Library
|
Your profile |
Philosophical Thought
Reference:
Nemtsev I.A.
Social and philosophical foundations of sustainable development
// Philosophical Thought.
2015. № 10.
P. 88-101.
DOI: 10.7256/2409-8728.2015.10.1683 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=16835
Social and philosophical foundations of sustainable development
DOI: 10.7256/2409-8728.2015.10.1683Received: 31-10-2015Published: 10-11-2015Abstract: The concept and strategy of sustainable development becomes more urgent in the world. Problems faced by the international community, can’t be solved by one state, that’s why globalization and the transition to “sustainability”, act as the need of construction of the future in the modern world. Over the last century the rate of production and consumption has risen sharply, which negatively affected the environment. Nowadays mankind spends far more resources than it spent in the previous centuries and than it is permissible for the planet. There is a contradiction between the possibilities of nature in its global scale and the “superneeds” of humanity that have been piled in the model of unsustainable development. At the moment, this contradiction is only increasing, despite the attempts of various organizations around the world to ensure the rejection of the consumption ideology and create the direction of the mankind to protect the environment (co-evolution of humans and nature). Nowadays society placed itself in a situation where it is obliged to coordinate their actions with nature for its further existence. Human attitudes to the nature only as a source of resources must be changed in the XXI century, otherwise humanity will come to disaster.The author examines the social and philosophical foundations of the concept of sustainable development. The article describes the relationship between the constituent components of sustainable development (social, economic and environmental) and basic human needs, as well as highlighted security as meta-component based on the triad component (which makes the concept of a system-integrated). Author discloses a socio-philosophical sense of the idea of sustainable development as a possible global ideas of humanity and the associated formation of a global sustainable human civilization. In domestic social philosophy remains controversial question of Russian identity, about the prospects of Russia in the future, about the national idea in Russia. The author of the article attempts to answer these questions. Providing space security globally and becoming a sustainable global civilization noosphere author regarded as the ultimate goal of the historical development of mankind (on Earth), followed by the conquest of space. Keywords: sustainable development, society, globalization, security, global civilization, evolutionism, dynamical systems, integration, Eurasian Union, global problemsГлобализация стала ведущим явлением XXI века. Именно глобализация определяет вектор развития человечества, к чему оно придет. В текущий исторический период, в мире происходит континентальная интеграция стран (образование, в том числе концептуальное, военных и экономических союзов, таких как Африканский Союз, Евросоюз, Северо-Американский Союз, Латиноамериканский Союз, Евразийский Союз), как социальная форма движения общества, самоорганизация разумной материи (о необходимости создания союзов нескольких государств для обеспечения их безопасности писал И. Кант еще в XVIII в. [1, с.12-28]). Самоорганизация эта протекает достаточно интенсивно, но сопровождается рядом проблем (имеющим глобальный характер), которые были признаны ООН и включены в Декларацию тысячелетия в 2000 году. Глобальные проблемы современности – это острые проблемы, затрагивающие все человечество (т.е. касающиеся непосредственно каждого человека), являющиеся угрозой гибели человеческой цивилизации, решение которых возможно только всем мировым сообществом. Человек – создание природы. Но в то же время, человек, на определенном этапе своего развития, становится существом социальным. Человек начинает создавать себя, создавать или примыкать к определенному обществу (в том числе и к глобальному, что характерно для XXI в.), а главное, начинает изменяет среду, в которой обитает. Социальность в человеке появилась с самого начала его существования и до наших дней достигла больших изменений: преобразование среды стало первостепенной задачей. Главным фактором этих преобразований является труд. Труд направлен на создание более комфортных социальных условий, чем может обеспечить человеку природа, а также на добычу природных богатств и создание предметной техники, как средства многократного увеличения возможностей человека и решения повседневных задач. Таким образом, «человек не просто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее… трудовая деятельность – родовая для человека, то есть подлинно человеческая» [2, с. 233]. Но столь больших масштабов трудовая деятельность и ее последствия достигли сравнительно недавно. Возникло противоречие между природной сущностью человека и его стремлением к социальности, к миру технологий, а не миру природы. В данном смысле, человек преобразует природу, как естественную среду, в неестественную среду обитания – технизированную, так называемую «вторую природу». Соответственно, к естественным биологическим потребностям в пище, чистом воздухе и т.д., добавляются потребности социальные, искусственные (в современности, в основном связанные с демонстративным потребительством) – красиво одеться, купить дорогую вещь и т.д., т.е. такие потребности, которые человек создает себе сам. Ориентация общества на технический прогресс (материальная сторона) привела к духовному обеднению общества. Глобальные проблемы появились вследствие нерациональной и масштабной человеческой деятельности: сверхпотребления, отсутствия культа природы (уважения к природе, сохранения природной оболочки) и т.д. Они осложнены тем, что решению одной проблемы может противодействовать другая: глобальные проблемы взаимосвязаны и требуют комплексного подхода в их решении. Большая часть глобальных проблем человечества возникла вследствие ухода в социальную среду из среды природной (произошло доминирование социального в человеке над природным), данный процесс наиболее характерен для XX-XXI века, в условиях глобализации, урбанизации, индустриализации, электрификации. В XXI веке, человечество, осознав, что если общество будет развиваться в той же неолиберальной, капиталистической модели, что и раньше, это может привести к глобальной катастрофе, которая уничтожит мировую цивилизацию. Вследствие реализации неолиберальной модели глобализации, а также непрекращающейся деструктивной хозяйственной деятельности человечества (и нарастающей динамики), глобальные проблемы с течением времени только укрепляются. Поэтому на современном этапе глобализации, важно снижать негативные проявления этого процесса. Экосистемы земной биосферы не могут и дальше удовлетворять растущие потребности человека. Действующие модели глобальной экономики и общественного устройства пагубно сказываются на окружающей среде: «глобальный мировой кризис, который сотрясает сегодня страны и континенты, – это особое явление, какого человечество еще не знало… И потому к его анализу, осмыслению и преодолению нужен неординарный подход, пересматривающий все старые догмы и стереотипы» [3], т.о. человечеству необходим новый – более безопасный путь развития. В последние десятилетия, мировым сообществом формируется новая глобальная идея общественного устройства, основанная на сбалансированном развитии, смысл которой состоит в решении глобальных проблем человечества, развития человеческой цивилизации и качества человеческой жизни, сбережения природных богатств для текущего и последующих поколений. Данная концепция получила название концепции устойчивого развития (УР, англ. sustainable development). Наиболее полную формулировку определения устойчивого развития дал А.Д. Урсул в статье «Устойчивое развитие: концептуальная модель»: «Устойчивое развитие – это управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации» [4]. Таким образом, в основе устойчивого развития лежит идея о том, что человечеству необходимо прийти к такой системе, в которой реализуется «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [5], т.е. сохраняются возможности природы для поддержки развития человечества в долгосрочной перспективе, с учетом различных сфер национальной и глобальной безопасности. Устойчивое развитие имеет свою специфику, которая заключается в том, что «… оно носит "сохраняющий" характер, т.е. допускает в себе лишь те изменения объекта (системы), которые не изменяют его природу как достаточно общую качественную определенность. Понятие устойчивого развития выражает инновационный и в тоже время безопасный характер дальнейшего существования человечества. УР в этом смысле объединяет в одно системное целое все формы развития, которые исключают регрессивную ветвь» [6] Таким образом, устойчивое развитие – это «сохраняющее» и безопасное развитие человечества. Устойчивое развитие подразумевает научно-технический прогресс, совершенствование техники и технологий (при условии, что это не навредит окружающей среде и человечеству), повышение уровня жизни каждого человека. Идея устойчивого развития была рождена в поиске решений проблем, возникающих перед человечеством, в особенности проблем экологических. Ряд ученых отмечает, что идеи устойчивого развития были высказаны еще в начале XX века в трудах В.И. Вернадского. Рассмотрим философские аспекты идеи устойчивого развития. Всякое развитие есть система направленных изменений. Развитие – сложный процесс и смена неустойчивого развития на устойчивое должно сопровождаться уничтожением всех негативных факторов первого в глобальных масштабах (третий закон материалистической диалектики [7, с.134-147]). Но в отличие от свойственных России революционных методов и переворотов (например, дворцовые перевороты, 1917 г., 1991-1993 гг.), смена развития должна происходить эволюционным путем, причем как в нашей стране, в Евразийском Союзе, так и во всем мире, т.к. революционная смена типа человеческого общества порождает тяжелый кризис, который усугубит глобальные проблемы и может привести человечество к катастрофе (при условии что сразу несколько развитых стран сменят вектор развития через революцию). В основе формируемой концепции устойчивого развития лежат результаты научных исследований, прежде всего в области экономики, социологии и экологии. Хоть мир и продолжает двигаться по пути неустойчивого развития, в связи с увеличением количества глобальных проблем и проявлений негативных последствий этих проблем, УР приобретает все большую актуальность и переход к такому развитию неизбежен. Рассматривая эволюцию человечества с точки зрения синергетики и теории самоорганизации, (если отнести понятие открытой системы, как системы, которая взаимодействует с окружающей средой, к человечеству), можно прийти к определенным выводам. Известно, что «при определенных условиях в открытых системах могут возникнуть процессы самоорганизации в результате получения новой энергии и вещества извне и диссипации, или рассеяния, использованной в системе энергии… установлено, что ключ к пониманию процессов самоорганизации содержится в исследовании процессов взаимодействия системы с окружающей средой» [8, с. 500]. Таким образом, эволюция, самоорганизация человечества и его взаимодействие с природой – естественный процесс открытой системы. Эту эволюцию можно рассматривать в связях с устойчивостью, как последовательность процессов самоорганизации. Общая схема процесса эволюции при этом принципиально сводится к следующему [8, с. 502-503]:
Согласно этой схеме – новым элементом, обозначенном в п.1 являются глобальные проблемы, которые и приводят к неустойчивости, запускают процесс глобализации (п.2) и переход к УР (п.2), по завершении которого общество может стать ноосферным. Кроме того, с новым циклом создается и новая неустойчивость (что приводит систему к постоянному развитию). «Именно неустойчивость является одним из факторов того, что системы усложняются и ряд из них выходит на супермагистраль, которая выглядит своего рода «странным аттрактором» всех эволюционных процессов во Вселенной» [9, c.96]. Поэтому, следующим этапом, о котором сказано в п.3, может стать широкое освоение космоса и созидание космоноосферы. Однако эта схема не учитывает возможность деградационного развития после бифуркаций. Социальная форма движения, эволюция общества, есть ни что иное, как самоорганизация общества, его стремление к новой форме устойчивости. Но это сложная система, а чем сложнее система, тем более многочисленны типы флуктуаций, угрожающих ее устойчивости. Но «в сложных системах существуют связи между различными частями. От исхода конкуренции между устойчивостью, обеспечивающейся связью, и неустойчивостью, возникающей из-за флуктуации, зависит порог устойчивости системы. Превзойдя этот порог, система попадает в критическое состояние, называемое точкой бифуркации. В ней система становится неустойчивой относительно флуктуаций и может перейти к новой области устойчивости, т.е. к образованию новой более сложной системы. Система как бы колеблется перед выбором одного из нескольких путей ее эволюции. Небольшая флуктуация может послужить в этой точке началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все ее поведение. Это и есть событие» [8, с.497]. Самоорганизация, применимая к естественно-научным объектам, в данном случае соответствует и такому объекту, как общество. Есть еще один аспект устойчивого развития, которому не уделяется достаточно внимания: его идеологическая (консолидирующая) сила в борьбе с глобальными проблемами. В истории немало примеров, когда общий враг объединял даже недружественные друг другу народы и государства. Сейчас таким врагом можно считать глобальные проблемы – которые угрожают всему человечеству. Исторический опыт показывает, что государства с позитивно-гуманистической идеологией более способны к прогрессивному развитию и обеспечению безопасности, а также способствуют глобализации с минимумом негативных последствий, чем безыдейные государства. Общая идея сплочает людей, особенно если эта идея – решение острых проблем, стоящих перед обществом. В данном случае, устойчивое развитие, как раз та идея, которая вследствие своей реализации может решить проблемы государств (и внести вклад в решение мировых проблем). Но приход к устойчивому развитию лишь через разработку соответствующего законодательства может оказаться неэффективным. В частности, идеология устойчивого развития может способствовать консолидации разрозненных народов постсоветского пространства и народов Евразии, через привлечение в союз новых государств, заинтересованные в переходе к «глобальной устойчивости и безопасности». Место Российской Федерации в многополярном мире уникально. Россия имеет большую площадь дикой природы, леса (19% мировых запасов), источники пресной воды (2-ое место в мире, 22% мировых запасов), полезные ископаемые – важные ресурсы, которые нужно использовать рационально и сохранить для будущих поколений. Географически, Россия соединяет два разных мира: Восток и Запад, что позволяет распространить идеи устойчивого развития в обоих направлениях. Стоит отметить, что «… для России переход к УР может быть осуществлен даже менее болезненно, чем для многих других стран. Весьма вероятно, что слом стереотипа перепотребления (для развитых стран) или преодоление установки на многодетную семью (для развивающихся) еще труднее, чем реконструкция хозяйства, воспитание деловой активности и рачительности (хотя, конечно, как и у соседей по планете, наши проблемы не сводятся к одной или двум). Переход к УР может рассматриваться как общенациональная идея, которая способна сплотить все слои общества во имя возрождения России» [10, с.6-7]. Стоит отметить, что идеи устойчивого развития идеально вписываются в систему традиций и соответствуют духу российского общества и народов, населяющих страны ЕАС. Потребность в создании новой идеологии связана с деструктивными функциями господствующей практически во всем мире, глобальной идеологии потребления. Тезис о господстве идеологии потребления основывается на тех фактах и феноменах общественной жизни, которые мы имеем в реальности: культ потребления, наличие моды, расточительство, ориентация на прибыль при принятии решений и т.д. Потребление является актом получения благ или услуг. Сверхпотребление (или нерациональное потребление), доминирующее в мире и навязанное странами Запада – это феномен получения благ и услуг сверх необходимости – в большей степени, чем человеку требуется. Тип глобализации, который навязывает миру США является так называемой универсалистской моделью мира, во главе которой стоит потребление. Противодействие такой «неустойчивой» глобализации, может оказать формирующаяся в странах постсоветского пространства модель глобализации «устойчивой», незападной, основанной на бережном природопользовании, глобальной безопасности и устойчивом развитии всего человеческого сообщества. Именно сверхпотребление вызывает в обществе ряд проблем (в том числе глобальных) и противоречий. Общество потребления изначально расколото, ведь смысл потребления заключается в индивидуализме. Но ведь это противоречит процессу глобализации, как формированию единой человеческой цивилизации. Человечество вступило в новый век, требующий построения новой цивилизации, с необходимостью перемен в отношении к окружающей среде. Новые условия жизни и новая среда существования XXI века (под тяжестью глобальных проблем) вступают в противоречие с человеком XX века. Менталитет, нравственность, деятельность человека должны измениться в соответствии новому времени. Вектор в сознании людей с культа денег, культа потребления должен быть направлен в сторону уважения к природе и человеку. Требование времени – революция сознания человека. Необходимо новое воспитание, новые взгляды на мир, новое законодательство. Этому будет способствовать новая мировая идеология – устойчивое развитие, как консолидирующая глобальная идея, как более мощная и крайне необходимая программа действий, реализация которой важна в том числе в виде идеологии. Да, устойчивое развитие может показаться утопичной идеей, но это не означает, что к такому идеальному обществу не нужно стремиться (тем более, глобальные проблемы навряд ли оставят нам выбор строить такую утопию или нет). Таким образом, у человечества есть два пути – глобальная катастрофа или создание устойчивого общества, как общества, основанного на ноосферной концепции, где технологии служат на благо человека и природы (господствуют прикладные науки). Сознательный выбор устойчивого развития может стать очередным переломным моментом исторического процесса, наряду с неолитической революцией, появлением машинного производства, информационных технологий и т.д. Кто станет лидером в устойчивом обществе, зависит от конкретных решений, которые необходимо осуществлять уже сейчас. При успешной реализации устойчивого развития, человечество наконец сможет заняться освоением космического пространства: использовать ресурсный потенциал астероидов (для сохранения ресурсов Земли), исследовать глубокий космос, освоить Луну и другие космические объекты (в том числе и промышленное освоение) [11, с.180-189] и т.д. Помимо восполнения заканчивающихся ресурсов, освоение космоса поможет решить ряд других глобальных проблем – демографическая проблема (перенаселение Земли), безопасность при космических угрозах и т.д. References
1. Kant I. Sobr. soch. v 8 tt. Tom 8. – M., 1994.
2. Vvedenie v filosofiyu: Uchebnik dlya vuzov. V 2 ch. Ch. 1 / Pod obshch. red. I.T. Frolova. – M.: Politizdat, 1989. – 367 s. 3. Nazarbaev N.A. Klyuchi ot krizisa // Rossiiskaya gazeta. Tsentral'nyi vypusk № 4839 ot 2 fevralya 2009 g. 4. Ursul A.D. Ustoichivoe razvitie: kontseptual'naya model' //Natsional'nye interesy. – 2005.-№1. 5. Slovar' Lopatnikova. [elektronnyi resurs] URL: http://slovar-lopatnikov.ru/slovar/u/ustojchivoe-razvitie/ (data obrashcheniya 31.12.2013) 6. Ursul A.D. Natsional'naya ideya i global'nye protsessy: bezopasnost', ustoichivoe razvitie, noosferogenez // NB: Natsional'naya bezopasnost'. – 2013. – № 2 7. Engel's F. Anti-Dyuring. — M., Politizdat, 1978. 8. Guseikhanov M.K., Radzhabov O.R. Kontseptsii sovremennogo estestvoznaniya. Uchebnik. Izdanie shestoe, pererabotannoe i dopolnennoe. Moskva, 2007. 9. Il'in I.V., Ursul A.D., Ursul T.A. Global'nyi evolyutsionizm: Idei, problemy, gipotezy. — M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2012. — 616 s. 10. Danilov-Danil'yan V.I. Ustoichivoe razvitie – budushchee Rossii // Rossiya na puti k ustoichivomu razvitiyu. M., 1996. 11. Ursul A.D., Dronov A.I. Kosmonavtika i sotsial'naya deyatel'nost'. Osvoenie kosmosa i problemy ekologii. Kishinev, 1990. 12. Nemtsev I.A. Ekologicheskaya funktsiya gosudarstva v kontseptsii ustoichivogo razvitiya // Politika i Obshchestvo. - 2015. - 7. - C. 839 - 851. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.7.12869. 13. Nemtsev I.A. Strategiya ustoichivogo razvitiya kak integratsionnoe yadro Evraziiskogo soyuza // Politika i Obshchestvo. - 2015. - 2. - C. 198 - 213. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.2.12298. 14. Nemtsev I.A. Strategiya ustoichivogo razvitiya kak integratsionnoe yadro Evraziiskogo soyuza // Politika i Obshchestvo. - 2015. - 1. - C. 91 - 106. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.1.11853. 15. A.D. Ursul, T.A. Ursul Global'nye issledovaniya: ot globalizatsii znanii k stanovleniyu global'nogo znaniya // Filosofiya i kul'tura. - 2010. - 8. - C. 81 - 91. 16. A. D. Ursul, T. A. Ursul Budushchee global'nogo mira: obespechenie bezopasnosti cherez ustoichivoe razvitie // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. - 2012. - 3. - C. 23 - 36. 17. I. A. Kholov Evraziiskii Soyuz, problemy i perspektivy razvitiya // Pravo i politika. - 2012. - 5. - C. 909 - 916. 18. Ursul A.D., Ursul T.A. Globalizatsiya v perspektive ustoichivogo budushchego // Yuridicheskie issledovaniya. - 2013. - 5. - C. 1 - 63. DOI: 10.7256/2409-7136.2013.5.794. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_794.html 19. Nemtsev I.A. Evraziiskii soyuz kak novyi polyus global'noi tsivilizatsii // Mirovaya politika. - 2015. - 3. - C. 68 - 89. DOI: 10.7256/2409-8671.2015.3.15738. URL: http://www.e-notabene.ru/wi/article_15738.html 20. Nemtsev I.A. Zelenoe stroitel'stvo: ekoposeleniya v kontseptsii ustoichivogo razvitiya // Urbanistika. - 2014. - 3. - C. 8 - 25. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.3.13525. URL: http://www.e-notabene.ru/urb/article_13525.html |