DOI: 10.7256/2409-7144.2015.6.15597
Received:
16-06-2015
Published:
20-06-2015
Abstract:
Subject of research - current state of public consciousness. With the application of methods, first of all, with the help of the association experiment as described Nazarov and Sokolova, explores the hidden meaning of "elite" among modern students of Siberian Federal University. Conducted extensive research associates the word "elite", the results of applied research systematized, summarized in tables and diagrams. The study humanities students. In the long term objective is planned to expand the space to include materials analysis results among students of technical, engineering, math and science areas of higher education.
Keywords:
associate, associative experiment, the collective unconscious, social dynamics, public opinion, social consciousness, elite, The social psychology, Siberian Federal University, students
Целью исследования является анализ того, как отражается понятие «элита» в общественном сознании и общественном мнении на примере исследования ассоциатов данного понятия у студентов Сибирского федерального университета (СФУ).
Общественное сознание, как известно, является духовной составляющей исторического процесса, это не совокупность индивидуальных сознаний, а особое целостное духовное явление. Оно отличается тем, что имеет внутреннюю структуру, качественно различные уровни, среди которых традиционно выделяют обыденное и теоретическое сознание, идеологию, эмоционально-психическую сферу. Отмечаются также многочисленные специальные формы сознания, такие, как экономическое, политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное и другие.
В XIX веке категорию общественного сознания начали активно исследовать, сопоставляя её с категорией общественного бытия. В марксистской традиции, в частности, было показано, что данное сознание является специфической формой материального. К. Маркс писал, что не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание [16]. Именно в ту эпоху было заложено диалектико-материалистическое направление в исследовании данного феномена.
Необходимо выделить следующие существенные особенности общественного сознания. Во-первых, это сознание нельзя рассматривать как некое пассивное, зеркальное отражение внешнего мира, а его необходимо понимать как чрезвычайно сложный процесс, результат активного, деятельностного отношения общественных людей к действительности. Такой подход позволяет выделить причинную зависимость общественного сознания от его материальной основы, а также позволяет противопоставить его идеалистическим воззрениям о субстанциальности этого сознания. Вместе с тем это противопоставляет метафизическому пониманию отсутствия активности у субъекта, отражающего внешний мир. Данный подход показывает зависимость общественного сознания от общественного бытия и является основой включения общественного сознания в систему закономерностей социума.
Исследования в области общественного сознания, в частности, отечественных философов и учёных, убедительно доказали, что общественное сознание обладает определённой относительной самостоятельностью, способно к развитию и саморазвитию, для него характерны преемственность, взаимодействие и взаимовлияние его уровней и форм, оно способно к радикальным трансформациям. Общественное сознание в современную эпоху является важнейшим фактором развития общества, способствует его стабилизации или разрушению. Сила воздействия общественного сознания на общественное бытие определяется истинностью и полнотой отражения в нём реальных интересов и потребностей социальных групп и общества в целом, а также его связей с практической деятельностью.
Особым видом общественного сознания является общественное мнение, которое включает в себя явное или скрытое отношение различных социальных групп к действительности, к определённым событиям. Общественное мнение проявляет себя в контрольной, консультативной, директивной, экспрессивной функциях, способствует тому, что та или иная социальная группа занимает определённую социальную позицию, обменивается между собой информацией, впечатлениями, принимает решения по интересующим её вопросам. Выделяются следующие виды общественного мнения в зависимости от содержания и характера высказывания: это могут быть оценочные, аналитические, конструктивные и неконструктивные, эмоционально-экспрессивные, обыденные суждения. Общественное мнение оказывает достаточно сильное влияние на регуляцию поведения и деятельности социальных групп, индивидов, общественных институтов. Оно способствует ассимиляции идей из сферы политики, идеологии, науки, образования, религии и т.д., адаптации к изменяющимся условиям общественного бытия, закрепляет или разрушает определённые нормы общественных отношений. Общественное мнение формирует комплексы позитивных или негативных суждений, эмоционально-психическую атмосферу в обществе или в его определённых социальных группах.
Общественное мнение, по существу, является универсальным явлением, оно пронизывает всю структуру социума, его классов и социальных групп, оно оперативно откликается на все события, которые могут представлять общественный интерес. Общественное мнение отличается тем, что его оценки, суждения, точки зрения далеко не совпадают по одному и тому же вопросу.
В.А. Медведев, анализируя теоретико-методологические тенденции развития социально-гуманитарного познания, констатирует, что появляются новые философские концепции, активно осмысливающие роль познания, языка, когнитивных практик, социальной реальности и другое. [17] Неклассическая и постнеклассическая научная рациональность ориентируется на феноменологические, герменевтические, этнометодологические, деятельностные, синергетические и другие подходы. Происходит современный антропологический переворот в социально-гуманитарном познании. Это познание имеет дело со всё более усложняющимся объектом исследования. Возрастает роль субъекта познания. Идёт нарастание темпов и масштабов социальной и культурной динамики, происходит усложнение познавательной ситуации. Происходит качественное преобразование исследуемых феноменов. Не случайно на рубеже тысячелетий развернулись дискуссии по поводу кризиса в социальной философии и социально-гуманитарных науках в целом. Поэтому сейчас идёт активный поиск эффективных теоретических и методологических инструментов познания социальной реальности.
В последнее время одним из перспективных направлений исследований социальных феноменов стал ассоциативный эксперимент. Он нас интересует с точки зрения отражения в общественном сознании, в общественном мнении такого явления, как понятие элиты.
Ассоциативный эксперимент как метод исследования пережил долго господствующую теорию ассоцианизма и применяется сейчас также и в психолингвистике, межкультурных исследованиях и др. А.И. Назаров и Р.В. Соколов отмечают: « … ассоциация – это не изначальный и не единственный механизм формирования и функционирования психических явлений, как это полагали классики ассоцианизма, а одна из конечных или промежуточных форм их протекания, сложившаяся в составе целостной предметной деятельности индивида. … ассоциации – следствие образованности, а не её причина» [18, с. 126].
Ассоциативный эксперимент успешно применяется для диагностики знаний студентов или школьников в процессе обучения. Американские психологи разработали ассоциативный тест [26, c. 97-123], в котором обучающимся предлагают список понятий по изучаемой теме и они должны ответить на них соответствующим словом или короткой фразой. Степень их релевантности определяется четырёхбалльной шкалой. Эти ответы являются воспринимаемым признаком того внутреннего содержания, которое присутствует в памяти диагностируемого.
Ещё в 20-е годы ХХ века советский психолог А.Н. Леонтьев ввёл временной фактор между ассоциатами в ассоциативный эксперимент, что выявило зависимость временного интервала от порядкового номера ассоциата [14]. В начале тестирования временные интервалы небольшие. После десятого ассоциата появляются большие амплитудные колебания временного интервала, которые чередуются с небольшими. После примерно двадцатого ассоциата испытуемый не может написать ничего релевантного и завершает работу. «Наиболее часто встречающимся свойством … является постепенное замедление ассоциативной динамики по мере увеличения объёма ассоциативного ряда» [18, с. 132]. Данное обстоятельство объясняется тем, что сначала испытуемый применяет активное знание и колебание временного интервала небольшое или близкое к нулю. Затем активное знание по теме истощается и происходит обращение к пассивному знанию.
Число категорий ассоциатов можно свести к шести в соответствии с тем, насколько ассоциат удалён от существенных признаков понятия. Это, во-первых, имеющие прямое отношение к теме и характеризующие её структурный состав ассоциаты; во-вторых, имеющие прямое отношение и характеризующие свойства темы ассоциаты; в-третьих, имеющие близкое отношение к теме (одно-два связующих звена); в-четвёртых, далёкие от темы ассоциаты, больше связывающих звеньев; В-пятых, функционально связанные с темой ассоциаты, характеризующие её со стороны свойств, которые она приобретает, в результате взаимодействия с окружающей средой; в-шестых, нерелевантные ассоциаты, которые связаны с темой чаще всего через личный жизненный опыт испытуемого.
Мы не пользовались временной категорией при проведении нашего исследования. В связи с этим рассмотрим на конкретном примере отношение общественного мнения студентов СФУ к понятию "элита", выраженному в их ассоциатах к этому феномену.
Респонденты по направлению «Философия» (17 человек) представили следующие ассоциаты, связанные с понятием «элита»:
Знания Статус Власть 3 Армия
Финансы Деньги 6 Красота Политика
Личностный рост Авторитет Интеллигенция 2 Общество 2
Хорошее образование Престиж 2 Роскошь 2 Профессионалы
Богатство 3 Состояние Воспитание
Высшее интеллектуальное Люди, жизнь которых должна быть примером
общество Дорого Индивидуально Закрыто
Блистать Влиятельность Образование Манеры
Высокий уровень жизни Сталин Хрусталь Любовь
Высший класс Посёлок Войска
Бесчеловечность
Наркотики
Наглость
Респонденты-студенты направления «История» (23 человека) указали на следующие ассоциации, связанные с понятием «элита»:
Аристократия 3 Интеллигенция Высшее общество Посёлок
Влияние 3 Культура Род «Рублёвка» Власть 7
Превосходство «Высший свет» 2 Стремление к верху Престиж Дом шикарный, 2 Социальный слой
Уважение Дорогой
Большой круг людей Мода (высокая) Красота
Деньги Воспитание Элегантность Высшее
Лучшее Малочисленное Верхушка (общества) Лучшие, лучший
Богатство Толстый мужчина Загородный дом Политика
Роскошь «Крутая тачка» «Крутой дом» Богатый человек
Перворождённый Качественный Светская Элитарная
Государственное, Общество Высокий социальный статус
Правовое Нация Дворянин Успех Интеллигенция
Образование 2 Речь Поведение Отношение
Самодовольные существа
«Зажиточные сволочи»
«Наглые»
Респонденты-студенты направления «Документоведение и архивоведение» (21 человек) предложили следующие ассоциации на понятие «элита»:
Достаток Уверенность Способность Активная
Богатство 5 Знаменитость Посёлок в Красноярске Привилегированность
Авторитет Современность Высший статус в обществе, Модность Высший слой общества Дорогие автомобили, вещи (роскошь (3))
Мастер своего дела Престиж (2) Мощь Шик Уникальность
Класс, общество, группа Большое, популярное Пафос
Понимание, что они лучше других Красота Статус 4
Духовно просвещённая, образованная, грамотная
Красноярск Операторы Городские туры Высшее общество
Признание Вседоступность Интеллект Шик
Ограниченный доступ Главная Популярная Уважение
Власть 2 Престиж 2 «Блатата» Образование
Человек 2 Ключ Возраст Роскошь
Избранный Устойчивость Государство СФУ
Высшее образование
Студенты направления «Прикладная информатика» (3 респондента) отметили следующие ассоциаты:
Повышенный статус Богатство Роскошь Деньги
Определённая группа людей, которая должна подавать пример другим
Успех Глава, главный Выделяющиеся люди, роскошь
Единственные в своём роде, не такие, как все.
Респонденты направлений «Городское строительство и хозяйство», «Проектирование зданий», «Декоративное прикладное искусство и дизайн» (5 человек) записали следующее:
Высокое материальное положение Мерседес Пафосность
Множество личностных связей, используемых в личных целях
Высокая культура поведения Социальная лестница Роскошь
Верхушка Власть Деньги Превосходный
Великолепный Лучший
Высокомерие «Рисоваться перед другими»
Студенты направлений «Филология» (2) и «Журналистика» (1) зафиксировали следующие ассоциаты:
Привилегии Недоступность Изолированность Высший
Пафос Власть Деньги Роскошь
Высокомерие
Респонденты направлений «Педагогика» (2), «Социально-культурная деятельность» (1), «Связи с общественностью» (1) и «Социология» (2) назвали такие ассоциаты:
Популярность Богатство Знание Люди
Уважение Деревня Роскошь Интеллигенция
Деньги Происхождение Положение в обществе
Верхушка Власть 2 Преимущество Наука
Творчество Образование
Студенты направлений «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации», «Экономика», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» (6 человек):
Высший Интеллектуальный Верхушка 2 Государство
Меньшинство Человек Посёлок 2 Бизнес
(«у меня там дача»)
Интеллигенция Политика Обязанности Превосходство
Деньги Высшее общество Лучшее (about things)
Респондент направления «Рекреация и туризм» (1) отметил следующие ассоциаты:
Управление Организация «Воры»
Студентка направления «Биология» (1) указала следующие ассоциаты:
Посёлок за Красноярском Люди привилегированные Качественное
Респондентка направления «Лечебное дело» (1) дала такие ответы:
Деньги Власть Благополучие
Студентка направления «Таможенное дело» (1) выделила следующее:
Высшее общество Манеры Юристы
Студенты направления «Международные отношения» (12 человек) констатировали такие ассоциаты:
Верхушка правительства Администрация в компании
Главные в группе Власть (4)
Активность Качество Интеллект Лучшие из лучших
Аристократия Избранные Шубы Золото
Связи Деньги (4)
«Правительственные власти» Правящие круги «Сливки» общества
Авторитет Эрудиция Особенность Меньшинство Гордость Слава (2) Возможности Политические деятели
Образованность Влияние Ум Сдержанность
Студенты направления «Лингвистика» (12 человек) записали следующие ассоциаты:
«Верхушка» социума (2) (Высшее общество) Образованность (3) Обособленность Центр Высокая материальная обеспеченность
Популярность Интеллигентность Общество Грамотность Шик
Высшее образование (4) Завышенная самооценка Лидерство Успешность «Сливки» общества Этичность
Правительство НК «Облака» Высший чин
Власть (2) Высшее положение в обществе (3) Монокль
«Место кондуктора» Начитанность Деньги (3)
В исследовании принимали участие 105 студентов различных направлений СФУ из Гуманитарного института, Института филологии и языковой коммуникации и Юридического института. Исследование было проведено в октябре и ноябре 2014 года.
Объединим отдельные ассоциаты в более крупные смысловые группы. Наиболее часто повторяемым ассоциатом со словом «элита» является комплекс понятий, связанных с богатством и деньгами. Это такие ассоциаты, как «богатство», «деньги», «достаток», «состояние», «финансы» и их производные формы. Эти ассоциаты упоминаются 37 раз.
Следующей большой группой ассоциатов выступает понятие «власть», которое было упомянуто 23 раза.
Близкой по смыслу категорией является «влияние» и её производные, они повторяются 5 раз.
Ассоциаты, связанные с авторитетом, уважением и престижем, упоминаются 6 раз.
Достаточно часто с названной темой студенты ассоциируют понятие «образование» и его релеванты, которые повторяются 17 раз. Опять же близкими по содержанию к этой группе оказываются ассоциаты, связанные с интеллектом, интеллигентностью, интеллигенцией (8 раз).
Некоторые студенты ассоциируют понятие «элита» с чем-то привилегированным, узким, закрытым («узкий круг людей», «изолированность», «меньшинство», «единственные в своём роде» и т.д.), упоминая их 16 раз.
Другие воспринимают понятие «элиты» как что-то «лучшее» (6 раз).
Часто респонденты обращают внимание на внешние проявления, связанные с заданной темой, это такие понятия, как «роскошь, «шик», «высокая мода», «модность» и другие, которые используются 14 раз.
Есть достаточно поверхностные ассоциаты на заданную тему: это «Рублёвка», «посёлок в Красноярске», «дом шикарный», «золото», «шубы», «Мерседес», «крутая тачка» и другое (17 раз).
Неоднократно понятие «элиты» связывается с политикой, правительством, политическими деятелями, правящими кругами (11 раз).
Примыкает к этой группе кластер понятий, репрезентирующих что-то высшее и высокое: «высшее общество», «высший класс», «высший свет», «верхушка общества» и другое (13 раз).
В особую группу выделим ассоциаты, которые связаны с происхождением: это «аристократия», «дворянин», «перворождённый» и другие (8 раз).
Ряд респондентов отмечает человеческие качества элиты: «манеры», «высокая культура поведения», «речь», «красота», «любовь», «сдержанность» и т.д. (9 раз).
Нейтральными ассоциатами оказались такие понятия, как «общество» «социальный слой», «социальная лестница», «нация», «человек» (11 раз).
Есть определения, которые раскрывают позитивные стороны понятия «элиты»: это «люди, жизнь которых должна быть примером», «выделяющиеся люди» (3 раза).
В силу своего малого жизненного опыта только некоторые респонденты отметили ряд негативных качеств, сторон, присущих современной элите. Это такие ассоциаты, как «бесчеловечность», «высокомерие», «завышенная самооценка», «множество личностных связей, используемых в личных целях», «наглость», «наркотики» и другое. Всего они упоминаются 13 раз.
Мы сформировали данные опроса в таблицу 1, в которой выделили 11 основных ассоциатов. В таблице представлены только те направления, в которых зафиксированы самые многочисленные группы респондентов.
Таблица 1. Основные ассоциаты к слову «элита»
Направления Темы
|
Философия
|
Документоведение и архивоведение
|
История
|
Международные отношения
|
Лингвистика
|
М (9)
|
Ж (8)
|
М (6)
|
Ж (15)
|
М (8)
|
Ж (15)
|
М (2)
|
Ж (10)
|
Ж (12)
|
Богатство, деньги
|
6
|
7
|
1
|
6
|
-
|
2
|
-
|
4
|
4
|
Власть
|
1
|
2
|
2
|
-
|
2
|
5
|
-
|
4
|
2
|
Образование, интеллигенция
|
3
|
4
|
-
|
5
|
1
|
4
|
1
|
3
|
8
|
Внешние предметные ассоциаты
|
2
|
-
|
2
|
3
|
4
|
4
|
-
|
2
|
2
|
Привилегированность
|
-
|
2
|
1
|
4
|
1
|
2
|
-
|
3
|
1
|
Внешние проявления
|
1
|
2
|
-
|
6
|
-
|
4
|
-
|
-
|
1
|
Высшее в обществе
|
1
|
-
|
1
|
2
|
1
|
5
|
1
|
1
|
7
|
Негативные ассоциаты
|
2
|
1
|
1
|
-
|
3
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Политика, правительство
|
2
|
-
|
1
|
-
|
-
|
2
|
1
|
3
|
1
|
Авторитет, влияние
|
-
|
2
|
3
|
-
|
2
|
1
|
-
|
1
|
-
|
Человеческие качества
|
2
|
2
|
-
|
2
|
-
|
5
|
-
|
3
|
1
|
Проанализируем данные таблицы. Студенты направления «Философия» представлены наиболее однородно по половому признаку, поэтому здесь можно провести сравнение между юношами (9 человек) и девушками (8 человек). Из таблицы мы видим, что наиболее часто встречающимся ассоциатом у тех и у других являются реалии, связанные с богатством, состоянием и финансами; второй по популярности категорией оказалась категория образования и всего, что связано с образованием, интеллектом и интеллигенцией. Остальные ассоциаты представлены по одному – два раза.
У респондентов направления «Документоведение и архивоведение» можно проследить ту или иную тенденцию только у представителей женского пола, так как численность юношей значительно меньше, чем численность девушек, и их нельзя сравнить. Девушки чаще всего называли ассоциаты, относящиеся к категориям «богатство, деньги» и «внешние проявления» (т.е. «роскошь», «высокая мода», «блистать»); вслед за этими ассоциатами, с отрывом в один ответ, следует асссоциат «образование»; затем всё, что относится к привилегированности и исключительности; юноши сделали акцент на ассоциатах «власть» и «внешние предметные ассоциации».
Студенты направления «История» также значительно различаются по признаку пола. Заметим, что самая многочисленная группа ассоциатов у юношей связана, по их мнению, с позитивными внешними предметными ассоциатами, за которой следуют негативные ассоциаты. В целом эта категория студентов предложила больше всего негативных ассоциатов. У девушек внимание разделилось между ассоциатами «власть», «высшее общество» и «человеческие качества», после которых ассоциаты «образование», «внешние предметные ассоциации» и «внешние проявления» разделяют второе место; на третьем месте ассоциаты «богатство, деньги», «привилегированность» и «политика».
Среди респондентов направления «Международные отношения» преобладают девушки (соотношение 10 к 2). Первое место у них разделили ассоциаты «богатство, деньги» и «власть», на втором месте оказались «образование, интеллигенция», «привилегированность» и «политика, правительство»; далее идут «внешние предметные ассоциаты» и «человеческие качества». У юношей отмечены ассоциаты «образование, интеллигенция», «высшее в обществе» и «политика, правительство».
Все студенты направления «Лингвистика», которые отмечали ассоциаты, являются девушками (12 человек). На первом месте ассоциат «образование, интеллигенция» (8 ответов); на втором месте ассоциат «высшее в обществе» (7); далее, с отрывом, идут «богатство, деньги» (4); затем ассоциаты «власть» и «внешние предметные ассоциаты» (по 2 ответа).
Опираясь на статью А.И. Назарова и Р.В. Соколова, а именно на введённые ими категории ассоциатов, нам наиболее важно выделить содержание, состав элиты и её свойства, поэтому мы возьмём только первые три категории, то есть ассоциаты, характеризующие структурный состав и содержание темы, её свойства и внешние характеристики и ассоциаты, имеющие близкое косвенное отношение к теме. На примере группы студентов направления «Философия» наглядно покажем, как можно присвоить номер ассоциатам в соответствии с тем, насколько они логически удалены от существенных признаков темы. Такие ассоциаты, как «финансы», «политика», «высший класс» репрезентируют место и роль элиты в обществе, поэтому мы их отнесём к первой категории. «Образование», «статус», «авторитет» являются более внешними характеристиками элиты и соответствуют второй категории. Более удалённое отношение к элите имеют ассоциаты «хрусталь», «посёлок», «красота», связь которых с темой можно проследить лишь с помощью дополнительных звеньев и в данных случаях можно говорить о специфике индивидуального опыта.
Сделаем выводы. Специфической формой отражения в общественном сознании и общественном мнении такого социального феномена, как элита, является ассоциативный эксперимент. Как было указано, он был проведён в основном в трёх институтах Сибирского федерального университета в октябре – ноябре 2014 года. В нём приняло участие 105 студентов.
Проведённый анализ ассоциатов по заданной теме выявил следующие особенности общественного восприятия феномена «элита» в данной социальной группе респондентов. Выяснилось, что ассоциаты «богатство, деньги» значительно более распространены, чем все другие (37 ответов). Следом за ними идёт ассоциат «власть» (23 ответа). Близкими, но значительно уступающими первым по массовому восприятию – отражению в понятиях оказались «образование» (17 ответов), внешние предметные ассоциаты (14 ответов) и привилегированность (16 ответов). К третьей группе тематических ассоциаций следует отнести внешние проявления элитности «высшее в обществе» и негативные ассоциаты, связанные с элитой. К четвёртой группе относятся ассоциаты «политика, правительство», нейтральные определения, человеческие качества, «интеллект», «происхождение», «авторитет».
В относительно широком общественном сознании, общественном мнении, учитывая ограниченную выборку респондентов, с элитой в первую очередь связываются ассоциаты богатства, денег, власти и реальные рычаги политического влияния на общество. Поскольку ответы давали студенты, они, в силу своего положения в обществе и в системе образования, достаточно часто связывали элиту с ассоциатом «образование». В целом ассоциаты «авторитет», «лучшее», «влияние», позитивные стороны элиты оказались на последних (14 – 17) местах.
Представляет интерес и разброс общественных мнений, ассоциатов среди ответов студентов в зависимости от направления обучения (рассмотрены пять направлений) и от пола. Эти особенности зафиксированы выше.
Попробуем перейти к практическим выводам. Если допустить, что данные ассоциаты отражают в известной степени достоверность реального положения и роли элиты в российском обществе, то следует признать, что она не соответствует стратегическим и тактическим целям и задачам трансформации России из отсталого индустриального общества (более 50 % бюджета в государстве приходится на сырьевые отрасли национального хозяйства) в постиндустриальное. Она «зациклена» на самое себя, на самообеспечение и сохранение властных полномочий, она в основном лишена пассионарности и нацеленности на решение исторических целей и задач, ориентированных на превращение России в одну из ведущих и самодостаточных цивилизаций в XXI веке.
References
1. Akhromeeva T.S., Malinetskii G.G., Posashkov S.A. Novyi vzglyad na samoorganizatsiyu v nekotorykh sotsial'nykh sferakh // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2014. № 5. S. 3 – 15.
2. Bakhova N.A., Zamaraeva Yu.S., Kirko V.I., Koptseva N.P. Problema sotsiokul'turnykh issledovanii v sovremennoi gumanitarnoi nauke // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2012.-№
3. – S. 323. 3.Volkov Yu.G. Kreativnost': istoricheskii proryv Rossii . M.: 2011.
4. Volkov Yu.G. Kreativnyi klass – al'ternativa politicheskomu radikalizmu // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2014. № 7. S. 84 – 92.
5. Gorshkov M.K. Rossiiskoe obshchestvo kak ono est'. M.: 2011.
6. Grushin B.A. Mnenie o mire i mir mnenii / B.A. Grushin. M.: Praksis, 2011. – 542, [1] s.
7. Il'beikina M.I. Rol' vizual'noi antropologii v sotsial'nom konstruirovanii tsennostei. Dissertatsiya kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.11 – sotsial'naya filosofiya. – Krasnoyarsk, 2013.
8. Kirko V.I., Koptseva N.P. Etnicheskie kharakteristiki i ikh analitika v sovremennykh kul'turnykh issledovaniyakh // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 3. – S. 792.
9. Kistova A.V. Konstruirovanie etnokul'turnoi i obshchenatsional'noi identichnostei na osnove etnograficheskogo podkhoda v sotsial'noi filosofii. Dissertatsiya kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.11 – sotsial'naya filosofiya. – Krasnoyarsk, 2013.
10. Kolesnik M.A. Spetsifika obshcherossiiskoi i regional'noi kul'turnoi identichnosti studentov Sibirskogo federal'nogo universiteta na osnove rezul'tatov assotsiativnogo eksperimenta so slovom «Rodina» // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 4. – S. 595.
11. Koptseva N.P., Kistova A.V.. Konstruirovanie etnokul'turnoi i obshchenatsional'noi identichnosti kak filosofskaya problema. // Filosofiya i kul'tura.-2015.-№ 1.-C. 12-19. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.1.10695
12. Koptseva N.P., V.P. Lozinskaya, A.A. Makhonina. Problema kul'turnykh tsennostei i ee reshenie v filosofii Genrikha Rikkerta. // Filosofiya i kul'tura.-2013.-№ 7.-C. 974-984. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.7.6862
13. Koptseva N.P., Reznikova K.V.. K voprosu o kul'turno-psikhologicheskikh faktorakh natsional'noi bezopasnosti. Rezul'taty assotsiativnogo eksperimenta s assotsiatom «sovremennaya voina» (na materiale issledovanii v studencheskikh gruppakh Sibirskogo federal'nogo universiteta). // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene.-2014.-№ 5.-C. 791-815. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.5.13336
14. Leont'ev A.N. Opyt strukturnogo analiza tsepnykh assotsiativnykh ryadov (eksperimental'noe issledovanie) // A.N. Leont'ev. Izbr. psikhol. proizv.: V 2 t. T. 2. M.: Pedagogika, 1983.
15. Luzan V.S. Znachenie kul'turnoi politiki v razvitii instituta gosudarstvennosti // Sotsiogumanitarnyi vestnik. – 2010.-№ 1 (4). – S. 145-148.
16. Marks K. Kritika politicheskoi ekonomii. Predislovie // K. Marks, F. Engel's. Sochineniya. V 50 tomakh. T. 13. M.: Politizdat, 1959. S. 1 – 167. S.
17. Medvedev V.A. Teoretiko-metodologicheskie tendentsii razvitiya sotsial'no-gumanitarnogo poznaniya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2014. № 9. S. 3 – 12.
18. Nazarov A.I., Sokolov R.V. Assotsiatsiya i assotsiativnyi eksperiment: raznye sud'by // Voprosy psikhologii. 2007. № 4. S. 126, 132.
19. Nikitina M.A., Pimenova N.N. Obraz zhizni Rossii v nachale XXI veka na materiale animatsii studii «Mel'nitsa» // Elektronnyi nauchno-prakticheskii zhurnal Kul'tura i obrazovanie. – 2014.-№ 2 (6) – S. 49.
20. Razumovskaya V.A. Izomorfizm poeticheskogo teksta v aspektakh poetiki i perevoda // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. – 2006.-№ 6-2. – S. 55-59.
21. Seredkina N.N. Konstruirovanie pozitivnoi etnicheskoi identichnosti v polikul'turnoi sisteme. Avtoreferat dissertatsii kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.11 – sotsial'naya filosofiya.-Krasnoyarsk, 2013.
22. Sertakova E.A. Funktsionirovanie proizvedenii iskusstva v seti INTERNET // Nauka i sovremennost'. – 2010.-№ 3-1. – S. 64-68.
23. Teoriya i praktika prikladnykh kul'turnykh issledovanii: regional'nyi proekt. – SPb.: Eidos, 2013.
24. Toshchenko Zh.T. Ekonomicheskoe soznanie i povedenie: chetvert' veka spustya (konets 1980-kh – nachalo 2010-kh gg.) // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2014. № 7. S. 51 – 63.
25. Florida R. Kreativnyi klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee. M., 2011.
26. Verplanck W.S. A brief introduction to the Word Associate Test // The Analysis of Verb. Behav., 1992. V. 10. P. 97 – 123.
27. Napryazhenie v obshchestve. URL: http:/www.levada.ru/28-01-2014/napryazhenie-v-obshchestve (data obrashcheniya 23.11.2014).
28. Fedina E.V. The Phenomenon of “the Other” as a Socioforming Factor of Krasnoyarsk Region (Based on the Association Experiment Method by A.I. Nazarov) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2011 4) 1543-1552.
29. Kivkutsan G.V. Specific Character of Modern Interethnic Relations in Krasnoyarsk Territory as Per Associative Experiment // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2011 4) 1553-1576.
30. Libakova N.M. Specifics of the Category of «Gender» in the Modern Krasnoyarsk Culture: Results of the Association Experiment According to the Methodology «Thematic Associations Series» // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2010 3) 727-746.
31. Libakova N.M., Sertakova E.A. The Method of Expert Interview as an Effective Research Procedure of Studying the Indigenous Peoples of the North // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2015 7) 121-136.
32. Reznikova K.V. “The Oera Linda Book” and “The Snow Queen”: Two Destinies of One Myth // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2015 8) 156-181.
33. Semenova A.A. Modern Practices of Foresight Research of the Future of Social-Anthropological Systems, Including Ethnical Cultural Populations // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2010 3) 667-676.
34. Semyonova A.A. The Concept “State” in Local Culture of Krasnoyarsk: the Results of an Associative Experiment Based on the Method “Series of Thematic Associations» // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2011 4) 1526-1542.
35. Zamaraeva J.S. Relation of the Migrant and the Receiving Environment as a Phenomenon of the Krasnoyarsk Territory Modern Culture (Association Experiment Results Based on the Methodology “Serial Thematic Associations”) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6 (2011 4) 805-815.
36. I. A. Pashinyan Kontent-analiz kak istochnik otsenochnoi informatsii v issledovanii imidzha Rossii // Politika i Obshchestvo. - 2012. - 4. - C. 108 - 113.
37. A.V. Zherlygina Razlichiya svobodnykh verbal'nykh assotsiatsii na rodnom i inostrannom yazykakh. // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 9. - C. 75 - 79.
38. Khrapov S.A. Sovremennyi sotsiokul'turnyi kontekst deval'vatsii klassicheskikh aksiologicheskikh modelei «Bytie» i «Bog». // Filosofiya i kul'tura. - 2014. - 8. - C. 1208 - 1215. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.8.12486.
39. A.V. Leopa Istoricheskoe soznanie kak metod nauchnogo poznaniya // Filosofiya i kul'tura. - 2012. - 3. - C. 108 - 114.
40. Spirova E.M. V kolovorote obshchestvennykh illyuzii (K 30-letnei godovshchine vykhoda v svet monografii P.S. Gurevicha «Sotsial'naya mifologiya») // Filosofiya i kul'tura. - 2014. - 2. - C. 261 - 270. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.2.10865.
41. Libakova N.M. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti formirovaniya gendernykh obrazov v srede rossiiskogo studenchestva (rezul'taty assotsiativnogo eksperimenta) // Sotsiodinamika. - 2014. - 10. - C. 101 - 134. DOI: 10.7256/2409-7144.2014.10.13435. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_13435.html
42. Vodopetov S.V. Rol' elity v kontekste prinyatiya politicheskogo resheniya // Politika i Obshchestvo. - 2014. - 3. - C. 336 - 341. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.3.11676.
43. Gurevich P.S. Kak raskryt' tainy sotsial'noi dinamiki? // Filosofiya i kul'tura. - 2014. - 8. - C. 1087 - 1091. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.8.12502.
|