Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Psychologist
Reference:

Forms of Discrimination in Contemporary Social Psychology

Pogontseva Dar'ya Viktorovna

PhD in Psychology

associate professor of the Department of Social Psychology at Southern Federal University

344002, Russia, Rostovskaya oblast', g. Rostov-Na-Donu, ul. Turgenevskaya, 40, kv. 13

dpogontseva@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-8701.2016.5.20574

Received:

29-09-2016


Published:

09-10-2016


Abstract: The author of this article discusses some of the types of "discrimination" in modern social psychology, in particular, such type as lookism, i.e. discrimination based on the external appearance of the Other. The author notes that lookism can be understood in its original definition as discrimination of beautiful or not beautiful people, but also in a broader sense, as discrimination of people  that triggered by their appearance or style (clothes, hairstyle, etc.). The analysis of Russian and foreign works shows that in spite of the high interest in the phenomenon of lookism, at the moment there is an insufficient number of researches devoted to the specificity of lookism in general and ethnolookism in particular. At the same time, there is a growing interest in the problems of lookism due to economic, political and migration processes both in Russia and abroad. The expanding phenomenon of migration around the world and confrontation of Islam to other religions lead to numerous conflicts starting from terrorist attacks in Moscow, Stavropol Region, different regions of the North Caucasus and ending with the conflict with the Islamic state and terrorist attacks in France (in particular, in the editorial office of newspaper "Charlie Hebdo"), the terrorist act in Belgium as well as conflicts with Islam representatives in Germany.


Keywords:

discrimination, lookism, ethnolookism, external appearance, categorization, ageism, hijab, appearance, social psychology, attitude


Дискриминация – это поведенческая форма предрассудков и стереотипов, чаще всего под дискриминацией понимается негативное отношение, хотя в последнее время все чаще говорят о позитивной дискриминации (т.е. когда человек получает преимущество или привилегии, поскольку относится к определенной группе). Сам термин «дискриминация» (от лат. «discriminatio» – различие) связан с именем Томаса Райса, который в 1830 г. ввел данный термин в контексте изучения расовых предрассудков, для обозначения поведенческого компонента последних. Некоторые ученые [1, 2] выделяют прямую и косвенную дискриминацию, при этом прямая форма возникает тогда, когда генерируется неравенство, как правило, намеренно; в то время как косвенная форма формируется на основе стереотипов и обуславливает поведение, которое не всегда осознается как дискриминационное.

В современной зарубежной психологии чаще всего рассматриваются экономическая дискриминация, дискриминация на рынке труда и другие виды дискриминации основанные на статусе, экономическом и социальном положении человека ит.д. [3], также рассматриваются такие виды, как гендерная и расовая дискриминация. При этом большая часть дискриминационных практик базируется на визуальной диагностике Другого. V.F.Garcia отмечает, что наибольшей критики в любом обществе подвергается то, чего меньше, что не является чем-либо массовым, будь то цвет кожи и этническая принадлежность, или масса тела и рост; дискриминации подвергается то, что не типично, не стандартно [4]. Таким образом, расовая дискриминация определяется как неравное отношение, на почве расовых предубеждений, что может произойти на индивидуальных, социальных и институциональных уровнях [5].

Также необходимо отметить, что в большинстве стран существуют законы и статьи конституции в которых заложен пункт против дискриминации, так, в Российской конституции в 19 статье указывается, что запрещены любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В уголовном кодексе также есть статья о дискриминации (статья 136 - Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), в которой указывается, что дискриминация это нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Однако ни в УК РФ, ни в конституции не затрагиваются такой вид дискриминации, как дискриминация по внешности (красивый-не красивый) или лукизм. Конгресс США, в 1964 году, принял акт о гражданских правах, в котором указывалось, что равные права не зависят от расы, цвета кожи, религии, пола или национальной принадлежности, позже (на уровне штатов) были добавлены лица с ограниченными возможностями, а так же равноправие лиц с различной сексуальной ориентацией. В тоже время различные виды дискриминации существуют в различных аспектах нашей жизни: фейс-контроль и дресс-код в клубах и ресторанах, отсутствие одежды и обуви нужных размеров в дорогих магазинах для людей с нестандартными фигурами и ростом, всевозможные запрещающие таблички (клубы, кафе и рестораны для тех, кто моложе 45 лет) и др. Культ молодости, худобы приводят к тому, что для категоризации Другого на первый план выходят такие параметры как вес, молодость и красота.

В повседневной жизни, используя различные стереотипные суждения, мы делим людей на группы по внешнему облику, а каждую из этих групп наделяем определенными характеристиками, которые могут, как соответствовать данной группе, так и быть ложными. Все чаще в российских и зарубежных исследованиях стал появляться термин лукизм, как самостоятельный данный термин возник в Америке, одни из первых исследований относятся к 1980-м годам. При этом, в большинстве работ под лукизмом понимается любая дискриминация под воздействием оценки другого как красивого – не красивого. Одной из самых распространенных тем в европейских исследованиях - изучение стереотипа «что красиво – то хорошо» (beautiful is good). В большинстве работ отмечается, что красивые люди всегда получают больше льгот, от более высокой социальной оценки до более высокой зарплаты. Felson R.B., Bohrnstedt G. W. [6] рассматривают проблему «красивое - значит хорошее, или хорошее - значит красивое» на примере оценок школьников. В итоге они показали, что детей более умных и спортивно-развитых их одноклассники считают более красивыми. Однако, первоначальное определение как «дискриминация красивых/не красивых» используется все реже, а под лукизмом понимается любая дискриминация по внешнему облику. Таким образом, данный термин расширил свое значение. Кроме того все чаще стали появляться работы указывающие на специфические виды лукизма – как на пример этнолукизм [7, 8].

Не смотря на то, что в зарубежных исследованиях проблема влияния внешнего облика на различные аспекты взаимодействия изучается давно, в рамках российской психологии этот аспект является малоизученным. В тоже время существуют предпосылки для изучения данного феномена, это работы посвященные общению и роли внешности в различных аспектах жизни. Это работы А.А. Бодалева, В.Н. Панферова, В.А. Лабунской, В.В. Барабанщикова и других. Так, В.Н. Панферов считал, что эталоны внешности выполняют роль своеобразных «пусковых механизмов» процесса интерпретации субъективных свойств человека, разворачивающегося во времени. В свою очередь В.А. Лабунская [9] говорит о том, что «внешний облик - становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. … Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации».

Однако, на данном этапе, можно отметить, что в рамках российской психологии, существует мало работ посвященных дискриминации людей по внешнему облику, и чаще связывают с этническими и расовыми особенностями. И если лукизм, «wheightism», «highism» в российской психологии практически не рассматриваются, то эйджизм чаще рассматривается в рамках вопросов по подбору персонала или дискриминация пожилых людей (проблемы пенсионеров). Кроме того, в данных видах дискриминации реже рассматривается гендерный аспект, и если в таких видах дискриминации, как дискриминация по росту и весу гендерный аспект выражен менее (не зависимо от пола люди с очень большими размерами, как и очень маленькими – испытывают затруднения в подборе одежды, обуви; не всегда комфортно чувствуют себя в общественных местах (узкие проходы, тесные сидения ит.д.), то эйджизм чаще имеет выраженные гендерные отличия [10]. Однако когда мы говорим о внешности – то гендерный аспект выходит на первый план. Подобную тенденцию отмечают В.А. Лабунская, А.А. Бзезян [11-14] рассматривая различные аспекты проявления дискриминационного отношения к различным этно-группам (в том числе рассматривается гендерный аспект). Авторы делают вывод о том, что к женщинам другой этнической группы относятся менее агрессивно и негативно, часто не одобряя дискриминационное поведение по отношению к ним, в тоже время, если объектом дискриминации выступает мужчина – респонденты одобряют дискриминационное отношение. В наших работах [15, 16] мы рассмотрели отношение к женщинам в хиджабах (мусульманский головной убор) и без них, и также выявили определенное изменение отношения в сторону дискриминационного и негативного. При этом в нашем исследовании предъявлялись фото одних и тех же девушек – в хиджабах и без, таким образом этнолукизм возникает тогда, когда пусковым механизмом является оценка внешнего облика другого и категоризация Другого, как имеющего принадлежность к определенной этнической группе.

Исходя из вышесказанного мы видим, что в современной социальной психологии на ряду с классической категорией «дискриминация» существует более узкая форма – лукизм, т.е. дискриминация по внешнему облику Другого. Лукизм может пониматься в его первоначальном определении, как дискриминация красивых или не красивых, а также в более широком понимании, как дискриминация людей под влиянием их внешнего облика. Однако, не смотря на высокий интерес к феномену лукизма, который обоснован рядом политических, экономических и миграционных процессов, на данный момент существует не достаточное количество работ рассматривающих специфику лукизма в целом и этнолукизма в частности. В связи с этим, мы видим целью создание методического инструментария, который позволит изучать феномен лукизма в современном обществе.

References
1. Nazarova A.V. Ponyatie i vidy rasovoi diskriminatsii // Nauka i sovremennost'. 2014. № 29. S. 298-304.
2. Sychev V.B. K voprosu o vidakh diskriminatsii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2012. T. 12. № 4. S. 101-103.
3. Elmslie B., Sedo S. Discrimination, social psychology, and hysteresis in labor markets // Journal of Economic Psychology Vol. 17, Is. 4, 1996, p. 465–478.
4. Libal A., V.F.Garcia Scial discrimination and body size. Too big to fit. Mason Crest Publishers. Philadelphia, 2006. P. 25.
5. Williams D. R. Race, socioeconomic status, and health. The added effects of racism and discrimination. Annals of the New York Academy of Sciences, 896(1), 1999, 173–188.
6. Felson R.B., Bohrnstedt G. W. “Are the Good Beautiful or the Beautiful Good?” The relationship between children’s perception of ability and perceptions of physical attractiveness // Social Psychology Quarterly. 1979. V.42, №4. P.386-392.
7. Bzezyan A.A. Vliyanie gendera etnokul'turnogo tipa vneshnego oblika na stepen' pozitivnosti otsenki // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2014. № 1. S. 83-90.
8. Pogontseva D.V. Osobennosti otnosheniya k devushkam s razlichnym oformleniem vneshnego oblika: rol' khidzhaba // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2015. № 3. S. 235-244
9. Labunskaya V.A. Psikhologiya samovyrazheniya i problema formirovaniya «Ya» lichnosti // Prikladnaya psikhologiya. 1999. № 5. C. 55.
10. Ageism: stereotyping and prejudice against older pesons/edited by T. Nelson. New York: Massachusetts Institute of Technology, 2002. 213 p.
11. Bzezyan A.A. Lukizm i etnicheskaya diskriminatsiya // Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik. 2012. T. 10. № 3. S. 21-23.
12. Labunskaya V.A. O sootnoshenii zavisti, beznadezhnosti i nadezhdy kak sposoba preobrazovaniya prostranstva obshcheniya sub''ekta // V sbornike: Obshchenie-2006: na puti k entsiklopedicheskomu znaniyu Materialy mezhdunarodnoi konferentsii. M., 2006. S. 97-111.
13. Labunskaya V.A. Obraz vraga v mezhlichnostnom obshchenii // Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2013. № 3. S. 52-64.
14. Labunskaya V.A., Bzezyan A.A. Osobennosti otsenivaniya razlichnykh komponentov etno-kul'turnykh tipov vneshnego oblika kak proyavlenie diskriminatsionnogo otnosheniya // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2013. № 3. S. 37-43.
15. Pogontseva D.V. Vidy diskriminatsii po vneshnemu obliku // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2013. № 9(60). S. 858-861.
16. Pogontseva D.V. K voprosu o diskriminatsiya po vneshnemu obliku // Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik. 2011. T. 9. № 2. S. 47-5
17. Pogontseva D.V. Etno-lukizm: vzglyad na problemu // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2013. № 6. C. 144 - 150. DOI: 10.7256/2073-8560.2013.6.9490.
18. Bzezyan A.A. Osobennosti etnicheskoi identichnosti kak prediktor prinyatiya diskriminatsionnogo otnosheniya k etnokul'turnym gruppam // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2014. № 3. C. 454 - 464. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.3.12083.
19. Ledeneva V.Yu. Mezhnatsional'nye aspekty i problemy protivodeistviya ekstremizmu v sovremennykh usloviyakh // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2014. № 2. C. 207 - 216. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.2.10785.
20. Opalev A.V. Pravovoe obespechenie natsional'noi bezopasnosti: ob''ekt, predmet i zadachi // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2014. № 2. C. 244 - 250. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.2.11295.