Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Zagoruyko M.V.
State Symbols of Belarus: History and Meaning
// Genesis: Historical research.
2015. № 1.
P. 36-58.
DOI: 10.7256/2409-868X.2015.1.13999 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=13999
State Symbols of Belarus: History and Meaning
DOI: 10.7256/2409-868X.2015.1.13999Received: 13-12-2014Published: 01-01-2015Abstract: The subject of the present article is the coat of arms and the flag of the Republic of Belarus, their history and geopolitical interpretation. The history of Belarus and domestic policy processes ongoing in the Republic of Belarus are reflected in the symbols of the contemporary coat of arms and flag of Belarus. According to the author of the article, Belarusian heraldry has managed to combine both the pre-revolutionary experience and the experience of the Soviet heraldic science. The author of the article examines the coat of arms of the Republic of Belarus in terms of the basics of heraldry and Soviet heritage of symbols. During the Soviet Union heraldry was forgotten as a science and that is why the coats of arms of the Soviet republics including Belarus were just signs but not actual coats of arms. In the post-Soviet times some CIS countries decided to create new coats of arms explaining that their coats of arms had no actual historical basis while other countries started to change Soviet coats of arms and make them to be symbols of independent states. In this research Zagoruyko has applied the historical approach that allows to describe geopolitical phenomena and political allies of the Republic of Belarus. The historical comparative method and the historical genetic method applied demonstrate that it is possible for a new state to adopt the old symbols. The above mentioned methods have allowed to define the main points of the research. The main conclusion of the research is that the coat of arms of Belarus flows organically from the coat of arms of the Byelorussian Soviet Socialist Republic despite the fact that the Republic can actually create a new coat of arms based on the coats of arms of the pre-Soviet period. However, the author admits that it was right of the Republic to refuse from using the 'Pahonia' coat of arms that was the symbol of the the Grand Duchy of Lithuania and therefore had a different ideology. According to the author, the flag of Belarus is a interesting example of the country's identity. Even though the contemporary coat of arms does not correspond to a number of heraldry rules and needs to be improved, heraldry of Belarus has a quite structured and traditional nature. Keywords: heraldry, the Republic of Belarus, coat of arms, Soviet heraldry, Pahonia, the Grand Duchy of Lithuania, the Belarusian People's Republic, Lukashenko, errors in the coat of arms, description of the coat of armsИстория Республики Беларусь и народа, её населяющего, нераздельно связана с историей России. Некогда единый славянский народ, который сегодня принято называть Восточные славяне, в VI – IX веках расселился на обширной территории от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В процессе расселения происходила ассимиляция с местным населением и соседними племенами, а соседей было много. На северо-западе были балтийские летто-литовские племена (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские племена (чудь-эсты, ливы). Финно-угорские племена (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь) были соседями славян с севера, и северо-востока. В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мари, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке располагалась Волжско-Камская Булгария и их соседи башкиры. Южнорусские степи до IX века занимали мадьяры, после их сменили печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя. [4] Взаимодействие с соседями оказало влияние на язык и на культуру славянского народа. Как можно видеть многие названия племен соседей легли в основу топонимов встречающихся на территории России, Белоруссии и Украины. Племенами восточных славян были образованы территориальные княжества. В IX веке эти княжества объединяются в Древнерусское государство – Киевская Русь. На торговом пути «из варяг в греки» возникает большое количество крупных городов: Великий Новгород, Киев, Псков, Чернигов, Полоцк, Владимир, Суздаль, Смоленск, Галич, Ладога и т.д. В X веке при содействии Византии Древнерусское царство принимает христианство восточного образца, тем самым определяя дальнейший исторический путь государства. Однако, Лествичное право (порядок престолонаследия на Руси) приводит к дроблению Древнерусского царства на мелкие княжества, что значительно ослабляет государство. В XIII веке восточные земли Руси попадают под протекторат Монгольской империи, в то время как западные территории образуют Великое княжество Литовское. Земли современной Белоруссии, Литвы, Смоленской области и части Украины вошли в состав вновь образованного государства. Для всех жителей Западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления основным противникам – Золотой Орде и Тевтонскому Ордену. Кроме того, в Великом княжестве Литовском в середине XIV века численно преобладало православное население, несмотря на то, что с 1385 года государственной религией становится католицизм. Освободившись от татаро-монгольского ига и значительно усилившись, «Восточная Русь» никогда не оставляла надежды вернуть свои западные земли. Поэтому противостояние между католическим государством (Великое княжество Литовское, а впоследствии Речь Посполитая) и православной Русью (Восточная Русь, а впоследствии Российская империя) продолжалось до 1795 года. В результате трёх разделов Речи Посполитой между Российской империей, Прусским королевством и Австрией (1772-1795 гг.) вся территория современной Республики Беларусь вошла в состав Российской империи. Подавляющее большинство народа, проживающего на вошедших территориях, сохранило православную самобытность, несмотря на многочисленные попытки Великого княжества Литовского и Речи Посполитой подчинить их Папе Римскому и обратить в католицизм. Можно сказать, что Россия вернула обратно свои исконно русские земли – Белую Русь. В 1919-1920 годах происходит формирование Белорусской Социалистической Советской Республики. Территория БССР формируется до 1939 года. В составе современной Республики Беларусь находятся следующие губернии Российской империи: Виленская губерния, Витебская губерния, Гродненская губерния, небольшая часть Ковенской губернии, небольшая часть Курляндской губернии, Минская губерния, Могилёвская губерния, небольшая часть Сувалкской губернии. Рассмотрим гербы данных регионов (см. таб. 1)
Однако в смутные 1918-1920 годы Белорусская Народная Республика и Литовская Республика принимают герб "Погоня" - древний герб Великого княжества Литовского, известный с конца XIV века. Также данный герб являлся гербом династии Гедиминовичей. Герб представляет собой червлёный щит с всадником на серебряном коне. В правой руке рыцарь держит поднятый меч, а в левой – лазоревый щит с золотым шестиконечным крестом. [10] На некоторых изображениях с левой стороны у всадника ножны, из-под седла свисает трёхконечная попона (ковёр) (см. рис. 1).
Данный герб принимается БНР в момент оккупации Белоруссии немецкими войсками, по сути, правительством, которое ведёт сотрудничество с врагом - белорусскими национал-предателями. Не удивительно, что данный герб и флаг повторно возникает в среде Белорусских коллаборационистов, к которым относились лица, оказывавшие политическое, экономическое и военное сотрудничество оккупационным немецким властям во время Второй мировой войны. Среди них был Председатель Рады БНР Н.С. Абрамчук. Базы подготовки национал-предателей были созданы в Варшаве и Бяла Подляске ещё в 30-х годах. Флаг и герб БНР был принят коллаборационистами потому, что соответствовал идеологии борьбы с Россией. Некоторые специалисты приходят к выводам, что бело-красно-белые цвета флага БНР берут свое начало от треугольных флажков на пиках польско-литовской кавалерии. Флаги были белыми с красным крестом Святого Георгия (прямой красный крест на белом полотнище) и использовались в битве под Оршей 1514 года. [9] Таким образом, истоки официальных символов БНР были переняты у извечных врагов Российских с знамён и гербов, используемых войнами в битвах против Руси. (см. рис. 2)
В Российской империи герб "Погоня" был в составе Большого Государственного герба (1882), использовался в гербах Витебской и Виленской губерний, входил в основу или составную часть 22 гербов городов, изображался в составе родовых гербов потомков Гедиминовичей: князей Голицыных, Куракиных, Трубецких, Хованских. Однако использование данного символа в борьбе против России во все века и, особенно, в первой половине XX века заставляет переосмыслить его значение. Так же как в настоящее время переосмыслен символ свастики, который в 1943 использовался на территории Белоруссии вместе с гербом "Погоня" (печать Белорусской Центральной Рады). Герб Республики Беларусь в советский период претерпел наибольшее число изменений по сравнению с гербами других республик. Изначально в 1919 году на территории БССР использовался герб РСФСР образца 1918 – 1920 гг., только с заменой названия республики. Описание герба: золотые серп и молот на красном фоне в лучах восходящего солнца, вокруг — венец из колосьев и надписи: «Социалистическая Советская Республика Белоруссия» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». [3] Рассмотрим изменения герба республики в советский период, начиная с 1920 года (см. таб.2).
Надо отдать должное руководителям Белорусской ССР за внимательное отношение к символам республики. На протяжении всего советского периода герб Белоруссии регулярно изменялся. Несло ли это изменение идеологический или прогностический подтекст? Если обратиться к демографической карте Белоруссии, то можно увидеть, что после исключения из девиза герба надписи на польском и на еврейском языке количество поляков сократилось более чем в 2 раза, а евреев более чем в 10 раз. [14] Появление в гербе льна также не случайно. В советский период идёт мощное развитие текстильной промышленности республики. В настоящее время в Белоруссии работает более 200 текстильных предприятий. Как видно, изменения в гербе республики в период с 1920 по 1991 не носили случайный характер или художественные, вкусовые предпочтения руководства, а были тщательно продуманы и аргументированы. Смутные годы 1991 – 1995 как для России, так и для всех стран СНГ напоминают 1917 – 1922 гг. Любая революция строится на национальном, религиозном, этническом, территориальном противопоставлении народов. Не удивительно, что в данный период в республике преобладали именно эти тенденции, поэтому символом республики становится флаг и герб БНР (см. рис. 2). История символов БНР, а также идеологический подтекст были разобраны выше. Герб «Погоня» хоть и отражал историю земель республики, но никогда не сочетался с православной – русской идеологией народа, проживавшего на этой земле, народа, освобожденного Россией от польско-литовского ига. Использовать герб «Погоня» в Белоруссии так же кощунственно, как использовать татаро-монгольскую «тамгу» в качестве герба России. Поэтому Президент республики А.Г. Лукашенко, осознавая близость народа Белоруссии с Россией, понимая, что русские и белорусы - единый народ, в 1995 году на национальном референдуме меняет не только герб, но и флаг государства. За основу герба республики был взят герб БССР 1950 года, созданный Иваном Дубасовым. Описание герба: Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных слева цветками клевера, справа – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь». [11]. (см. рис. 3) В то же время был принят флаг республики: Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зелёного цвета. Отношение ширины полос красного и зелёного цвета – 2:1. Отношение ширины государственного флага к его длине – 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины флага без учёта припуска на карман или штакорину для крепления на древко (флагшток). [11]
Флаг Республики Беларусь является отличным примером проявления самобытной культуры. Это сделано при помощи национального орнамента (см. рис 3.), в основе которого лежит узор «Восходящее солнце», вытканный в 1917 году Матрёной Маркевич, крестьянкой деревни Костелище. [1] Орнаменты такого типа, так называемые рубахи-вышиванки, пояса-обереги и т.п., характерны для всех славянских народов. Свои орнаменты имеют народы Поволжья, средней Азии, дальнего севера. Использование таких узоров во флагах мононациональных государств дает возможность однозначной идентификации этноса, делая такой флаг уникальным. Национальный узор позволяет зашифровать емкое смысловое содержание – пожелание благополучия и процветания, оберег нации или государства, молитву. Так и национальный орнамент во флаге Белоруссии несёт свой смысл. Одни специалисты считают, что центральная фигура обозначает поле и связана с традициями земледелия [6], другие, что это символ восходящего солнца, а фигуры справа и слева от ромба - символы благосостояния и богатства. [8] Необходимо отметить, что во флаге советского образца 1950 года орнамент был белый на красном фоне, а во флаге 1995 года был восстановлен правильный - красный цвет орнамента на белом фоне. Герб республики (см. рис.3) выполнен в стиле советской геральдики. Если рассматривать данный герб с точки зрения догм геральдики, то можно указать на три основные ошибки: - в геральдике считается условной "тавтологией", когда в качестве девиза используется имя армигера. Сам герб является символом государства, поэтому писать на нём название государства в качестве девиза является ошибкой. В случае с гербом Белоруссии понятно, что преемственность советских символов продиктовала и преемственность догматических ошибок, присутствовавших в советской геральдике; - в гербе республики присутствует лента с флагом, что делает зависимость герба от флага. Это является логической ошибкой, так как цвета флага должны формироваться из цветов герба, а не герб должен зависеть от цветов флага. В качестве девизной ленты в гербах государств обычно используется лента высшей награды государства. В Белоруссии это орден Отечества I степени, чью ленту можно использовать в гербе государства и его регионов; - в гербе в лучах солнца присутствует контур карты Республики Беларусь. Это является догматической и прогностической ошибкой. Контур карты "замыкает" государство в данных границах, ограничивает его развитие. Карта вынесена за пределы "планеты" и находится в "космосе", что может трактоваться в сатирическом смысле. В геральдике не принято использовать в качестве символов карты, памятники, предметы искусства. Однако, несмотря на ошибки в государственном гербе, геральдика в республике правомерно использует историческую преемственность гербов. В основу гербов современных регионов государства положены гербы одноименных губерний Российской империи. Ниже приведена сравнительная таблица, в которой сопоставляются гербы современных регионов Белоруссии и гербы Белорусских губерний Российской империи. Как видно (см. таб. 3), геральдика в республике достаточно структурирована и продумана из гербов 6-ти регионов, только один герб выбивается по стилю оформления. Гербы Могилёвской и Гомельской области нуждаются в незначительной доработке внешнего украшения для полной унификации Белорусской региональной геральдики. Необходимо обратить внимание на орденскую ленту в гербах регионов. Она должна соответствовать высшему ордену государства или, по крайней мере, сочетаться с орденскими лентами наград Белоруссии. В гербах Российской империи голубая лента соответствовала Императорскому ордену Святого апостола Андрея Первозванного. В таком случае в описании гербов регионов Белоруссии, в которых используется голубая лента, необходимо указывать, что она соответствует Ордену Дружбы народов. В статье показано, какое пристальное внимание в Белоруссии уделялось и уделяется вопросам геральдики. В советский период республика 6 раз вносила изменения в герб, в период современной истории изменения в герб вносилось уже более 3-х раз. Это эволюционный процесс, так как развитие государства требует внесения изменений в основные символы страны. Стоит отметить большую заслугу Президента Белоруссии в замене нехарактерного для государства герба «Погоня» и флага национал-предателей на герб и флаг, более подходящий к социальному, ментальному и внешнеполитическому укладу государства. Изменив свой герб и флаг в 1995 году, Белоруссия скинула с себя символы Литовско-польского ига, став по-настоящему уникальной европейской страной. Настоящий герб республики имеет ряд догматических неточностей. Но, имея столь богатый геральдический опыт, есть надежда, что Беларусь в скором будущем исправит их. В статье было показано, как бережно это молодое государство отнеслось к символам собственной страны - символам дореволюционной России. Эти древние символы Минской, Витебской, Гродненской и Могилёвской губернии законно могут занять свое место в новом гербе республики, составленном согласно геральдическим правилам. Свой удачный опыт современного "герботворчества" республика продемонстрировала на примере гербов Гомельской и Брестской области. Флаг республики является ярким примером самобытности народа и его высокоразвитой культуры. Многие мононациональные государства мира могли бы подобным образом выражать свои этнокультурные традиции, идентифицируя себя через подобные флаги. Символы государства - символы земли несут не только идентификационный, но и прогностический смысл, поэтому Белоруссия, которая так грамотно и основательно занимается собственными символами, имеет большие перспективы. References
1. Basaў A. N. Flagі Belarusі. Uchora і sennya / A.N. Basaў, I.M. Kurkoў.-Minsk : Polymya, 1994.-S. 24.
2. Kudin A.V. Gerby gorodov, gubernii, oblastei i posadov Rossiiskoi imperii 1647-1917: v 2 t. T.2 / A.V. Kudin, A.L. Tsekhanovich.-Moskva : Akademiya, 2000.-S. 351-395. 3. Lipatov A.A. Istoriya Sovetskoi Konstitutsii : V dokumentakh, 1917-1956 / A.A. Lipatov, N.T. Savenkov.-Moskva : Gosyurizdat, 1957.-S. 187-190. 4. Orlov A.S. Osnovy kursa istorii Rossii / A.S. Orlov, V.A. Georgiev, A.Yu. Polunov, Yu.Ya. Tereshchenko.-Moskva : Prostor, 1997.-S. 28-29. 5. Potseluev V.A. Gerby Soyuza SSR / V.A. Potseluev.-Moskva : Politizdat, 1987. 6. Rassadin S.E. Gosudarstvennye simvoly Belarusi: istoricheskie istoki i sud'by gerba i flaga / S.E. Rassadin.-Minsk : Belarus', 2009.-S. 11-12. 7. Rassadin S.E. Istoki gosudarstvennoi simvoliki Belarusi / S.E. Rassadin.-Minsk : Belarus', 2014.-S. 112. 8. Skobelev E.M. Gerb i flag Belorusskoi derzhavy / E.M. Skobelev.-Minsk : Polymya, 1997 9. Tkachev M. Natsional'nye simvoly: narod i istoriya / M. Tkachev. // Gerboved-1997.-№21 (9).-S. 140-154. 10. Shalanda A. "Pagonya" – dzyarzhaўny gerb Vyalіkaga knyastva Lіtoўskaga, Ruskaga і Zhamoitskaga ў kantsy KhІV–pachatku KhVІ st. / A. Shalanda. // Gerol'd Litherland.-2001.-№ 3–4.-S. 102–106. 11. O gosudarstvennykh simvolakh Respubliki Belarus': Zakon Respubliki Belarus' // Natsional'nyi reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus'.-2004.-№ 111.-2/1050 12. Kanstytutsyya (Asnoўny zakon) Belaruskae Satsyyalіstychnae Savetskae Respublіkі. — Mensk: Vydan'ne Tsentral'naga Vykanaўchaga Kamіtetu B. S. S. R. −1927.-76 statei, 10 S. 13. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta BSSR-Minsk:-1958. 14. Institut demografii NIU VShE. Demoskop [Elektronnyi resurs].-Rezhim dostupa: http://demoscope.ru/weekly/pril.php. 15. Zagoruiko M.V. Gosudarstvennye simvoly respubliki Azerbaidzhan: istoriya i znachenie // Genesis: istoricheskie issledovaniya.-2014.-5.-C. 78-92. DOI: 10.7256/2306-420X.2014.5.13515. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_13515.html 16. Zagoruiko M.V., Aliev O.G. Snachala my sozdaem gerb, a potom gerb sozdaet nas prognosticheskii aspekt geral'diki // Politika i Obshchestvo.-2013.-11.-C. 1346-1356. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.11.10067. |