Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Markhanova T.F.
The establishment of the central government during the ruling of the Emperor Wen of Sui
// Genesis: Historical research.
2016. № 5.
P. 23-28.
DOI: 10.7256/2409-868X.2016.5.20835 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=20835
The establishment of the central government during the ruling of the Emperor Wen of Sui
DOI: 10.7256/2409-868X.2016.5.20835Received: 20-10-2016Published: 27-10-2016Abstract: This article examines the structure of the government administration during the ruling of the Emperor Wen of Sui. This topic was not yet been studied in the Russian historiography. The goal of this work is to fill this gap and characterize the establishment of the central government of the Sui dynasty based on the Chinese sources and Western-European literature. The works of Arthur Wright and Victor Sui Cunrui, who thoroughly studied the Sui period, are being introduced into the scientific discourse. The system of government structure and bureaucratic apparatus in feudal China were formed based on the experience acquired in ancient times, taking the roots in the ideas of Confucius. The idea of centralization of power lied in the foundation of establishment of the government administration. The scientific novelty is defined by the subject of the research. The author is first to analyze the structure, composition, and tasks of the central government bodies of the period of Sui dynasty, as well as lists the names of the officials who were in charge. It is demonstrated that during the ruling of the Sui dynasty, there had been created a powerful bureaucratic apparatus that strengthened the centralizes power; and thus, such administrative structure becomes the political heritage for the Tang dynasty (618-907), which was the pinnacle of the medieval Chinese Empire. Keywords: Sui dynasty, Tang dynasty, Nine houses, Six ministries, Three departments, Government bodies, Centralization of power, Bureaucratic apparatus, Emperor Wen of Sui, Chinese EmpireПолководец государства Северная Чжоу—Ян Цзянь (тронное имя Вэнь-ди 文帝) к 577 г. взял под контроль весь Северный и Западный Китай и, сместив династию Северная Чжоу, в 581 г. объявил себя императором и главой новой династии Суй. В 589 г. окончательно воссоединил Китай, который был разделен на север и юг почти 400 лет. Период раздробленности страны сменился постепенным восстановлением централизованного государства. Возрождение имперского начала в китайской политической жизни проявилось в изменении самого характера верховной власти, в ее большей централизации. Ян Цзянь, захватив власть с помощью армии, стал утверждать гражданские формы правления, которые осуществлялись через разветвленный чиновно-бюрократический аппарат, состоявший из центральных (столичных) и местных органов [1, с. 120]. Комплекс новой системы Вэнь-ди был основан на гуманных традициях централизации династии Хань, а также Северной Вэй и Северной Ци [5, с. 84]. Система государственного устройства и бюрократический аппарат в феодальном Китае складывались на основе опыта, накопленного в древние века и основывались на идеях Конфуция. Верховная власть была сконцентрирована в руках императора, который, обладая неограниченными правами, должен был править страной на основе традиций и законов, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат. Власть стоявшего во главе государства монарха была наследственной и юридически неограниченной. Император практически был единственным легитимным субъектом власти. По древним традициям государь считался «сыном неба», иначе говоря, представителем высших сил и проводником их воли. Его личность быласакрализирована, выступая посредником между Небом и Землей, абсолютным повелителем всех своих подданных, он был призван поддерживать порядок мироустройства. От него требовалось, чтобы он вступал в контакт с великими предками [2, с. 73]. Император управлял огромной и хорошо отлаженной государственной машиной, которая вместе с тем определяла особенности его поведения и поступков. Существовали установленные морально-этические стандарты, которые в некоторой степени сдерживали деспотический произвол имперского правителя. Например, власть монарха ограничивалась нормами детально разработанного ритуала и существующей политической традицией, которые требовали не выходить за рамки предписанных образцов поведения и воплощать в своем лице высшую истину и эталон мудрого и добродетельного правления. Политическая доктрина конфуцианства гарантировала поддержку правящей династии только при условии успешного выполнения ею общественной координирующей функции, т. е. обеспечения стабильности страны и благосостояния народа. Заметим при этом, что конфуцианство как идеология было прочно инкорпорировано в структуру управления. Правительственная структура состояла из чиновников центральной администрации в главном городе Чанань 长安 и провинциальных органов власти, разбросанных по всей империи. Структура центрального правительства династии Суй в течение первых лет была прототипом династии Хань, которая, в свою очередь, унаследовала идею централизации власти у династии Цинь. Но во многом бюрократическая структура при династии Суй была новой и являлась прообразом структуры центрального правительства династии Тан (618–907 гг.). Имперская администрация Суй имела следующую структуру: верхний эшелон власти состоял из трех наставников (сань ши 三師) и трех сановников (сань гун 三公). Первого наставника императора называли тайши太师, он был старшим из трех, этот почетный титул присуждали буддийскому монаху. Наставник двора тайфу太傅 – второй их трех, обычно это был учитель несовершеннолетнего императора. Попечитель императора тайбао太保 – третий, являлся жрецом в храме. Три высших сановника: 1) начальник военного приказа тайвэй太尉; 2) советник по делам воспитания и обучения, также начальник приказа просвещения сыту 司徒; 3) начальник приказа общественных работ сыкун司空. В подчинении у них находились три центральных министерства (сань шэн 三省), в которых была сосредоточена вся реальная власть, — Министерство государственных дел/Кабинет министров/Управление ведомств (Шаншу шэн尚書省), Канцелярия (Мэнься шэн门下省) и Секретариат (Нэйши шэн內史省, позже Чжуншу шэн 中書省 при династии Тан). Также к ним относилось еще два министерства: Министерство дворцовой библиотеки (мишу шэн秘書省) и Министерство дворцовой службы (нэйши шэн内侍省), которые оставались вне основного руководства. Министерство государственных дел ведало органами исполнительной власти и состояло из шести ведомств (лю бу): чинов (ли-бу吏部), финансов/налогов (минь-бу民部), обрядов/ритуалов (ли-бу禮部), военное (бин-бу兵部), судебное (син-бу刑部) и общественных работ (гун-бу工部). Весьма специфическую роль играло ведомство ритуалов (Ли-бу). В его ведении находился весь комплекс церемоний, обрядов и норм, определяющих жизнь каждого человека в зависимости от его статуса в обществе. В обязанности Ведомства чинов входил контроль за назначением и увольнением чиновников, повышение или понижение в должности, награждение. Финансовое ведомство вело учет податных и наделов, упорядочивало обложение налогами. Военное ведомство занималось военными чинами, войсками, охраной границ, ведало военными поселениями «фу бин 府兵» на окраинах империи. Судебному ведомству были подчинены суды, тюрьмы, судопроизводство. Ведомство общественных работ определяло характер трудовых повинностей, проведение строительных работ, устройство дорог, перевозку товаров, обеспечивало функционирование ирригационной системы. Указы императора создавались на основе данных, которые поступали в докладах, далее они отправлялись для первичного рассмотрения в Министерство государственных дел, который также выполнял совещательную функцию. Информация в докладе проверялась в Секретариате, затем Канцелярия выдвигала окончательное решение. Цикл выпуска указа и его обработка окончательно замыкался в Министерстве государственных дел, куда он уже в окончательной редакции вновь поступал для исполнения, где затем эта исполнительная функция реализовывалась через шесть ведомств. Важную роль в государственном управлении играл императорский двор, при котором были созданы специальные управления по обслуживанию персоны императора, императорских палат, гарема, охраны имущества казны. К этим подразделениям относились: Палата цензоров (юйши тай御史臺), Главная инспекция водоснабжения (душуй тай都水臺, позже душуй цзянь都水监) и девять палат (цзю сы九寺), среди которых были Палата императорского жертвоприношения (тайчан太常), Палата императорских банкетов (гуанлу光祿), Палата императорской семьи (цзунчжэн宗正), Палата императорских конюшен (тайпу太僕), Палата дворцовой охраны (вэйвэй衛尉), Палата судебного контроля (дали大理), Палата по подвластным странам (хунлу鸿臚), Палата по государственным амбарам (сынун司農), Палата по государственной казне (тайфу太府). Управления (цзянь监), палаты (сы寺) и террасы (тай 臺) не занимались разработкой и осуществлением политических решений. Важная роль принадлежала палате Юйши тай — орган, осуществлявший надзор за чиновничеством и судопроизводством, проверяющий работу государственных служащих во всех центральных и местных учреждениях, кроме Императорского секретариата и канцелярии. Юйши тай проверял отчёты, траты государства, рассматривал жалобы на чиновников и возбуждал дела против них в случае выявления нарушения. Также проводил внеплановые проверки и служебные расследования. Членов этого учреждения называли еще эрмугуань 耳目官, т. е. «осведомленные», через которые верховная власть следила за жизнью государства. Юйши тай имел право подавать доклады непосредственно императору, минуя промежуточные инстанции. Институт цензоров появился в Китае еще при династии Цинь. В основном свои обязанности они выполняли, совершая инспекционные поездки по стране, а в остальное время они проверяли столичные ведомства. При Вэнь-ди Государственный университет наделяется функциями управления в сфере образования (гуоцзы сы国子寺, позже гуоцзянь сы国监). Также создается инспекция цзянцзо將作监, отвечающая за строительство дворцов, храмов, гробниц и т. д. Глава каждого подразделения, как и любой государственный служащий, имел определенный ранг, жалование, привилегии, форму одежды и подчиненных. Состав трех главных министерств преимущественно включал чужестранцев из северных династий, где когда-то правили уроженцы степей. В это число входили четыре близких советника императора: Гао Цзюн 高颎 (555–607 гг.), Ли Дэлинь 李德林 (530–590 гг.), Ян Су 楊素 (544–606 гг.) и Су Вэй 蘇威 (540–621 гг.). Все были чиновниками из трех центральных министерств, они допускались к участию в приемах императора и менее официальных встречах, посвященных основным делам государства. Артур Райт их описывает так: «основная группа чиновников состояла из жестких, безжалостных людей, которые хорошо владели верховой ездой и отлично стреляли, находчивые военачальники, опытные администраторы. Их конфуцианское обучение было в зачаточном состоянии, а их знания китайской литературы и философии малы. Только один из них — Ли Дэлинь, был с богатым китайским образованием» [3, с. 83]. При назначении чиновников на пятый ранг или выше совет из высокопоставленных министров рекомендовал кандидатов императору, который одобрял или отклонял соискателей [3, с. 84]. А назначение чиновников на другие ранги отбирало Ведомство чинов. В древних империях чиновники могли сами подбирать себе подчиненных, теперь назначение всех государственных служащих низшего ранга осуществлялось этим ведомством [1, с. 120]. Руководители Министерства государственных дел наделялись основными политическими полномочиями. К обсуждению императорских указов допускались лишь чиновники из высших правительственных учреждений Канцелярии и Секретариата [4, с. 109]. Девять палат (сы) существовали и при династии Хань. В отличие от периода Тан, когда девять палат занимали более низкое положение и функционировали как подведомственные учреждения, выполняя задания шести ведомств, девять палат при династии Суй возглавляли чиновники того же ранга, что и начальники шести ведомств (ранг третий, высший класс). При Северной Чжоу имперская администрация возглавлялась канцлером, который являлся главой центрального правительства. Должность главного министра была воспринята Вэнь-ди как серьезная угроза, так как ранее он сам, занимая высокую чиновничью должность при Северной Чжоу, захватил власть. Император отказался назначать главного министра и лично выполнял большую часть его обязанностей. Министерство государственных дел возглавлялось начальником шаншу лин尚書令, у которого имелось два заместителя – пуе僕射, «левый» (старший) и «правый» (младший). В «Синь Тан шу» описываются обязанности пуе, которые заключалисьв «управлении всеми чиновниками шести ведомств» [6, с. 195]. Обеспокоенность Вэнь-ди по поводу этих должностных лиц показана в указе, адресованном заместителю начальника Ян Су: «Пуе являются руководителями ведомств, но им не позволено присутствовать на обсуждении важных государственных дел. Все, что они должны делать, это приходить в Министерство каждые три или пять дней для обсуждения вопросов» [7, с. 1288]. Таким образом, начальник Министерства государственных дел (шаншу лин), совместно с руководителями Канцелярии и Секретариатом составляли высший эшелон руководства центрального правительства, а также относились к ближайшему окружению советников императора [4, с. 110]. Несмотря на короткий сорокалетний период правления, эта династия не только вновь объединила Китай, но и путем культурной унификации, а также через созданные ею политические, военные, юридические и экономические институты проложила дорогу «китайскому средневековью» и стала одной из самых известных. За три десятилетия были заложены основы следующей династии, просуществовавшей три столетия. Среди этих основ восстановленная централизованная административная система, созданная еще династиями Цинь и Хань. При династии Суй создается бюрократический аппарат из трех отделов и шести министерств, который укрепил централизованную власть, сосредоточив внимание на непосредственном надзоре императора за различными ведомствами и министерствами. Это значительно повысило эффективность администрирования. Менялись династии, но их смена проходила без каких-либо радикальных структурных перестроек бюрократической системы. Практически каждая новая династия создавала собственный аппарат управления, однако приемы работы, принципы разделения полномочий оставались неизменными. Это и определяло на протяжении многих веков структурную устойчивость традиционной китайской монархии. References
1. Bokshchanin, A.A. Istoriya Kitaya: drevnost', srednevekov'e, novoe vremya / A.A. Bokshchanin. M.: Vostochnaya literatura RAN, 2010. 599 s.
2. Istoriya Kitaya s drevneishikh vremen do nashikh dnei / Otv. red. L.V. Simonovskaya. M.: Nauka. Glavnaya redaktsiya vostochnoi literatury, 1974. 534 s. 3. Wright, Arthur. Sui Dynasty. In Cambridge History of China, vol. 3, Sui and T'ang China, 589-960, Part I, edited by Denis Twitchett, 48-149. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. P. 48-149. 4. Xiong, Victor Cunrui. Emperor Yang of the Sui dynasty: his life, times and legacy. Albany: State University of New York Press, 2006. 357 p. 5. 陈寅恪Chen' In'ke. 隋唐制度渊源略论稿 Korotko ob istokakh rezhima Sui i Tan. Pekin: Kitaiskoe knigoizdatel'stvo, 1963. 158 p. 6. 新唐书 Novaya Kniga Tan. 欧陽修Ouyan Syu i 宋祁Sun Tsi (Severnaya Sun). Pekin: Kitaiskoe knigoizdatel'stvo, 1975. T. 1. S. 6564. 7. 隋书Kniga Sui. 魏徵Vei Chzhen i drugie. (din. Tan). Pekin: Kitaiskoe knigoizdatel'stvo, 1973. T. 48. S. 1904. |