kenkyū: Kakyo zenshi Issledovanie devyatirangovoi sistemy: predystoriya ekzamenatsionnoi sistemy. Kyoto: Tōyōshi kenkyūkai, 1956. 581 p. 5. Xiong, Victor Cunrui. Emperor Yang of the Sui dynasty: his life, times and legacy. NY: State University of New York Press, 2006. 357 p. 6. Wright, Arthur. Sui Dynasty. In Cambridge History of China, vol. 3, Sui and T'ang China, 589-960, Part I, edited by Denis Twitchett, 48-149. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. P. 48-149. 7. 高明士Gao Minshi. 隋唐貢舉制度 Sistema gosudarstvennykh ekzamenov Sui-Tan. Taibei: Ven'tszin', 1999. 453 p. 8. 隋书Kniga Sui. 魏徵Vei Chzhen i drugie (din. Tan). Pekin: Kitaiskoe knigoizdatel'stvo, 1997. Tsz. 28. 1904 p. 9. 隋书Kniga Sui. 魏徵Vei Chzhen i drugie (din. Tan). Pekin: Kitaiskoe knigoizdatel'stvo, 1997. Tsz. 29. 1904 p. 10. 隋书Kniga Sui. 魏徵Vei Chzhen i drugie (din. Tan). Pekin: Kitaiskoe knigoizdatel'stvo, 1997. Tsz. 66. 1904 p. 11. 通典Obshchie ustanovleniya / pod red. 王文錦Van Veitszin'. Pekin: Kitaiskoe knigoizdatel'stvo, 1988. Tsz. 33. 1117 p. 12. 岑仲勉Tsen' Chzhunmyan'. 隋唐史Istoriya dinastii Sui i Tan. Pekin: Kitaiskoe knigoizdatel'stvo, 1982. 704 p. |