Library
|
Your profile |
Man and Culture
Reference:
Napso M.D.
Fashion as a sociocultural phenomenon
// Man and Culture.
2016. № 4.
P. 9-14.
DOI: 10.7256/2409-8744.2016.4.20129 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=20129
Fashion as a sociocultural phenomenon
DOI: 10.7256/2409-8744.2016.4.20129Received: 17-08-2016Published: 17-09-2016Abstract: The object of this research is fashion, and the subject is fashion as a sociocultural phenomenon. The author analyzes the social nature of fashion, its properties, and correspondence with the orientations of consumer society. Various aspects of fashion, its universality, timely character, fluidity, and correspondence with the socio-historical context are being reviewed. The author examines the connection between fashion and economy, impact of fashion upon public relations, as well as processes of establishment of mass consciousness and choice of behavioral strategies. Fashion is presented as a multifunctional phenomenon, as contradictory unity of the positive and negative. The scientific novelty consists in the substantiation of a thesis on the demand of fashion by the modern society. As the methodological foundation for this article, the author uses gnoseological and ontological principles of dialectics, as well as the analysis of the fashion phenomenon as an integral phenomenon. The problematic field of the article allows formulating a number of statements: 1) fashion is an imperative sociocultural phenomenon, which captures social space and the entire multiplicity of human relations; 2) consumer society endows fashion with the features of universality and individuality. Keywords: fashion, fashion standard, consumer society, stratification, differentiation, imitation, diffusion, trend, brand, prestigeМода относится к числу важнейших социальных явлений, представляющих несомненный научный интерес. Она всегда была и продолжает оставаться объектом социально-философского, культурологического, социологического анализа, что свидетельствует о сложности данного феномена, и это исключает упрощенное его толкование. Мода выступает в различных ипостасях, ее воздействие на социум и систему эстетических и нравственных установок характеризуется противоречивостью и во многом неопределенностью. Мода изменяется вместе со временем, она исторична, динамична, адекватна эпохе. В ней воплощено содержание исторического контекста, она является своеобразной квинтэссенцией современности. Информационные и технологические «прорывы» изменяют характер моды, делают ее более доступной и востребованной различными социальными общностями, она становится фактором социального развития, и это придает проблематике моды, механизмам ее функционирования, процессам прогнозирования «модных» трендов особую актуальность. Мода носит универсальный и всеобъемлющий характер, в сфере ее влияния оказываются не только культура и сопряженные с нею явления, но и социальные процессы различного содержания. Мода выступает социальным регулятором и социальным маркером, ею пронизаны все социальные слои, что стало особенно заметно в эпоху массового потребления, формирующего «модные» установки, вкусы и предпочтения. Выполняя функцию регуляции, она во многом определяет особенности мышления современного человека, его поведение, выбор жизненных ориентиров. Как социокультурный феномен, развитие которого обусловлено социальной структурой общества, спецификой социальных процессов и групповых устремлений, мода способствует расширению пространства социальных взаимодействий, укреплению механизмов социальной солидарности. Она является инструментом, который обеспечивает социальное продвижение в широком смысле слова, минимизирует риски, связанные с социальным расслоением, поскольку создает, применительно к обществу потребления, иллюзию равенства через механизмы избыточного и демонстративного потребления. Мода связана с социальными и культурными изменениями, которые носят объективный характер, поэтому в развитии моды мало случайностей. Социальные трансформации определяют вектор развития моды, способствуют возникновению, распространению и утверждению новых форм институционализации моды – как формальных, так и неформальных, изменяют поведенческие стратегии в этой области. Мода подвержена процессам циклического развития: «…в моде имеют место два разных вида циклов… Первый тип… затрагивает модные стандарты, модные стили, объект моды, сами «моды», он не имеет отношения к распространению и принятию моды. Второй тип модного цикла затрагивает непосредственно распространение моды, принятие моды потребителями и описывает жизненный цикл с этой точки зрения[1, с. 29]. Кроме того, в ней обнаруживается преемственность, позволяющая соединять прошлое с настоящим, уникальное – с универсальным. Социальные (экономические, политические, культурные) трансформации определяют характер эволюции моды и ее атрибутов, вызывая изменения в индивидуальном и общественном сознании, в поведении, в психологических настроениях, придают им адекватные времени черты, соответствующие канонам модности. Система нравственных и этических представлений о должном, о дозволенном, о красоте, о мужском стиле и женском и т. д. находится в зависимости от представлений о моде, основу которых составляют социальные преобразования, имеющие своим следствием изменения в менталитете и сознании, в восприятии социального окружения. Революция в моде, совершенная, в частности, Коко Шанель, стала возможной в условиях переосмысления роли женщины в обществе, чему в значительной степени способствовал размах феминизма и суфражизма (движение за избирательные права женщин), выступлений против дискриминации по признаку пола. Свободный покрой женской одежды символизировал собой открытость миру как возможность полноценного участия в общественной жизни. Не последнюю роль в этих процессах играло социально-экономическое положение женщины: ее независимость от мужа способствовала выработке системы культурных норм, которые определяли в том числе стиль моды и одежды: «колебания моды совпадают с изменениями таких факторов, как экономическая независимость и матримониальные возможности, которые варьируются в зависимости от соотношения полов… В ситуации, когда брачный союз становится основным средством финансовой стабильности, одежда становится скромнее, сдержанней, и, наоборот, когда брак не рассматривается в качестве института экономического выживания, одежда принимает более откровенные формы»[1, с. 31]. Мода носит исторический характер, ей свойственны временность, непостоянство, которые особенно заметны в современную эпоху, характеризующуюся убыстрением темпов развития. Сменяющие друг друга «модные» трансформации обязаны в первую очередь изменениям в сфере потребительского рынка: именно он диктует необходимость производства товаров, отвечающих критериям как «модности», так и успешности. Связь моды и экономики очевидна, и свидетельство тому появление и широкое распространение модной индустрии. В экономически развитых странах сформировался и активно функционирует сектор экономики, занимающийся производством и реализацией модных товаров и образцов, разработкой и внедрением новых «модных» идей, регулированием процессов ценообразования и т. д. Мода является успешным экономическим и финансовым «проектом», выгодным коммерческим предприятием, приносящим огромные прибыли как государству, так и специалистам от кутюр, а также всем тем, кто имеет отношение к сфере моды. То, что мода является не только культурным феноменом, но и важнейшей производительной силой современности, не вызывает сомнений. Мода в обществе потребления является олицетворением экономического статуса, а точнее – экономической успешности. Экономические трансформации вызывают изменения во всех сегментах общества, даже в тех, которые, казалось бы, далеки от экономики. И мода, таким образом, становится механизмом регуляции рыночных отношений, и достаточно эффективным. В свою очередь, рынок, ориентируя общество на избыточное потребление, превращает моду в условие экономического прогресса. Можно сказать, что мода, с одной стороны, является двигателем экономического прогресса, а с другой, формирует соответствующее индивидуальное и коллективное мировоззрение, ориентированное на потребление, тем опять-таки способствуя экономическому росту. Эти процессы, безусловно, не проходят безболезненно для массового сознания, поскольку в погоне за вещами теряется подлинный смысл приобретения: общество потребления «заставляет» приобретать модное, в котором индивид зачастую и не нуждается. Мода стимулирует соответствующее времени потребительское поведение, и в общественном сознании индивид, все время что-то приобретающий, в особенности модное дорогое, – это успешный человек. Быть модным – значит «иметь», что приветствуется консюмеризмом как олицетворение экономической и социальной «продвинутости». Символом общества потребления является демонстративное потребление, и в этом роль моды огромна. Модно обладать дорогими вещами – одеждой, жильем, имуществом, автомобилями, драгоценностями и т. д., т. к. они подчеркивают социально-экономическое положение индивида, они становятся его «мерой», социальным знаком, символом престижа, а мода выступает в качестве инструмента обладания ими. Это подчеркивает полифункциональность моды, что и делает ее востребованной обществом потребления, в котором установки успеха, следование им, а также их демонстрация и презентация превратились в догматы поведения. Но за демонстративным потреблением скрывается мир сложных социальных взаимоотношений и стратификационных различий, остроту которых не может скрыть даже мода, внешне нивелирующая эти различия. Приобретая модные дорогие и роскошные вещи – знаки более высокого социального положения, доступные отнюдь не всем, индивид причисляет себя к тем, кого общество считает успешными и влиятельными. Так мода выступает инструментом, пусть даже виртуальным, проникновения в более высокие социальные слои, создает иллюзию равенства с ними, что снижает риски возможных противостояний. Но, вырабатывая соответствующие временному контексту мировоззрение и образ действия, мода облегчает процессы индивидуальной и групповой интеграции и адаптации, способствует расширению пространства социального общения, более успешному усвоению социокультурных норм, с одной стороны. С другой, мода подчеркивает индивидуальность: требования моды различны по отношению к разным социальным слоями и возрастным группам – «модные» предпочтения зрелых людей и молодых, носителей высокого и низкого социальных статусов не идентичны, различны и представления о престижности и «брендовости» вещей. Кроме того, мода, постоянно изменяясь, несет в себе черты устойчивости: в молодежной среде мода «быстротечна», старшее поколение демонстрирует устойчивость «модных» вкусов. Современная мода ассоциируется с демонстративным потреблением, имитирующим знаки социального благополучия, что согласуется с принципами общества потребления, которое навязывает модные потребительские стандарты, в особенности престижного свойства. О том, что «человека характеризуют вещи», писал Ж. Бодрийяр. По мнению французского исследователя, «потребление – это не материальная практика…оно не определяется ни пищей, которую человек ест, ни одеждой, которую носит, ни машиной, в которой ездит…, но лишь тем, как все это организуется в знаковую субстанцию… Потребление, в той мере, в какой это слово вообще имеет смысл, есть деятельность систематического манипулирования знаками…Чтобы стать объектом потребления, вещь должна сделаться знаком…»[2, с. 90-91]. Мода, будучи противоречивым феноменом, является фактором: 1) социальной дифференциации, способствующий установлению различий между социальными группами; 2) смягчения социальных отличий, создающий иллюзию равенства, в том числе и в равенстве потребления; 3) социальной интеграции, формирующий ощущения – пусть даже иллюзорные – принадлежности к более высоким социальным стратам, к элите; 4) самовыражения – индивидуального и группового; 5)подражания, которое проявляется в заимствовании социокультурных норм и форм поведения, присущих привилегированным слоям. Человеку свойственно сравнивать себя с другими, принимать позицию «значимого» и «обобщенного» другого, в ходе чего формируются представления о мире и самом себе. Социальные оценки касаются не только принятия социально одобряемых норм, но и знаков уважения, престижа, статуса, а также качества и количества потребляемых благ и услуг, их соответствие модным стандартам. Социальные оценки становятся основой самооценок, которые способствуют более успешной адаптации; 6) социальной интеракции; 7) социальной регуляции, и хотя мода «принадлежит не миру вещей, а миру людей», влияние ее на социум велико: вещи, как известно, «сами по себе не меняются под влиянием моды; их изменяют люди, приписывающие им значения, взаимодействующие между собой и с культурой»[3, с. 12]. Мода, как отмечено ранее, охватывает своим присутствием и влиянием все общество в целом, поскольку она выступает и как совокупность знаков, и как социокультурная норма и ценность, и как социальный и эстетический образец, и как современный тренд. Последнее качество моды обусловливает вектор развития модных тенденций, которые, несмотря на специфичность проявления в разных социальных средах, определяют и соответствующие модели поведения. Общество потребления, в свою очередь, укрепляет эти ипостаси моды, способствуя, с одной стороны, ее диффузии, а с другой, придает модным трендам свойство обязательности с точки зрения следования им, ориентируя индивида на модные стандарты – выражение успешности жизни. Кроме того, оно способствует циркуляции «модных» идей, даже если они не принимаются обществом, а группе избранных или заинтересованных. Модными являются не только материальные предметы и вещи, но и нематериальные, такие как власть, профессии, круг развлечений, стиль жизни и т. д., которым общество потребления придает знаковое значение, в том числе и значение удовольствия. С помощью масс-медиа и рекламы модные стандарты, вкусы, предпочтения навязываются, им придаются «кодовые» смыслы: социальное поведение и мотивация оказываются заранее запрограммированными на приобретение модного, не всегда необходимого. Даже если мода является «банальным обманом», в который «верят, и верят с удовольствием» (Г. Эрнер), она все же относится к разряду целерациональных социальных действий, во многом определяющих сознание и поведение индивида. Все это позволяет говорить о том, что быть вне моды и быть свободным от нее, в особенности в обществе потребления, невозможно. Индифферентное к ней отношение может вести к проявлениям социальной эксклюзии и маргинальности, а социальных неудачников современное общество не готово ни принять, ни воспринять.
References
1. Lebsak-Kleimans A. V., Dolgosrochnoe prognozirovanie mody na osnovanii sotsiologicheskoi modeli tsiklicheskikh izmenenii // Vestnik Rossiiskogo universiteta Druzhby narodov. Seriya: sotsiologiya. 2010. №3. S. 24-33.
2. Bodriiyar Zh., Sistema veshchei [Elektronnyi resurs]. URL: http: // yanco.lib.ru (ZAShchITA)-Adobe Reader (data poseshcheniya: 02. 08. 2016). 3. Gofman A. B., Moda i lyudi: novaya teoriya mody i modnogo povedeniya. SPb.: Piter, 2004. 208 s. 4. Basin E. Ya., Krasnov V. M., «Gordiev uzel» mody (podkhody k opredeleniyu ponyatiya mody) [Elektronnyi resurs]. URL: http: // vneshnii-oblik.ru/gordiev-usel.html (data poseshcheniya: 15. 07. 2016). 5. Begma Yu. S., Kocharyan Sh. R., Znaki mody: kapriz ili potrebnost'? // Ekonomicheskii zhurnal. 2010. № 20. S. 141-145. 6. Koneva A. V., Vizual'nye praktiki mody // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2012. №3. T. 1. S. 223-227. 7. Linch A., Shtraus M., Izmeneniya v mode Prichiny i sledstviya. Minsk: Grevtsov-Pablisher, 2009. 280 s. 8. Svendsen L., Filosofiya mody. M.: Progress-Traditsiya, 2007. 256 s. 9. Khaustova A., Moda kak sotsial'nyi fenomen i ob''ekt sotsiologicheskogo analiza // Vlast'. 2012. №3. S. 106. 10. Shmerlina I., Plyvushchii mir mody // Sotsial'naya real'nost'. 2006. №12. S. 7-25. |