Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Urban Studies
Reference:

Urban reading: a food for thought, a subject for research

Zhabina Svetlana Aleksandrovna

PhD in Philology

methodologist, Childcare #45 JSC Russian Railways

143381, Russia, Moscow, Posyolok Kievskiy St., 171

prt33@hotmail.ru
Other publications by this author
 

 
Danilov Aleksandr Aleksandrovich

assistant, economy and financial law department, Naro-Fominsk branch of Russian State Social University

143330, Russia, Moscow region, Naro-Fominsk, Kievskoye shosse, 5.

andre853@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2014.3.14050

Received:

13-12-2014


Published:

27-12-2014


Abstract: This article examines reading as one of the traditional leisure activities of urban dwellers. The reading culture as a distinct kind of communication has already been studied by social and cultural scientists of XX-eth century like N.A. Rubankin, I.A. Butenko, P.B. Biryukov, B.A. Uspenskiy. Reading is presented as a necessary attribute for urban cultural life. Attention is focused on youth reading, especially technical collegehigher education institution student reading. This defined the object and subject of the research for this work. The authors employ public opinion surveys, based on MGSU control groups. The authors also employed the systemic analysis methods that enabled the authors to link the state of modern information culture with reading traditions. The novelty of this research is defined by the fact that the authors have successfully conducted a synthesis of cultural and social science approaches to studying reading as a phenomenon, as well as information culture as a whole. Cultural science's non-numerical conclusions were taken into account, as well as social science's numerical data in youth control groups. Another novelty is the attempt to compare traditional forms of reading head to head with IT-spread-based information exchange forms.


Keywords:

Information culture, reading, urban subcultures, youth, tradition, crisis, books, N.A. Rubankin, bibliopsychology, reading circles


Постановка проблемы

На рубеже тысячелетий развитие постиндустриальной технотронной цивилизации поставило перед людьми проблему, о которой еще 20-25 лет назад осторожно предупреждали некоторые наиболее смелые футурологи (ученые, предлагающие свои сценарии будущего развития различных сфер человеческой жизни). Речь идет о значительном снижении у людей, и, в частности, у горожан интереса к чтению. В России, где художественная литература, начиная с XIX века и до 80-90-х гг. ХХ века, занимала центральное место, такая ситуация культурными людьми воспринимается особенно остро. Без книги нельзя представить ни один из периодов многовековой истории России. И не только России, но и многих народов Евразии! Стоит ли напоминать о том, какое отношение к книге сформировалось в исламе, который выделяет «людей Писания» как людей, отмеченных Богом. Глубокое уважение к книге сложилось в буддизме. Мы не говорим уже о православной культуре, само появление которой связано с подвижнической деятельностью монахов-книжников из греческого города Солуня – Константина (Кирилла) Философа и его брата Мефодия (об этом подробнее в статье И.П. Прядко [6]). Светская культура в нашей стране тоже распространялась благодаря книге, печатному слову.

Вспомним, какие «книжные» образы определяли жизненные позиции героев русской литературы. В нашем «хрестоматийном» «Евгении Онегине» мы читаем следующее высказывание о Татьяне Лариной:

«Ей рано нравились романы:

Они ей заменяли все,

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо…»

А сам Онегин далее не без иронии определялся как «москвич в гарольдовом плаще…», что представляет собой указание на героя поэмы британского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона. О некоторых аспектах читательской культуры предреволюционной России, о Серебряном веке как ярком феномене культуры мировой можно посмотреть в работе [1].

Современная ситуация в сфере передачи культурных символов отличается от того, что имело место в традиционном обществе. Сегодня жизнь в крупном мегаполисе связана с многочисленными соблазнами; во много раз выросло число возможностей провести свое свободное время. Разнообразны городские рекреационные культурные учреждения в постиндустриальном городе: Интернет-кафе, кинотеатры, ночные клубы, дискотеки, площадки зрелищных мероприятий. Все эти учреждения составляют сегодня конкуренцию публичным библиотекам. Особо быстро происходит изменение читательской культуры в городе. Авторы работы [4] цитируют в данной связи вывод Р.Парка: «… город является центром сосредоточения социальных изменений, которые постепенно умножались и усложнялись…». Как мы уже сказали, особое беспокойство вызывает чтение молодежи (имеются в виду лица от 14 до 25 лет), т.е. людей, в наибольшей степени подверженных веяниям моды, интересующимся новинками в сфере информационных технологий.

Особое внимание должно быть уделено читательской активности студентов технического вуза, которая, к сожалению, постоянно падает. Интернет, как принято считать, давно заменил им чтение книг. Поэтому для того, чтобы сохранить социальный институт чтения необходимо активизировать работу в поддержку книги и книжности. Это нужно, чтобы сохранить книгу как форму информационного обмена, и как одно из важнейших условий интеллектуального, творческого и духовного развития личности.

Именно поэтому наше исследование, находящееся на пересечении социальных проблем и проблем изучения индивидуальной психики, направлено на выявление мотивов, которыми руководствуется молодой человек, решая для себя вопрос: «Читать или не читать?». Требуется широкий разносторонний подход к решению проблем современного чтения. Некоторые известные социологи, философы, журналисты и даже логики (С. И. Поварнин) неоднократно высказывались по этому поводу. Социолог Н. А. Рубакин ещё в начале XX в. в своих работах подчёркивал необходимость целостного, диалектического понимания предмета, содержания библиопсихологии.

Например, в работе «Психология читателя и книги» он высказал следующее убеждение: «Приравнивать библиопсихологию только к психологии читательства и авторства - это значит суживать её значение <…> Поэтому изучать психологию того и другого можно лишь в связи с психологией книжного дела, - будь это издательство, или книготорговля, или библиотечное дело, или все другие отрасли… библиопсихология охватывает библиологию целиком, рассматривая книгу как явление психологическое» [10] (см. также [9]).

В этом отношении более последовательным, как кажется авторам этих строк, было понимание книговедения как социальной науки. Об этом пишут такие современники Н. А. Рубакина, как А. М.Ловягин и М.Н. Куфаев. Они выступили критиками библиопсихологии. В частности, А. М. Ловягин развивал книговедение именно как социологическую науку – библиосоциологию. Одной из основных задач книговедения он считал необходимость постоянно оживлять по себе мёртвую бумажную культуру, чтобы ею могло пользоваться как можно большее число живых носителей культуры - людей. А. М. Ловягин считал плодотворной идею Рубакина о функциональной зависимости автора – книги – читателя, но выступал против абсолютизации в ней психологии. Что касается точки зрения М. Н. Куфаева, то он также рассматривал книгу в процессе общения, причём в обязательной обусловленности этого процесса диалектическим единством социальных, психологических и физиологических условий чтения и пользования книгой.

Современную ситуацию в сфере чтения анализируют П. Б.Бирюков, И. А. Бутенко и ряд других социологов. Эти исследователи обращаются к частным вопросам читательской культуры. В частности .Бутенко отрицает сам факт кризиса в сфере чтения, но подчеркивает изменение формы чтения, уменьшение влияния на обмен информацией традиционной книги [4]. А культуролог Э. К. Разлогов подчеркивает, что на смену книжной культуре приходит экранная. Проблем традиционного чтения касается в своих статьях И. П. Прядко [6; 7]. В настоящем исследовании принимаются во внимание выводы, сделанные в отношении антиномий городской культуры, сделанные в коллективной работе [3] и в статье [4].

В нашей работе мы отталкивались от выводов этих признанных авторитетов в области социологии чтения. Все сказанное выше определило цели, задачи и объект нашего исследования. В качестве последнего выступают молодые жители Москвы и Московской области, преимущественно студенты технических вузов – МИФИ, МГСУ, МАТИ.

Цели исследования

1) Выяснить, что может повлиять на повышение уровня чтения молодежи.

2) Проанализировать круг проблем, связанных с понижением уровня чтения.

3) Выяснить, какие жанры литературы продолжают пользоваться популярностью у молодежи;

4) Способствовать самим фактом исследования продвижению чтения и формированию культуры чтения среди молодежи (14 – 25 лет).

5) способствовать пропаганде чтения и книги среди нечитающего населения.

Социологическое исследование проводилось с помощью раздаточного анкетирования. Согласно полученным таблицам и графикам, статистика показывает, что читательниц-девушек несколько больше, чем юношей.

Выводы

Проведенное нами исследование дало неожиданные, во многом противоречивые результаты. Несмотря на признание чтения важнейшим каналом информации (около 80 % опрошенных) и признания книги главным ее носителем (66 %), регулярно ежедневно читающих среди студентов столичных вузов чуть больше четверти. Налицо признание чтения в качестве главного института гуманитарной культуры. Но на книгу и чтение опрошенные нами столичные студенты смотрят как бы со стороны, как на уважаемое всеми, но постороннее явление социально-гуманитарной культуры. 76 % опрашиваемых нами студентов признали в качестве главного конкурента книги Интернет.

При этом сама вовлеченность в чтение респондентов остается недостаточной. Наконец, многие из опрошенных (56 %) признают, что традиционная книга, выполненная типографским способом, уступает место текстам на электронных носителях, а 40 % студентов сами активно работают с электронной книгой, предпочитая ее книгам на других носителях. На основе этого можно предположить, что изменяется отношение не к чтению, а к книге на традиционных носителях. И возможно, что такая книга уйдет в прошлое, как в свое время ушла в прошлое как институт гуманитарной культуры рукописная книга.

В ходе социологического исследования удалось выяснить, что столичные студенты отдают предпочтение литературным произведения в форме обыкновенной «бумажной» книги. Вместе с тем значительной популярностью пользуются книги на электронных носителях. В то же время респонденты убеждены, что книгу на традиционных носителях вытесняют другие формы представления информации, так же с учётом мнения наших участников, самыми актуальными из них являются Интернет и TV. Но они находят время, чтобы читать несколько раз в неделю, а кто-то и каждый день. Так же большой процент ответов получил следующий вариант: «отсутствие привычки к чтению с детства». Многие из наших студентов считают, что любовь к чтению, должна воспитываться с детства, и мало кто, в наше время, имеют такою привычку. Хотя, согласно полученным ответам, около 50% процентов опрашиваемых имеют дома библиотеку и около 40% процентов хотя бы шкаф с книгами.

Благодаря полученным данным, мы смогли рассмотреть проблему, связанную с понижением уровня чтения, что и являлось нашей основной целью.

References
1. Biryukov B.V., Pryadko I.P. «Gde vse edinstvo bez kontsa…» Logicheskie vozzreniya N.A.Vasil'eva v kul'turno-filosofskom kontekste Serebryanogo veka // Voprosy filosofii. 2003. № 1. S. 88-101.
2. Biryukov B.V. Obrazovanie, kul'tura, gramotnost' // Homo legens-4. Sbornik statei. Pamyati Nikolaya Aleksandrovicha Rubakina. M.: Lenand, 2011. S.7-12.
3. Boltaevskii A.A., Drozdov S.V., Piontkovskaya E.V., Pryadko I.P. U goroda v plenu: protivorechiya v razvitii urbanisticheskoi kul'tury // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2014. №3-1 (41). S.41-43.
4. Boltaevskii A.A., Pryadko I.P. Problemy sovremennogo gradoplanirovaniya v svete vyvodov arkhitektoniki // Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Problemy napravleniya razvitiya gradostroitel'stva». 3-4 oktyabrya 2013 g. M.: RAASN, 2013. S.24-28.
5. Butenko I.A. Gruppovoi portret v inter'ere nezavisimoi biblioteki// Bibliotekar'. 1991. №4.
6. Pryadko I.P. «Prostoe prilezhnoe chitanie» (o dvukh putyakh ovladeniya literaturnym yazykom) // Chelovek chitayushchii: Homo Legens –2. M., 2000.
7. Pryadko I.P. Chtenie i traditsiya: k voprosu o sotsiokul'turnoi dinamike knizhnosti // Chelovek Chitayushchii pamyati N.A. Rubakina (1862-1946): sbornik statei. Russkaya assotsiatsiya chteniya, Moskovskii gosudarstvennyi lingvisticheskii universitet, Mezhvuzovskii nauchnyi tsentr po issledovaniyu problem chteniya i informatsionnoi kul'tury. Moskva, 2011. S. 44-57.
8. Reitblat A.I. «Moskovskie al'manashniki»/ Chtenie v dorevolyutsionnoi Rossii: Sb. nauchn. tr. Vyp.2. M., 1995.
9. Reitblat A.I. Ot Bovy k Bal'montu: Ocherki po istorii chteniya v Rossii vo vtoroi polovine XIX v. M., 1991.
10. Rubakin N.A. Etyudy o chitayushchei publike. SPb., 1987.
11. Boltaevskii A.A., Vlasenko L.V., Golomazova T.N., Ivanova Z.I., Pryadko I.P., Shnyrenkov E.N. Sotsiologiya. Uchebnoe posobie / M., 2013.
12. L.A. Dauenova Issledovanie effektivnosti razlichnykh sochetanii tekhnicheskikh i netekhnicheskikh
sredstv obucheniya prosmotrovomu
i poiskovomu chteniyu na angliiskom yazyke // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 8. - C. 96 - 104.

13. V.B. Vlasova Istoricheskie osobennosti rossiiskogo samosoznaniya v epokhu krizisa // Filosofiya i kul'tura. - 2010. - 4. - C. 77 - 84.
14. V.V. Zyabkina Nravstvenno-esteticheskoe vospitanie
starshikh doshkol'nikov na osnove avtorskoi
programmy "O dobrom i prekrasnom" // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2011. - 10. - C. 57 - 64.

15. Barinov D.N. Transformatsiya chitatel'skikh praktik v sovremennom rossiiskom obshchestve // Kul'tura i iskusstvo. - 2014. - 6. - C. 660 - 667. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.6.13212.