Library
|
Your profile |
Sociodynamics
Reference:
Shchuplenkov N.O.
Educational concepts of Komsomol and the Russian Student Christian Movement: common and different
// Sociodynamics.
2016. № 3.
P. 98-125.
DOI: 10.7256/2409-7144.2016.3.17539 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=17539
Educational concepts of Komsomol and the Russian Student Christian Movement: common and different
DOI: 10.7256/2409-7144.2016.3.17539Received: 10-01-2016Published: 09-03-2016Abstract: The subject of this research is the two major ideological directions in the Russian history – Communist, the representatives of which in the youth movement was Komsomol, and Christian, presented by the Russian Student Christian Movement (RSCM) in persecution. Both of them played an important role in development of strategic directions in the spiritual and cultural life of the Soviet society and the Russian community in persecution. The educational concepts of Komsomol and RSCM were the product of the intellectual activity of the prominent figures within the Communist and Christian movements in Soviet Russia and White émigré. In the author’s opinion, a comparative analysis of the educational concepts of Komsomol and the Russian Student Christian Movement leads us to understanding of the sociocultural phenomenon of Komsomol, which celebrates its centennial anniversary in 2018. The youth socio-political unions, the work of which is being studied during the period of 1918-1930’s – Komsomol and RSCM – could be distinguished by the following characteristics: religiousness and atheism, individualism and collectivism, separatism and openness, and others. Keywords: Educational concepts, Komsomol, RSCM, V. I. Lenin, V. V. Zenkovsky, Generational succession, Religiousness, Atheism, Christian anthropology, Political controlАктуальность данного исследования продиктована необходимостью обратиться к историческому опыту воспитания подрастающего поколения в Советской России и Русском Зарубежье, исходя из научно-теоретической и практической значимости осуществления стратегии развития молодежной политики в современной России. Модернизационные процессы, активно происходящие во всех сферах жизни российского общества, настоятельно требуют подготовки целеустремленных, грамотных специалистов, умеющих эффективно использовать интеллектуальные и творческие ресурсы в процессе созидательной деятельности. Формирование гражданского общества в России происходит трудно и болезненно. В общественном сознании населения страны происходит постепенная трансформация устоявшихся ценностей, осознание необходимости перехода к новой идеологической парадигме. Российское молодое поколение усваивая основные демократические ценности (приоритет прав человека над законом государства, верховенство закона, свобода мысли, творчества, политических, экономических, религиозных и иных убеждений) становиться морально и психологически подготовленным для самостоятельного принятия решений об выработке собственной позиции по участию в работе над эффективной реализацией гражданских прав и свобод в современной России. Очевидно, что правовые нормы, прописанные в Конституции Российской Федерации, не могут эффективно реализовываться, если молодое поколение не получит необходимый воспитательный базис для формирования личности, способной решать сложные исторические задачи, встающие перед Россией на современном этапе. Опыт коммунистического союза молодежи (с 1918 по 1926 гг. – РКСМ, с 1926 г. – ВЛКСМ) иРусского студенческого христианского движения (РСХД) в деле разработки воспитательной концепции может быть востребован в современной России. Традиционными источниками нравственности на протяжении многих веков в России являлись любовь к Родине, своему народу, семье, труду, сохранение и передача последующим поколениям национально-культурного достояния многонационального и многоконфессионального российского народа [1]. Изучение деятельности в области разработки и осуществления на практике –коммунистической идеологии ВЛКСМ в 1918–1930-е гг., и христианского воспитания РСХД в 1920–1930-е гг., в настоящее время может способствовать воспитанию в молодежной среде толерантности, интернационализма, преодолению проявлений религиозного экстремизма, национализма. По мнению российского исследователя С. В. Клесовой, «предупреждению опасной тенденции нарастания межэтнической, межконфессиальной, социально-экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости» способствуют государственные нормативно-правовые акты и общественные моральные нормы [2, с. 358]. Молодое поколение в любом историческом обществе выполняет важную функцию сохранения и воспроизводства культурного наследия прошлого. В современной России важной и своевременной задачей становится определение правовых, социально-культурных, образовательных рамок и границ способов реализации творческих и интеллектуальных возможностей молодого поколения. Для разработки целевой программы поддержки молодежной инициативы необходимо провести глубокую логистику возможностей российского государства и общества. Молодое поколение России можно по праву причислить к доминантам, формирующим социальную политику государства на современном историческом этапе. Начиная с 1990-х гг. российское общество претерпевает глубокие структурные изменения, затрагивающие различные слои населения. Молодое поколение оказалось на переднем плане формирования фундаментальных принципов строительства гражданского общества. Многочисленные молодежные общественные движения и организации, создаваемые в России, лишены ясной идеологической программы, четко выделенной и практически отрабатываемой в период становления КСМ и РСХД. Поэтому перед российским обществом, ее элитой, остро стоит вопрос разработки идеологической концепции воспитания подрастающего поколения, создания централизованного органа руководства молодежным движением. Дальнейшее развитие России как суверенного субъекта мировой политики невозможно без целенаправленной и систематической работы по подготовке новых кадров, морально и интеллектуально готовых к созидательной деятельности на благо Родины. Создание в 1918 году Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ) стало отправным этапом для коммунистической партии в организации действенного централизованного органа по координации и контролировании работой с подрастающим поколением. Период российской истории с 1918 по 1923 гг. характеризуется сложным периодом формирования советской государственности, основанной на приоритете коммунистической идеологии [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21]. Молодое поколение России, как и все общество, оказалось расколото на две противоборствующие силы – Красных и Белых, защищавших интересы разных идеологических доктрин. Учитывая роль и значение молодого поколения в создании Советского Союза и Русского Зарубежья, изучение данного явления представляется важным и востребованным как в общетеоретическом и познавательном плане, так и в прикладном отношении. Исторический опыт прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем. Вопросам воспитания подрастающего поколения на начальном этапе зарождения ВЛКСМ посвящено ряд исследований [22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30]. Идеологическая работа велась в основном среди красноармейцев, так как именно в этот период главной задачей молодого советского государства была защита от иностранной интервенции и белогвардейских формирований [31, 32]. Важный источник в контексте определения роли идеологических доктрин в воспитании молодого поколения представляют воспоминания руководителей ВЛКСМ [33, 34, 35, 36, 37]. Агитационно-издательская деятельность изучаемого периода позволяет выделить ключевые положения пропагандистской работы с подрастающим поколением [38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46]. Руководство РКП(б) с должным вниманием относилось к развитию коммунистической идеологии в молодежной среде [47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54]. В дальнейшем, исследование роли ВЛКСМ в воспитании подрастающего поколения происходит в направлении оценки партийного контроля над деятельностью комсомола [55, 56, 57, 58, 59, 60]. Значительный вклад в развитие представлений о начальном периоде развития идеологической направленности комсомола внесли исследования В. К. Криворученко [61], Г. П. Пирожкова [62], А. А. Слезина [63, 64. 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71], Л. С. Цветлюк и др. [72, 73]. История становления РСХД как общественно-политического направления деятельности Русского Зарубежья запечатлена в мемуарных источниках видных деятелей Движения [74, 75, 76, 77. 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84]. Христианское содержание воспитания подрастающего поколения отражено в ряде концептуальных исследований видных русских ученых-богословов: В. В. Зеньковского, С. Булгакова, Н. А. Бердяева, Г. П. Федотова, С. Четверикова и др. [85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96]. Роль РСХД в формировании христианского мировоззрения у подрастающего поколения отражена в работах зарубежных исследователей [97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104]. Основные программные положения христианской доктрины РСХД содержатся в ряде документов, опубликованных Движением в периодической печати Русского Зарубежья [82, 105, 106,107, 108, 109, 110]. В последние годы вышло немало работ, посвященных исследованию деятельности РСХД по воспитанию молодого поколения в духе смиренного служения Богу и Церкви [31, 111, 112, 113, 114]. В контексте данного исследования особо стоит отметить научные изыскания П. П. Александрова-Деркаченко [115, 116]. Наше исследование позволяет дополнить уже имеющиеся сведения о разных подходах в выработке идеологических доктрин в молодежной политике Советской России и Русского Зарубежья. Р. Н. Масалимов сравнивая молодежные политики в Советском Союзе и Германии в 1920-е годы приходит к выводу о наличии общих концептуальных положений в воспитательной системе. Политизация и унификация школьной политики предполагала подготовку кадров для РСДРП(б) и НСДАП. Автор приходит к выводу об эффективности общегосударственной молодежной политики в условиях тоталитарной системы [117, 118]. Объектом изучения являются политические, социальные и культурные процессы, воздействовавшие на природу и сущность идеологической работы молодежных движений в области воспитания подрастающего поколения. Культурологический подход в выработке научного представления к имеющимся разным подходам и проблеме воспитания подрастающего поколения в Советской России и Русском Зарубежье позволяет расширить источниковую базу исследования, что дает возможность провести комплексный анализ и осмыслить с позиции исторического детерминизма закономерности выработки воспитательной парадигмы в Советской России в 1918–1930-е гг. и Русском Зарубежье в 1923–1930-е гг. В целях создания объективной картины сходства и различия в подходах к воспитанию подрастающего поколения в Советской России 1918–1930-е гг. и Русском Зарубежье 1923–1930-е гг. нами используется следующий методологический аппарат: принципы объективизма и историзма позволяют с высокой степенью достоверности воссоздать историческую картину создания воспитательной парадигмы в молодом советском государстве и оторванной от метрополии российской диаспоре. Принцип объективизма позволил избежать идейно-политической предвзятости в оценке роли комсомола и РСХД в их деятельности по духовной консолидации общества. Использование принципа историзма позволило оценить роль исторических условий в создание изучаемых молодежных объединений, учесть конкретно-исторические факторы зарождения комсомола и РСХД, показать изменения в методах и результатах работы обоих союзов в деле воспитания подрастающего поколения. В оценке деятельности комсомола и РСХД на ранних этапах своего становления важным является использование основных положений теории «ювентизации», разработанных болгарским социологом П. Митевым [119, 120]. Исходя из предложенной ученым двухсторонней формы социализации молодых людей в общественную жизнь, принятие или отторжение предшествующего опыта имело место с разной степенью выраженности в советском обществе и российском сообществе в изгнании. Начальный период становления идеологической направленности ВЛКСМ неразрывно связан с приходом в 1917 году к власти большевиков и их стремлением внедрить в общество коммунистические идеалы. Для эффективной работы в массах возникла необходимость в создании молодежной организации, находящейся под партийным контролем и идеологически приверженной идеалам марксизма-ленинизма [121, 122, 123, 124, 125]. После изгнания в 1921 году за рубежом в русской диаспоре возникла потребность в создании на базе многочисленных кружков духовного самосовершенствования организационной структуры, способной сплотить молодое поколение на идеях христианского мировоззрения и служения православной церкви. Идеи марксизма активно распространялись в студенческой среде начиная с конца XIX – начала XX в. Пропагандистская работа большевиков в студенческой среде позволяла среди наиболее активных участников готовить резерв будущей правящей партии. Революционное российское студенчество пропагандировало идеи марксизма не только в рабочей среде, но и среди крестьянства [126]. Теоретические и практические положения коммунистического воспитания и христианского мировоззрения подрастающего поколения легли в основу создаваемых в 1918 году в Советской России РКСМ, а в 1923 году в изгнании – РСХД. В проекте резолюции II-го съезда РСДРП «Об отношении к учащейся молодёжи», написанной В. И. Лениным, особо подчеркивалась роль партии в консолидации молодых людей, воспитанных на идеях социалистического мировоззрения [127, с. 427]. В конце 1916 года в большевистской печати появилась статья В. И. Ленина «Интернационал молодёжи», в которой идеолог большевизма рассматривал молодое поколение как активного и последовательного соратника коммунистической партии. При этом, вождь пролетариата подчеркивал необходимость постоянной агитационной и разъяснительной работы с молодыми людьми на заводах и фабриках, в деревнях, студенческих кружках, воскресных школах, в солдатских казармах. По инициативе Н. К. Крупской летом 1917 года в газете «Правда» был опубликован примерный устав Союза рабочей молодёжи России [128]. В изгнании тоже стояла насущная проблема сплочения молодежных общественных организаций в единое цельное объединение. Фигурой, способной осуществить необходимый для Русского Зарубежья шаг по координации действий разрозненных религиозных кружков, стал протоиерей В. В. Зеньковский, который с 1923 по 1962 гг. бессменно являлся председателем РСХД. Его инициативность и организаторские способности были хорошо известны среди российских соотечественников в изгнании. Как мы уже подчеркивали, в русской диаспоре было значительное количество верующих молодых людей. Преподавая в Белградском университете, профессор богословского и философского факультетов В. В. Зеньковский активно пропагандировал идеи христианской педагогики среди студентов. После переезда в Прагу и принятия должности ректора Русского педагогического института, ученый продолжал интересоваться вопросами православного воспитания подрастающего поколения. В условиях гражданской войны советское государство остро нуждалось в притоке молодых людей в партийные и военные структуры. Сложная обстановка в экономике и на фронтах требовала жесткой централизации управления государством и подчинения всех имеющихся ресурсов для сохранения молодого социалистического государства. Объективная необходимость потребовала от руководства партии создать всероссийскую молодежную организацию, способную объединить всех молодых людей в интересах пролетарской революции. Доминирование на политической арене партии большевиков вызвало повсеместное создание на местах молодежных социалистических союзов, стремящихся к объединению на принципах марксистко-ленинской идеологии. Идея спасения Отечества от внешней угрозы и потери социалистических завоеваний вызвала стремление большинства молодежных союзов объединить свои усилия по созданию единого органа управления. В октябре-ноябре 1918 года на I съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи, проходившем в Москве, именно идея консолидации всех сил для отпора внешней интервенции стала основной при организации РКСМ. Накануне съезда было создано Оргбюро, которое обратилось к участникам съезда с воззванием, в котором прозвучала идея о сплочении всех имеющихся молодежных организаций, ставящих целью строительство социализма. Решить задачу строительства новой жизни, по замыслу Оргбюро, «можно только всем вместе» [129]. Собравшиеся на съезде молодые люди, представляющие интересы рабочего класса, крестьянства, служащих, солдат, в своих выступлениях подчеркивали необходимость оказания помощи деятельности их союзам в организации всех сторон деятельности, «от героической борьбы на фронте и в подполье у белых – до устройства танцевальных курсов» [130]. Идея единства звучала только в выступлениях молодежных союзов Москвы и Петрограда. Руководитель московского союза молодежи «III Интернационал» Л. Шацкин в своем приветственном слове съезду призывал выработать единую программу действий, однако этот призыв не был услышан участниками съезда [131]. И только на четвертом заседании I съезда РКСМ стал вопрос о создании единого союза молодежи и выработке его Программы. По предложению Л. Шацкина, выступавшего последним на съезде, первый съезд решили назвать «I съездом Российского Коммунистического Союза Молодежи» [132, 133]. В 1923 г. В. В. Зеньковский избирается председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. Именно как видный функционер и организатор школьного и вузовского образования В. В. Зеньковский принимает участие на Съезде в Пшерове (Чехословакия). По благословению митрополита Антония (Храповицкого) на этом съезде В. В. Зеньковский единогласно избирается председателем РСХД. С 1923 по 1962 года В. В. Зеньковский отдавал все свои силы и способности на развитие идей православия в молодежной среде. Проблему «оцерковления жизни» ученый представлял, как возможность помогать молодым, утратившим веру людям, найти собственный путь к Богу. Объединение молодежи под идеей веры во Христа, во имя Его Заветов, по мнению ученого, может способствовать укреплению духа и сознания еще не окрепших душой молодых людей [133]. В программе Движения позиция его председателя выражалась в стремлении всеми имеющимися возможностями служить Православной Церкви. Только истинная вера в Бога, выполнение его заветов, позволят каждому человеку прикоснуться к неисчерпаемой сокровищнице, заключенной в Церкви. Самопостижение себя в Боге придает каждому человеку силы для сопротивления злу, насилию, все более распространенным в обществе [134, с. 23]. В. В. Зеньковский ставил церковь во главе жизни человека, в то же время ученый напоминал, что в обществе могут сосуществовать два различных типа культуры – религиозная и безрелигиозная. Смысл церковной культуры заключается в мирном их существовании и недопустимости насильственного устранения каждой из них. Смысл Движения, по внутреннему своему содержанию, идет по пути уважения к любой мировоззренческой позиции, не совпадающей с православными идеями [135, с. 23]. Необходимо отметить, что и в России, и за ее пределами было значительное количество верующих молодых людей, поэтому в начале 1920-х годов на огромном территориальном пространстве от метрополии до многочисленных диаспор, разбросанных по всему белому свету, возникли два направления работы с подрастающим поколением – православное просветительство и атеизм [136]. Религиозное воспитание, получившее значительное распространение в Русском Зарубежье, значительно отличалось от политики воспитания подрастающего поколения, проводимой советским государством. Коммунистическая партия уделяла значительное внимание воспитанию подрастающего поколения на идеалах социализма и коммунизма [137]. Лидер большевиков В. И. Ленин высоко оценивал роль молодых революционеров, распространявших в крестьянской среде марксистскую литературу, проводивших разъяснительную работу, рассказывающих крестьянам о последних событиях в городах, призывавших к борьбе с эксплуататорами в лице землевладельцев-дворян, попов и чиновников [138]. Один из лидеров Русского студенческого христианского движения Н. А. Бердяев определял задачами новой организации помощь в моральном и психологическом плане молодым людям, оказавшихся в сложном материальном положении, лишенных духовной поддержки и понимания со стороны окружающих. Подчеркивая возможность возвращения на родину, где большевики проводили политику безбожия, русский религиозный идеолог призывал создать за рубежом прототип будущей молодежной организации, способной активно внедрять в молодежную среду идеи православия [139]. В 1925 году руководство РКП(б) опубликовало четыре крупных постановления, в которых определялись цели и задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения [140]. После прихода к власти в 1917 году РКП(б) в своих декретах и постановлениях утвердило широкий спектр предоставляемых населению гражданских прав. На основании декрета РКП(б) в ноябре 1917 года молодые люди, достигшие восемнадцати лет, получали право избирать и быть избранными в различные муниципальные и государственные учреждения [141]. Система воспитания и образования в советской школе предполагала приоритетность в преподавании общественных наук. Изучение истории должно было проходить в тесной взаимосвязи с изменениями в реальной жизни общества, идеологическими доктринами социологического строительства. Отделение школы от церкви, внедрение в систему образование научно-материалистического мировоззрения, пересмотр методологических основ постановки учебного материала способствовало выработке подрастающим поколением знаний и навыков, необходимых для претворения в жизнь идеологии марксизма-ленинизма [142]. ВКП(б) с начала 1930-х годов вело систематическую пропагандистскую работу по вопросам воспитания подрастающего поколения [143]. Партия взяла курс на строительство политехнической школы, подготовки кадров для проведения индустриализации в промышленности и коллективизации в сельском хозяйстве [144, 145]. В основе воспитания находилось привитие коллективного сознания, общности целей и задач построения социалистического общества. Идея Человека как самоценности, предлагаемая христианской антропологией, контрастно отличалась от коллективного миропонимания, утверждаемого коммунистическим воспитанием [146, 147]. Система религиозного воспитания в образовательных учреждениях Русского Зарубежья включала в себя введение в учебные планы школ следующих дисциплин: Закон Божий; история Ветхого и Нового Завета; общая история Христианской Церкви; история Русской Церкви; чтение Священного Писания; курс христианского вероучения; курс христианского нравоучения. По предложению специально созданной комиссии, в состав которой входили видные русские ученые-богословы: о. С. Булгаков, о. С. Четвериков, В. В. Зеньковский и др. было принято решение о создании 3-х концентров, в рамках «Россики» [148]. Образование и воспитание в советской школе со временем становилось все более идеологизированным. Основной целью советской школы объявлялось формирование нового человека, в реальности же молодые люди получали среднее и высшее профессиональное образование, необходимое им для устройства на работу. Усиливался партийный контроль в системе образования и воспитания. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) становился идеологизированным органом, контролирующим и политическим центром всей школьной системы в Советской России [149]. Политические решения ВКП(б) в области образования автоматически переносились на деятельность ВЛКСМ [150, 151]. Даже деятельность созданной в 1922 году пионерской организации вынуждена была подстраиваться под идеологические доктрины правящей партии [152]. Классовый характер системы воспитания был обусловлен утверждением в Советской России монополии одной политической партии – РКП(б). Борьба с оппозицией происходила не только в высших политических эшелонах, но и на уровне комсомольских и пионерских организаций [146]. Преподавание общественных учебных дисциплин – истории, русского языка, литературы – неизменно сопровождалось методическими указаниями об использовании инструментов классовой борьбы за утверждение социалистической идеологической направленности [140]. Учитель как субъект воспитания и образования становился центральной фигурой в передаче подрастающему поколению новых социалистических ценностей. В. И. Ленин придавал особое значение политической образованности учителя как возможности доходчиво донести до учащихся основные идеи коммунистического воспитания [153, с. 404]. В. И. Ленин неоднократно указывал о приоритете развития личности через воспитание общечеловеческих ценностей [154, с. 341]. К сожалению, начиная с конца 1920-х годов коммунистическая идеология становилась основополагающей в воспитательном процессе, приобретая порой ошибочный и уродливый смысл. В отличие от существующей в изгнании РСХД, ставящей во главу угла идеи православного единства, задачами РКСМ на начальном этапе являлись воспитание подрастающего поколения на идеях марксизма-ленинизма, внедрение в сознание молодых людей мысли о неизбежности победы социализма, мировой революции [155]. Победа социалистической революции в России, согласно идее лидеров партии большевиков, должна была стать отправной точкой для всего международного пролетариата в борьбе с капитализмом [156]. Пролетарский интернационализм пронизывал всю деятельность комсомола, представлял ее как широкомасштабную акцию претворения в жизнь идеалов всеобщего благоденствия. Коммунистическая партия должна была стать учителем и наставником для молодого поколения, образцом исполнения своего пролетарского долга [157]. Комсомол становился школой будущих строителей коммунизма, подготавливающей кадры для правящей партии. Комсомол активно участвовал на начальном этапе в гражданской войне, возрождении экономики, сельского хозяйства, культуры. Оторванность от родины, отсутствие возможности участвовать наряду с комсомолом в возрождении России, побуждали молодое поколение в изгнании искать другие способы реализации своих творческих и интеллектуальных способностей. Тяжелые условия жизни на чужбине порождали у молодых людей стремление к духовному объединению. Собираясь в религиозных кружках, изучая церковные дисциплины, обсуждая принципы нравственной духовности, основанной на вере в православие, молодое поколение российских соотечественников в изгнании постигало истинную сущность русской духовности. В. В. Зеньковский подчеркивал значимость кружковой работы в формировании знаний истории православной церкви, жития святых, русской религиозной литературы, истории иконописи [133, с. 14]. Необходимо отметить, что на подобных собраниях часто звучала духовная музыка, читались стихи, организовывались театральные выступления. Особой популярностью в среде молодых людей пользовались «вечера о. С. Булгакова», которые регулярно проводились в Праге в 1924–1925 гг. В. В. Зеньковский особо отмечал значимость активной религиозной воспитательной работы с подрастающим поколением в период с 1923 по 1927 гг. «Четверговая школа», получившая популярность в этот период во Франции, позволяла русским детям изучать закон Божий, историю Отечества, духовную культуру, православие. Данная форма религиозной работы получила в дальнейшем распространение и во многих других европейских странах. В Прибалтике, где проживало значительное количество русского населения, религиозное воспитание и преподавание в воскресных школах стало формой совместного общения, обмена информацией, духовного единения [133, с. 15]. В. В. Зеньковский обращал особое внимание на создание православных семей, через которые подрастающее поколение могло ощутить сакральность Святого Духа, возможность восполнения «человеческой скудости» духовным преображением [133, с. 15]. Церковные приходы, широко распространенные в Русском Зарубежье, сосредотачивали в себе культурное наследие прошлого, аккумулировали духовные силы для противостояния бытовым невзгодам. Повседневность российских соотечественников в изгнании была неразрывно связана с посещением приходских общин, где они могли принять активное участие в общественной жизни русской диаспоры, получить необходимый заряд духовности и христианского смирения [158, с. 8]. Почти во всех странах, где имелись секции РСХД, каждое лето организовывались летние лагеря, в которых наряду с отдыхом молодые люди занимались спортом, ходили в походы, изучали религиозную литературу. Тесно связанное с YMCA (Young Men's Christian Association – Юношеская христианская ассоциация), Русское студенческое христианское движение, тем не менее, превалирующим направлением своей деятельности считало сохранение православных традиций, а не интернационального христианства, как это явствовало из названия организации. Крупный русский ученый-богослов А. В. Карташев в докладе, посвященном Пшеровскому съезду молодежи, призывал к созданию массовых православных ячеек, которые впоследствии, по мнению русского религиозного идеолога, помогут людям сплотиться в единое православное братство [159]. Материальная и финансовая зависимость РСХД от YMCA не давала возможности целенаправленно проводить в жизнь идеалы православного братства. Идеология интерконфессиональности, исходившая от YMCA пронизывала всю деятельность РСХД, начиная от изучаемой литературы до запрета использования икон при проведении религиозных собраний. По мнению лидеров Ассоциации, наличие на собрании религиозной атрибутики может «отпугнуть неверующих» [160]. По настоянию большинства членов Движения, на четвертом съезде РСХД проходившем в 1926 году, к официальному наименованию Движения было решено добавить в скобках «Объединение православных братств и кружков» [159]. С 1933 года материальное положение Движения значительно ухудшилось, проведение съездов стало затруднительным. По этой причине членам РСХД приходилось проводить работу среди подрастающего поколения в условиях разрыва веры и культуры. В. В. Зеньковский пришел к выводу о наличии третьего этапа движения, перехода от «оцерковления жизни» к «оцерковлению культуры», тем самым он пытался привлечь к движению молодых людей, которые постепенно забывали свое культурное прошлое [161, с. 15]. Русский религиозный деятель подчеркивал значимость педагогической, социальной и народной работы через миссионерскую сущность преподавания духовного наследия русской цивилизации [161, с. 17]. С целью привлечь молодое поколение в ряды «строителей нового общества», власть Советов использовала разнообразные воспитательные формы и методы. В июне 1925 года на IV Всесоюзной конференции комсомола в резолюции «О постановке воспитательной работы в РЛКСМ» были отмечены недостатки, имевшие место в работе некоторых партийных организаций с молодежью. На конференции было указано, что одной из задач партии в работе с молодым поколением является подготовка квалифицированных, грамотных пропагандистов коммунистической идеи. В целях подготовки комсомольского актива предлагалось создать необходимую материальную базу, которая бы позволила более активно осуществлять партийную работу на местах [162]. Таким образом можно констатировать, что комсомол выполнял роль помощника коммунистической партии, становился практически организацией, при помощи которой на местах претворялись в жизнь стратегические планы и замыслы партийного руководства страны. Партийный контроль становился неотъемлемой частью работы комсомольских организаций [163]. Коммунистическая партия советского государства целенаправленно готовила будущий резерв «строителей коммунизма» [129]. В отличие от Советской России, Русское Зарубежье не имело материальных и финансовых возможностей осуществлять планомерную воспитательную работу с подрастающим поколением. Отсутствие поддержки со стороны правительств стран расселения, единой идейной платформы в изгнании вынуждало РСХД активно проводить пропаганду в молодежной среде идей христианства через создание церковных приходов. В. В. Зеньковский, объясняя особое значение в воспитании подрастающего поколения таких приходов, подчеркивал важную роль «совершения благодатного освящения и подлинно церковного преображения плоти человеческой в кругу своих единомышленников, единоверцев» [164, с. 15]. В этом случае приход создает особую атмосферу понимания и чувства сопричастности к Церкви и Богу [165, с. 3]. Догматический характер коммунистической идеи становился равноценен принятию утверждения равенства и братства в христианской антропологии. Заучивание Закона Божьего имело тот же смысл, что и запоминание передовиц газеты «Правда» без всякого их обсуждения и оценки [166]. В Советской России монополия коммунистической идеологии приводила к политизации процесса воспитания, придания ВЛКСМ функции «рупора» коммунистических доктрин [167], контролируемого и направляемого РСДРП(б), как необходимого элемента тоталитарной социалистической системы. Преемственность поколений, столь остро ощущаемая в Русском Зарубежье, четко прослеживалась и в Советской России в отношениях между РСДРП (б) и ВЛКСМ. Коммунистическое воспитание молодежи имело глубокую связь поколений, основанных на неразрывной связи идей революционеров-демократов, революционеров-народников, большевиков. По мнению В. И. Ленина, между поколениями неминуемо существовал разрыв в оценке происходящего, что являлось естественным социальным явлением. Лидер партии большевиков призывал в воспитательной работе с подрастающим поколением руководствоваться пониманием важности свободы выбора личности в выработке собственной оценке происходящего. Коммунистической партией была выработана общая стратегия в направлении воспитательного процесса комсомолом, который, в свою очередь, обязан был преумножать достижения пролетарской революции. ВЛКСМ и РСХД изначально организовывались как аполитичные молодежные организации, несущие в массы идеологию равенства и братства. Молодых людей в этих организациях привлекала возможность проявлять свое творчество и энергию. И ВЛКСМ, и РСХД создавались в очень сложных общественно-политических условиях, когда их деятельность могла осуществиться только под влиянием более организованной политической структуры. В отношении РСХД этой структурой являлась YMCA, ставящая перед собой определенные политические цели и прикрывающаяся проповедованием христианских ценностей. ВЛКСМ создавалась под патронажем РКП(б) и находилась под ее неусыпным вниманием. Находящаяся в изгнании российская молодежь, постепенно интегрируясь в общество страны проживания, теряло связь с прошлым. Молодые люди, вступившие в комсомол, становились активными участниками социалистических преобразований в Советской России, принимали деятельное участие в гражданской войне, индустриализации, коллективизации, тем самым получая бесценный опыт управления. Подводя некоторый итог следует выделить характерные черты сходства и различия в идеологической направленности по проблемам воспитания с позиций ВЛКСМ и РСХД. 1. Христианская антропология предполагает объединение в воспитании понятий добра и зла через учение об Образе Божием; подготовке подрастающего поколения через укрепление духа Церкви к жизни земной и вечной [168]. Конкретные исторические условия способствовали формированию непримиримого отношения революционного пролетариата к антагонистическим классам. Для подготовки решительного отпора классовым врагам РКП(б) нуждалась в верном союзнике, РКСМ, который и был создан под ее руководством. 2. Духовность человека является приоритетным принципом для педагогической антропологии. Духовный ритм человека служит камертоном согласия разума и желаний. Мораль подсказывает человеку пути к совершенству, но только духовное самопознание может указать единственно правильный путь к Церкви [169]. Россия к 1917 году являлась аграрно-индустриальной страной, население которой преимущественно состояло из крестьян и мелких собственников. Требовалась длительная работа по перевоспитанию населения страны, одну из основных ролей в процессе «переделки» страны должен был сыграть коммунистический союз молодежи [170, с. 33]. 3. В отличие от интеллектуального воспитания, подготавливающего подрастающее поколение к принятию ценностей уже существующих, духовное воспитание предлагает уйти от повседневности через риторику, абстрактный эстетизм, морализм, перейти к пониманию школы, живущей в Церкви [171, 172]. Пришедшая к власти в Октябре 1917 года РКП(б) вынуждена была выработать научно обоснованную стратегическую линию развития общества, показать пути социального прогресса, вооружив подрастающее поколение необходимой идеологической базой. 4. Для христианской системы воспитания характерно органичное единство образовательных институтов с Церковью, общинами. Религиозное воспитание первично по отношению к другим формам: техническому, интеллектуальному, социальному, экономическому, политическому, правовому [173, с. 221]. Исходя из марксистко-ленинской идеологии, победивший пролетариат был заинтересован в утверждении в обществе принципов социальной справедливости, сознательного, квалифицированного труда на благо общества. 5. Для христианской антропологии был характерен гуманистический подход в воспитании, отличающий от классового, приверженцем которого являлся ВЛКСМ. Религиозное воспитание затрагивало самые сокровенные стороны души человека, в отличие от коммунистического, нацеленного на удовлетворение материальных потребностей человека [174, 175, 176]. Христианская антропология в центре своего миропонимания ставила человека, в то время как марксизм-ленинизм делал упор принятие коллективистских ценностей. Таким образом, в 1920–1930-е гг. сложилось два основных подхода к воспитанию подрастающего поколения, опирающихся на историко-педагогический опыт предшествующих поколений и адаптированный к современным реалиям – христианская педагогика в Русском Зарубежье и коммунистическое воспитание в Советской России. Каждый из этих подходов был оправдан сложившимся на тот период общественно-политическими условиями. References
1. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M. Razvitie chelovecheskogo potentsiala sredstvami vospitaniya i sotsializatsii v usloviyakh modernizatsii Rossii // PEDAGOGIKA. M., 2011. № 1. C. 3–13.
2. Klesova S. V. Vospitanie tolerantnosti u studencheskoi molodezhi // Molodoi uchenyi. 2012. № 4. S. 357–359. 3. Apresyan Z. G., Sulemov V. A. Budushchee prinadlezhit molodezhi. M., 1969. 112 s. 4. Apresyan Z. G., Sulemov V. A. Partiinoe yadro v komsomole. M., 1975. 64 s. 5. Atsarkin A. N. Proletarskaya revolyutsiya i molodezh' : Rozhdenie komsomola. M., 1981. 256 s. 6. Derevyakin G. N. Kommunisticheskaya partiya – rukovoditel' i organizator trudovogo vospitaniya molodogo pokoleniya rabochego klassa v gody sotsialisticheskogo stroitel'stva. (1921–1937 gg.) Saratov, 1984. 162 s. 7. Dimentman A. M. Komsomol – vernyi pomoshchnik i rezerv kommunisticheskoi partii. [M.], 1938. 64 s 8. Zubkov V. A. Komsomol i kommunisticheskoe vospitanie molodezhi. L., 1978. 176 s. 9. Zubkov V. A., Pedan S. A. Leninskii komsomol v gody vosstanovleniya narodnogo khozyaistva (1921–1925 gg.) L., 1975. 127 s. 10. Kalinin M. I. O molodezhi. M., 1934. 27 s. 11. Kalinin M. I. O molodezhi. M.; L., 1939. 303 s. 12. Kirov S. M. O molodezhi : sbornik vystuplenii, dokladov i rechei. M., 1969. 208 s. 13. Krutov F. Put' bor'by i pobed. M., 1938. 68 s. 14. Leikin A. Ya. Istoricheskii opyt bor'by kommunisticheskoi partii s burzhuaznymi i melkoburzhuaznymi partiyami i soyuzami za molodezh' (1917–1925 gg.) L., 1981. 202 s. 15. Leikin A. Ya. Protiv lozhnykh druzei molodezhi. M., 1980. 223 s. 16. Mikhailov I.A. VKP(b) organizator i rukovoditel' komsomola. M., 1943. 43 s. 17. Novikov A. N. Partiinoe rukovodstvo komsomolom v period podgotovki i provedeniya kollektivizatsii. M., 1982. 104 s. 18. Ozerov V. M. Leninskii komsomol. M., 1947. 160 s. 19. Sulemov V. A. Istoriya VLKSM i Vsesoyuznoi pionerskoi organizatsii imeni Lenina. M., 1983. 367 s. 20. Sulemov V. A. Soyuz molodykh bortsov. M., 1971. 304 s. 21. Trainin A. S. Pod znamenem revolyutsii. M.,1975. 224 s. 22. Vlast' Sovetov za desyat' let. 1917–1927. L., 1927. 183 c. 23. Vooruzhennyi narod. M., 1925. 24. Vyrvich A. Krasnaya Armiya v bor'be s negramotnost'yu. M.-L., 1929. 175 s. 25. Zadachi molodogo shefa (RKSM i Krasnyi Flot). M., 1923. 22 s. 26. Ivanov S. V. V bor'be za mir. Khabarovsk, 1929. 26 s. 27. Istoriya detskogo i yunosheskogo truda. Baku, 1924. 84 s. 28. Kozlov V. Komsomol – shef vseobucha. M., 1931. 78 s. 29. Kommunisticheskii Internatsional Molodezhi za chetyre goda. Obzor deyatel'nosti KIMa i ego sektsii za period mezhdu IV i V Vsemirnymi kongressami. M.; L., 1928. S. 76–78. 30. Petukhov I. P. Komsomol v Krasnoi Armii. M.,1925. 260 s. 31. Sokolov V. Tri popytki : Kratkii ocherk istorii Russkogo studencheskogo khristianskogo dvizheniya v Soedinennykh Shtatakh Ameriki // Vestnik RKhD. 1984. № 1–2 (141). S. 233–251. 32. Tatarinov O. V. Molodezhnoe dvizhenie v Rossii i Sovetskom soyuze v 1917–1991 gg. : uroki istorii : diss. … kand. ist. nauk. M., 1997. 242 s. 33. Mironov N. Iz istorii detskogo dvizheniya. Khar'kov, 1926. 44 s. 34. Partiya, komsomol i yunye pionery. Vyp. 1 : Stenogrammy dokladov. M., 1925 g. 198 s. 35. Chaplin N. P. Leninskii put' komsomola (Doklad ob itogakh IV Vsesoyuznoi konferentsii RLKSM na Plenume MK RLKSM sovmestno s partiinym aktivom Moskovskoi organizatsii 29 iyunya 1925 g.). M.; L., 1925. 88 s. 36. Chaplin N. P. Osnovy yunosheskogo dvizheniya. M., 1925. 186 s. 37. Chaplin N. P. Ocherednye zadachi komsomola. Rech' na Khar'kovskom gorodskom aktive 28 marta 1925 g. L., 1925. 34 s. 38. Balashov A. V. VLKSM za 10 let v tsifrakh / pod red. ISTMOLA TsK VLKSM. M.; L. 1928. 37 s. 39. Dvadtsat' let VLKSM: Sbornik materialov. Orel, 1938. 112 s. 40. Istoriografiya istorii VLKSM: Nauchnyi sbornik. M., 1975. 208 s. 41. Istochnikovedenie istorii VLKSM: Nauchnyi sbornik. M., 1976. 231 s. 42. Komsomol'tsam-novichkam. Chto takoe RLKSM i obyazannosti komsomol'tsa. Krasnoyarsk, 1925. 73 s. 43. Materialy k otchetu delegatsii VLKSM v IK KIM. O sostoyanii i deyatel'nosti Kommunisticheskogo Internatsionala molodezhi i ego sektsii za period s VIII po IX s''ezd VLKSM. M.;L., 1931. 82 s. 44. Navstrechu XX-letiyu Leninsko-Stalinskogo komsomola : sbornik. M., 1938. 63 s. 45. Nashi s''ezdy. Sbornik rezolyutsii i postanovlenii s''ezdov RKSM (ot 1-go po 5-i vkl.). 2-e izd., dop. M., «Molodaya gvardiya», 1925. 263 s. 46. Ostryakov S. Z. 20 let VLKSM. Istoricheskaya spravka. M., 1938. 128 s. 47. Bubnov A. S. O Krasnoi Armii. M., 1958. 240 s. 48. Bubnov A. S. Stat'i i rechi o narodnom obrazovanii. M., 1959. 416 s. 49. Voroshilov K. E. O molodezhi. M., 1936. 158 s. 50. Kalinin M. I. Slavnyi put' komsomola. M., 1938. 107 s. 51. Krupskaya N. K. Voprosy kommunisticheskogo vospitaniya molodezhi. M., 1966. 66 s. 52. Krupskaya N. K. O politekhnicheskom obrazovanii. M., 1982. 224 s. 53. Lunacharskii A. V. Lenin i narodnoe obrazovanie. M., 1960. 166 s. 54. Frunze M. V. O molodezhi. M.: 1937. 118 s. 55. Borisov L. P. Osoaviakhim. Stranitsy istorii. 1927–1941 gody // Voprosy istorii. 1965. № 6. S. 45–60. 56. Il'inskii I. M. VLKSM v politicheskoi sisteme sovetskogo obshchestva. M., 1981. 239 s. 57. Kovalev I. Ya. Leninskii komsomol – aktivnyi pomoshchnik Kommunisticheskoi partii v voenno-patrioticheskoi rabote sredi molodezhi : diss. … kand. ist. nauk. M., 1974. 170 s. 58. Kokhlikyan O. O. Deyatel'nost' partii po voenno-patrioticheskomu vospitaniyu molodezhi nakanune Velikoi Otechestvennoi voiny. M., 1976. 64 s. 59. Smirnov I. A. Komsomola yunost' boevaya (1918–1958). M., 1958. 40 s. 60. Sulemov V. A. Sapargaliev S. U. Boevoi rezerv partii. M., 1980. 204 s. 61. Krivoruchenko V. K. Nauka o molodezhi : istoriya i politika. M., 1999. 205 s. 62. Pirozhkov G. P. Vzaimootnosheniya partii i komsomola : Istoriya, opyt, problemy. Tambov, 1989. 40 s. 63. Slezin A. A. V bor'be za novogo cheloveka. Komsomol 1920-kh godov kak institut politicheskoi sotsializatsii. Tambov. 1998. 248 s. 64. Slezin A. A. Istoriya rannego komsomola: k kharakteristike arkhivno-istochnikovoi bazy // Istoricheskii zhurnal : nauchnye issledovaniya. № 5. 2012. S. 104–107. 65. Slezin A.A. Istochnikovaya baza istorii rannego komsomola //Genesis: istoricheskie issledovaniya.-2012.-2.-C. 108-148. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_271.html 66. Slezin A. A. Molodezh' i vlast'. Tambov. 2002. 220 s. 67. Slezin A. A. Politicheskoe prosveshchenie molodezhi 1920-kh godov kak zveno sistemy politicheskogo kontrolya // Politika i Obshchestvo. 2010. № 3. S. 52–59. 68. Slezin A. A. Regulirovanie sostava komsomola na rubezhe 1920-kh – 1930-kh godov i transformatsiya obshchestvennogo pravosoznaniya // Pravo i politika. № 3. 2010. S. 547–551. 69. Slezin A. A. Sovremennye issledovaniya o stanovlenii sovetskoi sistemy politicheskogo kontrolya // Pravo i politika. № 6. 2010. S. 1171–1180. 70. Slezin A. A., Balantsev A. V. Protivodeistvie komsomol'skikh organizatsii religioznomu vliyaniyu sredi «vostochnykh natsional'nykh men'shinstv» : spetsifika pervoi poloviny 1920-kh godov [Elektronnyi resurs] // NB: Problemy obshchestva i politiki. 2012. № 3. C. 48–100. URL:http://www.e-notabene.ru/pr/article_277.html. 71. Slezin A. A., Belyaev A. A. Provintsial'nyi komsomol v sisteme vzaimootnoshenii sovetskogo gosudarstva i Russkoi pravoslavnoi tserkvi (1940-e – nachalo 1960-kh gg.) // Politika i Obshchestvo. № 1. 2010. S. 22–29. 72. Tsvetlyuk L. S. Molodezh' i yunosheskie organizatsii v politicheskoi sisteme sovetskogo obshchestva. 20–30-e gody KhKh stoletiya [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2011. № 2 (mart–aprel'). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/2/Tsvetliuk_Youth/ 73. Tsvetlyuk L.S. Pravovye osnovy organizatsii molodezhnogo dvizheniya v Sovetskoi Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. M., 2006. № 7. S. 38–40 74. Evlogii (Georgievskii), mitr. Put' moei zhizni. Parizh, 1947. 677 s. 75. El'chaninov K. A. Russkoe studencheskoe khristianskoe dvizhenie // Vestnik RSKhD. 1960. № 56. S. 34–38. 76. Za rubezhom : Belgrad – Parizh – Oksford : Khronika sem'i Zernovykh (1921–1972). Parizh, 1973. 561 s. 77. Zander V. A. Put' moei zhizni // Vestnik RKhD. 1984. № 142. S. 271–287. 78. Zen'kovskii V. V. [Moe uchastie v RSKhD] Zarozhdenie R.S.Kh.D. v emigratsii (Iz istorii russkikh religioznykh techenii v emigratsii) // Vestnik RKhD. 1993. № 2–3 (168). S. 5–40. 79. Zen'kovskii V. V. Moe uchastie v RSKhD // Vestnik RKhD. 1998. № 1–2 (177). S. 83–121. 80. Zen'kovskii V. V. Moe uchastie v RSKhD // Vestnik RKhD. 1998. № 3–4 (178). S. 109–139. 81. Zen'kovskii V. V. Moe uchastie v RSKhD // Vestnik RKhD. 2001. № 1 (182). S. 315–325. 82. Kovalevskii P. E. Nachalo puti : (K 10-letiyu RSKhD vo Frantsii) // Vestnik Russkogo studencheskogo khristianskogo dvizheniya. 1932. № 12. S. 22–26. 83. Kulomzina S. S. Miry za mirami: Vospominaniya russkoi emigrantki. M., 2000. 318 s. 84. Anderson R. V. No East or West. Paris, 1985. 175 p. 85. Berdyaev N. A. Krizis khristianstva i krizis kul'tury // Vestnik RSKhD 1931. № 8–9. S. 12–19. 86. Berdyaev N. A. Sotsial'nyi krizis kul'tury // Novyi grad. 1932. № 3. S. 46–53. 87. Bulgakov Sergii, prot. Avtobiograficheskie zametki, dnevniki, stat'i. Orel, 1998. 474 s. 88. Bulgakov Sergii, prot. Dogmaticheskoe obosnovanie kul'tury // Vestnik RSKhD. 1930. № 7. S. 8–12. 89. Bulgakov Sergii, prot. Pravoslavie i kul'tura // Vestnik RSKhD. 1931. № 10. S. 11–18. 90. Bulgakov Sergii, prot. Pravoslavnyi Bogoslovskii Institut v Parizhe // Tserkovnyi vestnik Zapadno-Evropeiskoi eparkhii. 1930. № 1. S. 20–23. 91. Bulgakov Sergii, prot. Tserkovnoe sluzhenie Dvizheniya // Vestnik RSKhD. 1930. №11. S. 5–10. 92. Bulgakov Sergii, prot. Tserkov', mir, Dvizhenie // Vestnik RSKhD. 1929. № 11. S. 2–5. 93. Zen'kovskii V. V. Problema tserkovnoi kul'tury // Vestnik RSKhD. 1933. № 1. S. 8–11. 94. K voprosu o religioznom vospitanii i obrazovanii zagranichnoi russkoi molodezhi / Pod red. prot. Sergiya Chetverikova. Parizh, 1928. 59 s. 95. Fedotov G. P. Pis'ma o russkoi kul'ture // Russkie zapiski. Parizh, 1938. № 3. C. 139–260. 96. Chetverikov S. Religiozno-khristianskoe mirosozertsanie kak osnovanie chelovecheskoi zhizni i kul'tury // Vestnik RSKhD. 1935. № 1–2. S. 7–13. 97. Lockhart J. G. The Russian Student Christian Movement in the Baltic States. L., [1934]. 8 p. 98. Lowrie D. A. Rebellious Prophet : A life of Nicolai Berdyaev. N. Y., 1960. 310 p. 99. Lowrie D. A. Saint Sergius in Paris : The Orthodox Theological Institute. London, 1954. 119 p. 100. Volkman H.-E. Die Russische Emigration in Deutschland, 1919–1929. Wurzburg, 1966. 150 s. 101. Vulliet A. Preliminary report of the War Prisoners Aid : Young Men's Christian Associations during World War II. Geneva, 1946. 110 p. 102. Wagner H. A. As I lived it: An autobiographical history of the YMCA of Los Angeles: 1925–1966. Glendale, 1979. 332 p. 103. Werstman V. The Russian in America, 1727–1975. Dobbs Ferry, 1977. 140 p. 104. Wilbur H. A. My life in Christian service. Havertown, 1995. 152 p. 105. Bratstvo Svyatoi Sofii: Materialy i dokumenty : 1923–1939 / Sost. H. A. Struve. M.; Parizh, 2000. 336 s. 106. Klepinin N. A. Bratstvo i puti pravoslavnogo studencheskogo dvizheniya // Put'. 1926. № 3. S. 123–133. 107. Put' russkoi molodezhi : Russkoe Studencheskoe Khristianskoe Dvizhenie v Zapadnoi Evrope. Parizh, 1926. 8 s. 108. Russkoe Studencheskoe Khristianskoe Dvizhenie za rubezhom v 1928 g. Parizh, 1929. 16 s. 109. Russkoe Studencheskoe Khristianskoe Dvizhenie za rubezhom. Parizh, 1928. 15 s. 110. Russkoe Studencheskoe Khristianskoe Dvizhenie. Parizh, b/g. 4 s. 111. Knyazev A. Puti Dvizheniya // Vestnik RSKhD. 1971. № 100.S. 23–31. 112. Mozhaeva L. A. Russkoe studencheskoe khristianskoe dvizhenie (1920-e-1930-e gg.) // Novyi istoricheskii vestnik. 2001. № 1. S. 273–278. 113. Plyukhanov B. V. RSKhD v Latvii i Estonii : Materialy k istorii Russkogo studencheskogo khristianskogo dvizheniya. 1993. 311 s. 114. Sollogub M. A. Zadachi i deyatel'nost' Russkogo Studencheskogo Khristianskogo Dvizheniya segodnya // Russkaya mysl'. 1984. № 3517. S. 12–13. 115. Aleksandrov-Derkachenko P. P. Russkoe molodezhnoe dvizhenie i sovetskii komsomol: 1905–1937 gg. // Russkii mir. 2002. № 6. S. 30–64. 116. Russkoe i sovetskoe molodezhnoe dvizhenie v dokumentakh : 1905–1937 gg. / Sost. P. P. Aleksandrov-Derkachenko. M., 2002. 287 s. 117. Masalimov R. N. Paradoksy molodezhnoi politiki totalitarizma v pervoi polovine KhKh veka: VLKSM i Gitleryugend [Elektronnyi resurs] // Nauchnyi al'manakh. 2015. № 6 (8). S. 210–219. 118. Masalimov R. N., Khamidullin R. R. Ideino-sotsial'nye osnovy soyuzov molodezhi v pervoi polovine KhKh veka (VLKSM i Gitleryugend v sisteme totalitarizma) // V mire nauchnykh otkrytii. 2014. № 11.11. S. 4541–4559. 119. Mitev P.-E. Sotsiologiya litsom k litsu s problemami molodezhi. Sofiya, 1983. 123 s. 120. Mitev P.-E. Mladezhta i sotsialnata promyana. Sofiya, 1988. 130 s. 121. Belyaev A. A., Slezin A. A. Kommunisticheskoe «ministerstvo molodezhi» v dukhovnoi sfere zhizni poslevoennogo sovetskogo obshchestva // Politika i obshchestvo. 2009. № 12. S. 30–34 122. Vanin V. A. Komsomol serediny 1950-kh gg. : vnutrennyaya zhizn' i realizatsiya vospitatel'noi funktsii : diss. … kand. ist. nauk. Tambov, 2013. 250 s. 123. Morozov N. I. Stanovlenie i razvitie molodezhnogo dvizheniya i molodezhnykh organizatsii v Rossii (1917 g. nach. 1930-kh gg.) : istoriografiya problemy. Perm', 1997. 128 s. 124. Pedan S.A. Partiya i komsomol (1918–1945) : Istoriograficheskii ocherk. L., 1979. 160 s. 125. Trushchenko N. V. Istochnik sily. Partiya – organizator i rukovoditel' komsomola. M., 1973. 228 s. 126. Leninskii komsomol : Ocherki po istorii VLKSM. M., 1969. 588 s. 127. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenii. Izd. 5. T. 6. Yanvar' – avgust 1902. M., 1963. 619 s. 128. Atsarkin A. N. Zhizn' i bor'ba rabochei molodezhi v Rossii (1901 g. – okt. 1917 g.) : 2-e izd. M., 1976. 414 s. 129. Tovarishch komsomol : dokumenty s''ezdov, konferentsii i TsK VLKSM 1918–1968. T. 1: 1918–1941. M. 1969. 605 s. 130. Korolev K. M. SSSR. Avtobiografiya. M., SPb. 2010. 660 s. 131. Krupskaya N. K. Vazhneishii uchastok komsomol'skoi raboty // Krupskaya N.K. Pedagogicheskie sochineniya. T. 5. M., 1959. S. 560–567. 132. I s''ezd RKSM : 29 oktyabrya – 4 noyabrya 1918 g. : Protokoly. M., 1990. 191 s. 133. Zen'kovskii V. V. Russkoe Studencheskoe Khristianskoe Dvizhenie : istoriya, deyatel'nost', zadachi // Vestnik RSKhD. № 7–8. 1949. S. 3–19. 134. Zen'kovskii V. V. Ocherki ideologii R.S.Khr.D. // Vestnik RSKhD. № 5. 1929. S. 20–24. 135. Zen'kovskii V. V. Ocherki ideologii R.S.Kh.D. [Chast'] II // Vestnik RSKhD. № 6. 1929. S. 20–24. 136. Balantsev A. V. Antireligioznaya deyatel'nost' komsomola : 1918–1925 gg. : diss. … kand. ist. nauk. Tambov, 2008. 253 s. 137. Komsomol'skaya Pravda. № 133. 29 oktyabrya 1925. 138. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenii. Izd. 5. T. 30. Iyul' 1916 – fevral' 1917. M., 1969. 562 s. 139. Berdyaev N. A. Znachenie russkogo khristianskogo dvizheniya // Vestnik RKhD, 1993. № 168. S. 47–52. 140. Narodnoe obrazovanie v SSSR : obshcheobrazovatel'naya shkola: sbornik dokumentov 1917–1973 gg. M., 1974. 559 s. 141. Postanovlenie Pravitel'stvennogo komissara po prosveshcheniyu o reforme srednei shkoly, noyabr' 1917 goda // Sobranie Uzakonenii i Rasporyazhenii Rabochego i Krest'yanskogo Pravitel'stva. № 5. 16 dekabrya 1917 g. S. 69. 142. Komsomolu 80 : Voprosy metodologii i istorii. M., 1999. 173 s. 143. Soldatenkov V. D. Politicheskie i nravstvennye posledstviya usileniya vlasti RKP(b) : 1928–1941 (iyun'). SPb, 1994. 144 s. 144. Stetsura Yu. A. Molodezh' v poslerevolyutsionnykh preobrazovaniyakh Rossii v 20–30-e gody. M., 1998. 179 s. 145. Tambovskii komsomol : grani istorii. T. 1: 1918–1945 / A. A. Slezin, L.V. Provalova, S.A. Chebotarev i dr. Tambov, 2008. 467+48 s. 146. Postanovlenie TsK VKP(b) «O nachal'noi i srednei shkole», 25 avgusta 1931 g. // KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s''ezdov, konferentsii i plenumov TsK. 9-e izd. T. 5. 1929-1932. M., 1984. S. 353–361. 147. Pravda. 1931. 5 sentyabrya. № 245 148. GARF. F. 5785 Pedagogicheskoe byuro po delam srednei i nizshei russkoi shkoly za granitsei. Praga. 1923–19??. Op. 2. D. 41. 149. XVIII s''ezd Vsesoyuznoi kommunisticheskoi partii (b). 10–21 marta 1939 g. Stenograficheskii otchet. M., 1939. 744 s. 150. Postanovlenie TsK VKP(b) «O rukovodyashchikh kadrakh narodnogo obrazovaniya», 5 avgusta 1929 g. // Narodnoe obrazovanie v SSSR : Sbornik dokumentov : 1917–1973. M., 1974. S. 452–453. 151. Spravochnik partiinogo rabotnika. Vyp. 7. Ch. 2. 1930. S. 256–265. 152. Rezolyutsiya IV Vsesoyuznoi konferentsii RLKSM «O rabote sredi pionerov», iyun' 1925 g. // Rezolyutsii IV Vsesoyuznoi konferentsii RLKSM. M.-L., 1925. S. 77. 153. Lenin V. I. Rech' na Vserossiiskom soveshchanii politprosvetov gubernskikh i uezdnykh otdelov narodnogo obrazovaniya 3 noyabrya 1920 g. // Polnoe sobranie sochinenii. T. 41. S. 398–408. 154. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenii. Izd. 5. T. 37. Iyul' 1918 – mart 1919. M., 1969. 747 s. 155. Voprosy istorii VLKSM : sb. nauch. tr. M., 1978. 220 s. 156. Galagan A. A. Nekotorye stranitsy istorii : (O «belykh pyatnakh» i «chernykh dyrakh» istorii Leninskogo komsomola). Saratov, 1989. 96 s. 157. Gusev B. N. Iz istorii molodezhnoi organizatsii. Komsomol v 20–30-e gody : uroki proshlogo dlya nastoyashchego. Kostroma, 1997. 132 s. 158. Zen'kovskii V. V. Ocherk vnutrennei moei biografii // Vestnik RSKhD. № 3–4 (66–67). 1962. S. 8–15. 159. Astaf'ev D. A. Molodezhnye dvizheniya Rossii: istoriya i sovremennost' : uchebnoe posobie. Orenburg, 2012. 176 s. 160. Zen'kovskii V. V. Zarozhdenie RSKhD v emigratsii : Iz istorii russkikh religioznykh techenii v emigratsii // Vestnik RKhD. 1993. № 168. S. 5–40. 161. Zen'kovskii V. V. Novyi etap // Vestnik RSKhD. № 8–11. 1935. S. 12–18. 162. Krivoruchenko V. K., Tsvetlyuk L. S. Yunosheskoe dvizhenie Rossii : 20–30-e gody XX stoletiya [Elektronnyi resurs] // Informatsionno-gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2011. № 3 (mai–iyun'). Rezhim dostupa: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/3/Krivoruchenko-Tsvetliuk_Juvenile-Movement/ 163. VLKSM v rezolyutsiyakh ego s''ezdov i konferentsii : 1918–1928. M.-L., 1929. 227 s. 164. Zen'kovskii V. V. Novyi etap'' v'' zhizni Dvizheniya // Vestnik RSKhD, Vypusk 2 (dekabr'). 1936. S. 10–16. 165. Zen'kovskii V. V. Nuzhna ne utopiya, a real'nyi plan // Vestnik RSKhD. № 5–6. 1937. S. 1–3. 166. Kulikova I. S. Zavetnye tetradi A. M. Kollontai // Voprosy istorii KPSS. 1989. № 8. S. 23–25. 167. Kuznetsov N. G. Krutye povoroty : Iz zapisok admirala. 1995. 273 s. 168. Shestun E. Pravoslavnaya pedagogika. M., 2001. 576 s. 169. Zen'kovskii V. V. Problemy vospitaniya v svete khristianskoi antropologii. M., 1996. 250 s. 170. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenii. Izd. 5. T. 41. Mai – noyabr' 1920. M., 1981. 695 s. 171. Korol'kov A. A. Dukhovnaya antropologiya. SPb., 2005. 323 s. 172. Zen'kovskii V. V. Printsipy pravoslavnoi antropologii // Russkaya religioznaya antropologiya. T. 2. Antologiya. M.. 1997. S. 431–466. 173. Zen'kovskii V. V. Russkaya pedagogika v KhKh v. // Zen'kovskii V. V. Pedagogika. Klin, 2002. S. 164–222. 174. Postnikov E. S. Rossiiskoe studenchestvo na Rodine i za rubezhom, 1917–1927 gg. : diss. … dok. ist. nauk. Tver', 2000. 188 s. 175. Sokolov V. I. Istoriya molodezhnogo dvizheniya Rossii (SSSR) so vtoroi poloviny XIX do XX veka. Ryazan', 2002. 626 s. 176. Sokolov V. I. Rossiiskoe molodezhnoe dvizhenie: ot mnogoobraziya k unitarizmu : 1917–1925 gody : diss. … dok. ist. nauk. M., 1996. 399 s. 177. Slezin A.A. Organizatsionno-teoreticheskie osnovy formirovaniya monopolii komsomola v molodezhnom dvizhenii sovetskoi Rossii // Politika i Obshchestvo. – 2015. – № 12. – S. 1611 - 1626. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.12.15574 178. Samokhin K.V. Pervaya mirovaya voina i dukhovnaya modernizatsiya Rossii (s ispol'zovaniem materialov po tambovskomu krest'yanstvu) // Politika i Obshchestvo. – 2015. – № 10. – S. 1313 - 1326. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.10.12720 179. Slezin A.A. Za «novuyu veru». Gosudarstvennaya politika v otnoshenii religii i politicheskii kontrol' sredi molodezhi RSFSR (1918 – 1929 gg.). M.: Rossiiskaya akademiya estestvoznaniya, 2009. 242 s. 180. Samokhin K. V. Sotsial'naya modernizatsiya Rossii vo vtoroi polovine XIX – pervye gody XX vekov // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. № 5 (31). Ch. 2. S. 168-172. 181. Slezin A. A., Shchuplenkov O.V. Obshchestvenno-politicheskie techeniya molodezhi Rossiiskogo Zarubezh'ya 1920-1930-kh gg. v poiskakh sokhraneniya natsional'noi identichnosti // Pravo i politika. – 2012. – № 7. – S. 104-107. 182. Slezin A.A., Shchuplenkov O.V. Rossiiskaya molodezh' emigratsii pervoi volny kak istoricheskoe natsional'no-kul'turnoe yavlenie // Filosofiya i kul'tura. – 2012. – № 7. – S. 104-107. 183. Shchuplenkov N.O. Partiinyi kontrol' kommunisticheskikh i rabochikh partii nad molodezhnymi ob''edineniyami sotsialisticheskikh stran 1960-kh – nachala 1980-kh godov: obshchee i osobennoe // Sotsiodinamika. — 2015. - № 12. - S.164-181. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.12.16976. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_16976.html 184. Slezin A.A. Etatizatsiya komsomola kak faktor spetsifiki sovetskogo etapa rossiiskoi gosudarstvennosti//Istoriya v podrobnostyakh. 2013. № 4. S. 56-59. 185. Ippolitov V.A. Provintsial'nyi komsomol pervoi poloviny 1930-kh godov kak ob''ekt politicheskogo kontrolya // Genesis: istoricheskie issledovaniya. - 2015. - 2. - C. 1 - 24. DOI: 10.7256/2409-868X.2015.2.14250. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_14250.html 186. Slezin A.A. Evolyutsiya form i metodov politicheskogo kontrolya sredi molodezhi na nachal'nom etape protivoborstva sovetskogo gosudarstva i tserkvi // Sotsiodinamika. - 2013. - №2. - C. 68 - 118. DOI: 10.7256/2409-7144.2013.2.387. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_387.html 187. Slezin A.A., Shchuplenkov O.V. Sokhranenie i formirovanie natsional'no-kul'turnoi identichnosti u molodezhi Rossiiskogo zarubezh'ya v 1920-1930-e gody//Politika i Obshchestvo. - 2011. - № 11. - S. 52-57. 188. Ippolitov V.A. Regulirovanie sotsial'nogo sostava komsomol'skoi organizatsii Tsentral'no-Chernozemnoi oblasti na nachal'nom etape sploshnoi kollektivizatsii // Genesis: istoricheskie issledovaniya. — 2015. - № 5. - S.226-242. DOI: 10.7256/2409-868X.2015.5.17235. URL: http://e-notabene.ru/hr/article_17235.html |