Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Zharov S.
About the political leader Ahmet Zeki Velidi
// Genesis: Historical research.
2015. № 3.
P. 246-254.
DOI: 10.7256/2409-868X.2015.3.14840 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=14840
About the political leader Ahmet Zeki Velidi
DOI: 10.7256/2409-868X.2015.3.14840Received: 29-03-2015Published: 09-05-2015Abstract: The object of the research of the given article is a political activity of a well-known leader of the Russian culture and science, one of the leaders of the Bashkir nationalists Ahmet Zeki Velidi from the kin of Togan in 1917-1923 on the territory of the Soviet State. Validi’s memories about his own activity, opinions of his contemporaries who knew the turcologist, texts by contemporary researchers providing the point of view of the heads of Bashkortostan Republic and its scientific institutions are the subject of the research. Special attention is paid to the influence of Velidi’s ideas and activity on forming the modern Russian federalism. The methodological basis of the research consists of historical method, historical comparative method in its kinds, diachronic and synchronic comparison foremost. The main conclusion of the research is a scientifically proved author’s opinion that Ahmet Zeki Velidi of the kin of Togan is undoubtedly an outstanding turcologist, a well-known man of Russian science and culture. But it is an obvious exaggeration to announce him a creator of the Russian federalism and a father of the modern Bashkir nationhood. Keywords: Turkestan, nationalism, Ibn-Fadlan, Turkology, Russian federalism, Validi, the history of Bashkortostan, Kolchak, "white" movement, BashrevkomСреди выдающихся представителей башкирского народа этот человек занимает особенное положение. Пожалуй, ни об одном его соотечественнике так ожесточенно не спорили и его современники, и их потомки, современники уже наши с вами. Деятельность его также оценивается на редкость полярно. Здесь мы попытаемся взглянуть на Валиди-политика, на его победы и поражения на поприще государственной деятельности. В глазах современной башкирской националистической интеллигенции Ахмет-Заки Валиди – «отец современной башкирской государственности, основоположник Башкирской Республики, политик, заложивший основы федеративного устройства России»[1]. Именно так обозначил заслуги Валиди в башкирской и российской государственности доктор философских наук, ведущий научный сотрудник института философии Российской Академии наук Ильшат Рашитович Насыров в интервью, данном Р. Имангулову. Посмотрим на конкретные факты, на основании которых дана такая высокая оценка. Не вдаваясь в подробности политической биографии Валиди, отметим, что главными фактическими достижениями его на этом поприще были: 1. Деятельное участие в образовании 15 ноября 1917 года национально-территориальной автономии Башкортостан как части федеративной России (совместно с Шарифом Манатовым он явился организатором созыва I и II Всебашкирских съездов (июль — Оренбург, август — Уфа), на которых было создано Башкирское Центральное Шуро, провозгласившее эту автономию). Попытка удержать нейтралитет башкирского государственного образования в условиях гражданской войны на его территории естественно закончилась крахом: после ареста и двухмесячного содержания в советской тюрьме освобожденный белоказаками Валиди обратил свое внимание к «белому» движению. 2. Восстановление автономии и правительства Башкортостана в союзе с враждебными Советской России силами – белочехи, КОМУЧ, сибирское правительство Колчака. Этот союз был оплачен участием вооруженных формирований башкир в боях гражданской войны на стороне белых. Результат: Валиди обвиняли в предательстве и четырежды приговаривали к расстрелу, а башкирское правительство указом Временного Всероссийского правительства от 22 октября (4 ноября) 1918 года упразднялось и прекращало свое существование. Учреждалась должность главноуполномоченного по управлению Башкирией[2, С. 70]. В учебнике по истории Башкортостана указано, что «18 февраля 1919 года башкирские войска, сражавшиеся летом 1918 года на стороне белых, не найдя общего языка с Колчаком, перешли на сторону Красной армии»[3, С. 37-37]. Это Валиди осознал, что единственная сторона, гарантирующая определенную автономию Башкортостана – это РСФСР. Возглавив созданный втайне от колчаковского правительства Башревком, он инициировал переговоры с наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным, которые могли состояться только после возвращения башкирских войск (к слову, действительно весьма боеспособных). Переговоры завершились подписанием Соглашения Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством о Советской автономии Башкирии, утвержденной СНК РСФСР 20 марта 1919 года. Но расчет на длительный характер существования этого Соглашения был напрасен, ведь, по меткому замечанию профессора З. З. Зинатуллина, «любое соглашение есть явление субъективистское, которое под воздействием различных психофизических и иных субъективных факторов может оказаться весьма далеким от реальности»[4, С. 189]. Фактически автономное башкирское государство просуществовало 14 месяцев, после чего, с изменением обстановки, полномочия его были существенно урезаны Постановлением ВЦИК от 28 мая 1920 г.[5] Официальная точка зрения современной башкирской науки и политического руководства республики на этот документ такова: он «впервые узаконил правовое положение автономных советских республик. Главные принципы его составили правовую основу для автономий, образовавшихся позже – Татарии, Казахстана, Чувашии и других»[2, С. 92]. Валиди понял, что его использовали. Но, как позже утверждали хорошо узнавшие его люди, «это не тот человек, которого можно использовать, а тот, который норовит использовать других в своих политических целях»[6, С. 21]. Вместе с другими членами Башревкома, не согласившимися с этим Постановлением, Валиди покинул территорию Башкортостана и отправился в Туркестан. 4. В Туркестане, с легкостью вписавшись в ряды местных и приезжих тюркских национал-автономистов, башкирский политик развернул широкую деятельность. Принятый с почетом, но тайно, председателем правительства Бухарской народной советской республики Ф. Ходжаевым, он участвовал в проведении общетюркских курултаев, создании единой тюркской партии-организации «Национальный союз Туркестана», планировании отсоединения от русских[7, С. 340-355]. В своих мемуарах Валиди не скрывает подлинных целей и задач своей деятельности: «первым нашим делом была организация бухарской армии под предлогом борьбы с эмиром и образование Национальной Федерации Туркестана с участием представителей от Хивы, Туркмении, Казахстана … Для чего были установлены связи… с Японским правительством через японскую дипмиссию в Кульдже, ферганскими басмачами Ширмухаммед-беком и Рахманкулом… Командные армейские посты в Карши, Шахрисябзе, Нурате, Гузаре, Кермине были у нас в руках… Мы были готовы в случае, если русские будут препятствовать образованию национальной армии законными путями или попытаются уничтожить ее, объединиться с басмачами и устроить восстание… Работу по разъяснению басмачам национальных задач… с успехом выполняли наши ташкентские и ферганские товарищи»[7, С. 288]. Деятельность Валиди не ограничилась только разъяснительной работой: «в июне и июле 1922 года вблизи Самаркандской провинции, в горах, он руководит тяжелыми боями против частей Красной Армии… 15 и 16 августа того же года, находясь в отряде самаркандских басмачей из «Национального объединения» под командованием Ачыл бека, участвовал в боях против намного превосходящих сил противника»[8, С. 41]. Но даже это не помогло, и здесь Валиди как государственный деятель не смог закрепиться: уже в 1923 г. кавалер нескольких орденов среднеазиатских республик вынужден эмигрировать через Иран в Турцию. Здесь политические его таланты не могли быть востребованы, и начался следующий этап в жизни Валиди – научная и преподавательская деятельность. В рамках этой несомненно выдающейся деятельности Валиди неоднократно вступал в контакты с властными структурами, и далеко не всегда эти контакты были благоприятны для эмигранта. На некоторое время исследователь вынужден был даже покинуть Турцию и работать в странах Европы, в том числе и в нацистской Германии. На этом основании некоторые непримиримые противники Валиди даже склонны обвинять его в сотрудничестве с гитлеровским руководством по вопросам создания и комплектования 1-го восточно-мусульманского полка СС. Однако начальник УФСБ по Республике Башкортостан В. Н. Палагин от имени своей организации достаточно авторитетно опроверг эти измышления: «Нет ни одного великого человека с биографией без темных пятен… Но прямого участия в действиях фашистов со стороны тюрколога мы не подтверждаем»[9]. Подводя итоги анализу деятельности Валиди-политика, можно сказать, что одним из создателей Башкирской Республики он несомненно является. Но вот основы федеративного устройства России он не только не заложил, но наоборот, категорически не принял нормативный акт центральной власти, действительно заложивший эти основы и одновременно разрушивший построенное Валиди здание тюркской национал-автономии, пытавшейся паразитировать на теле Российского государства. Что же касается отцовства по отношению к современной башкирской государственности, то, на наш взгляд, здесь имеет место желание некоторой части современной элиты (и не только башкирской, это явление имеет всеобщий характер) приписать себе знаменитых предков с мировой известностью. На эту роль Ахмет-Заки Валиди из рода Тоган, действительно выдающийся ученый-тюрколог, подходит как нельзя лучше. Он основал свою научную школу в Турции, разработал собственную теорию в области исторической методологии. Научное наследство Валиди составило почти 400 научных трудов – монографий и статей, а некоторые его книги (как, например, «Методология исторического исследования», «Введение во всеобщую историю тюрков» и др.) представляют фундаментальные исследования. Его книга «Путевые заметки Ибн Фадлана» с комментариями вызвала настолько крупный отклик среди востоковедов, что немецкий востоковед Б. Шпулер назвал ее «малой тюркской исторической энциклопедией». Но здесь другая ситуация: фигура Валиди-ученого настолько велика и значима, что ей тесно в башкирских национальных рамках. Сами же башкирские исследователи берут на себя ответственность утверждать, что «З. Валиди Тоган плоть от плоти от русского востоковедения и его нельзя оторвать ни от Российской истории, ни от ее великой культуры»[6, С.30]. Таким образом, рассматривая жизненный путь Ахмета Заки Валиди, мы можем увидеть на нем талантливого ученого, политика националистического толка, откровенного врага Советского государства, выступавшего против него с оружием в руках, эмигранта-ученого, внесшего крупный вклад в российскую науку и культуру – и при этом цельного человека, действовавшего на всех этапах этого пути согласно своим убеждениям. И это не может не вызывать уважения к нему. Но возводить Валиди на несвойственные ему пьедесталы – видимо, тоже не следует. References
1. Imangulov R. Akhmet-Zaki Validi. Ego rol' v istorii // http://bashkorttar.ru/?p=1634 (2013. 28 fevralya)
2. Parlamentarizm v Bashkortostane: istoriya i sovremennost'. – Ufa, 2005. 3. Istoriya Bashkortostana (gg.): Uchebnik /Pod obshch. red. R.Z.Yanguzina /Izd-e Bashkirsk. un-ta. – Ufa, 1997. 4. Tsit. po: Sergeev A. B., Savchenko A. N. I vnov' k voprosu ob ob''ektivnoi istine v ugolovnom sudoproizvodstve : Ugolovnyi protsess : ot proshlogo k budushchemu : materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Moskva, 21 marta 2014 goda). V dvukh chastyakh. Chast' 2. – M. : Akademiya Sledstvennogo komiteta Rossiiskoi Federatsii, 2014. 5. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=16969 6. Kul'sharipov M.M., Yuldashbaev A.M. Zaki Validi kak politik i uchenyi-vostokoved. – Ufa, 2010. 7. Validi A. Vospominaniya. – M, 1997. 8. Gerbert Yanski. Akhmet Zaki Validi Togan // Kul'sharipov M.M., Yuldashbaev A.M. Zaki Validi kak politik i uchenyi-vostokoved. – Ufa, 2010. 9. Urazbakhtina R. Igry patriotov: Glava UFSB po RB ne podtverzhdaet sotrudnichestvo Zaki Validi s fashistami // http://www.mkset.ru/news/patriot/12214/ (2015. 12 marta |