DOI: 10.7256/2409-7144.2015.4.15051
Received:
18-04-2015
Published:
21-04-2015
Abstract:
The subject of study is the complex of publications of current research on the issue of regional cultural identity. Discusses some scientific articles, where this problem the most comprehensive. The aim of the article is a historiographical review of research on new regionalism, the new social practices of identification and identity. On the basis of historiographical review in the future is expected to develop effective strategies to address the methodological processes of regional identity and self-identification in the Krasnoyarsk Territory. The main focus of research is concentrated in the context of social constructivism.Research Methodology - a critical analysis of scientific literature devoted to regional identity and self-identification. Allocated significant ideas and methods of modern scientific modeling processes characteristic of the new regionalism.
Keywords:
social constructivism, 'new regionalism', self-identity, identity, regionalism, review, historiography, social studies, social space, Krasnoyarsk Krai
Теоретическое осмысление заявленной темы данного исследования основывается на трудах зарубежных теоретиков «нового регионализма»: М. Маркаузена , У. Айзерда, Ф. Перроу, Ж. Будвиля, У. Изарда, Й. Шумпетерома, Т. Хэгестранда, А. Берри, У. Петерсона, А. Ландбасо, М. Теи, Ф. Содербаума, И. Нойманна, Ш. Берснена, Б. Хеттне, Г. Хука.
Проблема региональной идентичности в Российском социокультурном пространстве рассматривалась такими исследователями, как Н.Н. Исмагиловым, Е.В. Ереминой, М.Н. Губогло, В.Н. Щуковой, В.В. Коротеевым, Л.В. Смирнягиным, А.В. Дахиным, В.И. Пантиной, В.В. Лапкиным, М.В. Назукиной, М.П. Крыловым, В.М. Сухановым, В.В. Маркиным, И.И. Бойко, В.Г. Харитоновой, К.Е. Тумаковой, Копцевой Н.П. [13, 14, 52, 53], Кистовой А.В. [9, 10], Середкиной Н.Н. [30, 64] и другими.
За последние годы был проведен ряд фундаментальных и прикладных исследований Российской идентичности, проведенных Институтом социологии РАН, итогом которых стал выпуск отчета с описанием исследований [29].
Относительно вопросов механизма обретения, формирования социальных идентичностей в процессах социальных коммуникаций и личностного взаимодействия значительный вклад внесли Дж. Г. Мид [22], Ч.Х. Кули [17], П. Бергер [1], Т. Лукман [1], А. Шюц [37].
К проблемам социальной идентичности человека как активного субъекта собственной жизнедеятельности в современных социальных теориях обращаются П. Бурдье [3], У. Бек, Э. Гидденс, С. Лэш, Д. Келлнер, Дж. Фридман, К. Джерджина и другие.
Майкл Киттинг в работе «Новый регионализм» [8] рассматривает проблему регионализма в Европе с начала 1960 годов. Автор выделяет концепт «территория» и раскрывает его в культурно-историческом контексте Европы, начиная с 1960 годов и до 2000 года. В понимание территории автор вкладывает определение ее как стратегически важного для государства объекта, на который, зачастую многие ученые при исследовании, не уделяют должного внимания. По его мнению, территория не всегда привязана к региону, но играет решающую роль в процессе идентичности людей, заселяющих определенную территорию. Территория так же оказывает сильное влияние в политических, экономических, культурных и других процессах.
Также, автор раскрывает особенности региона как социального конструкта, постоянно создающегося и меняющегося. Выделяет и анализирует несколько типов регионализма.
Самюэль Хантингтон в своей работе «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» [35] рассуждает на тему американской национальной идентичности. По мнению автора, американцы приписывают национальной идентичности главенствующую роль, по сравнению с другими идентичностями. Автор задается вопросом, что же объединяет американцев в нацию и что отличает их от других народов. Рассуждая на этот вопрос, Хантингтон выдвигает три аргумента. Во-первых, осознание американцами собственной национальной идентичности варьировалась на протяжении всей жизни США. Во-вторых, жители США определяли свою идентичность в терминах «культура», «этнос», «идеология», «раса» и тому подобное. Американцы, по мнению автора, рассматривают свою страну как мультикультурное общество. Они верят в особое «американское кредо». В-третьих, на протяжении нескольких столетий англо - протестантская культура была осью американской национальной идентичности. Так же, в данной работе автор сделал попытку разъяснить процессы возникновения и формирования американской национальной идентичности и факторы, определяющие ее будущее. Автор проанализировал то, как американцы воспринимают эту идентичность, влияет ли их отношение к собственной стране на то, какой они ее видят по отношению к другим странам: космополитичной, имперской или националистической.
В другой своей работе «Столкновение цивилизаций» [36] Самюэль Хантингтон рассуждает о культурных векторах глобальной политики после холодной войны. Автор отмечает, что у каждой страны есть свои символы культурной идентичности, но есть и универсальные, такие как флаг, крест, головной убор и тому подобное. Основная идея данной работы заключается в том, что в мире после холодной войны культура и осознание различной культурной идентичности определяет модели сплоченности, дезинтеграции и конфликта. В нескольких частях работы автор выводит следствия данной предпосылки.
Работа Эрика Эриксона «Идентичность: юность и кризис» [39] посвящена постановки проблемы идентичности и раскрытию основных понятий, таких как «кризис идентичности», «смешенные идентичности», «внутренняя идентичность» и другие. В данной работе автор освящает проблему связи позитивного и негативного в идентичности молодежи. Рассуждает на тему кризиса идентичности у молодых людей, выявляет закономерности идентичностей поколений. Также раскрывает проблемы «групповой идентичности» и «эго-идентичности».
Другая работа Эрика Эриксона «Детство и общество» [40] посвящена проблемам возрастных кризисов. Автор выделяет восемь основных периодов жизни человека и подробно их анализирует. Автор утверждает, что характер человека складывается еще в детстве, но не раз и навсегда, а изменяется на протяжении всей жизни. Каждый период имеет свои особенные параметры развития, способные принимать положительные или отрицательные значения. Первый этап «доверие-недоверие» соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. На данном этапе развивается параметр социального взаимодействия. Результат этапа не остается решенным раз и навсегда, он может заново возникнуть и измениться на другом этапе. Второй этап «самостоятельность и нерешительность» он охватывает второй и третий годы жизни, совпадая с анальной фазой. На данном этапе развивается самостоятельность на основе развития моторных и психических способностей. Третий этап обычно приходится на четыре-пять лет «предприимчивость и чувство вины». Четвертый этап «умелость и неполноценность» от шести до одиннадцати лет, в классическом психоанализе это латентный период. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным и регламентированным играм. Затем наступает «кризис среднего возраста», идентификация личности и путаница ролей. При переходе на пятый этап, двенадцать - восемнадцать лет, как утверждает классический психоанализ, ребенок сталкивается с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли ребенок предмет любви в собственном поколении. Шестой этап «близость и одиночество». Данный этап это начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, от конца юности до начала среднего возраста. «Общечеловечность и самопоглащенность» седьмой этап, зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. Общечеловечностью Эриксон называет способностью человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Восьмой этап «целостность и безнадежность» приходится на период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений, забав с внуками, если они есть.
В своей статье Лысак И.В. [20] рассуждает о проблеме сохранения культурной идентичности в условиях глобализации. По мнению автора, современные процессы глобализации стремятся уничтожить культурный капитал наций, накопленный веками, и сделать нацию управляемой. Транслируемые «глобальные» ценности и символы стремятся разрушить национальную самоидентификацию, вытеснить и заменить традиционные ценности. Такие процессы приводят к тому, что гражданин своего государства становится гражданином мира. По мнению Ирины Витальевны, такой процесс негативно сказывается на культуре определенной нации и способствует исчезновению национально-культурной специфики.
Софронова Л.А. в своей статье «Культура через призму идентичностей» [30] рассуждает о проблемах идентичности. В статье автор указывает на такую проблему, как ложная идентичность. По мнению автора, человек находится в постоянном поиске социальной, национальной, профессиональной, психологической и гендерной идентичности. Одна из этих идентичностей может подавляться, а другая доминировать в комплексе вариантов самоопределений. Разные идентичности могут сосуществовать, так как они с разных сторон определяют человека. Самоидентификация происходит в сравнении «себя» с «другим» и познание его статуса, пола, имени и прочее. Это позволяет ориентироваться и изменяться. Приведенный автором небольшой сравнительный анализ разных культурных идентичностей позволяет просмотреть некую историю самоопределения в целом.
Горецкая Е.О. в статье «Новый регионализм в современном развитии России» [4]анализирует идеологию нового Российского регионализма. Делает обзор дискуссий на данную тематику и резюмирует существующие направления регионализма.
Также, данная проблема, так или иначе, затрагивается в работах таких исследователей, как Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев, Э.Б. Алаев, Е.К. Аедреев, Р.О. Есин, Э. Исмаилов, Е.Б. Михайленко, С.В. Донских, А.С. Мыльников и другие.
Политические реформации 1990 годов в России запустили процесс регионализации пространства, сопровождающегося ростом регионального самосознания. В этой связи актуализируется теоретическое осмысление региональной идентичности. В научной сфере данные процессы выразились в проявление таких понятий, как «региональное самосознание», «региональная идеология», «региональная мифология», «региональная идентичность» и прочие. Региональная элита стала укреплять свои позиции за счет продвижения различных символов и мифологии. Таким образом, возникла конкуренция регионов в новых культурных условиях, что привело к поиску новых и уникальных для района феноменов, выделяющих данный район в ряду других.
В связи с этим, формирование региональной культурной идентичности является одним из основных направлений культурной политики города Красноярска. Определение собственной культурной идентичности региона становится актуальной в условиях сближения и интеграции Красноярского социума и этнических групп. Вопросы улучшения позитивного самоощущения регионального сообщества от проживания в данном регионе, позиционирование регионального имиджа, ребрендинг территорий, изменение сальдо миграции в положительную сторону получают статус законодательно оформленных приоритетов.
В современном городе Красноярске складываются разные варианты проявления региональной уникальности и идентификации. Теоретическое осмысление данного вопроса на примере творчества Красноярских художников позволяет оценить корреляцию положительного и негативного в процессах самоидентификации. Художники, как медиаторы всех культурных процессов, способны в своем творчестве отразить как свое отношение к данному процессу, так и сообщества данного региона. Рекомендации, разработанные на основе исследования данной работы, позволят внести изменения в культурную политику города Красноярска.
References
1. Berger, P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. M.: Medium, 1995.
2. Boiko, I. I., Kharitonova, V. G. Obshchegrazhdanskaya i etnicheskaya identichnosti naseleniya Chuvashii / I. I. Boiko, V. G. Kharitonova; nauch. red. G. A. Nikolaev. — Cheboksary, 2013. — 44 s.
3. Burd'e, P. Sotsiologiya politiki. / P. Burd'e. Per. s fr.-M.: Socio-Logos, 1993.
4. Goretskaya, E.O. Novyi regionalizm v sovremennom razvitii Rossii // Sb. mat. nauch. trudov Krasnodarskogo filiala RGTEU. Krasnodar: Prosveshchenie-Yug, 2006. – s. 74-84.
5. Zamaraeva Yu.S. Aktual'nost' issledovaniya otnosheniya migranta i prinimayushchei sredy v kontekste sovremennoi filosofii kul'tury // Nauka i sovremennost'. – 2010.-№ 5-3. – S. 96-100.
6. Il'beikina M.I. Rol' vizual'noi antropologii v sotsial'nom konstruirovanii tsennostei. Dissertatsiya kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.13 – sotsial'naya filosofiya. – Krasnoyarsk, 2013.
7. Il'beikina M.I. Sovremennye muzeinye praktiki 2000-2012 gg. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 1. – S. 399.
8. Kiting, M. Novyi regionalizm v zapadnoi Evrope/M.Kiting. – Logos, 2003.
9. Kistova A.V. Konstruirovanie etnokul'turnoi i obshchenatsional'noi identichnostei na osnove etnograficheskogo podkhoda v sotsial'noi filsoofii. Dissertatsiya kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.13 – sotsial'naya filosofiya. – Krasnoyarsk, 2013.
10. Kistova A.V. Stanovlenie filosofii kul'tury kak metodologicheskoi osnovy gumanitarnogo znaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 1. – S. 401.
11. Kovalevskii V.A., Kirko V.I. Strategicheskoe upravlenie regional'nym pedagogicheskim universitetom v usloviyakh global'nykh i lokal'nykh riskov // Sovremennoe obrazovanie. — 2015.-№ 2.-S.45-69. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.2.14393. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_14393.html
12. Kolesnik M.A. Sotsiologicheskie issledovaniya voobrazheniya v 30-e – 80-e gg. KhKh veka. // NB: Problemy politiki i obshchestva. — 2014.-№ 11.-S.45-61. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.1351. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13517.html
13. Koptseva N.P., Libakova N.M. Formirovanie rossiiskoi kul'turnoi identichnosti v obrazovatel'noi deyatel'nosti sovremennogo universiteta posredstvom izucheniya istorii russkogo izobrazitel'nogo iskusstva // Pedagogika iskusstva.– 2012. – № 4. – S. 7-29.
14. Koptseva N.P., Sertakova E.A. K voprosu o metodologicheskoi strategii sovremennoi urbanisticheskoi antropologii // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. – 2015.-№ 1. – S. 103-120.
15. Krylov, M.P. Regional'naya identichnost' v istoricheskom yadre Evropeiskoi Rossii // Sotsiologicheskie issledovaniya, 2005, № 3.
16. Lysak, I.V. Problema sokhraneniya kul'turnoi identichnosti v usloviyakh globalizatsii // Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2010. № 4. S. 91–95.
17. Kuli, Ch.Kh. Chelovecheskaya priroda i sotsial'nyi poryadok / Ch.Kh. Kuli. Per. s angl.-M.: Ideya-Press, Dom intellektual'noi knigi, 2000. – 320 s.
18. Lozinskaya V.P., Koptseva N.P. Muzykal'noe myshlenie ispolnitelya i slushatelya kak osnova protsessa translyatsii kul'turnykh tsennostei // Pedagogika iskusstva. – 2012.-№ 3. – S. 91-104.
19. Luzan V.S., Koptseva N.P. Modelirovanie kul'tury i kul'turnoi politiki v russkoi filosofii kontsa XIX – pervoi treti XX vv. // Filosofiya i kul'tura. – 2012.-№ 4. – S. 105-116.
20. Lysak I.V. Problema sokhraneniya kul'turnoi identichnosti v usloviyakh globalizatsii // Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2010. № 4. S. 91 – 95.
21. Markin, V. V. Regional'naya identifikatsiya i sotsial'noe modelirovanie rossiiskikh regionov: problema sotsiologicheskoi interpretatsii // Sbornik materialov sotsiologicheskikh issledovanii Instituta sotsiologii RAN.-M., 2007.
22. Mid, Dzh. Internalizovannye drugie i samost'. // Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl': Teksty / Pod red. V.I. Dobren'kova.-M.: Izdanie Mezhdunarodnogo un-ta Biznesa i upravleniya, 1996. S. 222-225.
23. Nikitina M.A., Pimenova N.N. Obraz zhizni Rossii XXI veka na materiale animatsii studii «Mel'nitsa» // Elektronnyi nauchno-prakticheskii zhurnal «Kul'tura i obrazovanie». – 2014.-№ 2 (6). – S. 49.
24. Novoe budushchee Sibiri: ozhidaniya, vyzovy, resheniya. Kollektivnaya monografiya. – Krasnoyarsk, 2013.
25. Pimenova N.N. Problemy obrazovaniya detei korennykh malochislennykh narodov Sibiri i Severa v Krasnoyarskom krae // Innovatsii v nepreryvnom obrazovanii. – 2012.-№ 5 (5). – S.012-018.
26. Pimenova N.N., Seredkina N.N., Koptseva N.P. Izuchenie dekorativno-prikladnogo iskusstva i traditsionnykh religii korennykh malochislennykh narodov Severa kak faktor formirovaniya pozitivnoi rossiiskoi identichnosti // Pedagogika iskusstva. – 2013.-№ 2. – S. 15-30.
27. Pozdnyakova O.A., Reznikova K.V. Osobennosti sub''ektov khudozhestvennoi kinokommunikatsii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 4. – S. 385.
28. Razumovskaya V.A. Izomorfizm poeticheskogo teksta v usloviyakh poetiki i perevoda // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. – 2006.-№ 6-2. – S. 55-59.
29. Rossiiskaya identichnost' v usloviyakh transformatsii: opyt sotsiologicheskogo analiza / otv. red. M.K. Gorshkov, N.E. Tikhonova. – M.: 2005.
30. Sofronova, L. A. O problemakh identichnosti // Kul'tura skvoz' prizmu identichnosti. — M.: Indrik, 2006. — S. 8 — 24.
31. Sertakova E.A. Kontsept «gorod» v russkoi kul'ture // NB: Kul'tury i iskusstva. — 2014.-№ 2.-S.97-126. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.12044. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_12044.html
32. Sofronova, L. A. O problemakh identichnosti // Kul'tura skvoz' prizmu identichnosti. — M.: Indrik, 2006. — S. 8 — 24.
33. Sem'yuelz, E., Shorter B., Plot F. Identichnost' // Sem'yuelz E., Shorter B., Plot F. Kriticheskii slovar' analiticheskoi psikhologii K. Yunga. — M.: MNPP «ESI», 1994. — S. 58—59.
34. Teoriya i praktika prikladnykh kul'turnykh issledovanii: regional'nyi proekt. Kollektivnaya monografiya. – Sankt-Peterburg: Eidos, 2011.
35. Khantington, S. Kto my?: Vyzovy amerikanskoi natsional'noi identichnosti/ S. Khantington; Per. s angl. A. Bashkirova. – M.: OOO «Izdatel'stvo ACT»: OOO «Tranzitkniga», 2004. – 635.
36. Khantington, S. Stolknovenie tsivilizatsii/ S. Khantington; per. s angl. T.Velimeeva, Yu.Novikova.-M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003.-603 s.
37. Shyuts, A. Struktura povsednevnogo myshleniya.//Sotsiologicheskie issledovaniya, 1988. № 2. S. 129-137.
38. Elkind, D. Erik Erikson i vosem' stadii chelovecheskoi zhizni / [Per. s. angl.] — M.: Kogito-tsentr, 1996.
39. Erikson, E. Identichnost': yunost' i krizis/per. s angl.; obshch. red. i predisl. A. V. Tolstykh. — M.: Progress, – 1996.
40. Erikson, E. G. Detstvo i obshchestvo/per. [s angl.] i nauch. red. A. A. Alekseev. — SPb.: Letnii sad, – 2000.
41. Beck, U., Giddens, A., Lash, S. Reflexive Modernizathion. Politics, tradishion and aethetics in the modern social order. Stanford: Stanford University Press. 1994.
42. Billig, M, Tajfel, H./ Social categorizathion and similarity in intergroup behaviour.// Europen Journal of Social Psychology. 1973, № 3. P. 27-52;
43. Broun, R. The role of similarity in intergroup relations.// The Social Dimension: Europen Developments in social Psychology. / Ed. by Tajfel H. Cambridge: Cambridge University Press. 1984. – 280 p.
44. Craib, I. Experiencing identity. L., etc.: Sage, 1998. – 190 p.
45. Fawcett, L. Exploring Regional Domains: A Comparative History of Regionalism/L. Fawcett//Intern Affairs (Royal Inst. of Intern. Affairs 1944).2004. № 80/3. P. 429–446.
46. Giddens, A. Modernity and self-identity: Self and society in the late modern age.-Stanford, 1991.
47. Haas, E. B. Regime Decay: Con-ict Management and International Organizations, 1945–1981/E. B. Haas//Intern. Organization. Spring, 1983.№ 37/2.
48. Hettne, B. Beyond the «New Regionalism»/B. Hettne//New Political Economy. 2005. № 10/4. P. 543–571.
49. Hettne, B. Security and Peace in Post-Cold War Europe/B. Hettne // J. of Peace Research. 1991. № 28/3. P. 279–294.
50. Kelly, R. E. Security Theory in the «New Regionalism»/R. Kelly//Intern.Studies Rev.Summer, 2007. № 9/2. P. 197–229.
51. Kellner, D. Popular culture and the construction of post modern identities.// Modernity and identity./ Ed. by Lash S., Friedman J.-London: Blackwell. 1992. P. 141-177.
52. Koptseva NP, Kirko VI. The information basis for formation of positive ethnic identities in the process of acculturation of indigenous peoples of the Arctic Siberia (Krasnoyarsk, Russia). Life Sci J 2014;11 (8):479-483.
53. Koptseva NP, Kirko VI. Modern specificity of legal regulation of Cultural Development of the Indigenous Peoples of the Arctic Siberia under the global transformations. Life Sci J 2014;11 (9):314-319.
54. Kovtun N.V. The Boundaries of Literariness: Image of the World as a Book in the European Prose of the late 20th Century (through the example of the novel by Christoph Ransmayr „The Last World”) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2014 7) 854-864.
55. Kovtun N.V. Gnostic Code in the Novel by L. Ulitskaya «Medea and Her Children» // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2012 5) 1343-1356.
56. Libakova N.M., Sertakova E.A. The Method of Expert Interview as an Effective Research Procedure of Studying the Indigenous Peoples of the North // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2015 7) 121-136.
57. Kuhn, M, Me Partland I. An empirical imestigation of self-attitudes. // American sociological review, 1954. Vol. 19, 1. Tajfel H. Human groups and social categories Studes in social psychology.-Cambridge, 1987.-430p.
58. MacFarlane, S. N. Regional Organizations and Regional Security/S. N. Mac-Farlane, T. G. Weiss//Security Studies. 1992. № 2/1. P. 6–37.
59. Preez, P. du. The politics of identity. Ideology and the human image. L. etc.: 1983.-184 p.
60. Preez, P. du. A strategic theory of social identity. // Paper presented at the international conference on self and identity. – Cardiff etc.: July, 1984.
61. Reznikova K.V. “The Oera Linda Book” and “The Snow Queen”: Two Destinies of One Myth // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2015 8) 156-181.
62. Semyonova A.A. The Concept “State” in Local Culture of Krasnoyarsk: the Results of an Associative Experiment Based on the Method “Series of Thematic Associations» // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2011 4) 1526-1542.
63. Semenova A.A., Soshehko M.V. Image of Siberia in Artist Aleskander Surikov’s Works // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1743-1766.
64. Seredkina N.N. Revisiting Methodological Principles of Cultural-Semiotic Approach in Studying Art of Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 8 (2014 7) 1342-1357.
65. Sertakova E.A., Gerasimova A.A. Formation of the Russian Siberian Identity in the Wood Engravings of the Krasnoyarsk Craftsmen // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1719-1726.
66. Turner, J.C., Hogg M.A., Oakes P.J., Reicher S.D. Rediscovering the social group: A self-categorization theory.-Oxford, 1987. Vayrynen, R. Regionalism: Old and New/R. Vayrynen//Intern. Studies Rev.2003. № 5/4.
67. Veronica A. Razumovskaya and Karine A. Kardash. Concepts “Prazdnik” and “节日”: Linguocultural and Pretranslational Aspects // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7 (2011 4) 1058-1069.
68. Zamaraeva Y.S. What are Global Transformations Experienced by the Indigenous Peoples of the North? // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 10 (2014 7) 1705-1718.
69. Obmorokova A.M. Formirovanie regional'noi identichnosti i sposob voploshcheniya kontsepta «Rodina» v krasnoyarskom kul'turnom prostranstve // Sotsiodinamika. - 2015. - 2. - C. 37 - 53. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.2.14394. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_14394.html
70. Reznikova K.V. K voprosu ob utochnenii ponyatii «etnos» i «etnichnost'» // Sotsiodinamika. - 2014. - 12. - C. 90 - 102. DOI: 10.7256/2409-7144.2014.12.13913. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_13913.html
71. M. M. Nazarov Rossiiskaya identichnost' i konfliktnoe uchastie // Politika i Obshchestvo. - 2012. - 7. - C. 80 - 86.
72. Koptseva N.P. Vliyanie sovremennykh kul'turnykh praktik na etnicheskuyu identichnost' korennykh malochislennykh narodov Tsentral'noi Sibiri // Sotsiodinamika. - 2014. - 6. - C. 1 - 27. DOI: 10.7256/2409-7144.2014.6.12201. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_12201.html
73. Shchuplenkov N.O. Sokhranenie natsional'no-kul'turnoi identichnosti i poisk novykh ee form v emigratsii «pervoi volny» // Chelovek i kul'tura. - 2014. - 4. - C. 58 - 84. DOI: 10.7256/2409-8744.2014.4.14130. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_14130.html
74. Nemaeva N.O. Sakralizatsiya bazovykh sotsial'nykh idealov v sovremennoi pravoslavnoi khudozhestvennoi kul'ture // Sotsiodinamika. - 2015. - 3. - C. 50 - 68. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.3.14686. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_14686.html
75. Nemaeva N.O. Formirovanie rossiiskoi sotsial'noi i kul'turnoi identichnosti posredstvom vozrozhdeniya sakral'nogo iskusstva // Sotsiodinamika. - 2015. - 2. - C. 54 - 67. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.2.14404. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_14404.html
76. N. A. Khrenov L. N. Gumilev i protivorechiya v kul'turnoi identichnosti // Kul'tura i iskusstvo. - 2012. - 6. - C. 7 - 17.
77. D.S. Dokuchaev Regional'naya identichnost': ponyatie, struktura, funktsii // Filosofiya i kul'tura. - 2012. - 12. - C. 15 - 22.
78. N.N. Rostova Filosofsko-antropologicheskie predposylki teorii identichnosti // Filosofiya i kul'tura. - 2013. - 3. - C. 356 - 365. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.03.9.
79. Kuznetsova A.I. Rol' natsional'noi identichnosti v mezhdunarodnykh otnosheniyakh na sovremennom etape // Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2013. - 2. - C. 185 - 191. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.02.11.
80. Rep'eva A.M. Problemy formirovaniya natsional'noi identichnosti v SShA i Rossii // Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2013. - 2. - C. 197 - 203. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.02.13.
81. P.S. Gurevich Fenomen identichnosti v traktovke Polya Rikera // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2013. - 5. - C. 421 - 423. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.5.8845.
|