Library
|
Your profile |
Philosophical Thought
Reference:
Arapov A.V.
Two paradigms in the Protestand Bible hermeneutics.
// Philosophical Thought.
2014. № 1.
P. 1-19.
DOI: 10.7256/2306-0174.2014.1.10746 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=10746
Two paradigms in the Protestand Bible hermeneutics.
DOI: 10.7256/2306-0174.2014.1.10746Received: 18-12-2013Published: 1-01-2014Abstract: The modern Protestant Bible hermeneutics has two main paradigms: the conservative paradigm and the liberal paradigm. The liberal hermeneutic paradigm was formed in XVIII -XIX centuries under the influence of the ideas of Enlightenment and Positivism. Later existentialism also had a significant influence on it. The conservative paradigm as we know it was formed in the XIX century as a reaction to the spread of the liberal paradigm. The conservative hermeneutic paradigm is related to the conservative theological and metaphysical position in Protestantism. These paradigms are the object of studies in this article. The article uses social philosophical analysis, comparative analysis, psychological analysis, and general scientific methods. Social and philosophical analysis allowed to uncover the influence of social and political elements on the later interpretation of sacral texts. With its help the author defines specific historical prerequisites for the development of hermeneutic strategies. The conservative movement has the most influence among the clergy, and interpretation based on conservative approach is often used in the preaching practice: for preaching, counseling talks and missionary work. Liberal approach has more influence in the academic circles. The two movements have mutual distrust towards each other. From the standpoint of conservative Protestants, the representatives of the liberal movement are doubtful Christians. And from the standpoint of the liberal Protestant the conservative approach towards the Bible interpretation is hardly scientific. The conservative approach is irrational (while not being mystical). At the same time, it should be noted that in the late XX century fundamentalism merged with the postmodernism, since these two approaches similarly distrust critical mindset. Keywords: hermeneutics, Bible studies, Protestantism, fundamentalism, conservativism, liberalism, existentialism, Rudolf Karl Bultmann, Karl Barth, semioticsВ современной протестантской библейской герменевтике можно выделить две основные парадигмы. Это консервативная парадигма и либеральная парадигма. Консервативное течение наиболее влиятельно в церковных кругах, толкования, основанные на консервативном подходе, широко применяются в пасторской практике: в проповедях, душепопечительских беседах, миссионерской работе. Либеральный подход более влиятелен в академических кругах. Представители этих течений относятся друг к другу с взаимным недоверием. С точки зрения консерваторов либеральный подход ведет к потере всяких нравственных ориентиров и подрывает основы христианской веры. С точки зрения консерваторов, представители либерального течения – это сомнительные христиане. А с точки зрения либералов, консервативный подход к интерпретации Библии вряд ли можно назвать научным. Работы консервативных авторов в академических кругах часто считаются не заслуживающими серьезного внимания. Но при этом, значительное число членов протестантских церквей в США воспринимают Библию именно в консервативной интерпретации. У нас, в России, познакомиться с консервативной библейской герменевтикой тоже гораздо проще, чем с либеральной, т.к. большинство переводных работ по библейской герменевтике, издаваемых протестантскими издательствами, принадлежат перу авторов консервативного направления. Эти два течения противоположны по своим основным принципам. Здесь хочется подчеркнуть, что и консервативная и либеральная библейская герменевтика не есть бесстрастный поиск наиболее эффективных способов понимания сакрального текста, за теми или иными герменевтическими системами стоят определенные метафизические взгляды. Хотя в систематической теологии предполагается, что теологические доктрины «вычитываются» из текста Писания посредством герменевтических приемов, на самом деле они скорее «вчитываются» в текст посредством этих приемов. Сами же теологические доктрины появляются как ответ теологии на вопросы, рождаемые движением человеческой истории и развитием человеческой культуры. Консервативная парадигма Консервативная парадигма в ее современном виде формируется в 19 веке как реакция на распространение либеральной парадигмы. Консервативная герменевтическая парадигма связана с консервативной теолого-метафизической позицией в протестантизме. Гораздо чаще Последователи такой позиции именуется консервативными протестантами. Эта позиция носит надконфессиональный характер. Консервативными протестантами могут быть члены различных протестантских церквей. Существует несколько типов консервативного протестантизма. Возрожденные ("Born-again") христиане: это самая широкая категория. Она включает 39 процентов жителей Америки, которые утверждают личное переживание Христа. Возрожденные христиане принадлежат к разным частям политического спектра. Одним из наиболее известных возрожденных христиан политиков является Джимми Картер. Термин «Евангельские христиане» (не следует путать с одноименной деноминацией) обозначает теологическую позицию, которая вкючает в себя не только признанеи необходимости личной встречи с Богом, но, также, уникальный религиозный авторитет Библии, и признание необходимости делиться своей верой с другими. Билли Грэм – это парадигматический евангельский христианин. «Фунадменталисты» разделяют позицию евангельских христиан, и, кроме того, утверждают «буквальную непогрешимость» Библии, что приводит их к непримиримому конфликту с теориями эволюции и «большого взрыва». Вильям Дженнингс Брайан, который отстаивал буквальное прочтение Бытия на «обезьяньем процессе» 1925 г. был классическим фундаменталистом. Консервативная парадигма в библейской герменевтике включает следующие принципы:
Показательным в этом случае является рассказ Д.Л. Муди. «Несколько лет тому назад я знал человека, которого многие считали нездравым в вере и не позволяли ему проповедовать с кафедры в Нордфильде. Я сказал им, что скоро узнаю, здрав ли он в вере или нет, и спросил его: «Верите ли Вы, что кит проглотил Иону ?» - «Да, верю ответил он. «хорошо, - сказал я, - в таком случае взойдите на кафедру и говорите» [1].
Консервативный подход иррационален (хотя и не мистичен). При этом следует отметить, что в конце 20 столетия фундаментализм стал иногда смыкаться с постмодернизмом, с которым его объединяет недоверие к критическому разуму. Если «старый» фундаментализм просто игнорирует (во имя веры), критический разум, то в постмодернизме критический разум был сам подвергнут критическому анализу. «Указание на «критику критицизма » наилучшим образом проясняет конструктивный проект постмодернистского сознания. Часто цитируемая ссылка Рикера на «вторую наивность» наиболее прямо выражает значение постмодернистского возврата к домодернистским источникам» [2]. Либеральная парадигма Либеральная герменевтическая парадигма сформировалась в 18-19 вв. под влиянием идей Просвещения и Позитивизма [3]. Позднее на нее оказал большое влияние экзистенциализм. Также как и консервативная парадигма, либеральная герменевтическая парадигма связана с общетеологичекой позицией. А.Мак-Грат так определяет либерального протестантского теолога: «Термин «либерал», таким образом, вероятно, лучше всего понимать как относящийся к «богослову в традиции Шлейермахера и Тиллиха, озабоченному переделкой веры в соответствии с современной культурой»» [4]. Либеральные протестанты имеют другой взгляд на Библию. Они отвергают концепцию непогрешимости Библии. Они рассматривают Библию как продукт деятельности ряда авторов, придерживавшихся различных богословских взглядов. В Библии отражена длительная эволюция религиозных взглядов, происходившая на протяжении около 1000 лет. Основные принципы либерального подхода к интерпретации Библии следующие:
1. Отбрасывание мифологических элементов текста и выделение значимых (с точки зрения данной концепции) его элементов. Мифологические элементы рассматриваются как искаженные описания реальных событий, вполне объяснимых с естественно-научной точки зрения или просто как вымысел. А. Рациональный подход (эпоха Просвещения) - значимыми считаются "всеобщие истины разума". В. Исторический - значимым считается отображение исторических фактов. Поиски "исторического Иисуса" и его учения (обычно понимаемого как исключительно этическое). Этот подход характерен для либеральной теологии XIX века. 2. Интерпретация мифических элементов и добывание из них значимых смыслов. А. Экзистенциальная интерпретация. Бультман совершил "Коперниканскую революцию" в библейской герменевтике, выдвинув программу "демифологизации". Мифологический язык выражает определенное экзистенциальное содержание. Но он является не адекватным средством для такого выражения. Он объективирует трансцендентное. Необходима интерпретация мифа в терминах "значимых для экзистенции" и "необъективирующих". Основой предпонимания служит общедоступный экзистенциальный опыт. В. Символическая интерпретация - П. Тиллих (под влиянием К.Г. Юнга). Миф служит выражению особого опыта, который не может быть адекватно выражен иным образом. Последователи современного либерального подхода, зачастую, стремятся уйти от обсуждения метафизических вопросов при интерпретации библейского текста. В качестве иллюстрации сравним интерпретацию ряда известных место Библии представителями либерального и консервативного протестантизма. 1. Разделение вод и переход евреев через красное море (Исх.14). Консервативные протестанты: Моисей действительно воззвал к Господу, прося Его разделить воды. Воды были физически разделены и евреи прошли по сухому дну. Это было чудо, которое произошло в специфический момент и при специфических обстоятельствах. Бог иногда приостанавливает действие обычных законов природы. Либеральные протестанты: законы природы никогда не нарушаются.Чудеса не происходят сейчас и не происходили в древние времена. Вероятно, сильный ветер обнажил дно Красного моря или это произошло из-за сильной волны, порожденной извержением вулкана. Возможно также, что эта история представляет собой просто вымысел. 2. Рождение Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Консервативные протестанты: Зачатие Иоанна Крестителя произошло в точности так, как это было описано в 1 главе Евангелия от Луки.Священник Захария и его жена Елизавета не имели детей, Елизавета была бесплодна и они были в преклонных летах. Ангел Гавриил возвестил Захарии , что его жена зачнет и родит сына, который «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лука 1:16-17). Елизавета забеременела и родила сына, названного Иоанном. И Лука и Матфей описывают, что Святой Дух нисшел на Деву Марию и она зачла ребенка. Необычное зачатие Иоанна крестителя и чудесное зачатие Иисуса произошли именно так как это описано в Библии. Либеральные протестанты: Зачатие Иоанна могло произойти, когда его родители были стары, но это просто необычный случай. Девственное зачатие Иисуса не могло произойти так, как это описано в Евангелиях. Иисус был зачат обычным образом и имел человеческих отца и мать. Рассмотрим некоторые методы применямые в либеральной герменевтике. (Мы не будем останавливаться на истории и сущности историко-критического анализа, т.к. эти вопросы уже неплохо были освещены в отечественной библеистике). Риторический анализ. Риторика - это искусство составления дискурса, призванного убеждать. Последователи риторического анализа обращают внимание на присутствие большого количества риторических элементов в Библии. Они полагают, что, все библейские тексты в определенной степени ориентированы на убеждение. Были разработаны три подхода внутри риторического анализа. Первый основан на классической Греко-Римской риторике. Второй сосредотачивает внимание на семитических процедурах композиции. Третий – вдохновляется последними достижениями в облсти риторики – так называемой «новой риторикой». Рассмотрим основные принципы каждого из этих подходов. 1. Подход основанный на классической риторике. Каждая ситуация дискурса предполагает наличие трех элементов: говорящего (или автора), дискурса (текста), и слушателей (или адресатов). Классическая риторика выделяет три фактора, которые определяют качество дискурса как средства убеждения: авторитетность говорящего, сила аргументации и ощущения возникающие у слушателей. Особенности ситуации и аудитории в значительной степени определяют, какой стиль дискурса будет подходящим. Классическая риторика, начиная с Аристотеля, разработала три типа публичного выступления: юридический тип (приемлемый для выступления в суде), совещательный тип (для политического собрания) и демонстративный тип (для праздничных случаев). Признавая значительную влиятельность риторики в эллинистической культуре, значительное число экзегетов используют исследования классической риторики для анализа определенных аспектов библейского текста, особенно новозаветных. 2. Экзегеты, следующие второму подходу, концентрируются на характерных особенностях библейской литературной традиции. Укорененная в семитской культуре, эта традиция отдает особое предпочтение симметричным композициям, через которые возможно определить взаимоотношения между различными элементами текста. Исследование различных форм параллелизма и других процедур, характерных для семитского типа композиции позволяют лучше понять литературную структуру текста, что ведет к более адекватному пониманию послания, содержащегося в нем. 3. Последователи «новой риторики» принимают более общую точку зрения. Это подход предполагает нечто большее чем простое перечисление стилистических фигур, ораторских приемов и различных видов дискурса. Он стремится определить, что делает определенное применение языка эффективным и успешным в коммуникации, имеющей целью убеждение. Он стремится быть «реалистическим» и не желает ограничивать себя только формальным анализом. Он анализирует действительную ситуацию, в которой протекает дискуссия. Он исследует стиль и композицию как инструменты воздействия на аудиторию. С этой целью, в этом подходе используются достижения семиотики, лингвистики, антропологии и социологии. Новая риторика стремится проникнуть в самую сердцевину языка откровения, рассматриваемого как убеждающий религиозный дискурс и исследовать воздействие этого дискурса в социальном контексте коммуникации. Нарративная экзегетика. Нарративная экзегетика предлагает метод интерпретации библейского послания имеющего форму истории или персонального свидетельства. Ветхий Завет содержит историю исхода еврейского народа из Египта, которая служит основой для изложения доктрины и ритуала. Провозглашение христианской керигмы представляло собой последовательное изложение истории жизни смерти и воскресения Иисуса Христа, Эти события были детально описаны в евангелиях. Доктрины в апостольских посланиях также часто излагаются в нарративной форме (1 Кор 11:23-25). Нарративный подход позволяет разработать методы анализа текста с одной стороны, и теологической рефлексии – с другой. Существует несколько разновидностей аналитических методов, основанных на нарративном подходе. Некоторые из них отталкиваются от исследования на изучения древних моделей нарратива. Другие основываются на современной «нарратологии» в различных ее формах, часто соприкасающихся с семиотикой. Уделяя особое внимание элементам текста имеющим отношение к сюжету, характеристикам персонажей и точке зрения повествователя, нарративный исследует, как текст рассказывает историю таким образом, чтобы вовлечь читателя в свой «мир повествования» и в систему ценностей, содержащихся в нем. Ряд методов вводит дистинкцию между реальным автором и подразумеваемым автором и между реальным читателем и подразумеваемым читателем. Реальный автор – это личность, которая реально составила историю. Подразумеваемый автор - это тот образ автора, который последовательно создается текстом в процессе его чтения. ( со своей собственной культурой, характером, влияниями и т.д.). Реальный читатель – это любой человек, который читает текст – начиная с того, кто его первым прочитал или услышал и вплоть до того, кто читает его сегодня. Подразумеваемый читатель – это тот читатель, которого текст предполагает и которого он формирует, это тот кто способен совершить ментальные и эмоциональные операции, необходимые для вхождения в нарративный мир текста и для того, чтобы ответить тексту таким образом как это предполагалось реальным автором, и чего он стремился достичь посредством инструментария подразумеваемого автора. Текст продолжает оказывать воздействие в той степени, в которой реальные читатели (в начале 21 столетия) могут идентифицироваться с а подразумеваемым читателем. Одна из основных задач экзегетики – облегчить процесс этой идентификации. Нарративный анализ предлагает новый способ понимания того, как текст работает. Если историко–критический метод понимает текст как «окно», дающее доступ к тому или другому периоду ( не только к ситуации, описываемой в истории, но также и к обществу в котором история была рассказана), то нарративный анализ предполагает, что текст функционирует также как зеркало в том смысле, что он проецирует определенный образ ( «нарративный мир»), который должен оказывать на читателя такое воздействие, чтобы он предпочел одну систему ценностей другой. С эти типом исследований (прежде всего литературным по своему характеру) связан определенный тип богословской рефлексии. Он исходит из того, что Писание имеет характер «истории» или «свидетельства» и, исходя из этого, разрабатывает герменевтику более практического, иначе говоря – пасторского, характера. Этот тип богословской рефлексии представляет собой реакцию против редукции текста Библии к серии теологических тезисов, зачастую формулируемых посредством небиблейских категорий и небиблейского языка. Нарративный экзегизис стремится в новом историческом контексте заново открыть их спасающую силу. Нарративный анализ всегда имеет ввиду как рассказывание истории о спасении («информативный аспект»), так и рассказывание истории с целью спасения («перформативный аспект»). Библейское повествование всегда содержит (в явном или скрытом виде) экзистенциальный призыв к слушателю. Семиотический анализ. Существуют различные варианты семиотических теорий. Большинство исследователей использующих в библейской герменевтике семиотические методы придерживаются концепций Альгирдаса Греймаса и основанной им Парижской школы.
Все содержание текста может быть проанализировано на трех различных уровнях: Повествовательный уровень. На этом уровне изучается процесс трансформации, который движет действие от начальной к финальной стадии. В движении повествования анализ стремится выявить различные фазы, логически связанные одна с другой, которые показывают трансформацию от одного состояния к другому. В каждой из фаз выявляются взаимоотношения между «ролями», играемыми «действующими лицами», которые определяют различные стадии развития повествования.
Семиотический анализ (разумеется, с известными оговорками) используется также последователями консервативной парадигмы. Привлекая внимание к тому факту, что библейский текст есть единое целое, используя точную лингвистическую механику, семиотика опирается на понимание того, что Библия, будучи словом Бога, выражена на человеческом языке. Консервативные герменевты используют технику семиотического анализа, отвергая философские предпосылки семиотических теорий.В данной статье мы не рассматриваем постмодернистскую библейскую герменевтику, поскольку она уже рассмотрена в моей работе «Постмодернистская библейская герменевтика» [5]. При этом, было бы ошибочным считать, что последователи либеральной парадигмы должны атеистами или людьми, для которых христианство – это не более чем объект академического исследования. В современном западном протестантизме ситуация в корне отличается от той, которая на протяжении многих лет была в России. Мыслящий человек в советской России чаще всего выбирал между воинствующим атеизмом и традиционным христианством. Тут стоит отметить, что богословские взгляды, которые считались (и зачастую считаются до сих пор) либеральными по отечественным меркам, будут считаться вполне консервативными по западным «стандартам». References
1. Mudi D.L. . Pol'za i naslazhdenie ot izucheniya Biblii. Bez uk. goda i mesta izd., s. 19.
2. Momany Christopher P. Wesley’s general rules: paradigm for postmodern ethics //The Wesleyan Theological Journal.-1993.-Volume 28. 3. Arapov A.V. Bibleiskaya germenevtika ot patristiki do prosveshcheniya // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki.-2005.-№ 2.-S. 75-91. 4. Mak-Grat A. Vvedenie v khristianskoe bogoslovie. Odessa, «Bogomyslie».-1998 .-S.104 5. Arapov A.V. Postmodernistskaya bibleiskaya germenevtika // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Filosofiya.-2011.-№ 4.-S. 112-121. 6. Ya.V. Chesnov Germenevtika skrytykh tekstov: mif, titanizm i dolgozhitel'stvo // Filosofiya i kul'tura. - 2013. - 5. - C. 680 - 691. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.05.10. 7. E.M. Spirova Zarozhdenie antropologicheskogo smysla v simvole. // Filosofiya i kul'tura. - 2011. - 9. - C. 126 - 134. 8. Ya.V. Chesnov Ekzistentsiya: aristokratizm // Filosofiya i kul'tura. - 2011. - 8. - C. 145 - 156. 9. E.E. Fetisova Neoakmeizm kak «kul'turnaya paradigma » KhKh veka (pamyat' kul'tury, khudozhestvenno-esteticheskaya platforma, literaturn ye gruppirovki, transformatsiya «semanticheskoi poetiki») // Filosofiya i kul'tura. - 2013. - 2. - C. 210 - 218. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.02.8. 10. D.G. Trunov Terapevticheskoe tolkovanie snovideniya: ot simvola k metafore // Psikhologiya i psikhotekhnika. - 2010. - 8. - C. 105 - 110. |