Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Man and Culture
Reference:

The Classics, History and Modern Times in the Theatre Arts

Tinyakova Elena Aleksandrovna

PhD in Philosophy

associate professor of the Department of General Humanitarian and Natural Scientific Disciplines at Sholokhov Moscow State University for Humanities

141300 Moscow Region, Sergiev Posad, ul.1а

elena-cathy@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-1618.2013.6.3880

Received:

17-11-2013


Published:

1-12-2013


Abstract: The article is devoted to specific features of the theatre arts compared to other branches of art. Special attention is paid to modern tendencies in development of the theatre arts. Specific features of this branch of art are being viewed from the very moment of its origin. It is underlined that the classical Russian theatre is based on Konstantin Stanislavky's method. By studying the performances and history of Kursky Regional Drama Theatre N. A. Alexander Pushkin, the author of the article provides facts from the history of the Russian threatre in general. 


Keywords:

cultural studies, cultural research, theatre arts, life, stage director, actor, theatre, social reality, live action, meaning and feeling


Курский областной драматический театр имени А.С.Пушкина─один из старейших в России, традиции которого восходят к становлению театрального искусства в нашей стране. Этнографическая почва Курского края была благодатна для появления театра. На Курской коренной ярмарке уже в 1780-х г. г. существовал Ярмарочный театр, который более имел фольклорную, комедийно─развлекательную ориентацию. Помещик Анненков привозил своих актеров на ярмарку, а в его труппе были известные крепостные актеры Барсовы, основатели профессионального театра в Курске. Ярмарочные спектакли представляли своеобразный фестиваль искусств. Они устраивались не только на солидных ярмарках типа Коренной, но и на уездных. Датой рождения Курского областного драматического театра считается 1792 год. Создание театра имело успех благодаря стараниям генерал─губернатора Александра Андреевича Беклешова, а материальная поддержка была обеспечена курским дворянством. Однако сама инициатива создания театра была подготовлена благодатным развитием сценической культуры в Курском крае на историческом фоне крепостничества. Помещики создавали театральные труппы из талантливых крепостных. На коренских ярмарках для успешной торговли устраивали театральные представления. На ярмарки привозили своих актеров курские помещики: Анненков (именно среди его крепостных были основатели театра в Курском крае братья Барсовы─Петр и Александр), Волькенштейн (крепостным графа был М. Щепкин), Нелидов, Хорват, у которого была самая большая труппа и выезжала за пределы Курской губернии по всей России.

Особая страница истории Курского театра связана с именем выдающегося русского актера М. С. Щепкина (1788-1863 г.г.), имя которого стоит не только у истоков Курского театра, но и театра всей России. Вот черты его актерского таланта, которые могут использоваться для профессионального совершенствования актеров[2, С.149-158, 4, С.238-269]. М. С. Щепкин рекомендовал изучать человека в массе, а сам знал русскую жизнь «от дворца до лакейской». Он не смотрел на театр как на развлечение. Актер говорил: «Искусство настолько высоко, насколько близко к природе». По его мнению, успех театральной пьесы зависит не только от таланта данного актера, но и общего ансамбля. М. С. Щепкин никогда не приносил истину игры в жертву эффекту. В. Г. Белинский об игре М. Щепкина: «… в одно и то же время мог возбуждать и смех, и слезы». За свои свободолюбивые идеи М. Щепкин был взят на подозрение жандармов. Энергичным в движениях и речах знала его московская публика. М. Щепкин никогда не отказывался от предложенных ему ролей. Он играл роли всегда одинаково хорошо и не полагался на одно только вдохновение, он был великий труженик. Выдающийся актер обладал редким качеством самокритичности. Сила его актерского мастерства заключалась в том, что он добивался не только внешнего правдоподобия на сцене, но создавал социально-психологические характеры. Актерские свойства М. С. Щепкин сохранил до глубокой старости, большинство ролей своих он играл еще на последнем году жизни, когда ему было более 70 лет. Память его сохранилась до конца его жизни совершенно ясной.

Великий актер М. Щепкин, еще будучи крепостным графа Г. С. Волькенштейна, свою первую роль сыграл в 17 лет, причем замечательно то, что первое актерское выступление было в бенефисе П. Г. Лыковой, известной в то время актрисы театра Барсовых. Родился М. Щепкин в селе Красное Обоянского уезда Курской губернии, а учился в Судже. Его творческая биография складывалась в Полтаве, Харькове, Курске, Ромнах, Сумах. Подробно не будем вспоминать биографию великого актера, об этом написано много книг. Дебютировав на Курской сцене, последние 40 лет М.С.Щепкин был известным московским актером. Великий русский актер был знаком с Н. В. Гоголем. Как установила И. Ю. Татарская, М. С. Щепкина связывала с Н. В. Гоголем большая творческая дружба. Жизнь свела вместе актера─реформатора и драматурга─реформатора. Смех, который умел вызывать у писателя курский актер М. Щепкин, стал эстетической категорией комедий Н. В. Гоголя. И впечатления от Курского края, а Николай Васильевич Гоголь бывал в нашем крае, воплотились в его произведениях. Н. В. Гоголь оставил свои впечатления о «скучном и несносном городе», о здешних порядках он писал с юмором в письме П. А. Плетневу, в повести «Коляска», «Записках сумасшедшего», комедии «Ревизор». Творческая дружба Н. В. Гоголя и М. С. Щепкина закрепилась после премьеры «Ревизора», в котором Щепкин сыграл роль Городничева. Гоголь большинство своих пьес написал для Щепкина, а Щепкин ценил Гоголя выше всех драматургов своего времени. Гоголевская традиция Курского областного драматического театра немного меньше по количеству спектаклей чем Островского, но сильна по духу. Интересен один исторический факт. Граф М. Ю. Виельгорский, курский помещик, был отцом симпатии Николая Васильевича Гоголя─Анны, дочери Михаила Юрьевича Виельгорского. Он ходатайствовал перед Николаем 1 о постановке «Ревизора», читал текст комедии Гоголя в Зимнем дворце. После этого пьесу разрешили ставить.

В 1846 году В. Г. Белинский и М. С. Щепкин проезжали через Курскую губернию. А.И.Герцен так писал о великом русском актере: «… Он был великий артист. Артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре, его воспроизведения были без малейшей фразы, без аффектации, без шаржа…»[3, С.472]. Творческий путь великого актера отмечен мастерски сыгранными ролями из тургеневских произведений: Кузовкин («Нахлебник»), Мошкин («Холостяк»), Чуханов («Где тонко, там и рвется»), Балаганов и Пехтерьев («Завтрак у предводителя»), Ступендьев («Провинциалка»). Некоторые роли были написаны И. С. Тургеневым специально для актера М. Щепкина. Художественная критика высоко ценила исполнение М. Щепкиным тургеневских ролей, об этом писал актеру и сам драматург.

Осенью 1893 года в Судже, районном городе Курской области, в городском парке был установлен памятник М. С. Щепкину. Открытие памятника состоялось в 1895 году 10 мая, это совпало с датой постройки театра в Судже.

Уже в ХХ веке Курский драматический театр соприкоснулся с родственниками М. С. Щепкина. В 1968 году на вечере, посвященном 175-летию театра, где играли отрывки из лучших произведений, среди гостей была правнучка М.С.Щепкина актриса Малого театра А. А. Щепкина[3, С.167]. 17 октября 1992 года Курскому театру исполнилось 200 лет. Коллектив Курского театра поздравил народный артист СССР Михаил Ульянов, а также приветствовали дочери Александры Александровны Щепкиной –Н. В. Белик и М. В. Станюлис.

Яркой чертой художественного содержания творчества Курского областного драматического театра является верность системе Станиславского. И это также связано с тем фактом, что М.С. Щепкин был родом из Курского края. «Искусство актера тем выше, чем ближе оно к жизни и природе», ─утверждал Станиславский вслед за Щепкиным. Коллектив Курского театра бережно хранит и поныне завет великого мастера К. С. Станиславского: «Жизнь все время меняется. Система тоже не стоит на месте».

Н. Х. Рыбаков (1811-1876 г.г.), один из тех артистов, кто стоит у истоков русского театра, по происхождению курянин. Он родился в семье управляющего имением помещиков Вельяминовых, учился в четырехклассной гимназии. Будучи 11─летним мальчиком, Н. Рыбаков с галерки местного театра с замиранием сердца смотрел спектакли местного театра. После окончания гимназии он становится чиновником Курской казенной палаты. Жалование его было настолько мало, что не хватало для посещения театра. Но желание посещать театр было настолько сильным, что Николай стал участвовать в массовых сценах, иногда ему стали поручать небольшие, но самостоятельные роли. В Курском театре он работал бесплатно, а деньги зарабатывал перепиской бумаг в казенной палате. Только после гастролей в Киеве Н. Рыбаков оставляет службу в казенной палате. Известно, то он играл под псевдонимом «Львов». Как актер, он начинал свою деятельность в известной курской труппе Штейна[3, С.340]. Начались скитания из города в город, но больше всего спектаклей было в Курске, Киеве, Харькове. Особая глава творческой биографии актера─ его дружба с А. Н. Островским. В его пьесах Н. Х. Рыбаков сыграл не менее полутора десятка ролей. Великий драматург сказал о нашем земляке: «Славен и достоин почестей»; он считал его достойным мировой славы. Современная пресса называла его «первым трагиком провинции». Но актеру удавались и комедийные роли, например Хлестакова, Алупкина («Завтрак у предводителя»). Н. Рыбаков был партнером П. Мочалова, играл вместе с ним роль Гамлета. Сохранились свидетельства о талантливом исполнении Н. Рыбаковым таких ролей─Чацкий, Несчастливцев («Лес»), Любим Торцов («Бедность не порок»), Иван Грозный («Василиса Мелентьева»). Тургеневские роли тоже были популярны у Рыбакова. Н. Рыбаков, как и М. Щепкин, заложили традицию в Курском театре─«семья актеров». Сын и дочь Николая Хризанфовича тоже посвятили себя театру. Сын стал выдающимся актером Малого театра.

И еще одна знаменательная веха в истории Курского театра─присвоение ему имени А. С. Пушкина. В истории русской культуры есть маленькая нить, которая связывает М. С. Щепкина и А. С. Пушкина. Рукою А. С. Пушкина была написана первая строчка «Воспоминаний» Михаила Семеновича: «Я родился в селе Красном…» Поэт убедил актера написать автобиографические записи[3, С.472]. Ну а теперь о присвоении имени великого русского поэта Курскому театру. В сезоне 1927-1928 г.г. в Курском театре поставили только что написанную пьесу Н. Н. Лернера «Поэт и царь», однако каких─либо подробных сведений об этом не сохранилось. В 1928-1929 г.г. на курской сцене шел спектакль под названием «Пушкин и Николай 1», особо в репертуаре он не выделился и впоследствии больше не повторялся. В 1932-1933 г.г. пьеса «Поэт и царь» заново была поставлена главным режиссером А. С. Верховским. Роль А. С. Пушкина исполнял известный в то время курским зрителям актер Д. Я. Бельский. На спектакле премьеры присутствовал сам автор Николай Николаевич Лернер. Спектакль ему понравился, и он сфотографировался с актерами труппы. Пьеса Лернера была первым драматургическим произведением о конце жизни великого поэта. Ее содержание концентрировалось на личной драме А. С. Пушкина. В постановке 1932 года этой же пьесы было придумано декларативное трагическое начало: перед занавесом в затемненном зале появлялся памятник А.С.Пушкину, затем он скрывался за занавесом и начиналось действие.

В 1937 году в театре был устроен вечер памяти, посвященный 100─летию со дня гибели А. С. Пушкина. Заведующий литературной частью и ведущий актер театра Г. А. Жарков составил литературный монтаж, охватывающий творческий путь Пушкина от первого стихотворения до печального конца его жизни. Театральными формами инсценировалось траурное пушкинское заседание. Вечер открывался стихотворением «Памятник». Далее были исполнены стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», ода «Вольность», фрагменты из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери», сцена у фонтана из трагедии «Борис Годунов». Солисты театра исполняли романсы на стихи Пушкина, симфонический оркестр исполнил фрагменты из опер на пушкинские тексты. Режиссером памятного вечера─спектакля был А. И. Канин. Спектакль шел 10 дней подряд при переполненном зале. В эти дни театру было присвоено имя А. С. Пушкина. А через год была еще одна дата─140 лет со дня рождения А. С. Пушкина. И спектакль был возобновлен. Через 30 лет при режиссере Н. Г. Резникове коллектив театра вернулся к пушкинской теме. Это уже была пьеса В. А. Соловьева, роль Пушкина была поручена актеру Е. Д. Лашкову. Однако по оставшимся воспоминаниям спектакль оказался не очень ярким. В 1970-е г.г. ставились две пьесы, посвященные великому поэту А. С. Пушкину─ «Гибель поэта» и «Пушкин в Одессе», последний спектакль стал одним из самых посещаемых. Режиссер А. С. Хасин, будучи на юге, посетил спектакль «Пушкин в Одессе», автором─драматургом которого был Ю. Дынин, артист Одесского театра оперетты. Автор пьесы приезжал в Курск по приглашению режиссера. Режиссер─постановщик спектакля о Пушкине был В. В. Бортко, а роль поэта исполнял молодой актер, выпускник Саратовского театрального училища В. А. Юркин. Актер сыграл роль очень романтически, он был полон жизни и задора. Спектакль «Пушкин в Одессе» держался 4 года. В 1973-1974 г.г. курские актеры были приглашены в Центральный Дом работников искусств, где они показали отрывки из наиболее удавшихся сценических работ, и среди них были отрывки из спектакля «Пушкин в Одессе».

Театр в Курске мужал и креп в творчестве на русской классике А. С. Грибоедова, А. Н. Островского, М. Ю. Лермонтова, других русских классиков, а также ставились вечные пьесы Ф. Шиллера, У. Шекспира. В конце Х1Х века Общество любителей театра строило связь курских актеров с актерами, известными в России и приглашало актеров на гастроли из Малого театра, Петербургского литературно-художественного театра.

У каждого театра в его историческом репертуаре есть сквозные пьесы, которые ставятся в разное время, разными режиссерами. Для Курского областного драматического театра имени А. С. Пушкина одной из таких пьес является «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Как установил в архивных материалах курский краевед Ю. А. Бугров, труппа Штейна в 1831 году впервые в провинции осуществила постановку бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»[1, с.20].

Еще один факт очень существенен для понимания истории Курского областного драматического театра имени А. С. Пушкина. Это контакты с великим русским драматургом А. Н. Островским, а также присутствие многих его пьес в репертуаре театра в разные исторические периоды. Когда после 83 лет существования курского театра (со дня его основания в 1792 году) здание театра сгорело, то встал вопрос о постройке нового здания. О постройке нового зимнего театра много хлопотал Александр Николаевич Островский. Он хотел видеть в нем один из лучших провинциальных театров России. В конце мая 1883 года в Курск приехал из Петербурга актер Федор Алексеевич Бурдин, связанный прочной дружбой с драматургом А. Н. Островским. Он ставил спектакли А. Н. Островского, в том числе «Бедность не порок». Ф. А. Бурдин переписывался с А. Н. Островским. Он жил в Курске до 16 августа 1885 года. О проблемах театра в провинции он переписывался с А. Н. Островским, который 28 сентября 1883 года проездом на Кавказ был на курском вокзале[1, с.39-40].

К чести истории Курского театра может быть отмечено, что театр удерживал исторические нити в развитии России и не позволил их порвать революционными событиями. В этот переломный момент театр возглавлял Л. Н. Колобов. Правда летом 1918 года труппа актеров сократилась наполовину, но спектакли шли, готовились премьеры. Для новых зрителей ─красноармейцев, рабочих, крестьян, трудового народа─были понятны «Горе от ума» А. Грибоедова, «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Обрыв» А. Гончарова, «Дворянское гнездо» И. Тургенева, пьесы А. Островского. Хотя актеры обращались и к революционной тематике─«Мистерия-буфф» В. Маяковского, пьесы А. Луначарского. Театр поворачивался к текущей исторической реальности, но в основном репертуар включал пьесы прошлых лет. Театр поддержало то, что в 1917-1918 годах в Курск прибыла артистическая интеллигенция из Москвы и Петербурга. Курский театр связывают с Москвой традиционные творческие контакты.

А теперь от истории Курского театра повернемся к современности, и постараемся увидеть, когда были заложены художественные основы его творчества. Первый прочный фундамент был заложен режиссером Н. Г. Резниковым, который пришел работать в Курский театр в 1956 г. Главными недостатками сценического творчества он считал: гражданскую выхолощенность, приманку легковесным, неудачи вложения хорошего, глубокого смысла, изначально неправильная задумка. Творчество актера, по мнению Н. Г. Резникова, накладывается на уровень подготовленности зрителя, уровень его духовных интересов. В этом плане курский зритель очень разнокалиберный, разнохарактерный, У зрителей могут быть вкусы самые противоположные. Н. Г. Резников отмечал, что он гордился теми зрителями, которые понимали все тонкости театрального искусства, умели чувствовать и переживать, становились как бы соучастниками действия. Идея режиссера была в том, что своим творчеством актеры должны были вести зрителя за собой, воспитывали бы его вкусы. Н. Г. Резников заложил такую художественную традицию: ясная, простая реалистическая игра, главная цель которой- постижение человеческой личности.

Начиная с 1970-х г.г. прочное место в тематике спектаклей Курского театра занимает тема войны. Значимость этой проблематики в спектаклях театра накладывается на значение Курской битвы в истории Великой отечественной войны.

С середины 1970-х г.г. до 1982 г. театр возглавил режиссер В. В. Бортко, заслуженный деатель искусств УССР. Он показал себя режиссером яркого темперамента, честного и яркого сценического почерка с острым чувством современности. Еще более выпукло зазвучала тема войны в спектаклях Курского театра, продолжалась и классическая традиция в спектаклях «Ричард 111» У. Шекспира, «Бешеные деньги» А. Н. Островского. Классическая традиция курского театра проявляется в сценической отточенности актерской игры, детальной вырисованности образов. Актеры не играют так, чтобы зрители домысливали, как им хочется, и четко осмысливают, «проживают» роль. Этот сценический стиль можно назвать ораторско─декларативным. Актер вырабатывает образ, который, по его мнению и режиссера, наиболее продуктивно ,перейдя в сознание зрителей, будет творить нашу жизнь. В. В. Бортко заложил традицию «активности молодого актера», на которых он возлагал особые надежды в распознании фальши, передачи романтики внутреннего мира, которая бы снимала «автоматику» сценической игры─всегда играть как бы заново.

Эстафетную палочку традиций Курского театра В.В. Бортко передал режиссеру ЮВ. Бурэ, который возглавил Курский театр в 1982 г. И это была прежде всего военная тематика. И это прежде всего успешные постановки таких спектаклей: «Не был… не состоял… не участвовал» Ю. Макарова, «Люди, которых я видел» С. Смирнова. Классика продолжает занимать почетное место в ежегодных репертуарах Курского театра. Режиссерские планы Ю.В. Бурэ вписываются в активизацию межкультурной коммуникации. Это прежде всего «диалог» спектаклей о вечной проблеме ─любви─в интерпретации современных русских и французских драматургов.

О диалоге «актер─зритель» в творчестве Курского театра нужно сказать особо. В. В. Бортко настраивал актеров щедро отдавать свою энергию, мастерство людям. Театр и сейчас ищет новые формы художественной работы, общения со зрителем. В режиссерском стиле Ю. В. Бурэ большое место занимает сценография. 30 лет он плодотворно сотрудничал со сценографом В. Нестеровым. Социальное пространство сцены как бы расширяется. Нестеровская сценография отличалась философской глубиной. Он ввел «Капричос» Гойи как олицетворение кошмара и абсудра сумасшедшего мира. Через такой стиль сценографии зрители как бы «всасываются» в содержание спектакля. Современный художественный стиль Курского областного театра─яркий и праздничный. Очевидно, таким подходом режиссер и актеры стремятся создать положительную социальную доминанту над нашей противоречивой и часто кризисной жизнью. Для Курского театра главный цензор─зритель. Актеры и режиссер понимают, что спектакль возможен лишь при наличии зрителей. Главное, чтобы зрители верили в театр, как отмечает Л. И. Плотникова, председатель Курского отделения Союза театральных деятелей России. А интересы зрителей противоречивы, поэтому театр работает разножанрово. Один из ведущих актеров Курского театра, С. Симошин считает, что театр поднимает зрителей чуть─чуть ввысь, отвлекает от повседневности, из театра зритель уходит немного другим нежели вошел в него. Актеры понимают, что зритель не всегда подготовлен, не всегда искушен, ему хочется развлекаловки, не хочется обременять себя сложными художественными решениями. Однако забота о заполненности зрительного зала никогда не была для курских актеров модератором художественности и мастерства. Они глубоко убеждены, что театр должен художественно воспитывать зрителя. А такая установка возлагает большие требования, и притом критические, к себе у актеров. При работе с образом курские актеры очень склонны к углублению в психологию. Этот завет из системы К. С. Станиславского они бережно хранят, часто переживают большое душевное напряжение, раскрывая человеческую сущность роли. «Хочу─не хочу, но, стоная, вживаюсь мучительно в роль»,─любимые слова актера С. Симошина. В некоторых спектаклях фрагментарно используется притчевый язык, который не позволяет удариться в излишнюю психологичность, удерживает от переигрывания, от навязчивости.

О любви в своих работах курские актеры говорят в довольно широкой тематике. Если это пьесы классического репертуара, то получаются более масштабные выводы, которые проходят сквозь века. Если тематика более современная, то скольжение по поверхности многочисленных ситуаций и хитросплетений, иногда даже с юморком, пытается снять глубину трагедии любовных катаклизмов. Курский драматический театр работает в межкультурной коммуникации, сравнивает постановку жизненных проблем у людей различных национальностей. К интерпретации темы любви в современной русской драматургии, французской─ добавляется еще и испанская версия.

Курский драматический театр верен своим традициям, историческим истокам. В этом плане показательна пьеса «Жертвы века» в сезоне 2008-2009 г.г. В основу взята пьеса А.Н.Островского «Последняя жертва». Философская идея спектакля в последней постановке курского театра шире, чем любовные отношения Вадима Дульчина и Юлии Тугиной. Люди─жертвы порока, отсюда уродуются все типы отношений. Для Курского театра характерно мастерское герменевтическое прочтение пьес прошлых веков. Тем самым, они как бы говорят, что трудности современной жизни в том, что мы в прошлом не дорешали определенные проблемы. Философская позиция художественного мастерства Курского областного драматического театра имени А. С. Пушкина─создавать метафизическое пространство жизни, поднимая сюжеты из прошлого и накладывая их на современность и выяснение жизненной пригодности для российской действительности идей и сюжетов из других национальных культур. Художественную позицию курского театра кратко выразил главный режиссер театра Ю. В. Бурэ: «Жанры разные, а тема одна: любовь. Эта главная тема всех наших постановок. Это то чувство, которое всегда в цене».

Установка главного режиссера Курского областного драматического театра Ю.В.Бурэ заключается в убеждении, что периферийные театра─благо для России. Провинциальный театр он не считает второстепенным по качеству, а это лишь обозначение его территориальной расположенности. Обратим внимание на такой факт, что в Москву на гастроли приезжают из-за рубежа театры из провинциальных городов.

References
1. Yu.A.Bugrov Svet kurskikh ramp.-Kursk,1995
2. A.I.Kuz'min U istokov russkogo teatra.-M.:Prosveshchenie, 1984
3. Kursk. Kraevedcheskii slovar'-spravochnik. Kurskaya entsiklopediya.-Kursk: 1997
4. Rasskazy o russkikh akterakh.-M.: Iskusstvo, 1989