Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

World Politics
Reference:

Crisis in Ukraine: geopolitical and geostrategical aspects.

Gusher Anatolii Ivanovich

Director General of the Autonomous Non-Commercial Organization "Center for Strategic Development"

119146, Russia, Moskva, ul. 3 Frunzenskaya, 12.

gusher@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-4226.2014.4.11605

Received:

17-11-2014


Published:

1-12-2014


Abstract: It has been a long time since such an acute military and political situation with long-standing consequences as the current situation in Ukraine and around it took place in the world.  Yet another political crisis in Ukraine which took place in November 2013 continued as three months of tough opposition between the government and its opponents, and it was finished on February 22, 2014, with an armed insurrection was implemented and the government was taken over by the group of Yatsenyuk-Klichko-Tyagniboka representing the interests of the pro-Western Ukrainian nationalists and the fascist and extremist Banderovite groups. It took place the next day after President Yanukovych and the above-mentioned leaders of the opposing parties "Batkivschina", "Udar" and "Soboda" in the presence of the Ministers of Foreign Affairs of Germany, Poland, France and representative of Russia has signed the treaty on the conditions and procedure of crisis regulation. All of the Ukrainian government system fell under the pressure of opposition, Banderovite groups and the crowds of people intoxicated by the anti-Russian propaganda. President  Yanukovych, who did not show either the government power or the personal bravery secretly left the country just before these events and he hid in the territory of the Russian Federation.  Maybe for all of the people caring for the destiny of the Ukrainian people it was the moment of truth, and it showed the rotten and ugly situation in the Ukrainian politics and the lack of perspective in the efforts of Russia on honest and businesslike interactions and cooperation with the current Ukrainian political elite.


Keywords:

international relations, foreign policy, Russia, geopolitics, political instability, diplomacy, state, Ukraine, security, conflict


Захватившие власть на Украине силы сразу же обозначили стратегические ориентиры своего внутри- и внешнеполитического курса: тотальная украинизация, запрет русского языка, курс на евроинтеграцию и вступление Украины в НАТО. И все это – на фоне антироссийской истерии. Сыгравшие решающую роль в силовом захвате власти в Киеве и в украинских регионах вооруженные банды западноукраинских националистов т.н. «правого сектора» и родственных им группировок, объявивших себя наследниками дела Степана Бандеры, разграбили армейские склады и арсеналы. В их руки попали тысячи единиц стрелкового и другого оружия, и разоружаться они явно не намерены. Ими развязан террор и кампания запугивания и преследования в отношении представителей свергнутого режима и тех украинцев, которые не выражают энтузиазма по поводу всего происходящего. В стране проведена акция по замене глав администраций в регионах, отстранению от руководства важными государственными учреждениями и компаниями неугодных новой власти лиц, аресту и изоляции активистов, выражающих интересы той части украинского населения, которая отвергает политику незаконных властей Украины. Страна превращается в сплошную зону махновщины, беззакония и бесчинств вооруженных групп националистов и экстремистов.

Опьяненные неожиданным успехом в свержении слабой и трусливой администрации Виктора Януковича, главари «правого сектора» Ярош, одиозный Музычко и другие экстремисты пустились во все тяжкие, перейдя к прямым угрозам в адрес России. Примечательно, что к этим угрозам все чаще присоединяются и политики верхнего эшелона, представляющие нынешнюю самозванную власть на Украине. Им вторит и выпущенная недавно из харьковского СИЗО Юлия Тимошенко. Возвратившись в Киев после кратковременного медицинского освидетельствования в Германии, бывшая «газовая принцесса» и духовная мать «Батькивщины», начинает серию новых политических интриг. Судя по всему, она смотрит на себя уже как на нового президента Украины, выборы которого предварительно назначены на 25 мая с.г. Но в президентское кресло метят и другие лидеры мятежа: Яценюк, Кличко, Тягнибок, Порубий, лидер «правого сектора» Ярош и другие лица.

В связи с событиями на Украине возникает немало вопросов о причинах кризиса в этой стране и вероятных последствиях всего этого для России и остального мира. Ответы, на ряд из них, как мне представляется, лежат на поверхности всей этой истории.

У Украины – очень плохая историческая и политическая наследственность. Она никогда не была нормальным государством, у нее не было такого опыта – быть государством. Гетьманщина, Запорожская Сечь, хотя и воспеты в украинской поэзии и в народном творчестве кобзарей, еще не государственность. Тем не менее, узкий круг украинской киевской элиты в течение многих лет полагал, что Украина давно созрела для независимости (нэзалэжности), не понимая или не желая понять того, что независимость – это тяжелая ноша и ответственность. Наибольшее, на что практически всегда в своей истории была способна украинская элита, это временно объединяться в небольшие группы «по интересам» ради собственного благополучия, постоянно брюзжать о своей «тяжкой доле», обвинять соседей во всех бедах украинского народа, надувать щеки от собственного гонора, неудачно копировать опыт других, постоянно искать богатого и сильного покровителя, перебегая от одного к другому и т.д. Именно от неумения мыслить стратегическими категориями и от собственного бессилия украинские элиты культивируют национализм в его самых отвратительных формах, поощряют проявления жестокости по отношению к несогласным, пытаются оградить украинцев от внешнего влияния. Но при этом они не брезгуют кормиться с любой руки, даже «москальской».

Украинская элита и все ее нынешние политики никогда не признаются в том, что их страна была создана Россией, которая постоянно, как в царские, так и в советские времена, прирезала Украине российские земли, создавала на ее территории современные промышленные предприятия, развивала инфраструктуру, обеспечивала ее защиту. Украинцы были хорошими исполнителями, но никогда – интернационалистами и стратегами. Получив в наследство при развале СССР мощные производства ракетно-космической, авиационной, электронной, судостроительной, машиностроительной, металлургической и угольной промышленности, украинские «самостийныкы» не сумели по-настоящему распорядиться этим богатством. Разграбить и опустить их до бездыханного состояния – это одно и совсем другое – приспособить их к новым условиям жизни. То же можно сказать и об оставшейся на украинской территории мощной группировке войск бывшей Советской Армии. Где это все сегодня? А было столько эйфории, столько обещаний и заклинаний на достойную жизнь для народа! Но не получилось.

За весь период с момента провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 г. и до настоящего времени ни одному из четырех президентских режимов, бравших в свои руки бразды управления страной, так и не удалось выработать жизнеспособной стратегии развития, привести украинской общество в сбалансированное состояние, обеспечить межнациональный мир и спокойствие. Вместо упорной созидательной работы по строительству нового украинского государства местные элиты в первую очередь занялись дележом и распродажей немалого советского наследства, сколачиванием личных состояний и созданием моноэтнического государства.

За это время Украина глубоко увязла в болоте национализма, придуманных киевскими идеологами и «учеными» мифов украинства и национальной исключительности. Фальсификация и постоянное переписывание истории, идеализация фигур украинских военных преступников периода гитлеровской оккупации Украины, поиск внутренних и внешних врагов, нагнетание в сознании населения русофобии и борьба с русским языком стали определяющими факторами формирования государственной идеологии и политики Киева. Население страны, особенно ее молодежь, подвергалось агрессивной идеологической обработке в духе украинского национализма, враждебности и ненависти к другим народам, в первую очередь к русскому и всей России. Сегодня мы имеем возможность наблюдать результаты этой работы.

Все правящие политические режимы Украины наивно полагали, что это работает на укрепление независимости страны, и пропустили тот момент, когда немногие в первые годы независимости группы националистов и экстремистов превратились в многочисленные и неплохо на сегодня вооруженные группировки с собственными политическими амбициями. Тот же «правый сектор» уже принял решение о преобразовании в политическую партию и выдвижении своего главаря Яроша в кандидаты на пост нового президента Украины. «Бандера придет, порядок наведет!». Это популярная речевка молодых украинских радикалов, идущих за Ярошем.

Важнейшим фактором, способствовавшим военному перевороту в Киеве и разгулу бандеровской «демократии» на Украине, является неуемное стремление Запада нанести удар России, что называется, «под дых», в одной из наиболее чувствительных для нее стратегических зон. Запад в лице США, Евросоюза и НАТО уже в течение ряда лет пытается столкнуть Украину с Россией, связать этим конфликтом руки Москве и, если получится, перенести весь украинский хаос на российскую территорию со всеми вытекающими из этого последствиями [1]. О надеждах западных политиков и стратегов заполучить украинскую территорию в качестве стратегического плацдарма под боком у России уже и говорить как-то неудобно. Неужели они настолько самоуверенны, что готовы на такие авантюры? Ничем другим невозможно объяснить масштабы и направленность того вмешательства Запада в политические процессы на Украине, которое можно было наблюдать в течение всего периода с момента обретения ею независимости.

Происходящие на Украине события создали новые вызовы и прямые угрозы национальным интересам и безопасности России и инициировали изменения в т.н. миропорядке, сложившемся в течение последней четверти века. Военно-политический кризис на Украине расставил все по своим местам, внес ясность в стратегическую картину мира и в наши представления о том, чего стоят России ее западные «друзья и партнеры», как их дипломатично называет президент РФ Владимир Владимирович Путин [2].

Политический кризис на Украине перерос в событие исключительного исторического звучания и стратегического вызова. Создаваемые им вызовы и угрозы национальным интересам и безопасности России стали настолько очевидными, что не реагировать на них самым решительным образом было уже невозможно. Украинский кризис – это серьезное испытание для России и всего славянского мира. Это – новый и опасный шаг Запада в духе «дранг нах остен». Что это такое, мы в России хорошо помним и знаем и именно поэтому должны были сделать все, чтобы сорвать этот замысел и поставить его авторов на место.

В создавшихся условиях у российского руководства не было другого подходящего шага для того, чтобы осадить зарвавшихся украинских националистов и их западных покровителей, кроме как заявить о своей готовности в случае необходимости для обеспечения безопасности своих соотечественников применить на территории Украины российские Вооруженные силы. Шаг, прямо скажем, неожиданный, острый, но эффективный. Он вдохновил наших соотечественников на Украине и большинство самих украинцев в их противостоянии давлению со стороны запредельно коррумпированной украинской власти и банд украинских националистов. Он же четко указал украинским властям и их западным покровителям на ту «красную линию», преступив которую Киев и его союзники встретят жесткий отпор. Запад, судя по всему, понял, что Россия намерена решительно защищать свои стратегические интересы в Черноморской зоне и на Украине, и для этого у нее имеются и политическая воля, и необходимые ресурсы. Проявленная российским руководством решительность встретила широкую поддержку российской общественности. Это стало моментом истины и фактором национального единства, что не так часто наблюдалось в нашей стране за последние годы.

Но наиболее знаковым событием марта 2014 г. как в истории российско-украинских отношений, так и современной мировой политики стало воссоединение Крыма с Россией. Все произошло очень быстро и с соблюдением всех международных правовых норм. Конечно, наиболее убедительным аргументом в пользу воссоединения с Россией стало поразительное единодушие крымчан, высказавшихся на референдуме 16 марта 2014 г. за вхождение в состав России.

В своей жизни я не видел более глубокого и искреннего проявления большой массой людей таких чувств, которые я имел счастье наблюдать в дни возвращения Крыма и Севастополя в Россию. Это тоже является подтверждением полной правоты крымских и российских политиков, услышавших голоса своих сограждан и сделавших все необходимые шаги для реализации национальных чаяний и восстановления исторической справедливости.

Как военному профессионалу и стратегическому аналитику мне понятно значение возвращения Крыма в состав России. Хотя еще и предстоит большая работа по Крыму и Севастополю, совершенно очевидно, что военные и в целом стратегические позиции России в Черноморской зоне будут обеспечены более надежно и эффективно. Крым перестанет быть перевалочной базой и местом укрытия для международных террористов и разного рода преступных элементов. Как компактная и относительно развитая в инфраструктурном и промышленном отношении территория, Крым может стать хорошей площадкой для отработки новых схем комплексного развития территорий, пригодных для реализации в других субъектах Российской Федерации. В геополитическом отношении воссоединение Крыма с Россией является мощным ударом по сепаратистским настроениям в некоторых российских регионах.

Россия в эти дни переживает уникальный момент своей истории от 1917 г. и до 2014 г. Впервые к ней обращаются за помощью и защитой массы русских, оказавшихся по воле и прихоти советских лидеров от Владимира Ленина и до Никиты Хрущева в составе национальных республик бывшего СССР. Сегодня, когда российскими государственными флагами буквально заполонены улицы и площади областей юго-востока и юга Украины, России необходимо думать над этой ситуацией и принимать верные решения. Подавляющее большинство населения упомянутых регионов выражает свое стремление быть как можно ближе к России, рассчитывает на духовное единство с ней, на ее помощь и поддержку. Представляется, что со стороны России никаких спекуляций и негодных политических маневров вокруг проявленного к ней доверия не должно быть и не будет.

События вокруг Украины, особенно в части угроз в отношении России со стороны российских «друзей и партнеров», должны убедить российские власти, российский бизнес и все общество в необходимости более активно и целеустремленно развивать и укреплять национальную экономику, укреплять национальную финансовую систему, постоянно наращивать масштабы и действенность мер по обеспечению экономической безопасности. Россия – самодостаточная страна по всем ресурсным стратегическим параметрам. Возможно, мы начали осознанное движение в направлении внешнеполитической самодостаточности. Несмотря на негативный фон вокруг России, создаваемый ее оппонентами, мы не должны проявлять нерешительности. Рано или поздно в мире поймут правоту России. В конце концов, защита интересов наших сограждан и друзей России гораздо важнее временных неудобств и даже потерь, которые мы можем понести в конфронтации с Западом из-за Украины.

References
1. MID RF vozmushchen deistviyami "Pravogo sektora" na vostoke Ukrainy. Prosmotreno 10.03.2014 v 11.11 http://itar-tass.com/politika/1033777
2. Manoilo A.V. Vooruzhennyi myatezh v Ukraine mozhet stat' dlya Rossii poslednim trevozhnym zvonkom. "NB: Mezhdunarodnye otnosheniya", № 2, 2014
3. Manoilo A.V. Vooruzhennyi myatezh v Ukraine: volna tsvetnykh revolyutsii idet na Rossiyu // NB: Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2014. - 3. - C. 27 - 35. DOI: 10.7256/2306-4226.2014.3.11498. URL: http://www.e-notabene.ru/wi/article_11498.html
4. Karyakin V.V. Tsivilizatsionnaya antropologiya
amerikanskogo ekspansionizma:
ot doktriny Monro
k global'nomu liderstvu // Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2013. - 4. - C. 487 - 468. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.4.9722.

5. Petrenko A.I. Siriiskii gambit // Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2013. - 1. - C. 92 - 95. DOI: 10.7256/2305-560Kh.2013.01.11.