Library
|
Your profile |
Sociodynamics
Reference:
Gorbunova A.A., Borisova O.V., Maksimova S.G.
National and ethnic identities of the citizens of the Altai Krai as they see it
// Sociodynamics.
2015. № 12.
P. 23-33.
DOI: 10.7256/2409-7144.2015.12.1700 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=17005
National and ethnic identities of the citizens of the Altai Krai as they see it
DOI: 10.7256/2409-7144.2015.12.1700Received: 17-11-2015Published: 22-12-2015Abstract: The study of the peculiarities of manifestation of ethnic and national identities in the modern socio-economic conditions becomes more important for the development of multinational Russian society. The subject of this research is the analysis of the citizens’ of their ethnic and national identities, as well as the circumstances of their formation on the regional level. A special attention, within the polyethnic environment of the region, is given to the determination of peculiarities of manifestation of national and civil identities in perception of people of different nationalities. In the course of this work, the author defines the principal parameters of civic consciousness, as well as gives characteristics to the national and ethnic identities. As the main method of the research, the author uses survey conducted among the population of Altai Krai in 2015. The sociological research, conducted by the scholars of the Altai State University, substantiates the fact that the problem differentiation by the ethnic groups in the conditions of polyethnicity of the territory is of great importance for the residents of the region. The researches, in this regard, allow the modern socio-humanitarian science to acquire certain practical experience for further study. Keywords: identity, ethnic identity, civil identity, ethnos, nation, nationality, citizen, Russian, State, RussiaВведение Публикация осуществлена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках конкурсной части государственного задания в сфере научной деятельности ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет». Код проекта: № 1475 «Гражданская и этническая идентичности в системе сохранения социальной безопасности населения приграничных территорий Российской Федерации». Проблема идентичности – одна из важнейших проблем современного научного знания, даже несмотря на наличие большого количества теоретических и эмпирических наработок в этой области. Многие ученые полагают, что понять современный мир, решить насущные проблемы человечества и многонациональных стран, таких как Россия, невозможно без глубокого изучения всей сути гражданской и этнической идентичностей. Под идентичностью, как правило, понимают осознание личностью своей принадлежности к той или иной общности. Соответственно этническую идентичность можно определить, как отождествление личности себя с определенным этносом. Этносоциальные процессы, происходящие в мире, начиная со второй половины ХХ века, в научной литературе принято называть этапом нового национального возрождения или этническим парадоксом современности [1; 2]. Это, в свою очередь, обусловлено рядом психологических причин. Во-первых, поиском ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире. Во-вторых, интенсификацией межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации. Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, так как только через сравнение можно наиболее четко воспринять свою принадлежность как нечто особое [1, с.14]. Поэтому этническая принадлежность для современного человека не теряет своей актуальности и по сей день и служит одним из инструментов его успешной адаптации. Если говорить об этнической идентичности целого народа, то ее усилению могут способствовать разные общественно-значимые события, к которым относятся глобальные социально-политические изменения, приводящие к трансформации межэтнических отношений. В качестве показательного примера этому выступает возрастание этнической идентичности титульных народов после распада советского союза. В этой связи происходит взаимное дополнение и усиление осознания принадлежности к государству и к этнической общности. На постсоветском пространстве многие русские жители бывших советских республик стали проявлять этническую идентичность. В то же время это привело к обостренному восприятию дискриминации, росту негативных чувств, связанных с этнической принадлежностью, и увеличению культурной дистанции с титульным этносом. Отечественные исследователи назвали это синдромом «навязанной этничности». Это означает, по мнению Лебедевой Н.М., «что этническая принадлежность человека против его собственной идентичности и желания, становится чересчур значимой характеристикой его бытия и сознания, начинает определять его место в обществе, комплекс прав и обязанностей, а в его самоидентификации выходит на одно из первых мест» [3]. Также нельзя не отметить, что стадии развития этнической идентичности, их последовательность и временные границы не являются универсальными для индивидов, социальных групп, народов и социальных ситуаций. Одновременно с этим, важное значение в настоящее время имеет формирование гражданской идентичности населения, особенно в условиях необходимости консолидации многонационального российского народа в единую нацию. Водолажская Т. отмечает два аспекта гражданской идентичности: осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл и феномен надиндивидуального сознания, признак гражданской общности, характеризующий ее как коллективного субъекта. Что отражает значение данного феномена для индивида с одной стороны, и общности – с другой [4]. Таким образом, исходный смысл понятия «гражданская идентичность» заключается в идентификации индивида в рамках определенного государства [5]. Анализ гражданской идентичности на структурном уровне включает в себя несколько компонентов: когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), ценностный (наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности) и эмоциональный (принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства) [4, с. 140]. Некоторые исследователи также выделяют деятельностный компонент, связанный с реализацией гражданской позиции и участием в социально значимой деятельности [6]. Следовательно, гражданская идентичность – та основа, на платформе которой возможна интеграция различающихся по характеристикам индивидов в единое общее. При этом существуют различные мнения относительно соотношения гражданской и этнической идентичности. Так Дробижева Л.М. отмечает, что в определенных ситуациях они являются конкурирующими (например, в условиях политического кризиса), в других – взаимодополняют друг друга [7, с.169]. Так или иначе, этническая и гражданская идентичности являются важными составляющими социальной идентичности личности в целом. Каждая из них выполняет определенные функции, необходимые для нормального функционирования личности и общества. И подмена или замена одной из них может привести к негативным последствиям. Как отмечает Стефаненко Т.Г., этническая идентичность выполняет ряд важных функций и помогает: 1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; 2) задавать общие жизненные ценности; 3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие [1, с.13]. Что же касается гражданской идентичности, то в современной научной дискуссии все чаще звучит идея необходимости формирования общегражданского национального сознания. Прикладное исследование В 2015 году исследовательским коллективом социологов Алтайского государственного университета было проведено социологическое исследование, направленное на изучение проявлений этнической и гражданской идентичности. В исследовании приняло участие 428 человек в возрасте от 15 до 75 лет, проживающих на территории Алтайского края. Результаты исследования показывают, что подавляющее большинство жителей Алтайского края (86,9%) воспринимают себя представителем какой-либо этнической группы, 5,6% населения не относят себя к какому-либо народу и 7,5% – затруднились ответить на данный вопрос. Таким образом, этнический фактор по-прежнему играет значимую роль в повседневной жизни жителей региона. Однако этническая идентичность предполагает не только отождествление себя с какой-либо этнической группой, но и включает в себя переживание определенных чувств, оценку значимости данного членства, принятие групповых ценностей и норм. Этническая идентичность населения Алтайского края в большинстве случаев связанна с положительными переживаниями. Так, 75,7% респондентов гордятся своей этнической принадлежностью, у 77,8% респондентов этничность вызывает исключительно положительные эмоции. Этническая принадлежность причиняет какие-либо неудобства всего 8,1% опрошенных. Вместе с тем, значительная часть населения (82,0%) также ощущает себя частью культуры своей этнической группы, при этом для 64,6% ответивших принадлежность к культуре сопряжена с ощущением счастья. Групповые идеи и убеждения своей этнической группы разделяют 78,5% населения. Идентификация как социально-психологический феномен выполняет функцию, связанную с обеспечением ощущения психологической безопасности и стабильности. Однако на современном этапе данная функция несколько утрачивает свою значимость. Так, только 20,8% порошенных дали однозначно утвердительный ответ на вопрос «Дает ли национальность Вам чувство защищенности в кризисной ситуации?» (аналогичный процент респондентов отрицательно оценили данное утверждение), для 27,6% населения национальная принадлежность обеспечивает чувство защищенности лишь эпизодически. Количество же людей, считающих, что национальность не влияет на формирование чувства защищенности, составило 30,4%. Таким образом, проведенный анализ основных ключевых показателей этнической идентичности позволяет судить о том, что основная масса населения Алтайского края характеризуется положительной этнической идентичностью и достаточно высоким уровнем групповой солидарности. Однако на современном этапе этническая принадлежность не всегда обеспечивает функцию психологической защиты в кризисных ситуациях, что, возможно, может способствовать снижению ее значимости для человека. Оценивая проявления гражданской идентификации жителей региона также можно говорить о важной роли данного вида групповой принадлежности. Так, 93,2% опрошенных людей считают себя россиянами, 90,0% – осознают свою включенность в пространство общероссийской культуры. Причем данная принадлежность воспринимается преимущественно в положительном аспекте: вызывает чувство гордости у 83,7% респондентов и счастья – у 79,7% опрошенных. При этом абсолютное большинство опрошенного населения (93,7%) также когда-либо испытывали чувство гордости за нашу страну. В оценках причин данного чувства лидируют победа в Великой Отечественной войне (60,1% наблюдений), авторитет России в мире (36,7% наблюдений), а также личность Президента России Владимира Путина (30,1% наблюдений). Гордость странной оценивается и через культурное наследие российских поэтов, писателей, композиторов (27,6% наблюдений), успехи российских спортсменов (25,9% наблюдений), а также достижения российской науки и техники (21,5% наблюдений). Элементы государственной символики в свою очередь также вызывают у опрошенного населения чувство гордости: 81,5% людей испытывают гордость, когда слышат гимн России, 79,9% – при виде поднимающегося флага России. Итак, можно говорить о достаточно сформированном чувстве гражданской принадлежности жителей Алтайского края, эмоциональный компонент которого во многом связан с положительными переживаниями и гордостью за страну и государственную символику. На осознание людьми своей этнической принадлежности в значительной степени влияет этнический состав территории. Так, установлено, что существуют определенные особенности в формировании идентичности личности в условиях полиэтничной или моноэтничной среды. Полиэтничность – одна из основных социально-демографических особенностей приграничных регионов России. Данная характеристика приграничных регионов – результат миграционных процессов, продолжающихся и в настоящее время. Алтайский край, являясь приграничным регионом (на юге и западе он граничит с Казахстаном, на юго-востоке – с Республикой Алтай), характеризуется активными миграционными потоками из стран Центральной Азии и Казахстана. Кроме того, исторически Алтайский край служит местом компактного расселения немцев в России. Данные обстоятельства обеспечивают полиэтнический состав региона. С этой точки зрения актуальным является изучение особенностей проявления гражданской и национальной идентичности в представлениях людей, различных национальностей. Среди населения, принявшего участие в описанном исследовании, 92,1% опрошенных причисляют себя к русской национальности. Количество респондентов иной национальности составило 7,9%. С высокой степенью достоверности (значимостью различий p<0,05 согласно критерию Манна-Уитни) можно говорить о различиях оценок гражданской и этнической идентичностей по ряду показателей у русского населения и представителей других национальностей региона. Так, русское население Алтайского края характеризуется более высокой оценкой своей этнической и гражданской идентичностей. Это проявляется в большем количестве тех, кто причисляет себя к представителям конкретного народа и считает себя россиянином. Респонденты, относящие себя к русским, как правило, чаще испытывают положительные чувства относительно своей этнической принадлежности и оценки культуры своей этнической группы. В свою очередь среди представителей других национальностей выше процент людей, не считающих себя представителями своей этнической группы. Для данной части населения их этническая принадлежность реже является источником положительных переживаний. При этом несколько больший процент людей другой национальности по сравнению с русским населением не ощущает себя частью российской культуры. Что может свидетельствовать о существовании определенных тенденций к обособленности представителей других национальностей и меньшей степени их интеграции в обществе. Резюме Таким образом, можно сделать вывод о том, жители Алтайского края в целом характеризуются положительной этнической идентичностью и высоким уровнем групповой солидарности. Важную роль в осознании своей этнической принадлежности у населения региона играет разнообразный этнической состав Алтайского края. При этом, по мнениям жителей края, этническая идентичность не всегда обеспечивает чувство психологической защиты в кризисных ситуациях, что возможно может способствовать снижению ее значимости для человека в определенных условиях. Также можно говорить о достаточно сформированном чувстве гражданской принадлежности жителей Алтайского края, эмоциональный компонент которого во многом связан с положительными переживаниями и гордостью за страну и государственную символику. Полиэтничность – важная характеристика Алтайского края. Поэтому актуальным является изучение особенностей проявления гражданской и национальной идентичности в представлениях людей, различных национальностей. Полученные результаты свидетельствуют о различиях оценок гражданской и этнической идентичностей по ряду показателей у русского населения и представителей других национальностей. Выявлено, что русское население Алтайского края характеризуется более высокой оценкой своей этнической и гражданской идентичностей. Данная часть населения испытывает преимущественно положительные чувства относительно своей этнической принадлежности и в большей степени интегрированы в общекультурное российское пространство. В случае с представителями других национальностей выше процент людей, не считающих себя представителями своей этнической группы. Для них этническая принадлежность реже является источником положительных переживаний. Также выявлен несколько больший процент людей другой национальности по сравнению с русским населением, не ощущающих себя частью российской культуры, что может свидетельствовать о существовании определенных сложностей для их интеграции в обществе. References
1. Stefanenko T.G. Etnopsikhologiya. – M.: Institut psikhologii RAN, «Akademicheskii proekt», 1999. – 320 s.
2. Arutyunyan Yu.V., Drobizheva L.M., Susokolova A.A. Etnosotsiologiya. – M.: Aspekt press, 1999. – 271 s. 3. Lebedeva N.M. Etnicheskaya i kross-kul'turnaya psikhologiya / Otv. red.: E. Bugacheva. – M.: MAKS Press, 2011. 4. Vodolazhskaya T. Identichnost' grazhdanskaya // Obrazovatel'naya politika. – 2010. – №№ 5-6. – S. 140-142. 5. Sanina A.G. Formirovanie rossiiskoi identichnosti: grazhdansko-gosudarstvennyi podkhod // Sotsiologicheskie issledovaniya. – 2012. – №12. – S. 58-65. 6. Drobizheva L.M. Etnichnost' v sovremennom obshchestve. Etnopolitika i sovremennye praktiki v Rossiiskoi Federatsii // Mir Rossii. – 2001. – №2. – S. 167-180. 7. Efimenko V.N. Strukturnye komponenty i soderzhatel'noe napolnenie ponyatiya «grazhdanskaya identichnost'» // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. – 2013. – №11. 8. Drobizheva L.M. Identichnost' i etnicheskie ustanovki russkikh v svoei i inoetnicheskoi srede // Sotsiologicheskie issledovaniya. – 2013. – №4. – S. 49-59. 9. Rubtsova M.V., Sanina A.G. Gosudarstvennaya identichnost' kak faktor upravlyaemosti sovremennym obshchestvom // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii. – 2012. – T.15. – №3 (62). – S. 86-97. 10. Svetlitskaya E.B. Novaya rossiiskaya identichnost' // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. – 1997. – №11. – S.72-81. 11. Noyanzina O.E., Maksimova S.G., Avdeeva G.S., Omel'chenko D.A., Goncharova N.P. Etnicheskaya i grazhdanskaya identichnost' naseleniya sovremennogo regiona Rossii // Vestnik altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2015. – №6 (128). – S. 200-204. 12. Maksimova S.G., Avdeeva G.S., Noyanzina O.E., Omel'chenko D.A., Atyasova N.Yu. Grazhdanskaya i etnicheskaya identichnost' naseleniya prigranichnykh regionov Rossii: osobennosti sovremennogo sostoyaniya, faktory i aktual'nye problemy formirovaniya // Izvestiya Alt. gos. un-ta. – 2015. – №3-1 (87). – Barnaul: Izd-vo Alt. gos.un-ta, 2015. – S. 175-180. 13. Maksimova S.G. Grazhdanskaya identichnost' i sotsial'naya integratsiya v evraziiskom prostranstve prigranichnykh regionov sovremennoi Rossii // Grazhdanskaya identichnost', sotsial'naya integratsiya i razvitie etnokul'tur v evraziiskom prostranstve: sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii / otv. red. S.G. Maksimova. – Barnaul: «Kontsept», 2015. – S.6-14. 14. Gorbunova A.A., Maksimova S.G. Regulirovanie mezhetnicheskikh otnoshenii (po materialam issledovaniya v Altaiskom krae) // Izvestiya Alt. gos. un-ta. – 2015. – №3-1 (87). – Barnaul: Izd-vo Alt. gos.un-ta, 2015. – S. 163-166. 15. Popov E.A., Maksimova S.G. Sovremennoe grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: problemy stanovleniya i regional'nogo razvitiya // Sotsiodinamika. – 2012. – №1. – S. 1-20. |