Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Psychologist
Reference:

Emotional Creativity in the Structure of General Abilities of Students

Tereshchenko. Roman Nikolaevich

post-graduate student of the Department of General Psychology at Modern University for the Humanities

Modern University for the Humanities

romanter@inbox.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-0425.2014.1.11846

Received:

18-01-2014


Published:

1-02-2014


Abstract: In article emotional creativity as the creative ability connected with other mental and creative abilities of students is considered. Importance of definition of emotional creativity for pedagogics, need of its measurement at entrants of creative educational institutions is shown. On the basis of the analysis of literature definition of emotional creativity is given, its components are allocated, its communications with indicators of emotional intelligence are described. Data of own empirical research conducted on group of students are provided, is used author's techniques and classical tests for different types of intelligence and creativity. Indicators of the general emotional creativity and personal emotional creativity are entered. On the basis of the received results, it is claimed that emotional creativity as ability is a condition of effective implementation of artistic activity. Interrelations of emotional creativity with other mental and creative abilities are described. Partial existence of "an intellectual threshold" in the relations of emotional creativity and emotional intelligence is noted. At low indicators the general emotional creativity is interconnected with the general emotional intelligence, and at high – they become independent factors, but there is a communication of personal emotional creativity and emotional intelligence.


Keywords:

teaching, psychology, personality, abilities, creative abilities, creativity, emotional creativity, intellect, emotional intellect, artistic talent


Эмоциональная креативность как способность.

Современное профессиональное образование обеспечивает человеку не только формирование необходимых навыков, но и развитие его способностей [10]. Особенно это касается творческих профессий и творческих образовательных учреждений. Даже поступление в такое образовательное учреждение зависит не только от знаний, но, прежде всего, от наличия творческих способностей у абитуриента, которое оцениваются в процессе прохождения творческого конкурса. Оценка творческих способностей абитуриента осуществляется в рамках педагогического подхода к психодиагностике, с помощью экспертной оценки специалистов в данном виде творчества. Психологический подход к психодиагностике предполагает использование тестов в качестве измерительных методик, и само измерение осуществляет психолог - психодиагност. Но для того, чтобы проводить диагностику творческих способностей необходимо, прежде всего, уяснить место каждой из такого рода способностей в общей структуре личности человека, и потом уже разрабатывать диагностический инструментарий. Причем, для творческих способностей - это особенно важно, поскольку диагностика их важна не только для абитуриентов творческих учебных заведений, но и во многих других случаях. Требование наличия общих способностей выступает как важнейшее и при отборе людей на работу (наличие специального образования), и при поступлении в учебное заведение (экзамены, творческих конкурс). Однако создание эффективной системы формирование необходимых способностей требует, прежде всего, знания о том, чего тренировать и как именно [5]. Арсенал психолого-педагогического знания очень велик, он вмещает в себя как философские истоки [16], так и современные технологии развития когнитивных способностей.

Следует учитывать, что творческие способности – широкое понятие, и способности поэта будут отличаться от способностей художника, и тем более, способностей творческого математика. Объектом наших интересов выступает эмоциональная креативность – как одна из творческих способностей.

Эмоциональная креативность – это специфическая способность к формированию, переживанию и адекватному выражению оригинальных эмоций [24], по нашему мнению, она необходима для эмоционального взаимодействия в больших и малых социальных группах [13]. Ранее мы предлагали рассматривать эмоциональную креативность как психическое формирование двойной природы, как способность с одной стороны [20], и как составляющую эмоциональной сферы, с другой [19]. Эмоциональная креативность как характеристика эмоциональной сферы может быть связана с подлинными эмоциями [11], некоторыми чертами личности, с эмоциональной безопасностью образовательной среды [7],[9].

Большинство современных авторов (Дж. Эйврилл [23], О.И.Власова [14] , Н.А.Андреева [1]), считают , что эмоциональная креативность является, прежде всего, составляющей общей креативности, то есть она - способность. Как любая способность эмоциональная креативность должна быть необходимым условием для овладения человеком некоторых творческих видов деятельности. В аспекте понимания эмоциональной креативности как способности проводится большое количество исследований, посвященных взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности [15]. В классических работах эмоциональная креативность изначально рассматривалась как способность, являющейся дополнительной к показателю эмоционального интеллекта [23], при этом эмоциональный интеллект часто рассматривается как часть социального [18].

Нам представляется очень важным определить место эмоциональной креативности в структуре общих способностей, поскольку психика – является целостной структурой. Отдельные виды способностей могут усиливать друг друга [5], в других случаях между способностями может быть обратная взаимосвязь, и чрезмерное развитие первой из них может подавлять вторую, наконец, некоторые способности будут несвязанными между собой [21]. Творческие способности, чрезвычайно важны для любого человека, поскольку воображение может влиять на многие характеристики психики и поведения, на время жизненного пути [6], на физиологию организма [4] , эмоции предположительно могут влиять даже на продолжительность жизни ( у оптимистов продолжительность жизни больше [8]). Говоря о воображении, которое традиционно ставиться во главу развития креативности, необходимо отметь, что образы воображения включают в себе несколько модальностей [12], и соответственно влияние их на другие способности – шире.

В аспекте педагогики, развитие способностей креативности необходимо для успешной профессионализации человека в различных областях жизни. Развитие способностей креативности необходимо для обучения человека творческим профессиям [17]. Но как писала Т.Н.Березина, существует несколько областей деятельности, для которых необходимы разные виды креативности. Она выделяла три основных вида креативности: художественную, научную и социальную креативность. Для руководящих работников важен социальный интеллект, для творцов социальной реальности, социальных реформаторов и революционеров необходима социальная креативность, для профессий научно-исследовательского плана нужен теоретический интеллект, а если ученые разрабатывает новые теории, то ему также необходима научная креативность. Поэтому очень важным является определение места эмоциональной креативности не только среди способностей, но и тех видов деятельности, которые с ними связаны.

Организация эмпирического исследования.

Методологически мы опирались на концепцию эмоциональной креативности и дивергентного чувствования Т.Н.Березиной [13]. Целью данной статьи является изучение связи эмоциональной креативности с другими творческими и интеллектуальными.

Мы предположили, что эмоциональная креативность связана с общей и социальной креативностью, а также с эмоциональным и социальным интеллектом. Также мы предполагаем, существование аналога «интеллектуального порога Торренса» [25] в отношениях эмоциональной креативности и эмоционального интеллекта, это значит, что между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом до определенного уровня существует взаимосвязь, а с превышением этого уровня, они развиваются как отдельные факторы.

Мы провели эмпирическое исследование для проверки нашей гипотезы, у нас было 100 испытуемых в возрасте 20-30 лет, юношей и девушек - студентов ВУЗов г. Москвы.

Мы использовали следующие методики:

1) Опросник личностной эмоциональной креативности (Т.Н.Березина, Р.Н.Терещенко).

2) Тест общей эмоциональной креативности (Т.Н.Березина, Р.Н.Терещенко).

3) Тест Торренса.

4) Методику определения социальной креативности личности.

5) Тест для оценки личностной креативности по Вильямсу.

6) КОТ -краткий Ориентировочный Тест.

7) Опросник для диагностики эмоционального интеллекта (Н.Холл).

8) Методику исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж.Гилфорда и М. Салливена).

9) Корреляционный анализ, использовался метод вычисления коэффициента корреляции Пирсона из пакета стандартных программ STATISTICA -6.

Результаты исследования.

На первом этапе мы изучили взаимосвязь показателей эмоциональной креативности с другими творческими способностями.

Общая эмоциональная креативность – это показатель, позволяющий оценивать связана разнообразие эмоций переживаемых человеком. Чем больше разных эмоциональных состояний может испытывать человек по одному и тому же поводу, тем его общая эмоциональная креативность выше. Как показало наше исследование (подробнее с коэффициентами корреляции можно познакомиться здесь [20]) общая эмоциональная креативность связана корреляционными связями со следующими способностями : личностной креативностью (шкалами «личностная сложность», «склонность к риску» по Вильямсу), общей креативностью по Торренсу (гибкостью и беглостью творческого мышления, с вербальной креативностью), с общим социальным интеллектом, с общим интеллектом. Общий интеллект обеспечивает человеку возможность эффективно решать любые задачи, а социальный интеллект дает ему возможность понимать и управлять отношениями между людьми.

Эмоциональная личностная креативность, этот параметр мы диагностировали с помощью теста-опросника. Мы определили его как черту личности, которая характеризует особенности отношения эмоционально креативного человека к различным сторонам мира, к другим людям и к самому себе (это структура личности по С.Л.Рубиншейну).

Эмоциональная личностная креативность положительно связана с другими способностями: с показателями личностной креативности по Вильямсу (любознательностью, разработанностью творческого мышления), с характеристиками эмоционального интеллекта (управлением эмоциями других людей и распознаванием эмоций их же). Разработанность творческого мышления говорит о способности человека придумывать новые идеи в деталях. Существуют также отрицательные корреляции эмоциональной личностной креативности с другими способностями, с гибкостью творческого мышления она коррелирует отрицательно, т.е., при высокой креативности личностных качеств, творческий продукт не обязательно будет разнообразным, скорее, наоборот.

На втором этапе мы проверили нашу гипотезу о существовании «интеллектуального порога». Для этого мы разделили выборку по уровню эмоционального интеллекта на две группы: 1 группа- людей с высоким интеллектом – у них значение эмоционально интеллекта было выше нормы (25%) и 2 группа - с нормальным и низким эмоциональным интеллектом (75 %). Результаты взаимосвязи показателей эмоциональной креативности и эмоционального интеллекта у этих групп представлены в таблице. .

Таблица 1. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности у испытуемых с высоким эмоциональным интеллектом и невысоким.

Эмоциональный интеллект по Холлу

Группа с высоким эмоциональным интеллектом

Группа с невысоким эмоциональным интеллектом

Общая эмоциональная креативность

0,12

0,74

Личностная эмоциональная креативность

0,54

0,16

Из таблицы следует, что закономерность, выделенная Торренсом, частично обнаружена и на нашей выборке. Она обнаружена для способностей общей эмоциональной креативности и общего эмоционального интеллекта. Иначе говоря, до некоторого уровня способность понимать и управлять эмоциями и способность переживать разнообразные эмоции – взаимосвязаны, чем лучше человек чисто интеллектуально разбирается в эмоциональной сфере, тем больше он может пережить собственных эмоций. Однако, начиная с определенного уровня (по Холлу – это 40 баллов эмоционального интеллекта), способность генерации и переживания эмоций оказывается не связанной со способностью управлять и понимать их. Но зато мы обнаружили противоположную тенденцию - появляется связь эмоционального интеллекта с эмоциональной креативностью как личностной чертой. Иначе говоря, человек, очень хорошо управляющий чужими эмоциями и понимающий их , склонен в своей собственной жизни вести себя более разнообразно в различных социальных ситуациях, интересуется эмоциональной сферой, готов на эмоциональный риск и т.п.

Анализ результатов.

Эмоциональная креативность является способностью генерировать новые эмоциональные переживания и эмоции, согласно класичекому определению, она включает в себя: способность переживать необычные, с трудом поддающиеся описанию эмоции, понимание разнообразных эмоциональных переживаний и умение выражать свои чувства. По классификации Т.Н.Березиной эмоциональная креативность предполагалась частью художественной креативности. Однако по Дж. Эйвриллу, эмоциональная креативность рассматривалась как способность, являющаяся дополнительной к эмоциональному интеллекту, по мнению многих исследователей эмоциональный интеллект – это часть социального [18], а значит эмоциональная креативность – часть социальной креативности, в этом аспекте и происходит ее измерение [3].

Художественная креативность, по Т.Н.Березиной, – это способность, необходимая для освоения профессий из сферы искусства. Мы предлагаем, опираясь на этот тезис, разделить художественную креативность на компоненты, которые бы соответствовали видам искусства. Например, существует традиционное разделение креативности на невербальную и вербальную. Вербальная креативность необходима творческим работникам в области речевого искусства: поэтам, писателям, драматургам. Невербальная (или образная) креативность необходима скульпторам, художникам, операторам. Совместно с Т.Н.Березиной мы считаем, что эмоциональная креативность является профессионально важным качеством для представителей артистических профессий, для артистов кино, театра, режиссеров.

Артистический талант обладает следующими особенностями [2]. Человек, имеющий такой талант, легко входит в роль любого персонажа. Такой человек интересуется актерской игрой. Он может легко менять тональность голоса и выражение лица, когда изображает другого человека. Также он понимает и изображает конфликт в ситуации, когда имеет возможность разыграть какое-то представление, драматическую сцену. Такой человек умело передает чувства через жесты, мимику, движения. Когда он о чем-то с увлечением рассказывает, то стремится вызывать у других людей эмоциональные реакции. Он передает чувства и эмоциональные переживания с большой легкостью. Он пластичен, он открыт всему новому, «не зацикливается» на старом. Такой человек не любит уже испытанных вариантов, он стремиться найти новые способы решения жизненных задач, он не боится новых попыток, всегда проверяет новую идею и только после опытной проверки может от нее отказаться.

Практически все характеристики артистического повторяются как показатели эмоциональной креативности по Дж. Эйвриллу. Поэтому мы хотим предположить, что эмоциональная креативность – это и есть профессионально важное качество для артистов, и значительная составляющая артистических способностей вообще.

Заключение.

Существует взаимосвязь эмоциональной креативности с другими интеллектуальными и творческими способностями человека. Общая эмоциональная креативность связана с общей креативностью и с личной креативностью положительной связью. Также она связана со способностями общего, эмоционального и социального интеллекта. Эмоциональная личностная креативность связана с другими чертами творческой личности: личностной и социальной креативностью положительными связями, а также с беглостью дивергентного мышления, но отрицательно с его оригинальностью. Опираясь на теоретический анализ, мы предлагаем разделять художественную креативность на несколько составляющих, соответственно видам искусства: основных составляющих – две вербальную и невербальную креативность. Вербальная – необходима творческим работникам в области вербального искусства: поэтам, писателям, драматургам. Невербальная креативность нужна художникам, архитекторам, скульпторам. Эмоциональная креативность может быть связана с артистическим талантом и оказывается профессионально важным качеством для представителей артистических профессий: режиссеров, артистов театра и кино.

References
1. Andreeva I.N. Emotsional'naya kreativnost' i ee otlichiya ot emotsional'nogo intellekta // Vіsnik Chernіgіvs'kogo derzhavnogo pedagogіchnogo unіversitetu. – Chernіgіv: ChDPU, 2006. – Vip. 41. Tom 1.
2. Artisticheskii talant// elektronnyi resurs http://region.krasu.ru/files/sites/gimn4_art_club/art.htm
3. Barysheva T.A., Metelkina A.A. Emotsional'naya kreativnost': modelirovanie i diagnostika v mladshem shkol'nom vozraste. // Gertsenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie. 2014. T. 5. № 1. S. 356-362.
4. Berezina T.N. Vzaimosvyaz' bazovykh zapakhov i bazovykh emotsii. // Voprosy psikhologii. 2012. № 4. S. 106-116.
5. Berezina T.N. Vzaimosvyaz' fizicheskikh i intellektual'nykh sposobnostei u vzroslykh lyudei// Psikhologiya i psikhotekhnika,2012, №4, s.51-60.
6. Berezina T.N. Vremya kak veroyatnost'. // Mir psikhologii, 2011, № 3, S. 30-43.
7. Berezina T.N. Ob emotsional'noi bezopasnosti obrazovatel'noi sredy. // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2013. № 9. S. 897-902.
8. Berezina T.N. Faktory sredy i ikh vliyanie na individual'nuyu prodolzhitel'nost' zhizni. // Mir psikhologii. 2013. № 4. S. 165-178.
9. Berezina T.N. Emotsional'naya bezopasnost' obrazovatel'noi sredy i ee vliyanie na sub''ektivnoe sostoyanie zdorov'ya u studentov. // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2014. № 2. S. 36-40.
10. Berezina T.N. Vospitanie dobra kak psikhologopedagogicheskaya problema vysshei shkoly. //Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2013. № 2. S. 62-66.
11. Berezina T.N. Emotsional'naya bezopasnost' obrazovatel'noi sredy i podlinnye emotsii. //Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. 2013. № 3. S. 16-22.
12. Berezina T.N. Sobstvennoe zvuchanie obrazov snovideniya. // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2014. № 1. S. 57-68.
13. Berezina T.N., Tereshchenko R.N. Emotsional'naya kreativnost': opredelenie i struktura.// Psikhologiya i psikhotekhnika, 2012, №2, s.43-50.
14. Vlasova O.І. Psikhologіya sotsіal'nikh zdіbnostei: struktura, dinamіka, chinniki rozvitku: Monografіya. – K.: «Kiїvs'kii unіversitet», 2005.
15. Golubina Yu.Yu. Vzaimosvyaz' mezhdu emotsional'noi kreativnost'yu i emotsional'nym intellektom. // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya. 2013. № 1. S. 80-87.
16. Gurevich P.S. Arsenal psikhologicheskogo znaniya. // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2013. № 10. S. 921-925
17. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostei — SPb.: Izdatel'stvo «Piter», 1999. — 368 s
18. Lyusin D. V. Sovremennye predstavleniya ob emotsional'nom intellekte // Sotsial'nyi intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya / Pod red. D.V. Lyusina, D.V. Ushakova. M.: Institut psikhologii RAN, 2004. S. 29-36.
19. Tereshchenko R.N.Tipy emotsional'no kreativnykh lichnostei studentov. // Psikhologiya obucheniya. 2013. № 01. S. 52-60.
20. Tereshchenko R.N.Emotsional'naya kreativnost' kak sposobnost'. // Psikhologiya obucheniya. 2013. № 03. S. 134-142.
21. Ushakov D.V. Intellekt: strukturno-dinamicheskaya teoriya. M: IP RAN, 2003.
22. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya.-2-e izd., pererab.i dop.-SPb.: Piter, 2002.-264 s.
23. Averill J. R. Emotions as mediators and as products of creative activity. In J.Kaufman& J.Baer (Eds.). Creativity across domains: Face of muse. Mahwah, N.Y.: Erlbaum, 2005. P.p. 225-243.
24. Averill J.R. & Thomas –Knowles C. Emotional creativity. In K.T. Strongman (Ed.), International review of studies on emotion (Vol.1, p.p. 269-299). London: Wiley, 1991.
25. Torrance E. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
26. P.S. Gurevich, E.M. Spirova Lichnostnyi rost: teoriya i praktika
(Otchet o rabote Laboratorii lichnostnogo rosta Moskovskogo gumanitarnogo universiteta) // Pedagogika i prosveshchenie. - 2011. - 1. - C. 42 - 54.

27. Berezina T.N. Problema dobra v sovremennoi pedagogike i psikhologii. // NB: Pedagogika i prosveshchenie. - 2013. - 1. - C. 126 - 139. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.1.8872. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_8872.html
28. Baranova E.M. Psikhologicheskie aspekty razvitiya doshkol'nika v sisteme svobodnogo vospitaniya Montessori. // NB: Pedagogika i prosveshchenie. - 2013. - 2. - C. 134 - 149. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.2.8873. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_8873.html
29. Mansurov E.I. Mozhet li ideya osvoeniya kosmosa stat' natsional'noi ideei. Vzglyad psikhologa. // NB: Pedagogika i prosveshchenie. - 2014. - 1. - C. 53 - 72. DOI: 10.7256/2306-4188.2014.1.10632. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10632.html
30. N.E. Soboleva Razvitie kreativnosti detei
v ramkakh val'dorfskoi pedagogicheskoi sistemy // Pedagogika i prosveshchenie. - 2011. - 1. - C. 36 - 41.

31. Faskhutdinova Yu.F. K voprosu o razvitii kognitivnykh sposobnostei u detei s ZPR. // NB: Psikhologiya i psikhotekhnika. - 2013. - 5. - C. 24 - 45. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.5.9135. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_9135.html