Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

The Image of the 'Enemy of the People' in the Komsomol Propaganda of 1937

Yakimov Kuz'ma Aleksandrovich

post-graduate student of the Department of History and Philosophy at Tambov State Technical University

392000, Russia, Tambov Region, Tambov, str. Sovetskaya, 106

gnom-gnom123@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2015.7.15642

Received:

22-06-2015


Published:

22-07-2015


Abstract: The subject of this study is the Komsomol propaganda forming the image of an "enemy of the people" as well as the perception of the image in the ranks of the Young Communist League and non-union youth in 1937. In his study Yakimov has examined the constituents of the collective image of the "enemy of the people" in the Komsomol propaganda. On the basis of documents from the "Komsomol" funds of the State Archive of Socio-Political History of Tambov region (GASPITO), the researcher has described the mechanism of formation of the image of the "enemy of the people" among young people, analyzed the main reasons for the prosecution, revealed the effects of kinship and ideological ties with persons who were declared the "enemies of the people." The methods used in this historic study can be divided into the following two groups: the group of general scientific methods that includes description, analysis, synthesis, generalizatio and deduction; the group of specific historical methods that includes the concrete historical, comparative historical and retrospective methods. The scientific novelty of the work is caused by the fact that the study of the image of "the enemy of the people" was conducted on the resource-based archival documents of the Komsomol. It is shown that one of the key aspects of ideological propaganda in the Komsomol was the concept of the "enemy of the people". In that period that name was given to many of the former leaders of the Bolshevik Party as well as of the countries with fascist regimes. The Komsomol propaganda greatly contributed to the consolidation of the Soviet youth for the purpose of fighting against "enemies of the people" and to the strengthening of repressive policies in many Komsomol organizations.


Keywords:

enemy of the people, exceptions to the Komsomol, youth, repression, young Communist League, popularization, enemy image, Trotskyite, fascist, Tambov region


Проблема изучения формирования образа «врага народа» в советской действительности 1930-х гг. — одна из наиболее противоречивых и до конца неизученных страниц отечественной исторической науки. Отечественная историография в последние годы уделяла ей довольно значительное внимание [6, 7, 13]. Появилось много работ, посвященных изучению образа «врага» в советской пропаганде на разных этапах развития СССР. В отечественной исторической науке образ «врага народа» рассматривается как элемент общественной психологии, а также инструмент воздействия на массовое сознание в различных пропагандистских кампаниях. Тем не менее, у историков отсутствует унифицированное представление о роли образа «врага народа», а также недостаточно изучены предпосылки и механизмы функционирования данного явления. Цель данной статьи — изучить основные компоненты образа «врага народа» в комсомольских организациях в 1937г., а также проанализировать основные последствия пропаганды этого образа среди молодёжи.

Мы исходим из того, что политическая система, сложившаяся в Советском Союзе, в значительной степени способствовала развитию стереотипного мышления, основанного на доминировании массового сознания. Одним из последствий данного типа мышления, а также результатом деятельности советской идеологической пропаганды стало формирование образа «врага народа», в составе которого выделялись «враги»: политические, классовые, конфессиональные и др.

Понятие «врага народа» всегда являлось ключевым стержнем идеологической и общественно-политической политики советской власти. Очевидно, что в связи с предстоящими первыми выборами в Верховный Совет СССР в 1937 г., а также двадцатилетием Октябрьской революции, в комсомольской пропаганде резко усилилась критика по отношению к «врагам народа» и их пособникам. В первую очередь «враги народа» отождествлялись с врагами партии и комсомола, соответственно одной из ключевых задач было их исключение и недопущение в советы. «Враги народа стремились расчленить партию с комсомолом…Задача комсомола теперь в связи с выборами в Верховный Совет СССР, вести массовую работу среди населения по разоблачению чуждых элементов, чтобы не допускать их в советы» [15, д.18, л. 37 об. - 38]. Пропаганда борьбы с «врагами народа» способствовала становлению концепции «мы-они», при которой «они» выступает как собирательный образ «врага народа» или «чуждый элемент», а «мы» - это советская власть и общество, которые противопоставлялись «им». Одновременно с этим необходимо было повысить значимость достижений социалистического строительства за 20 лет среди молодёжи, а также сплотить общество вокруг работы по борьбе с «врагами народа», которые якобы преследовали цель возврата капитализма со всеми его «пороками». На первой областной конференции ВЛКСМ говорилось: «Программа заключается в том, что они хотели отнять счастливую жизнь у молодежи, созданную Сталинской Конституцией и вернуть капитализм со всеми его ужасами» [17, д.2, л. 74]. Кроме того, советское общество представлялось избавившимся от капиталистических пережитков царского режима, неоднократно подчеркивались достижения советской власти: «У нас на сегодняшний день эксплуатации нет; капитализм – частная собственность уничтожена, спекулянты, торговцы уничтожены, у нас является на сегодняшний день социалистическое общество» [16, д.141, л. 7].

Особенно сильно деятельность комсомольских организаций по разоблачению «врагов народа» активизировалась после февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937 года, давшего импульс для начала широкомасштабных репрессий, что в свою очередь спровоцировало повышение революционной бдительности в рядах ВЛКСМ, а также вызвало рост критики и самокритики среди комсомольцев. Приведём пример из выступления тов. Чекановой: «Наша комсомольская организация за два года провела большую вредительскую работу, вернее бывшее руководство комсомольской организации, путем устраивания вечеринок на квартирах, где они вербовали в свои ряды лучшую молодежь. Бывший секретарь, сейчас враг народа Масалкин, очень часто устраивал вечеринки на своей квартире и старался завербовать туда прежде всего работников Горкома, в результате чего в нашем Горкоме комсомола только из бюро Горкома исключено, как врагов народа и их пособников 11 человек… За два года враги народа успели у нас в Пензе сделать очень много, в результате чего были распущены целые стахановские комсомольские бригады. Как же мы боролись с этими врагами? Должна сказать, что работники Горкома, в частности тов. Моисеева, наш секретарь Горкома комсомола, не боролись с этим делом, она оказалась неспособной бороться с врагами народа…. И только после IV пленума комсомольцы г.Пенза по-боевому взялись за разоблачение врагов внутри комсомола, и только после окончания отчетно-выборных собраний многие секретари комсомольских организаций были сняты с работы, как враги народа и их пособники» [17, д.1, л. 103 - 104]. Таким образом, комсомольская пропаганда образа «врага народа» способствовала дальнейшему усилению работы по разоблачению «врагов» внутри ВЛКСМ.

Несомненно, для данного периода характерно ужесточение репрессивной политики во всех комсомольских организациях. «По Тамбовскому заводу 204 разоблачены и изгнаны из комсомола, как троцкистские последыши – Альтшуер, Головачев, Харламов. В организации завода «Ревтруд» разоблачены и изгнаны из комсомола троцкист Татаринков, Шишкин» [17, д.1, л. 8].

С самого начала 1937 г. в рядах комсомола и несоюзной молодежи усилилась пропагандистская деятельность по разъяснению вредительской и шпионской деятельности «врагов народа», а также их пособников. Это в свою очередь способствовало дальнейшей конкретизации образа врага, причем как внутреннего, так и внешнего. На основе протокольных документов I областной комсомольской конференции мы знакомимся с характером агитационной работы по борьбе с «врагами народа» среди молодёжи: «Проводить во всех организациях энергичную работу среди комсомольской и несоюзной молодежи по разъяснению уроков предательско-шпионской и вредительской деятельности троцкистско-бухаринских, японских и немецких агентов фашизма и прочих двурушников. Оттачивать революционную бдительность у молодежи, воспитывая её в духе ненависти, боевитости по всем попыткам антисоветской деятельности и агитации, давая немедленно энергичный отпор враждебным элементам, кто бы они не были и под каким бы предлогом не выступали» [17, д.1, л. 9]. В своём докладе секретарь ОРГ Бюро ЦК ВКП(б) Тамбовской области тов. Чуканов давал следующие наставления комсомольцам: «Мы должны будем отточить свою революционную бдительность внутри комсомольской организации, среди молодёжи, должны будем воспитать комсомольцев и непартийную молодёжь в духе ненависти, в духе нетерпимости и непримиримости со всякого рода врагами, диверсантами, шпионами и двурушниками» [17, д.2, л. 199].

В процессе исследования архивных документов ВЛКСМ выясняется, что наиболее часто под понятие «врагов народа» попадали вожди Октября и их последователи, а также лица, имевшие идейную связь с ними. Они составляли широкую категорию «политических врагов». Обратим внимание на отчетный доклад Сосновского РК ВЛКСМ: «Троцкисты, шпионы, убийцы – враги народа, Зиновьев, Каменев, Пятаков, Тухачевский, Эйдман старались уничтожить наш советский народ, нашу партию, наш Ленинский комсомол, но под руководством нашей большевистской партии и тов. Сталина наши органы НКВД разоблачили и разоблачают этих гадов – троцкистов-шпионов» [18, д. 254, л. 15]. Помимо того, что троцкисты были объявлены врагами пролетариата и всего советского народа, троцкизм обвинялся в попытках вернуть капиталистический строй, отобрать права советских граждан, а также в помощи фашистам по захвату СССР. «Озверелая банда во главе с Троцким пыталась помочь фашистам захватить СССР, хотели превратить нашу Родину в колонию германского и японского империализма. Троцкий вместе с Пятаковым, Радеком, Сокольниковым и др. хотел восстановить капитализм и снова заставить нас переживать в безработице и бесправии, хотел ликвидировать великие права советских граждан, записанные в Сталинской Конституции. Поэтому верховный суд и вынес приговор над бандитами и шпионами по заслугам», - говорил тов. Беликов на комсомольском собрании Жердевского райкома ВЛКСМ [14, д.111, л. 90].

Более того, троцкисты были объявлены фашистами, а потому ярыми противниками советской власти. На общем комсомольском собрании учительского института подчеркивалось: «Троцкизм с самого начала своего зарождения вёл борьбу с пролетариатом, старался нанести ему удары. Троцкисты вели борьбу с партией и советской властью…Троцкисты – это отъявленные фашисты, их методы борьбы являются открыто фашистскими». «Троцкий и его сторонники являются поджигателями войны, они превратились в фашистов и направляют все свои силы против советской власти» [17, ед. хр.135, л. 11]. В то же время советская власть во главе с тов. Сталиным выступала в роли защитника советского общества и партии от «вредных и разложившихся элементов». В протоколах комсомольского актива Мучкапского райкома ВЛКСМ отмечали: «Партии (б) за 20 лет много пришлось вести борьбу с разложившимися элементами в партии и людьми, обманным путём пробравшимися в партию, как с Троцким, Бухариным, Радек и др.» [15, д.18, л. 37 об.].

Любая попытка комсомольцев оправдать заслуги Л.Д. Троцкого перед большевистской партией или вспомнить его революционное прошлое каралась исключением из комсомола или получением строгого выговора. Этому было немало ярких примеров. «14 февраля 1937 г. на общерайонном комсомольском собрании Насонов в своем выступлении, характеризуя труды Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, «примазал» ярого контрреволюционера, ярого врага трудящихся всего мира иуду Троцкого, говоря, что и Троцкий когда-то был большевиком» [14, д.111, л. 94]. Всякое рассуждение о партийной деятельности Л.Д. Троцкого среди комсомольцев, могло послужить мотивом для обвинения в троцкизме, со всеми вытекающими из этого последствиями. «Стальмаков обвиняется в протаскивании троцкизма, будучи в 1935 г. на заочной установочной конференции историко-философского института, где высказал, что за Троцким ещё в 1927 г. шла часть рабочего класса» [18, д. 261, л. 83]. «Идеализация Троцкого абсолютно не допустима в условиях бурного роста социализма» [18, д. 310, л. 4]. Хранение и чтение троцкистской литературы также могло послужить поводом для исключения из комсомола, а таких случаев в комсомольских организациях было немало. Например, обратимся к материалам заседания комиссии по приему и исключению из ВЛКСМ: «Пензенским ГК ВЛКСМ исключен из ВЛКСМ за то, что хранил у себя книгу Троцкого, читал её, но скрыл это от комсомольской организации, скрыл также от комсомола о троцкистской деятельности отца» [17, д.26, л. 22].

В то время, как Советский Союз оказывал помощь рабочему класс Испании, в комсомольской пропаганде продолжало усиливаться враждебное отношение к странам с фашистскими и милитаристскими режимами, в первую очередь к Германии и Японии. «Мы помогаем испанским детям и женам деньгами и продуктами, чтобы помочь рабочему классу Испании иметь единство с рабочим союзом и чтобы освободиться от фашистов и Гитлера, которые хотят подавить революционное движение. Мы помогаем детям и рабочим Испании, чтобы они могли добиться советской власти у себя, иметь социалистическую республику, победить фашизм и разбить их» [16, д. 141, л. 9]. Фашизм был объявлен главным врагом рабочего класса. Помимо этого советская пропаганда обвиняла фашизм в подготовке мировой войны и прежде всего войны против СССР. В докладе секретаря ОРГ Бюро ЦК ВКП(б) Тамбовской области тов. Чуканова мы видим следующую характеристику фашизма: «Они — это заклятый враг рабочего класса – фашизм готовит новую мировую бойню и прежде всего он готовит войну против Советского Союза, против нашей страны, которая является оплотом мирового пролетариата» [17, д. 1, л. 25].

Одновременно с критикой фашизма имела место пропаганда превосходства и первенства советской молодёжи. Это в свою очередь способствовало дальнейшему укреплению в массовой психологии концепции «мы-они». Приведем пример из отчетного доклада учительского института: «Советская молодежь – самая счастливая молодежь в мире. Самые смелые, самые мужественные люди – молодые советские патриоты. В то время, когда фашизм уничтожает культуру, ведёт народы назад к Средневековью, готовит из молодёжи послушных рабов, обрекает на роль пушечного мяса в будущей войне. Советская молодежь имеет полную возможность развивать свои умственные и физические способности» [17, д.135, л. 216].

Следует отметить, что в середине 1930-х гг. комсомол активно вёл работу по борьбе с «врагами народа», способствовавшими «бытовому разложению» советской молодежи (как внутри ВЛКСМ, так и вне). Вот характерный отрывок из выступления на заседании областной конференции ВЛКСМ: «Мы разоблачили одну антисоветскую группу в сельско-хозяйственном техникуме. Это так называемая группа «ВОКСОД», которая проводила антисоветскую работу, ставила своей задачей разложение комсомольского актива, разложение студентов путем пьянок, она собирала студентов и устраивала попойки. Она вела работу также и по разложению бытовой жизни среди девушек и одну девушку буквально за пол литра продала одному постороннему человеку. Это говорит о том, что комсомольская организация неудовлетворительно ведет работу по разоблачению врагов народа и по ликвидации последствий их вредительства» [17, д.2, л. 44 - 45]. Нередким явлением в это время было исключение из ВЛКСМ за срыв физкультурной работы, что непременно свидетельствует о её значимости в рассматриваемый период. Обратимся к протоколу заседания бюро Тамбовского Обкома ВЛКСМ: «В спортивном обществе «Азот» - Шишкин, Семенов, Орабинский и др., где эти подлые враги народа проводили вредительскую работу в физкультуре путем морально-бытового разложения через организацию пьянок, разваливая физкультурные коллективы, срывали работу по подготовке значкистов ГТО» [17, д. 12, л. 16].

Деятельность религиозных учреждений и церковных служащих тем более считалась враждебной и контрреволюционной, поэтому одной из ключевых задач перед комсомолом обозначалось усиление антирелигиозной пропаганды. В резолюции первой областной комсомольской конференции отмечалось: «В большинстве организаций ВЛКСМ нашей области совершенно отсутствовала антирелигиозная работа среди молодежи, чем пользовались попы, церковники и сектанты, проводя контрреволюционную работу, насаждая противонародное и враждебное влияние, особенно в период подготовки к выборам в Верховный Совет. Антирелигиозная пропаганда велась с молодежью крайне слабо…Вести решительную борьбу с чуждыми настроениями, церковниками и сектантами в период выборов» [17, д.1, л. 226].

Любая поддержка «врага народа» или идейная связь с ним грозила исключением из рядов ВЛКСМ. «Тамбовским ГК ВЛКСМ от 4/XI – 37 года исключен из ВЛКСМ за протаскивание троцкизма, за поддержку «врага народа» Розенберга, за скрытие социального происхождения при поступлении в Тамбовскую авиашколу, за развал работы комсомольской организации» [17, д.26, л. 8]. «Разоблачен и изгнан из партии и комсомола враг народа Негодяев, имевший идейную связь с врагом народа Крыловым» [17, д.1, л. 41]. Родственные связи с лицами, объявленными «врагами народа», также были не допустимы в комсомольских организациях. Ввиду этого обстоятельства тщательно велась проверка биографий комсомольцев, а также несоюзной молодежи, желающей вступить в ряды ВЛКСМ. «В комсомольской организации учительского института г. Тамбова разоблачен враг народа Мативосьян, который был связан через родственников с Белорусским националистическим контрреволюционным движением и два брата осуждены у него за контрреволюцию» [17, д.1, л. 7]. «В Кирсановском районе, в школе им. тов. Сталина, бюро Райкома отменило выборы секретаря комитета Водищевой, у которой отец и дядя состояли в эсеровской организации в 1919 году. Они расстреляны, а мать анархистка. При вступлении в ВЛКСМ Водищева это скрыла и была разоблачена на отчетно-выборном собрании» [17, д.1, л. 8].

Как мы видим, образ «врага народа» стал существенным элементом комсомольской пропаганды, способствовавшим во-первых, усилению репрессивной политики по отношению к «врагам народа», во-вторых становлению дихотомической картины мира «мы-они», в-третьих, обеспечению консолидации советской молодёжи вокруг работы по борьбе с «врагами народа» в комсомоле и среди несоюзной молодёжи.

References
1. Grigor'eva O.I. Formirovanie obraza Germanii sovetskoi propagandoi v 1933-1941 gg. Avtoreferat dis. … kand. ist. nauk. M., 2008. 240 s.
2. Ippolitov V.A. Komsomol'tsy v khlebozagotovitel'noi kampanii 1930-go goda // Sotsiodinamika. 2015. № 5. S.123-138. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.5.15312. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_15312.html
3. Katkov A.P. Politicheskii kontrol' v sovetskom obshchestve v 20-30-e gody: Avtoref. … dis. kand. ist. nauk. Saratov, 2000. 269 s.
4. Pavlukhin D.V. Komsomol v sisteme politicheskogo kontrolya (1934-1938 gg. Na materialakh Voronezhskoi i Tambovskoi oblastei): Dis. … kand. ist. nauk. Tambov, 2005. 190 s.
5. Porshnev B.F. Sotsial'naya psikhologiya i istoriya. M.: Nauka, 1979. 232 s.
6. Sazonov E.A. Obraz «vraga naroda» v partiinoi i gosudarstvennoi politike bol'shevikov (iyul' 1917 g. – iyul' 1918 g.). Avtoref. diss. na soiskanie uch. stepeni kan-ta istoricheskikh nauk. Novosibirsk. 2002. 262 s.
7. Senyavskaya E.S. Protivniki Rossii v voinakh XX veka (Evolyutsiya «obraza vraga» v soznanii armii i obshchestva). M.: ROSSPEN, 2006. 288 s.
8. Slezin A.A. Komsomol'skii tragifars pod aplodismenty Stalinu// Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2006. T. 12. № 2. S. 520-530.
9. Slezin A.A. "Legkaya kavaleriya" komsomola v sisteme politicheskogo kontrolya // Voprosy istorii.2001. №11-12. S. 131-136.
10. Slezin A.A. Regulirovanie sostava komsomola na rubezhe 1920-kh-1930-kh godov i transformatsiya obshchestvennogo pravosoznaniya // Pravo i politika. 2010. № 3. S.547-551.
11. Slezin A.A. Sozdanie ideino-psikhologicheskikh predposylok stalinizma komsomolom 1920-kh godov // Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 1997. T.3. №4. S.511-518.
12. Slezin A.A., Puzyrev A. Yu. Sovetskaya voennaya propaganda v provintsii kak instrument povysheniya oboronosposobnosti gosudarstva nakanune voiny// Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2010. № 3. S. 115-127.
13. Fateev A.V. Obraz vraga v sovetskoi propagande. 1945–1954. M.: In-t ros. istorii RAN , 1999. 261 s.
14. Gosudarstvennyi arkhiv sotsial'no-politicheskoi istorii Tambovskoi oblasti (GASPITO). F.1172. Op.1.
15. GASPITO. F.1175. Op.1.
16. GASPITO. F.1183. Op.1.
17. GASPITO. F.1184. Op.1.
18. GASPITO. F.1217. Op.1.
19. Istoriya Tambovskogo kraya: aktual'nye problemy / Pod red. A.A. Slezina. Tambov, 2005.
20. Istoriya Tambovskogo kraya: izbrannye stranitsy / I.V. Dvukhzhilova,A.A. Slezin, G.P. Pirozhkov i dr.-Tambov, 2004.-212 s.
21. Istoriya Tambovskogo kraya: vek XX-i.-Tambov, 2006.-91 s.
22. Slezin A.A., Puzyrev A.Yu. Voennaya propaganda v provintsii 1930-kh godov kak instrument zashchity natsional'noi bezopasnosti SSSR // Voprosy bezopasnosti.-2012.-№2.-C. 153-187. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_264.html
23. Slezin A.A. Istoriya rannego komsomola: k kharakteristike arkhivno-istochnikovoi bazy // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya. 2012. № 5. S. 24-30.
24. Tambovskii komsomol: grani istorii. 1918-1945 / Slezin A.A., Chebotarev S.A., Provalova L.V. i dr.-Tambov, 2008.-467 s.
25. Obshchestvenno-politicheskaya zhizn' rossiiskoi provintsii. XX vek / Esikov S.A. i dr. Tambov,1996. Vypusk II.
26. Gurevich P.S. Liki obraza // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2013.-9.-C. 821-824. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.9.9595.
27. Slezin A.A. Spetsifika politiko-prosvetitel'noi raboty sredi molodezhi rossiiskoi provintsii v kontse 1950-kh godov // Politika i Obshchestvo.-2014.-№5.-C. 598-606. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.5.12219.
28. Shalaeva N. V. Reprezentatsiya obraza sovetskoi vlasti v massovom soznanii obshchestva. 1917-1920-e gg. (Istochnikovedcheskii analiz) // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki.-2014.-№2.-Ch. 1.-S. 207-211.
29. Slezin A.A., Skoropad A.E. Osushchestvlenie politicheskogo kontrolya nad molodezh'yu cherez regulirovanie sostava komsomol'skikh organizatsii: nachal'nyi etap // Sotsiodinamika.-2013.-3.-C. 366-420. DOI: 10.7256/2409-7144.2013.3.348. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_348.html
30. Gulyaikhin V.N. Vkhozhdenie rossiiskoi molodezhi v obshchestvenno-pravovuyu zhizn': rol' pravovoi sotsializatsii // Yuridicheskie issledovaniya.-2013.-11.-C. 88-104. DOI: 10.7256/2409-7136.2013.11.9698. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9698.html
31. Krasavin V.A. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya shkol'nikov na dokumentakh i materialakh Velikoi Otechestvennoi voiny // Pedagogika i prosveshchenie.-2013.-3.-C. 247-252. DOI: 10.7256/2306-434X.2013.3.10497.
32. Slezin A.A., Skoropad A.E. Byt i dosug komsomol'tsev v sfere politicheskogo kontrolya v RSFSR 1918-1929 gg. // Genesis: istoricheskie issledovaniya.-2014.-2.-C. 78-105. DOI: 10.7256/2409-868X.2014.2.10710. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_10710.html
33. Maksimov L.V. Chto takoe moral': problema opredeleniya // Filosofiya i kul'tura.-2012.-10.-C. 115-126.
34. Slezin A.A. Sovetskaya molodezh' 1920-1930-kh gg.: dal'nevostochnyi rakurs (Retsenziya na knigu: Bilim N. N. Molodezhnoe dvizhenie i gosudarstvennaya molodezhnaya politika na Sovetskom Dal'nem Vostoke (noyabr' 1922 – iyun' 1941). Khabarovsk: Khabarovskii pogranichnyi institut FSB Rossii, 2013. 212 s. ) // Politika i Obshchestvo.-2014.-8.-C. 962-967. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.8.12771.