Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Philosophy and Culture
Reference:

Precedent as a regulator of social relations (to the history of the question)

Sharnauskene Tatiana Vasilievna

PhD in Philosophy

Docent, the department of Foreign Languages, Financial University under the Government of the Russian Federation

125993, Russia, Moscow, Leningradsky Prospekt 49

sharnauskene@rambler.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2017.4.19511

Received:

17-06-2016


Published:

07-06-2017


Abstract: The experience of legal practice of the precedent encourages the generalizing methodological approach towards an important aspect of examination of society as a whole, culture, education, and development of personality that allows coming to a level of their socio-philosophical comprehension. Absence of the sufficient legal grounds in the statutory law for resolution of any case is compensated by referring to the previous judicial practice and precedents. The search for them is a specific aspect of solutions that are being constantly formed by a man in the surrounding environment and sociocultural reality. It is extremely important that in all spheres of activity, including judicial practice, emerges a need for referring to the corresponding precedents. In legal practice, such pursuit is reduced to juridical formalization. The article makes an attempt of socio-philosophical comprehension of society, legal culture, culture as a whole, socialization of personality, and process of cognition using the sociocultural approach and precedent method. Conceptual foundation of the conducted analysis consists in examination of public relations, human activity, and culture as the universal aspects of society, the description of which allows characterizing the latter as a phenomenon, essence, and reality. In other words, socio-philosophical categories such as “human activity – social relations – culture” manifest as the key logical means of perceiving society as a unique phenomenon of reality, complicated in the level of organization of formation of the actual reality. The particular historical source used for the methodological generalizations consists in the history and legal culture of Russia and Great Britain, as well as their impact upon the establishment and development of social institutions. The author analyzes the main notions of English common law and equity, legal precedent and statutory law, and system of sources of the existing law of England.


Keywords:

Process of cognition, Legal thinking, Law, Socialization of personality, Social development, Precedent, Culture, Human activity, Social relations, Society


Осмысление общества осуществляется в неразрывном единстве с человеком и представляет собой неотъемлемую часть философского знания. Многовековой путь исторического развития и становления общества отмечен многочисленными творческими достижениями социально – философской мысли. Однако все еще нет достаточных оснований для утверждения, что идейное содержание социально - философского осмысления общества обладает должной полнотой и теоретической целостностью. Общество как объект познания обладает предельной сложностью философского анализа. Социально - философское осмысление общества предполагает исторический и логический подходы к пониманию его природы, исторического процесса его зарождения, становления в сложную систему общественных отношений с новыми формами организации совместной деятельности, с общими социальными интересами. Способом существования социальной реальности выступает человеческая деятельность с ее специфическими закономерностями, непосредственно связанная с миром культуры. Именно поэтому социально-философское осмысление природы общества невозможно осуществить без раскрытия сущности человека.

Краткий экскурс в историю становления и развития общества дает определенную эмпирическую базу для его постижения. Обращение к истории социальных идей позволяет увидеть смену и конкуренцию онтологий.

Пребывая в исторически определенных социальных условиях, люди стремятся осмыслить существующий общественный строй и привычный образ совместной жизни, раскрыть значение тех или иных общественных отношений, функционирующих учреждений, социальных институтов, постигнуть смысл крупных общественных событий, социальных проблем, выявить возможности реализации желательных изменений их социальной среды и в этой связи понять роль прошлой истории для осуществления в будущем их программных целей. [1].

Для О. Конта (1798 – 1857) все человеческое общество в целом выступает как потенциально наиболее совершенное и позитивное (данное как факт), устремленное к развитию, прогрессу, порядку. Г. Спенсер (1820 – 1903) полагает, что общество – это общественный организм, имеющий структуру, функции, способность к росту. К. Маркс (1818 – 1883) в понимании общества выделяет в качестве системообразующего элемента производственные отношения, складывающиеся независимо от воли и сознания людей. Эти отношения соответствуют определенной ступени общественного развития [2].

В ходе такого анализа появляется возможность сформулировать содержание, что общество и человек представляют два неотделимых друг от друга атрибута социальной реальности. Социальное качество в человеке формируется в ходе освоения культуры, образования, права, познания в процессе жизнедеятельности в обществе. Оно позволяет ему быть активным, самостоятельным, творческим, обладающим внутренним духовным миром субъектом общественных отношений, общения, познавательной и практической деятельности, способным к самосовершенствованию на основе осознания своей целостности, собственного достоинства, требований своего разума, воли и совести.

Происходящие в нашей стране социокультурные, экономические изменения влекут за собой смену приоритетов и ценностей, особенно в области формирования современной личности, умеющей адаптироваться в быстро меняющемся многогранном мире. [3]

Роль прошлой истории, изучение культуры, жизнедеятельность сегодняшнего дня для каждого человека определяют осуществление в будущем их программных целей.

Английский писатель и драматург Б. Шоу глубоко заметил, что «для каждого я таков, каким может меня вместить тот». Культура неотделима от ее социального содержания. «Для меня культура, - отмечает В.С. Степин, - это геном социальной жизни. Подобно тому, как геном определяет, каким будет организм, так тип культуры определяет, как будет воспроизводиться деятельность человека». [4]

Неотъемлемой частью общей культуры народа, базирующейся на ее началах и являющейся отражением уровня ее развития, является правовая культура, несущая функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, наряду с нормами права выступающая регулятором социальных отношений. Зарождение правовой культуры общества предполагает первые анналы зарождения права.

Юридическая мысль в средневековой Западной Европе развивалась под заметным влиянием римской юриспруденции. Существенное место в правопонимании этого времени начинает занимать разработанная римскими юристами и принятая в систему римского права и юриспруденции идея правовой справедливости. [5]. Судебный прецедент известен уже праву и судопроизводству Древнего Рима, хотя в конечном счете Кодекс Юстиниана установил, что юридическую силу имеют не конкретные казусы, а законы. Судебный прецедент – решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент в странах, признающих его обязательность, является источником права. Многие институты римского права сложились на базе судебных прецедентов.

Право не исчерпывается только нормами, оно включает принципы, установки и требования, которым следуют как законодатель, так и судья в случаях, вынуждающих выходить за рамки существующих правовых норм. Введение проблематики прецедентного судопроизводства в контекст поиска исторических прецедентов в ходе принятия решений могут рассматривать идею права в обществе в свете глобальных тенденций развития мировой юридической мысли, таких, как соотношение права и силы, права и морали, права и свободы, права и справедливости, права и обычая. Это комплексная проблема, рассмотрение которой невозможно без учета социально-философского аспекта.

Практика и стиль правового мышления, анализа действующего права, разработанными судьями, при котором сами судьи, как и законодатели, признавались выразителями права, создали уникальность правовой культуры Англии, не имеющей подобий в других правовых системах. Англичане с характерным для них традиционным английским сознанием предсталяют право как социальное явление и видят его назначение в том, «чтобы защищать слабых и направлять власть сильных».[6].

Право Англии представляет собой совокупность правил, предназначенных для регулирования социального поведения людей. Неотъемлемые элементы английской правовой культуры, а именно: принцип верховенства власти, суд присяжных или состязательное правосудие, презумпция невиновности, заимствованы из английского права и восприняты правовыми системами других стран, обогащая опыт иных правовых культур и традиций. Судебное решение, используемое в качестве прецедента, рассматривается как носитель, источник общего характера. Иными словами, судебные прецеденты становятся не только частным случаем применения права к конкретным обстоятельствам, но и формой правотворчества наряду с законодательством. Прецедент в этом смысле есть пример или дело, которые принимаются в качестве образца для последующих дел, с помощью которых подтверждается аналогичный акт или обстоятельство. Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции не только в случае отсутствия соответствующего закона, но и при его наличии. Система судебных прецедентов позволяет сочетать необходимую стабильность и преемственность судебной практики с внесением в нее необходимых изменений в соответствии с меняющейся социальной ситуацией. Англия считается родиной прецедентного права. Прецедентное право получило значительное и прочное развитие в судебном обиходе англосаксов, населявших территорию современной Англии, закрепилось территориально, оформилось как система. Прецедент выполняет решающую роль не только в создании и функционировании права Англии, но и отличает систему общего права от континентальной и иных систем. Преемственность и непрерывность развития являются особенностью права Англии. Уникальность английской правовой системы рассматривают как единое и во многом неповторимое культурно-правовое явление, на основе которого выстроены правовые системы многих стран континентальной Европы, прав США и Британского содружества. Английское право является моделью права, принимающейся в странах с системой общего права и в современном мире.

Практическое значение методологии прецедента можно рассматривать на примере самых различных сфер человеческой деятельности. Одной из таких интересных сфер является анализ исторически недавно возникшего в России института Омбудсмана. Он возник на основе прецедента, взятого из других стран. Его развитие можно рассматривать как ориентацию на соответствующий прецедент.

Институт Омбудсмана для всех стран, кроме Швеции, является заимствованной структурой. Институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана) получил в России определенное развитие. Вместе с тем значение и роль этого нового государственного института пока не осознается в должной мере ни государственными структурами, ни структурами гражданского общества.[7]. Это является свидетельством того, что из прецедента еще недостаточно извлечен содержащийся в нем мировой опыт. Можно предположить, что появление и развитие этого института может рассматриваться не только как результат, но и как активная сила социального перехода, влияющего в определенной степени на эффективность становления общества в целом, т.е. можно говорить о новых вариантах, новых интерпретациях моделей института Омбудсмана. Автор видит в этом необходимость в представлении определенных знаний, переходящих в опыт, в активный процесс действий, стимулирующих и находящих прецеденты во всех сферах социальной жизни и в обществе в целом.

Представлением знаний обычно считается процесс, цель которого поместить некоторый объем знаний во что-либо, что приводит к информационному обмену. В специальных отраслях науки формируется специфическое изложение системы знаний. [8].

Прецедент также можно отнести к специфическому, самостоятельному феномену социокультурной реальности для социального познания, общества в целом. Таким образом, перспективы поиска прецедентов в социальном развитии во многом определятся подходами к решению проблем выбора прецедентов, поддержания культурной преемственности, стабильности общества, сохранения элементов консенсуса, воспитания молодого поколения в традициях наилучших образцов прошлого и настоящего.

References
1. Kuchevskii V.B. Filosofiya: problemy bytiya i poznaniya. M. 1998. S. 63.
2. Fedotova V.G. Novye idei v sotsial'noi filosofii. M. 2006. S.11.
3. Kuznetsova T.I. Pedagogicheskie osnovy lichnostnogo podkhoda v obuchenii studentov vysshikh uchebnykh zavedenii. Avtoreferat po VAK 13.00. 01, 13.00.08, doktor pedagogicheskikh nauk.
4. Stepin V. S. Lichnost' v tekhnotronnuyu epokhu / V. S. Stepin // Nauka v Rossii. – 1993.-№ 2. – S. 35 – 43. S. 35.
5. Nersesyants V. S. Filosofiya prava Gegelya. – M.: Yurist, 1998. S. 111 – 112.
6. Romanov A. K. Pravovaya sistema Anglii. – M.: Delo, 2000. S. 51
7. Sungurov A. Yu. Institut Ombudsmana: evolyutsiya traditsii i sovremennaya praktika (opyt sravnitel'nogo analiza). – SPb.: Norma, 2005. S. 7.
8. Repkina L.I. Formirovanie inoyazychnoi leksicheskoi kompetentsii na raznykh etapakh inoyazychnogo obrazovaniya: teoriya i tekhnologii. Monografiya / Pod nauch. red. G.V. Sorokovykh, T.I. Zharkovoi-M.: UTs «Perspektiva», 2015. – 212 s. S. 161.