DOI: 10.7256/2409-868X.2015.6.16346
Received:
09-09-2015
Published:
11-01-2016
Abstract:
The modern classical legal education in Germany is a legacy of the Prussian model of judicial training, which in its development has repeatedly transformed, reflecting the political changes and the mood of German society according to the chronology of the historical development of the state. The importance of the study of the German legal education is predetermined by high achievements of the German legal culture, long-standing university traditions and huge intellectual potential of the German historical schools of law, it is impossible to ignore the reformatting of policy of Russia towards the European educational standards.However, for foreign publications, regarding the history of the German legal education, the certain deficiencies and fragmentariness are characterized, and the works of historians of law and comparativists of our country touch on this aspect only in very small degree. The author offers the reader the historical reliability representation about the system of judicial training in Germany in dynamics of its development, built on the basis of use of special historical methods (historical-comparative, historical-systematic, retrospective, synchronic and diachronic analysis and others).The results of the study can be estimated with a number of positions: historical-legal, political, academic and scientific-methodical.
Keywords:
the Prussian model of education, the Heidelberg University, the first universities,, the value orientations,, formation and evolution, the legal education, Germany, educational process, the preparatory service (Referendariat), the educational reforms
Выбор нами немецкого юридического образования как предмета исследования неслучаен. Образовательная модель Германии исторически, культурно и ментально близка России, отличается географической близостью. На границе XVII-XVIII вв. Германия зарекомендовала себя страной с развитой системой образования, отличавшейся самой густой «плотностью» университетов в Европе. В России подобные учебные заведения начали создаваться лишь в середине XVIII в. По этой причине образование в России практически весь XVIII в. и начало XIX в. ориентировалось на интенсивное привлечение к преподаванию иностранцев, а вместе с тем создавались условия для отправки русских студентов в Западную и Центральную Европу (преимущественно, в Германию). Так, в 1831 г. одна из российских студенческих групп была направлена в Берлинский университет для «усовершенствования в науках» под руководством одного из известнейших в Европе немецких правоведов, главы исторической школы права Ф. К. Савиньи. После возвращения групп, закончивших циклы зарубежного обучения, слушатели готовили свои диссертационные работы, тезисы для защиты и готовились к выпускным экзаменам, а также привлекались к работам по систематизации российского законодательства [1].
Вышеуказанные тенденции, а также богатый современный опыт функционирования образовательной системы подготовки юристов в ФРГ настоятельно требуют определенного анализа проблем становления немецкого юридического образования как с целью приобщения к прогрессивным достижениям европейской школы права, так и для выработки отечественной государственной образовательной политики, испытывающей сегодня некий дисбаланс под воздействием так называемого «Болонского процесса» и собственных академических традиций.
Согласно определению немецкого словаря правовых терминов, под современным юридическим образованием в Германии понимается необходимая подготовка для допуска к юридической профессии. В ФРГ юридическое образование «двухфазовое» (нем. zweistufig) – состоит из четырехлетнего «университетского образования» (нем. Universitätsstudium) и двухлетнего «правового референдариата» (нем. Rechtsreferendariat), т.е. подготовительной службы [2, с. 35]. Данная модель подготовки юридических кадров сложилась со времен Пруссии и является незыблемой, несмотря на то, что Германия является страной-подписантом Болонской декларации, и, следовательно, должна воплощать и пропагандировать ценности юридического бакалавриата и магистратуры.
Исследование проблем реформирования немецкого юридического образования, преимущественно с XIX по XX вв., судя по доктринальным источникам, имеет более чем столетнюю историю, но научная потребность изучения для определения дальнейших путей реформирования немецкой школы права, а также оптимизации подготовки юристов в Германии, не иссякает и по сей день.
В историографии исследуемой темы можно выделить несколько периодов: эпоха прусского юридического образования (XIX в.); период юридического образования, ориентированного на национал-социалистическую идеологию (1934); эпоха подготовки юристов с ориентиром на немецкое правосудие (после 1945); эпоха однофазового юридического образования с формированием «юриста – социального инженера» (1970-1991); период ориентации на подготовку «юриста-адвоката» (реформа 2003); и современный период развития юридического образования по формированию «ценностно-ориентированного европейского юриста» (наше время) [3].
Анализ немецкоязычных литературных источников показал, что вплоть до XIV в. в Германии не было собственно юридического образования, т.к. в общеевропейской системе образования оно попросту не предусматривалось. В монастырских и церковных школах (нем. Klosterschulen) раннего Средневековья юридические знания передавались только в рамках обучения так называемым «семи свободным искусствам», среди которых выделялся «тривиум» – 1-й цикл «семи свободных искусств», включавший грамматику, риторику и диалектику. А потому правовые вопросы немецкими педагогами затрагивались исключительно в данной взаимосвязи основных компонентов системы знаний.
Итальянский город Болонья стал отправной точкой общеевропейского образования в части научно-обоснованного изучения юридических дисциплин. Пришлось это на переходный период XI – XII вв. Учение рецепции римского права в Европе стало ключевым направлением знаменитой школы юристов-глоссаторов итальянца Ирнерия (1055-60 – до 1130). Основатель школы составил сборник юридических казусов (задач) для студентов, изучавших право, что стало примером в преподавании, и вскоре как образец распространилось по всей Европе [4].
Университет стал важнейшей образовательной площадкой с самого начала. Предшественником академического юридического образования было сперва обучение церковному праву (нем. Kirchenrecht), но на немецкой земле оно было возможным лишь в г. Гейдельберге (1385) и в г. Кёльне (1388).
Если коснуться станиц истории становления Гейдельбергского университета имени Рупрехта и Карла (нем. Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg) – первого немецкого университета на территории современной ФРГ, то начало жизни старейшего юридического факультета Германии было, по мнению современников, исключительно жалким. Ни один юрист не присутствовал в Церкви Святого Духа (нем. Heilig-Geist-Kirche), крупнейшем храме города Гейдельберга, 18 октября 1386 г. при торжественном и церемониальном оглашении учредительного акта (грамоты) о создании молодого университета. Церковь Святого Духа была исторически связана с университетом, участвовала в его финансировании, а первые университетские профессора были канониками церкви. Иоганн Ван дер Ноет в конце 1386 г. первым оформил и легализовал учебный процесс на юридическом факультете. Об учебных программах подготовки юристов того времени нас информируют старейшие факультетские уставы (статуты) 1394 г. Обучали в Гейдельбергском университете юристов исключительно каноническому, т.е. церковному праву. Изучение светского права, т.е. легистики (законоведения), не играло вплоть до прихода к власти Фридриха I в 1499 г. никакой роли.
Научно обоснованное профессиональное обучение юристов в Германии относится к концу XIV в. [5, 6]. Вскоре вслед за каноническим правом в немецких университетах последовательно закрепилось изучение римского права (нем. das römische Recht). Юридическое образование стало возможным с 1392 г. в Эрфурте, с 1402 г. – в Вюрцбурге, с 1409 г. – в Лейпциге, с 1419 г. – в Ростоке, с 1456 г. – в Грайфсвальде и Фрайбурге, с 1459 г. – в Базеле, с 1472 г. – в Ингольштадте, с 1473 г. – в Трире и с 1477 г. – в Майнце и Тюбингене. Каких-либо условий поступления в университеты до начала XIX в. не существовало [7].
На примере болонской системы подготовки юристов в университетах Германии, наряду с каноническим правом, изучали основной продукт кодификации римского права: Пандекты, Кодексы, Новеллы и Институции императора Юстиниана I, датированные VI в. Обучение носило системный характер, но главным критерием научной разбивки учебного материала были не различные правовые области, а отдельные источники права.
Кардинальный слом данного подхода в обучении впервые произошел в XVI столетии. В 1743 г. в Эрлангенском университете была предложена следующая классификация учебного материала: институты, пандекты, церковное право, немецкое право, государственное право, уголовное право, феодальное (ленное) право, судебная практика, история государства (империи).
Включение в учебный процесс таких дисциплин, как международное право, торговое право, вексельное право, право наследования, семейное право и правовая история последовало в XVIII столетии. Гражданский процесс, уголовный процесс, немецкая и римская правовая история получили самостоятельность к началу XIX столетия. Скоро к перечню присоединилось и обязательственное право.
В то время, когда такие предметы как «ленное право» постепенно исчезали, с параллельным расщеплением преподавания пандектов с 1870 г. по объективным причинам, в учебном процессе твердо укоренились новые предметы, такие как, международное частное право, страховое право, совокупность правовых норм, регулирующих обращение ценных бумаг, хозяйственное право и трудовое право. Политика и административное право выросли из государственного права и в дальнейшем вычленились из него, став самостоятельными дисциплинами.
Новый виток в своем развитии юридическое образование получило в Пруссии, начиная с 1750 г. Выпускные экзамены до того времени были исключительно университетскими. После трех или четырех лет учебы студент-юрист обращался с просьбой к доктору наук, способствовать в получении степени бакалавра (лат. Baccalaureus). После последующих двух-трех лет выпускник мог добиться «лицензии» (разрешения) на осуществление юридической деятельности. И, в конце концов, как итоговый результат ему торжественно присуждалась учёная степень доктора наук.
Такой подход изменился в XIX в. В Пруссии, начиная с 1750 г., допуск к Высшим коллегиальным судам (нем. Kollegialgericht) стал возможным лишь тогда, когда подготовительная служба (срок ее прохождения точно не устанавливался), равно как и три экзамена успешно преодолевались молодым юристом. Первый экзамен обеспечивал допуск к службе на высшем уровне, т.е. к высшим чинам (нем. Bürodienst), второй экзамен предполагал референдариат, третий экзамен давал титул асессора [8].
Наглядной иллюстрацией многокрасочной жизни Гейдельбергского университета первой половины XIX в. являются жизнеописания (мемуары) Роберта фон Моля, одного из величайших немецких юристов и преподавателей государственного права юридического факультета в Гейдельберге (1847), позднее – первого имперского министра юстиции Германии в 1848/49 гг. Фон Моль характеризовал высшую школу Гейдельберга как «университет, прежде всего, для юристов и юристов». Более половины гейдельбергских студентов были юристами. Лишь с проникновением в высшую школу естественных наук в конце XIX в. число правоведов медленно пошло на убыль [9].
Важнейшим имперско-правовым положением в дальнейшем стал § 2 Закона о судоустройстве (нем. Gerichtsverfassungsgesetz, сокр. GVG) от 27 января 1877, вступившего в силу 01 октября 1879 г. Согласно нормам Закона университеты внедрили двухфазовое образование, референдариат и асессорский экзамен [10]. С 1908 г. получило развитие и само содержание экзамена: отныне референдарии пишут до трех экзаменационных работ под надзором специалистов – так называемые «клаузуры» (нем. Klausur).
Помогает проследить генезис юридического образования Германии на примере его отдельных университетских школ, на фоне социально-экономической и общественно-политической динамики немецкого общества в новое и новейшее время, научный труд немецкого ученого Клауса-Петера Шрёдера (Klaus-PeterSchröder) «Университет для юристов и юристов. Гейдельбергский юридический факультет в XIX и XX вв.», раскрывающий условия и закономерности исторического развития этой престижной высшей школы [11].
Так, экспансивное развитие юридического факультета Гейдельбергского университета имени Рупрехта и Карла особенно отражается в количестве его учащихся. На юридическом факультете в 1990 г. обучались 564 студента по направлению подготовки «юриспруденция». Их численность увеличилась на 1020 в летний семестр 1960 г. и достигло 3010-ти учащихся в летний семестр 1997 г., что представляет на данный отрезок времени пока что наивысшую точку популярности юридического образования среди молодежи земли Баден-Вюртемберг и Федерации в целом.
В летний семестр 2011 г. на гейдельбергском юридическом факультете обучались всего 2241 учащихся (1064 юношей и 1177 девушек). Сегодня – 2 764 студентов-юристов. При таком большом количестве студентов-юристов и интенсификации академической жизни в целом, как ни странно, не последовало увеличения численности преподавательского корпуса. Еще в 1961 г. на факультете насчитывалось пять гражданско-правовых кафедр, четыре кафедры публичного права, две уголовно-правовые и две историко-правовые кафедры. Так и сегодня (по состоянию на 2007 г.) данные структуры осуществляют учебный процесс и научное руководство с помощью лишь 23 профессоров, несмотря на то, что с начала семидесятых годов количество учебных предметов значительно выросло.
Наблюдаемое в последние годы хроническое недофинансирование факультетских исследований привело к тому, что на одного профессора приходится 100 студентов. Тем не менее, в различных общегерманских и иных образовательных рейтингах юридический факультет Гейдельберга стоит в первых рядах, не в последнюю очередь благодаря давнему обязательству этого старейшего и одного из наиболее престижных университетов готовить высококвалифицированные юридические кадры на немецкой земле. В 2015 г. юридический факультет занял 36-ое место в рейтинге лучших университетов мирового значения (QS World University Rankings) и предопределил тем самым свою первую позицию в Германии [12].
Завершая наше небольшое исследование заметим, что направления реформ в юридическом образовании Германии и их целесообразность до сих пор не получили серьезной оценки среди российских правоведов, в то время как многочисленные трансформации, происходящие в отечественной системе подготовки юристов, наводят на мысль о необходимости более тщательной теоретической подготовки образовательных реформ в системе нашего образования, и предварительное изучение европейского исторического опыта было бы, безусловно, полезным.
References
1. Kodan S.V. Shkola professorov rossiiskogo prava Speranskogo M.M. // Gosudarstvo i pravo. 2003. № 9. S. 88-95.
2. Köbler G. Juristisches Wörterbuch: Für Studium und Ausbildung. München: F. Vahlen Verlag, 2012. P. 512.
3. Antropov R.V. Istoriya razvitiya yuridicheskogo obrazovaniya v Germanii: sushchnost', modeli i etapy evolyutsii // Genesis: istoricheskie issledovaniya. 2015. №4. S.251-264. DOI: 10.7256/2409-868X.2015.4.14496.
4. Köbler G. Zur Geschichte der juristischen Ausbildung in Deutschland // JuristenZeitung (JZ). 1971. №23/24. P. 768-773.
5. Coing H. Die europäische Privatrechtsgeschichte der neueren Zeit als einheitliches Forschungsgebiet // Ius commune. 1967. №1,1. P. 1-33.
6. Stitzing R. Geschichte der Deutschen Rechtswissenschaft. 1. Abt. München / Leipzig, 1880. P. 1 ff.
7. Köbler G. Zur Geschichte der juristischen Ausbildung in Deutschland // JuristenZeitung (JZ). 1971. №23/24. P. 768-773.
8. Köbler G. Zur Geschichte der juristischen Ausbildung in Deutschland // JuristenZeitung (JZ). 1971. №23/24. P. 768-773.
9. „Eine Universität für Juristen und von Juristen“ – Ein kurzweiliger Gang durch die Geschichte der Heidelberger Juristischen Fakultät. URL: http://www.jura.uni-heidelberg.de/fakultaet/fakultaetsgeschichte.html (data obrashcheniya: 01.09.2015).
10. Weinmann A. Die preußische Ausbildungsordnung für Juristen vom 1923: Textausgabe mit Erläuterungen. Berlin :Vahlen, 1927. P. 29.
11. Schröder K.-P. Eine Universität für Juristen und von Juristen. Die Heidelberger Juristische Fakultätim 19. und 20. Jahrhundert. Tübingen, 2010. P. 744.
12. QS World University Rankings by Subject 2015 – Law. URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/university-subject-rankings/2015/law-legal-studies#sorting=rank+region=+country=+faculty=+stars=false+ search= (data obrashcheniya: 01.09.2015).
|