Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Genesis: Historical research
Reference:

Theoretical and historical aspects of the definition of statehood: notion, types, and key features of modern and Russian statehood

Malyugin Sergei Vladimirovich

PhD in Law

docent, the department of Theory of State and Law, Ural State Law Academy

620137, Russia, Sverdlovskaya oblast', g. Ekaterinburg, ul. Komsomol'skaya, 21, kab. 210

svm707@mail.ru

DOI:

10.7256/2409-868X.2015.4.15281

Received:

14-05-2015


Published:

17-08-2015


Abstract: This article focuses on the subject of statehood in the theoretical and historical key. The category of statehood is being examined trough highlighting the main characteristics of this phenomenon. Statehood is being viewed as a quality aspect of society, which is dialectically linked with the conception of statehood and support of its functionality. The author attempts to examine separate types of statehood. The subject of this research also includes studying of the key characteristics of statehood of modern countries, as well as the distinct traits of Russian statehood. Based on historical materials and study of the main legal political ideas, the author highlights the typology of statehood: depending on economic conditions, sociocultural identity of the society, and the level of social development. The author concludes that statehood, at the present stage of development of state and society of majority of the nations, is characterized by the legal organization of its vital activity, relative stability, multiculturalism, economic and territorial stability, involvement into cross-cultural processes, and number of other aspects.


Keywords:

society, a state of society, state, statehood, the level of statehood, signs of statehood, statehood of Russia, modern statehood, jurisprudence, public administration


I. Понятие и основные параметры государственности

Термин «государственность» является одним из самых сложных для понимания и изучения в отечественной юриспруденции. Это связано с тем, что в правоведении данная категория так и не получила всеобще принятого значения. В некоторых научных исследованиях и учебной литературе встречаются точки зрения, в соответствии с которыми, юридические термины государства и государственности отождествляются, то есть им придается одинаковый смысл и значение [1]. Однако, понятия «государство» и «государственность» являются совершенно разнопорядковыми, они имеют разное лексическое и, соответственно, смысловое значение. Значение исследования категории государственности видится понимании смысла данного явления в отечественном законодательстве [2], политико-правовой практике современной России [3] и в дальнейшей проработке применительно к научному осмыслению данной категории в рамках историко-правовой и теоретико-методологической науки [4].

Государство (им. сущ.) достаточно подробно изучено в теоретической науке о праве и государстве, несмотря на некоторые «технические» отличия в формулировке данного термина. Термин государственный - имя прилагательное, которое является категорией указывающей на свойство того или иного явления. В самом упрощенном виде данное слово обозначает принадлежность к государству (например, государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации (ч. 1 ст. 70 Конституции Российской Федерации [5], государственный или муниципальный контракт (ст. 527 Гражданского кодекса Российской Федерации [6]).

Понятие «государственность» в силу производного суффикса – «ность» приобретает совершенно иной смысл. Указанный суффикс обозначает признак, отвлеченный от предмета, а также качество и состояние [7], то есть является свойством какого-либо явления («качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-либо» [8]). Как производная от государства (государственного) термин государственность в самом общем виде обозначает некие свойства общества, то есть его состояние, его способность воплотится в государственной организационно-правовой форме. Следовательно, «государство» - это организация, «государственный» - это свойство, а «государственность» - это состояние.

Представляется необходимым выделить следующие характеристики государственности.

1) Свойство государственности присуще именно обществу. Данная характеристика выступает отправной точкой в настоящей статье. Общество является необходимой основой, базисом появления и функционирования государства, на что указывается в научных исследованиях, посещённой данной тематике [9]. Именно поэтому государством признается политическая организация общества.

2) Государственность представляет собой конкретные свойства общества, его состояние [10]. Это означает, что у общества присутствует совокупность определенных качественных характеристик, которые позволяют ему формировать необходимое свойство государственности, и как следствие, быть первопричиной для создания, существования и функционирования самого государства. Иными словами, набор экономических (необходимость перераспределения излишней продукции), политических (усиление значения публичной власти, появление политического лидера), социальных (увеличение количества сплоченного населения в силу различных причин), психологических (востребованность в передачи ответственности и управления центральной власти) и иных характеристик общества позволяют ему воплотиться в форме такой организации, которая именуется государством.

3) Термин государственность наполняет и такой признак как довольно устойчивая степень политико-правовой организации общества. Современная историческая юридическая наука довольно далеко продвинулась в вопросах понимания общества. Так, например первобытное общество основными свойствами государственности не обладало. Специфику устойчивости отношений внутри данного общества образовывала в основном родовая община. В силу родовых связей людей внутри рода общество обладало весьма слабой степенью стабильности социальных связей, в нем отсутствовали организационные предпосылки появления сплоченности на основе институтов. Современная наука связывает постепенный переход к государственно организованному обществу в эпоху неолита, когда началось разложение первобытно-общинного строя (8-13 тыс. лет до н/э). В это время постепенно возникают некоторые признаки государственности, особая стадия развития общества, которая получила в историко-правовой науке название «протогосударство». Появление верховного вождя (политическая предпосылка), существенный рост производительности труда (экономическая предпосылка), появление городов (территориальная предпосылка) становятся элементами зарождения государственности общества. Это совсем не означает, что только появляющиеся признаки государственности повлекли за собою возникновение государства. Только в связи с дальнейшим развитием основных параметров государственности, степени их стабильности, длительности и степени воспроизводства становится возможным появление государственно организованного общества в современном его понимании.

4) Следующий признак государственностиотражает выраженность степени организованности общества – в конкретных внешних проявлениях, в формах его политико-правовой организации. Это значит, что признаки государственности общества могут выражаться в определенной степени формализации общественных связей. Появление городов, аппарата управления общественными отношениями (например, родоплеменная знать), разделение собственности, кооперация трудовой деятельности, классовое разделение общества, появление «мононорм», правовых обычаев и др. приводили к оформлению отношений внутри общества. Происходила постепенная формализация связей внутри общества, появлялись, образно выражаясь, некие общественные организации, институты.

5) Определенный этап развития общества ведет к появлению государственности, а как следствие, и к зарождению государства в современном его понимании. К примеру, около 5 тысяч лет тому назад возникли условия для появления государственности в долинах крупных рек: Нила, Тигра, Евфрата и т.д. Самым значимым условием возникновения государственности на востоке (восточный путь возникновения государства) явилось резкое увеличение производительности сельскохозяйственного производства в силу появления ирригационных сооружений. Возникла необходимость управления ими. В это время на востоке появляются и государственно-правовые образования в силу возникновения основных признаков государственности.

6) Последним и довольно значимым признаком государственности является и то, чтоданное свойство непосредственным образомнаходит свое отражение в возникновении и функционировании государства. Государственность и как некая предпосылка к появлению государства ведет к возникновению необходимых элементов государства. Кроме того, государственность как состояние общества наполняет государство специфическими характеристиками, является поддерживающей основной функционирования государства и отражает специфику его деятельности.

Итак, с учетом приведенных выше характеристик можно дать следующее определение государственности – это качественная характеристика общества, отражающая довольно устойчивую степень и формы его политико-правовой организации на определенном этапе его развития, выражающаяся, как правило, в появлении и поддержании функционирования государства.

II. Типология государственности

В данной статье представляется возможным выделить следующие основания для типологии государственности и ее основные разновидности.

1) В зависимости от степени развития экономических отношений общества, оказывающих влияние на государственность («Формационная теория», К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Морган) выделяются: а) государственность, основанная на рабовладельческом типе экономического производства и перераспределения материальных благ; б) государственность в рамках феодальных отношений в обществе; в) государственность основанная на отношениях буржуазии и зависимого крестьянства. Исходя из данного подхода к типологии не представляется возможным выделить государственность на этапе таких общественно-экономических формаций как первобытно-общинного общества и коммунистического общества, в которых согласно формационной теории нет необходимости в его государственно-правовой организации.

2) В зависимости от социально-культурной идентичности развития общества («Цивилизационный подход», А. Дж. Тойнби, С. Хантингтон) представляетсявозможным выделить следующие виды государственности: а) западная; 2) исламская; 3) индуистская; 4) синская (китайская); 5) японская; 6) латиноамериканская; 7) православная; 8) африканская. Кроме того, по схожести сущностных признаков исследователями выделяются две огромные цивилизации: европейская и восточная. Основаниями для выделения таких типов государственности являются этнические и религиозные основы общества, уровень политико-правовой и социально-культурной свободы личности. Здесь следует отметить, что цивилизация и государство понятия различные, несмотря на их тесную взаимосвязь. Цивилизация как социокультурное явление весьма условно представляет собой обобщенную характеристику населения на определенной территории. В отличие от цивилизации государство как юридическая категория представляет собой, прежде всего, систему функционирующих политических институтов. Государственность в данном аспекте выступает как качественная характеристика государства, которая лежит в основе социальной, культурной, духовной идентичности конкретного населения (общества).

3) В зависимости от уровня развития государственности выделяются следующие разновидности.

а) Низкий уровень государственности.

Как правило, к данной степени развитости государственности относятся общества с аграрно-ремесленным типом экономического производства. Здесь население достаточно отдалено от участия в организации и осуществлении власти. Передача власти в основном строиться на принципе родства. Существует определенный уровень политической и структурно-управленческой сложности. В обществах, в которых имеется такая государственность, присутствует высокая степень религиозности всех сфер жизнедеятельности общества. Имеется заметная социальная стратификация. Как правило, низкий уровень развития государственности не влечет появления государства в современном его понимании либо только выступает предпосылкой для зарождения раннего государства. Ярким примером служит Древняя Русь (IX – XV в. в.), когда Российское государство только начинает зарождаться.

б) Средний уровень государственности.

Государственность среднего типа является производной от более развитого общества, цивилизованного. Как правило, данный уровень государственности позволяет функционировать государству. По экономическому укладу общества государственность основывается на феодальном и буржуазном способе производства. В системе отношений государство-общество присутствует отделенная от населения централизованная организация власти в виде системы специальных институтов, должностей и органов. Власть обладает определенной суверенностью, легитимностью в рамках определенной территории и круга лиц. У государственных органов возникает возможность осуществлять регулирование отношений при помощи норм права. Весьма условно можно отметить, что средней степенью государственности обладали общества Западной Европы, существовавшие в период с начала средних веков до IIXX в. в. Переход к развитому уровню государственности начинается примерно с образования или начала тенденций к ограничению абсолютных полномочий монарха, разделению властей и демократизации общества, с резкого научного и культурного развития общества.

в) Развитый уровень государственности.

Данная степень государственности основывается на экономически развитом и культурном обществе, с плановым, или ближе к рыночным механизмам экономики. В системе отношений между государством и обществом присутствует система государственных и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая государственную политику и самоорганизацию общества. Власть все так же остается отдаленной от населения и управления государственно-правовыми процессами. В обществе, в целом обеспечивается порядок, сильно выражено социальное неравенство. Здесь государственная власть в лице развитого аппарата обладает легитимностью и верховностью в рамках определенной территории и большинства субъектов. В системе государственного управления существует систематически изменяемая система внутреннего законодательства. Примером обществ с развитым уровнем государственности являются капиталистические страны Европы – Германия, Франция, Великобритания и др. с начала IXX веков и до современности.

г) Высокий уровень государственности.

Высокий уровень государственности представляют общества современности в основном с рыночными механизмами производства и потребления. Как правило, это страны с высокоразвитыми демократическими общественными институтами, появившимися «снизу». Члены гражданского общества, обладают высокой степенью самоорганизации и участвуют в осуществлении публичной власти. Государственная власть в лице развитого аппарата обладает верховностью, высокой степенью легитимности и сменяемости на основе выработанных норм и правил. В системе государственного управления существует постепенно совершенствующаяся система внешне и внутренне стабильного законодательства, основанного на незыблемых основаниях естественных притязаний личности. К странам с высоким уровнем государственности, как правило, относят современные государства Западной Европы, США, Канаду, Англию, Германию, Австралию, Новую Зеландию, а иногда также Южную Корею, Японию.

Наряду с представленной классификацией можно выделить также такие разновидности государственности. По степени значения религии в обществе: светская и несветская. В зависимости от отношений власти и общества: демократическая и антидемократическая. В зависимости от идеологии в обществе: идеологизированная и неидеологизированная. По стабильности выражения государственности в обществе: стабильная и нестабильная.

III. Основные черты современной государственности

Современный мир является очень сложным постоянно меняющимся социально-культурным организмом. Он включает в себя совершенно различные по своим национальным, культурным, экономическим и иным характеристикам общества. Несмотря на такое многообразие современных обществ, большинству из них присуща государственная организация уклада их жизнедеятельности, которая исторически сложилась и продолжает определять основные компоненты государственности. Это позволяет весьма условно говорить об общих элементах, объединяющих эти общества свойствах, об их, образно говоря, «общей государственности».

Выделяются следующие основные черты современной государственности.

1) Всеобщее признание большинством современных обществ необходимости правовой организации их жизнедеятельности.

Убежденность подавляющего количества населения земного шара в возвышении прав человека доказывается тем фактом, что практически все общества имеют свои системы норм и правил. Несмотря на кризисные явления, происходящие в общественной и государственной жизни, право остается самым действенным регулятором общественных отношений. Стремление к строительству правового государства прослеживается в большинстве основных законов современных государств: преамбула и ст. 1 Конституции Российской Федерации [11], ст. 3 Конституции Королевства Таиланд [12], ч. 3 ст. 2 Конституции Китайской Народной Республики [13], ст. 10 Конституции Японии [14] и т. д.

2) Относительная территориальная стабильность современных государственно-правовых образований обществ.

В эпоху современности государственность характеризуется как территориально сформированная и относительно стабильная. В отличие от времени существования империй, массовых территориальных колонизаций и перераспределения территорий (Средние века, Новое время), в настоящее время массовой неопределенности в принадлежности конкретным обществам территории не прослеживается. Следует отметить, что исключение составляют отдельные примеры обществ (наций, народностей), которые борются за свою самостоятельность и рассчитывают на самоопределение в формах своей организации, претендуют на собственную государственность. В настоящее время за независимость борются Курдистан от Турции, Восточный Туркестан от Китая, а также Тибет, Восточный Тимор и др.

3) Государственность не связана с принадлежностью исключительно одной национальности.

Современные общества характеризуются сплоченностью, основанной на всеобщем социальном и равном интересе. В наше время все меньшее количество государств состоят из одной или немногих национальностей. Возможность беспрепятственного передвижения, развивающиеся телекоммуникационные технологии, межгосударственные организации и др. факторы создали мульти национальные общества, то есть государственность, не всегда основанную на национальном признаке.

4) Экономическая развитость обществ в высокой степенью государственности.

Практика экономического развития государств с высокой степенью государственности ярко демонстрирует следующую зависимость. Чем выше уровень государственности, тем сильнее экономический потенциал общества. Высокий уровень участия населения в жизнедеятельности государственных институтов, понимание слаженности и взаимодействии в реализации общественно значимых функций, уважение членами гражданского общества необходимости правомерного поведения, демократический уклад взаимодействия государства и общества существенно повышают уровень экономического состояния (уровня жизни) общества, делают экономику более стабильной, эффективной и инновационной.

5) Государственность взаимообусловленная мировыми процессами.

Высокая интеграция населения в мировые процессы, взаимообусловленность, взаимообогащение культур в современную эпоху создают высокую степень обогащения внутренних национальных систем основными свойствами государственности. Созданные международные наднациональные образования (Совет Европы, Организация объединенных наций и др.) свидетельствуют о высокой степени соответствия государственно-правовых систем, взаимообмена и взаимообусловленностью обществ. Государственность в современных условиях становится все большей по принадлежности к различным государствам, становится намного масштабней пределов территорий государств, заметно расширяется в зависимости от европейского или восточного направления развития.

6) Относительная стабильность государственности современного общества.

Общество как живой организм находится в постоянном развитии, движении. Видоизменяя и развивая основные характеристики своей государственности, общества движутся вперед к наиболее эффективному и рациональному устройству своей государственно-правовой организации, развития и преумножая традиции, приспосабливая государственные и общественные институты к своему укладу жизни. Несмотря на видимые изменения состояния своей государственности сложившаяся практика построения государственно-правовой надстройки для большинства обществ является состоявшееся. Например, практика монархического политического уклада Великобритании оставляет политико-правовой институт монарха, хотя и видоизменяя форму правления, все в большей степени ограничивая монарха, делая его все больше формальным атрибутом государственности, не имеющего возможности заметно определять внешнюю и внутреннюю политику.

7) Соответствие основных свойств государственности своему внешнему выражению – государству.

Это означает, что основные характеристики общества напрямую оказывают непосредственное влияние на особенности механизма государства, политические институты взаимоотношений государства и общества, их выраженности в правовых системах государств и т. д. К примеру, если общество обладает высокой степенью демократичности, то это влечет к созданию соответствующих элементов в государственном управлений: соответствующих институтов (парламент), особенностей правоприменительной деятельности государственного аппарата (направленных на обеспечение прав граждан), формирование активности самого общества (создание общественных организаций). В настоящий момент времени прослеживается прямая зависимость характеристик государственности и государственной деятельности. Практически все современные государства отражают свойственные черты обществ, на основе которых они построены и функционируют.

8) Ограничение государственной власти политическими институтами.

Люди, представляющие общества в условиях современного мира, исходят из понимания того факта, что только сила, существующая в определенных рамках, способна быть полезной и безопасной для общества. Сменяемость государственной власти, система сдержек и противовесов в функционировании высшей бюрократии, сильные политические институты и другие ограничители призваны не допустить произвола в управлении общественными процессами. Политическая практика взаимоотношений государства и общества богата примерами построения такого взаимодействия в различных условиях действия государственной власти. От демократического уклада политико-правовой системы до антидемократического устройства политической системы. Их объединяет одно, функционирующая система ограничителей верховной власти.

9) Преимущественно мирное решение конфликтов во внешних вопросах.

XX век стал переломным периодом мировой истории, когда человечество осознало, что крупномасштабные военные конфликты способны уничтожить его. Современная система национальной внешней политики всех государств основывается на принципиально важном положении: война в современных условиях не допустима. Государственность покоится на той мысли, что современные общества вполне способны решать важные мировые вопросы в условиях переговоров, для чего созданы надгосударственные образования коллективной безопасности.

10) Социальная направленность государственности.

Основным направлением деятельности общества современности является задача надлежащего обеспечения необходимыми гуманитарными и экономическими ресурсами всего населения. Предпринимаемые попытки перераспределения экономических благ все больше утверждают данное положение. Повышение уровня жизни человека становится все большей и большей задачей современных государств. Указанное направление деятельности государства формирует потребность общества в его гуманизации и стремлению к социальной справедливости.

11) Конфликт восточной и европейской государственности.

Некое идеологическое противостояние двух культур - европейской и восточной, прослеживается в обществах практически всех стран мира. Сформированный на принципах равенства, рыночной экономики, светских отношений политико-культурный уклад Европы, с одной стороны, и построенный на основаниях централизации, религиозности, присутствия государства во многих общественных процессах, с другой, вступают в определенное противоречие в развитии современных обществ. Уже упомянутая тенденция к социокультурному сближению современных национальных систем вызывает сложности в согласовании линий развития государственности, основных методов и форм осуществления государственной власти. На основе признания и уважения традиционных форм государственности европейской и восточной культур, разрешаются национальные культурные конфликты общества и согласовываются межгосударственные интересы.

IV. Характеристика российской государственности в современных условиях

Исторические политические факторы (сильнейшие традиции византийского наследия, попытка наложения европейской модели управления в Российских условиях и др.), явления экономического (опыт функционирования коммунистического общества), социального (длительность существования зависимого крестьянства), духовного (высокая роль Церкви в истории) развития российского общества создали по-своему уникальную российскую государственность. Указанные факторы российской государственности нашли свое воплощение в современном состоянии организации взаимодействия общества и государства, функционировании институтов государственной власти и управления, духовной сферы жизнедеятельности общества, особенностей формирования национального законодательства, направленности и осуществления государственной внутренней и внешней политики. Здесь государственность предстает перед нами как отраженные в деятельности современного Российского государства свойства общества.

В рамках настоящей статьи предлагается выделить следующие основные черты современной российской государственности.

1) Самодержавная традиция (монархичность).

Названная характеристика свойства российского общества означает преобладание в нем традиции высокой роли государства в организации основных сфер жизнедеятельности. В силу сложившегося длительного монархического общественного уклада на протяжении IX века - начала XX веков современное Российское общество наполнено специфическими авторитарными традициями. Низкая степень самоорганизации, «молчаливая» передача решения многих общественно важных вопросов верховной власти, низкая степень включенности в политико-правовые процессы, высокая роль государственной власти в общественных процессах придают государственности некоторые черты самодержавия [15]. Следует отметить, что законодательство Российского государства отражает указанные выше свойства общества. Так, например анализ Конституции Российской Федерации позволяет заключить, что традиция монархичности образовала перевес власти института Президента Российской Федерации. Об этом свидетельствует и политико-правовая практика современной России.

2) Духовность российского общества.

Принятие на Руси христианства в X веке сильнейшим образом сказалось на основных свойствах государственности отечества. Развитие церкви как социального института сильнейшим образом отразилось на образованности, социальных связях, внутригосударственных отношениях российского общества, а в последующем и государства. Исторический опыт взаимоотношения церкви и общества позволяет сделать вывод о большой включенности религиозных норм, канонов и правил в базовые сферы жизнедеятельности российского общества. Такой характер взаимодействия христианского учения и общества отразился и в традиции самодержавия. Близость церкви и государства задавало политике монарха сокральность, что создавало сильнейшую легитимацию верховной власти, основанную на вере. Такое положение вещей просуществовало до падения царского режима Российской империи - Николая II. После чего, в государственной традиции наблюдается явления некоторого отделения христианского влияния, вплоть до образования современного государства. Согласно Основного закона Российская Федерация является светским государством (ч. 1, 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации). Однако сильнейшая духовная традиция российского общества продолжает играть довольно значимую роль в общественных процессах. Это выражается, например, в существовании нерабочего праздничного дня в России 7 января - Рождество Христово (ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации [16]), общественной деятельности религиозных организации, участия церкви в разрешений сложных проблем общества и т.д.

3) Общинность (народность).

Третий компонент знаменитой триады «православие, самодержавие, народность» (С. С. Уваров, 1833 г.) представляет собой довольно значимое свойство общества, которое отразилось на его государственности. Следование народности, то есть исторически сформированной уникальности культурной, политической, религиозной, экономической традиции присутствует в сознании российской общественности. В данном постулате обществом отвергается иностранное влияние, как идеологического оппонента. Западные идеи свободы, индивидуализма и рационализма противопоставляются абсолютизму, высокой духовности. Иными словами общество следует исторической самобытности. Сплоченность сознания современного общества о своем индивидуальном пути, присущей уникальности и самобытности существенным образом сказывается в формировании демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции Российской Федерации). Государственность, основанная на таких базовых ценностях, служит неким препятствием на пути к цели, закрепленной в Конституции Российской Федерации. В государственной политике такая народная государственность сказывается в некотором отторжении всего нового, чуждого, не свойственного общественному сознанию. Это сказывается в трудном восприятии проводимых государством инновационных реформ, низком участии в политической жизни общества и др.

4) Централизация государственной власти и управления (бюрократизация).

Трудности самоорганизации, существование в сознании идей абсолютизма (монархизма) российского общества порождают преобладание принципа централизации в системе государственного управления. Это означает, что общество нуждается в управлении из одного центра. Такое центральное управление влечет за собой создание четкой иерархической системы государственного управления власти-подчинения, передачи властеустановок до низшего звена. В отличие от децентрализации, где часть полномочий передается местным органам власти, централизация не предполагает такой модели управления. Все это требует наличия массивного бюрократического аппарата. Государственность, основанная на массивном аппарате государственных служащих, в некотором роде свойственна современному обществу и принимается им.

5) Сочетание в государственности европейской и восточной культур (двойственность).

Исторический опыт развития государственности российского общества наглядно демонстрирует высокую степень заимствования у Западных государств (Пруссия, Швеция, Франции и т. д.) государственных моделей. К примеру, иерархическая структура бюрократии в начале XVIII века («Табель о рангах» Петра I) была позаимствована у Швеции и Дании, а кодификация законов в первой половине IXX века была осуществлена на основных подходах наполеоновской Франции. Интересным выглядит следующий факт. С одной стороны, многие элементы государственного управления верховная власть России заимствует у Запада, такие как рационализм, либерализм, общественный договор и внешний закон. С другой стороны, в сознании общества остается консерватизм, стремление самобытности и само определенности, что наполняет заимствованные элементы своей культурной можно сказать восточной традицией государственности.

Таким образом, с учетом изложенного можно сказать, что исследование государственности, ее типов, современного состояния в мире и России, является весьма значимой. Близкая диалектическая связь общества, государства и государственности ставит перед государственной властью задачу выстраивании государственной политики с учетом историко-культурной самобытности общества. Правильное понимание подходящей для общества модели государственного управления, оптимальный выбор политического режима, основных подходов в выстраивании связи общества и государства позволит раскрыть потенциал общества, повысить эффективность государственного управления. Правильное понимание государственности в рамках юридической науки будет способствовать продвижению и развитию юридического знания и понимания политико-правовых процессов общества и государства.

References
1. Morozova L.A. Teoriya gosudarstva i prava. M., 2002. S. 154.
2. Iz preambuly Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii: «…vozrozhdaya suverennuyu gosudarstvennost' Rossii i utverzhdaya nezyblemost' ee demokraticheskoi osnovy…»
3. Ukaz Prezidenta RF ot 03.03.2011 N 267 «O prazdnovanii 1150-letiya zarozhdeniya rossiiskoi gosudarstvennosti» // Rossiiskaya gazeta. № 47. 05.03.2011.
4. Belkanov E.A. K voprosu o ponyatii «gosudarstvennost'» // Rossiiskii yuridicheskii zhurnal. 2013. № 3. S. 99; Smykalin A.S. Problemy rossiiskoi gosudarstvennosti v yuridicheskoi i istoricheskoi naukakh: ponyatiya, podkhody, periodizatsiya // Rossiiskii yuridicheskii zhurnal. 2013. № 1. S. 13.
5. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii ot 12 dekabrya 1993 g. // Rossiiskaya gazeta. – 1993. – 25 dekabrya.
6. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraya) ot 26.01.1996 N 14-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 29.01.1996. № 5. st. 410.
7. Grammatika russkogo yazyka. T. 1. Fonetika i morfologiya. M., 1960. S. 253-254.
8. Ozhegov S.I. i Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka. M., 1999. S. 141.
9. Ponomareva E.G. Vnutrennie i vneshnie faktory razvitiya rossiiskoi gosudarstvennosti / E.G. Ponomareva // Rossiiskaya gosudarstvennost': istoricheskie traditsii i vyzovy KhKhI veka. Materialy Vserossiiskoi nauchno-obshchestvennoi konferentsii 19 sentyabrya 2012 g., V.Novgorod.-M.: Nauchnyi ekspert, 2013. S. 132.
10. Shaburov A.S. Gosudarstvo i gosudarstvennost': voprosy sootnosheniya // Aktual'nye problemy yuridicheskoi i istoricheskoi nauki. Ekaterinburg, 2012. S. 294.
11. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii ot 12 dekabrya 1993 g. // Rossiiskaya gazeta. – 1993. – 25 dekabrya.
12. Konstitutsiya Korolevstva Tailand ot 24.08.2007 // Konstitutsii gosudarstv Azii. Tom 3. Dal'nii Vostok.-M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii: Norma, 2010. S. 790.
13. Konstitutsiya Kitaiskoi Narodnoi Respubliki ot 04.12.1982 // Konstitutsii gosudarstv Azii. Tom 3. Dal'nii Vostok.-M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii: Norma, 2010. S. 226.
14. Konstitutsiya Yaponii ot 03.05.1947 // Konstitutsii gosudarstv Azii. Tom 3. Dal'nii Vostok.-M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii: Norma, 2010. S. 1022.
15. Vitale A. Rossiiskaya gosudarstvennost' v sravnitel'noi perspektive: russkaya traditsiya i zapadnaya model' gosudarstvennogo ustroistva // Noveishaya istoriya Rossii. 2013. № 3. S. 22.
16. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 30.12.2001 N 197-FZ // Rossiiskaya gazeta. № 256. 31.12.2001.
17. Kodan S.V., Vladimirova G.E. Pravovaya reglamentatsiya v Osnovnykh gosudarstvennykh zakonakh Rossiiskoi imperii 1832-1892 gg. zakonodatel'noi deyatel'nosti verkhovnoi gosudarstvennoi vlasti // Sotsiodinamika. - 2014. - 4. - C. 24 - 46. DOI: 10.7256/2409-7144.2014.4.11304. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_11304.html
18. A.S. Emel'yanov Administrativno-pravovaya doktrina, idei
liberalizma i razvitie gosudarstvennosti v Rossii // Politika i Obshchestvo. - 2013. - 2. - C. 220 - 225. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.02.13.

19. Kodan S.V., Vladimirova G.E. Pravovoe oformlenie v Osnovnykh gosudarstvennykh zakonakh Rossiiskoi imperii 1832–1892 gg. izd. organizatsii verkhovnoi gosudarstvennoi vlasti // Genesis: istoricheskie issledovaniya. - 2013. - 3. - C. 44 - 78. DOI: 10.7256/2409-868X.2013.3.748. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_748.html
20. V.A. Oseichuk Ob ideale i konstitutsionno-pravovom aspekte
modernizatsii rossiiskogo gosudarstva // Pravo i politika. - 2012. - 12. - C. 1982 - 1989.

21. R. F. Ainutdinov Politologicheskie aspekty
sovremennoi rossiiskoi gosudarstvennosti // Politika i Obshchestvo. - 2012. - 9. - C. 21 - 30.