Library
|
Your profile |
Culture and Art
Reference:
Reshetnikova S.V.
Manuel del Populo Vicente García's Creative Style
// Culture and Art.
2017. № 6.
P. 11-19.
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.6.20800 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=20800
Manuel del Populo Vicente García's Creative Style
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.6.20800Received: 20-10-2016Published: 21-07-2017Abstract: Manuel del Pópulo Vicente García is well known as the outstanding tenor of the late XVIIIth — early XIXth century, however, his composer legacy is no less important. Despite the import role of Garcia in the history of musical art, his work is little known. His compositions include Spanish songs, Italian and French works of the theatrical genre. Particular compositions of Garcia were very popular at the beginning of the XIXth centuries and frequently quoted by both composers and writers. Such celebrities as Isabella Colbran, Maria Malibran, Adolphe Nourrit and Manuel Garcia himself participated in premiere productions of operas. The author of the article also examines his influence on the works of individual composers and writers of the romantic era. Garcia's works are little-known worldwide and in Russia, since most of them are stored in the archives of France, Spain, Italy and the United States of America. The methodological basis of this research is the comprehensive approach. On the one hand, the author studies the creative biography of the musician, on the other - his operas as well as monographs and articles devoted to Garcia's legacy by foreign authors. The novelty of the research is caused by the fact that the author describes the biography and creative legacy of Manuel del Pópulo Vicente García who is little-known in Russia. The author of the research reveals more than sixty works of the theatrical genre, many of which were staged during the life of the author. Garcia's compositions are eclectic and combine various national styles. Keywords: creativity as a composer, romantic era, opera, Spanish songs, bel canto, Manuel Garcia, Italian opera, French opera, tonadilla, national styleВведение Мануэль дель Популо Висенте Гарсиа (1775–1832), один из выдающихся теноров конца XVIII — начала XIX века, именно для него была создана партия графа Альмавивы в опере «Севильский цирюльник» («Il barbiere di Siviglia») Джоаккино Россини. Успешный педагог и глава знаменитой вокальной школы, он воспитал целую плеяду знаменитых певцов, среди которых самыми именитыми были его дети: примадонны Мария Фелисита Малибран (1808–1836) и Полина Виардо (1821–1910), а также великий вокальный педагог Мануэль Патрисио Родригес Гарсия (1805–1906), автор трактата «Полная школа об искусстве пения» и изобретатель ларингоскопа (1855 г.) [16]. Композиторское творчество Мануэля дель Популо Висенте Гарсиа было чрезвычайно успешным, многие произведения были представлены при жизни автора и пользовались популярностью. Попытки возродить музыку Мануэля Гарсиа неоднократно были предприняты. Эрнесто Паласио и Тереза Берганса исполнили и записали его испанские песни [13]. Опера «Багдадский калиф» («Il califfo di Bagdad») была поставлена в 2007 г. в Мадриде, и записана двумя годами позднее в Гранаде (Premio CD Compact, 2009) [13]. А также его салонная опера «Необитаемый остров» («L'isola disabitata»), увидела свет 7 апреля 2005 г. в университете Уэйк Форест в штате Северная Каролина имела огромный успех. 7 апреля 2007 г. в Севилье увидела свет его опера «Дон Кихот» («Don Chisciotte»). Там же, на родине композитора 3 января 2008 г. в концертном исполнении была представлена опера «Смерть Тассо» («La mort du Tasse») [13]. Кроме того, ария из оперы «Дочь воздуха» («La figlia del aria»), созданная для Марии Малибран и песня из оперы «Расчетливый поэт» («El poeta calculista») под названием «Я — контрабандист» («Yo que soy contrabandista»), были исполнены и записаны нашей современницей примадонной Чечилией Батоли («Мария», Decca, 2006 г.). Музыка Гарсиа постепенно возрождается и все больше заинтересовывает музыкантов современности. Цель данной статьи осветить композиторскую деятельность Мануэля дель Популо Висенте Гарсиа и восполнить, таким образом, пробел в истории музыки. Композиторское творчество Мануэля Гарсиа В качестве композитора Гарсиа впервые проявляет себя, работая в театре Кадикса с 1791 по 1797 гг., создав для одной из программ спектакля несколько музыкальных номеров [14]. В репертуаре этого театра были оперные спектакли, они чередовались с кантатами, и концертами духовной музыки, которые представлялись в период Великого поста. Между актами в спектаклях исполнялись популярные в Испании тонадильи (испан. tonadilla, букв. перевод — песенка, если быть точнее, острохарактерное произведение для 2–3-х солистов и оркестра, нередко исполнялось с пением и танцами в антракте между действиями спектакля) [6]. Гарсиа часто исполнял их совместно с первой женой Мануэлой Моралес и Висента Лапорта. Среди них, тонадильи испанского композитора Пабло дель Морала: «Любовная власть» («El amor por poderes», 1798 г.), «Довольно вопросов» («Las Dudas satisfechas», 1798 г.), «Флегматик» («El flematico», 1798 г.), «Трактирщица» («La posadera», 1798 г.), «Танцы» («El Baile», 1799 г.), и другие. А также, две тонадильи Блаза де Ласерна: «Предубеждение женщины» («La mujer convencida», 1799 г.) и «Застенчивость» («La timida», 1799 г.). Вероятно, работа в театре и исполнение такого рода произведений серьезным образом повлияли на творчество Гарсиа. Первое произведение театрального жанра, созданное им, значиться многими исследователями как тонадилья под названием «Махо и Маха» («El majo y la maja»). Ее представление состоялось 14 октября 1798 г. в Teatro de la Cruz, в главных ролях выступали Мануэль и Мануэла. За ним следует премьера еще одной тонадильи «Заявление» («La declaracion», 31 июля 1799 г.), которая состоялась в том же театре. В качестве либретто его первого театрального произведения служил сюжет из народного эпоса [14, p. 359]. Следует отметить, что Мануэль Гарсиа считался последним из «тонадильерос» [6]. Его композиторское творчество процветало, в течение нескольких лет Гарсиа царствовал в качестве премьера, композитора и оперного режиссера в театрах Мадрида Canos del Peral и Teatro de la Cruz. В 1806 г. он был назван внештатным композитором мадридского Teatro del Principe. Им были написаны и поставлены несколько собственных произведений театрального жанра, среди которых «Раскаявшийся соблазнитель» («El seductor arrepentido», 1802 г.), «Деревянные часы» («El reloj de madera» 1802 г.), «Расчетливый поэт» («El poeta calculista», 1805 г.), «Флоринда» («Florinda», 1805 г.), «Рассказчик» («El hablador», 1805 г.), «Узник» («El preso», 1806 г.). Оперетта «Мнимый слуга» («El criado fingido», 1804–1805 гг.) написана, предположительно, на либретто Диего дель Кастилло[15, p. 308]. Музыка ее была очень популярна, доказательством этого факта служит то, что песня из оперетты «Мнимый слуга» («Cuerpo bueno, alma divina») впоследствии была использована Жоржем Бизе в опере «Кармен» («Carmen», 1875 г.), в антракте к четвертому действию [15, pp. 65–66]. Однако, еще большую известность приобрела опера – монолог «Расчетливый поэт», состоящая из 14 номеров, арий и небольших сценок (интерлюдий), которые следовали друг за другом в следующем порядке: 1. Ария 2. Интерлюдия 3. Болеро 4. Интерлюдия 5. Кабалетта 6. Интерлюдия 7. Речитатив и ария 8. Интерлюдия 9. Речитатив 10. Интерлюдия 11. Дуэт 12. Интерлюдия 13. Полька 14. Финал [17, pp. 41–49]. Особенной популярностью пользовалась кабалетта под названием «Я — контрабандист» («Yo que soy contrabandista»), написанная в испанском стиле [15, p. 80]. Музыка песни неоднократно цитируется композиторами и писателями. Например, Ференцом Листом в «Фантастическом рондо» («Rondeau fantastique sur un the me espagnol, el contrabandista», 1836 г.), где тему исполняет английский рожок; писателями Виктором Гюго в романе «Бюг Жаргаль» («Bug Jargal», 1820 г.); Жорж Санд в лирической истории «Контрабандист» («Le Contrebandier», 1837 г.); Феденико Гарсиа Лоркой в пьесе «Мариана Пинеда» («Mariana Pineda», 1925 г.). Обе дочери Гарсиа примадонны Мария Малибран и Полина Виардо нередко включали эту песню в партию Розины, исполняя в сцене урока музыки («Севильский цирюльник» Россини) [15, pp. 76–81]. 15 марта 1809 г. на гастролях во Франции Мануэль Гарсиа представил оперу «Расчетливый поэт». Публика ликовала, Гарсиа вызывали на бис четыре раза, требуя исполнить соло из оперы. Экзотичная испанская музыка пришлась по вкусу европейцам. Отдельные произведения Гарсиа, обладающие испанским колоритом, предопределили моду в опере эпохи романтизма, что впоследствии привело к появлению новых героинь — жгучих и темпераментных испанок, каких как Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Верди обращается к жанрам испанской музыки, создав «Болеро Елены» в опере «Сицилийская вечерня» («I vespri siciliani»). У нескольких французских композиторов появляются «Испанские рапсодии» («Rapsodie espagnole»), среди них Морис Равель, Ференц Лист и Эммануэль Шабрие [7]. Среди произведений Гарсиа есть и итальянские оперы, которые он представляет в Италии, например «Багдадский калиф» («Il Callifo di Bagdad», 1813 г.). В премьере этой оперы участвовали Мануэль Гарсиа, его вторая жена Хоакина Сичес и Изабелла Кольбран. В основе сюжета лежит история из «Тысячи и одной ночи». Оперы с таким же названием и со схожим сюжетом нередко создавались композиторами той эпохи. Например, Буальдье написал оперу «Багдадский калиф» («Le calife de Bagdad», 1800 г.) на либретто Клода Годара д'Окура де Сен-Жюста по сборнику восточных сказок [8]. У Россини есть опера «Адина или калиф Багдадаский» («Adina or Il califfo di Bagdad», 1818 г., 1826 г.), в основе либретто лежит текст Феличе Романи «Калиф и рабыня», переделанный другом композитора Герардо Бевилакуа – Альдобрандини [1]. В опере «Багдадский калиф» Гарсиа отводит заглавную роль героя-любовника тенору, партию «героини инженю» — сопрано, а роль соперника — также тенору. В основе сюжета лежит любовная интрига, в любовном треугольнике участвуют представители разных сословий, это простая девушка, правитель Багдада и представитель власти — судья [11]. К сожалению, автор статьи не располагает партитурой или клавиром оперы, поэтому изучить вокальные партии не представляется возможным. Однако, в ходе исследования была обнаружена статья испанского исследователя Эмилио Родицио который считает, что в этой опере Гарсиа «пытается объединить мелодическую линию Чимарозы и гармонией Моцарта» [17, p. 49]. Гарсиа был очень опытным музыкантом, и прекрасно понимал, что традиции написания итальянских опер отличаются от французских. В произведениях, созданных в 1816–1817-е гг., музыка уже синтезировала черты итальянской и французской оперы. Его композициям был свойственен «эклектизм», подобно французским операм Мейербера, Обера («Немая из Портичи») и Россини («Вильгельм Телль»), где искусно сочетались комбинации различных стилей [4]. В 1818–1820-х гг. Гарсиа возвращается во Францию, где было представлено множество его французских опер в Opеra-Comique, Théâtre-Italien, Academie Royale и Gymnase-Dramatique, а именно: «Принц по случаю» («Le prince d’occasion» 13 декабря 1817 г.), «Великий лама или Софон» («Le grand lama ou Sophones», 1820 г.), «Платочек» («Il Fazzoletto», 1820 г.), «Смерть Тассо» («Lamort du Tasse», 1821 г.), «Меньер» («La meunière», 1821 г.), «Флорестан или совет десяти» («Florestan ou Le conseil des dix»). Наиболее знаменитой была постановка лирической трагедии «Смерть Тассо» («La mort du Tasse», Académie Royale) [14]. На примере этой оперы можно удостовериться, что Гарсиа был композитором, который мог адаптироваться к бытующим в то время эстетическим нормам французской оперы. Он радикально меняет стиль изложения. В основе сюжета — история жизни поэта Торквато Тассо. Мануэль Гарсиа, как и большинство композиторов эпохи романтизма создавал произведения для определенных певцов, учитывая их исполнительские возможности. Заглавная роль была написана для ученика Гарсиа — знаменитого тенора Адольфа Нурри. Самыми яркими сольными номерами являлись ария Тассо из II акта «Его глазами видит империя» («De ses yeux tout ressent d’empire») и романс из III акта «Ваш образ по-прежнему дорог» («Vous dont l´image toujours chère») в сопровождении арфы. Диапазон первой арии не очень высок и достигает h’ [12, pp. 186–196]. Автор часто использует пунктирный ритм, придающий остроту и особую выразительность мелодии [12, p. 189]. Другой сольный номер — романс, написан в более высокой тесситуре, диапазон доходит до c’’. Романс более интересен в вокально-техническом плане, мелодия украшена витиеватыми пассажами, каденциями. Произведение изложено в куплетной форме, вторая часть варьируется. Автор счел нужным выписать возможный вариант исполнения второго куплета [12, p. 347]. Примечательно, что Гарсиа создает два самых ярких вокальных номера в жанрах драматической арии и романса, предвосхищая основы «большой французской оперы», в которой нередко будут присутствовать романс, баллада, «большая драматическая ария» [2, pp. 164]. В опере есть массовые хоровые и ансамблевые сцены. Сообразно традициям французской оперы, Гарсиа включает балетные номера (Air de Dance № 1, №2, № 3 во II акте и Air de Dance в III акте) [12, pp. 246–305, 338–342], также предопределяя появление «больших опер» Мейербера. Российский исследователь О. Жесткова, считает, что танцевальные сцены в опере «рассредоточивают драматический накал, с одной стороны, а с другой — выполняют динамическую функцию, оттягивая момент кульминации спектакля» [3, с. 97]. Оперы созданные Мейербером имели пятиактное строение, в III акт автор обычно помещал танцевальные номера. В отличие от его опер, «Смерть Тассо» Мануэля Гарсиа имела трехактное строение, но танцевальные номера были также размещены в центре произведения. В данной опере, композитором были предприняты попытки найти компромисс между французскими и итальянскими оперными традициями, искусно объединив их воедино. Испанский исследователь Эмилио Родицио отмечает, что в итальянской опере «Багдадский калиф» было множество украшений, свойственных Моцарту, Доницетти и Россини, а в опере «Смерть Тассо» чувствуется уважение композитора к традиции Люлли, «не теряя очарования итальянской школы» [17, p. 53]. Несмотря на то, что партия Тассо была создана для Нурри, Гарсиа и сам неоднократно принимал участие в своих операх. В премьерных постановках нередко принимали участие самые именитые певцы начала XIX века, а роль премьеров и примадонн того времени была очень велика. Согласно сведениям из альманаха Герардо Казальи, и книг Джеймса Радомски, Мануэль Гарсиа создавал теноровые партии для себя, Гаэтано Киццола, Андреа Ноццари и Адольфа Нурри [9]. Данные роли были представлены в следующих операх: «Телла и Далатон или превратница Рааба» («Tella e Dalaton, ossia La donzella di Raab»), «Принц по случаю» («Le prince d’occasion», 1817), «Великий лама или Софон» («Le grand lama ou Sophones», 1820), «Платочек» («Il Fazzoletto», 1820), «Смерть Тассо» («Lamort du Tasse», 1821), «Меньер» («La meunière», 1821), «Флорестан или совет десяти» («Florestan ou Le conseil des dix», 1822), «Два брачных контракта» («Les deux contrats de mariage», 1824), «Багдадский калиф» [9; 14, p. 109; 15, pp. 154–159; 161–162]. Контральтовые роли он создавал для жены Хоаккины Сичес-Гарсиа в операх «Багдадский калиф», «Телла и Далатон», а также для дочери Марии Малибран в операх «Лукавый любовник» («L'Amante Astuto»), «Дочь воздуха» («La figlia dell Aria»), «Цыганская любовь» («Il gatano por amor») [15, pp. 221–225; 13]. Одна из наиболее именитых певиц начала XIX века - Изабелла Кольбран исполняла сопрановые партии в премьерных спектаклях опер «Багдадский калиф», «Телла и Далатон», и в кантате «Диана и Эндимион» [15, pp. 116–120]. В 1825–1826 гг. семья Гарсиа в полном составе едет на гастроли в Америку, где впервые представляются оперы Россини («Севильский цирюльник», «Отелло») и Гарсиа «Дочь воздуха», «Лукавый любовник» с участием Хоакины Сичес, сына Мануэля Гарсиа — младшего и дочери Марии Малибран. Спектакли были представлены в Parks Theatre (Нью-Йорк) [15, pp. 221–225]. Затем, Гарсиа уезжает на гастроли в Мексику, где работает с 1827 по 1829 гг. в Teatro de los Gallos. Там впервые представляются его оперы «Абуфар, или семья араба» («El Abufar, ossia La famiglia araba», 1827 г.) на либретто Феличе Романи и «Семирамида» («Semiramis», 1828 г.), вероятно созданная на либретто Гарсиа. В Мексике в то время были протесты против представления итальянских опер, поэтому Гарсиа перевел оперы Россини на испанский язык. А также, занялся написанием либретто на испанском языке для своих опер: «Лукавый любовник» («El Amante Astuto»), «Семирамида» («Semiramis»), «Одинокие мужья» («Los maridos solteros»), «Ксайра» («Xaira») и «Цыганская любовь» («El gitano por amor»), свои гастроли он завершил этим спектаклем [15, p. 313]. Гарсия планировал остаться в Мексике, однако политические события заставили его покинуть страну по причине указа об изгнании всех испанцев и в декабре 1827 г., и он с семьей едет во Францию. После нескольких неудачных выступлений во французском Théâtre-Italien, Гарсиа понимает, что его певческая карьера близка к завершению. Он решает уйти из театра заняться педагогической и композиторской деятельностью, организовывает знаменитую школу Гарсиа. Там он не только преподает, но и создает ряд опер, для студенческих спектаклей: «Три горбуна» («I tre gobbi», 1830–1831 гг.), «Мнимый глухой» («Il finto sordo», 1830–1831 гг.), «Китаянки» («Le cinesi», 1830–1831 гг.), «Необитаемый остров» («L'isola disabitata», 1831 г.), «Предупреждение ревности» («Un avvertimento ai gelosi», 1831 г.). Оперы были в основном салонными, одноактными и исполнялись под аккомпанемент фортепиано в школе Гарсиа [14, p. 313]. *** Произведения Гарсиа «эклектичны» автор проявляет чрезвычайную гибкость и восприимчивость национальных стилей. Работая во Франции, Италии и Испании, он адаптируется к существующим нормам оперного искусства этих стран. Некоторые исследователи называют произведения театрального жанра, созданные Гарсиа сарсуэлами (испан. Zarzuela — произведение театрального жанра близкое к оперетте [5]), другие — тонадильями, третьи — операми, четвертые — опереттами, пятые — музыкальными комедиями [10, p. 32]. Творческий почерк Гарсиа сформировался под влиянием итальянской белькантовой традиции, французской декламационной выразительности, а также испанской народной музыки, андалусских мелодий, ритмов и гармонии. Сложность в возрождении музыки Гарсиа представляет как воссоздание нотного текста, так и поиск певцов, владеющих непревзойденной техникой bel canto, способных ее исполнить. References
1. Veinstok G. Dzhoakkino Rossini. Prints muzyki. M.: Litagent. «Tsentropoligraf», 2003. S. 493.
2. Zhestkova O. Primadonny Rossini i Meierbera // Zhestkova O., Sadykova L. // Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii. 2013. № 4. S. 150–175. 3. Zhestkova O.V. Stilevaya polimorfnost' kak immanentnoe kachestvo kompozitorskogo pocherka Dzh. Meierbera. Vestnik Mordovskogo universiteta. № 1-2. T. 13. 2003. S. 91–98 [Elektronnyi resurs]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stilevaya-polimorfnost-kak-immanentnoe-kachestvo-kompozitorskogo-pocherka-dzh-meyerbera (data obrashcheniya 02.10.2016) 4. Zhestkova O.V. Tvorchestvo Dzh. Meierbera i razvitie frantsuzskoi "bol'shoi" opery: Dis. ... kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 Kazan', 2004. 258 s. 5. Kyuregyan T.S. Sarsuela | Belcanto.ru. [Elektronnyi resurs]. URL: belcanto.ru›zarzuela1.html (data obrashcheniya: 25.03.2016)) 6. Manukyan I.E. Tonadil'ya | Belcanto.ru. [Elektronnyi resurs]. URL: belcanto.ru›tonadilla.html (data obrashcheniya: 25.03.2016) 7. Reshetnikova S.V. Ispolnitel'skoe iskusstvo Manuelya del' Populo Visente Garsia // Zhurnal Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki», Tambov: Gramota. 2016. № 7(69): v 2-kh ch. Ch. 1. C. 137-140. 8. Boïeldieu F. Le calife de Bagdadopéra-comique-François-Adrien Boïeldieu (1775-1834)… [Elektronnyi resurs]. URL: http://data.bnf.fr/13908714/francois-adrien_boieldieu_le_calife_de_bagdad/ (data obrashcheniya 02.08.2016) 9. Casaglia Gh. Almanacco di Gherardo Casaglia. La musica giorno dopo giorno [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.amadeusonline.net/almanacco/pag-1?r=&alm_sett=&alm_giorno=&alm_mese=&alm_anno=&alm_testo=Manuel+Garcia#sthash.YlOiWefo.dpuf (data obrashcheniya 02.10.2016) 10. Draayer S. Art Song Composers of Spain: An Encyclopedia Scarecrow Press, 2009. 546 p. 11. García M. Il califfo di Bagdad melodramma in due atti tratto dall'originale francese da Andrea Leone Tottola. Napoli. Nella tipografia largo del castello № 20. 1813 12. Garcia M. La Mort du tasse, grand opéra, 3 acts. Cuvelier de Trie, Jean Guillaume Antoine, librettist; Hélitas de Meun, Joseph. Courtesy of the City Archives of Brussels. 443 p. [Elektronnyi resurs]. URL: https://archive.org/details/lamortdutassegra00pfull (data obrashcheniya 02.10.2016) 13. Radomski J. Manuel Garcia (1775-1832). [Elektronnyi resurs]. URL:http://www.harmonicorde.com/Manuel%20Garcia%20 (1775-1832).html (data obrashcheniya: 27.03.2016) 14. Radomski J. Manuel García (1775-1832): Chronicle of the Life of a “Bel Canto” Tenor at the Dawn of Romanticism. Oxford: Oxford University Press, 2000. 367 p. 15. Radomski J. Manuel Garcia (1775-1832): Maestro del bel canto y compositor. Madrid: Instituto complutense de ciencias musicales, 2003. 361 p. 16. Radomski T. Manuel García (1805-1906): A Bicentenary Reflection [Elektronnyi resurs] // Australian Voice. 2005. Vol. 11. R. 25-41. URL: http://www.harmonicorde.com/Radomski%20Australian%20Voice.pdf (data obrashcheniya: 09.03.2016). 17. Rodicio E. Claves para una lectura de la creacion operistica del compositor sevillano Manuel del Populo Garcia//Papeles del Festival de Música Española de Cádiz, Nº. 1, 2005, pp. 41-59 [Elektronnyi resurs]. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=3601726 (data obrashcheniya: 09.04.2016) |