Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Genesis: Historical research
Reference:

Religious Beliefs of the Soviet Population in 1960 - 1980 (the Case of the Penza Region)

Koroleva Larisa

Doctor of History

Head of the Department at Penza State University of Architecture and Construction

440028, Russia, g. Penza, ul. Titova, 28

la-koro@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Mol'kin Aleksei Nikolaevich

student at Penza State University of Architecture and Construction

440028, Russia, Penza, ul. G. Titova 28

19-93285@rambler.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-420X.2014.1.10344

Received:

18-01-2014


Published:

1-02-2014


Abstract: The object of the author of the article is to arrange for the research of religiousness of the population in the USSR for the purpose of scientific justification of process of an ateization of the Soviet people; level of religiousness of the population of the USSR in the 1960-1980th (commission of various ceremonies, social and demographic characteristics of believers, a national identity, etc.) on the basis of sociological researches of inhabitants of the Penza region. The Penza region was typical regional formation of the Central Russia. The main tendencies of religiousness of the population, activity of believers, foldings and developments of the relations of the state and religious formations in scales of all country are rather accurately traced on the example of the Penza region, having thus the specifics. As a teoretiko-methodological basis of research the principles of objectivity were chosen; historicism; the systemacities, the full account social and subjective in an object of research and the greatest possible neutralization of the prejudiced relation of the scientist at interpretation and an assessment of the facts. The principles of social and psychological approach and the principle of a correctness and tactfulness in an assessment of the actual material were as far as possible applied. Novelty of research is that religiousness of the population in the USSR in the 1960-1980th is for the first time studied. on the example of inhabitants of the Penza region; - in a scientific turn the layer of specific archival sources which wasn't demanded earlier owing to various reasons is introduced for the first time.Conclusions:- from the point of view of religiousness of the population the Penza edge represented obviously unsuccessful region: the area surpassed all in level of religious ceremonialism the others of Central Volga Area;- religiousness of the population of the Penza region continued to remain stable and rather high for the 1960-1980th.


Keywords:

USSR, religion, opinion surveys, atheisation, religious beliefs, believers, socio-demographic characteristics, ritualism , faith-based policy, Penza Region


Исследование религиозности в СССР

Советское государство было заинтересовано в научном обосновании процесса атеизации советского народа. Как следствие, в 1960-е гг. исследования религиоведческих проблем получают организационную базу: в университетах и гуманитарных вузах создаются кафедры «Научного атеизма», ведется работа в академических институтах, в первую очередь - Институте философии АН СССР. В 1964 г. организуется Институт научного атеизма АОН при ЦК КПСС, основными направлениями работы которого являлись комплексное изучение актуальных вопросов теории и практики научного атеизма, координация научных исследований в стране, в том числе и социологических, подготовка кадров высшей квалификации. Советские социологи начинают активно участвовать в рамках Исследовательского комитета по социологии религии на международных конгрессах и т.д. В партийных документах середины 1970-х гг. подчеркивается необходимость «исследовать теоретические проблемы развитого социализма», воспитания коммунистической сознательности; признается целесообразным использовать в этих целях социологические данные и т.д. Конечно, главная цель данных исследований заключалась в подтверждении правильности марксистско-ленинской теории, антирелигиозной политики Коммунистической партии, Советского государства и эффективности ее реализации, тем не менее, фактические данные представляют научный интерес [1]. Именно в трудах советского периода исследователей впервые был сформулирован вывод о том, что этнические мусульмане незначительно подвержены внешним культурным влияниям.

Религиозность населения Пензенского региона

Волна региональных социологических исследований затронула и Пензенский край. Уполномоченный Совета по делам религий по Пензенской области С.С. Попов замечал по данному поводу: «Проведение социологических исследований, безусловно, помогает лучше изучить состояние религиозности населения и позволяет более правильно определить меры по проведению наиболее действенных форм антирелигиозной работы» [2].

Пензенская область является типичным регионом средней полосы России. Специфика области в 1960-1980-х гг. заключалась в военной направленности промышленности, сосредоточении крупных железнодорожных линий, имевших важное стратегическое значение, и аграрном характере экономики региона в целом.

С точки зрения религиозности населения Пензенский край представлял собой явно неблагополучный регион: по уровню религиозной обрядности область превосходила все остальные Среднего Поволжья. На территории области население традиционно исповедовало культы – православный, мусульманский, иудейский. Кроме того, в регионе проживали, евангельские христиане-баптисты, старообрядцы и истинно-православные христиане.

Религиозность населения Пензенского региона продолжала оставаться стабильной и достаточно высокой на протяжении 1960-1980-х гг. Религиозные обряды совершались активной частью сельского населения, занятого общественно-полезным трудом, молодежным по возрасту, но имеющим, в большинстве своем, недостаточное образование. Около 90% всего верующего населения Пензенской области имело образование до 4 классов. Наиболее высокий уровень религиозности (59,4%) отмечался среди незанятого общественно-полезным трудом населения: домохозяек, инвалидов, пенсионеров и т.п. Исходя из социальной принадлежности, максимальная религиозность наблюдалась среди колхозников и рабочих совхозов, затем среди рабочих промышленности и затем уже служащих. Подавляющее большинство верующего населения составляли женщины (81,4%). Советское и партийное руководство области отдавало себе отчет в сложности ситуации. Атеистическому воспитанию населения придавалось большое значение. Однако преобладание сельского населения, многонациональный состав региона, специфика деятельности священнослужителей (индивидуальный подход, личностная заинтересованность в эффективности результатов и т.д.) способствовали сохранению достаточно стабильного высокого уровня религиозности населения Пензенской области, несмотря на все проводимые атеистические мероприятия.

30 мая 1969 г. состоялась областная научно-практическая конференция, подготовленная пензенским обкомом КПСС совместно с Институтом научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС «Атеизм и духовный мир человека» по материалам проведенного в 1968 г. комплексного социологического обследования населения области по теме «Процесс секуляризации в условиях социализма».

Объектом социологического исследования стало все взрослое население Пензенской области - 900 тыс. чел. В результате, около 69,7% взрослого населения (627,3 тыс. чел.) при опросе причислили себя к неверующему населению. Религиозное население составило 28,4% или 255,0 тыс. чел. [3]. Нерелигиозное население подразделялось на группы: убежденные атеисты – 11,1% (99900 чел.); неверующие – 46,1% (414900 чел.); безразлично относящиеся к религии – 12,5% (112500 чел.). Из «убежденных атеистов» 1,4% посещали церковь, 12,6% участвовали в совершении обрядов, 3,7% отмечали религиозные праздники, 1,6% соблюдали религиозные посты, 16,2% имели в своих домах иконы. Среди верующего населения выделяли колеблющихся между верой и атеизмом – 8,9% (80100 чел.) и верующих – 19,5% (175500 чел.). Результаты социологического обследования убедительно доказывали, что в сельской местности религиозность гораздо выше, нежели в городах. Так, если в г. Пензе неверующее население составляло 81,7%, а религиозное – 19,3%; то в областных городах области – 77,2% и 22,8% соответственно; в сельской местности – 63,5% и 36,5% соответственно [4].

Наблюдались различия в уровне религиозности и по национальному признаку. Так, среди татарского взрослого населения верующим был каждый второй (48,4%), тогда как среди русского – каждый шестой-седьмой [5].

В 1972–1973 гг. в Пензенской области были проведены очередные социологические исследования на предмет религиозности населения. В 1976–1977 гг. советом атеистов Ленинского района Пензы были проведены исследования по состоянию религиозности женщин в одном из научно-исследовательских институтов, техническом училище № 1, фармацевтическом училище. Результаты исследований практически были одинаковыми во всех случаях.

По заданию советских и партийных органов в 1970-е гг. ученые пензенских высших учебных заведений стали постоянно проводить социологические исследования религиозности населения региона. Уполномоченный Совета по делам религий С.С. Попов объективно фиксировал в информационных отчетах в столицу: «Материалы … подтверждают наличие еще существенных религиозных пережитков среди населения области» [6].

Результаты социологических исследований 1960-1980-х гг. также четко выявили «опасную» тенденцию решающего влияния семейного воспитания на религиозность людей. Так, на вопрос: «По какой причине вы стали верующим?» – 75% опрошенных мужчин ответили, что главную роль сыграло воздействие родителей, родственников; аналогично ответило на данный вопрос 80% женщин-мусульманок [7].

Атеистическая работа в СССР отличалась масштабностью и системностью. Для формирования атеистического мировоззрения использовались самые различные формы: беседы с верующими, тематические лекции и вечера, специальные конференции и выставки и т.д. Власть стремилась максимально использовать в данном направлении возможности прессы, телевидения, радио, литературы, театра и т.п.

Однако существенным недостатком атеистического воспитания в советских условиях являлся отрыв его от практической жизни. Принципом антирелигиозной работы была не профилактика, а, главным образом, карательные, репрессивные действия. Явная формализованность, подмена количеством качества не способствовали увеличению эффективности данного направления работы государства. Несмотря на значительные усилия со стороны Совета по делам религий и партийно-советского руководства СССР в целом, религиозная практика продолжала существовать, принимая различные формы [8].

References
1. Arutyunyan Yu. V., Bromlei Yu. V. Sotsial'no-kul'turnyi oblik sovetskikh natsii. Po rezul'tatam etnosotsiologicheskikh issledovanii. M., 1986. 454 s.; Drobizheva L. M. Dukhovnaya obshchnost' narodov SSSR. Istoriko-sotsiologicheskii ocherk mezhnatsional'nykh otnoshenii. M., 1981. 376 s.; Klibanov A. I. Religioznoe sektantstvo i sovremennost' (sotsial'no-istoricheskie ocherki). M., 1969. 232 s.; Sostoyanie religioznosti i ateisticheskogo vospitaniya v regionakh traditsionnogo rasprostraneniya islama (materialy sotsiologicheskogo issledovaniya). M., 1989. 356 s.; Sotsial'noe i natsional'noe: Opyt etnosotsial'nykh issledovanii po materialam Tatarskoi ASSR. M., 1973. 330 s. i t.d.
2. Gosudarstvennyi arkhiv Penzenskoi oblasti (GAPO) F. 148. Op. 81. D. 1417. L. 98.
3. GAPO F. 2392. Op. 1. D. 66. L. 141.
4. GAPO F. 148. Op. 1. D. 4714. L. 18.
5. GAPO F. 148. Op. 81. D. 1417. L. 97.
6. Mavlyutov R. R. Islam. M.: Politizdat, 1969. S. 152-153.
7. Korolev A.A., Koroleva L.A., Mol'kin A.N. Dvizhenie pyatidesyatnikov v SSSR. 1950-1980 gg. // NB: Istoricheskie issledovaniya. - 2013. - 6. - C. 125 - 131. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_9378.html