Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Man and Culture
Reference:

The art of exhibiting chandeliers as art objects in the open air

Mitnik Margarita Andreevna

Postgraduate student, the department of Cinematography and Modern Art, Russian State University for the Humanities

125993, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, Miusskaya ploshchad', 6

mitrit2299@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2021.4.36483

Received:

13-09-2021


Published:

20-09-2021


Abstract: This article examines the exhibition of chandeliers in the open air. The subject of this research is the projects that display the actual texture and functionality of the historical models of chandeliers, as well as their modern interpretations within the independent art projects that use structural and stylistic elements of chandeliers as part of the topic or material for the viewers’ reflection. For more in-depth analysis of the chandelier as the object of exposition in the open air, the author explored the websites and exhibition catalogues, methodological textbooks, articles and books that demonstrate methods of presenting the objects of decorative and applied art. Similar projects were found. Based on the extensive sampling, the author conducted typological analysis of such projects was carried out, considering the environmental effects and concepts, namely ecological, which underlie the particular solutions. The conclusion is made that open space of the city and garden allow displaying classical chandeliers and various interpretations of ceiling lighting to wide audience, emphasize the texture of the material, and demonstrate the aesthetics of lighting devices not as a historically reserved or subordinate to some household concept, but as aesthetics that expands the customary concepts associated with space.


Keywords:

arts and crafts, chandelier, design, museum, park, city, light, curator, artist, glass


На рубеже XX–XXI веков, помимо практик экспонирования в выставочном пространстве, развивается также демонстрация потолочно-осветительных приборов и в целом объектов декоративно-прикладного искусства под открытым небом, сближающая выставочную практику с фестивальной активностью и принципами организации многих арт-проектов в современном (актуальном) искусстве как средовых [1,2].

Начиная с первой Всемирной выставки, парк становится пространством для демонстрации самых разнообразных объектов. В этот период вырабатываются принципы и основные приемы экспонирования предметов в природной и городской среде. Они основаны на сочетании форм, способствующих демонстрации эстетических качеств и технических свойств объектов[2].

Общая динамика развития искусства в постконцептуальную эпоху, не позволяющая сводить выставляемый экспонат к какому-то одному идеологическому или эстетическому концепту, заставляет музеи XXI века начать демонстрацию предметов на прилегающей территории. Во-первых, многим световым инсталляциям становится тесно во внутреннем пространстве музея из-за их крупногабаритных форм. Стремление к гигантизму свойственно не только инсталляциям, но и световым скульптурным композициям, главной задачей которых является привлечение посетителя в музей [2]. Во-вторых, за счет расположения в инородном пространстве классическая люстра начинает играть новыми красками, что позволяет продемонстрировать ее совершенно иначе и задать другие связи объекта в пространственной среде. Одним из главных факторов, способствующего развитию экспонирования осветительных приборов вне дворцового или музейного пространства, является связанное с этим привлечение внимания как можно более широкой аудитории к проблеме освещения.

Свет становится медиумом, связывающим отдельные артефакты в их исторической данности с проективными задачами современного искусства. Именно в начале XXI века значительным сегментом в производстве и потреблении искусства оказываются фестивали и ярмарки-продажи. Важным аспектом в их организации становятся световые скульптуры и инсталляции, которые являются как декоративными элементами, так и объектами продаж. Антикварные салоны также начинают делать специальные проекты вне интерьера, продолжая традицию французских блошиных рынков под открытым небом. В большинстве европейских городов каждые выходные проходят антикварные рынки, где методы развески и демонстрации остаются такими же, как и на первых Всемирных выставках. [4].

Кроме представления светильников в музейном интерьере и экспонирования их в выставочных павильонах развивается практика представления люстры в садово-парковом пространстве и урбанистическом пейзаже. Распространенными являются проекты в ландшафтно-парковом пространстве, в частности сады — это наиболее популярные места размещения световых инсталляций как в Европе, так и в России. Стиль парка, как и осветительного прибора, всегда отражает эпоху, в которой он создавался. Осветительные приборы, внедренные в ландшафтное пространство, в контакте с природой рождают в садах неповторимую атмосферу.

Одной из наиболее сложных задач кураторов проектов является сохранность объектов и расположение их в природном пространстве, для чего разрабатываются сложнейшие конструкции экспонирования. Для проектов выбираются либо объекты, сделанные современными мастерами, либо реплики или копии светильников прошлого, а для демонстрации новых коллекций фирмы используются подлинные приборы или их части. Демонстрации осветительных приборов в парке способствуют свойства материалов, используемых для их изготовления. Различные виды металлов отражают солнечный свет, а стекло, пропуская его, переливается новыми красками.

В России опыт демонстрации осветительных приборов вне пространства музея почти не используется, за исключением нескольких проектов, где современные художники создают различные предметы из стекла и керамики, в том числе и осветительные приборы, размещая их в пространстве парка. [5,6]. Первым такой проект осуществил Государственный музей-заповедник «Царицыно», проведя с 2001 по 2005 год ряд симпозиумов — «Руины дворца» и «Стекло в ландшафте». Как пишет в одном из интервью основатель проекта, «экспонирование работ предполагает не следование заданному сценарию, а творческую импровизацию. Магия стекла, его способность отражать, преломлять и поглощать окружающее пространство по-новому открывается в этих произведениях». В 2005 году близкий по содержанию проект «Стекло на траве и керамика в пейзаже» прошел в Санкт-Петербурге в Елагинском дворце-музее русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. В отличие от предыдущего проекта, в Елагинском парке размещение экспонатов зависело от ландшафта — именно место определяло характер экспозиции и ее эмоционально-образную среду. На выставке использовались как объекты, сделанные специально для паркового пространства, так и предметы из коллекции музея.

На фестивале «Огонь, мерцающий в ночи», прошедшем в музее-усадьбе «Кусково» в 2017 году, на территории садово-паркового ансамбля были представлены произведения современных мастеров из стекла и керамики, выполненные специально для данного проекта, с учетом тематики и ландшафтных особенностей мест их экспонирования. Проект просуществовал один день, что позволило работать с хрупкими материалами. В темное время суток все стеклянные и керамические объекты выполняли роль осветительных приборов, что создавало атмосферу праздника — стекло переливалось, а керамика отбрасывала яркие тени. В одном художественном порыве создавался синтез природы, музыки и света.

Такие проекты организуются и на территории Европы. Например, парк Сан-Суси украшают копиями четырехсот красочных стеклянных ламп (красных, желтых, зеленых, синих), придуманных для декорирования садов, когда еще не было создано электричество. Оригиналы этих ламп относятся к XVIII веку, а конструкция их схожа с древнеримскими светильниками. Освещение, по задумке куратора, должно было подчеркивать ландшафт сада. Днем стекло переливалось на солнце и создавало дополнительные световые эффекты. Основные свойства стекла и податливость материала вызывали интерес у многих художников и архитекторов.

В арт-парке «Никола-Ленивец», расположенном в России в Калужской области, под открытым небом ежегодно создаются различные художественные объекты. В 2017 году в рамках проходящего на территории парка фестиваля с темой «Как жить?» был выполнен объект «Дом с люстрой». Это небольшое жилое пространство, башня, состоящая из двух находящихся друг на друге параллелепипедов. Нижний параллелепипед значительно крупнее, выполнен из дерева и не имеет окон по бокам. Лишь небольшое окно расположено между двух объемов и соединяет пространства. Стены второго параллелепипеда выполнены из стекла, внутри которого находится люстра. Таким образом, в дневное время пространство освещает естественный свет, проходящий через окно в потолке, а в вечернее дом освещается люстрой, но при этом предмет освещения находится не внутри интерьера, а снаружи, что создает ощущение уюта у находящего на улице человека. Неслучайно архитекторы среди всех предметов освещения выбирают для своего пространства люстру, так как именно она на протяжении истории ассоциируется у человека с уютом, роскошью и доминантой интерьера, соединяя пространство улицы и внутреннее пространство дома.

В 2019 году в Канаде художник Родни Грэмм создал проект «Вращающаяся люстра». Он разместил роскошную «французскую» люстру под опорами Ванкуверского моста — в пространстве, в котором в обычно ищут убежище бездомные. Этот проект был придуман, чтобы подчеркнуть неравенство между разными социальными классами. Дважды в день люстра зажигалась и опускалась под опоры моста, создавая общественное пространство, в котором собирались художники, а также проводились различные встречи между жителями района. Люстра, как и в классическом интерьере, стала доминантой пространства, создавая ощущение «псевдоинтерьера» вокруг себя.

В 2006 году художник Адам Тененберг и его друг-воздухоплаватель создали проект под названием «Дерево люстр» в Лос-Анджелесе. Первоначально на дереве было размещено две люстры, позже коллекция выросла — что-то друзья покупали сами, что-то им присылали другие люди со всего мира. Сейчас на дереве размещено тридцать четыре люстры, которые зажигаются по вечерам и освещают пространство вокруг дерева. В этом проекте в основном использованы современные образцы, а также есть несколько антикварных осветительных приборов.

Большое количество стекольных инсталляций связано с именем Дейл Чихули (1941 г. р.), который является одним из лучших стеклодувов современности. Он создает композиции из стекла самых причудливых форм. [8] Одной из ключевых тем его творчества стали светильники типа «люстра». Для демонстрации своих проектов художник всегда выбирает уникальные места: на площадях, в парках, в музее или прилегающих к музеям территориях — это позволяет наилучшим образом продемонстрировать объект и привлечь внимание зрителей. Ранее нами уже были рассмотрены проекты музейного экспонирования люстр работы Дейла Чихули, наделенных красочностью и монументальностью.

Раннее творчество художника посвящено крупным объектам из цветного стекла, которые напоминали цветочные композиции, но после первой поездки в Венецию в 1967 году главной темой для него стали «люстры» причудливых форм и размеров. На основе традиционных художественных работ, сделанных на острове Мурано, Дейл Чихули открыл собственную мастерскую в Соединенных Штатах под названием «Пилчак», в которой будут реализоваться его сложные проекты, и которая будет помогать ему в его многообразных работах. Однако после несчастного случая, произошедшего с художником, он начал заниматься исключительно концепцией, научной и менеджерской деятельностью, а всю техническую часть отдал своим подмастерьям. После знакомства с венецианскими мастерами во время одной из поездок Дейл Чихули начинает практиковать создание люстр на глазах у зрителей. Таким образом он превращает создание люстры в перформативную практику.

За основу художник берет конструкцию классической венецианской люстры с металлическим штоком и декоративными выдувными элементами, преображая ее стеклянные формы, играя с размерами и окраской материала. Его интерес привлекают яркие открытые цвета, для этого Дейл Чихули проводит огромное количество опытов в стекольном деле, советуясь с лучшими мировыми экспертами. Люстра интересует его как объект эстетический, как это было первоначально, функциональную часть он максимально убирает, и лишь некоторые проекты подсвечиваются с помощью газа изнутри.

Грандиозный проект «Чихули всей Венеции», организованный мастером в Венеции с 1995 по 1996 года в сотрудничестве с лучшими стеклодувами Финляндии, Ирландии, Мексики, Италии, США, состоял из четырнадцати люстр, располагавшихся в архитектурных пространствах, парках, на площадях и т. д. Именно в этот период были разработаны специальные сложные конструкции для экспонирования крупных стеклянных объектов — люстр.

Например, люстра, выполненная ирландскими стеклодувами, располагалась на площади Штерн. Четырехметровая люстра была сделана из ярко-синего стекла и подвешена на металлический конусообразный каркас, обеспечивающий нужную высоту. Высота подвески была соразмерна с расположением потолочных осветительных приборов в пространстве дворца-музея. Синий цвет был выбран неслучайно, так как контрастировал с итальянской архитектурой и перекликался с голубым венецианским небом.

На рыбном рынке в Венеции находилась 2,5-метровая оранжевая люстра, выполненная стеклодувами из США, которая должна была напоминать жгучее итальянское солнце. Все остальные люстры также превратились в яркие городские акценты.

Кроме масштабного проекта в Венеции, люстры Дейла Чихули располагаются как спецпроекты у входа во многие музеи, что позволяет привлечь большое количество посетителей ярким цветом, необычной формой и масштабом. Также любой желающий может купить люстру Дейла Чихули и демонстрировать ее как в интерьере, так и в экстерьере.

Осветительные приборы Дейла Чихули экспонировались и в чикагских парках, где художник пытался создать подобие райского сада. Для этого проекта, кроме разнообразных стеклянных инсталляций, он создал люстру из красного стекла, которую задумал еще во время путешествия по Венеции, но первый экземпляр, созданный в Италии, был разбит по дороге в Америку. В японском саду чикагского парка Чихули разместил ярко-красную люстру, которая стала главным цветовым акцентом в зимнем пейзаже и отражалась о глади водоема летом. Для каждого своего проекта художник создает уникальные конструкции, которые помогают зафиксировать люстры в нужном положении. В данном случае люстра с помощью прозрачных креплений подвешивалась на опоры деревянного моста, что заставляло ее парить и превращаться в таинственный фонарь с легким свечением изнутри. Красный цвет был выбран неслучайно, он ассоциируется с любимыми цветами матери художника, растущими в семейном саду. В проектах Дейла Чихули стекло становится частью ландшафта, гармонично вписываясь в окружающее пространство и обогащая его.

Коллекционер и владелец фирмы по изготовлению люстр господин Матье, обращается к опыту экспонирования люстр под открытым небом, используя реплики или представляя новейшие модели осветительных приборов[10]. Свои проекты выставок светильников он реализует одновременно с автомобильными гонками и выставками ретроавтомобилей и автомобилей класса люкс, проходящими в садах замка Шантийи, что позволяет продемонстрировать люстры наибольшему количеству посетителей и покупателей.

В Шантийи люстры и световые скульптуры располагаются на дворцовой площади. Для удобной транспортировки каждый осветительный прибор размещается на специальной подвижной конструкции, состоящей из железных деталей, образующих между собой букву «П». Мобильность конструкции позволяет менять местоположение объекта в ландшафте, демонстрируя его то на фоне садов, то на фоне архитектуры и позволяя создавать наилучшие виды для его репрезентации. Для создания того же эффекта, который использует и фирма «Баккара» в своих музейных экспозициях, Матье обращается к визуальным медийным средствам, образующим особую атмосферу вокруг люстры.

Фирма «Баккара» для демонстрации своих новых коллекций также выносит предметы искусства и роскоши из закрытых помещений, меняя принципы экспонирования в пространстве собственного музея. Накрываются роскошные хрустальные столы, над которым и подвешивается осветительный прибор, выполненный в том же стиле, что и хрустальный сервиз. Некоторые объекты демонстрируются под стеклянным куполом, что значительно уменьшает их взаимосвязь с окружающей средой. На одном из своих превью фирма создала «хрустальное дерево», подвесив хрустальные детали люстр — «рожки» — на ветвях. Для привлечения покупателей фирма демонстрирует свои осветительные приборы и посуду на презентациях и гонках лучших яхт-клубов, включая хрустальные предметы в интерьер или создавая отдельные инсталляции из хрусталя.

В 2018 году фирма «Баккара» сделала к своему юбилею выставку «Симфония света» в Третьяковском проезде на Николской улице в Москве, где под сводами арки представила семь классических люстр. В вечернее время они освещали пространства улицы, что позволило продемонстрировать люстры со всех сторон и подчеркнуть каждый их декоративный элемент.

Начиная с 2000-х годов, мировые столицы и другие крупные города богато украшают иллюминацией, особенно в рождественские и новогодние праздники. Одним из излюбленных элементов становятся различного вида световые гирлянды, соединенные люстрами. Например, в Москве в 2020 году на Лубянской площади был размещен световой туннель, состоящий из световых дуг, в которых в середине каждой третьей дуги находились английские каскадные люстры. Все люстры выполнены силуэтно из светодиодных лент. На Цветном бульваре были размещены световые дуги с подвешенными на них световыми конструкциями, напоминающими немецкие паникадило. В декорации улиц используются и другие виды осветительных приборов, например, канделябры, созданные в том же «каркасном» стиле, что и потолочно-осветительные приборы, которые мы рассматривали ранее.

Также световые композиции с люстрами могут быть полноценными арт-объектами. На центральной площади в Челябинске в 2020 году был установлен световой арт-объект в виде огромной люстры, подвешенной на специально созданный фонарный столб. Данный арт-объект выполнен в той же каркасной манере, как и предыдущие образцы. Светящиеся люстры на улицах городов, как и в дворцовом интерьере, создают атмосферу праздника.

Пространство сада и улицы позволяет продемонстрировать классические люстры и разнообразные интерпретации на тему потолочного освещения наибольшему количеству посетителей, подчеркнуть свойства материала и раскрыть эстетику осветительных приборов. В настоящее время демонстрация «люстр» под открытым небом становится популярна не только у художников и кураторов, но и у декораторов. Тем самым рабочие принципы современного искусства находят продолжение как внутри отдельных арт-проектов, связанных с люстрами, так и в прикладной декоративной практике, использующей предметность и фактурность люстр, но диалектически расширяющей поле современного постконцептуального искусства как ситуативного, контингентного и при этом производящего продуктивные для осмысления социокультурной проблематики решения. Так выставочные практики, направленные на расширение зрительской аудитории, работают и на локальное и глобальное развитие общей системы постконцептуального современного искусства.

References
1. Mitnik, M. A. Novye tendentsii eksponirovaniya potolochnykh svetil'nikov tipa «lyustra» kak vopros tselostnykh vystavochnykh proektov / M. A. Mitnik // Kul'tura i iskusstvo. — 2021. — № 6. — S. 1–9.
2. Mitnik, M. A. Eksponirovanie osvetitel'nykh priborov: iskusstvovedcheskie printsipy muzeinykh reshenii / M. A. Mitnik // Vestnik RGGU (Filosofiya, Sotsiologiya, Iskusstvovedenie). — 2019. — № 1(15). — S. 76–87.
3. Mathieu lustrerie [sait]. Paris, 2015–2018. URL: https://www.mathieulustrerie.com (data obrashcheniya: 25.03.2018).
4. Dranichkina, O. S. Iskusstvo eksponirovaniya pod otkrytym nebom: evolyutsiya, tipologiya, sovremennaya transformatsiya formy : dis. … kand. nauk : 17.00.04 / Dranichkina Ol'ga Sergeevna. — M., 2015. — 228 s.
5. Steklo v landshafte [sait]. M., 2015–2018. URL: https://www.cteclocari.ru (data obrashcheniya: 25.01.2018).
6. Steklo v landshafte [sait]. M., 2015-2018. URL: https://www.cteclocari.ru (data obrashcheniya: 25.01.2018).
7. Ogon', mertsayushchii v nochi [sait]. M., 2015–2018. URL: https://www.kuskovo.ru (data obrashcheniya: 25.03.2018).
8. Kuspit, D. Chihuly / D. Kuspit. — New York: Harry N. Abrams, 1998. — 250 p.
9. Warmus, W. Chihuly Over Venice / W. Warmus. — Seattle : Portland Press, 1996. — 200 p.
10. Galeria Mathieu lustrerie. Pressa mathieu [sait]. — Paris, 2015–2018. — URL: http://www.galerieregismathieu.com/presse/print/ (data obrashcheniya: 25.03.2018).